О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.955:373.54
Т. Ш. Миннибаев, K. T Тимошенко, Г. А. Гончарова
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ, УСПЕВАЕМОСТЬ И АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ
классов «школа-вуз»
ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
В статье рассмотрены гигиенические аспекты оптимизации суточного и недельного бюджетов времени, формирование основ здорового образа жизни учащихся 10—11-х профориентационных классов общеобразовательных школ при интенсификации занятий в школе, адаптации студентов I курса вуза.
Ключевые слова: школьник, профильное обучение, бюджет времени, адаптация
T. Sh. Minnibayev, K. T. Timoshenko, G. A. Goncharova — TIME BUDGET, PROGRESS, AND ADAPTATION IN SCHOOL-UNIVERSITY PROFILE CLASS PUPILS
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
The paper considers the hygienic aspects of optimization of daily and weekly time budgets, the formation of healthy lifestyle choices in 10th-to-11th-form pupils from the vocational guidance classes of comprehensive secondary schools during intensified school lessons and adaptation of first-year students.
Key words: schoolchild, profile education, time budget, adaptation
Завершающий этап школьного обучения в психолого-педагогическом и физиолого-гигиеническом отношениях - сложный период в жизнедеятельности подростков. Он протекает на фоне пубертатных преобразований в организме и личностного становления, сопровождается существенным увеличением интеллектуальных нагрузок. Происходит дифференциация профориентации по профессиональным направлениям, индивидуализация образовательного процесса. Во многих случаях увеличение педагогической нагрузки, интенсификация обучения реализуются на фоне неблагоприятной динамики показателей состояния здоровья учащихся [1-3]. В настоящее время для успешного освоения сложных учебных программ, профилактики раннего развития утомления большую актуальность приобретает правильное с гигиенических позиций распределение и использование временных ресурсов учащихся, прежде всего при профилизации обучения. Сегодня это является ведущим звеном модернизации педагогического процесса. Пути решения этих вопросов в гигиенической литературе освещены недостаточно. Проект новых стандартов школьного образования, основанных на принципах концепции профильного обучения, требует оптимизации с гигиенических позиций содержания, форм, методов и результатов образования, обеспечивающих необходимые знания при сохранении и укреплении здоровья.
Цель исследования - гигиеническая оптимизация структуры суточного фонда бюджета времени в недельном цикле занятий у школьников 10—11-х классов при профилизации обучения в медико-биологических классах. Основу рабочей гипотезы исследования составляет представление о возможном положительном влиянии рационализации структуры бюджетов времени на успешное обучение в школе и адаптацию в процессе обучения в вузе.
Миннибаев Т. Ш. - д-р мед. наук, проф., зав. лаб. проблем университетской гигиены ([email protected]); Тимошенко К. Т. - канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. проблем университетской гигиены ([email protected]); Гончарова Г. А. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. проблем университетской гигиены ([email protected])
материалы и методы
В динамических физиолого-гигиенических исследованиях принимали участие 700 школьников 10-11-х профильных медико-биологических и общеобразовательных классов в возрасте 15-16 лет, 240 студентов-первокурсников - всего 940 учащихся. Повторные исследования проведены с интервалом в 5-6 лет. В работе использованы широко апробированные надежные методики социологических исследований - саморегистрация осуществленных видов деятельности, анкетирование, интервьюирование, а также анализ показателей педагогической успеваемости.
результаты и обсуждение
Анализ системы организации профильного обучения в современной школе позволил сформулировать два основных направления профилизации школьного обучения. Первое направление - это общая «безадресная» профилизация обучения. Второе направление - профориентационная профилизация, когда сам учащийся мотивированно ориентирован на конкретную профессию или область профессиональной деятельности. Для учащихся 10-11-х классов профориентационное профильное обучение в ближайшей перспективе - это и ориентир на конкретный вуз (мы его условно назвали «школа-вуз»). Набор учащихся в профильные классы системы «школа-вуз» производится по личному желанию учащихся независимо от их места проживания, что может отразиться на характеристике структуры их бюджетов времени и способствовать изменению соотношений распределения времени на различные необходимые виды деятельности. Конкретный выбор направления профориентации осуществляет сам учащийся на основе сложившегося у него представления о будущей профессии и сформированной первичной мотивации к ней. Устойчивая ориентация в отношении будущей профессии окончательно формируется в процессе профильного обучения в базовых школах системы «школа-вуз». Профориентационное профильное обучение в старших классах осуществляется по адаптированным программам, интегрированным в вузовскую систему обучения,
67
гиена и санитария
2/2012
что направлено на успешное обучение и адаптацию к системе обучения в вузе.
Бюджет времени в настоящем исследовании рассматривается с позиции оптимизации планирования, распределения и использования суточного (недельного и т. д.) фонда времени на те виды деятельности, которые являются приоритетными и доминирующими в период целенаправленных интенсивных занятий на завершающем этапе школьного образования и подготовки к поступлению в высшее учебное заведение. При изучении бюджета времени школьников время не рассматривается как философская категория, обозначающая форму бытия, а употребляется нами в прикладном значении. В данном случае время выступает как социальный фактор, связанный с понятиями здоровый образ жизни, эффективность учебной деятельности школьника и рационализация педагогического процесса. Нами проанализирована структура суточного бюджета времени школьников, определена доля основных видов деятельности в суточных бюджетах времени учащихся. В среднесуточном бюджете времени десятиклассников основное место занимает суммарное учебное время (подразумеваются все виды учебной деятельности). У обследованных школьников 10-11-х профильных классов оно составляет в среднем 10 ч с индивидуальными различиями от 8 до 12 ч в отдельные дни недели. Время классных занятий в школе составляет в среднем
6-7 ч. При этом продолжительность самостоятельных (домашних) учебных занятий у отдельных индивидуумов колеблется в пределах от 2,5 до 6,7 ч, составляя в среднем 3,4 ч в день. Значительная доля суточного бюджета времени - в среднем 2 ч (с индивидуальными различиями от 1 до 3 ч) тратится на связанный с учебой вид деятельности - передвижения в процессе учебного дня.
На сон обследованные десятиклассники отводят в среднем 6,8 ч в сутки. Индивидуальные различия в продолжительности ночного сна среди опрошенных школьников составляют от 6 до 8 ч и более в разные дни недели. В выходные дни продолжительность сна увеличивается в среднем на 2-3 ч. При этом подавляющее большинство (86,5%) школьников не испытывают дефицита сна. Время на личную гигиену, организацию быта, питания и т. п. у обследованных школьников составляет в среднем 2,4 ч с колебаниями от 1 до 3,5 ч. Свободное время обследованных школьников составляет в среднем 1 ч. На прочие виды деятельности уходит 1,9 ч в день. Анализ представленных данных показывает, что в режиме дня учеников профильных классов на завершающем этапе школьного обучения преобладают строго определенные целенаправленные виды деятельности: учеба и связанные с ней виды деятельности (переезды), виды деятельности, направленные на удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание, личная гигиена). Следует подчеркнуть, что, несмотря на доминирующее значение учебной деятельности, в бюджете времени школьников присутствует доля свободного времени. В данном исследовании под свободным временем школьников понимается время, не связанное с выполнением обязательных учебных занятий или поручений родителей. Свободное время не означает пустое времяпрепровождение. Свободное время - это время, которое может заполняться любыми полезными видами деятельности, выполняемыми школьником по своему усмотрению и свободно-
му графику в свободное от учебы время (чтение, просмотр телепередач, занятие спортом, общение и т. п.). У обследованных десятиклассников в суточном бюджете времени свободное время составляет в среднем 1 ч с индивидуальными колебаниями от 0,5 до 2,5 ч. Этот факт свидетельствует о степени социальной зрелости данного контингента учащихся. При этом следует отметить, что достоверных гендерных различий ни в структуре бюджета времени, ни в продолжительности отдельных видов деятельности не выявлено.
Таким образом, у обследованной группы десятиклассников, обучающихся в медико-биологических классах, более половины (51,3%) суточного времени отводится на учебу с дорогой туда и обратно. Второе место в доле суточного бюджета времени школьников занимает время на основной восстановительный отдых - ночной сон (26,7%), третье место (10%) - время на личную гигиену, самообслуживание, питание и т. п. Доля свободного времени составляет 4,1%. На прочие виды деятельности уходит 7,9% суточного времени.
На втором году профильного обучения в среднесуточном бюджете времени школьников 11-х классов существенных изменений не происходило. Такую закономерность можно было и предположить, так как бюджет времени десятиклассников был достаточно плотным и резервов для маневров и перераспределения времени на другие виды деятельности не оставалось. Бюджеты времени учеников 11-х классов как по видам деятельности, так и по их продолжительности в основном совпадают с таковыми у учеников 10-х профориентационных классов. В структуре бюджета времени 11-классников несколько возросла доля времени на учебу (в среднем 10,9 ч с индивидуальными колебаниями в отдельные дни от 8,5 до 13 ч) и ночной сон (в среднем 6,5 ч с колебаниями у отдельных индивидуумов от 5,5 до 8 ч в день) за счет некоторого сокращения доли свободного времени (в среднем на 0,6 ч) и времени на прочие виды деятельности (в среднем 1,4 ч). В режиме дня и образе жизни у данной категории школьников более половины суточного времени отводится на обязательные учебные занятия. На различные виды учебных занятий с дорогой туда и обратно ученики 11-х классов тратят в среднем 54,2% суточного фонда времени. Полученные данные свидетельствуют о том, что и на втором году обучения в профориентационных медико-биологических классах стиль и образ жизни школьников целенаправленно подчинены достижению основной цели профориентационного обучения - успешному завершению школьного образования и приобретению достаточных знаний для успешного профессионального обучения в высшем учебном заведении.
Эффективность профориентационного обучения определяется и тем, что за 2 года в среднем 90-92% учащихся самоопределяются (самоутверждаются) в правильности их первичной профориентации и делают окончательный выбор будущей профессии и соответственно вуза, где будут в дальнейшем учиться. И лишь около 8-10% учащихся, ближе познакомившись с предварительно намеченной профессией, принимают решение о смене направления профессиональной ориентации и соответственно учебы. Этот факт сам по себе имеет большое не только личностное, но и социальное значение, так как происходит мотивированный отсев еще до поступления в вуз. По субъективной оценке (анкетирование) 90-85% школьников 10-11-х профиль-
68
ных классов могли бы еще больше заниматься учебнопознавательной деятельностью без ущерба для своего здоровья, но не каждый день. Для нормального роста и развития, сохранения и укрепления здоровья большое значение имеет набор, продолжительность и привычное чередование видов деятельности, что принято называть режимом дня. Благодаря выработавшемуся условному рефлексу на время организм школьника в каждый момент подготовлен к тому виду деятельности, который ему предстоит по привычному графику. Поэтому при соблюдении гигиенически обоснованного режима дня формируется жизненный стереотип и все психофизиологические процессы (занятия, питание, засыпание и т. д.) протекают быстрее, легче, с меньшей «физиологической ценой» [3]. Мы можем констатировать, что соответствие психофизиологических возможностей организма основным требованиям учебного процесса является фактором профилактики развития хронического стресса и психосоматической патологии у учащихся при интенсивных формах обучения.
Отдаленные результаты сравнительной оценки адаптации студентов на первом году обучения в вузе показали благоприятную динамику по критериям успешности обучения. По итогам первой экзаменационной
сессии в вузе доля студентов из числа профильных классов, сдавших сессию на 4 и 5 составила более 80% против 69% среди остальных групп студентов. Итоговые экзаменационные оценки за I курс у них выше по каждому предмету, чем у остальных первокурсников. Такая тенденция носила устойчивый характер на протяжении всего периода обучения в вузе.
Таким образом, профориентационное профильное обучение в системе «школа-вуз» на завершающем этапе школьного образования обусловливает формирование у школьников устойчивой мотивации к осознанным систематическим достаточно продолжительным и интенсивным учебным занятиям, обеспечивающим высокий уровень знаний, успешную адаптацию к обучению в вузе.
Литер атур а
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Намазова-Баранова Л. С. и др. //
Школа здоровья. - 2011. - № 1. - С. 25-65.
2 . Рапопорт И. К., Бобрышева Е. Г. // Гиг. и сан. - 2007. - №
1. - С. 67-70.
3 . Судаков К. В. Физиологические механизмы учебной дея-
тельности студентов. - М., 2007.
Поступила 13.04.11
© А. Г. ПЛАТОНОВА, 2012 УДК 613.955:572.51
А. Г. Платонова
ИЗМЕНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КИЕВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗА ДЕСЯТИЛЕТНИЙ Период (1996-2008 ГГ.)
ГУ Институт гигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзеева АМН Украины, Киев
Проведена оценка физического развития и морфофункционального состояния 2452 городских школьников по украинским стандартам (межгрупповые шкалы регрессии). Показано, что за период обучения в школе наблюдается качественное и количественное достоверное ухудшение в физическом развитии и морфофункциональном состоянии (МФС) киевских школьников обоего пола, наиболее выраженное у мальчиков. Нормальное физическое развитие и гармоничное МФС имеют не более 57-59% киевских детей в возрасте 6-17лет. Избыток массы тела, дефицит окружности грудной клетки имеют каждый шестой киевский мальчик и каждая пятая девочка. За период с 1996 по 2008 г. выявлено достоверное увеличение массы тела у детей на фоне отсутствия соответствующих изменений в показателях окружности грудной клетки и длине тела, что указывает на дисбаланс в процессах роста и физического развития у современных киевских школьников. Разработаны и внедрены в практику государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины «Стандарты для оценки физического развития школьников».
Ключевые слова: физическое развитие, антропометрия, школьники, стандарты
A. G. Platonova - CHANGES IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF KIEV SCHOOLCHILDREN OVER A TEN-YEAR PERIOD (1996-2008)
A. N. Marzeyev Institute for Hygiene and Medical Ecology, Academy of Medical Sciences of Ukraine, Kiev
Physical development and morphofunctional state were assessed in 2452 urban schoolchildren, by using the Ukrainian standards (intergroup regression scales). During their schooling, the Kiev schoolchildren of both sexes were shown to have significant qualitative and quantitative physical and morphofunctional worsening that was more obvious in boys. Not more than 57-59% of the Kiev children aged 6 to 17 years had normal physical development and harmonic morphofunctional state. Every six Kiev boys and every five girls had overweight and reduced chest circumference. In the period 1996-2008, there was significant weight gain without respective changes in chest circumference and height, which indicated an imbalance in growth processes and physical development in the present-day Kiev schoolchildren. Evaluation standards for schoolchildren’s physical development were developed and put into practice of the state sanitary-and-epidemiological service of Ukraine.
Key words: physical development, anthropometry, schoolchildren, standards
Платонова А. Г. - вед. науч. сотр. отд. гигиены детства, канд. мед. наук ([email protected])
69