Научная статья на тему 'Психологические основы развития этнической идентичности учащихся'

Психологические основы развития этнической идентичности учащихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
402
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А Г. Смирнов, С А. Кадыкова

Создание специальных психолого-педагогических условий, направленных на формирование когнитивного, аффективного, поведенческого компонентов этноидентичности, способствует развитию позитивной этнической идентичности. Большое значение при этом имеют социализация индивида в языковой среде своего народа, приобретение этнокультурных знаний, привитие навыков межличностного и межкультурного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of special psychological and educational conditions directed to the formation of cognitive, affective and behavioural components of ethnic identity promotes the development of positive ethnic identity. At the same time great importance is given to the socialization of an individual in his native linguistic environment, ethnic cultural knowledge acquisition and skills in interpersonal and intercultural communication.

Текст научной работы на тему «Психологические основы развития этнической идентичности учащихся»

УДК 159

Психологические основы развития

этнической идентичности учащихся

А.Г. Смирнов, С.А. Кадыкова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Создание специальных психолого-педагогических условий, направленных на формирование когнитивного, аффективного, поведенческого компонентов этноидентичности, способствует развитию позитивной этнической идентичности. Большое значение при этом имеют социализация индивида в языковой среде своего народа, приобретение этнокультурных знаний, привитие навыков межличностного и межкультурного общения.

The creation of special psychological and educational conditions directed to the formation of cognitive, affective and behavioural components of ethnic identity promotes the development of positive ethnic identity. At the same time great importance is given to the socialization of an individual in his native linguistic environment, ethnic cultural knowledge acquisition and skills in interpersonal and intercultural communication.

Социальная позиция и активность личности в многонациональном обществе предполагают развитые формы позитивной этнической идентичности, которые означают осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и высокий уровень толерантности к другим этническим сообществам. Современное состояние общества характеризуется усилением социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. Это является объективным явлением, имеющим свои положительные тенденции в развитии общества. Однако при этом наблюдаются отрицательные моменты этого явления: во всех сферах отмечается повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Корни названных проблем лежат в глубине психики человека, в том числе и в отношении человека к человеку. При разрешении проблем взаимодействия разных этнических групп образование может сыграть ключевую роль, оно может помочь каждой этнической группе в равной мере оценить собственную и иную культурную идентичность и способствовать формированию позитивной этнической идентичности у каждого представителя мультикультурного общества.

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [5]. На психологическом уровне результаты идентичности проявляются в мышлении, чувствах и поведении субъекта. Человек, у которого сформирована этниче-

ская идентичность, ведет себя так, как это принято у членов данной этнической группы. В этноконтакт-ной ситуации, в поведении представителя определенного этноса находят свое отражение его знания как о собственной этничности, так и о других национальностях, а также его оценка своей и чужой культуры. В связи с этим в структуре этноидентичности выделяются три основных компонента. Т.Г. Стефаненко [5] определяет когнитивный [знания, представления об особенностях группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный компоненты (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней). Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Сол-датова [4] добавляют поведенческий компонент (реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтакт-ных ситуациях»). Таким образом, этническая идентичность является синтезом когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов.

Большую прикладную значимость имеет проблема формирования этнической идентичности. Этот вопрос мало изучен в настоящее время. Формирование этнической идентичности индивида зависит от множества факторов. По мнению многих психологов [5, 6, 7, 8], важнейшим условием, поддерживающим сплоченность общества, является язык. Он способствует формированию групповой идентичности. Одним из значимых факторов являются символы своего народа. В процессе социализации индивид получает определенное представление о национальных героях и об истори-

ческих событиях, т.е. о том, что обеспечивает не только согласование интересов общности, но и формирует чувство гордости, сопереживания, способное не только стимулировать поступки людей, но и обеспечивает групповую солидарность [3].

Еще одним признаком этнической идентичности является общность исторической судьбы. В современных условиях унификации этнических культур наряду с неуклонным сокращением количества этнодифференцирующих факторов возрастает роль общности исторической судьбы как символа единства народа. Этническая идентичность также выражается через идею территориальной общности родной земли [2].

Американские психологи в серии эмпирических исследований выявляли зависимость особенностей этнической идентичности детей мексиканского происхождения от практики семейного воспитания. Ими была обнаружена связь между наличием этнической социализации детей в семье (преобладанием родного языка как средства внутрисемейного общения, соблюдением обычаев, обрядов и праздников, наличием в доме традиционных предметов быта, бесед на темы истории родного народа и этнической гордости) и содержанием их этнической идентичности. Дети, проходившие этническую социализацию в семье, быстрее и точнее ориентировались в перечне этнических символов, более осознанно и адекватно относили себя к этнической общности, чаще пользовались испанским языком [1].

На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает, с одной стороны, меньшую предрасположенность к подобным контактам, а с другой - меньший интерес к собственной этнической принадлежности [5].

По мнению Т.Г. Стефаненко [5], формирование этноидентичности зависит от принадлежности индивида к группе этнического большинства или меньшинства. У детей из группы меньшинства представления об этнических группах складываются раньше, чем у детей из группы этнического большинства. Дети из группы меньшинства неизбежно оказываются осведомленными о доминантной культуре как через средства массовой коммуникации, так и через личные контакты, в отличие от детей из группы большинства.

Социализация человека продолжается в школе. В связи с этим мы полагаем, что особую значимость приобретает личность педагога. Исследование, проведенное В.Ю. Хотинец [6], показало, что дети, обучающиеся у учителей с позитивной этнической идентичностью, лучше адаптировались в микросоциуме, их поведение характеризовалось гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Тогда как дети, обучавщиеся у учителей с гиперпозитивной и негативной этнической идентичностью, отличались затрудненной социально-психологической адаптацией в среде.

Воспитание детей с позитивной этнической идентичностью является одной из главных задач в сфере национально-региональной образовательной политики. Позитивная этноидентичность представляет такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. В связи с этим мы полагаем, что педагогическая деятельность, ориентированная на реализацию принципа этнокультурного взаимодействия школы и социальной среды, должна быть направлена прежде всего на создание условий для формирования у школьников этнической картины мира, парадигмы народной культуры, осознания ее компонентов, содержания и закономерностей.

С целью выявления необходимых условий для формирования позитивной этноидентичности у учащихся нами был проведен формирующий психолого-педагогический эксперимент в Национальной президентской школе-интернате №1 Республики Марий Эл в период с 2003 по 2006 годы. Стержнем формирующего психолого-педагогического эксперимента было создание программы развития позитивной этнической идентичности, которая нашла свою реализацию в учебной и воспитательной работе с учащимися этой школы. Опытно-экспериментальная работа была направлена на формирование трех выделенных нами компонентов эт-ноидентичности.

Когнитивная составляющая этнической идентичности развивалась посредством приобщения учащихся к культуре своего народа. Приобретение этнокультурных знаний в основном происходило на уроках. Педагоги на предметах этнокультурного цикла ставили такие цели, как формирование знаний: о роли марийских писателей, поэтов, артистов, художников в развитии национальной культуры; о лучших национальных чертах марийского народа через раскрытие образов литературных героев;

о нравственных ценностях родного народа, воплощенных в образах литературных произведений; об этнических нормах межличностного общения; о воспитании детей в марийских семьях; о роли и месте природы в мировоззрении марийского народа и т.д. В связи с этим большое внимание педагогами уделялось созданию на уроках учебно-воспитательных ситуаций, мотивирующих учащихся на поиск дополнительного материала и исследования явлений родной культуры. Для достижения этих целей была организована проектная деятельность учителей и учащихся по изучению истории и культуры народов, проживающих в республике. Учащиеся под руководством учителей собирали фактический материал о народных песнях, музыкальных инструментах, об особенностях национальных костюмов разных районов республики, марийской вышивки, о свадебных обрядах марийского народа, об особенностях диалектных слов. Создавались видеоматериалы и слайды, отражающие результаты поиска воспитанников.

Работа по реализации поведенческого компонента проводилась в основном во внеурочное время посредством изучения национальных обрядов, обычаев и традиций. Это и национальные праздники и обряды: Кугече (Пасха), Уарня (Масленица), Шорыкйол (Рождество), марийские посиделки. На этих праздниках вместе с детьми принимали участие и их родители. Таким образом, были созданы естественные условия для усвоения учащимися национальных традиций и обрядов. Это и знакомство с памятными датами исторического значения («День марийской письменности», «День национального героя», «День образования Республики Марий Эл», «День Победы» и т.д.), куда приглашались известные деятели культуры марийского края. Их жизненный опыт воспитывал в детях чувство гордости за свой народ и своих земляков, способствовал раскрытию и проявлению лучших человеческих качеств. Особую значимость для учащихся имели встречи с выпускниками школы-интерната, которые стали настоящими профес-

сионалами в своей сфере. Они являются носителями родной культуры и через свое искусство способствуют сохранению и развитию национальной культуры и усилению межкультурных связей. Формирующая часть эксперимента включала также проведение социально-психологических тренингов. Они были направлены на привитие навыков межличностного и межкультурного общения, на развитие межэтнической и межкультурной толерантности, на развитие представлений о собственной значимости, ценности, на формирование положительной «Я-концепции».

Аффективный компонент, который тесно взаимосвязан с другими компонентами этноидентичности, формировался в различных видах деятельности: на уроках в ходе приобретения этнокультурных знаний, в ходе исследовательской деятельности, в творческом процессе, в участии во внеклассных мероприятиях и др.

Гипотезой нашего исследования явилось положение, согласно которому создание специальных психолого-педагогических условий в образовательной среде полиэтнического пространства способствует формированию позитивной этнической идентичности, повышению национального самосознания учащихся. В качестве экспериментальной площадки, как мы уже отмечали, выступала Национальная президентская школа-интернат №1. Контрольные срезы проводились в гимназии №14 г. Йошкар-Олы, Центре образования № 18, Шойбулакской средней школе Медведевского района, Петьяльском центре образования Волжского района в 2003-2006 годах. Общая численность выборки составила более 300 человек.

Фактические данные, полученные посредством формирующего эксперимента, обрабатывались по методике Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» (максимальное значение по каждой шкале - 20 баллов). Результаты свидетельствуют о том, что учащиеся экспериментальных классов имеют более высокие значения по шкале позитивной этноидентичности. В ходе мониторинга у них выявлена тенденция к гармонизации этнической идентичности, что проявляется в уменьшении значений по

Результаты мониторинга этнической идентичности (в баллах)

Группы Срезы Нигилизм Индифферентность Позитивная Эгоизм Изоляционизм Фанатизм

Экспериментальная 2003 г. 4,2 11,4 16,5 9,6 9,0 11,6

2006 г. 3,4 10,8 16,7 4,7 5,4 8,1

Контрольная 2003 г. 6,6 12,4 15,2 8,2 7,8 10,1

2006 г. 4,9 11,3 14,5 6,4 6,2 9,7

шкалам этнонигилизма, этнической идифферентности (негативная идентичность) и по шкалам этноэгоизма, этноизоляционизма, национального фанатизма (гиперпозитивная этническая идентичность). Результаты тестирования в контрольных школах свидетельствуют о том, что значения по шкале позитивной этнической идентичности у этих респондентов ниже и имеется тенденция к снижению.

Данные исследования показали, что важнейшим фактором при формировании позитивной этнической идентичности является знание языка своего народа. Для детей, считающих марийский язык родным, были характерны высокие значения по шкале позитивной этнической идентичности (М = 17,3). Значения по этой шкале у русскоязычных детей-мари в экспериментальных классах были ниже (М = 15). У этой категории учащихся в два раза больше выражены значения по шкале этнонигилизма (М = 6,9) по сравнению со сверстниками, выросшими в марийской языковой среде (М = 3,5).

Результаты, полученные посредством методики «Этническая аффилиация», также показали, что 77% учащихся экспериментальной школы имели высокий уровень потребности в этнической принадлежности (23% - низкий уровень). У большинства учащихся, с которыми проводилась целенаправленная учебно-воспитательная работа по выработанной нами программе, были выявлены достаточно высокий уровень

самосознания, устойчивое желание принадлежать и быть частью своего народа.

Наш эксперимент свидетельствует о том, что социализация индивида в языковой среде своего народа, приобретение этнокультурных знаний, привитие навыков межличностного и межкультурного общения способствуют формированию позитивной этнической идентичности, развитию национального самосознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 208 с.

2. ДолгаВ.С. Этническая идентичность тувинцев. Дис ... канд. социол. наук. - СПб., 2003. - 183 с.

3. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. - М., 1994. - С. 16-47.

4. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Сол-датова Г. У. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов. - М., 1996.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

6. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб., 2000. -

240 с.

7. Jashinskaja-Lahti I., Liebkind K. Exploration of the ethnic identity among Russian-speaking immigrant adolescents in Finland / Journal of Cross-Cultural Psychology. - 1999. - 30(4). - P. 527-539.

8. SachevI., BourhisR.Y. Language and social identification / Social identity theory. Constructive and critical advances. D. Abrams & M.A. Hogg (Eds.) - N. Y.: Western Wheatsheat, 1990. - P. 211-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.