Научная статья на тему 'Распространенность вредных привычек и генез формирования девиантного поведения у воспитанников интернатных учреждений'

Распространенность вредных привычек и генез формирования девиантного поведения у воспитанников интернатных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
440
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ПОДРОСТКИ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ / BOARDING SCHOOLS / COMPREHENSIVE SCHOOLS / TEENAGERS / ILL HABITS / BEHAVIOR DEVIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Басманова Елена Дмитриевна, Перевощикова Н. К.

Отклонения в поведении - один из наиболее распространенных симптомов социальной дезадаптации. В статье приводятся данные о распространенности вредных привычек у подростков - воспитанников интернатных учреждений, рассматриваются причины формирования девиантного поведения у детей различных типов образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deviation is one of the most usual symptoms of social disadaptation. The abstract is devoted to the data of ill habits' frequency in children (mostly teenagers) being in different types of boarding schools with reasons of deviation considered.

Текст научной работы на тему «Распространенность вредных привычек и генез формирования девиантного поведения у воспитанников интернатных учреждений»

■ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Е.Д. Басманова, Н.К. Перевощикова

Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней,

г. Кемерово

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ГЕНЕЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Отклонения в поведении - один из наиболее распространенных симптомов социальной дезадаптации. В статье приводятся данные о распространенности вредных привычек у подростков - воспитанников интернатных учреждений, рассматриваются причины формирования девиантного поведения у детей различных типов образовательных учреждений.

Ключевые слова: интернатные учреждения, общеобразовательные школы, подростки, вредные привычки, нарушения поведения.

E.D. Basmanova, N.K. Perevoshikova

ILL HABITS' FREQUENCY AND GENESIS OF DEVIANT BEHAVIOUR OF BOARDING SCHOOL RESIDENCES

Deviation is one of the most usual symptoms of social disadaptation. The abstract is devoted to the data of ill habits' frequency in children (mostly teenagers) being in different types of boarding schools with reasons of deviation considered.

Key words: boarding schools, comprehensive schools, teenagers, ill habits, behavior deviations.

Одной из наиболее частых причин социальной дезадаптации детей является патология поведения, регистрируемая особенно часто у воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ) [1]. К этому предрасполагает целый ряд негативных факторов. Подавляющее большинство детей, проживающих в интернатных учреждениях — социальные сироты, выходцы из семей крайнего социального риска, где нормой жизни является аморальное поведение родителей, всевозможные лишения, нередко жестокое обращение с детьми. Васильков А.А. свидетельствует, что на одного воспитанника учреждения интернатного типа в среднем приходится около 23 неблагоприятных факторов [2]. В то же время, отрыв от семьи и жизнеустройство ребенка в интернатное учреждение — тяжелейшее испытание, которое не всегда могут сгладить даже

Корреспонденцию адресовать:

Басманова Елена Дмитриевна, к.м.н., доцент

ул. Ворошилова, 22а, ГОУ ВПО КемГМА Минздрава РФ

г. Кемерово, 650029

Тел. раб.: 8 ( 3842) 73-48-56, 73-48-55

самые комфортные условия пребывания. Отягощенный медико-биологический анамнез, негативная наследственность (алкоголизм, наркомания родителей), депривация, особый режим учреждения интернатного типа накладывают определенный отпечаток на здоровье детей, их поведение [3, 4, 5, 6].

Целью исследования явилось изучение распространенности вредных привычек и выявления причин, лежащих в генезе формирования девиантного поведения подростков интернатных учреждений.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под наблюдением находились 270 воспитанников в возрасте 12-17 лет (130 девочек и 140 мальчиков, средний возраст — 14,6 ± 0,5 лет) общеобразовательных учреждений интернатного типа (основная группа) и 276 учащихся близкого возраста (140 девочек и 136 мальчиков) средних школ г. Кемерово (контрольная группа). Особенности поведения детей, распространенность вредных привычек изучались с помощью анкетирования. На вопросы анкеты отвечали

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ГЕНЕЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

как сами учащиеся, так и их родители, педагоги, а в учреждениях интернатного типа — воспитатели. Состояние здоровья подростков оценивалось на основании анализа амбулаторных карт, школьной документации, результатов специализированных осмотров. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы Statistica 6,0 и Excel, 2003. Значимость различий сравниваемых величин определяли с использованием двустороннего t-теста Стъюдента. Во всех случаях различия признавались достоверными при р < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как в интернатных учреждениях, так и в общеобразовательных школах, отклонения в поведении у детей начинали регистрироваться достаточно рано, с 9-11 лет. К 16-17 годам к категории «трудный подросток» можно было отнести 35,4 % девочек и 72,9 % мальчиков — воспитанников УИТ. Удельный вес подростков с девиантным поведением в общеобразовательных школах был достоверно ниже (7,1 % и 15,4 %, соответственно, р < 0,001). В сравниваемых группах выявлялся отчетливый половой дисмор-физм — нарушителей дисциплины среди мальчиков было в два раза больше, чем среди девочек. У подавляющего большинства «трудных» подростков выявлялись сочетанные формы дисциплинарных и правовых нарушений поведения. В таблице 1 представлены наиболее часто регистрируемые отклонения в поведении у детей.

Максимально часто родители, воспитатели и педагоги предъявляли жалобы на грубость и агрессивность подростков, вовлечение их в драки, уклонение от учебы. Данные нарушения выявлялись у воспитанников УИТ в 2-2,8 раза чаще, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ (р < 0,001). Каждый восьмой подросток интернатного учреждения был склонен к мелкому воровству, каждый девятый — к побегам, бродяжничеству; в контрольной группе удельный вес таких детей составлял 1,1 % и 1,5 %, соответственно (р < 0,001). Первичный уход ребенка из дома или интернатного учреждения являлся в подавляющем большинстве случаев своеобразной реакцией протеста на какую-либо несправедливость, допущенную по отношению к подростку. Неправильная реак-

ция взрослых на данную ситуацию предрасполагала к закреплению девиантной формы поведения, и побеги становились привычным явлением. Подростки, склонные к побегам, как правило, злоупотребляли алкоголем, психоактивными веществами, были не разборчивы в половых связях. Более редкими проявлениями пассивного протеста являлись попытки самоубийства, которые у воспитанников УИТ регистрировались несколько чаще, однако, эта разница не была достоверной. В основе суицидального поведения лежали, как правило, чувства чрезмерной обиды, одиночества и отверженности. В некоторых случаях суицидальные попытки носили демонстративный характер. В течение двух лет мы наблюдали воспитанницу УИТ, дважды пытавшуюся покончить с собой. После трагической гибели отца мать вторично вышла замуж, у девочки не сложились отношения с отчимом, после рождения младшей сестры 14-летнего подростка определили в интернат. Девушка не смогла смириться с новыми обстоятельствами, желая привлечь к себе внимание матери, дважды вскрывала вены.

В обеих группах потребление психоактивных веществ подростками носило эпизодический характер. Достоверно чаще подобные отклонения в поведении регистрировались у воспитанников УИТ (р < 0,05). В тоже время следует отметить, что если среди учащихся интернатных учреждений встречались лишь подростки, злоупотреблявшие токсическими веществами, то в общеобразовательных школах — сильнодействующими и наркотическими средствами.

В качестве ведущего поведенческого фактора риска можно было назвать курение. Воспитанники интернатных учреждений имели более ранний опыт приобщения к табакокурению (в среднем на 1-2 года). К 11-12 годам уже каждый четвертый подросток УИТ пробовал курить, в общеобразовательных школах удельный вес таких детей был в 3,3 раза меньше (р < 0,001). Причины, побуждавшие детей к началу курения, были одинаковыми в обеих группах: любопытство (44,4 % и 45,3 %, р > 0,05), желание не отстать от друзей (29,6 % и 32,3 %, р > 0,05), быть более мужественными и взрослыми (25,9 % и 22,5 %, р > 0,05). С возрастом удельный вес курящих подростков увеличивался и к выпускному классу в интернатных учреждениях достигал 70,6 %, в школах — 44,4 % (р < 0,001). Распространенность табакоку-

Таблица 1

Дисциплинарные и правовые нарушения, регистрируемые у подростков

Интернатные учреждения Общеобразовательные школы

Нарушение поведения Девочки (n = 130) Мальчики (n = 140) Всего (n = 270) Девочки (n =140) Мальчики (n = 136) Всего (n = 276)

Уклонение от учебы 12,31 24,29++ 21,11 5,71 9,56*** 7,61***

Грубость и сквернословие, драки 22,30 58,57+++ 41,11 14,29 23,52+*** 18,84***

Мелкое воровство 4,62 10,0 7,41 0,71* 2,21** 1,45***

Побеги из дома, бродяжничество 3,84 13,57++ 8,89 - 2,21*** 1,09***

Суицидальное поведение 4,62 2,14 3,33 1,43 0,74 1,09

Употребление ПАВ 2,31 8,57 5,56 - 3,67 1,81*

Примечание: достоверность различий между учреждениями: * р < 0,05, ** р < 0,01, *** р < 0,001; достоверность различий между мальчиками и девочками внутри учреждения: + р < 0,05, ++ р < 0,01, +++ р < 0,001.

■ РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ГЕНЕЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

рения среди юношей и девушек — воспитанниц УИТ достоверно не отличалась, среди «домашних» подростков превалировали курильщики-мальчики (64,2 % против 35,8 %, р < 0,01). Несмотря на более высокую распространенность табакокурения среди учащихся интернатных учреждений, они были в большой степени осведомлены о вреде курения, чем их сверстники из общеобразовательных школ. 89,6 % воспитанников УИТ при анкетировании правильно отвечали на вопросы о возможных пагубных последствиях табакокурения на здоровья человека, среди школьников — 77,9 % (р < 0,001). Более того, 52,3 % воспитанников хотели бы бросить курить, среди школьников таких юношей и девушек было в 1,8 раз меньше (28,7 %). Однако, это желание, как правило, не подкреплялось конкретными действиями, и удельный вес курильщиков в интернатных учреждениях оставался стабильным. Отсутствие должного понимания и поддержки со стороны взрослых, дефекты семейного воспитания, пример окружающих, боязнь быть «белой вороной» среди сверстников заставляла подростков «плыть по течению».

Большинство куривших школьников были склонны и к другим вредным привычкам. Среди подрос-тков-курильщиков удельный вес юношей и девушек, не употреблявших алкогольные напитки, не превышал 2 %, среди некурящих их было в 7 раз больше (р < 0,01). Кратность потребления спиртных напитков учащимися старших классов различных типов образовательных учреждений отражена в таблице 2.

Результаты анкетирования старшеклассников показали, что наиболее распространенным напитком в молодежной среде являлось пиво. Отдельные учащиеся общеобразовательных школ потребляли пиво

1 раз в 2-3 дня и чаще (7,2 %), в интернатных учреждениях удельный вес таких подростков был в 2 раза ниже (3,7 %), что было связано, прежде всего, с меньшей доступностью напитка. По частоте потребления алкоголя (вино, водка, суррогатные напитки) воспитанники интернатов превосходили своих «домашних» сверстников. Удельный вес подростков УИТ, совершенно не употреблявших спиртные напитки, был в 2,5 раза меньше (8,9 % против 22,1 %, р < 0,001). В 70-80 % случаев первый опыт приобщения к алкоголю происходил в семье, реже подростки са-

употребления спиртных напитков в интернатных учреждениях приходился на 10,5 ± 0,3 лет, в общеобразовательных школах — на 12 ± 0,2 лет (р < 0,001). Девушки, в целом, реже употребляли спиртные напитки, по сравнению с юношами.

Причины, лежащие в основе формирования девиантного поведения детей, были обусловлены, в первую очередь, дефектами семейного воспитания, сочетавшимися нередко с воздействием психотравмирующих факторов (развод родителей, появление в семье отчима и др.) (табл. 3). У подавляющего большинства подростков интернатных учреждений (97,8 %) имел место неблагоприятный опыт проживания в семьях высокого социального риска, где один или оба родителя злоупотребляли спиртным, вели аморальный образ жизни, а дети подвергались всевозможным лишениям, в том числе физическому насилию. Среди учащихся общеобразовательных школ семьи, относившиеся к категории социопатических, не превышали 2 % (1,8 %), в то же время, отмечался высокий удельный вес неполных (30,3 %) и конфликтных (39,9 %) семей, в которых выявлялись нарушения детско-родительских отношений по типу «Золушки», гипо- или гиперопеки.

К возникновению отклонений в поведении предрасполагала также соматическая ослабленность. Более выраженные отклонения в состоянии здоровья регистрировались у воспитанников УИТ, что являлось вполне закономерным. Алкоголизм матерей, отсутствие должного наблюдения в период беременности, грубые дефекты ухода за детьми в постнатальном периоде, алиментарные дефициты, высокий индекс инфекционной заболеваемости предрасполагали к росту хронической патологии. В среднем, на одного подростка интернатного учреждения приходилось более трех хронических заболеваний (3,3 ± 0,3), у школьника — 2,4 ± 0,4 (р < 0,05). В структуре заболеваемости воспитанников УИТ ведущую роль играли нервно-психические расстройства. Так, резидуальная церебральная дисфункция выявлялась у детей интернатных учреждений в три раза чаще, чем у «домашних» (76,7 % против 26,9 %, р < 0,001). Анализ амбулаторных карт показал, что все воспитанники УИТ и учащиеся школ, имевшие клинические проявления резидуальной энцефалопатии, на первом году жизни наблюдались у невролога с диагнозом: «ПЭП

Таблица 2

Частота потребления алкогольных напитков подростками

ми проявляли инициативу. Средний возраст начала

Кратность потребления алкогольных напитков Интернатные учреждения Общеобразовательные школы

Девочки (п = 130) Мальчики (п =140) Всего (п = 270) Девочки (п =140) Мальчики (п = 136) Всего (п = 276)

Ежедневно - - - - 4,41 2,17

1 раз в 2-3 дня 3,07 4,29 3,70 4,11 5,88 5,07

1 раз в неделю 26,16 40,0++ 33,33 17,81* 32,35++ 25,36*

2-3 раза в месяц 37,69 38,58 38,15 23,97* 22,80** 23,91***

1 раз в месяц и реже 21,55 10,71+ 15,93 20,55 13,97 21,38

Не употребляют 11,53 6,42 8,89 33,56*** 20,59+*** 22,11***

Примечание: достоверность различий между учреждениями: * р < 0,05, ** р < 0,01, *** р < 0,001; достоверность различий между мальчиками и девочками внутри учреждения: + р < 0,05, ++ р < 0,01, +++ р < 0,001.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■

Таблица 3

Основные причины, лежащие в генезе формирования девиантного поведения у подростков (%)

Интернатные учреждения Общеобразовательные школы

Причины девиантного поведения Девочки (п = 38) Мальчики (п = 78) Всего (п = 116) Девочки (п = 29) Мальчики (п = 49) Всего (п = 78)

Педагогическая или микросоциальная запущенность 92,11 93,59 93,11 44,83*** 51,02*** 47,44***

Психотравмирующие ситуации на фоне неправильного воспитания 94,74 97,44 96,55 58,62*** 69,39*** 64,10***

Резидуальная церебрально-органическая недостаточность на фоне неправильного воспитания 76,32 76,92 76,72 24,14*** 30,61*** 26,92***

Примечание: *** достоверность различий между учреждениями р < 0,001.

гипоксического, токсического, травматического или смешанного генеза». В дальнейшем, в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей регистрировались дефицит внимания с гиперактивностью, це-реброастенический синдром, синдром вегетативных дисфункций, неврозоподобные расстройства, которые у большинства воспитанников и школьников (69,5 % против 80,9 %, р < 0,05) компенсировались к 1012 годам. У остальных детей симптомы, имевшиеся к началу пубертата, продолжали сохраняться и даже усиливались на фоне преморбидной особенности личности, гормональной перестройки и сохраняющегося воздействия психотравмирующих факторов.

У большинства подростков с девиантным поведением нервно-психические нарушения проявлялись в виде пограничных расстройств личности, которые у воспитанников УИТ, по сравнению с «домашними» детьми, носили более глубокий характер (табл. 4). Так, расстройства невротического круга проявлялись у подростков интернатных учреждений чаще всего неврозоподобными состояниями, представлявшими собой комплексы выраженных стойких симптомов, у их «домашних» ровесников — невротическими реакциями, не достигавшими степени выраженности синдромально очерченных состояний (единичные преходящие симптомы). Если у «трудных» воспитанников УИТ чаще диагностировались психопатоподобные состояния, обусловленные соматическими заболеваниями, повреждением или дисфункцией головного мозга, то у школьников — патохарактерологические реакции — мало дифференцированные субклинические расстройства, возникавшие на фоне психоастеничес-

Нервно-психические нарушения здоровья,

кой, эмоционально-лабильной или сенситивной акцентуации характера.

Давая характеристику подросткам УИТ с отклонениями в поведении, воспитатели и педагоги отмечали целый комплекс качеств, присущих «трудным» детям: психический инфантилизм, низкий уровень морально-этических установок, податливость чужому влиянию, потребительское отношение к окружающим, безответственность, склонность ко лжи, отсутствие чувства привязанности к близким людям. В целом, дети с девиантным поведением отличались психоэмоциональной неустойчивостью, двигательной расторможенностью, большей склонностью к аффективным поступкам, любили проводить время в компании лиц, не имевших серьезных интересов, склонных к правонарушениям. Данные характерологические особенности, безусловно, отражались на дальнейшей судьбе подростков: около 4 % выпускников УИТ, начинали свой жизненный путь с колонии для несовершеннолетних. Среди наблюдаемых школьников таких детей не было.

Таким образом, более высокая степень распространенности трудных подростков среди воспитанников УИТ являлась вполне предсказуемой и была обусловлена целым комплексом неблагоприятных медико-биологических, психологических и социальных факторов. Если у школьников в основе формирования девиантного поведения лежали, как правило, просчеты семейного воспитания, то у воспитанников УИТ, наряду с педагогической запущенностью, немаловажное значение приобретала соматическая ос-лабленность и церебральная недостаточность (дис-

Таблица 4

выявляемые у подростков с девиантным поведением (%)

Интернатные учреждения Общеобразовательные школы

Нервно-психические расстройства Девочки (п = 38) Мальчики (п = 78) Всего (п = 116) Девочки (п = 29) Мальчики (п = 49) Всего (п = 78)

Невротические реакции F43.2 7,89 2,56 4,31 24,14 20,41** 21,79**

Неврозы F48,0; F43, 21 10,53 3,85 6,03 7,24 14,29 10,26*

Неврозоподобные состояния 06.6; F06.36-37; F 06.5 26,32 32,05 29,31 6,90* 6 12*** 6 41***

Патохарактерологические реакции: гиперкинетические, расстройства поведения F90.1-F 91 23,68 38,46 32,76 27,58 38,77 34,63

Психопатии F60-F62 31,57 35,90 33,62 17,24 18,36 17,95*

Психопатоподобные состояния F07 10,53 11,55 11,20 - 2,05* 1,28*

Примечание: *** достоверность различий между учреждениями р < 0,001.

■ РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ГЕНЕЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

функция). Подростки с отклонениями в поведении имели, как правило, психические нарушения, отличались определенными чертами характера, затруднявшими их адаптацию в социуме. Дезадаптированное детство способствовало формированию дисфункционального по своим последствиям для социальной структуры слоя общества. Воспитанники с девиантным поведением нуждались в длительном психоло-го-медико-педагогическом сопровождении, в проведении комплексных реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию как психологического, так и соматического статуса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Клочинова, П. Профилактика асоциального поведения подростков. Опыт работы Боровского центра социальной помощи семье

и детям /Клочинова П. //Социальная педагогика. - 2006. - № 1. -С. 61-75.

2. Васильков А.А. Медико-социальные проблемы детей-сирот

/Васильков А.А. //Здравоохр. Рос. Федерации. - 2001. - №1. -

С. 32-33.

3. Гусарова, Г.И. Медико-социальная реабилитация детей и детей-

сирот, оставшихся без попечения родителей /Г.И. Гусарова: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2000. - 22 с.

4. Альбицкий, В.Ю. Социальные сироты как медико-биологическая

проблема /Альбицкий В.Ю., Гасиловская Т.А., Ибрагимов А.И. //Социальные и организационные проблемы педиатрии /Под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. - М., 2003. - С. 299-320.

5. Морозова, Е.И. Проблемные дети и дети-сироты /Морозова Е.И. -М., 2002. - 56 с.

6. Спитц, Р. Поведение депривированных детей /Спитц Р. //Лишенные родительского попечительства: хрестоматия /ред. сост. В.С. Мухина. - М., 1991. - 167.

ПУСТЫШКА МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯМ СЛУХОВЫХ ПУТЕЙ РЕБЕНКА Родители должны избегать использования пустышки для малышей, которые склонны к инфекционным заболеваниям слуховых путей, утверждают ученые.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученые провели исследование, в котором были задействованы примерно 500 малышей. Исследование продолжалось в течение пяти лет. Исследователи выяснили, что при использовании ребенком соски риск возникновения инфекций слуховых путей возрастает вдвое. Результаты исследования были опубликованы в Family Practice journal.

С научной точки зрения острый средний отит и инфекции слуховых путей часто возникают у маленьких детей. Антибиотики, как правило, в этом случае не помогают, и инфекция протекает в течение нескольких дней, но, к сожалению, некоторые дети склонны к рецидивам заболевания, пишет Медицинская информационная сеть.

В результате предыдущих исследований ученые уже находили некоторую связь между использованием пустышки и возникновением инфекционных заболеваний слуховых путей, но данные были неточными. В новом исследовании специалисты наблюдали за 476 детьми в возрасте не более четырех лет. Из них 126 участников использовали пустышку.

Ученые выяснили, что у детей, которые используют соску, риск заболеть инфекционными заболеваниями слуховых путей увеличен на 90 %, по сравнению с теми малышами, которым родители не давали пустышку. Причиной, считают специалисты, может послужить то, что при использовании соски бактерии могут легко мигрировать из носовых пазух в среднее ухо. Вызывая тем самым инфекционные заболевания среднего уха.

Источник: Uaua.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.