Научная статья на тему 'ВЫРАЖЕННОСТЬ ТИПОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ С ПОДРОСТКАМИ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП'

ВЫРАЖЕННОСТЬ ТИПОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ С ПОДРОСТКАМИ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / МЕТОДИКА К.У СОЛДАТОВОЙ / С.В. РЫЖОВОЙ / ЭТНОНИГИЛИЗМ / ЭТНОИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ / ПОЗИТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОЭГОИЗМ / ЭТНОИЗОЛЯЦИОНИЗМ / ЭТНОФАНАТИЗМ / ГИПЕРПОЗИТИВНАЯ ЭТНОИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕГАПОЛИС / РУССКИЕ ШКОЛЬНИКИ / КИТАЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭТНОФОРЫ НАРОДОВ СССР / КРИТЕРИЙ H-КРУСКАЛЛА-УОЛЛЕСА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Силиванова Ксения Викторовна, Васенин Георгий Андреевич, Ван Хаошуан, Ян Цзюань

Этническая идентичность представляется одним из главных и основных условий формирования и функционирования этноса, важнейшим фактором сохранения его статуса в полиэтнической среде. Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность, которая при определенных условиях может трансформироваться в ее гипо- и гиперформы в диапазоне от этнонигилизма до этнофанатизма. Цель исследования - изучить динамику становления (процесс трансформации) этнической идентичности у школьников в полиэтнической образовательной среде средних учебных заведений крупных мегаполисов (на примере г. Москвы), где наблюдается этнонациональное многообразие групп обучающихся. Стремление к формированию позитивной этнической идентичности требует развития когнитивного, аффективного и поведенческого ее компонентов. В исследовании актуализирована проблема развития поведенческого компонента этнической идентичности на основе программ целенаправленной двигательной активности с учетом этнокультурной принадлежности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Силиванова Ксения Викторовна, Васенин Георгий Андреевич, Ван Хаошуан, Ян Цзюань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPRESSION OF TYPES OF ETHNIC IDENTITY RUSSIAN AND CHINESE SCHOOLCHILDREN IN COMPARATIVE ANALYSIS WITH ADOLESCENTS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS

Ethnic identity is one of the main and basic conditions for the formation and functioning of an ethnic group, the most important factor in maintaining its status in a multi-ethnic environment. The basis of tolerance towards humanity is a positive ethnic identity, which under certain conditions can be transformed into its hypo- and hyperforms in the range from ethno-nigilism to ethnophanatism. The purpose of the study is to study the dynamics of the formation (transformation process) of ethnic identity among schoolchildren in the multi-ethnic educational environment of secondary educational institutions of large megacities (using the example of Moscow), where there is an ethno-national diversity of student groups. The pursuit of positive ethnic identity requires the development of cognitive, affective and behavioral components. The study updated the problem of the development of the behavioral component of ethnic identity based on programs of targeted motor activity taking into account the ethnocultural affiliation of students.

Текст научной работы на тему «ВЫРАЖЕННОСТЬ ТИПОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ С ПОДРОСТКАМИ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП»

training of power structures, No. 1, pp. 129-138.

2. Voronov, I.A. (2019), "Linearizing transformations and "Effect Size" when conducting experiments with a small sample size in the field of sports psychology", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 379-385.

3. Cohen, J. (1962), "The statistical power of abnormal-social psychological research: A review", Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol. 65, pp. 145-153.

4. Coolican, H. (2004), Research methods and statistics in psychology, Hodder and Stoughton, Cambridge University Press, London.

5. Fisher, R.A. (1925), Statistical methods for research workers, Oliver and Boyd, Edinburgh, Scotland.

6. Xi Yuntai (1985), Zhung-go wu-shu shi. Beijing. Контактная информация: [email protected],

Статья поступила в редакцию 17.01.2021

УДК 159.923

ВЫРАЖЕННОСТЬ ТИПОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ С ПОДРОСТКАМИ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Ксения Викторовна Силива-нова, директор, Георгий Андреевич Васенин, кандидат педагогических наук, учитель, Школа № 17, г. Москва; Хаошуан Ван (КНР), аспирант, Цзюань Ян (КНР), аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма, г. Москва

Аннотация

Этническая идентичность представляется одним из главных и основных условий формирования и функционирования этноса, важнейшим фактором сохранения его статуса в полиэтнической среде. Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность, которая при определенных условиях может трансформироваться в ее гипо- и гиперформы в диапазоне от этнонигилизма до этнофанатизма. Цель исследования - изучить динамику становления (процесс трансформации) этнической идентичности у школьников в полиэтнической образовательной среде средних учебных заведений крупных мегаполисов (на примере г. Москвы), где наблюдается этнонациональное многообразие групп обучающихся. Стремление к формированию позитивной этнической идентичности требует развития когнитивного, аффективного и поведенческого ее компонентов. В исследовании актуализирована проблема развития поведенческого компонента этнической идентичности на основе программ целенаправленной двигательной активности с учетом этнокультурной принадлежности обучающихся.

Ключевые слова: этническая идентичность; типы этнической идентичности; методика К.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой; этнонигилизм, этноиндифферентность, позитивная этническая идентичность, этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм; гиперпозитивная этноидентичность; этническая толерантность, интолерантность; мегаполис; русские школьники, китайские школьники, эт-нофоры народов СССР; критерий H-Крускалла-Уоллеса.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p418-427

EXPRESSION OF TYPES OF ETHNIC IDENTITY RUSSIAN AND CHINESE SCHOOLCHILDREN IN COMPARATIVE ANALYSIS WITH ADOLESCENTS OF

DIFFERENT ETHNIC GROUPS

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Ksenia Viktorovna Sili-

vanova, the school director, Georgy Andreevich Vasenin, the candidate of pedagogical sciences, teacher, School No. 17 in Moscow; Haoshuang Wang(China), the post-graduate students, Jiuan Yang (China), the post-graduate students, Russian State University of Physical Culture,

Sports, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

Ethnic identity is one of the main and basic conditions for the formation and functioning of an ethnic group, the most important factor in maintaining its status in a multi-ethnic environment. The basis of tolerance towards humanity is a positive ethnic identity, which under certain conditions can be transformed into its hypo- and hyperforms in the range from ethno-nigilism to ethnophanatism. The purpose of the study is to study the dynamics of the formation (transformation process) of ethnic identity among schoolchildren in the multi-ethnic educational environment of secondary educational institutions of large megacities (using the example of Moscow), where there is an ethno-national diversity of student groups.

The pursuit of positive ethnic identity requires the development of cognitive, affective and behavioral components. The study updated the problem of the development of the behavioral component of ethnic identity based on programs of targeted motor activity taking into account the ethnocultural affiliation of students.

Keywords: ethnic identity; types of ethnic identity; methodology K.U. Soldatova, S.V Ryzhova; ethnonihilism, ethnoindifferency, positive ethnic identity, ethnoegoism, ethnozolation-ism, ethnophanatism; hyperpositive ethno-identity; ethnic tolerance, intolerance; megalopolis; Russian schoolchildren, Chinese schoolchildren, ethnophores of the peoples of the USSR; H-Kruskall-Wallace criterion.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение этнической идентичности и определение ее роли как регулятора этнического поведения подростков [1, 2, 7, 8] становится первой ступенью конструктивной стратегии при формировании межнациональной и межкультурной толерантности [5, 6]. В центре внимания проблемы формирования этнической идентичности, по мнению С.А. Кадыковой [3], находится концепция позитивизма, ориентированная на формирование «позитивной этнической идентичности», включающей позитивный образ собственной этнической группы, соотносимый с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.

Выделяют три типа основных типа этнической идентичности - позитивный, негативный, гиперпозитивный [1, 2]. Неадекватное негативное переживание своей национальной принадлежности сопровождается кризисом идентичности, сочетаемым с внут-риличностным конфликтом, низким национальным самосознанием, пренебрежением и непочтительностью к родному языку, потерей всех родовых связей, в том числе семейных и дружеских привязанностей, подражанием культуре доминирующего этноса, неуверенностью в своих силах, инертностью. Индивиды, имеющие завышенную гиперпозитивную идентичность, проявляют признаки интолерантного поведения к представителям других этнических групп, они выражают неуважение, непочтение к инородцам, во главу действий ставят свой собственный выбор и личностную позицию, пренебрегают культурой отношений в обществе, построенной на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам, что выступает причиной межэтнических разногласий, конфликтов, преступных действий. Интолерантные личности с повышенным эт-нофанатизмом склонны переносить ответственность на этническое окружение, где позиция такова - не я конфликтен и создаю стрессы, это они «другие» ненавидят и причиняют зло мне. Позитивной этнической идентичности соответствует положительное отношение к своему народу и культуре, толерантность к другим этносам и культурам.

В ряде работ указывается [3, 7], что становлению позитивной этнической идентичности способствуют программы социально-психологического тренинга, вербальные средства, развивающие эмоционально-когнитивный компонент идентичности, при этом физические упражнения, активно влияющие на поведенческий компонент идентичности, не оговариваются, хотя их сила влияния не вызывает сомнений. Представленная в виде эффективных национально-ориентированных практик, двигательная активность сможет обеспечить целенаправленное воздействие на компоненты этнической идентичности и процесс формирования межэтнической и межкультурной толерантности [4].

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - изучить динамику становления (процесс трансформации) этнической идентичности у школьников в полиэтнической образовательной среде средних учебных заведений крупных мегаполисов (на примере г. Москвы), где наблюдается этно-национальное многообразие групп обучающихся. Этноконтактная образовательная среда заставляет решать достаточно сложную задачу организации учебного процесса с учетом культурно обусловленных различий, предусматривает проектирование социально-ориентированных форм совместной деятельности представителей различных этносов. Выстраивая экспериментальный образовательный компонент учебного процесса, можно добиться повышения этнической аффилиации, развития толерантности учащихся, уменьшения негативной и гиперпозитивной этноидентичности, если в основу будет положена работа по развитию не только эмоционально-когнитивного компонента этнической идентичности, но и поведенческого, основанного на активной двигательной деятельности с учетом этнокультурной принадлежности обучающихся. Ставилась проектная задача: на основе теоретически обоснованных положений взаимосвязи позитивной этнической идентичности и этнической толерантности [5, 6, 8], разработать экспериментальную программу, предусматривающую включение в учебный процесс по физической культуре психо-телесных практик физической культуры Китая, что будет содействовать формированию межэтнической и межкультурной толерантности обучающихся, коммуникации, социализации и интеграции школьников с различными национальными традициями.

На этапе пилотажных исследований использовался опросник диагностики типов этнической идентичности по методике Г.У Солдатовой, С.В. Рыжовой (1998 [5]), где приводится 30 высказываний по вопросам национальных отношений и предлагается в виде диапазона оценок от 0 до 4 баллов (пять вариантов ответа) выразить свое отношение к предлагаемым суждениям. В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемыми по той или иной шкале (возможный диапазон - от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

В основу дифференциации типов этнической идентичности была положена линейка отношений с полярными оценками, начиная с крайней отрицательной, где характер этнической идентичности опосредован негативизмом и нетерпимостью к своей этнической группе, и крайней позитивной оценкой, сочетаемой с национальным фанатизмом и неприятием, нетерпимостью к другим этническим группам. Опросник содержит шесть шкал; первые три из них характеризуют гипоформы этнической идентичности: 1) этнони-гилизм - уход от этнической идентификации; 2) этноиндифферентность - аморфная эт-носамоидентификация (пассивное, вялое, безразличное отношение к своей этничности); 3) позитивная этноидентичность - это норма, где фиксируется сочетание положительного отношения к своему этносу с одобрением других этнических групп людей; следующие три типа социально-психологического восприятия этносов характеризуются с позиций гиперидентичности: 4) этноэгоизм - положительное восприятия своего этноса, признание за ним права решать проблемы за «чужой счет», раздражение при признании приоритетов

других народов; 5) этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, неприязнь к другим этносам, восприятие других народов как опасных; 6) этнофанатизм -готовность отстаивать национальные интересы любыми средствами, оправдание любых жертв во имя идей национализма, приоритет этнических норм над правами человека.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В констатирующем исследовании были проведено анкетирование школьников двух категорий, обучающихся в 6-7 и 9-10 классах, всего 228 человек, разных этнических групп - русские (n6-7=19; n9-10=20), трудовых мигрантов народов бывшего СССР, проживающих в России по временному разрешению (таджики, киргизы, а также армяне, молдаване и другие - ^5^=15; n9-10=15), корейцев (дети дипломатических работников и сотрудников посольства Южной Кореи, обучающиеся в ГБОУ Школа № 17 г. Москва, отделение № 3 с этнокультурным корейским компонентом - n5-7=15; n9-i0=15), русские школьники, углубленно изучающие китайский язык (Школа №548 «Царицино» г. Москва - n6-7=25, ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист-М» г. Москвы, Черемушки - n9-10=18), школьники КНР (народность «хань»; школа в городском округе Чжэнчжоу, школа в городском уезде Синъ-ян, школа № 1 в г. Цяолоу - ng-7=52; школа № 4, уезд Шаншуй, г. Чжоукоу, провинция Хэнань - n9-i0=34).

Для установления статистической значимости различий параметров сравниваемых групп использовались критерии Колмогорова, Омега-квадрат и Хи-квадрат; для всех массивов исходных данных осуществлялась проверка гипотезы «Распределение не отличается от нормального». Однако первичные расчеты показали, что массивы данных не подчиняются нормальному распределению, в связи с чем, при расчетах использовался непараметрический критерий H-Крускалла-Уоллеса, который, являясь обобщением U-критерия Манна-Уитни на случай множественного количества несвязанных выборок (k>2), предназначен для оценки различий в значениях одновременно между тремя, четырьмя и более выборками по уровню какого-либо признака. Он позволяет установить, что уровень признака изменяется при переходе от группы к группе, но ранжирования не наблюдается, а также не указывается направление этих изменений, при этом уровень достоверности не выше p<0,05. Процедура H-Крускалла-Уоллеса является дисперсионным анализом, основанным на рангах. При отсутствии межгрупповых различий средние ранги групп окажутся близкими. Напротив, если существует значительное расхождение средних рангов, то гипотезу об отсутствии межгрупповых различий следует отвергнуть. Значение критерия H-Крускалла-Уоллеса и является мерой такого расхождения средних рангов. Обработка результатов осуществлялась с использованием статистической программы SPSS Statistics 20, расчеты велись и в программе Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сопоставительный анализ выраженности компонентов этнической идентичности у представителей различных этнических групп на внутривидовом уровне осуществлялся в двух группах - школьники 6-7 классов и школьники 9-10 классов. Первым этапом статистической обработки стала проверка гипотезы Н0: «Статистически значимых различий между результатами шкал этнической идентичности в группах нет». У русских школьников 6-7 классов на внутригрупповом уровне расчетные показатели шкалы «Эи - позитивной идентичности» оказались достоверно отличными от показателей других шкал (h-эмпирический= 20,2; p=0,00038; p<0,001). При множественном сопоставлении выборок достоверные различия между какой-либо конкретной парой (или парами) могут оказаться стертыми. В силу этого потребовалось пошаговое сравнение, были выполнены все возможные попарные сопоставления для снятия данного противоречия. Так, этнический признак «Эи - этноиндифферентность» у русских школьников оказался достоверно отличным от ранговых значений гипо- и гиперэтнических оценочных шкал (h-

эмпирический= 13,0; р=0,011, различия между результатами групп статистически значимы при р<0,05). В других сравнениях шкал «Ээ - этноэгоизм», «Эиз - этноизоляцио-низм», «Эф - этнофанатизм» и «Эн - этнонигилизм» статистически значимых различий между компонентами не оказалось (И-эмпирический= 4,9; р=0,179, р>0,05). Таким образом, у русских школьников 6-7 классов преобладающим типом этнической идентичности на уровне нормы оказался «позитивный тип» этнического самосознания с некоторой долей этнической индифферентности, неопределенности. В целом русские школьники характеризуются положительным отношением к своему этносу с одобрением других этнических групп людей. Для русских школьников оказался не характерным деструктивный тип этнического самосознания и поведения (таблица 1).

Таблица 1 - Выраженность компонентов этнической идентичности у школьников 6-7

классов различных этнических г| рупп на внутривидовом уровне (Х±с)

Шкалы этнической идентичности/ Этнические группы Эн | Эи | Пэи | Ээ | Эиз | Эф

Количество баллов

Русские 8,1±2,9 | 11,2±3,4 | 11,5±3,4 | 9,8±3,3 | 8,4±3,5 | 8,1±3,1

Н-Крускалла-Уоллеса Н6-критический0 05=11,1 Н6-критический001=15,1 Ь-эмпирический = 20,2 р=0,00038 Различия между показателями шкал статистически значимы при р<0,001

Китайцы 4,3±3,1 | 13,6±2,9 | 14,2±3,1 | 5,2±3,0 | 4,4±2,3 | 5,1±2,1

Н-Крускалла-Уоллеса Н5-критический0 05=9,5 Н5-критический001=13,3 Ь-эмпирический = 202,2 р=0,00009 Различия между показателями шкал статистически значимы при р<0,001

Народы СССР 8,3±2,9 | 9,2±2,8 | 9,8±3,1 | 9,2±3,0 | 8,7±3,0 | 8,4±2,6

Н-Крускалла-Уоллеса Н4-критический0 05=7,8 Н4-критический001=11,3 Ь-эмпирический = 2,1 р=0,840. Принимается гипотеза Н0: статистически значимых различий между показателями шкал нет, р>0,05

Корейцы 7,9±2,8 | 10,4±2,6 | 13,4±2,8 | 6,8±2,1 | 6,7±2,3 | 6,7±2,2

Н-Крускалла-Уоллеса Н3-критический0 05=6,0 Н3-критический001=9,2 Ь-эмпирический= 43,1 р=0,00033 Различия между показателями шкал статистически значимы при р<0,001

Русские-лингвисты 7,2±2,4 | 12,0±2,4 | 13,3±2,8 | 8,3±2,3 | 7,0±2,3 | 6,4±2,3

Н-Крускалла-Уоллеса Н6-критический0001=20,5 Н5-критический0 001=18,5 Ь-эмпирический = 78,9 р=0,00051 Различия между показателями шкал статистически значимы при р<0,001

Условные обозначения: для характеристики типов этнической идентичности (методика Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) используются следующие сокращения: Эн - этнонигилизм, Эи - этноиндифферентность, Пэи -позитивная этноидентичность (норма), Ээ - этноэгоизм, Эиз - этноизоляционизм, Эф - этнофанатизм.

Примечание. Различия между шкалами (выборками, при количестве п3, п4, п5, пб) признаются достоверными, если эмпирические значения Н-Крускалла-Уоллеса достигают соответствующего критического значения или превышают его на соответствующем уровне значимости; при расчете число степеней свободы у=к-1.

В другой этнической группе учащихся 6-7 классов - китайских школьников -наблюдались подобные тенденции выраженности «позитивного» самосознания при умеренном проявлении этносамоидентификации (И-эмпирический= 202,2; р=0,00009 различия между результатами групп статистически значимы при р<0,001). Определенно, что этническая идентичность у китайских школьников 6-7 классов сложилась на достаточно высоком уровне, у них довольно сильно развита устойчивость к различным отрицательным социальным стрессовым влияниям, характерна деятельность, дающая подросткам возможность реализовать повышенную поведенческую активность и потребность в самореализации [7]. Если просмотреть горизонтальную разверстку значений этношкал идентичности у китайских школьников, то можно представить ее в виде ломаной кривой, где в центре как основа представлены компоненты «Пэи - позитивной этноидентичности (норма)» и «Эи - этноиндифферентности», а по краям в виде ниже лежащих образований - гипо- и гиперэтнические компоненты идентичности, как это представлено на рисунке 1.

14 12 10

ш

Эн

Эи

Пэи

т т

Эиз

Эф

□Русские ШКитайцы ^Народы СССР (ЗКорейцы ПРусские-лингвисты

Рисунок 1

- Графическое представление количественных значений компонентов этнической идентичности на внутривидовом уровне в различных этногруппах школьников 6-7 классов, баллов

В то же время в этнической группе представителей народов СССР, гипо- и гиперэтнические компоненты идентичности приподняты по отношению к центру (норме), создавая некоторую выпрямленную линию, поскольку статистически значимых различий между показателями шкал нет (р>0,05). Такое положение мы связываем, во-первых, с этническим особенностями самоидентификации «объединенных» по признаку принадлежности к народам СССР группы школьников, у которых проявляется негативная этническая идентичность вследствие более низкого социально-экономического статуса данной группы, в среде которых нередко наблюдается кризис личной идентичности в ситуациях межэтнического взаимодействия, сопровождающийся срывом психической адаптации во внутреннем мире, что нередко приводит к формированию негативных жизненных стереотипов, личностных предубеждений. В ситуациях психической дезадаптации у этой категории подростков часто наблюдается внутренняя дисгармония, возникает ощущение отчаяния, чувство отчуждения, проявляется дезорганизация в деятельности, что может привести к возникновению протестных конфликтов на личностном уровне, усилить напряженность в общении со сверстниками, спровоцировать агрессию по отношению к другим этнофорам, вызвать деструктивное поведение. И, во-вторых, полученные данные следует считать относительными, поскольку группа школьников «народы СССР» комплектовалась частично по этническому, а в большей степени по культурно-историческому признаку.

В этногруппе корейских школьников зафиксированы достоверные различия между показателями этношкал-компонентов (И-эмпирический= 43,1; р=0,00033; статистически значимы при р<0,001).

Опытной группой, выделенной отдельно, стал класс русских школьников-лингвистов, углубленно изучающих китайский язык. Их показатели этнической идентичности по шкале «Пэи» - позитивной нормы выше, чем у группы русских школьников, обучающихся в обычной школе, при этом негативные компоненты самоидентификации гипо- и гиперидентичности ниже, и приближены к таковым корейских и китайских школьников. У русских школьников-лингвистов обнаружена отрицательная корреляционная взаимосвязь интенсивности автостереотипов с гипо- (г= -0,475) и гиперидентично-стыо (г= от -0,689 до -0,765), положительная корреляционная взаимосвязь интенсивности автостереотипов с нормой (г=0,810). Можно с уверенностью сказать, что на процесс этнической самоиндификации повлиял уровень образованности обучающихся, поскольку учебный процесс, связанный с преподаванием китайского языка, заставляет русских школьников осмысливать и интеллектуально оценивать положительные и отрицательные стороны интеркультуры и собственной русской культуры, способствует личностному осознанию своей принадлежности к русской этнической группе и уважению традиций своего народа, языка общения. Таким образом, полученные эмпирические результаты позволили

8

6

4

2

сформулировать гипотезу для последующих исследований: целенаправленная педагогическая работа по созданию условий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, использование широкого спектра этнопедагогических средств, внедрение национально-ориентированных методик физического воспитания, основанных на использовании физических упражнений, обеспечит развитие позитивной этнической идентичности у школьников, будет содействовать формированию межэтнической толерантности [7].

Сопоставительный анализ выраженности компонентов этнической идентичности на внешнем межгрупповом уровне у представителей различных этнических групп показал, что в межгрупповом сравнении наблюдается заметная дистанция между отдельными составляющими в этой структуре. В таблице 2 приведено ранжирование компонентов по степени их выраженности у различных этнофоров, дана интегральная оценка дезадапта-ционным процессам, фиксируемая, например, в группе подростков-школьников «Народы СССР». Анализ идентификационных матриц показывает положительную этническую идентичность у школьников-подростков Китая и Кореи, а также русских школьников-лингвистов. Индифферентную позицию заняли русские школьники 6-7 классов обычного образовательного учреждения.

Таблица 2 - Выраженность компонентов этнической идентичности на внешнем межгрупповом уровне у школьников 6-7 классов различных этнических групп (позиция)_

Шкалы ЭИ Этнические группы / рейтинг мест Критерий Н-Крускалла-Уоллеса между абсолютными значениями (таблица 1)

Русские Китайцы Народы СССР Корейцы Русские /лингвисты

Эн 2 5 1 3 4 Ь-эмп. = 35,4 р<0,001

Эи 3 1 5 4 2 Ь-эмп. = 27,8 р<0,001

Пэи 4 1 5 2 3 Ь-эмп. = 22,6 р<0,001

Ээ 1 5 2 4 3 Ь-эмп. = 37,0 р<0,001

Эиз 2 5 1 4 3 Ь-эмп. = 38,9 р<0,001

Эф 2 5 1 3 4 Ь-эмп. = 28,3 р<0,001

Формула расчета дезадаптации исследуемой этногруппы: Пэи+Эи-Эн-Ээ-Эиз-Эф

Сумма | 0 -18 | +5 | -8 | -9 | + явная выраженность

Следует заметить, что индивидуальная оценка может не совпадать с «усредненным профилем», он, по сути, является отвлеченным обобщенным показателем, поскольку, как мы помним, комплектование группы подростков-школьников «Народы СССР» происходило по культурно-историческому критерию (сюда включены представители разных национальностей - таджики, киргизы, армяне, молдаване и др.); у каждого представителя этнической группы его психологические свойства создают неповторимый ансамбль, который при усреднении данных теряется. При анализе этнической идентичности выраженность собственного индивидуального профиля важнее соответствия средним групповым показателям. Вместе с тем, сопоставление уровневых показателей в разных выборках должно стать необходимой частью диагностических, учебных, психокоррекци-онных и иных программ, где межгрупповое сравнение и социальная категоризация являются важным инструментом для проектных решений. Негативные компоненты в структуре этнической идентичности должны быть учтены, изменены или нивелированы при адаптации программ к данной этнической группе.

Создание в образовательной организации условий, удовлетворяющих этнокультурные образовательные потребности обучающихся, представляющих многообразную картину мира, знакомящих с традициями, ценностями, языком и культурой (в том числе физической культурой) других этносов, формирование в школе системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, будет содействовать становлению позитивной этнической идентичности, формированию межэтнической толерантности [1, 2, 5, 8]. Основные мероприятия по развитию позитивной этнической

идентичности должны быть реализованы в процессе учебной деятельности [7].

У школьников 9-10 классов в ходе формирующей работы значительно уменьшились по сравнению с предыдущей возрастной группой значения по шкалам этноэгоизма, изоляционизма и национального фанатизма (гиперпозитивная этноидентичность). Вместе с тем, значительно выросли показатели позитивной идентичности (таблица 3, рисунок 2). Так, например, у русских школьников-лингвистов в динамике показатель нормы увеличился с 13,3 единиц до 15,8 баллов (и-расчетный=122; р<0,01 или а=99%). Полученные данные динамики этноидентичности у русских школьников-лингвистов свидетельствуют о тенденции к гармонизации этничности, т.е. отражают уменьшение гиперпозитивной, негативной и преобладании позитивной этнической идентичности. У русских школьников-лингвистов фиксируется повышение уровня этнокультурных знаний учащихся о своей и чужих этнических группах (в том числе и представителях китайского этноса). Все это является показателем развития когнитивного компонента этноидентичности. Таблица 3 - Выраженность компонентов этнической идентичности у школьников 9-10

классов различных этнических г| рупп на внутривидовом уровне (Х±с)

Шкалы этнической идентичности/ Этнические группы Эн | Эи | Пэи | Ээ | Эиз | Эф

Количество баллов

Русские 6,8±3,2 | 12,4±3,2 | 12,2±3,0 | 7,4±2,9 | 7,4±3,0 | 7,1±3,2

Н-Крускалла-Уоллеса Н6-критический0 05=11,1 Н6-критический001=15,1 Ь-эмпирический = 46,1 р=0,00034 Различия между показателями шкал статистически значимы при р<0,001

Китайцы 5,0±3,1 | 14,4±3,1 | 14,5±3,0 | 5,3±2,8 | 4,9±2,8 | 5,3±2,7

Н-Крускалла-Уоллеса Н5-критический0 05=9,5 Н5-критический001=13,3 Ь-эмпирический = 129,6 р=0,00017 Различия между показателями шкал статистически значимы при р<0,001

Народы СССР 6,7±3,1 | 11,9±3,1 | 13,3±3,2 | 6,5±3,0 | 7,2±2,9 | 6,5±2,9

Н-Крускалла-Уоллеса Н4-критический0 05=7,8 Н4-критический001=11,3 Ь-эмпирический = 44,1 р=0,00075. Различия между показателями шкал статистически значимы при р<0,001

Корейцы 6,0±2,8 | 12,9±2,7 | 14,9±3,3 | 6,7±3,0 | 5,3±2,6 | 5,4±2,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н-Крускалла-Уоллеса Н3-критический0 05=6,0 Н3-критический001=9,2 Ь-эмпирический= 56,9 р=0,00057 Различия между показателями шкал статистически значимы при р<0,001

Русские-лингвисты 4,3±2,7 | 15,2±3,0 | 15,8±3,1 | 4,7±2,7 | 4,6±2,5 | 4,5±2,4

Н-Крускалла-Уоллеса Н6-критический0001=20,5 Н5-критический0 001=18,5 Ь-эмпирический = 71,0 р=0,00013 Различия между показателями шкал статистически значимы при р<0,001

16 14 12 10 8 6 4

П

1М1

Эн Эи Пэи Ээ Эиз Эф

□Русские ШКитайцы ^Народы СССР ¡'.'Корейцы ПРусские-лингвисты

Рисунок 2 - Графическое представление количественных значений компонентов этнической идентичности на внутривидовом уровне в различных этногруппах школьников 9-10 классов

2

Вместе с тем, следует отметить значительные возрастные отличия в показателях шкал этнической идентичности у учащихся, составляющих группу подростков-школьников народов бывшего СССР: из показателей у школьников 6-7 классов, характеризующих шкалу «Пэи - позитивная этноидентичность» по количественным признакам как проявление дезадаптационных реакций, значения трансформировались в отличные положительные у школьников 9-10 классов (сравните: X = 9,8±13,3 баллов; И-расчетный=45; р<0,01 или а=99%). Тогда как в группе русских школьников, обучающихся в обычной средней школе, наблюдались явные дезадаптационные процессы (таблица 4), сравните по шкале Пэи: Х= 11,5±12,2 баллов; И-расчетный=164; р>0,05.

Таблица 4 - Выраженность компонентов этнической идентичности на внешнем межгрупповом уровне у школьников 9-10 классов различных этнических групп (позиция)_

Этнические группы / рейтинг мест Критерий

Шкалы ЭИ Русские Китайцы Народы СССР Корейцы Русские /лингвисты Н-Крускалла-Уоллеса между абсолютными значениями (см. таблица 3)

Эн 1 4 2 3 5 Ь-эмп. = 8,2 р>0,05

Эи 4 2 5 3 1 Ь-эмп. = 13,3 р<0,009

Пэи 5 3 4 2 1 Ь-эмп. = 13,9 р<0,007

Ээ 1 4 3 2 5 Ь-эмп. = 9,9 р<0,041

Эиз 1 4 2 3 5 Ь-эмп. = 14,8 р<0,005

Эф 1 4 2 3 5 Ь-эмп. = 9,2 р>0,05

Формула расчета дезадаптации исследуемой этногруппы: Пэи+Эи-Эн-Ээ-Эиз-Эф

Сумма +5 -11 0 -6 -18 + явная выраженность

Средние значения по шкалам «Эиз - этноизоляционизма» (Х= 8,4±7,4 баллов; И-расчетный=156; р>0,05), «Эф - этнофанатизма» (Х= 8,1±7,1 баллов; И-расчетный=148; р>0,05) также не имеют достоверных отличий в связи с изменением возраста. Таким образом, процесс социализации в полиэтнической среде требует широкого использования целого комплекса этнопедагогических, дидактических и физических средств для формирования позитивной этнической идентичности [7] в отличие от социализации в моноэтнической среде, где развитие этнической идентичности идет естественным путем среди представителей своего народа.

ВЫВОДЫ

В исследовании актуализируется значение поведенческого компонента в развитии позитивной этнической идентичности и указывается возможность активного воздействия на формирование межэтнической и межкультурной толерантности подростков-школьников в условиях целенаправленно построенной образовательной среды. Позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантности. Становлению позитивной этнической идентичности способствуют национально-ориентированные программы двигательной активности; построенные в виде эффективных практик, они смогут обеспечить положительное влияние на поведенческий компонент этнической идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская идентичность и политика идентичности : монография / В. А. Авксентьев, Б.В. Аксюмов, В.А. Васильченко, Г. С. Денисова. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. - 213 с.

2. Идентичность: концептуальный анализ : монография / А.В. Бабаева, Г.А. Быковская, С.В. Барышников [и др.] ; под общ. ред. И. В. Черниговских. - Воронеж : Научная книга, 2020. -179 с.

3. Кадыкова С.А. Психолого-педагогические условия развития позитивной этнической идентичности учащихся : на примере Национальной Президентской школы-интерната Республики Марий Эл : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Кадыкова Светлана Александровна. - Москва, 2008. - 22 с.

4. Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте : авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук / Собкин Владимир Самуилович. - Москва, 1997. - 88 с.

5. Солдатова Г.У Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - Москва : Смысл, 1998. - 389 с.

6. Социология межэтнической толерантности : [учеб. пособие] / Рос. акад. наук, Ин-т социологии, Центр этн. социологии ; [Л.М. Дробижева и др.] ; отв. ред. Л.М. Дробижева. - Москва : Изд-во Института социологии РАН, 2003. - 221 с.

7. Цао Ян. Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Цао Ян. - Москва, 2004. - 18 с.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / Э. Эриксон ; общ. ред. и пре-дисл. А.В. Толстых. - Москва : Прогресс, 1996. - 342 с.

REFERENCES

1. Avksentiev V. A., Aksyumov B. V., Vasilchenko V. A. et al. (2018), Russian Identity and Identity Policy: monograph, Stavropol.

2. Babaeva A.V., Bykovskaya G.A., Baryshnikov S.V. et al. (2020), Identity: conceptual analysis: monograph, Scientific book, Voronezh

3. Kadykova, S. A. (2008), Psychological and pedagogical conditions for the development of positive ethnic identity of students: on the example of the National Presidential Boarding School of the Republic of Mari El, dissertation, Moscow.

4. Sobkin, V. S. (1997), Dynamics of value orientations in high school age, dissertation, Moscow.

5. Soldatova, G. U. (1998), Psychology of inter-ethnic tension, Smysl, Moscow.

6. Drobizheva L. M. et al. (2003), Sociology of inter-ethnic tolerance, RAS, Moscow

7. Cao Yang (2004), Ethnopedagological traditions and their use in the educational practice of China, dissertation, Moscow.

8. Erickson E. (1996). Identity: Youth and Crisis, Progress, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.01.2021

УДК 159.9.072:159.92

ДИАГНОСТИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ И КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ

ТОЛЕРАНТНОСТИ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Ксения Викторовна Силива-нова, директор, Георгий Андреевич Васенин, кандидат педагогических наук, учитель, Школа № 17, г. Москва; Хаошуан Ван (КНР), аспирант, Цзюань Ян (КНР), аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма, г. Москва

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы становления позитивной этнической идентичности у школьников 6-7 и 9-10 классов в контексте изучения проблемы формирования межнациональной толерантности. Характеризуются процессуальные компоненты этнической идентичности, определяется выраженность когнитивного и аффективного компонентов у школьников разных этнических групп, подчеркивается значимая роль поведенческого компонента. Указывается, что в условиях целенаправленно построенной образовательной среды и процесса воспитания возможно осуществлять коррекцию психофизической дезадаптации посредством физических упражнений, воздействуя на поведенческий компонент.

Ключевые слова: идентификация, позитивная этническая идентичность; когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты; шкальный опросник О. Л. Романовой; методика Дж. Фин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.