Апрель №4 (200)
ЗНиСО
31
g УДК 613.955:304.3:373.546
g АНАЛИЗ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Г. = МОСКВЫ И ПОДМОСКОВЬЯ
¡Е5 Н.И. Шеина, З.А. Овчинникова
^ ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет
'ip имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
Проведен анализ распространения поведенческих факторов риска по данным анкетирования учащихся общеобразовательных и медико-биологических классов г. Москвы и Подмосковья. Табакокурение и употребление спиртных напитков не распространены среди изучаемого контингента старшеклассников. 9-11 % учащихся курят каждый день, а 35-47 % пробовали алкогольные напитки. Значимых различий в распространении вредных привычек у школьников различных типов обучения не установлено.
Ключевые слова: табакокурение, употребление алкоголя, старшеклассники.
N.I. Sheina, Z.A. Ovchinnikova □ ANALYSIS OF BEHAVIORAL RISK FACTORS OF SCHOOL SENIORS IN MOSCOW AND MOSCOW REGION □ Medical University «Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov» the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.
The prevalence of behavioral risk factors according to the survey of pupils of educational and biomedical classes in Moscow and the Moscow region. Tobacco and alcohol consumption is not common among the studied contingent of high school students. 9-11 % of pupils smoke every day, and 35-47 % have tried alcoholic beverages. No significant differences in the spread of harmful habits among schoolchildren of different types of training has been established.
Key words: smoking, drinking, school seniors.
Вредные привычки, такие как табакокурение, наряду с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ рассматриваются в настоящее время в качестве поведенческих факторов риска, лежащих в основе возникновения и прогрессирования большинства хронических заболеваний и связанных с ними осложнений, которые могут приводить в дальнейшем к утрате работоспособности, ранней инвалидизации и смертности [4]. Доказана также значимость курения и алкоголизации в формировании физического и психического развития подростков, а также и в становлении репродуктивной функции женского организма.
Так, табакокурение является одной из основных причин возникновения и прогрессиро-вания болезней органов дыхания, а наиболее чувствительными к токсическому и аллергизи-рующему воздействию табачного дыма являются дети и подростки. Указанное определяет необходимость активного выявления факторов, способствующих распространению вредных пристрастий [3, 7].
Поэтому можно говорить о том, что распространенность поведенческих факторов риска является важнейшим медико-социальным показателем, характеризующим состояние здоровья детей и подростков, а также определяет характер и стереотипы поведения.
Детское и подростковое курение в большей или меньшей степени характерно для всех стран мира [6]. В нашей стране сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с высоким уровнем распространенности табакокурения среди детей и подростков, что в значительной степени определяет неблагоприятный прогноз здоровья в будущем [8]. Исследованиями показано, что в подростковом возрасте наблюдается достоверный рост распространенности вредных привычек. По данным репрезентативной национальной выборки к 11-му классу курят более 60 % мальчиков и 40 % девочек, в 13-15 лет -
25,4 % и 20,9 % соответственно. Показатель злоупотребления алкоголя возрос более чем на 60 % по сравнению с 1999 г. Вышеуказанное определяет актуальность проводимого исследования.
Цель исследования - провести анализ распространения поведенческих факторов риска по данным анкетирования учащихся общеобразовательных классов (ООК) и медико-биологических классов (МБК) г. Москвы и Подмосковья.
Методы исследования. Для проведения исследования были выбраны 17 школ г. Москвы и 6 школ, расположенных в Московской области, включенных в программу довузовской подготовки по медико-биологическим дисциплинам. Объем наблюдения составил 823 школьника МБК и ООК.
Исследование, проведенное в условиях естественного гигиенического эксперимента, включало анкетирование старшеклассников, а также статистические и аналитические методы. Предложенные старшеклассникам анкеты включали широкий круг вопросов, касающихся условий обучения в школе и образа жизни, в том числе табакокурения и употребления алкоголя.
Формы опросников для изучения влияния условий обучения и образа жизни на здоровье старшеклассников были адаптированы к российским условиям на основе Международной профилактической программы ВОЗ CINDI (Countrywide Integrated Noncommunicable Disease Intervention programme) [10].
Результаты исследования. Табакокурение остается одной из самых распространенных вредных привычек, охвативших значительную часть населения, несмотря на то, что оно является одной из основных причин возникновения и прогрессирования большинства хронических заболеваний. Привычка к курению, как правило, формируется в подростковом возрасте. Курение для подростков является проявлением социальной активности, способом достижения контакта со сверстниками [15]. Однако продолжи-
32
ЗНиСО
Апрель №4 (200)
тельность курения и его интенсивность у детей и подростков не так выражена, как у взрослых.
Результаты оценки распространенности привычки к курению среди старшеклассников представлены в таблице 1. Показано, что более 50 % (52,4-64,7 %) учащихся 10-11классов не проявляли интерес к курению и не пробовали это делать. Третья часть девушек (35,3 %) и почти половина юношей (46,3 %, р < 0,05) МБК уже пробовали курить, однако это меньше, чем среди школьников ООК.
Подавляющая часть старшеклассников (73,0— 84,2 %) не курит постоянно. Однако 9,2 % девушек и 10,5 % юношей МБК курят каждый день. В ООК постоянно курящих школьников выявлено больше, но не значимо статистически (10,3 % девушек и 11,3 % юношей). Полученные данные значительно ниже, чем средние данные по г. Москве — 25-30 % курящих старшеклассников [9].
Существенных различий по изучаемым показателям между старшеклассниками общеобразовательных и медико-биологических классов не обнаружено. В целом курение как вредный социальный атрибут общества не распространено среди старшеклассников обследованных школ.
Согласно данным литературы употребление алкоголя дает возможность молодым людям почувствовать себя старше, поскольку оно представляет собой одну из желанных привилегий взрослых. Подростки могут видеть в нем средство утверждения своей самостоятельности и дос-
тижения независимости от родителей. Молодые люди могут считать, что алкоголь удовлетворяет их социальным и личным потребностям, облегчая контакты со сверстниками и способствуя формированию новых взаимоотношений [14].
Отношение к алкоголю согласно анкетированию старшеклассников представлено в таблице 2. В результате анонимного анкетирования выявлено, что пробовали алкогольные напитки 59,6 % девушек МБК, что достоверно ниже по сравнению с девочками в ООК.
Среди юношей МБК пробовали спиртные напитки 61,7 %, что несколько ниже по сравнению с мальчиками ООК. Соответственно этому в ООК не пробовали алкоголь достоверно меньше юношей и девушек (табл. 2).
При сравнительной оценке состояния опьянения достоверных различий между МБК и ООК не выявлено. Полученные данные указывают на то, что большая часть школьников (72,8—74,1 %) вообще не испытывала состояния опьянения. Однако среди девушек выявлена группа (20,6— 21,3 %), которая однажды испытала это состояние. Юноши были в состоянии опьянения 2—3 раза, что значимо отличается от девушек.
Анализ употребления спиртных напитков различной крепости выявил, что пиво каждый месяц употребляют как девушки, так и юноши, однако последние достоверно больше (8,8 % девушек против 24,7 % юношей МБК, р < 0,01 и 9,8 % девушек против 20,5 % юношей ООК, р < 0,05, табл. 3).
Таблица 1. Сравнительная оценка приобщения к курению среди школьников медико-биологических и общеобразовательных классов
Вариант ответа Медико-биологические классы Общеобразовательные классы
девушки юноши девушки юноши
п = 272 % п = 162 % п = 204 % п = 185 %
Вы когда-нибудь пробовали курить?
Да 96 35,3 75 46,3|* р < 0,05 82 40,2 88 47,6
Нет 176 64,7 87 53,7 122 59,8 97 52,4
Как часто Вы курите теперь?
Каждый день 25 9,2 17 10,5 21 10,3 21 11,3
1 раз в неделю 7 2,6 6 3,7 4 2,0 9 4,9
Я не курю 229 84,2 120 74,1 171 83,8 135 73,0
* Обозначена достоверность различий между юношами и девушками
Таблица 2. Оценка приобщения к алкогольным напиткам среди старшеклассников
г. Москвы и Подмосковья
Вариант ответа Медико-биологические классы Общеобразовательные классы
девушки юноши девушки юноши
п = 272 % п = 162 % п = 204 % п = 185 %
Вы когда-нибудь пробовали алкогольные напитки?
Да 162 59,6 100 61,7 155 76,0| р < 0,05 126 68,1
Нет 110 40,4 56 34,6| р < 0,05 49 24,0| р < 0,001 42 22,7
Не знаю 0 0 6 3,7 0 0 17 9,2
Вы когда-нибудь «напивались»?
Нет, никогда 198 72,8 120 74,1 150 73,5 136 73,5
Да, однажды 58 21,3|* р < 0,01 15 9,3 42 20,6|* р < 0,01 17 9,2
Да, 2—3 раза 4 1,5 21 13|* р < 0,001 4 2,0 24 13,0|* р < 0,001
Да, 4—10 раз 5 1,8 3 1,8 3 1,5 5 2,7
Да, более 10 раз 7 2,6 3 1,8 5 2,4 3 1,6
* Обозначена достоверность различий между юношами и девушками
Апрель №4 (200)
ЗНиСО
33
^р Таблица 3. Оценка ассортимента алкогольных напитков, которые употребляются старшеклассниками
Медико-биологические классы Общеобразовательные классы
Вариант ответа девушки юноши девушки юноши
п = 272 % п = 162 % п = 204 % п = 185 %
1. Пиво
Каждую неделю 0 0 6 3,7 0 0 8 4,3
Каждый месяц 24 8,8 40 24,7|* р < 0,01 20 9,8 38 20,5|* р < 0,05
Меньше 1 раза в 9 3,3 10 6,2 8 3,9 9 4,9
неделю
Никогда 239 87,9|* р < 0,01 106 65,4 176 86,3 130 70,3
2. Ликер
Каждый месяц 30 11,0 0 0 32 15,7 0 0
Меньше 1 раза в 0 0 21 13,0 0 0 25 13,5
неделю
Никогда 242 89,0 141 87,0 172 84,3 160 86,5
3. Водка, коньяк
Каждый месяц 0 0 14 8,6 0 0 20 10,8
Меньше 1 раза в 0 0 0 0 0 0 4 2,2
неделю
Никогда 272 100,0 148 91,4 204 100,0 161 87,0
* Обозначена достоверность различий между мальчиками и девочками
Сладкие крепкие напитки (ликеры) предпочитает употреблять небольшой процент девушек обоих типов классов. Крепкие спиртные напитки употребляют каждый месяц 8,6 % юношей МБК и 10,8 % юношей ООК, девушки вообще не употребляют водку и коньяк. В целом, можно отметить тенденцию увеличения употребления алкоголя школьниками ООК.
Полагаем, что отсутствие значительной распространенности вредных привычек может быть обусловлено высокой мотивацией к учебе (более 85 % старшеклассников уже определились с выбором профессии) и напряженным графиком обучения, особенно выраженным у старшеклассников медико-биологических классов.
Действительно, у старшеклассников учеба является основным и доминирующим видом деятельности в суточном бюджете времени, вокруг которого выстраиваются остальные виды жизнедеятельности. Большая учебная нагрузка в школе и вне ее с репетитором существенно меняет режим дня школьника в сторону увеличения дневной учебной активности и уменьшения ночного отдыха и свободного времени.
Использование метода экспертных оценок позволило выявить приоритетные факторы образа жизни старшеклассников, влияющие на формирование здоровья. Из данных, представленных на рис., следует, что первые ранговые места занимают такие факторы, как учебная нагрузка, двигательная активность, продолжительность ночного сна и рацион питания.
Вместе с тем, занимая пятую позицию среди приоритетных факторов, вредные привычки могут оказывать существенное влияние на состояние здоровья подростков. Снижение распространенности вредных привычек среди учащейся молодежи способствует становлению здорового образа жизни, что значится в числе основных приоритетов национальной политики Российской Федерации [11, 13].
25
5
4
Обозначения: 1 - учебный процесс, 2 - двигательная активность, 3 - ночной сон, 4 - питание, 5 - вредные привычки, 6 - досуг, 7 - санитарно-гигиеническое обеспечение школ
Рис. Вклад изученных факторов образа жизни (%) в здоровье старшеклассников.
Конечно, в формировании здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. У детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс. По мнению ученых-гигиенистов, необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков таких общественных институтов, как семья, школа, средние и высшие учебные заведения, трудовые коллективы, неформальные объединения [5, 12].
Эффективно формировать здоровый образ жизни детей и подростков можно, опираясь на знание реального образа жизни детей определенного возраста, пола, коллектива, для чего необходимо постоянно мониторировать рас-
6
3
34
ЗНиСО
Апрель №4 (200)
пространенность среди детей факторов риска. Деятельность взрослых следует больше ориентировать на укрепление здоровья мальчиков и юношей, поскольку они имеют высокую распространенность рискованных форм поведения. При формировании программ по формированию здорового образа жизни следует учитывать возрастные гендерные тенденции в отношении поведенческих факторов риска, меняющиеся с течением времени.
Важными являются информирование детского населения о факторах риска для их здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, которые должны осуществляться через средства массовой информации, наружную рекламу, произведения искусства, учебники и учебные пособия с учетом специфики этой группы населения, различающейся по возрасту, полу, образованию и социальному статусу [1, 2].
Выводы.
1. Табакокурение не распространено среди старшеклассников общеобразовательных и медико-биологических классов, большинство старшеклассников даже не пробовали курить.
2. Большая часть школьников (72,8—74,1 %) вообще не испытывала состояния опьянения, хотя 59,6—76,0 % пробовали алкоголь. Из алкогольных напитков девушки и юноши чаще употребляют пиво. Сладкие крепкие напитки в небольшом количестве, как правило, предпочитают девушки, а юноши — водку и коньяк.
3. Значимых различий в распространении вредных привычек (табакокурение и пристрастие к алкоголю) школьников различных типов обучения не установлено. Выявлены гендерные особенности отношения к курению и алкоголю у девушек и юношей старших классов.
4. Предложены основные направления профилактических мероприятий по формированию и поддержанию здорового образа жизни старшеклассников в отношении поведенческих факторов риска (табакокурение, употребление алкоголя).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Е.Г. и др. Влияние современных информационных технологий на поведение молодежи, ассоциированное с ВИЧ-инфекцией / Е.Г. Алексеева, О.Г. Бар-калова // Российский педиатрический журнал. 2012. № 1. С. 39—42.
2. Алексеева Е.Г. и др. Оценка эффективности средств и каналов массовых коммуникаций в снижении уровня
рискованного сексуального поведения подростков и молодежи / Е. Г. Алексеева, В. Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012. M 2. С. 15-20.
3. Баранов А.А. и др. Табакокурение детей и подростков. В сб.: Гигиенические и медико-социальные проблемы и пути их решения / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, И.В. Звез-дина. М.: Изд-во «Литтерра», 2007. 215 с.
4. Дедук Е. Л. и др. Факторы, влияющие на табакокурение учащихся среднего школьного возраста Москвы / Е.Л. Де-дук, Н.А. Ручкина, Н.Б. Мирская // Гигиена и санитария. 2011. M Э. С. 58-62.
5. Кучма В.Р. и др. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни: Монография / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 160 с.
6. Маркова A. И. и др. Отношение школьников к табакокурению, социально-гигиенические исследования / А.И. Маркова, А.В. Ляхович, А.С. Лозовская // Гигиена и санитария. 2011. M Э. С. 69-74.
7. Михайлов А.И. и др. Вредные привычки подростков и их связь с показателями здоровья / А.И. Михайлов, В.Ф. Кириллов, С.В. Саланина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2009. M 1 (190). С. 18-22.
8. Никитина О.В. и др. Особенности системного и местного иммунитета дыхательных путей при табакокурении у здоровых подростков / О.В. Никитина, И.Н. Чай-никова, М. А. Скачкова // Гигиена и санитария. 2012. N° Э. С. 59-61.
9. Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России // Гигиена и санитария. 2008. M 2. С. 72-77.
10. Российская программа интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний (CINDI) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cindi.gnicpm.ru/program.htm (дата обращения: 06.02.2017).
11. Соколова Н.В. Влияние образа жизни на формирование состояния здоровья школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2006. M 8 (161). С. 18-21.
12. Сухарев А.Г. и др. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения: Учебное пособие для врачей / А.Г. Сухарев, Л.Ф.Игнатова, Н.М. Цыренова. М: РМАПО. 2011. 228 с.
13. Юмукян А.В. Особенности состояния здоровья и образа жизни юношей-подростков на современном этапе развития общества // Вестник РГМУ. 2012. M 1. С. 75-79.
14. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the2009/2010 survey [Internet]. Available from: http://www.euro.who.int/ru.
15. Warren C.W. et al. Global Tobacco Surveillance System / C.W. Warren, S. Asma, J. Lee, V. Lea, J. Mackey. CDC Foundation: USA, 2009. P. 20-50.
Контактная информация: Шеина Наталья Ивановна, тел.: +7 (90Э) 501-ЭЭ-29, e-mail: [email protected]
Contact information: Sheina Natalya, phone: +7 (90Э) 501-ЭЭ-29, e-mail: [email protected]