больдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984; Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.
3. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 129-143; Дильтей В. Основная мысль моей философии // Вопросы философии. 2001. № 9. С. 122-123; Дильтей В. Предпосылки или условия сознания либо научного познания // Вопросы философии. 2001. № 9. С. 124-125.
4. Рубакин Н. А. Что такое библиологическая психология? Л., 1924; Рубакин Н. А. Избранное: в 2 т. М., 1975; Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию. М.: Всесоюз. кн. палата, 1977.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
6. Библиопсихология и библиотерапия / ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек. М.: Шк. б-ка, 2005.
7. Мосунова Л. А. Психология чтения художественной литературы: учеб. пособие. М: Изд-во МГУП им. Ивана Фёдорова, 2012.
УДК 159.944.4:37.015.3
Е. П. Ибутина, Е. С. Шуракоба
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Статья посвящена истории исследования феномена прокрастинации (откладывания намеченных действий на «потом»), статусу понятия «прокрасти-нация» в рамках защитно-совладающего поведения, проблеме академической прокрастинации в контексте учебной деятельности студентов. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей защитно-совладающего поведения у студенов-прокрастинаторов.
The article is dedicated to ther history of resaerch on the phenomenon of procrastination (postponing actions until later); to the status of the concept of procrastination in the context of defensive coping psychology; to the problem of academic procrastination in the context of students' educational activities. The results of empiric research of the peculiarities of students-procrastinators' defensive coping are presented in the article.
Ключевые слова: прокрастинация, академическая прокрастинация, защитные механизмы личности, копинг-стратегии, студенческая успеваемость.
Keywords: procrastination, academic procrastination, defence mechnism of personality, coping strategies, academic progress.
Жизнь современного человека наполнена разнообразными делами и заданиями, выполнение которых предполагает соблюдение строгих сро-
© Ивутина Е. П., Шуракова Е. С., 2013
ков сдачи и четкого ограничения времени на их реализацию. Предполагается, что человек, осознавая наличие временных рамок, может спланировать свое время, ресурсы и силы, но в ситуации постоянной многозадачности и напряжения нередко случается так, что возникает необходимость или желание отложить выполнение некоторых дел на потом. При этом человек может выполнять малые и незначительные дела, которым придает большую значимость, чем действительно важному. В свою очередь, это нередко приводит к тому, что выполнение дел постоянно откладывается, и, в итоге, человек выполняет их в последний момент, зачастую обещая себе, что в следующий раз такого не повторится. Явление откладывания дел на потом обозначается термином «прокрастинация».
В психологии под прокрастинацией подразумевают сознательное откладывание выполнения намеченных действий, несмотря на то что это повлечет за собой определенные проблемы [1]. По данным авторов, эта проблема существовала всегда, но стала активно обсуждаться, когда ее актуальность возросла до небывалых размеров. По результатам исследования канадского психолога Пирса Стила, с 1978 по 2010 г. процент людей, страдающих прокрастинацией, увеличился с 15 до 60%. Безусловно, именно благодаря интенсификации развития общества и ускорению ритма жизни в целом проблема прокрастинации в наши дни приобрела особое значение.
В связи с этим в настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке отмечается существенный рост количества исследований, посвященных прокрастинации. Основная цель исследований - поиск причин, коррелятов, способов совладания с таким поведением. На сегодняшний день есть данные о связи про-крастинации с тревожностью, перфекционизмом, мотивацией, копинг-стратегиями, защитными механизмами, успешностью обучения [2].
Несмотря на научную и прикладную значимость рассматриваемого вопроса, история научно-психологического исследования прокрастина-ции насчитывает всего несколько десятков лет.
Первые научные работы появились в США в 70-е гг. XX в. Среди зарубежных исследователей, занимающихся данной проблематикой, можно назвать имена А. Ellis, W. J. Knaus, J. B. Burka, L. M. Yuen, J. Harriott, J. R. Ferrari, M. H. Specter, B. Tuckman, P. Steel и др.
Отечественные исследования феномена про-крастинации начались сравнительно недавно (с середины 90-х гг. XX в.), и они не так многочисленны, как зарубежом. Тема прокрастинации рассматривается в работах Е. Л. Михайловой (2007), Н. Н. Карловской (2008), Я. И. Варваричевой (2008, 2010), Н. Г. Гаранян (2009), Т. Ю. Юдее-
вой (2011), Т. Л. Крюковой (2012), Я. В. Колпа-кова (2013).
Проанализировав материалы отечественных и зарубежных исследований по проблеме прокрастинации, можно отметить, что на сегодняшний день психологический статус понятия «прокрастинация» определяется неоднозначно. В некоторых источниках прокрастинацию рассматривают в рамках совладающего поведения, а именно как избегающую стратегию поведения, т. е. как эмоционально-ориентированный копинг (Н. Г. Гара-нян, Т. Л. Крюкова) [3]. Также выявлено, что люди, склонные обращаться к прокрастинации, часто используют рационализации для оправдания своего поведения (В. Тисктап, Т. Л. Крюкова) [4].
Приведеные выше данные, на наш взгляд, не отражают полного содержания понятия «прокрастинация». Опираясь на исследование Я. В. Кол-пакова [5], мы сделали вывод о том, что прокрастинация имеет более широкий диапазон связей с копинг-стратегиями и защитными механизмами, по сравнению с ранее полученными результатами исследований. В его работе выявлены корреляционные связи феномена прокрастинации и показателей защитно-совладающего поведения у лиц, зависимых от психоактивных веществ. В итоге Я. В. Колпаков отмечает, что необходимо рассмотрение данной проблематики и проверки этих связей на различных выборках.
Действительно, прокрастинация может затронуть любую сферу деятельности субъекта: трудовую (неспособность реализовать проект вовремя, сдать работу в срок), социальную (откладывание важных телефонных звонков, встреч, ответов на письма и т. п.), бытовую (откладывание запланированного ремонта, уклонение от выполнения домашних обязанностей и т. п.), учебную (откладывание подготовки домашних заданий, подготовки к экзаменам) [6].
Согласно имеющимся данным, прокрастина-ция является одним из существенных факторов, порождающих трудности в обучении. В связи с этим выделяется отдельное направление в исследованиях прокрастинации - так называемая академическая прокрастинация [7].
Академическая прокрастинация предполагает задержку выполнения учебных задач и связана с несформированностью учебных навыков, неорганизованностью, забывчивостью и общей поведенческой ригидностью. Следствием такого поведения в большинстве случаев становится снижение успеваемости и результативности обучения [8]. Поэтому важным является изучение специфики промедления у хорошо успевающих и слабо успевающих студентов, что позволяет сделать акцент на исследовании различий в механизмах возникновения академической прокрас-
тинации. Несмотря на широчайшую распространенность этого психологического феномена в российской среде, в нашей стране практически отсутствуют исследования такого рода. Можно надеяться, что получение новых данных внесет большую ясность в изучение вопроса об источниках академической прокрастинации и, соответственно, о способах совладания с ней.
Таким образом, целью данного исследования было выявить связь академической прокрасти-нации с защитными механизмами личности и ко-пинг-стратегиями у студентов с разной академической успеваемостью. Гипотеза исследования состояла из ряда предположений: во-первых, что уровень академической прокрастинации у студентов с высокой успеваемостью ниже, чем у студентов с низкой успеваемостью; во-вторых, что существуют связи академической прокрастина-ции с защитными механизмами личности и ко-пинг-стратегиями; в-третьих, что существуют различия в использовании копинг-стратегий и защитных механизмов в группах прокрастинато-ров и непрокрастинаторов.
Всего в исследовании приняли участие 92 студента гуманитарных специальностей одного из вузов города Кирова в возрасте от 18 до 24 лет.
Для получения сведений об успевемости студентов был учтен средний балл по результатам двух последних сессий: средний балл не ниже 4,8 - отличники; средний балл не выше 3,2 -троечники. При таком условном делении студентов мы опираемся на шкалу Н. Н. Карловской, которую она применила в своем исследовании [9]. Также, опираясь на работу Е. Л. Михайловой, в качестве показателя успеваемости мы использовали средний балл по итогам двух последних сессий [10].
Исходя из цели исследования был сконструирован диагностический комплекс, включающий следующие методики: «Опросник студенческой прокрастинации» (C. Lay, апробация Т. Ю. Юде-евой), «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вас-сермана), «Опросник способов совладания» (Р. Лазарус, С. Фолкман в адаптации Л. И. Вас-сермана).
Полученные при помощи указанных выше методик данные были подвергнуты обработке в программе Excel и при помощи пакета программ SPSS, version 17 (применялся критерий Манна -Уитни (U), коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г), регрессионный анализ).
В ходе проведенного эмпирического исследования получены следующие результаты.
Установлено, что среди студентов с низкой успеваемостью уровень академической прокрас-тинации значительно выше, чем в группе студентов с высокой успеваемостью (см. табл. 1). Дан-
ный факт подтверждает предположение о том, что студенты, которые несвоевременно выполняют учебные задания, в итоге получают более низкие отметки по сравнению с теми учащимися, которые делают эти задания в срок.
Полученные результаты подтверждаются и статистическими расчетами. При помощи критерия Манна - Уитни (и) были обнаружены значимые различия в уровне академической прокрас-тинации между группами студентов с высокой и низкой успеваемостью. Установлено, что выраженность академической прокрастинации в группе с низкой успеваемостью значимо выше, чем в группе с высокой успеваемостью: иэмп = 50 (р # 0,05). При анализе средних значений успеваемости в двух крайних группах прокрастинаторов и непрокрас-тинаторов получены результаты, указывающие на значительно более низкий уровень успеваемости студентов, откладывающих выполнение заданий: имп =159 (р # 0,05). Следовательно, можно сделать вывод, что академическая прокрастинация, которая, главным образом, проявляется задержкой выполнения курсовых работ, текущих заданий, откладыванием подготовки к экзаменам на последний день и др., сопровождается ухудшением оценок студентов и, соответственно, снижением общей успеваемости.
Для определения взаимосвязи академической прокрастинации и успеваемости студентов использовался коэффициент ранговой корреляции Спир-мена (г). На основании статистических подсчетов можно говорить об отрицательной связи этих переменных: г = -0,265 (р # 0,05). Таким образом, полученные данные полностью соотносятся с ранее сделанным выводом о том, что откладывание учебных дел «на потом» негативно сказывается на успешности учебной деятельности.
Поскольку академическая прокрастинация рассматривается нами в контексте защитно-сов-ладающего поведения, нашей целью было установление связей между данными категориями. Для реализации этой цели применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г.). На основании статистических расчетов были построены корреляционные плеяды, которые наглядно отображают найденые связи (см. рис. 1, 2).
На рис. 1 представлены связи академической прокрастинации с копинг-стратегиями. Установлено, что академическая прокрастинация положительно коррелирует с такими малопродуктивными стратегиями совладания, как «конфронтация», «дистанцирование», «принятие ответственности» и «бегство-избегание». Основное их отличие в том, что данные копинг-стратегии вклю-
Таблица 1
Средние значения уровня академической прокрастинации у студентов с разной степенью успеваемости (в баллах)
Средние значения уровня академической успеваемости (М ± а)
Студенты с нивкой успеваемостью Студенты со средней успеваемостью Студенты с высокой успеваемостью
60,1 ±8,86 56,3 ±10,43 52,1 ±8,31
Примечание: М - среднее арифметическое; а - стандартное отклонение
чают в себя мысли и действия, имеющие своей целью снижение физического или психологического влияния стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше.
Полученные результаты дают право говорить о том, что прокрастинаторы пытаются всячески уйти от решения проблемы, дистанцироваться от нее эмоционально, некоторые из них могут принимать на себя чрезмерную ответственность, с которой не в силах справиться в срок, в связи с чем в их поведении могут наблюдаться импульсивность и враждебность. Также статистические расчеты дают право говорить об отрицательных связях академической прокрастинации с ко-пинг-стратегиями «положительная переоценка» и «планирование решения проблем». То есть про-крастинаторы могут постоянно переносить сроки решения важной задачи; они не пытаются положительно переосмыслить возникшую проблемную ситуацию и, соответственно, не видят в ней положительных моментов.
На рис. 2 наглядно представлены связи академической прокрастинации с защитными механизмами личности.
Обнаружены положительные корреляции академической прокрастинации с защитными механизмами «регрессия» и «замещение». Следовательно, можно сделать вывод, что прокрастина-торы могут прибегать к более ранним, менее адекватным образцам поведения, чтобы отложить выполнение важного дела; не справляясь со своими негативными эмоциями, могут вымещать свою агрессию на предметах или объектах, которые не представляют особой значимости для них. Также получены отрицательные корреляции ака-
демической прокрастинации с защитными механизмами «отрицание» и «реактивное образование». Данный факт можно объяснить тем, что прокрастинаторы, откладывая на потом важное дело, не отрицают необходимости его выполнения, они его выполнят, но позже. Обратная связь академической прокрастинации с реактивным образованием может быть свидетельством того, что прокрастинаторы бывают не сдержанны в проявлении своих негативных эмоций, могут открыто заявить о своем недовольстве, при этом не меняя данной точки зрения на противоположную.
С целью определения влияния на академическую прокрастинацию защитно-совладающих механизмов был проведен множественный регрес-сионый анализ. Установлено, что 42% дисперсии зависимой переменной «академическая прокрастинация» определяется влиянием совокупности пяти механизмов борьбы со стрессом - высокой выраженностью «дистанцирования», «принятия ответственности», «замещения» и низким уровнем «положительной переоценки» и «реактивного образования» ^ = 0,668, R2 = 0,421, F = 12,482; р # 0,001). Основываясь на полученных данных, можно прогнозировать с 42%-й вероятностью академическую прокрастинацию у студентов, которые прибегают именно к этим пяти механизмам борьбы со стрессом.
Для более глубокого изучения корреляционных связей академической прокрастинации с защитными механизмами и копинг-стратегиями были изучены ее связи в двух группах: прокрас-тинаторов и непрокрастинаторов (см. табл. 2).
Обнаружена связь академической прокрасти-нации с копинг-стратегией «конфронтация» и защитными механизмами «замещение» и «реак-
тивное образование». Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты, которые выполняют заданное в срок, не накапливая долгов, менее конфликтны, менее враждебны, менее импульсивны в своем поведении, в то время как прокрастинаторы могут быть не сдержанны в проявлении своих негативных эмоций и могут вымещать их на предметах и объектах, которые не представляют особой значимости для них.
Для выявления специфики связей академической прокрастинации с защитно-совладающим поведением у студентов с разной академической успеваемостью был проведен корреляционный анализ (табл. 3).
По данным табл. 3 можно говорить об отрицательной связи академической прокрастинации с копинг-стратегией «положительная переоценка» вне зависимости от уровня успеваемости. Следовательно, прокрастинаторы как с низкой, так и с высокой академической успеваемостью не видят в трудностях положительных моментов. В группе с высоким уровнем успеваемости была найдена обратная связь академической про-крастинации с копинг-стратегией «планирование решения проблем». Исходя из этого можно сделать вывод, что повышение уровня прокрастина-
ции в группе отличников сопровождается минимальным использованием копинг-стратегии «планирование решения проблем». Данный факт объясняется прибеганием прокрастинаторов к непродуктивным стратегиям совладания.
Для проверки и уточнения вышеполученных результатов с помощью критерия Манна - Уит-ни нами были найдены статистически достоверные различия защитно-совладающего поведения между группой прокрастинаторов и непрокрас-тинаторов (табл. 4).
Информация, отображенная в табл. 4, частично подтверждает ранее полученные данные о связях академической прокрастинации с копинг-стра-тегиями и защитными механизмами.
Для прокрастинаторов наиболее характерны такие стратегии совладающего поведения, как «дистанцирование», «бегство-избегание» и «принятие ответственности», то есть прокрастинато-ры всячески пытаются уйти от решения проблемы, эмоционально дистанцироваться от нее. Некоторые из них могут принимать на себя чрезмерную ответственность, с которой не в силах справиться в срок. Среди защитных механизмов прокрастинаторы чаще используют «регрессию» и «замещение». Следовательно, они могут при-
Таблица 2
Связи академической прокрастинации с защитными механизмами и копинг-стратегиями в группе прокрастинаторов и непрокрастинаторов
Механизмы борьбы с тревогой Прокрастинаторы Непрокрастинаторы
Копинг-стратегии Не найдены Конфронтация (г8 = 0,503,р £ 0,05)
Защитные механизмы Замещение (г8 = 0,448, р ^ 0,05) Реактивное образование (гв =-0,464, р < 0,05) Не найдены
Таблица 3
Связь академической прокрастинации с защитными механизмами личности и копинг-стратегиями у студентов с разной академической успеваемостью
Механизмы борьбы с тревогой Студенты с низким уровнем успеваемости Студенты с высоким уровнем успеваемости
Копинг-стр атегаи Положительная переоценка (г„ = -0,693,р < 0,05) Планирование решения проблем (г8 =-0,554, р <; 0,05) Положительная переоценка (г, = -0,494, р £ 0,05)
Защитные механизмы Не найдено Не найдено
Таблица 4
Различия в использовании копинг-стратегий и защитных механизмов прокрастинаторами и непрокрастинаторами
Механизмы борьбы с тревогой Прокрастинаторы Непрокрастинаторы
Копинг-стратегии Дистанцирование (ижп = 170,5,р 5 0,05) Принятие ответственности (Ц^п = 162, р < 0,05) Бегство-избегание (Ц,„п= 150,5, р< 0,05) Положительная переоценка (ижп= 127,5, р < 0,01)
Защитные механизмы Регрессия (измп= 172,5, р < 0,05) Замещение (иЭМп= 153,р 5 0,05) Отрицание (1Г*ш= 123, р <; 0,01)
бегать к более ранним, менее адекватным образцам поведения, чтобы отложить выполнение важного дела; не справляясь со своими негативными эмоциями, могут вымещать свою агрессию на предметах или объектах, которые не представляют особой значимости для них.
Для студентов-непрокрастинаторов наиболее характерна копинг-стратегия «положительная переоценка». Данный факт может свидетельствовать о том, что такие люди, выполняя в срок возможно не самое приятное для них задание, пытаются переосмыслить его, найти в нем положительные моменты, а на проблему смотрят как на стимул для личностного роста. Использование защитного механизма «отрицания» непро-крастинаторами можно объяснить следующим образом: игнорируя потенциально тревожную информацию, избегая осознания трудных аспектов ее реальности, в итоге, они отрицают невозможность выполнения задания: «Нет, я сделаю это», - и делают в срок.
Таким образом, в ходе проведенного исследования получены следующие результаты:
1. Уровень академической прокрастинации у студентов с высокой успеваемостью ниже, чем у студентов с низкой успеваемостью. Найдена отрицательная связь академической прокрастинации с успеваемостью студентов. Следовательно, можно сделать вывод, что академическая прокрастинация сопровождается ухудшением оценок студентов и, соответственно, снижением общей успеваемости.
2. Студенты-прокрастинаторы часто используют следующие малопродуктивные копинг-стра-тегии: «бегство-избегание», «конфронтация», «дистанцирование», «принятие ответственности». Также для них наиболее характерны защитные механизмы «замещение» и «регрессия».
3. Студенты-непрокрастинаторы чаще прибегают к «положительной переоценке» и продуктивной стратегии совладания «планирование решения проблемы». Среди защитных механизмов они чаще прибегают к «реактивному образованию» и «отрицанию».
Перспективы изучения. Дальнейшее изучение академической прокрастинации представляется высокоперспективным в силу малой изученности этого социального явления и требует оценки ее распространенности у школьников разных возрастов, студентов колледжей, студентов вузов разных специальностей и т. д. Также необходима дальнейшая разработка и создание нормативных показателей академической прокрастинации,
изучение ее психологических детерминант, создание программ психологической коррекции.
Примечания
1. Stell P. The nature of procrastination: A metaanalytic and theoretical review of self-regulatory failure // Amer. Psychol. Assoc. Bull. 2007. V. 133. № 1. P. 66.
2. Варваричева Я. И. Исследование связи прокра-стинации, тревожности и IQ у школьников // Современная психология: От теории к практике: материалы XV Междунар. конф. студ., аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». Секция «Психология». М.: Изд-во МГУ, 2008. Ч. 1. С. 114-117; ГаранянН.Г, Андрусенко Д. А, Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72-81; Кар-ловская Н. Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 38-50; Крюкова Т. А. Стили совлада-ния с жизненными трудностями // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. ст.: в 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; науч. ред. К. В. Карпинский. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2012. С. 83-102; Мохова С. Б., Неврюеев А. Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 24-35; Колпаков Я. В, Ялтонский В. М. Оценка прокрастинации и защит-но-совладающего поведения у лиц, зависимых от психоактивных веществ // Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии (к 85-летию Ю. Ф. Полякова): материалы Всерос. юбилейной науч.-практ. конф., 14-15 февраля 2013 г. / под общ. ред. Н. В. Зверевой, И. Ф. Рощиной. М., 2013; Tuckman B. W. Academic Procrastinators: Their Rationalizations and Web-Course Performance // The Ohio State University. APASymposium Paper, Chicago, 2002.
3. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Указ. соч.; Крюкова Т. А. Указ. соч.
4. Крюкова Т. А. Указ. соч.; Tuckman B. W. Op. cit.; Быкова Д. В. Прокрастинация как проявление эмоционально-ориентированного и ориентированного на избегание стилей копинга // Психология совла-дающего поведения: материалы II Междунар. на-уч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г.: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова. 2010. С. 194-196.
5. Колпаков Я. В., Ялтонский В. М. Указ. соч.
6. Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии: науч. журн. 2010. № 3. С. 121.
7. Варваричева Я. И. Исследование связи прокра-стинации, тревожности и IQ у школьников. С. 114.
8. Карловская Н. Н. Указ. соч. С. 39.
9. Там же.
10. Михайлова Е. А. Ситуационные и личностные детерминанты лени: дис. ... канд. психол. наук. СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-т, 2007.