Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ ПРИ КОМПЕНСИРУЮЩЕМ И ТРАДИЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ ПРИ КОМПЕНСИРУЮЩЕМ И ТРАДИЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ж.Н. Зеллис

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of the education in classes of compensation for children aged 10-13 has shown that the educational process taking due account of the individual features of children of «risk group» helps maintain a more stable functional state and working capacity of the pupils.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ ПРИ КОМПЕНСИРУЮЩЕМ И ТРАДИЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

Гигиена детей и подростков

© Ж. Н. ЗЕЛЛИС. 1994 УДК 613.731:613.9551-07

Ж. Н. Зеллис

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ ПРИ КОМПЕНСИРУЮЩЕМ И ТРАДИЦИОННОМ

ОБУЧЕНИИ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ, Москва

Охрана здоровья детей, испытывающих трудности в обучении в общеобразовательной школе, имеет большую социальную значимость, поскольку направлена на предупреждение школьной и социальной дезадаптации.

До последнего времени эти дети не получали необходимой педагогической помощи. Они либо учились в обычных классах, фактически выпадая из процесса обучения, либо направлялись медико-педагогической комиссией в специальные школы или классы для детей с задержкой умственного развития.

Экологическое, демографическое, социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению количества детей, испытывающих трудности в обучении детей группы риска. В настоящее время к их числу уже при поступлении в школу может быть отнесен каждый пятый ребенок [1 ].

К группе риска относятся дети, которые в силу различных генетических, биологических и социальных причин уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации, с нарушениями режима дня, следствием чего является плохая успеваемость в школе.

Наличие индивидуальных особенностей детей позволило сделать вывод о необходимости дифференцированного подхода к их обучению, что можно рассматривать как средство профилактики отклонений в нервно-психическом здоровье [2,3].

Цель организации классов компенсирующего обучения (ККО) — это создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в образовательном учреждении, они рассматриваются как тип дифференцированного обучения для детей группы риска.

В общеобразовательных школах ККО организуются, как правило, для обучения на ступени начального образования. Обучение младших школьников в этих классах позволило показать, что и в средних классах эти ученики нуждаются в дифференцированном обучении, в педагогическом, психологическом и медицинском наблюдении.

Целью данной работы явилась гигиеническая характеристика воздействия учебной нагрузки на функциональное состояние и работоспособность

школьников 10—13 лет, занимающихся в ККО по сравнению с традиционной, или контрольной, формой обучения в общеобразовательной школе в наиболее трудный для их возраста период (пре-и пубертатный периоды развития организма).

В работе использованы адекватные современные методы исследования, допустимые в условиях школы: корректурная методика для изучения работоспособности, хронометраж учебных занятий, успеваемости, хронорефлексометрия, тремо-метрия, определение частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), анкетирование для изучения режима дня и социально-бытовых условий учащихся, ежегодное медицинское обследование детей педиатром и психоневрологом.

Исследования проведены в двух школах разного района Москвы. Всего под наблюдением было 113 учащихся 10—13 лет ККО и классов традиционного обучения — КТО (2 класса ККО и 2 класса КТО). ККО был сформирован из учащихся начальной школы, отобранных по медицинским критериям и психолого-педагогическим характеристикам. Исследования проводились в течение 3 учебных лет—с 5-го по 7-й класс.

Результаты исследования свидетельствуют, что у учащихся 5—7-х ККО являются более низкими исходные показатели, характеризующие умственную работоспособность учащихся 10—13 лет, по сравнению с аналогичными показателями их сверстников в КТО. Так, в исходном состоянии интенсивность работоспособности учащихся ККО намного ниже, чем учащихся КТО (в ККО число прослеженных знаков 159,0 ±8,1, в КТО — 241,6 + 6,9), а величина латентных периодов зрительно-моторной (ЛП ЗМР) и слухомоторной (ЛП СМР) реакций больше (в ККО: ЛП ЗМР — 450,8±8,5, ЛП СМР —343,1 ±4,1; в КТО: ЛП ЗМР—416,5±6,2, ЛП СМР —320,0±4,3).

Следует отметить, что на протяжении всех 3 лет обучения почти у половины учащихся того и другого класса регистрировалось последовательное торможение (в ККО: 5-й класс—49,7%, 6-й класс—53,0%, 7-й класс—51,2%; в КТО: 5-й класс—48,2%, 6-й класс—50,0%, 7-й класс— 53,4%; см. таблицу).

Большое число учащихся с последовательным торможением косвенно указывает на недостаточную степень концентрации нервных процессов, характерных для учащихся этого исследуемого возраста (пре- и пубертатный периоды развития организма детей). В этом возрасте замедляется развитие некоторых функций нервной системы.

Среднее значение показателей функционального состоянии центральной нервной системы, работоспособности и успеваемости учащихся

5, 6, 7-х классов компенсирующего и традиционного обучения

ККО кто

Показатель

5-й 6-й 7-й 5-й 6-й 7-й

Число исследований 591 679 926 1183 1314 1279

Число прослеженных знаков 173,7 199,5 241,1 243,1 267,8 316,8

+ 2,7 + 2,9* + 2.1* + 3,1 ±2,4* + 2,7*

Число ошибок на 500 знаков 3,27 3.8 3,8 7,17 4,9 5,1

±0,2 ±0,2 ±0,1 ±0,3 ±0.12 ±0.1

Число работ (в %), выполненных:

отлично и хорошо 45,9 38,1* 14,7* 21,0 27,3* 23,5*

неудовлетворительно и плохо 17,8 18,4 36,7 19,2 20,8 28,4

Характер сдвигов, %:

благоприятный 40,2 36,8 26,2 24,2 25,5 31,2

начальное утомление 29,2 33.8* 31,2 34,0 43,6* 36.0

выраженное утомление 74^9 15,3* 18,0* 15,1 10,3* 12,3*

сильное утомление 15,7 ■ 14,0 24,7 26,8 25,1 20,4

Количество работ без ошибок, % 44.5 36,8 37,8 10,8 19,4 13,4

Комплексный показатель работоспособности 2.94 2.1 0,4 1,1 1,31 0.8

Количество исследований ¿81 381 402 483 384 483

ЛП ЗМР, мс 430.8 392.8 371,2 390,6 364,4 382.6

±4,53 ±4.1* ±3,2* ±3,78 ±3,6* ±3,3*

Количество срывов дифференцировочных реак-

ций, % 20,37 17,6 19,2 17,19 18,3 15,5

Количество случаев последовательного торможе-

ния, % 49,68 53,01 51,2 48,2 50,0 53,4

ЛП СМР, мс 310,9 266,5 255.1 281,2 239,6 268.0

+ 2,68 + 1,7* + 2,1* + 2,81 + 1,4* + 1.7*

Успеваемость, средний балл 3,72 3,53 3,20 4.05 3,84 3,70

+ 0,15 + 0.15 + 0.15 + 0.08 + 0,08 + 0,08

* Достоверность различий по сравнению с показателями учащихся 5-го класса (¿><0,05).

Действительно, в течение всех 3 лет обучения величина латентного периода зрительно- и слухо-моторной реакции у учащихся изменяется незначительно, а число срывов дифференцировочной реакции и последовательного торможения остается практически постоянным.

Комплексные исследования функционального состояния организма и работоспособности учащихся показали, что дневная и недельная динамика работоспособности учащихся в средних классах изменяется в зависимости от года обучения. Снижение умственной работоспособности в средних классах в течение дня наблюдается в ККО: в 5-м классе — на третьем уроке, в 6-м классе — на пятом, шестом уроках, т. е. в конце учебного дня, в 7-м классе — вновь на третьем уроке. В контрольном классе отмечается та же тенденция изменения дневной динамики работоспособности, что и у детей ККО.

Недельная динамика работоспособности в значительной степени определяется характером и трудностью учебной деятельности в тот или иной день, т. е. расписанием уроков. В то же время следует отметить, что в недельной динамике работоспособности лишь относительно можно выделить дни наименьшей работоспособности учащихся. Так, у учащихся 5-х классов ККО происходит постепенное нарастание утомления во вторник, которое с некоторым колебанием продолжается до конца недели. Недельная динамика работоспособности учащихся 6-х классов характеризуется относительно низкими показателями работоспособности во вторник и четверг, у учащихся 7-х классов таким днем является среда. В контрольных классах днями наименьшей работоспособности учащихся 5-х и 6-х классов являются среда и пятница, 7-х классов — вторник.

Следует отметить, что обучение в 7-х классах оказалось наиболее трудным для исследуемых категорий школьников. У учащихся тех и других 7-х классов отмечены самый низкий комплексный показатель работоспособности почти в течение всей недели, особенно в ККО, и резкие колебания недельной динамики работоспособности по сравнению с таковыми в 5-х и 6-х классах. Это прежде всего относится к качеству выполняемой работы.

Общее направление изменения работоспособности на протяжении всех 3 лет обучения остается одним и тем же. Однако уровень работоспособности учащихся контрольных классов имеет отличия, в основном касающиеся скорости выполнения задания, которая у них существенно выше, а точность выполнения задания ниже, чем у учащихся ККО, что сказывается на комплексной оценке выполнения задания (см. таблицу). Так, учащиеся 5—7-х контрольных классов допускают большее число ошибок при выполнении задания по сравнению с учащимися ККО (см. таблицу). У них в 2—3 раза меньше работ, выполненных без ошибок. В этих классах меньше также работ, выполненных отлично и хорошо, и почти одинаковое по сравнению с ККО количество работ, выполненных неудовлетворительно и плохо (см. таблицу). Все эти различия наиболее резко выражены в исходном состоянии, т. е. у 5-классников. Так, в исходном состоянии в контрольных классах число ошибок при выполнении задания составило 7,2+1,0, в то время как в ККО — 2,8 ±0,6, а работ, выполненных без ошибок,—10,2%, в ККО —54,1%.

Такие показатели умственной работоспособности, с нашей точки зрения, являются следствием того подхода к учащимся в ККО, который осуществляют учителя с учетом разных познавательных возможностей школьника, индивидуаль-

ных различий между ними, склонностей и черт характера. Знание учителем всех причин и условий, которые обусловливают заметные различия в развитии учеников, помогают им овладевать программой и в то же время сохранить такую же работоспособность, как у детей контрольного класса, несмотря на более замедленную реакцию детей в ККО, особенно в исходном состоянии, на зрительный и слуховой раздражители.

Экспериментальные исследования влияния учебной нагрузки на умственную работоспособность и функциональное состояние организма учащихся позволили выявить, что усвоение знаний учащимися 5-х и 6-х ККО достигается за счет меньшего напряжения физиологических систем организма. Так, у учащихся 5-х и 6-х ККО в меньшем числе случаев отмечается выраженное и сильное утомление по сравнению с учащимися контрольных классов (ККО: 5-й класс— 30,6%, 6-й класс —29,3%, КТО: 5-й класс—41,9%;, 6-й класс — 35,4%) и выше комплексный показатель работоспособности (ККО: 5-й класс—2,94%, 6-й класс—2,1%; КТО: 5-й класс—1,1, 6-й класс—1,31; см. таблицу).

К 7-му классу, наиболее трудному для обучения, число учащихся с выраженным и сильным утомлением становится больше в ККО (в ККО — 42,7%, в КТО — 32,7%), что влияет и на комплексный показатель работоспособности, который к 7-му классу становится в 2 раза меньше, чем в предыдущих классах (в ККО — 0,4, в КТО — 0,8; см. таблицу). К 7-му классу изменяется и кривая работоспособности, увеличивается число детей, у которых преобладает неблагоприятный характер изменения работоспособности (35,3% в 7-м классе по сравнению с 27,0% в 5-м классе и 15,0% в 6-м классе). Это в значительной степени связано с тем, что в 7-м классе вводятся такие предметы, как физика, геометрия, биология, которые оказываются наиболее трудными для всех детей и особенно для детей со сниженными учебными возможностями вследствие индивидуальных особенностей развития их личности, а также с изменением современной ситуации в обществе (дети начали заниматься «коммерцией» как самостоятельно, так и вместе с родителями; увеличилось число семей, сдающих жилую площадь, что не могло не сказаться на режиме дня и успеваемости детей). К 7-му классу успеваемость снижается (в ККО с 3,7 балла за учебный год в 5-м классе до 3,2 балла за учебный год в 7-м классе). Успеваемость учащихся снижается и в контрольном классе, но в меньшей степени (среднегодовой балл у 5-классников, занимающихся в КТО, составляет 4,05, у 7-классников — 3,7). В 7-м ККО в 2 раза увеличивается число неудовлетворительных отметок (с 17,8% у детей 5-х классов до 36,7% у детей 7-х классов; см. таблицу).

Факторами, способствующими нарастанию большего утомления у учащихся 7-х классов ККО наряду с увеличением учебной нагрузки, служат нарушения в состоянии здоровья, в частности отягощенность учащихся хроническими заболеваниями общего характера на фоне неблагоприятного анамнеза и неблагоприятных микросоциальных условий. Следует отметить, что. среди учащихся ККО отклонения в состоянии здоровья, особенно нервно-психического, встречаются в 2 раза чаще, чем у учащихся КТО (в ККО —

98.0% по сравнению с 54,8% в КТО). Это приводит к снижению дееспособности детей, которая выражается в низкой работоспособности и худшей успеваемости по сравнению с учащимися КТО. Сочетание неблагоприятных факторов эн-до- и экзогенного характера способствует' снижению резис тент ности организма детей и развитию или дальнейшему ухудшению хронических заболеваний, что в свою очередь ухудшает состояние центральной нервной системы детей ККО.

Приведенные данные подчеркивают, что для детей группы риска, испытывающих трудности в обучении, недостаточно только педагогической коррекции. Эти дети нуждаются и в дифференцированной медицинской помощи.

Выводы: 1. Комплексные исследования изменений функционального состояния организма и работоспособности учащихся 10—13 лет в классах компенсирующего обучения показали, что обучение в этих классах в целом соответствует возрастным функциональным возможностям данного контингента учащихся. В течение 3 лет обучения показатели функционального состояния и работоспособности изменяются в соответствии с возрастными закономерностями, характерными для учащихся при традиционной форме обучения.

2. Сравнительный анализ умственной работоспособности и функционального состояния центральной нервной системы показал, что у учащихся классов компенсирующего обучения по сравнению с учащимися классов традиционного обучения отмечается более низкий исходный уровень работоспособности, особенно ее интенсивности, наиболее длительный латентный период зрительно-моторной и особенно слухомоторной реакции.

3. Дневная и недельная динамика работоспособности учащихся средних классов изменяется в зависимости от года обучения. Спад работоспособности учащихся средних классов двух форм обучения компенсирующего и традиционного в общеобразовательных школах в течение дня наблюдается в 5-х и 7-х классах в середине учебного дня (на третьем уроке), в 6-х классах — в конце учебного дня (на пятом — шестом уроке). Снижение работоспособности в течение недели не имеет определенной закономерности.

4. Годовая динамика работоспособности характеризуется нарастанием интенсивности работы от 5-го к 7-му классу в отличие от качества работы, которое ухудшается с возрастом.

5. Приведенные результаты исследования свидетельствуют о необходимости дифференцированного медико-педагогического подхода к этим учащимся.

Литература

1. Кумарина Г. Ф. // Сов. педагогика.— 1991.—№ 11.—С. 33—37.

2. Отстающие в учении школьники (проблемы психического здоровья)/Под. ред. 3. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной,—М„ 1986.

3. Психологические проблемы неуспевающих школьников/ Под ред. Н. А. Мснчинской.— М., 1970.

Поступила 02.06.94

Summary. Hygienic assessment of the education in classes of compensation for children aged 10-13 has shown that the educational process taking due account of the individual features of children of «risk group» helps maintain a more stable functional state and working capacity of the pupils.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.