Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ'

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / НАРУШЕННОЕ РАЗВИТИЕ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобзева Ольга Владимировна

В статье рассмотрены подходы к определению Я-концепции в психологии и показана структура Я-концепции. Особое внимание уделено анализу личностного развития студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Автор описывает специфику факторов, влияющих на формирование Я-концепции в юношеском возрасте. В исследовании приняли участие 33 респондента (16 студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 17 студентов с условно нормативным развитием, средний возраст респондентов 19,8 лет). Целью эмпирического исследования явилось изучение специфики поведенческого компонента Я-концепции студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Исследование поведенческого компонента Я-концепции проводилось с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н.С. Эндлер, Д.А. Панкер) и теста жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты исследования показывают, что у студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в стрессовых ситуациях основным является эмоционально-ориентированный копинг, у студентов с условно нормативным развитием - проблемно-ориентированный. Доказано, что студенты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не погружаются в стрессовую или фрустрирующую ситуацию при ее разрешении. Доминирование мотива избегания неудач, состояние неудовлетворенности от собственной деятельности, нереальные цели определяет специфику личностного развития студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Студенты с условно нормативным развитием демонстрируют осознанное поведение в ситуации выбора. Они убеждены в позитивном разрешении всех спорных ситуаций. Выявленные особенности показывают наличие у них высокого социометрического статуса и сформированной системы убеждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кобзева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF THE SELF-CONCEPT OF STUDENTS WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

The article reflects upon the approaches to self-concept definition in psychology and presents the structure of self-concept. Particular focus is given to the analysis of the personal development of students with disorders of the musculoskeletal system. The author describes the specifics of the factors that influence the formation of the Self-concept in youthful age. Thirty-three students took part in the survey: 16 with disorders of the musculoskeletal system and 17 healthy students. The average age was 19.8 years. The aim of the empirical research was to study the specifics of the behavioral component of the selfconcept of students with disorders of the musculoskeletal system. The researchers used the “Coping Inventory Stressful Situations” (N.S. Endler, D.A. Panker) and test Hardiness (D.A. Leontev, E.I. Rasskazova). The results of the study show that in students with impaired functions of the musculoskeletal system in stressful situations, the main one is emotionally-oriented coping, in students with healthy development -problem-oriented. It is proved that students with impaired functions of the musculoskeletal system do not plunge into a stressful or frustrating situation for it solve. The dominance of the motive of avoiding failures, the state of dissatisfaction with their own activities, unrealistic goals determines the specifics of the personal development of students with impaired functions of the musculoskeletal system. Healthy students demonstrate conscious behavior in a situation of choice. They are convinced of the positive solve of all situations. The revealed features show that they have a high sociometric status and a well-formed belief system.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ»

Контактная информация: Svetlanantks@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.04.2021

УДК 159.922.762

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Ольга Владимировна Кобзева, кандидат психологических наук, Мурманский арктический государственный университет

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к определению Я-концепции в психологии и показана структура Я-концепции. Особое внимание уделено анализу личностного развития студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Автор описывает специфику факторов, влияюшдх на формирование Я-концепции в юношеском возрасте. В исследовании приняли участие 33 респондента (16 студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 17 студентов с условно нормативным развитием, средний возраст респондентов 19,8 лет). Целью эмпирического исследования явилось изучение специфики поведенческого компонента Я-концепции студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Исследование поведенческого компонента Я-концепции проводилось с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н.С. Эндлер, Д.А. Панкер) и теста жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты исследования показывают, что у студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в стрессовых ситуациях основным является эмоционально-ориентированный копинг, у студентов с условно нормативным развитием - проблемно-ориентированный. Доказано, что студенты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не погружаются в стрессовую или фрустрирую-шую ситуацию при ее разрешении. Доминирование мотива избегания неудач, состояние неудовлетворенности от собственной деятельности, нереальные цели определяет специфику личностного развития студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Студенты с условно нормативным развитием демонстрируют осознанное поведение в ситуации выбора. Они убеждены в позитивном разрешении всех спорных ситуаций. Выявленные особенности показывают наличие у них высокого социометрического статуса и сформированной системы убеждений.

Ключевые слова: Я-концепция, нарушенное развитие, копинг-поведение, жизнестойкость, личностные особенности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p485-489

BEHAVIORAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF THE SELF-CONCEPT OF STUDENTS WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Olga Vladimirovna Kobzeva, the candidate of psychological science, Murmansk Arctic State

University

Abstract

The article reflects upon the approaches to self-concept definition in psychology and presents the structure of self-concept. Particular focus is given to the analysis of the personal development of students with disorders of the musculoskeletal system. The author describes the specifics of the factors that influence the formation of the Self-concept in youthful age. Thirty-three students took part in the survey: 16 with disorders of the musculoskeletal system and 17 healthy students. The average age was 19.8 years. The aim of the empirical research was to study the specifics of the behavioral component of the self-concept of students with disorders of the musculoskeletal system. The researchers used the "Coping Inventory Stressful Situations" (N.S. Endler, D.A. Panker) and test Hardiness (D.A. Leontev, E.I. Rasskazova). The results of the study show that in students with impaired functions of the musculoskeletal system in stressful situations, the main one is emotionally-oriented coping, in students with healthy development -problem-oriented. It is proved that students with impaired functions of the musculoskeletal system do not plunge into a stressful or frustrating situation for it solve. The dominance of the motive of avoiding fail-

ures, the state of dissatisfaction with their own activities, unrealistic goals determines the specifics of the personal development of students with impaired functions of the musculoskeletal system. Healthy students demonstrate conscious behavior in a situation of choice. They are convinced of the positive solve of all situations. The revealed features show that they have a high sociometric status and a well-formed belief system.

Keywords: self-concept, developmental disorders, coping behavioral, hardiness, personal feature.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования и развития Я-концепции является одной из наиболее актуальных в современной психологии. Такой интерес обусловлен новым пространством, изменившим не только социум, но и личностные детерминанты современного человека. Сложившаяся ситуация неопределенности и изменчивости требует постоянной динамики не только в восприятии индивидом самого себя, своих отношений с окружающими, но и своего места в меняющемся обществе.

Дуализм феномена Я-концепции как познающего субъекта (эмпирическое Ego) и познаваемого объекта (чистое Ego) первым определил У Джеймс. Именно эти структурные компоненты отражают познавательный компонент в сознании, имеющем трехкомпо-нентную структуру: поведенческий, когнитивный и эмоционально-оценочный аспекты [1]. В зарубежной психологии до сих пор не сформирована однозначная точка зрения на Я-концепцию, поэтому она определяется не только как необъемлемая, глобальная характеристика личности, но и серия самоанализов, специфичных для разнообразных стилей поведения. В отечественной психологии чаще всего изучение Я-концепции связано с исследованием сознания и самосознания личности.

Я-концепция, являясь достаточно устойчивым психологическим образованием, тем не менее постоянно изменяется. Поэтому значительное внимание при изучении этого феномена принадлежит исследованиям системы зависимостей инициирующих или сдерживающих формирование его компонентов. К внешним факторам, обеспечивающим развитие Я-концепции можно отнести социальное взаимодействие [3], влияние референтной группы или социальной ситуации [1], к внутренним - специфику взаимодействия в семье, семейный порядок [2].

Особенности психического развития студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, определяются нарушениями эмоционально-волевой и личностной сфер развития. Поэтому для них характерны безобвинительные реакции, повышенная фиксация на препятствиях, трудности нахождения рационального способа разрешения фрустрирующих и конфликтных ситуаций, внутренняя беспомощность. Высокий уровень нервно-психического напряжения, низкий уровень самоактуализации не позволяют им сознательно планировать собственную деятельность [4]. В тоже время достаточный уровень интеллектуального развития может сочетаться с отсутствием уверенности в себе и повышенной внушаемости, а сформированные иждивенческие установки, способствуют развитию социальной дезадаптации. Удовлетворение мотиваци-онных и исполнительных потребностей студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата определяет специфику их адаптивного поведения [5].

Цель исследования - изучить специфику поведенческого компонента Я-концепции студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило на базе Мурманского арктического государственного университета. В нем приняли участие 16 студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (без интеллектуальных и речевых нарушений) и 17 студентов с условно нормативным развитием. Средний возраст респондентов - 19,8 лет.

Специфика возможных реакций на трудные или стрессовые ситуации определялась методикой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант

методики Н.С. Эндлера, Д.А. Панкера «Coping Inventory Stressful Situations»). Изучение степени независимости, самостоятельности и активности в достижении своих целей, чувства личной ответственности проводилось с помощью теста жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, адаптированный вариант опросника «Hardiness Survey» С. Мадди).

Статистическая оценка полученных результатов проводилась с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлена специфика проявления копинг-поведения у студентов.

Таблица 1- Проявление копинг-поведения у студентов (средние значения)

Шкалы Студенты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Студенты с условно нормативным развитием

x о x о

Проблемно-ориентированный копинг 41 8,3 63,6 4,9

Эмоционально-ориентированный копинг 63 8,5 40,9 6,9

Избегание 57,9 6,8 42 5,2

Отвлечение 27 3,8 17,9 2,4

Социальное отвлечение 20,8 2,3 10,2 2,3

Представленные данные, позволяют утверждать, что у студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата доминирующим является эмоционально-ориентированный копинг, что свидетельствует об эмоциональном переживании ими неудач и неприятностей, происходящих в их жизни, а также внутреннем напряжении. Избегание стрессовых ситуаций способствует формированию у них рассеянности, сосредоточенности на своих внутренних и внешних недостатках, низкой самооценки. Студентам с условно нормативным развитием такие тенденции не характерны (р<0,05). В конфликтных и спорных ситуациях студенты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата сосредотачиваются на своих ощущениях и переживаниях, решения чаще всего принимают не самостоятельно (р<0,05).

В стрессовых ситуациях студенты с условно нормативным развитием преимущественно демонстрируют проблемно-ориентированный копинг, поэтому они не только детально анализируют возникающие трудные ситуации, но и находят действенные способы их разрешения, быстро адаптируются к изменяющимся условиям. Умение использовать внешние ресурсы, уверенность в своих силах позволяет им адекватно оценивать значимость фрустрирующих ситуаций и не дистанцироваться от них.

Анализ результатов исследования показывает, что студенты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата чаще отвлекаются от решения возникающих трудных и стрессовых ситуаций, направляя свою деятельность на интересные для них занятия, а также на поиск поддержки у своего социального окружения. Студенты с условно нормативным развитием стараются полностью погрузиться в разрешение возникающих ситуаций (р<0,05), но не хотят, чтобы окружающие знали об этих ситуациях (р<0,05).

Теперь рассмотрим особенности компонентов жизнестойкости у студентов (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Проявление компонентов жизнестойкости у студентов (средние значения)

Студенты с нарушениями функций Студенты с условно нормативным

Шкалы опорно-двигательного аппарата развитием

x о x о

Вовлеченность 31,9 4,5 44 4,6

Контроль 38,5 7,6 24,7 4,8

Принятие риска 15,7 2,1 21,7 4,2

Жизнестойкость 86,2 8,0 90,5 7,7

Как показывают результаты исследования, цели в жизни студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не имеют реальной опоры в настоящем време-

ни, поэтому не подкреплены личной ответственностью за их реализацию. Вместе с тем, удовлетворенность своим текущим состоянием не останавливает их от желания изменить его. Доминирование мотивации избегания неудач, обусловлено тем, что в ситуации выбора решающее значение для них имеют собственный комфорт и безопасность.

Студенты с условно нормативным развитием рассматривают свою жизнь как способ приобретения опыта, поэтому чаще готовы действовать в отсутствие надежной гарантии на успех. Они демонстрируют уверенное и решительное поведение при осуществлении выбора в различных жизненных ситуациях, но удивляются отрицательному исходу событий, так как уверены только в положительном разрешении. Низкий уровень тревожности позволяет им быть открытыми для окружающих, самодостаточными, целенаправленными и ответственными.

Студенты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в большинстве, не получают удовольствие от собственной деятельности, чаще ощущают себя «вне жизни». Они убеждены в том, что самостоятельно выбирают деятельность и могут повлиять на результаты происходящих с ними событий (р<0,05). Их сверстники с условно нормативным развитием более доброжелательны, уверены в себе. Выделенные у них личностные детерминанты способствуют формированию стабильных и крепкий взаимоотношений в группе, более высокому социометрическому статусу, стабильной системе убеждений.

ВЫВОДЫ

Развитие поведенческого компонента в структуре Я-концепции студентов является важной частью их общего психического развития. Поэтому устойчивая, адекватно сформированная Я-концепция играет особую роль в адаптации студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата к окружающей действительности.

Проведенное исследование показало, что студентам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата свойственна низкая социальная активность в межличностных отношениях. Они не уверены в себе и собственных силах. Кроме этого, необходимо отметить у них нежелание принимать помощь окружающих при решении сложных или фрустрирующих ситуаций, поэтому трудные ситуации они стараются разрешать самостоятельно. Знание специфики поведенческого компонента Я-концепции студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата поможет не только развить у них систему ценностей, но и реализовать их личностный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арзуманян С.С. Развитие самосознания и формирование Я-концепции студентов: основные подходы и тенденции исследования / С.С. Арзуманян // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 1. - С. 318-322.

2. Мэй Р. Человек в поисках себя / Р. Мэй. - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2013. - 221 с.

3. Психология личности / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2013. - 509 с.

4. Razuvaeva T. The Problem of Psychological Rehabilitation of Person with Disorders of the Musculoskeletal System Acquired in Adulthood / T. Razuvaeva, Y. Gut, A. Lokteva, E. Pchelkina. - DOI: 10.3390/bs9120133 // Behavioral Science. - 2019. - V. 9, No. 12. - URL: https://www.mdpi.com/2076-328X/9/12/133 (дата обращения: 01.02.2021).

5. Mastery motivation and executive functions as predictors of adaptive behavior in adolescents and young adults with cerebral palsy or myelomeningocele / S. Warschausky, J.N. Kaufman, M. Evitts, W. Schutt, E.A. Hurvitz. - DOI. https://doi.org/10.1037/rep0000151 // Rehabilitation Psychology. - 2017. -V. 62 (3). - P. 258-267.

REFERENCES

1. Arzumanyan, S.S. (2012), "Self-consciousness development and the I-conception of students: basic approaches and research tendencies", Pyatigorsk State Linguistic University Bulletin, No. 1, pp.

318-322.

2. May, R. (2013), Man s Search for Himself, Institute of General Humanitarian Research, Moscow.

3. Raigorodskii, D.Ya. 2013), Personality psychology, Bakhrah-M, Samara.

4. Razuvaeva, T., Gut, Y., Lokteva, A. and Pchelkina, E. (2019), "The Problem of Psychological Rehabilitation of Person with Disorders of the Musculoskeletal System Acquired in Adulthood", Behav-ioralScience, V. 9, No. 12, DOI. https://doi.org/10.3390/bs9120133.

5. Warschausky, S., Kaufman, J.N., Evitts, M., Schutt, W. and Hurvitz, E.A. (2017), "Mastery motivation and executive functions as predictors of adaptive behavior in adolescents and young adults with cerebral palsy or myelomeningocele", Rehabilitation Psychology, V. 62 (3), pp. 258-267, DOI. https://doi.org/10.1037/rep0000151.

Контактная информация: kobzevao@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 31.03.2021

УДК 159.9.01

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ ВОСТОКА

Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург

Аннотация

Одной из "визитных карточек" Востока (Старого Китая и соседних с ним регионов) являются уникальные психотехнологии, которые, по большей части, дошли до наших дней в разной степени "сохранности". По сей день многие из этих психотехнологий дошли до нас в весьма видоизмененном виде и интерпретируются более чем свободно, что часто вызывает отторжение в научном сообществе из-за их чрезмерной религиозности и мистификации. В данной статье предпринята попытка сосредоточиться на ряде терминологических проблем, связанных с психотехнологиями Востока. Так вот, сами термины психотехнология и психология вообще на Востоке, конечно, отсутствовали. В современной науке все большее распространение получили понятия, связанные с "психической регуляцией". Ненаучный термин (еще не введенный в научный лексикон) "медитация" весьма неоднозначен, но количество научных публикаций на тему медитации с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Уже одно это заставляет нас вновь и вновь обращать внимание на ряд проблем с определением этого понятия. С точки зрения современных представлений о человеке, древние психотехнологии представляют собой уникальное явление, поскольку они воздействовали на три основных блока нашей нервной системы: Чувствительность активировала всю рецепторную систему, включая про-приорецепцию и интерорецепцию. Фантазии активизировали память, извлекая всевозможные конструкты, что позволило, следуя примеру современного психоанализа, черпать дополнительные резервы в виде различных моделей дальнейших действий человека и их последствий. Механизм синестезии (на физиологическом уровне он связан с памятью человека и сегментарной иннервацией) позволял активно вовлекать все эффекторные системы в трудовую деятельность, развивая личность и творчество, позволяя человеку реализовать свои потребности через свою деятельность в обществе (либо в официальной, либо в референтной группе, например в тайных военных и религиозных объединениях). Историко-психологический обзор психотехнологий Востока, конечно, не решает всех проблем, связанных с их современным применением и научным осмыслением, но в очередной раз делается попытка сосредоточиться на уникальном опыте прошлого.

Ключевые слова: психотехнологии Восточной Азии, медитация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.