Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПСИХОКОРРЕКЦИИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ С ПОЗИЦИИ Р. ФИШЕРА И Я. КОЭНА'

ОЦЕНКА ПСИХОКОРРЕКЦИИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ С ПОЗИЦИИ Р. ФИШЕРА И Я. КОЭНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / "ЗНАЧИМОСТЬ" РОНАЛЬДА ФИШЕРА / "РАЗМЕРА ЭФФЕКТА" ЯКОБА КОЭНА / СТАТИСТИКА В ПСИХОЛОГИИ / ПСИХОТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронов Игорь Анатольевич, Пантелеева Галина Владимировна, Куликова Ольга Юрьевна

В современной мировой науке, особенно в психологических исследованиях, в последние десятилетия ведутся активные споры между сторонниками оценки результатов экспериментов с помощью величин «значимости» Рональда Фишера (1925) и «размера эффекта» Якоба Коэна (1962) -какой из параметров более точно репрезентирует результаты эксперимента? Проведенный нами эксперимент и обработка данных показали, что «размера эффекта» Якоба Коэна более предпочтителен в психологических экспериментах в спорте, так как он более тонко реагирует на оказанное воздействие и расставляет акценты на тех шкалах, которые более подверглись воздействию психотренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронов Игорь Анатольевич, Пантелеева Галина Владимировна, Куликова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PSYCHOCORRECTION OF SOME PSYCHOLOGICALLY IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITIES OF MARTIAL ARTISTS FROM THE POSITION OF R. FISCHER AND J. COHEN

In modern world science, especially in psychological research, in recent decades, there have been active disputes between supporters of evaluating the results of experiments using the values of "significance" by Ronald Fischer (1925) and "effect size" by Jacob Cohen (1962) - which of the parameters more accurately represents the results of the experiment? Our experiment and data processing showed that the "effect size" of Jacob Cohen is more preferable in psychological experiments in sports, since it reacts more subtly to the impact and places emphasis on those scales that are more exposed to psychotraining.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПСИХОКОРРЕКЦИИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ С ПОЗИЦИИ Р. ФИШЕРА И Я. КОЭНА»

ных поступков, основанного на самооценке и анализе. А.В. Брушлинский верно отмечает, что психическое развивается не спонтанно, а в деятельности - в процессе учения и труда, то есть в непрерывном взаимодействии с миром.

Зарубежные психологи создали насыщенный теоретический и практический материал для анализа нравственного сознания, выявив его динамику и особенности этапов развития, определив факторы, оказывающие воздействие на данное развитие. Помимо этого, нравственное сознание не анализируется на основе социальных факторов, а поведение с учетом сознательного компонента. Отечественные ученые придерживаются концепции о сознании как системе межфункциональной взаимосвязи. Освещается переход главных детерминантов сознания в его внутренние нравственные качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1975. - 304 с.

2. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. -Москва : Логос, 1996. - 320 с.

REFERENCES

1. Leontyev, A.N. (1975), Action. Mind. Personality, Politizdat, Moscow.

2. Shadrikov, V.D. (1996), Psychology of action and person 's abilities, Logos, Moscow. Контактная информация: enigmarina_1@hotmail.com

Статья поступила в редакцию 02.12.2020

УДК 159.9.075

ОЦЕНКА ПСИХОКОРРЕКЦИИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ С ПОЗИЦИИ Р. ФИШЕРА И Я. КОЭНА

Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, Галина Владимировна Пантелеева, кандидат психологических наук, Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В современной мировой науке, особенно в психологических исследованиях, в последние десятилетия ведутся активные споры между сторонниками оценки результатов экспериментов с помощью величин «значимости» Рональда Фишера (1925) и «размера эффекта» Якоба Коэна (1962) -какой из параметров более точно репрезентирует результаты эксперимента? Проведенный нами эксперимент и обработка данных показали, что «размера эффекта» Якоба Коэна более предпочтителен в психологических экспериментах в спорте, так как он более тонко реагирует на оказанное воздействие и расставляет акценты на тех шкалах, которые более подверглись воздействию психотренинга.

Ключевые слова: единоборства, спортивная психология, «значимость» Рональда Фишера, «размера эффекта» Якоба Коэна, статистика в психологии, психотренинг.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p414-418

EVALUATION OF PSYCHOCORRECTION OF SOME PSYCHOLOGICALLY IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITIES OF MARTIAL ARTISTS FROM THE POSITION OF R. FISCHER AND J. COHEN

Igor Anatolyevich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, Galina Vladimi-rovna Panteleeva, the candidate of psychological sciences, Olga Yurievna Kulikova, the can-

didate of historical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education,

Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

In modern world science, especially in psychological research, in recent decades, there have been active disputes between supporters of evaluating the results of experiments using the values of "significance" by Ronald Fischer (1925) and "effect size" by Jacob Cohen (1962) - which of the parameters more accurately represents the results of the experiment? Our experiment and data processing showed that the "effect size" of Jacob Cohen is more preferable in psychological experiments in sports, since it reacts more subtly to the impact and places emphasis on those scales that are more exposed to psychotraining.

Keywords: martial arts, sports psychology, "significance" by Ronald Fischer, "effect size" by Jacob Cohen, statistics in psychology, psychotraining.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что «общепринятый» порог статистической достоверности а = 0,05, широко применяемый в отечественной науке, был более или менее произвольно установлен Р. Фишером ещё в 1925 году, который считал, что отклонения относительно нормы, которые превышают два стандартных отклонения (что примерно соответствует а = 0,05 для двухсторонних тестов), следует считать значимыми [5].

Анализ многочисленной литературы по математической статистике для психологов на английском языке [4] выявил, что в широком ряде западных научных публикаций рассматриваются вопросы, посвящённые ряду «нетрадиционных», для отечественной науки, параметров, например, «величина эффективности» (англ. Effect Size - ES; в числе прочего - для измерения величины лечебного, терапевтического и/или психокоррекционного эффекта), предложенная Я. Коэном [3], информация о которых в русскоязычной литературе по математической статистике крайне скудна [2], но достаточно глубоко изучается, например, на факультете психологии Кембриджского университета [4].

Коэн в своих публикациях приводит объяснения, определения и формулы для расчетов величины эффективности и оптимального объема выборки для различных методов обработки данных: сравнительный анализ, корреляционный, кроскорреляция и мн. др. Например, формула вычисления ES для сравнительного анализа двух независимых выборок:

Мэ - Мк

где: Мэ - среднее значение экспериментальной выборки, Мк - среднее значение контрольной выборки, SD - среднее арифметическое от SDэ и SDк.

В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть, насколько эти два «конкурирующих» метода - Р. Фишера и Я. Коэна - предоставляют сходные (или различные) результаты обработки данных экспериментальных исследований в спортивной психологии.

Для измерения некоторых психологически важных профессиональных качеств спортсменов-единоборцев использовались следующие психодиагностические методики: «Прогноз» - для измерения нервно психической неустойчивости; СМИЛ (ММР1); многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла; диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (БД); психодиагностическая методика «А-5» - «Пять видов антиципации у спортсменов» И.А. Воронова и Г.В. Пантелеевой.

Регистрировались так же количество боев (Б), количество побед (П) и вычислялся коэффициент спортивной успешности, как отношение количества побед к количеству боев. Психотренинг для психокоррекции некоторых психологически важных профессиональных качеств спортсменов-единоборцев был создан на основе

специальных психотелесных упражнений, известных, как методика генерала Ци Цзигуана (1528 - 1588) для подготовки единоборцев, описанная им в «Боксерском каноне для желающих побеждать» («Цюань-цзин це-яо-пянь» - 14-й главе «Нового трактата о правильном управлении [войсками]» («Цзи сяо синь шу») и представляет собой список из 32-х четверостиший, в каждом из которых описывается символ - мыслеобраз, на котором следует сконцентрировать воображение, и движение - либо физическое упражнение, либо боевой прием без оружия [1, 6]. На выполнение всей последовательности из 32-х специальных психотелесных упражнений требуется от полутора до нескольких часов.

Выборка испытуемых: спортсмены-единоборцы (контрольная группа n = 33, экспериментальная группа n = 37) из различных спортивных клубов Санкт-Петербурга, разного уровня спортивного мастерства (от массовых разрядов до МСМК). Тренинги в экспериментальной группе проводились в течение 4-х месяцев.

Результаты обработки данных представлены в таблице 1. В столбец «Параметры» внесены, в основном, те шкалы, по которым были получены статистически достоверные различия, на уровне р < 0,05, в конце эксперимента. В правый столбец были занесены результаты расчета ES.

С точки зрения параметра Р. Фишера [5] мы видим, что применение психотренинга результативно, чем, собственно, и оканчивается анализ результатов обработки данных. Но практически невозможно сказать на какие именно параметры был оказано воздействие и насколько это воздействие было сильным. Именно эту задачу решает параметр ES Я. Коэна [3]. ES (Effect Size) - это параметр, означающий степень эффективности психологического воздействия по конкретной шкале, со следующими диапазонами:

0,00 - 0,19 - нет эффекта;

0,20 - 0,49 - низкая эффективность;

0,50 - 0,79 - средняя эффективность;

0,80 - 2,00 - высокая эффективность [3].

По данным ES мы делаем следующие выводы: непосредственно на результативность спортивного поединка (К усп.) психотренинг оказывает «низкий» эффект - это объясняется тем, что психологическая подготовка не является в учебно-тренировочном процессе ведущей дисциплиной; её роль - подготовка к соревнованиям, когда кондиции соперников примерно равны. Пространственная антиципация (шкала S) формируется у человека на самых ранних этапах его развития, поэтому рассчитывать на её улучшение в процессе 4-месячного психотренинга просто не приходится. Ненамного лучшую ситуацию мы наблюдаем по шкале пространственно-ситуативная антиципация (шкала SE). Не стоит и рассчитывать на то, что психотренинг окажет воздействие на шкалу «сообразительность» (В) по Кеттеллу.

Таблица 1 - Сравнительные характеристики групп контрольной и экспериментальной

(nK=33, Пэ=37)_

ПАРАМЕТР Гр. ДО ПОСЛЕ ES

M SD Р M SD P

К успешности к 0,54 0,27 0,543 0,62 0,30 0,048 0,49

(победы/бои) э 0,59 0,30 0,75 0,23

НПУ к 6,85 2,37 0,147 6,88 2,39 0,026 0,55

э 6,03 2,30 8,03 1,82

MMPI 3 к 61,55 17,22 0,989 61,15 17,40 0,016 0,59

Эмоц. неуст. э 61,49 17,36 51,05 16,76

MMPI 5 к 50,58 18,47 0,866 52,18 19,49 0,038 0,51

Маскул-фемен э 49,92 13,99 43,57 14,40

БД к 6,15 1,48 0,918 6,39 1,56 0,026 0,55

Физич 1 э 6,19 1,54 5,51 1,66

БД к 5,55 1,35 0,987 5,70 1,26 0,035 0,52

Косвен 2 э 5,54 1,26 5,11 1,02

БД к 7,27 1,48 0,934 7,48 1,58 0,019 0,57

Раздр 3 э 7,24 1,46 6,59 1,52

БД к 2,12 1,11 0,092 2,42 1,28 0,000 1,91

Обида 5 э 1,54 1,64 0,54 0,69

БД к 9,97 1,31 0,444 10,03 1,05 0,000 1,50

Вербал 7 э 10,24 1,62 6,38 3,82

БД к 1,64 0,78 0,128 1,45 0,67 0,005 0,71

Вина 8 э 1,30 1,02 0,89 0,91

БД к 6,30 1,47 0,005 6,27 1,59 0,000 1,32

Вражд э 5,14 1,87 4,00 1,84

БД к 28,94 2,51 0,663 29,61 2,52 0,000 1,64

Агресс э 29,22 2,75 23,59 4,84

Кеттелл В к 3,18 1,29 0,184 3,21 1,32 0,044 0,49

Сообразит э 3,62 1,44 3,86 1,34

Кеттелл C к 4,09 1,35 0,425 4,24 1,37 0,002 0,77

Эмоц стаб э 4,35 1,36 5,35 1,53

Кеттелл G к 4,97 1,61 0,289 6,00 1,92 0,000 1,12

Нор-мат Поведен э 4,57 1,54 4,16 1,38

Кеттелл Q3 к 5,91 1,55 0,584 5,91 1,55 0,009 0,65

Самоконтроль э 5,73 1,17 6,97 1,72

Lev A к 57,67 6,17 0,229 57,36 6,79 0,006 0,62

э 58,81 6,52 61,51 6,68

S к 12,39 2,03 0,232 12,42 2,52 0,193 0,21

э 12,76 2,11 12,93 2,29

SE к 11,56 1,84 0,190 11,67 2,50 0,044 0,41

э 11,99 2,20 12,63 2,15

E к 11,04 1,12 0,281 10,88 1,36 0,008 0,60

э 11,21 1,28 11,71 1,41

TE к 11,04 1,21 0,324 11,12 1,74 0,032 0,45

э 11,18 1,36 11,99 2,10

T к 11,64 2,16 0,477 11,28 2,04 0,020 0,50

э 11,67 1,88 12,25 1,88

С другой стороны, мы наблюдаем высокую эффективность психотренинга на параметры, связанные с эмоциональностью спортсменов, с самоконтролем над своими эмоциями и агрессивностью, с нормативностью поведения. Таким образом, мы воочию убеждаемся, что ES Я. Коэна более тонко репрезентирует степень изменения параметров средствами психотренинга в сравнении с «бинарной» системой Р. Фишера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов И. А. Опыт перевода и расшифровки методики подготовки единоборцев китайского генерала Ци Цзигуана (XVI век) / И.А. Воронов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 1. -С. 129-138.

2. Воронов И.А. Линеаризующие преобразования и «размер эффекта» при проведении экспериментов с невысоким объемом выборки в области психологии спорта / И.А. Воронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 379-385.

3. Cohen J. The statistical power of abnormal-social psychological research: A review / J. Cohen // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1962. - No. 65. - P. 145-153.

4. Coolican H. Research methods and statistics in psychology / Hugh Coolican. - 4th ed. - London : Hodder and Stoughton, 2004. - XIII, 711 p.

5. Fisher R.A. Statistical methods for research workers / R.A. Fisher. - Edinburghd : Oliver and Boyd, 1925. - IX, 239 р.

6. Xi Yuntai. Zhung-go wu-shu shi [История китайских "воинских искусств" ушу] / Xi Yun-tai. - Пекин, 1985. - 352 с. - На кит. яз.

REFERENCES

1. Voronov, I. A. (2016), "Experience in translating and deciphering the methods of training martial artists of the Chinese General Qi Jiguang (XVI century)", Actual problems ofphysical and special

training of power structures, No. 1, pp. 129-138.

2. Voronov, I.A. (2019), "Linearizing transformations and "Effect Size" when conducting experiments with a small sample size in the field of sports psychology", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 379-385.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Cohen, J. (1962), "The statistical power of abnormal-social psychological research: A review", Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol. 65, pp. 145-153.

4. Coolican, H. (2004), Research methods and statistics in psychology, Hodder and Stoughton, Cambridge University Press, London.

5. Fisher, R.A. (1925), Statistical methods for research workers, Oliver and Boyd, Edinburgh, Scotland.

6. Xi Yuntai (1985), Zhung-go wu-shu shi. Beijing. Контактная информация: woronoff1960@mail.ru,

Статья поступила в редакцию 17.01.2021

УДК 159.923

ВЫРАЖЕННОСТЬ ТИПОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ С ПОДРОСТКАМИ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Ксения Викторовна Силива-нова, директор, Георгий Андреевич Васенин, кандидат педагогических наук, учитель, Школа № 17, г. Москва; Хаошуан Ван (КНР), аспирант, Цзюань Ян (КНР), аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма, г. Москва

Аннотация

Этническая идентичность представляется одним из главных и основных условий формирования и функционирования этноса, важнейшим фактором сохранения его статуса в полиэтнической среде. Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность, которая при определенных условиях может трансформироваться в ее гипо- и гиперформы в диапазоне от этнонигилизма до этнофанатизма. Цель исследования - изучить динамику становления (процесс трансформации) этнической идентичности у школьников в полиэтнической образовательной среде средних учебных заведений крупных мегаполисов (на примере г. Москвы), где наблюдается этнонациональное многообразие групп обучающихся. Стремление к формированию позитивной этнической идентичности требует развития когнитивного, аффективного и поведенческого ее компонентов. В исследовании актуализирована проблема развития поведенческого компонента этнической идентичности на основе программ целенаправленной двигательной активности с учетом этнокультурной принадлежности обучающихся.

Ключевые слова: этническая идентичность; типы этнической идентичности; методика К.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой; этнонигилизм, этноиндифферентность, позитивная этническая идентичность, этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм; гиперпозитивная этноидентичность; этническая толерантность, интолерантность; мегаполис; русские школьники, китайские школьники, эт-нофоры народов СССР; критерий H-Крускалла-Уоллеса.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p418-427

EXPRESSION OF TYPES OF ETHNIC IDENTITY RUSSIAN AND CHINESE SCHOOLCHILDREN IN COMPARATIVE ANALYSIS WITH ADOLESCENTS OF

DIFFERENT ETHNIC GROUPS

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Ksenia Viktorovna Sili-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.