Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК В ДРЕВНЕМ КИТАЕ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ ГЕНЕРАЛА ЦИ ЦЗИГУАНА (XVI В.): ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК В ДРЕВНЕМ КИТАЕ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ ГЕНЕРАЛА ЦИ ЦЗИГУАНА (XVI В.): ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / ЦИ ЦЗИГУАН / ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Ольга Юрьевна

Ряд историко-психологических и историко-педагогических исследований указывает на существование в системе военно-физической подготовки Старого Китая оригинальной психотехнологии, направленной на развитие профессионально значимых качеств воинов-единоборцев (нервнопсихической устойчивости, высокой скорости реакции, антиципации и др.), базирующихся на средствах сукцессивных психотелесных упражнений (мыслеобраз-звук-движение). Эффект от применения этой психотехнологии мог наблюдаться уже на 3-10 сутки тренинга - сроки, с которыми не знакома европейская военно-историческая наука! Конкретных методик, в рамках указанной психотехнологии, насчитывается несколько десятков. Одной из наиболее ярких из них является методика ускоренной массовой подготовки единоборцев к боевым действиям генерала Ци Цзигуана (1528-1588), описанная им в «Боксерском каноне для желающих побеждать». Объясняя конечный результат тренировки по методике генерала Ци Цзигуана, мы можем предположить, что она направлена именно на формирование (средствами сукцессивных психотелесных упражнений) в индивидуальной модели мира человека «конечного результата» действия, что и влияет на повышение скорости реакции и на повышение адекватности поведения бойцов в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF PSYCHOTECHNOLOGIES OF MILITARY-PHYSICAL TRAINING OF TROOPS IN ANCIENT CHINA ON THE EXAMPLE OF GENERAL QI JIGUANG'S METHOD (XVI CENTURY): HISTORICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS

A number of historical-psychological and historical-pedagogical studies indicate the existence of an original psychotechnology in the system of military-physical training in Old China, aimed at developing professionally significant qualities of martial artists (neuropsychic stability, high reaction speed, anticipation, etc.), based on the means of successive mind-body exercises (image-sound-movement). The effect of using this psychotechnology could be observed as early as on the 3rd - 10th day of the training - a period that European military history is not familiar with! There are several dozen specific methods within the framework of this psychotechnology. One of the most striking of them is the method of accelerated mass training of martial artists for combat actions of General Qi Jiguang (1528-1588), described by him in the "Boxing Canon for those who want to win". Explaining the final result of training according to the method of General Qi Jiguang, we can assume that it is aimed at the formation (by means of successive mind-body exercises) in the individual model of the human world of the "final result" of the action, which affects the increase in the reaction speed and the adequacy of the behavior of fighters in extreme situations.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК В ДРЕВНЕМ КИТАЕ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ ГЕНЕРАЛА ЦИ ЦЗИГУАНА (XVI В.): ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.11.2020

УДК 159.98; 159.9.016.4

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК В ДРЕВНЕМ КИТАЕ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ ГЕНЕРАЛА ЦИ ЦЗИГУАНА (XVI В.): ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

Ряд историко-психологических и историко-педагогических исследований указывает на существование в системе военно-физической подготовки Старого Китая оригинальной психотехнологии, направленной на развитие профессионально значимых качеств воинов-единоборцев (нервно-психической устойчивости, высокой скорости реакции, антиципации и др.), базирующихся на средствах сукцессивных психотелесных упражнений (мыслеобраз-звук-движение). Эффект от применения этой психотехнологии мог наблюдаться уже на 3-10 сутки тренинга - сроки, с которыми не знакома европейская военно-историческая наука! Конкретных методик, в рамках указанной психотехнологии, насчитывается несколько десятков. Одной из наиболее ярких из них является методика ускоренной массовой подготовки единоборцев к боевым действиям генерала Ци Цзигуана (15281588), описанная им в «Боксерском каноне для желающих побеждать». Объясняя конечный результат тренировки по методике генерала Ци Цзигуана, мы можем предположить, что она направлена именно на формирование (средствами сукцессивных психотелесных упражнений) в индивидуальной модели мира человека «конечного результата» действия, что и влияет на повышение скорости реакции и на повышение адекватности поведения бойцов в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: единоборства, психотехнологии, Ци Цзигуан, теория функциональных

систем.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p636-640

MECHANISMS OF PSYCHOTECHNOLOGIES OF MILITARY-PHYSICAL TRAINING OF TROOPS IN ANCIENT CHINA ON THE EXAMPLE OF GENERAL QI JIGUANG'S METHOD (XVI CENTURY): HISTORICAL AND METHODOLOGICAL

ANALYSIS

Olga Yuryevna Kulikova, the candidate of historical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Annotation

A number of historical-psychological and historical-pedagogical studies indicate the existence of an original psychotechnology in the system of military-physical training in Old China, aimed at developing professionally significant qualities of martial artists (neuropsychic stability, high reaction speed, anticipation, etc.), based on the means of successive mind-body exercises (image-sound-movement). The effect of using this psychotechnology could be observed as early as on the 3rd - 10th day of the training - a period that European military history is not familiar with! There are several dozen specific methods within the framework of this psychotechnology. One of the most striking of them is the method of accelerated mass training of martial artists for combat actions of General Qi Jiguang (1528-1588), described by him in the "Boxing Canon for those who want to win". Explaining the final result of training according to the method of General Qi Jiguang, we can assume that it is aimed at the formation (by means of successive mind-body exercises) in the individual model of the human world of the "final result" of the action, which affects the increase in the reaction speed and the adequacy of the behavior of fighters in extreme situations.

Keywords: martial arts, psychotechnologies, Qi Jiguang, theory of functional systems.

Ряд историко-психологических и историко-педагогических исследований [1, 3-7, 9, 11-13] указывает на существование в системе военно-физической подготовки Старого Китая оригинальной психотехнологии, направленной на развитие профессионально значимых качеств воинов-единоборцев (нервно-психической устойчивости, высокой скорости реакции, антиципации и др.), базирующихся на средствах сукцессивных (следующих в строгой очередности) психотелесных упражнений (мыслеобраз-звук- движение).

Эффект от применения этой психотехнологии мог наблюдаться уже на 3-10 сутки тренинга [1, 3, 5, 7, 9, 11] - сроки, с которыми не знакома европейская военно-историческая наука!

Конкретных методик, в рамках указанной психотехнологии, насчитывается несколько десятков. Одной из наиболее ярких из них является методика ускоренной массовой подготовки единоборцев к боевым действиям генерала Ци Цзигуана (1528 - 1588), описанная им в «Боксерском каноне для желающих побеждать» («Цюань-цзин це-яо-пянь» - ФШ.ШШШ) - 14-й главе «Нового трактата о правильном управлении [войсками]» («Цзи сяо синь шу» - Ы.ШШШ).

Методика представляет собой список из 32-х четверостиший (их следует произносить вслух), в каждом из которых описывается мыслеобраз, который следует представить, и движение - либо физическое упражнение, либо боевой прием без оружия [4-7, 12, 13]. На выполнение всей последовательности из 32-х психотелесных упражнений требуется не менее полутора часов.

Этот трактат был основной методикой подготовки солдат армии Китая более 400 лет, вплоть до 1912 года.

Корейская разведка около 190 лет (!) в буквальном смысле охотилась за ней [7].

Не обошли вниманием «китайских мятежников», применявших эту методику, в своих работах и В.И. Ленин [8], и Л.Н. Толстой [10]. На рубеже XIX - XX веков эта методика попала в поле зрения психологов - В. М. Бехтерев анализировал в своих работах (1903) ее механизмы внушающего воздействия на массы. Уделял внимание этому феномену и А.В. Рудаков [9]. Богатый материал по указанной тематике мы можем найти в работах китайских [11, 13] и американских [12] исследователей.

Несколько пилотных экспериментов по выявлению эффективности применения методики генерала Ци Цзигуана в условиях современных спортивных единоборств были проведены И.А. Вороновым (1996-2016) [5, 6].

Но, рассмотрев исторические и педагогические, и даже политические, аспекты, затронув некоторые психологические нюансы, указанные выше авторы практически не коснулись такой важной темы, как механизм психологического, психофизиологического воздействия этой методики на человека. А именно этот нюанс является центральным, методологическим, ибо, не разрешив его, мы рискуем скатиться в мистику и теологию.

Безусловно, первое, что бросается в глаза при внешнем рассмотрении методики -это внушающее воздействие, на чем настаивал еще В.М. Бехтерев в своих работах 19011903 гг. [3]. В частности он, ознакомившись, по запискам русского врача Воскресенского, с деятельностью бойцов «боксерского восстания» (ихэтуань), писал о возможных механизмах их ускоренной подготовки в таких терминах, как «психическое заражение», «психическая эпидемия» методами «внушения», «истерии и гипноза».

В своих работах он указывал: «Многочисленным отрядам русских и союзных войск часто приходилось встречаться с отрядами бандитов, в первых рядах которых шли юноши и девушки, совершенно невооруженные, размахивающие своими цветными флагами. Первые залпы, как правило, скашивали их, но те из И-хе-туан, кто выживал, возвращался из сражения с более крепкой верой в свою избранность и неуязвимость, они становились предметом поклонения для следующих; а убитые же или раненые считались недостаточно "прозревшими". Короткое время, с которым распространились в народе

идеи И-хе-туан, достойно внимания...» [3].

Очевидцы, присутствовавшие на тренировках этих самых Ихэтуаней, затем оставили описание того, что они увидели: «Ши-фу (командиры-наставники) приказывали новобранцам читать наизусть, с закрытыми глазами, стихи, содержавшие по восемь - двадцать иероглифов. Затем новобранцы ложились рядами на землю и через какое-то время подскакивали, и, выкрикнув имя героя древних династий, начинали выполнять бойцовские движения, в одиночку и в парах. Одни в руках держали бамбуковые шесты, другие пики или алебарды, третьи мечи и сабли. Рассеявшись по горным тропинкам и ущельям, они буйствовали, переворачивая все вверх дном... На десятый день подготовки они ложились на землю, потом подскакивали и начинали выполнять бой с тенью или формальный комплекс с закрытыми глазами ... Когда бой с тенью или формальный комплекс заканчивался, они обращались к наставнику: "Лао-шифу! Прошу разрешения возвратиться". Они выходили из транса. Теперь стоило только повторить им текст один раз, как они могли тот час выполнять приемы ушу, тело становилось гибким, а прыжки высокими, обучение этим приемам, оказывается, более эффективно для подростков» [1, 11].

Для науки рубежа XIX - XX веков, такое объяснение (внушение) было вполне убедительно и доказательно. Может поэтому более полувека эту тему никто более не поднимал? О восточных психотехнологиях вспомнили в 60-80 годах ХХ века в связи с популяризацией восточных единоборств в мире.

В работах И. А. Воронова [5] мы встречаем иной подход к объяснению механизмов этих психотехнологий, он делает упор на психосоматику - психологическое направление, которое восходит к телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха (1948) и системе организации движений Н.А. Бернштейна (1926).

В начале 70-х годов в биологических науках и в том числе в психологии акцент внимания смещается в сторону системного подхода вообще и теории функциональных систем П.К. Анохина [2] в частности.

Принимая во внимание, что П.К. Анохин указывает на общие для всех биологических систем принципы: «Надо обратить внимание на одну особенность функциональной системы, не укладывающуюся в обычные физиологические представления. Речь идет о том, что содержание результата, или, выражаясь физиологическим языком, параметры результата, формируется системой в виде определенной модели раньше, чем появится сам результат. ... Все функциональные системы независимо от уровня своей организации и от количества составляющих их компонентов имеют принципиально одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором, стабилизирующим организацию систем.» [2], мы вольны распространить эти идеи на все психотехнологии военно-физической подготовки войск в древнем Китае, в том числе и на методику генерала Ци Цзигуана. Этот механизм, эту функциональную архитектуру П.К. Анохин представляет в форме т.н. «внутренней операциональной архитектонике функциональной системы», представленной на рисунке 1.

Далее П.К. Анохин раскрывает сущность и содержание своей теории функциональных систем: «Мы предложили четыре решающих компонента афферентного синтеза, которые должны быть подвергнуты одновременной обработке с одновременным взаимодействием па уровне отдельных нейронов: 1) доминирующая на данный момент мотивация, 2) обстановочная афферентация, также соответствующая данному моменту, 3) пусковая афферентация и, наконец, 4) память . Теория функциональной системы сделала «принятие решения» полноценным участником объективного процесса формирования системы, критического процесса, благодаря которому афферентная оценка всех условий завершается доступным исследованию механизмом . в момент принятия решения, вся обрабатываемая информация интегрируется именно в области лобных отделов, откуда и идет команда к подбору наиболее оптимальных аппаратов поведения» [2].

Обратная афферон-гация

Рисунок 1 - Внутренняя операциональная архитектоника функциональной системы по П.К. Анохину [2].

Описывая аппарат акцептора результатов действия, П. К. Анохин указывает, что «формирование этого механизма нарушает устоявшееся представление о поступательном ходе возбуждений по центральной нервной системе согласно рефлекторному процессу. Акцептор результатов действия ... «предвосхищает» афферентные свойства того результата, который должен быть получен в соответствии с принятым решением, и, следовательно, опережает ход событий в отношениях между организмом и внешним миром» [2].

Таким образом, объясняя конечный результат тренировки по методике генерала Ци Цзигуана, мы можем предположить, что она направлена именно на формирование (средствами сукцессивных психотелесных упражнений) в индивидуальной модели мира человека «конечного результата» действия, что и влияет на повышение скорости реакции и на повышение адекватности поведения бойцов в экстремальных ситуациях.

С другой стороны, существует гипотеза [5], которая не противоречит теории функциональных систем, более того, дополняет её, где предполагается, что последовательность из 32 психотелесных упражнений моделируют механизм переработки информации у человека, а их количество и последовательность соответствуют поочередной последовательной активации сегментов спинного мозга, за счет чего и достигается повышение перечисленных выше качеств: скорости реакции, антиципации и качества принятия решения на моторные действия.

Таким образом, проведя краткий историко-методологический анализ механизмов психотехнологии военно-физической подготовки войск в древнем Китае (на примере методики генерала Ци Цзигуана, хотя такая методика была не одна) мы хотели бы заострить наше внимание на возможности адаптации таких психотехнологий в современный спортивно-тренировочный процесс в форме психотелесных упражнений в рамках психологической подготовки спортсменов единоборцев.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаев Н.В. Методы регуляции социального поведения в тайных религиозных объединениях старого Китая (на материале буддийских объединений) / Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов // Источниковедение и историография истории буддизма. - Новосибирск, Наука, 1986. - С. 85-99.

2. Принципы системной организации функций: сборник статей / отв. ред. П.К. Анохин. -Москва : Наука, 1971. - 315 с.

3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев. - Санкт-Петербург : Питер. 2001. - 256 с.

4. Богачихин, М.М. Ци Цзигуан: "Новая книга запись эффектов", свиток 14 / М.М. Богачихин // Гу Люсинь. Пушечные удары. - Москва : Либрис, 1998. - С. 471-487.

5. Воронов И.А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств (историко-психологическое и экспериментальное исследование) : дис. ... д-ра психол. наук / Воронов Игорь Анатольевич. - Санкт-Петербург, 2005. - 481 с.

6. Воронов И. А. Опыт перевода и расшифровки методики подготовки единоборцев китайского генерала Ци Цзигуана (XVI век) / И.А. Воронов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 1. - С. 129-138.

7. Ким С.Х. Боевые искусства и оружие древней Кореи (Муйе Добо Тонгжи) / Санг Х. Ким. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 368 с.

8. Ленин В.И. Китайская война / В.И. Ленин. ПСС, 5 изд., т.4. - Москва : Изд-во полит. литературы, 1967. - С. 378-383.

9. Рудаков А.В. Общество И-хэ-туань и его значение в последних событиях на Дальнем Востоке / по офиц. кит. данным составил А.В. Рудаков. - Владивосток : Первая типолитография тов-ва Сущинский и Ко, 1901. - 77 с. - Отд. оттиск: Известия Восточного института. Т. 2, вып. 3.

10. Толстой, Л.Н. Изложение китайского учения / Л.Н. Толстой // Конфуций. Уроки мудрости. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 1998. -С. 952-955.

11. Liu Zh. Yi he tuan / Zhijian Liu; Hanchun Sun. - Beijing: Tong su du wu chu ban she, 1955 Т.

I-IV.

12. Gives, C.M. An English translation of general Qi Jiguang's "Quanjing jieyao pian" (chapter on the fist canon and the essentials of nimbleness) from the Jixiao xinshu (New treatise on disciplined service). / Clifford Michael Gives. The University of Arizona. 1993.

13. Xi Yuntai. Zhung-go wu-shu shi. (История китайских "воинских искусств" ушу) / Xi Yun-tai. - Beijing, 1985. - 352 с.

REFERENCES

1. Abaev N.V. and Lepekhov S.Y. (1986), "Methods of regulation of social behavior in secret religious associations of old China (based on Buddhist associations)", Sources and historiography of the history of Buddhism, Novosibirsk, "Science", pp. 85-99.

2. Anokhin, P.K. (1971), The principles of the system organization of functions: collection of articles, Science, Moscow.

3. Bekhterev, V.M. (2001), Suggestion and its role in public life, Peter, St. Petersburg.

4. Bogachihin, M.M. (1988), Qi Jiguang, "New book entry effects", scroll 14. , Gu Lyusin. Can-nonball, Libris, Moscow, pp. 471-487.

5. Voroniv, I.A. (2005), The East Asian mind-body theory of the personality in domestic system of combat sports: dissertation, St. Petersburg.

6. Voronov, I.A. (2016), "Experience in translation and interpretation of soldiers training method by Chinese general Qi Jiguang (XVI century)", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 1, pp. 129- 138.

7. Kim, S.H. (2002), Martial Arts and weapons of ancient Korea (Muye Dobo Tongji), Phoe-nix,Rostov-On-Don.

8. Lenin, V.I. (1967), Chinese War. PSS, Modcow, Vol. 4, pp. 378-383.

9. Rudakov, A.V. (1901), Yi-He-Tuan society and its significance in recent events in the far East, The first typolithograph of comrade Sushchinsky and Co, ladivostok.

10. Tolstoy, L.N. (1998). "Exposition of the Chinese doctrine". Confucius. Lessons of wisdom, EKSMO-Press, Moscow, pp. 952-955.

11. Gives, C.M. (1993), An English translation of general Qi Jiguang's "Quanjing jieyao pian" (chapter on the first canon and the essentials of nimbleness) from the Jixiao xinshu (New treatise on disciplined service). The University of Arizona.

12. Zhijian Liu; Hanchun Sun (1955), Yi he tuan. Beijing: Tong su du wu chu ban she, v. I-IV.

13. Xi Yuntai. (1985), Zhung-go wu-shu shi. (History of Chinese "martial arts" Wushu), Beijing.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.