Психологические науки
УДК 159.9.072
. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Светлана Валерьевна Жаркова, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск; Геннадий Валерьевич Мануйлов, кандидат психологических наук, преподаватель, Уральский медицинский колледж, Челябинск
Аннотация
В статье рассматриваются современные исследования по проблеме прокрастинации личности на основе анализа публикаций за последние 5-7 лет (2014-2020 гг.), обобщаются представления о структуре откладывающего поведения, особенностях его формирования и преодоления. Прокрас-тинация предстает в виде защитного и совладающего поведения. Обнаружено, что в новых исследованиях акцент смещается со связи прокрастинации с индивидуальностью на ее обусловленность личностными факторами: мотивацией, смысложизненной позицией, сценариями отложенной жизни, личностной организацией времени, перфекционизмом, особенностями саморегуляции, самоконтроля, самоорганизации и пр.
Ключевые слова: прокрастинация, откладывающее поведение, психологические защиты, копинг-стратегии личности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p479-485
CURRENT DIRECTIONS IN THE RESEARCH OF PROCRASTINATION IN MODERN SOCIAL CONDITIONS
Galina Gazimovna Gorelova, the doctor of psychological sciences, professor, Svetlana Va-lerievna Zharkova, the post-graduate student, Southern Ural State University (National Research University), Chelyabinsk; Gennady Valerievich Manuilov, the candidate of psychological sciences, teacher Ural Medical College, Chelyabinsk
Abstract
The article examines modern research on the problem of personality procrastination based on the analysis of publications over the past 5-7 years (2014-2020), generalizes the ideas about the structure of deferred behavior, the features of its formation and overcoming. Procrastination appears as defensive and coping behavior. It was found that in new studies the emphasis is shifting from the connection of procrastination with individuality to its conditioning by personal factors: motivation, life-meaning position, scenarios of postponed life, personal organization of time, perfectionism, features of self-regulation, self-control, self-organization, etc.
Keywords: procrastination, postponing behavior, psychological defenses, personality coping strategies.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития общества, охваченного распространением инфекционных заболеваний, особо остро встает вопрос об изучении психологических ресурсов жизнеспособности личности. Одним из негативных факторов для ее нормального функционирования выступает прокрастинация как особенность поведения откладывать намеченные дела «на потом», которая, приводя к неуспеху в деятельности, формирует у субъекта стрессовые состояния, переходящие в условиях пандемии в стадию дистресса. В этой связи «ревизия» данных о прокрастинации, полученных за последние годы, весьма актуальна.
Цель данной статьи - анализ текущих направлений в исследованиях прокрастина-ции, реализованных в течение 5-7 последних лет (2014-2020 гг.), для углубления и обобщения представлений о ее структуре, особенностях формирования и преодоления.
Методология исследования: анализ современных публикаций на тему прокрасти-нации, обобщение направлений исследований, прогнозирование перспективности их выводов и выделение нерешенных проблем.
В научном дискурсе феномен прокрастинации рассматривается как значительная проблема личности и существенная социальная проблема, причем она приобретает особую остроту, когда общество стрессировано пандемией. Изучение феномена прокрасти-нации получает все большее распространение в психологической литературе, что подтверждается в публикации А.А. Чеврениди, где дается обзор исследований в исторической ретроспективе [15]. Не вдаваясь глубоко в историю, обратимся к работам 2005-и - 2007-и последних лет (2014-2020 гг.).
Отсутствие единого определения прокрастинации и классификации ее типов побуждает авторов к регулярной ревизии появляющихся разработок и обобщению их выводов для уточнения представлений о роли прокрастинации в жизнедеятельности человека [11; 16 и др.]. Опыт построения модели прокрастинации представлен в публикации R. Procee, B.A. Kamphorst, A. van Wissen & J.-J. Meyer в 2014 году [19].
Усиливающийся интерес к этой проблеме привел к тому, что исследования проходят в нескольких направлениях. Большая часть работ, результаты которых опубликованы за указанный период, как и в предыдущие годы, нацелена на изучение академической прокрастинации [6; 9; 10; 13; 14], что связано с социальной актуальностью и практической востребованностью этой проблемы. Прокрастинация среди студентов - часто встречающееся явление, которое негативно воздействует на своевременное выполнение учебных задач. К новому направлению в изучении прокрастинации можно отнести исследование феномена прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта [1].
По-прежнему недостаточно изученным остается вопрос о проявлении прокрасти-нации в профессиональной сфере, на что указывается В.В. Барабанщиковой и Г.И. Мару-сановой [2]. В отечественной психологии исследования в основном проводились (помимо учебной прокрастинации) в пределах узкой области специалистов (педагоги, учителя). На более широкой базе среди субъектов различных видов деятельности построено исследование, выполненное I.S. Abbasi & N.G. Alghamdi [17]. Востребованным на сегодняшний день поэтому считается изучение прокрастинации в различных областях и видах профессиональной деятельности, поскольку прокрастинация негативно воздействует не только на индивидуальные достижения субъекта труда, но и на продуктивность всей организации в целом. Отмечаемое деструктивное воздействие личностной прокрастинации на успешность субъекта профессиональных отношений необходимо исследовать с учетом специфики труда (опыт, практика, стаж, уровень знаний) и функционирования самой организации (в условиях конкуренции, аврального режима, динамического изменения стратегий деятельности).
Наибольшее распространение получает направление исследования прокрастина-ции в контексте социальных сетей, то есть онлайн-прокрастинации. Обсуждается так называемый киберслакинг (cyberslacking) - использование интернета для выполнения не связанных с работой задач в течение рабочего времени, что может привести к понижению эффективности сотрудника и нарушать трудовую дисциплину в организации. В академической среде негативный эффект киберслакинга проявляется в понижении когнитивных способностей, вызванном серфингом социальных сетей, не связанным с процессом обучения. Откладывание, как привычный паттерн поведения может стать помехой в организации любого вида деятельности. Попытки спрогнозировать подобный стиль через индивидуально-психологические особенности субъектов представляются весьма
продуктивными, в частности, для профотбора.
Следует, однако, отметить, что интерес исследователей к обусловливанию прокра-стинации в последнее время сместился с изучения роли индивидуальности в ее классическом представлении (свойства темперамента, интеллект, моторика и т.п.). Теперь внимание нацеливается на те факторы формирования откладывающего поведения, которые относят к категории личности в ее современной трактовке, представленной в работах К.А. Абульхановой, Л.И. Анциферовой, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Д. А. Леонтьева и др. Личностный подход, развиваемый сегодня в отечественной психологии, концентрирует свое внимание на социально-обусловленных характеристиках, охватывающих потреб-ностно-мотивационную и смысловую сферы субъекта. Соответственно инициируется направление в поиске тех или иных личностных факторов, связанных с прокрастинацией [4; 6; 9; 10; 14; 18; 20]. Откладывающее поведение связывается с определенной смысло-жизненной позицией личности в контексте рассмотрения психологических коррелят про-крастинации и сценариев отложенной жизни [3]. Рассматриваются особенности психологического времени и личностной организации времени у субъектов, склонных к прокрастинации [4; 9].
Изучаются взаимосвязи академической прокрастинации и учебной мотивации личности [7], выраженности стремления к перфекционизму и его связи с проявлениями откладывающего поведения [8]. Подтверждается, что неотъемлемой особенностью личности, обнаруживающей академическую прокрастинацию, является наличие перфекцио-низма и связанной с ним тревожности. Имеются указания на устойчивые связи прокрас-тинации и невротического, а также социально предписанного перфекционизма. Реализовано комплексное исследование взаимосвязи параметров откладывающего поведения с такими личностными факторами, как уровень субъективного контроля и мотивация, вкупе с психическими состояниями и успеваемостью студентов [14].
Кроме внутренних факторов развития прокрастинации, в психологических исследованиях принимаются в учет внешние условия функционирования субъекта: социально-экономическое положение в стране, динамично меняющийся рынок труда и иные изменения, которые в совокупности могут усиливать проявления прокрастинации. С началом века направленность рабочих мест все более смещается в сторону виртуальной, безграничной и гибкой среды, что может обусловливать определенные требования к саморегуляции, самоконтролю и самоорганизации. В.В. Барабанщиковой (2015) проведено исследование профессий инновационной сферы, доказывающее что риск развития прокрастинации у членов виртуальных проектных групп обусловлен переживанием асте-низации как симптома хронического профессионального стресса [2]. Подобные выводы приводятся S. Yerdelen, A. McCaffrey, R. Klassen в лонгитюдном исследовании прокрасти-нации и стресса и их влияния на самоэффективность и саморегуляцию [20]. Негативное влияние эмоциональной возбудимости (импульсивности) на самоуправление личности, представленное в работе D. E. Gustavson, A. Miyake, J.K. Hewitt, N.P. Friedman (2014), проявляется неоднозначно по отношению к прокрастинации [18]. Подобный вывод уточняется и конкретизируется в исследовании взаимосвязи прокрастинации и эмоционального интеллекта [17].
Прокрастинация личности включена в область дезадаптивного поведения (М.В. Зверева, С.Н., Ениколопов, И.В. Олейчик, 2015). В проведенном исследовании феномен академической прокрастинации отнесен не к собственно паталогическим, а к возрастно-специфическим реакциям. Это подтверждается отсутствием различий в группах с разными видами психических патологий и не страдающих психическими заболеваниями [7].
В публикациях последних лет по-прежнему дискутируется вопрос о качестве диагностики прокрастинации. Отмечается, что определенные личностные свойства, входящие в состав модели организации личности по методике CPI (California psychological inventory), могут обладать возможным предсказательным (футурологическим) значением
в предикции низкого уровня личностной прокрастинации. Исследователи часто опираются на Шкалу общей прокрастинации (General Procrastination Scale), разработанную С.Н. Lay в 1986 г. Психологи занимаются адаптацией этих методик, в частности, М.В. Зверева опубликовала в 2015 году работу по адаптации опросника PASS на российской выборке [6]. Решение вопроса о коррекции откладывающего поведения связывается в современной литературе с изучением копинг-стратегий личности. Индивидуальные механизмы со-владания часто носят эмоциональный или избегающий характер, но не ориентированы на решение проблемы в рамках поставленных задач. Эмоционально ориентированный ко -пинг разрабатывается для снижения стресса (и когнитивного диссонанса), связанного с откладыванием намеченных и важных дел и выполнения заданий. Поскольку он обеспечивает немедленное удовольствие, то становится привлекательным для импульсивных людей или, коими, по мнению авторов, являются прокрастинаторы (D. Gustavson и др., 2014 [18]). Опубликованы некоторые идентифицированные эмоционально ориентированные стратегии прокрастинации, сходные с защитными механизмами З. Фрейда и стилями совладания, такие как: избегание, отвлечение внимания, тривиализация, нисходящие контрафакты, юмор, внешние атрибуты, рефрейминг, отрицание, лень, валоризация, африканское время, акразия, избегающее (тревожное) расстройство личности, пассивно-агрессивное поведение, отсрочка эффекта [13].
Проблемно-ориентированный копинг, т. е. копинг-стратегии, ориентированные на решение задач, которые реже встречаются у прокрастинирующей личности, представляет собой рациональные и целенаправленные усилия. Они направлены на снижение прокрас-тинации и, в конечном итоге, приводят к поведенческому паттерну «не откладывания» и последующего предотвращения повторения откладывания. К ним относятся: экономика внимания, самоконтроль, (управление вниманием, принятие решений), теория временной мотивации, управление временем, (выполнение поставленных задач, техника помидора), восприятие времени, трудоголизм.
М.А. Лученкова рассматривает прокрастинацию как «паллиативную меру», создающую временное облегчение для принятия ситуации неопределенности через снижение тревоги и запуск защитных механизмов (копинг-стратегий). В дальнейшем, включение этого механизма препятствует продуктивному достижению поставленных целей. Любопытно, что автор представляет прокрастинацию не только как «форму совладающего поведения», но и как эмоциональный ресурс, способствующий хорошему настроению» [10].
ВЫВОДЫ
1. В публикациях последних 5-7 лет диапазон направлений в исследовании откладывающего поведения расширился от традиционной академической прокрастинации до проявлений этого феномена в спорте и профессиональной деятельности, что особенно нуждается в дальнейшей разработке.
2. Получает распространение направление исследования онлайн-прокрастинации в контексте киберслакинга - использования интернета для выполнения не связанных с работой и обучением задач.
3. Прокрастинация предстает в качестве защитного и совладающего поведения, что требует разработки специального диагностического инструментария.
4. В современных исследованиях акцент смещается со связи прокрастинации с индивидуальными свойствами в направлении личностных факторов: мотивации, смыс-ложизненной позиции, сценариев отложенной жизни, личностной организации времени, перфекционизма, особенностей саморегуляции, самоконтроля, самоорганизации и пр.
5. Выявляется противоречие между запросом, существующим в общественном сознании на поиск путей преодоления прокрастинации, и указанием исследователей на недостаточность разработанности этой проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барaбанщикова В.В. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта / В.В. Барабанщиковa, О.А. Климова, М.В. Останина // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 3. - С. 91-104.
2. Барабанщиковa В.В. Перспективы исследования феномена прокрaстинации в профессиональной деятельности / В.В. Барабанщикова, Г.И. Марусaнова // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4. - С. 130-140.
3. Виндекер О.С. Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни / О.С. Виндекер, Т. Л. Сморкалова, С.Ю. Лебедев // Известия Уральского Федерального Университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - №2 (150). - С. 98-108.
4. Особенности психологического времени личности студентов, склонных к прокрастинации / Е.В. Веденеева, Е.В. Забелина, И.А. Трушина, Ю.В. Честюнина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. -Т.6., № 4 (21). - С. 289-292.
5. Зарипова Т.В. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента / Т.В. Зарипова, Н.А. Данилова // Омский научный вестник. - 2015. - №4. - С. 122-125.
6. Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке / М.В. Зверева // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 1. - С. 78-84.
7. Зверева, М.В. Прокрастинация и агрессия при психической патологии у лиц молодого возраста / М.В. Зверева, С.Н. Ениколопов, И.В. Олейчик // Психологическая наука и образование. -
2015. - Т.20., № 2. - С. 70-77.
8. Ларских М.В. Взаимосвязь между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов / М.В. Ларских, Н.Г. Матюхина // Universum: психология и образование: электронный научный журнал. - 2015. - № 7 (17). - URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/2370 (дата обращения: 16.03.2021).
9. Лебедева Е.В. Академическая прокрастинация и особенности личностной организации времени у студентов вуза / Е. В. Лебедева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1 (4). - С. 139-143.
10. Лученкова М. А. Прокрастинация как паллиативная мера в процессе реализации желаемых целей / М.А. Лученкова // Гуманизация образования. - 2017. - № 1. - С. 57-64.
11. Сибирцева Е.И. Изучение феномена прокрастинации в отечественной психологии / Е.И. Сибирцева // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 2-1(8). - С. 186-191.
12. Сморкалова Т.Л. Исследование взаимосвязи прокрастинации и эмоционального интеллекта / Т.Л. Сморкалова, Н. Г. Васильева // Международный научно-исследовательский журнал. -
2016. - № 7-3 (49). - С. 148-151.
13. Солынин Н.Е. Особенности защитного и совладающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации / Н.Е. Солынин, А.В. Лингураль // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №1. - С. 184-188.
14. Тронь Т.М. Взаимосвязь параметров академической прокрастинации с психическими состояниями, уровнем субъективного контроля, учебной мотивацией и успеваемостью у студентов-прокрастинаторов / Т. М. Тронь // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 11- 1(65). - С. 88-94.
15. Чеврениди, А.А. Обзор исследований феномена прокрастинации в исторической ретроспективе / А.А. Чеврениди // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2016. - № 4. - С. 16-25.
16. Чернышева, Н.А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения / Н.А. Чернышева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2016. - № 1. - С. 17-26.
17. Abbasi, I.S. The Prevalence, Predictors, Causes, Treatment, and Implications of Procrastination Behaviors in General, Academic, and Work Setting / I.S. Abbasi, N.G. Alghamdi - doi:10.5539/ijps.v7n1p59 // International Journal of Psychological Studies, 2015. - Vol. 7. - № 1. - P. 59-66.
18. Genetic Relations Among Procrastination, Impulsivity, and Goal-Management Ability Implications for the Evolutionary Origin of Procrastination / D.E. Gustavson, A. Miyake, J.K. Hewitt, N.P. Friedman - doi: 10.1177/0956797614526260 // Psychol Sci, 2014. - Vol. 25 (6). - P. 1178-1188.
19. Agent-Based Model of Procrastination / R. Procee, B.A. Kamphorst, van Wissen, J.J. Meyer -doi: 10.3233/978-1-61499-419-0-747 // ECAI 2014 - 21st European Conference on Artificial Intelligence, Including Prestigious Applications of Intelligent Systems, 2014. - Vol. 263. - P. 747-752.
20. Yerdelen, S. Longitudinal Examination of Procrastination and Anxiety, and Their Relation to Self-Efficacy for Self-Regulated Learning: Latent Growth Curve Modeling / S. Yerdelen, A. McCaffrey, R. Klassen. - doi: 10.12738/estp.2016.1.0108// Educational Sciences: Theory and Practice. - 2016. - Vol. 2. - P. 5-22.
REFERENCES
1. Barabanshchikova, V.V., Klimova, O.A. and Ostanina, M.V. (2015), "The phenomenon of procrastination in the activities of individual and team sportsmen", National psychological journal, No. 3, pp. 91-104.
2. Barabanshchikova, V.V. and Marusanova, G.I. (2015), "Prospects for the study of the phenomenon of procrastination in professional activity", National psychological journal, No. 4, pp. 130-140.
3. Windecker, O.S., Smorkalova, T.L. and Lebedev, S.Yu. (2016), "Psychological correlates of procrastination and the scenario of deferred life", Bulletin of the Ural Federal University. Series 1. «Problems of Education, Science and Culture», No. 2 (150), pp. 98-108.
4. Vedeneeva, E.V., Zabelina, E.V., Trushina, I.A. and Chestyunina, Yu.V. (2017), "Features of psychological time of personality of students prone to procrastination", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 6, No. 4 (21), pp. 289-292.
5. Zaripova, T.V. and Danilova, N.A. (2015), "The relationship between academic procrastination and student's educational motivation", Omsk Scientific Bulletin, No. 4, pp. 122-125.
6. Zvereva, M.V. (2015), "Adaptation of the PASS questionnaire for the Russian sample", Psychological Science and Education, No. 1, pp. 78-84.
7. Zvereva, M.V., Enikolopov, S.N. and Oleichik, I.V. (2015), "Procrastination and aggression in mental pathology in young people", Psychological Science and Education, Vol. 20, No. 2, pp. 70-77.
8. Larskikh, M.V. and Matyukhina, N.G. (2015), "The relationship between perfectionism and procrastination among students", Universum: psychology and education: electronic scientific journal, No. 7 (17), available at: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/2370 (date of access: 16.03.2021).
9. Lebedeva, E.V. (2016), "Academic procrastination and peculiarities of personal organization of time among university students", Actual problems of the humanities and natural sciences, No. 1 (4), pp. 139-143.
10. Luchenkova, M.A. (2017), "Procrastination as a palliative measure in the process of achieving the desired goals", Humanization of Education, No. 1, pp. 57-64.
11. Sibirtseva, E.I. (2016), "Study of the Phenomenon of Procrastination in Russian Psychology", Scientific research: from theory to practice, No. 2-1 (8), pp. 186-191.
12. Smorkalova, T.L. and Vasilyeva, N.G. (2016), "Study of the relationship between procrastination and emotional intelligence", International scientific research journal, No. 7-3 (49), pp. 148-151.
13. Solynin, N.E. and Lingural, A.V. (2017), "Features of protective and coping behavior of students with different levels of procrastination", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No. 1, pp. 184-188.
14. Tron, T.M. (2017), "The relationship of the parameters of academic procrastination with mental states, the level of subjective control, educational motivation and academic performance among stu-dents-procrastinators", International Research Journal, No. 11-1 (65), pp. 88-94.
15. Chevrenidi, A.A. (2016), "Review of research into the phenomenon of procrastination in historical retrospective", Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin, No. 4, pp. 16-25.
16. Chernysheva, N.A. (2016), "Procrastination: the actual state of the problem and the prospects for studying", Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series number 1. Psychological and pedagogical sciences, No. 1, pp. 17-26.
17. Abbasi, I.S. and Alghamdi, N.G. (2015), "The Prevalence, Predictors, Causes, Treatment, and Implications of Procrastination Behaviors in General, Academic, and Work Setting", International Journal of Psychological Studies, Vol. 7, No. 1, pp. 59-66, doi:10.5539/ijps.v7n1p59.
18. Gustavson, D.E., Miyake, A., Hewitt, J.K. and Friedman, N.P. (2014), "Genetic Relations Among Procrastination, Impulsivity, and Goal-Management Ability Implications for the Evolutionary Origin of Procrastination", Psychol Sci, Vol. 25(6), pp. 1178-1188, doi: 10.1177/0956797614526260.
19. Procee, R., Kamphorst, B.A., van Wissen and Meyer, J.J. (2014), "An Agent-Based Model of Procrastination", ECAI2014 - 21st European Conference on Artificial Intelligence, Including Prestigious Applications of Intelligent Systems, Vol. 263, pp. 747-752, doi: 10.3233/978-1-61499-419-0-747.
20. Yerdelen, S., McCaffrey, A. and Klassen, R. (2016), "Longitudinal Examination of Procrastination and Anxiety, and Their Relation to Self-Efficacy for Self-Regulated Learning: Latent Growth Curve Modeling", Educational Sciences: Theory and Practice, Vol. 2, pp. 5-22, doi: 10.12738/estp.2016.1.0108.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.04.2021
УДК 159.922.762
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Ольга Владимировна Кобзева, кандидат психологических наук, Мурманский арктический государственный университет
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к определению Я-концепции в психологии и показана структура Я-концепции. Особое внимание уделено анализу личностного развития студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Автор описывает специфику факторов, влияющих на формирование Я-концепции в юношеском возрасте. В исследовании приняли участие 33 респондента (16 студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 17 студентов с условно нормативным развитием, средний возраст респондентов 19,8 лет). Целью эмпирического исследования явилось изучение специфики поведенческого компонента Я-концепции студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Исследование поведенческого компонента Я-концепции проводилось с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н.С. Эндлер, Д.А. Панкер) и теста жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты исследования показывают, что у студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в стрессовых ситуациях основным является эмоционально-ориентированный копинг, у студентов с условно нормативным развитием - проблемно-ориентированный. Доказано, что студенты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не погружаются в стрессовую или фрустрирую-щую ситуацию при ее разрешении. Доминирование мотива избегания неудач, состояние неудовлетворенности от собственной деятельности, нереальные цели определяет специфику личностного развития студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Студенты с условно нормативным развитием демонстрируют осознанное поведение в ситуации выбора. Они убеждены в позитивном разрешении всех спорных ситуаций. Выявленные особенности показывают наличие у них высокого социометрического статуса и сформированной системы убеждений.
Ключевые слова: Я-концепция, нарушенное развитие, копинг-поведение, жизнестойкость, личностные особенности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p485-489
BEHAVIORAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF THE SELF-CONCEPT OF STUDENTS WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES
Olga Vladimirovna Kobzeva, the candidate of psychological science, Murmansk Arctic State
University
Abstract
The article reflects upon the approaches to self-concept definition in psychology and presents the structure of self-concept. Particular focus is given to the analysis of the personal development of students with disorders of the musculoskeletal system. The author describes the specifics of the factors that influence the formation of the Self-concept in youthful age. Thirty-three students took part in the survey: 16 with disorders of the musculoskeletal system and 17 healthy students. The average age was 19.8 years. The aim of the empirical research was to study the specifics of the behavioral component of the self-concept of students with disorders of the musculoskeletal system. The researchers used the "Coping Inventory Stressful Situations" (N.S. Endler, D.A. Panker) and test Hardiness (D.A. Leontev, E.I. Rasskazova). The results of the study show that in students with impaired functions of the musculoskeletal system in stressful situations, the main one is emotionally-oriented coping, in students with healthy development -problem-oriented. It is proved that students with impaired functions of the musculoskeletal system do not plunge into a stressful or frustrating situation for it solve. The dominance of the motive of avoiding fail-