Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "МЕДИТАЦИЯ" В КОНТЕКСТЕ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "МЕДИТАЦИЯ" В КОНТЕКСТЕ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / МЕДИТАЦИЯ / НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронов Игорь Анатольевич, Куликова Ольга Юрьевна

Во второй половине 70-х годов ХХ века в СССР широкую популярность приобрели восточные единоборства. Тому было множество причин. В том числе и потребность населения в индивидуальном духовно-творческом развитии, нерегламентированном официальными государственными структурами, жестко формализовавшими духовную жизнь советских граждан узкими рамками материалистической идеологии и широким спектром различных запретов и табу. В широком спектре средств восточных единоборств, помимо оригинальных техник двигательных действий, ритуалов и терминов, предлагалось и такое действо, как «медитация» (от англ. meditation). В настоящей публикации авторы предлагают научное определение «медитации» и анализируют некоторые подходы к ее измерению. МЕДИТАЦИЯ - это концентрация внимания на качестве чувствительности к собственным произвольным фантазиям в любой модальности по механизму синестезии. Так как медитация оказывает влияние (воздействие) на состояния и черты характера, то состояния, как правило, психологи предлагают измерять либо популярным опросником САН (Самочувствие - Активность -Настроение), либо интроспекцией (в том числе с помощью формализованных анкет, где могут быть описаны, например, фантазии), а черты характера - многочисленными опросниками, по типу MMPI или 16PF Р. Кеттелла. В статье приведены результаты эмпирического исследования последствий медитации у спортсменов единоборцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DEFINITION OF THE ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT OF "MEDITATION " IN THE CONTEXT OF MARTIAL ARTS

In the second half of the 70s of the twentieth century, martial arts became widely popular in the USSR. There were many reasons for this. Including the need of the population for individual spiritual and creative development, unregulated by official state structures, which rigidly formalized the spiritual life of Soviet citizens within the narrow framework of materialist ideology and a wide range of various prohibitions and taboos. In a wide range of means of oriental martial arts, in addition to the original techniques of motor actions, rituals and terms, such an action as "meditation" was also offered. In this publication, the authors propose a scientific definition of "meditation" and analyze some approaches to its measurement. MEDITATION is the concentration of attention on the quality of sensitivity to one's own arbitrary fantasies in any modality according to the mechanism of synesthesia. Since meditation has an impact, as a rule, psychologists suggest measuring states by either the popular HAM questionnaire (Health-Activity-Mood), or introspection (including using formalized questionnaires, where, for example, fantasies can be described), and character traits by numerous questionnaires, such as MMPI or 16PF by R. Kettell. The article presents the results of an empirical study of the effects of meditation in martial artists.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "МЕДИТАЦИЯ" В КОНТЕКСТЕ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ»

УДК 159.96

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕДИТАЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Во второй половине 70-х годов ХХ века в СССР широкую популярность приобрели восточные единоборства. Тому было множество причин. В том числе и потребность населения в индивидуальном духовно-творческом развитии, нерегламентированном официальными государственными структурами, жестко формализовавшими духовную жизнь советских граждан узкими рамками материалистической идеологии и широким спектром различных запретов и табу. В широком спектре средств восточных единоборств, помимо оригинальных техник двигательных действий, ритуалов и терминов, предлагалось и такое действо, как «медитация» (от англ. meditation). В настоящей публикации авторы предлагают научное определение «медитации» и анализируют некоторые подходы к ее измерению. МЕДИТАЦИЯ - это концентрация внимания на качестве чувствительности к собственным произвольным фантазиям в любой модальности по механизму синестезии. Так как медитация оказывает влияние (воздействие) на состояния и черты характера, то состояния, как правило, психологи предлагают измерять либо популярным опросником САН (Самочувствие - Активность -Настроение), либо интроспекцией (в том числе с помощью формализованных анкет, где могут быть описаны, например, фантазии), а черты характера - многочисленными опросниками, по типу MMPI или 16PF Р. Кеттелла. В статье приведены результаты эмпирического исследования последствий медитации у спортсменов единоборцев.

Ключевые слова: восточные единоборства, медитация, научное определение, психология.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p398-403

PSYCHOLOGICAL DEFINITION OF THE ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT OF "MEDITATION" IN THE CONTEXT OF MARTIAL ARTS

Igor Anatolyevich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, Olga Yurievna Kulikova, the candidate of historical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

In the second half of the 70s of the twentieth century, martial arts became widely popular in the USSR. There were many reasons for this. Including the need of the population for individual spiritual and creative development, unregulated by official state structures, which rigidly formalized the spiritual life of Soviet citizens within the narrow framework of materialist ideology and a wide range of various prohibitions and taboos. In a wide range of means of oriental martial arts, in addition to the original techniques of motor actions, rituals and terms, such an action as "meditation" was also offered. In this publication, the authors propose a scientific definition of "meditation" and analyze some approaches to its measurement. MEDITATION is the concentration of attention on the quality of sensitivity to one's own arbitrary fantasies in any modality according to the mechanism of synesthesia. Since meditation has an impact, as a rule, psychologists suggest measuring states by either the popular HAM questionnaire (Health-Activity-Mood), or introspection (including using formalized questionnaires, where, for example, fantasies can be described), and character traits by numerous questionnaires, such as MMPI or 16PF by R. Kettell. The article presents the results of an empirical study of the effects of meditation in martial artists.

Keywords: martial arts, meditation, scientific definition, psychology.

Во второй половине 70-х годов ХХ века в СССР широкую популярность приобрели восточные единоборства. Тому было множество причин. В том числе и потребность населения в индивидуальном духовно-творческом развитии, нерегламентированном официальными государственными структурами, жестко формализовавшими духовную жизнь

советских граждан узкими рамками материалистической идеологии и широким спектром различных запретов и табу.

В широком спектре средств восточных единоборств, помимо оригинальных техник двигательных действий, ритуалов и терминов, предлагалось и такое действо, как «медитация» (от англ. meditation).

Этимология этого термина достаточно сложна. В настоящей публикации авторы склонны к происхождению этого термина, в числе прочего, от японского термина дзен, который был заимствован от китайского термина чань, который, в свою очередь, пришел из Индии в форме термина дхьяна (санскрит) и обозначающего «созерцание», «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление.

Насколько это понятие необходимо? Необходимо для практики восточных единоборств? Необходимо для включения медитативных практик в учебно-тренировочный процесс в единоборствах и других видах спорта? Ведь ныне многие специалисты, занимающиеся психологической подготовкой к деятельности, психокоррекцией и психотерапией считают медитацию чуть ли не ключевым понятием и действом в своей работе. Насколько это оправдано и требуется ли вообще так называемая медитация в работе психолога (спортивного психолога), психотерапевта? Профессионализм или дилетантизм демонстрируют психологи, использующие это понятие и термин?

С одной стороны, определение медитации мы встречает во многих источниках, поэтому перечислять сами источники (ввиду их нескончаемой многочисленности) мы не будем, укажем лишь на несколько определений, которыми Интернет буквально кишит, сбивая с толку неофитов, традиционно верящих в печатное слово:

1. Медитация (от лат. meditatio - «размышление») - ряд психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин)»;

2. Медитация - особая разновидность углублённого размышления о каком-либо предмете, духовной истине, иной идее, сопровождаемое отвлечением «от внешне-случайных обстоятельств», устранением «всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное, интеллектуальное и другое напряжение)»;

3. Медитация - состояние внутреннего сосредоточения или как действие для его достижения;

4. Медитация - «изменённое состояние сознания», обусловленное как внешними, так и внутренними причинами или как «тип психотехники, продуцирующий изменённые состояния сознания» (вариант: как форму психической активности с целью погружения «в особые трансовые состояния».

В этих определениях регулярно встречаем «волшебное» слово «особые», которое, собственно, ничего конкретного не сообщает о сущности и содержании этого понятия, в лучшем случае сообщая о некой концентрации внимания и размышлениях. Ничего не сообщает оно и о сущности психотехники под названием «медитация», а ведь определения понятий - это важная составляющая в современной науке [3].

Лутц, Слагтер, Данн и Дэвидсон (2008) предложили теоретическую основу, в которой медитативные практики подразделяются на две основные группы. Техники концентрации — или сосредоточенного внимания (Concentrative—or focused attention— techniques) — включают в себя непрерывное устойчивое внимание на выбранном объекте: объектом фокусирования может быть дыхание или телесные ощущения, субвокально повторяющийся звук или слово (мантра) или воображаемый ментальный образ. Медитация сосредоточенного внимания требует сужения осознания так, чтобы ум содержал только объект сосредоточения. С другой стороны, практики медитации осознанности (mindfulness meditation practices), также называемые медитацией открытого наблюдения

или медитацией прозрения (open-monitoring or insight meditation), включают расширение осознания без явного фокуса (кроме самого осознания). При сконцентрированном внимании практикующим предписывается позволять любой мысли, чувству или ощущению возникать в сознании, сохраняя при этом нереактивное осознание того, что переживается. Осознанность (Mindfulness) может быть описана устойчивое понимание, направленное на нереактивное и непривязанное ментальное наблюдение, без когнитивной или эмоциональной интерпретации разворачивающегося от момента к моменту опыта. [7].

Но, главное, остается не ясно, как измерять эту медитацию? Какими тестами, психодиагностическими методиками? А ведь, «наука начинается там, где начинаются измерения».

Да и вообще, нужен ли термин медитация, когда мы описываем, например, углубленные размышления изобретателя над новым прототипом какого-либо устройства?

Медитирует ли пилот, концентрируя внимание во время посадки самолета?

Называются ли медитацией творческая работа актера при воплощении в образ своего героя?

Стоит ли называть медитацией, например, идеомоторные упражнения спортсмена перед выступлением на соревнованиях?

Наконец, будем ли мы считать медитацией релаксацию мышц, даже, если мы сопровождаем их аутотренинговыми упражнениями?

Заметьте, все выделенные полужирным шрифтом термины имеют научные определения и объяснены в современных терминах и понятиях из области психологии, физиологии и биомеханики.

Итак, промежуточный вывод: мы вполне можем обходиться без термина «медитация» во многих случаях, где его ныне пытаются использовать.

С другой стороны, термин и понятие «медитация» все чаще и «настойчивее», начиная с 70-х годов [3], встречается в современных публикациях не только в связи с восточными практиками, но и в психологической литературе. Все чаще психологи включают этот термин в научный лексикон. При этом сам термин еще не обозначен ни в классификаторе психологических наук ВАК 19.00.00, ни в научном лексиконе психологии вообще. Но количество публикаций с использованием этого термина растет из года в год в геометрической прогрессии - если в 70-х годах это были единицы научных публикаций, то к 2010 году их насчитывалось около 300, а к 2017 - более 7000 за год [2, 5].

Другими словами, научное определение «медитации» — это, в настоящее время, почти историческая необходимость.

Б.В. Евстафьев (1990) указывал на следующие требования к определению: 1. Объективность: определение должно исходить из природы явления. 2. Историчность: определение должно строго соотноситься с конкретной исторической эпохой, этапом развития общества. 3. Четкость определения: оно должно быть кратким, иметь в своем составе минимальный перечень общих и специфических признаков. 4. Завершенность определения: в нем долины использоваться только такие термины, которые уже известны и не требуют объяснения [3].

Б.В. Евстафьев (1990) также указывал на три принципа эффективности определения: 1) принцип эффективности определения - его четкость и ясность; 2) принцип соотношения содержательного и терминологического аспектов процесса определения понятий; 3) принцип необходимости учета всей системы используемых понятий [3].

Учитывая перечисленные требования и принципы, попытаемся определить понятие «медитации». Для чего, вначале, разберемся с некоторыми научными терминами современной психологии и психофизиологии.

Во-первых, следует разобраться в «конструктивных особенностях» тела человека и обратить внимание на понятие «чувствительность» (Sentience), не забывая, при этом, о сенсорных системах человека (в том числе и о проприорецепции, и об интерорецепции).

Чувствительность в физиологии - это воспринимаемая психикой часть рецепции (всей афферентной импульсации, поступающей в различные отделы ЦНС); способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или из собственных тканей и органов. Чувствительность организма предшествует его реактивности (дифференцированному ответу).

Чувствительность в психологии - это способность чувствовать, воспринимать или переживать субъективно.

Во-вторых, обратимся к психологическому понятию «фантазия» (Fantasy). В психологии фантазией называют широкий спектр умственных переживаний, опосредованный способностью воображения в человеческом мозгу, отмеченный выражением определенных желаний с помощью ярких мысленных образов и обычно связанный с отсутствием логики или вещей, которые невозможны или невероятны.

Порой, по Вайланту (Vaillant), фантазия проявляется в форме «незрелой защиты», а порой, обеспечивает «небольшие регрессии и компенсирующие исполнения желаний, которые в действительности восстанавливают силы».

В-третьих, разберемся с механизмами синестезии (Synesthesia). Синестезия - это перцептивный феномен, при котором стимуляция одного сенсорного или когнитивного пути приводит к непроизвольным переживаниям в другом сенсорном или когнитивном пути. Синестетические ассоциации могут возникать в любой комбинации и в любом количестве чувств или когнитивных путей.

Все указанные термины являются научно обоснованными и дефинированными.

Все научно определенные выше понятия позволяют теперь дефинировать понятие «медитация» с позиции научной психологии следующим образом, отличающее ее от вышеприведенных примеров.

МЕДИТАЦИЯ - это концентрация внимания на качестве чувствительности к собственным произвольным фантазиям в любой модальности по механизму синестезии.

Безусловно, медитация (в нашем определении), благодаря механизму синестезии, может проявляться и в эффекторной деятельности мышц и желез. И если первое объясняет так называемый «спонтанный танец», то второе - те самые «измененные состояния сознания». Другими словами, в данном случае, речь может идти о динамической и статической медитации, в зависимости от преобладающей, в конкретной форме медитации, эффекторной системы - мышц или желез.

Более того, медитация, в таком определении, объясняет и эффект «интуитивного прозрения», основанного на механизмах антиципации в совокупности с, опять же, механизмами синестезии.

На наш взгляд такое определение медитации не противоречит ни предыдущим ее определениям, ни научному тезаурусу.

Теперь, о самом сложном - об измерении. Что и чем мы должны измерять, когда речь идет о медитации в рамках психологической науки? Внимание? Чувствительность? Фантазии? Или, по принципу «черного ящика», как бихевиористы, «какие-то» сигналы на выходе? Вряд ли измерение перечисленных параметров передаст нам сущность явления.

Например, что нам даст диагностика таких свойств внимания, как объём, переклю-чаемость, избирательность, устойчивость, концентрация? Ничего! А научного психолога интересует, что конкретно происходит, когда, например, приверженцы восточных единоборств занимаются «медитативной практикой» - будь то статическая или динамическая медитация?

Основываясь на предположении, что различные состояния сознания сопровождаются различными нейрофизиологическими состояниями, нейробиологический подход к медитации фокусируется на измененных сенсорных, когнитивных и самосознательных переживаниях. Вызванные медитацией нейрофизиологические изменения могут быть двух видов. Изменения, которые происходят во время практики медитации, называются

изменениями состояния. Изменения, которые накапливаются в течение месяцев или лет и сохраняются даже тогда, когда ум не активно занят медитацией, называются изменениями черт характера [6].

Состояния, как правило, психологи предлагают измерять либо популярным опросником САН (Самочувствие - Активность - Настроение), либо интроспекцией (в том числе с помощью формализованных анкет, где могут быть описаны, например, фантазии), а черты характера - многочисленными опросниками, по типу ММР1 или 16РБ Р. Кеттелла.

Если состояния (психологические, психофизиологические и пр.) человека могут изменяться за короткое время, то черты характера - это довольно устойчивые конструкты - на их изменение требуется весьма большое время - порой годы. Этот факт не позволяет в наше скоротечное время провести более или менее достоверный психологический эксперимент с достаточным объемом и гомогенностью экспериментальной группы.

По многочисленным опросам единоборцев, которые включали в тренировочный процесс медитацию (как они её понимали) удалось получить ряд типичных ответов, которые мы привели к научному тезаурусу:

1. Я стал более уверенным в себе.

2. Мне медитация позволила уменьшить количество и силу «панических атак».

3. Перед соревнованиями медитация позволяет мне настроиться на поединок более качественно.

4. С помощью медитации мне удается реже болеть.

5. Благодаря медитации у меня повысились антиципационные (и / или интуитивные) способности, что позволяет мне заранее настраиваться на неблагоприятные ситуации или избегать их.

Были также проведены эмпирические исследования по выявлению различий черт характера у занимающихся медитативными практиками в форме восточных единоборств (по методике генерала Ци Цзигуана [1]) и регулярно занимающихся фитнесом (силовыми и кардио-упражнениями в фитнес-залах Санкт-Петербурга). Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа данных экспериментальной (спортсмены

Показатели шкал 16РБ Р.Кеттелла (баллы) КГ ЭГ р двусторонний ЕЗ

М ЗБ М ЗБ

фактор Е «Подчиненность - Доминантность» 7,2 1,5 8,8 1,9 0,048 0,96

фактор О «Нормативность поведения» 9,3 1,9 3,5 0,8 0,000 4,24

фактор I «Чувствительность» 6,0 1,9 8,7 1,1 0,001 1,80

фактор М «Практичность мечтательность» 5,3 1,6 6,9 1,7 0,048 0,95

фактор N «Прямолинейность - Дипломатичность» 5,4 2,1 7,4 1,3 0,018 1,20

фактор Q2 «Независимость, нонконформизм» 5,9 0,9 7,4 1,3 0,009 1,35

фактор Q3 «Самоконтроль» 4,4 0,8 6,3 2,0 0,013 1,34

фактор Q4 «Невозмутимость - собранность» 6,1 1,6 8,0 2,2 0,038 1,01

к

э

Анализ данных тестирования по 16-факторному опроснику Р. Кеттелла показал, что статистически достоверные изменения у спортсменов, практикующих медитацию, наблюдаются по нескольким существенно важным для настоящей темы, шкалам. Прежде всего «Чувствительность» (фактор I). Ведь именно чувствительность у нас фигурирует в определении медитации.

Достаточно много вопросов во время интерпретации результатов вызвал фактор в «Нормативность поведения» - для нас, экспериментаторов, столь низкие баллы по этой шкале стали неожиданностью. Но учтя высокие баллы по шкалам, фактор Р3 «Самоконтроль» и фактор Р4 «Невозмутимость - собранность», мы склонны объяснять такой результат тем, что было сказано нами в первом абзаце настоящей публикации - потребностью занимающихся медитацией в индивидуальном духовно-творческом развитии, нерегламентированном официальными государственными структурами. Для подтвержде-

ния этого результата, нашими коллегами были проведено еще два независимых эмпирических исследования, которые также повторили полученные результаты.

Остальные результаты говорят сами за себя и, на наш взгляд, не требуют дополнительных пояснений. Хотя в этом случае остаётся невыясненным - толи медитация влияет на личностные черты, толи такой набор черт побуждает заниматься медитацией.

ВЫВОДЫ

В настоящей публикации авторы предлагают научное определение «медитации» и анализируют некоторые подходы к ее измерению. Безусловно, использование медитации в подготовке спортсменов возможно и полезно. Но это применение требует четкого научного понимания медитации - что это такое, каковы её механизмы, что и чем измерять, и что конкретно ожидает спортсмен и тренер от медитативной практики?

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов И. А. Опыт перевода и расшифровки методики подготовки единоборцев китайского генерала Ци Цзигуана (XVI век) / И.А. Воронов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 1. - C. 129-138.

2. Гоулман Д. Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело / Дэниел Гоулман, Ричард Дэвидсон. - Москва : Манн, Иванов и Фербер. 2018. - 478 с.

3. Евстафьев Б.В. О некоторых методологических подходах к определению основных понятий в теории физической культуры. Материалы к лекциям / Б.В. Евстафьев. - Ленинград, 1990. - 36 с.

4. Налимов В.В. Проблема человека в современной науке / В.В. Налимов // Вестник АН СССР. - 1979. - № 6. - C. 60-68.

5. Braboszcz, C. Meditation and Neuroscience: from basic research to clinical practice / C. Braboszcz, S. Hahusseau, A. Delorme // In "Integrative Clinical Psychology, Psychiatry and Behavioral Medicine: Perspectives, Practices and Research". Editor: R. Carlstedt. Springer Publishing, 2010. - С. 1910-1929.

6. Cahn BR. Meditation states and traits: EEG, ERP, and neuroimaging studies / B.R. Cahn, J. Polich // Psychological Bulletin. - 2006. - No, 132 (2). - P. 180-211

7. Attention regulation and monitoring in meditation / A. Lutz, H.A. Slagter, J. D., Dunne, R.J. Davidson // Trends in Cognitive Science. - 2008. - No. 12 (4). - P. 163-169.

REFERENCES

1. Voronov, I.A. (2016), "The experience of translating and deciphering the methods of training martial artists of the Chinese General Qi Jiguang (XVI century)", Actual problems ofphysical and special training of power structures, No. 1, pp.129-138.

2. Goleman, D. and Davidson R. (2018), Changed character traits. How meditation changes your mind, brain, and body, publishing Mann, Ivanov and Farber, Moscow.

3. Evstafyev, B.V. (1990), On some methodological approaches to the definition of basic concepts in the theory of physical culture, Leningrad.

4. Nalimov, V.V. (1979), "The problem of man in modern science". Bulletin of the USSR Academy of Sciences, No. 6, pp. 60-68.

5. Braboszcz C. Meditation and Neuroscience: from basic research to clinical practice / C. Braboszcz, S. Hahusseau, A. Delorme // Handbook of Integrative Clinical Psychology, Psychiatry and Behavioral Medicine: Perspectives, Practices and Research / ed.: R. Carlstedt. - Berlin : Springer, 2010. -P. 1910-1929.

6. Cahn, B.R. and Polich, J. (2006), "Meditation states and traits: EEG, ERP, and neuroimaging studies", Psychological Bulletin, No. 132 (2), pp. 180-211.

7. Lutz, A., Slagter, H.A., Dunne, J.D. and Davidson, R.J. (2008), "Attention regulation and monitoring in meditation", Trends in Cognitive Science, No. 12 (4), pp. 163-169.

Контактная информация: woronoff1960@mail.ru, oksovetnik09@gmail.com

Статья поступила в редакцию 29.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.