Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ ВОСТОКА'

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / МЕДИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куликова Ольга Юрьевна

Одной из "визитных карточек" Востока (Старого Китая и соседних с ним регионов) являются уникальные психотехнологии, которые, по большей части, дошли до наших дней в разной степени "сохранности". По сей день многие из этих психотехнологий дошли до нас в весьма видоизмененном виде и интерпретируются более чем свободно, что часто вызывает отторжение в научном сообществе из-за их чрезмерной религиозности и мистификации. В данной статье предпринята попытка сосредоточиться на ряде терминологических проблем, связанных с психотехнологиями Востока. Так вот, сами термины психотехнология и психология вообще на Востоке, конечно, отсутствовали. В современной науке все большее распространение получили понятия, связанные с "психической регуляцией". Ненаучный термин (еще не введенный в научный лексикон) "медитация" весьма неоднозначен, но количество научных публикаций на тему медитации с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Уже одно это заставляет нас вновь и вновь обращать внимание на ряд проблем с определением этого понятия. С точки зрения современных представлений о человеке, древние психотехнологии представляют собой уникальное явление, поскольку они воздействовали на три основных блока нашей нервной системы: Чувствительность активировала всю рецепторную систему, включая проприорецепцию и интерорецепцию. Фантазии активизировали память, извлекая всевозможные конструкты, что позволило, следуя примеру современного психоанализа, черпать дополнительные резервы в виде различных моделей дальнейших действий человека и их последствий. Механизм синестезии (на физиологическом уровне он связан с памятью человека и сегментарной иннервацией) позволял активно вовлекать все эффекторные системы в трудовую деятельность, развивая личность и творчество, позволяя человеку реализовать свои потребности через свою деятельность в обществе (либо в официальной, либо в референтной группе, например в тайных военных и религиозных объединениях). Историко-психологический обзор психотехнологий Востока, конечно, не решает всех проблем, связанных с их современным применением и научным осмыслением, но в очередной раз делается попытка сосредоточиться на уникальном опыте прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PSYCHOLOGICAL REVIEW OF THE ESSENCE AND CONTENT OF EAST ASIAN PSYCHOTECHNOLOGIES

One of the "business cards" of the East (Old China, and neighboring regions bordering it) is unique psychotechnologies, which, for the most part, have come down to our times in varying degrees of "preservation". To this day, many of these psychotechnologies have come down to us in a much modified form and are interpreted more than freely, which often causes rejection in the scientific community because of their excessive religiosity and mystification. This article attempts to focus on a number of terminological problems related to the psychotechnologies of the East. So, the very terms psychotechnology and psychology in general, in the East, of course, were absent. In modern science, the concepts associated with "mental regulation" have become more widespread. The unscientific term (not yet introduced into the scientific lexicon) "meditation" is very ambiguous, but the number of scientific publications on the topic of meditation is growing exponentially every year. This alone forces us to turn our attention repeatedly to a number of problems with the definition of this concept. From the point of view of modern ideas about man, ancient psychotechnologies are a unique phenomenon because they affected the three main blocks of our nervous system: Sensitivity activated the entire receptor system, including proprioreception and interoreception. Fantasies activated memory, extracting all sorts of constructs that allowed, following the example of modern psychoanalysis, to draw additional reserves in the form of various models of further human actions and their consequences. The mechanism of synesthesia (at the physiological level, it is associated with human memory and segmental innervation) allowed to actively involve all effector systems in labor activity, developing personality and creativity, allowing a person to realize their needs through their activities in society (either in an official or in a reference group such as secret military and religious associations). The historical and psychological review of the psychotechnologies of the East, of course, does not solve all the problems associated with their modern application and scientific understanding, but once again an attempt is made to focus on the unique experience of the past.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ ВОСТОКА»

318-322.

2. May, R. (2013), Man 's Search for Himself, Institute of General Humanitarian Research, Moscow.

3. Raigorodskii, D.Ya. 2013), Personality psychology, Bakhrah-M, Samara.

4. Razuvaeva, T., Gut, Y., Lokteva, A. and Pchelkina, E. (2019), "The Problem of Psychological Rehabilitation of Person with Disorders of the Musculoskeletal System Acquired in Adulthood", Behavioral Science, V. 9, No. 12, DOI. https://doi.org/10.3390/bs9120133.

5. Warschausky, S., Kaufman, J.N., Evitts, M., Schutt, W. and Hurvitz, E.A. (2017), "Mastery motivation and executive functions as predictors of adaptive behavior in adolescents and young adults with cerebral palsy or myelomeningocele", Rehabilitation Psychology, V. 62 (3), pp. 258-267, DOI. https://doi.org/10.1037/rep0000151.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.03.2021

УДК 159.9.01

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ ВОСТОКА

Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

Одной из "визитных карточек" Востока (Старого Китая и соседних с ним регионов) являются уникальные психотехнологии, которые, по большей части, дошли до наших дней в разной степени "сохранности". По сей день многие из этих психотехнологий дошли до нас в весьма видоизмененном виде и интерпретируются более чем свободно, что часто вызывает отторжение в научном сообществе из-за их чрезмерной религиозности и мистификации. В данной статье предпринята попытка сосредоточиться на ряде терминологических проблем, связанных с психотехнологиями Востока. Так вот, сами термины психотехнология и психология вообще на Востоке, конечно, отсутствовали. В современной науке все большее распространение получили понятия, связанные с "психической регуляцией". Ненаучный термин (еще не введенный в научный лексикон) "медитация" весьма неоднозначен, но количество научных публикаций на тему медитации с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Уже одно это заставляет нас вновь и вновь обращать внимание на ряд проблем с определением этого понятия. С точки зрения современных представлений о человеке, древние психотехнологии представляют собой уникальное явление, поскольку они воздействовали на три основных блока нашей нервной системы: Чувствительность активировала всю рецепторную систему, включая про-приорецепцию и интерорецепцию. Фантазии активизировали память, извлекая всевозможные конструкты, что позволило, следуя примеру современного психоанализа, черпать дополнительные резервы в виде различных моделей дальнейших действий человека и их последствий. Механизм синестезии (на физиологическом уровне он связан с памятью человека и сегментарной иннервацией) позволял активно вовлекать все эффекторные системы в трудовую деятельность, развивая личность и творчество, позволяя человеку реализовать свои потребности через свою деятельность в обществе (либо в официальной, либо в референтной группе, например в тайных военных и религиозных объединениях). Историко-психологический обзор психотехнологий Востока, конечно, не решает всех проблем, связанных с их современным применением и научным осмыслением, но в очередной раз делается попытка сосредоточиться на уникальном опыте прошлого.

Ключевые слова: психотехнологии Восточной Азии, медитация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p489-494

HISTORICAL AND PSYCHOLOGICAL REVIEW OF THE ESSENCE AND CONTENT OF EAST ASIAN PSYCHOTECHNOLOGIES

Olga Yuryevna Kulikova, the candidate of historical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

One of the "business cards" of the East (Old China, and neighboring regions bordering it) is unique psychotechnologies, which, for the most part, have come down to our times in varying degrees of "preservation". To this day, many of these psychotechnologies have come down to us in a much modified form and are interpreted more than freely, which often causes rejection in the scientific community because of their excessive religiosity and mystification. This article attempts to focus on a number of terminological problems related to the psychotechnologies of the East. So, the very terms psychotechnology and psychology in general, in the East, of course, were absent. In modern science, the concepts associated with "mental regulation" have become more widespread. The unscientific term (not yet introduced into the scientific lexicon) "meditation" is very ambiguous, but the number of scientific publications on the topic of meditation is growing exponentially every year. This alone forces us to turn our attention repeatedly to a number of problems with the definition of this concept. From the point of view of modern ideas about man, ancient psychotechnologies are a unique phenomenon because they affected the three main blocks of our nervous system: Sensitivity activated the entire receptor system, including proprioreception and interoreception. Fantasies activated memory, extracting all sorts of constructs that allowed, following the example of modern psychoanalysis, to draw additional reserves in the form of various models of further human actions and their consequences. The mechanism of synesthesia (at the physiological level, it is associated with human memory and segmental innervation) allowed to actively involve all effector systems in labor activity, developing personality and creativity, allowing a person to realize their needs through their activities in society (either in an official or in a reference group such as secret military and religious associations). The historical and psychological review of the psychotechnologies of the East, of course, does not solve all the problems associated with their modern application and scientific understanding, but once again an attempt is made to focus on the unique experience of the past.

Keywords: East Asian psychotechnologies, meditation.

Одна из «визитных карточек» Востока (Старого Китая, и граничащих с ним соседних регионов) - это уникальные психотехнологии, которые, в большинстве своем дошли до наших времен в разной степени «сохранности».

До сегодняшнего дня многие из этих психотехнологий дошли до нас в весьма измененном виде и трактуются более чем вольно, чем нередко вызывают отторжение в научной среде из-за своей излишней религиозности и мистифицированности.

В настоящей статье предпринята попытка заострить внимание на ряде терминологических проблем, связанных с психотехнологиями Востока.

Итак, сами термины психотехнология и психология вообще, на Востоке, безусловно, отсутствовали. В современной науке получили больше распространение понятия, связанные с «психической регуляцией». Ненаучный термин (не введен еще в научный лексикон) «медитация», очень неоднозначен, но количество научных публикаций на тему медитации растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Одно только это вынуждает вновь и вновь обращать свое внимание на ряд проблем с дефиницией этого понятия. Безусловно, существует и множество иных проблем, связанных с научным пониманием восточных психотехнологий, например, восточная модель человека в контексте, так называемых, «энергетических меридианов» цзин-ло и «биологически активных точек» сюэ, чего мы не встречаем в европейской анатомической модели человека.

На научных конференциях и в готовящихся публикациях, автор с коллегами попытались дать научное определение этому понятию с позиции современной психологической науки, что вызвало противоречивые отзывы от коллег и практикующих медитацию в своей работе психологов. Определение получилось краткое, но ёмкое по своему смыслу,

и, как это часто бывает, не всегда понятное непрофессиональным психологам, которые практикуют, как они считают, восточные психотехники. Приведем его здесь:

МЕДИТАЦИЯ - это концентрация внимания на качестве чувствительности к собственным произвольным фантазиям в любой модальности по механизму синестезии [4].

Безусловно, проблема - не в противоречиях между психологами, а в необходимости применять эти психотехнологии в современных условиях в силу их чрезвычайной эффективности. Проблема в том, чтобы знать, механизмы этой психотехнологии, что именно изменяется при воздействии медитации и как это измерять.

Один из путей поисков ответов на эти вопросы является историко-психологический и историко-педагогический анализы многочисленных восточных практик, повторяюсь, дошедших до нашего времени в очень измененном виде, вследствие исторических, культурологических и языковых воздействий.

Прежде всего, как европейцы «увидели» восточные психотелесные практики? Что произошло, когда технократическое мышление христиан-европейцев столкнулось с праг-магическим мышлением азиатов? Конечно же, через призму христианских обрядов и традиций.

Ярким примером искаженного восприятия информации является «учение о развитии чувствительности», изложенное в известном трактате «Кама-сутра» [2], но понятое европейцами в традиционной для них христианской парадигме «греховности тела». Что произошло в результате, надеюсь объяснять не надо - многие из европейцев термин «кума-сутра» однозначно стали ассоциировать с порнографией и половыми излишествами.

Нечто похожее произошло со многими оздоровительными практиками (по-современному - ЛФК: лечебно-оздоровительная физкультура) Востока, в которых были приведены методики массажа и мышечной активации не только спины, рук и ног, но и тех частей тела, которые в европейском обществе считались греховными и недостойными их упоминания. Европейцы, не мудрствуя лукаво, назвали эти психотехнологии «восточными сексуальными практиками», а системы необоснованных запретов прекрасно справляются со своей функцией и сейчас - манипуляция сознанием масс - это тоже эффективная психотехнология. Надо отдать должное современному положению дел, в этом контексте, на Западе - «маятник качнулся» в строго диаметральную область. Теперь, после «сексуальной революции», европейскую культуру заносит в другую крайность. Видимо, не без участия восточных психотехник, столь модных на Западе в 50-70-х годах прошлого столетия.

Итак, изначально прагматический восточный подход к человеческой телесности и здоровью предлагал ряд психотелесных упражнений, базирующихся на многовековом опыте и традициях. Здесь мы встречаем и основы биоритмологии, и модели переработки информации у человека, и психотехнологии управления состояниями человека не только в кратковременном воздействии, но и для формирования определенных личностных черт, способствующих здоровью, долголетию и выживанию в экстремальных условиях.

Тело на востоке было (и продолжает оставаться) средством духовного развития, наконец, а не греховной оболочкой. Конечно, в данном тексте присутствует некоторая идеализация Востока, и автору хотелось бы, чтобы этот момент был адекватно понят современниками. Перечень и классификации психотехнологий Востока мы встречаем в разных источниках. Прежде всего, надо различать системы регуляции социального [1] и индивидуального поведения [3].

Далее, цели этих психотехнологий и их направленность на «внешние» или «внутренние» проблемы и противоречия.

Если речь шла об оздоровительных системах, то акцент делался на индивидуальных психотехнологиях, но когда вставал вопрос о подготовке к боевым действиям (от государственной армии до многочисленных тайных религиозных объединений), то психотехнологии приобретали вид некой универсальности [5].

Центральным понятием и тех и других психотехнологий было то, что европейцы назвали «медитацией», безусловно, в разных формах, с разными целями и в различном культурологическом аспектах. Но три её составляющие: чувствительность, фантазии и синестезия (см. определение медитации) оставались неизменны.

Телесная ориентированность восточных психотехнологий преследовала всегда одну цель - оздоровление и долголетие. Многочисленные психотелесные гимнастики, сопровождаемые представлением определенных символов - мыслеобразов, и проговарива-нием словесных формул, произношением звуков (зачастую абсолютно не несущих смысловую нагрузку, например, т.н. «дхарани») были призваны изначально привести тело в здоровое состояние.

Символизм - одна из характерных особенностей восточных психотехнологий. Символизмом пропитаны все восточные языки и культуры. Поэтому, кстати, переводы многослойных восточных языков теряют свою притягательность и очаровательность. Жесткая последовательность символов, как показывают некоторые исследования [3], имела под собой четкое понимание психических процессов переработки информации у человека и управление этими процессами. При помощи представления серии определенных символов - мыслеобразов восточные врачи, порой лечили заболевания. Более того, с помощью этих психотехнологий удавалось развивать определенные личностные и профессионально важные качества. Последовательности таких символов многократно описаны в восточных трактатах. Они так и называются по количеству этих символов: «10» -тренировка воли, «32» - тренировка поведения в экстремальных ситуациях, «36» -укрепление иммунной системы и пр.

Глубоким символизмом пропитаны и «китайская опера», и «танец драконов», и «индийские танцы».

Проговаривание «сакральных» звуков и слов (мантр, молитв, священных текстов) преследовало несколько целей: во-первых, само произношение определенных звуков воздействовало на определенные внутренние органы - этому посвящено множество исследований и в современной науке; во-вторых, сами словесные формулы могли содержать описание определенных символов и их последовательностей. Объединением этих двух функций объясняется существенный оздоровительный эффект, приводящий порой даже к экстатическим состояниям.

Нередко, когда упражнения выполнялись в жестком соответствии с календарем -биоритмологическая компонента считалась основной. В «Трактате Желтого императора» (V - III века до н.э.) читаем: «Есть особые дни, когда можно предотвратить конкретное заболевание ... Если человек теряет способность следовать ритму времени, тогда изнутри закрываются девять отверстий, на внешнем уровне нарушается движение мышц ... Нужно согласовывать свою жизнь со светом небес, с календарными законами движения звезд и созвездий ... Нельзя не знать времени предостережений небес ... Для лечения си-цзи (скопление дыхания) следует применять гимнастику дао-инь и одновременно нужно принимать лекарства. Если только принимать лекарства, не применяя гимнастику, то болезнь вылечить нельзя».

Символизмом проникнута и известная далеко за пределами Восточной Азии «Регата лодок драконов» (проводится уже более 20-ти столетий в 5-ый день 5-ого лунного месяца).

Существенную роль играли в психотелесных гимнастиках и сами физические кондиции - для здоровых людей рекомендовались более активные и длительные комплексы упражнений, иногда, даже, со сложными акробатическими трюками (например, комплексы упражнений в ушу); для больных и слабых - упражнения в положении сидя и лежа (например, комплекс «24 упражнения к 24 сезонам года» (XVIII в. до н.э.), или комплекс из 44 упражнений найденный в т.н. Мавандуйских раскопках). Сюда же относится и комплекс из 36 упражнений дао-инь.

Но, вернемся к термину «медитация», вобравшего в себе всю «мистику востока». Этимология этого термина, как считают некоторые исследователи, восходит к буддийской секте дзен-буддизма. Японский термин дзен, был заимствован из китайского термина чань (даже написание иероглифов имеет рях сходных «ключей»), который, в свою очередь (в произношении «чань-на»), пришел из Индии в форме термина дхьяна (санскрит) и обозначающего «созерцание», «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление.

Медитация (в нашем определении - см. выше), благодаря механизму синестезии (в котором задействована механизмы и памяти, и сегментарной иннервации), проявляться в эффекторной деятельности мышц и желез. И если первое объясняет так называемый «спонтанный танец», то второе - те самые «измененные состояния сознания», или, как говорят психологи, просто «состояния». И действительно, когда речь идет о динамической и/или статической медитации, то здесь мы, по сути, говорим о преобладающей, в конкретной форме медитации, эффекторной системе - о мышцах или железах. Конечно, такими терминами не оперировали в древности, но зато прекрасно научились управлять этими «состояниями» различными формами психотехнологий - динамической или статической.

Более того, медитация, в таком определении, объясняет и эффект «интуитивного прозрения», основанного на механизмах антиципации в совокупности с, опять же, механизмами синестезии. Вот еще один ответ на «чудо» восточных психотехнологий - объяснение механизмов их воздействия на человека с современных естественнонаучных позиций.

Конечно же, в истории Восточной Азии мы находим множество подтверждений эффективности этих психотехнологий. Европейцы были шокированы, когда увидели весьма «мистический» метод массовой подготовки войск к боевым действиям, занимавший по времени от 4 до 10 суток (!) во время так называемого «боксерского восстания» ихэтуаней, направленного против «армии восьми государств», произошедшего на рубеже XIX - XX веков.

С точки зрения современных представлений о человеке, древние психотехнологии - это уникальное явление ведь они затрагивали три основных блока нашей нервной системы:

Чувствительность активировала всю рецепторную систему, в том числе и пропри-орецепцию, и интерорецепцию.

Фантазии активировали память, извлекая всевозможные конструкты, которые позволяли, по примеру современного психоанализа, черпать дополнительные резервы в форме различных моделей дальнейших действий человека и их последствий.

Механизм синестезии (на физиологическом уровне он связан с памятью человека и сегментарной иннервацией) позволял активно вовлекать все эффекторные системы в трудовую деятельность, развивая личность и креативность, позволяя человеку реализовать свои потребности через свою деятельность в социуме (либо в официальном, либо в референтной группе по типу тайных военных и религиозных объединений).

Исследования психотехнологий Востока, в историческом отношении, тоже можно весьма условно разделить на несколько крупных этапов:

Первый - это накопление данных о Востоке, который начался еще в эпоху Ренессанса (не будем забывать и о временах Великого торгового шелкового пути, но каких бы то ни было «научных» свидетельств той эпохи нам не известно, если только не считать библейских «волхвов, пришедших с Востока») и продолжался до прямых «физических контактов» цивилизаций в начале XVI века.

Второй - с начала XVI века, когда португальские корабли достигли южных портов Китая, вплоть до середины XIX века, что совпало, по сути, с веком промышленной революции и отразилось на всем укладе стран Восточной Азии.

Третий этап - самый, пожалуй, кровавый, это этап вооруженных столкновений и борьбы за рынки сбыта, который продолжался до середины XX столетия.

Четвертый - современный «научный» этап, когда европейская цивилизация воочию убедилась в научном и промышленном потенциалах «Великих Драконов Восточной Азии»: Японии, Южной Кореи и Южного Китая. В этот период европейцы вдруг поняли, что в Восточной Азии существует и уникальная система управления, и уникальный подход к планированию будущих потребностей человечества на полвека вперед, и уникальных психотелесных практик, которыми сейчас занимаются многие европейцы, регулярно посещающие Восток не только с туристическими целями. Одна из ключевых потребностей европейцев, посещающих страны Востока - знакомство и практика восточных психотехнологий.

Безусловно, безграничная тема Востока вообще и восточных психотехнологий в частности далеко не исчерпывается настоящей публикацией, а историко-психологический обзор психотехнологий Востока, безусловно, не решает всех проблем, связанных с их современным применением и научным пониманием, но автором в очередной раз предпринята попытка акцентировать внимание на уникальном опыте прошлого времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаев, Н.В. Методы регуляции социального поведения в тайных религиозных объединениях старого Китая (на материале буддийских объединений) / Абаев Н.В., Лепехов С.Ю. // Источниковедение и историография истории буддизма. - Новосибирск : Наука, 1986. - С. 85-99.

2. Ватсьянна Малланага. Камасутра. Пер. с санскрита. Москва : Наука, 1993. - 181 с.

3. Воронов, И. А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств (историко-психологическое и экспериментальное исследование): дис. ... д-ра психол. наук / Воронов Игорь Анатольевич. - Санкт-Петербург. 2005. - 481 с.

4. Психологическое определение «медитации»: некоторые проблемы сущности механизмов и психодиагностики / И.А. Воронов, Г.В. Пантелеева, С.О. Буланов, О.Ю., Куликова // сб. науч. стат. по материалам Ежегодной Международной научно-практической конференции «V Фрейдовские чтения» 3.04.2021. АНО ВО «Восточно-Европейский Институт Психоанализа». - Санкт-Петербург : ВЕИП, 2021. - C. 163-177

5. Куликова О. Ю. Классификация психотехнологий и их средств в системе боевых искусств в Старом Китае / О.Ю. Куликова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (190). - C. 459-463.

REFERENCES

1. Abaev, N.V. and Lepekhov, S.Yu. (1986), "Methods of regulation of social behavior in secret religious associations of old China (based on Buddhist associations)", Sources and historiography of the history of Buddhism, "Science", Novosibirsk, pp. 85-99.

2. Vatsyanna Mallanaga (1993), Kamasutra. Translated from Sanskrit, Nauka, Moscow.

3. Voronov, Igor Anatolyevich, (1996), Chinese classical military training concept, dissertation, Moscow.

4. Voronov, 1.А., Panteleeva G.V., Bulanov S.O., Kulikova, O.Yu. (2021), "Psychological definition of "meditation": some problems of the essence of mechanisms and psychodiagnosis", Coll. scientific. stat. based on the materials of the Annual International Scientific and Practical Conference "V Freudian Readings" 04/03/2021, Eastern European Institute of Psychoanalysis, VEIP, St. Petersburg, pp. 163-177.

5. Kulikova O.Yu. (2021), "Classification of psychotechnologies and their means in the system of martial arts in Old China", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (190), pp. 459-463.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.