Научная статья на тему 'Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы'

Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4214
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сахарова И. Н.

Изучена динамика психофизиологических показателей адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. Отмечено, что начало обучения в пятом классе вызывает напряжение адаптивных механизмов, что выражается в снижении умственной работоспособности в развитии утомления и в нарушении эмоционального состояния учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сахарова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы»

УДК 611/612 (075.8)

адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено

общеобразовательной Школы

И.н. САХАРОВА Пензенский государственный педагогический университет, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

Изучена динамика психофизиологических показателей адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. Отмечено, что начало обучения в пятом классе вызывает напряжение адаптивных механизмов, что выражается в снижении умственной работоспособности в развитии утомления и в нарушении эмоционального состояния учащихся.

Одним из критических периодов обучения детей в средних общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях) является переход из начального в среднее звено. В учебном плане появляются новые предметы, в класс приходят новые учителя. Ребенку надо научиться гармонично интегрировать разные (часто противоречивые) стили и требования учителей. Возрастает учебная недельная нагрузка, усложняется учебный материал, домашние задания становятся более обширными, много времени приходится уделять самостоятельным занятиям. В общем, меняется весь режим обучения.

Приспособление к новым условиям требует от организма ребенка напряжения адаптивных механизмов. Адаптация к новому режиму обучения на этом этапе осложнена еще и тем, что приходится на так называемый «переходный» период, т.е. на возраст в 10-12 лет, или предподростковый возраст (Люблинская, 1971). Этот период развития ребенка характеризуется значительными физиологическими и психологическими перестройками детского организма. Ключевым событием психофизиологического развития детей 10-12 летнего возраста является готовящееся на гормональном уровне половое созревание, которое называют предпубертатным (Цу-керман,1995).

Гормональный сдвиг, происходящий в период полового созревания, вызывает функциональные перестройки в коре больших полушарий, что выражается в преобладании возбудительных процессов. Это сказывается на изменении поведения подростков, приводит к эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности, снижению работоспособности и быстрой утомляемости. Необходимо также отметить, что на начальном этапе полового созревания возникает небольшой физиологический гиперти-реоз, т.е. увеличение функции щитовидной железы. Само возникновение пубертатного скачка роста обусловлено повышением соматотропной и тиреот-ропной функции гипофиза и возрастанием функции щитовидной железы. Помимо влияния на рост тела и обмен веществ гормоны щитовидной железы оказывают возбуждающее действие на центральную нервную систему (ЦНС), а отсюда и повышенная раздражительность и эмоциональная лабильность младших подростков. Существенной особенностью

эмоциональной жизни подростка является то, что его эмоции противоречивы, часто чередуются, положительные и отрицательные эмоциональные состояния сменяют друг друга. В связи с этим меняется и настроение подростка. У подростков бывает и состояние депрессии. С одной стороны, у него уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у подростка часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне (Кочубей, 1998).

Н.К. Крупская писала: «Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст».

У школьников-подростков происходят серьезные сдвиги не только в эмоциональной сфере, но и в характере мыслительных процессов. Многие авторы считают, что в подростковом возрасте наблюдается замедление темпов роста познавательной активности, учебных возможностей, понижение внимания. Сложные нейроэндокринные перестройки сказываются и на изменениях показателей памяти подростков. Вследствие всех этих особенностей у школьников этого возраста отмечаются наихудшие показатели успеваемости.

Процесс полового созревания, падающий на переходный возраст, не одинаково проходит у мальчиков и девочек не только с точки зрения сроков и изменений в анатомической структуре организма, но и в отношении тех моментов, которые выражаются во всей эмоциональной сфере: в характере эмоционально окрашенных желаний, устремлений и мечтаний, в особенностях настроения и переживаний.

Ряд исследователей отмечает, что у девочек возбудительные процессы в коре больших полушарий выражены в меньшей степени, чем у мальчиков. У них же часто встречаются нарушения вегетативных функций: боли в области сердца, сосудистые расстройства, одышка, что свидетельствует о возбужденном состоянии подкорковых образований и подтверждает снижение тонуса коры. Повышенная эмоциональность у девочек, на которую указывают многие исследователи, также говорит о слабости коры. Все это свидетельствует, что первая фаза переходного периода протекает у девочек тяжелее, чем у мальчиков (Черниговский,1998).

На эти психофизиологические особенности детей данного возраста накладываются и особенности социальной ситуации в средних учебных заведениях. Именно они часто являются решающим фактором, затрудняющим адаптацию ребенка к обучению в новых условиях. Ряд авторов (Безруких, 2000, Дубровина, 1998) обращают внимание на то, что процесс формирования учебной деятельности в современных школах нередко затруднен. Часто это связано с использованием современными педагогами стрессовых тактик, интенсификацией учебного процесса, несоответствием технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Широко распространена в процессе обучения детей ориентация педагогов на скоростные установки, это тормозит формирование у детей учебных навыков, нарушает формирование приемов мыслительной деятельности детей и приводит к механическому запоминанию материала. На это затрачивается много сил и времени, что ведет к снижению работоспособности детей и их выраженному переутомлению (Безруких, 2000).

Многие авторы (Кочубей, 1998, Лусканова и др., 1993) указывают на несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям, это сопровождается потерей интереса к учебе, снижением познавательной активности, возникновением внутреннего психологического конфликта.

Таким образом, при переходе учащихся в среднее звено наблюдаются массовые трудности обучения детей, следствием которых является школьная дезадаптация.

Проблема школьной дезадаптации и пути ее разрешения являются предметом изучения многих специалистов - педагогов, психологов, социологов и гигиенистов.

Показателями адаптации ребенка к обучению является ряд критериев: благоприятная динамика умственной работоспособности; устойчивый эмоциональный фон; оптимальное состояние механизмов памяти и внимания; успешность социальных кон-

тактов с одноклассниками и учителями; соблюдение школьных норм поведения.

Целью нашего исследования было изучение адаптации учащихся пятых классов к новому режиму обучения.

Исследования проводились трижды в течение первого полугодия - на третьей неделе октября, ноября и декабря. Было обследовано 55 учащихся, из них 30 девочек и 25 мальчиков. Изучалась умственная работоспособность пятиклассников в сравнении с ее показателями предыдущего года. Кроме этого оценивалось эмоциональное состояние учащихся, определялся объем произвольной кратковременной слуховой памяти (ПКСП) и концентрация внимания.

Умственная работоспособность изучалась в третьем классе на втором уроке, в пятом классе - на третьем. Днем исследования были выбраны среда и пятница.

Методом изучения умственной работоспособности были корректурные пробы с использованием буквенных таблиц В.Я. Анфимова. Время выполнения работы - 4 минуты. Определялись следующие показатели - объем выполненной работы (V), свидетельствующий о скорости работы; стандартные ошибки на 500 знаков (Ош500), характеризующие точность работы, и 200 знаков (Ош200) - показатель развития внутреннего торможения; коэффициенты продуктивности (Ц) и преобладания отлично и хорошо выполненных работ над неудовлетворительными и плохими (КП). Изучались также индивидуальные сдвиги показателей скорости и точности работы от среды к пятнице.

Эмоциональное состояние изучалось с помощью методики САн (самочувствие, активность, настроение), разработанной сотрудниками Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Концентрация внимания определялась методом «расстановки чисел», а объем ПКСП по методике «Слуховая память на цифры». При этом эмоциональное состояние оценивалось по девятибальной, а концентрация внимания и объем ПКСП - по десятибалльной шкале.

таблица 1

показатели умственной работоспособности учащихся в октябре 2005

день недели класс мальчики девочки

V ош500 а ОШ200 кп V ОШ500 а ОШ200 кп

Среда 3 547,4 ± 15,25 2,4 ± 0,31 52,4 ± 1,50 0,8 ± 0,04 1,0 614,7 ± 13,4 5,4 ± 1,15 56,3 ± 2,31 3,8 ± 0,47 1,5

5 530,1 ± 16,21 18,3 ** ± 3,04 40,5 * ± 1,90 5,9** ± 1,08 0,2 490,0 * ± 12,03 18,2 * ± 3,41 35,7 * ± 2,60 7,1 + ± 1,04 0,2

пятница 3 596,3 ± 13,33 2,3 ± 0,32 57,4 ± 3,08 0,6 ± 0,03 1,3 615,2 ± 15,6 4,8 ± 1,13 57,5 ± 2,92 0,8 ± 0,10 1,3

5 560,1 + ± 11,42 6,3 ** ± 0,87 50,3 + ± 2,01 3,8 ** ± 1,04 0,4 505,0 * ± 14,4 14,5 * ± 3,36 39,2 * ± 2,7 5,6 ** ± 0,49 0,4

+ р - < 0,05 по сравнению со средой; * р - < 0,01; ** - р < 0,001 по сравнению с третьим классом

Как видно из таблицы 1 в среду у мальчиков 5 класса, несмотря на то, что они стали на год старше, объем выполненной работы практически не изменился по сравнению с этим показателем в предыдущем году. Однако, коэффициент продуктивности снизился на 22,7% (р< 0,01). Связано это с уменьшением точности работы, с увеличением общего количества ошибок почти в 7 раз. Все эти изменения происходят на фоне резкого снижения уровня внутреннего торможения (Ош200 возросла более чем в 7 раз), являющегося основой произвольного внимания.

К концу недели общая картина сохраняется. По-прежнему у пятиклассников по сравнению с их показателями в прошлом году больше общих ошибок и ошибок на дифференцировку, меньше коэффициенты продуктивности и преобладания. однако следует отметить, что все эти различия выражены менее, чем в среду. Обращает на себя внимания и тот факт, что в пятницу, как в пятом, так и в третьем классе все показатели умственной работоспособности лучше, чем в среду. Особенно это заметно у пятиклассников. У них по сравнению со средой скорость работы увеличилась на 10,6%, общее количество ошибок снизилось более, чем в два раза (р.< 0,01), а количество ошибок на дифференцировку - на 55,5% (р.< 0,05), вследствие этого коэффициент продук-

Показатель концентрации внимания в пятницу увеличился у мальчиков на 8,8%, у девочек - на 13,3%, а объем ПКСП практически остался без изменения.

Однако, анализ индивидуальных сдвигов при выполнении корректурных проб показал, что утомление разной степени выраженности испытывали 60,1% мальчиков и 71,0% девочек пятого класса, в то время как в третьем классе этот показатель был равен 38,1% и 40,2% соответственно. Коррелирует с этим и оценка эмоционального состояния пятиклассников. К концу недели показатели самочувствия, активности и настроения у мальчиков снизились на 8,0- 5,0% у девочек на 6,0-1,5%.

Несмотря на то, что показатели умственной работоспособности у девочек как в среду, так и в пят-

тивности увеличился на 24,2% (р< 0,01), а коэффициент преобладания - стал выше в 2 раза.

Аналогичная картина наблюдается и у девочек - пятиклассниц. В среду все показатели умственной работоспособности у них хуже, чем были в этот же день в третьем классе. Скорость выполняемой работы меньше на 20,3%, количество общих ошибок и ошибок на дифференцировку больше почти в 3,5 раза (р< 0,01), а коэффициент продуктивности ниже на 36,6%.

В пятницу, как и в среду, все показатели умственной работоспособности девочек остаются хуже, чем были в третьем классе. Но, как и у мальчиков, к концу недели они несколько улучшаются. У них незначительно (на 3,1%) увеличивается скорость работы, на 26,0-27,0% (р< 0,05) снижается количество как общих ошибок, так и ошибок на дифферен-цировку, и как следствие возрастает коэффициент продуктивности на 9,8% (р<0,05), а коэффициент преобладания увеличивается вдвое. Сходная картина наблюдалась у этих девочек и в третьем классе.

Подобные сдвиги умственной работоспособности можно, вероятно, рассматривать как некоторое улучшение функционального состояния ЦНС к концу недели. Об этом свидетельствуют и изменения параметров внимания и памяти (таблица 2).

ницу ниже, чем у их сверстников, свое эмоциональное состояние девочки-пятиклассницы оценивают выше, чем мальчики. Как правило, повышенная эмоциональность характерна для детей с неуравновешенными нервными процессами, что снижает их адаптивные возможности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в начале учебного года у пятиклассников наблюдается состояние резко выраженной дезадаптации к обучению.

Исследования, проведенные месяц спустя, показали, что работоспособность учащихся пятого класса заметно улучшилась (таблица 3).

Как у мальчиков, так и у девочек в среду увеличилась скорость работы (на 38,0% и 5,2% соответственно), значительно уменьшилось количество

таблица 2

динамика показателей эмоционального и психофизиологического состояния учащихся пятого класса

я « о пол самочуствие Активность настроение концентрация внимания пксп

2 среда пятница среда пятница среда пятница среда пятница среда пятница

л (X \о мальчики 6,8 ± 0,14 6,3 ± 0,17 6,5 ± 0,14 6,2 ± 0,12 6,9 ± 0,16 6,6 ± 0,12 3,4 ± 0,11 3,7 ± 0,12 5,1 ± 0,17 5,0 ± 0,19

н и О девочки 7,0 ± 0,18 6,7 ± 0,12 6,8 ± 0,13 6,7 ± 0,11 7,5 ± 0,14 7,1 ± 0,15 3,0 ± 0,14 3,4 ± 0,11 4,2 ± 0,16 4,3 ± 0,11

декабрь мальчики 6,2 ± 0,19 6,5 ± 0,16 6,5 ± 0,14 6,3 ± 0,12 6,2 ± 0,14 6,3 ± 0,11 5,1 ± 0,11 3,7 ± 0,08 5,6 ± 0,14 4,6 ± 0,08

девочки 7,3 ± 0,16 7,3 ± 0,12 7,0 ± 0,12 7,2 ± 0,14 7,4 ± 0,09 7,2 ± 0,10 3,6 ± 0,09 3,0 ± 0,12 4,6 ± 0,15 4,6 ± 0,11

общих ошибок, что привело к увеличению коэффициента продуктивности на 68,6% у мальчиков и на 24,9% у девочек. Одновременно снизилось и количество ошибок на дифференцировку. Все это свидетельствует об установлении некоторого баланса между возбуждением и торможением, что, в свою очередь, привело к увеличению отлично и хорошо выполненных работ.

Несколько изменяются по сравнению с предыдущим месяцем и результаты корректурной пробы к концу недели. Если в октябре они улучшались как в третьем, так и в пятом классе, то в ноябре у всех третьеклассников и у девочек пятого класса значительно повышается количество ошибок на диффе-ренцировку, что говорит о снижении внутреннего торможения. Следствием этого является уменьше-

ние количества отлично и хорошо выполненных работ. У мальчиков-пятиклассников наряду с этим снижаются скорость работы и коэффициент продуктивности.

Следует, однако, обратить внимание на то, что количество учащихся, испытывающих утомление в конце недели в пятом классе несколько меньше, чем было в третьем, и существенно меньше по сравнению с предыдущим месяцем (у мальчиков 25,0%, у девочек - 27,0%).

Таким образом, спустя два месяца после начала обучения, наблюдаются только первые признаки адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Процесс адаптации учащихся пятого класса продолжается и в декабре.

таблица 3

показатели умственной работоспособности учащихся в ноябре

» ® класс мальчики девочки

« ч ч а V °ш500 а ОШ200 кп V 0ш500 а ОШ200 кп

й Ч 3 613,1 ± 13,61 3,5 ± 0,40 58,1 ± 2,91 0,4 ± 0,01 1,5 646,0 ± 13,4 4,8 ± 0,45 56,9 ± 2,97 0,8 ± 0,12 1,4

(X О 5 731,9 ** ± 16,8 4,8 ** ± 0,44 68,6 * ± 2,98 0,8 ** ± 0,02 0,9 490,4 ± 12,92 4,8 ** ± 0,59 44,6 * ± 2,71 0,9 * ± 0,11 1,3

пятница 3 597,5 ± 13,3 3,7 ± 0,42 56,21 ± 3,06 0,8 + + ± 0,02 0,8 601,5 ± 14,62 5,4 ± 0,38 55,2 ± 3,01 2,0 ± 0,10 0,8

5 604,4 ++ ± 14,52 3,9 + ± 0,90 56,8 + ± 2,02 1,0 ± 0,03 1,0 516,3 * ± 12,51 6,1 ± 0,41 46,1 ± 2,84 2,4 ++* ± 0,06 1,0

* р - < 0,01; ** - р < 0,001 по сравнению с октябрем; + - р < 0,01; ++ - р < 0,01 по сравнению со средой

таблица 4

показатели умственной работоспособности учащихся в декабре

День недели класс мальчики девочки

V 0ш500 а ОШ200 кп V 0ш500 а ОШ200 кп

Среда 3 625,3 ± 14,82 2,2 ± 0,24 60,4 ± 4,73 0,7 ± 0,02 0,8 683,3 ± 14,32 4,3 ± 0,46 64,3 ± 3,66 2,2 ± 0,16 0,7

5 748,9 * ± 13,59 2,0 + ± 0,21 72,8 * ± 4,55 0,4* -± 0,01 1,8 765,6 * ± 12,81 17 ** ± 0,13 74,8-++ ± 3,47 1,7* ± 0,13 0,6

пятница 3 663,8 ± 15,45 3,3 ± 0,49 63,3 ± 4,72 0,7 ± 0,02 0,5 702,3 ± 13,93 3,7 ± 0,38 66,7 ± 3,4 0,8 ± 0,02 1,7

5 674,8 + ± 14,85 1,5 + ± 0,34 65,7 + ± 4,71 0,1**++ ± 0,01 2,5 763,9 * ± 15,21 1,3 * ++ ± 0,20 75,0-++ ± 3,72 0,6*++ ± 0,01 2,7

+ - р < 0,01; ++ - р < 0,01 по сравнению с ноябрем; * - р < 0,01; ** - р < 0,001 - по сравнению с 3 классом

Как видно из таблицы 4, в среду коэффициент продуктивности увеличивается у мальчиков и девочек по сравнению с третьим классом на 20,6% и 16,3% соответственно. Достигается это как за счет скорости работы, так и за счет повышения ее точности. Существенно снижается и количество ошибок на дифференцировку, особенно у мальчиков, что приводит к увеличению коэффициента преобладания больше чем в два раза.

К концу недели наблюдается сходная картина. Все показатели умственной работоспособности уча-

щихся лучше, чем были у них в прошлом году. Так, коэффициент продуктивности у мальчиков вырос на 3,8%, а у девочек на 12,4%. Особенно значительно снизилось количество общих ошибок и ошибок на дифференцировку (у мальчиков на 54,5% и 18,1%, у девочек - на 64,9% и 25,0% соответственно). Следует также отметить, что в декабре все показатели умственной работоспособности пятиклассников не только лучше, чем были они у них в прошлом году, но и значительно выше по сравнению с предыдущими месяцами. Подобные изменения могут

свидетельствовать об улучшении функционального состояния ЦНС. Эмоциональное состояние учащихся пятого класса в декабре по сравнению с началом учебного года также претерпело некоторые изменения (таблица 2). У мальчиков эти изменения очень незначительны, и все показатели эмоционального фона находятся в пределах средних величин (6,26,5 балла). Девочки по-прежнему оценивают свой эмоциональный статус выше, чем мальчики, и к декабрю все показатели по тесту САН у них несколько увеличились, но в течение недели остаются стабильными (7,2-7,4 балла). Показатель концентрации внимания и объем ПКСП у учащихся пятого класса к концу первого полугодия также увеличились по сравнению с началом учебного года. Но так же, как и в начале учебного года, они снижаются от среды к пятнице, что особенно выражено у мальчиков. Подобные изменения психофизиологических показателей подтверждаются и характером индивидуальных сдвигов в выполнении корректурных проб. Утомление разной степени выраженности в большей степени испытывают мальчики (18,2%), чем девочки (14,1%).

Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что адаптация пятиклассников к новому режиму обучения продолжается в течение всего первого полугодия. Об этом же свидетельствует и снижение их успеваемости по сравнению с 3 классом. В третьем классе среди них было 3 отличника, 16 детей успевали на «4» и «5». В пятом классе по итогам первого полугодия отличников нет, количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», снизилось до 10.

О трудностях адаптации говорит и увеличение заболеваемости детей. Среди пятиклассников резко возросло число заболеваний верхних дыхательных

путей, а количество пропущенных по болезни дней увеличилось по сравнению с третьим классом почти вдвое. Это указывает на неблагоприятные сдвиги в иммунной реактивности, что тоже является одним из признаков нарушения адаптации.

Таким образом, адаптация учащихся пятых классов к обучению в новых условиях происходит с большим трудом. На это следует обратить внимание учителям, классным руководителям, родителям. Необходимо разрабатывать и проводить мероприятия, оказывающие помощь детям в этих неблагоприятных условиях, создавать щадящий режим обучения.

список литературы

Безруких М.М. Проблемные дети. М.2000. 127 с. Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья //

Школа здоровья, 1998. т.5 № 3. С. 15-18 Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1998. 232 с. Лусканова Н.Г., Коробейникова А.И., Диагностические проблемы школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальной школы и школьных психологов, М., 1993. 225 с. Люблинская А.А. Детская психология, М.: Просвещение, 1971. 121 с. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей // Мир психологии, 1996 № 1. С. 24-26. Цукерман Г.А. Психология саморазвития, Рига: Развивающее обучение, 1995. 224 с. Цукерман Г.А. 10-12 летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998. № 3. С. 63-69. Черниговский В.Н. Возрастная физиология, Л.: Наука, 1975. с. 301.

УДК 371.7

влияние диафрагмально-релаксациоииого типа дыхания на здоровье учащихся средней общеобразовательной школы

В.И. ВАСИЛЬЕВ

Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

Дыхание - это комплекс процессов, осуществляемых автоматически, и в тоже время функцией дыхания можно управлять произвольно. Дыхание серьезно влияет на многие процессы, происходящие в организме, поэтому обучившись правильному дыханию, можно успешно укреплять и сохранять свое здоровье.

В процессе дыхательной гимнастики, проводимой в школе, у детей формируется устойчивый навык здорового управляемого дыхания, снимается стрессовое состояние, формируется мотивация здорового образа жизни, и как следствие, повышается уровень здоровья. Нет сомнения в актуальности введения уроков обучения правильному дыханию в школьную практику.

Для этого можно использовать разработанную А.А. Сметанкиным систему дыхательной гимнастики, заключающуюся в выработке навыка диафрагмально-

релаксационного дыхания с использованием комплекса приборов биологической обратной связи (БОС).

Система дыхательной гимнастики с использованием приборов БОС представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации пациент под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры развивает навы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.