Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ'

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / УСЛОВИЯ / ПСИХИКА / ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аипова Марина Маратовна

В настоящее время существует многообразие психологических концепций по изучению нравственного сознания, однако ученые сталкиваются с противоречивостью данного феномена. В статье выявлены условия для развития нравственного сознания обучающихся. Проведен анализ научной психологической и педагогической литературы, синтез и обобщение. В эксперименте приняли участие 116 обучающихся вузов города Рязани. Уточнено понятие нравственного сознания, осуществлено распределение обучающихся по уровню развития нравственного сознания. Обозначены особенности анализа нравственного сознания с точки зрения зарубежных и отечественных психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аипова Марина Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS: PSYCHOLOGICAL ESSENCE AND DEVELOPMENT OPPORTUNITIES

Currently, there are many psychological concepts for the study of moral consciousness, but scientists are faced with the inconsistency of this phenomenon. The article identifies the conditions for the development of students' moral consciousness. The analysis of scientific psychological and pedagogical literature, synthesis and generalization. The experiment involved 116 students from universities in the city of Ryazan. The concept of moral consciousness has been clarified; the distribution of students according to the level of development of moral consciousness has been carried out. The features of the analysis of moral consciousness from the point of view of foreign and Russian psychologists are outlined.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ»

Психологические науки

УДК 159.922

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

Марина Маратовна Аипова, старший преподаватель, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина

Аннотация

В настоящее время существует многообразие психологических концепций по изучению нравственного сознания, однако ученые сталкиваются с противоречивостью данного феномена. В статье выявлены условия для развития нравственного сознания обучающихся. Проведен анализ научной психологической и педагогической литературы, синтез и обобщение. В эксперименте приняли участие 116 обучающихся вузов города Рязани. Уточнено понятие нравственного сознания, осуществлено распределение обучающихся по уровню развития нравственного сознания. Обозначены особенности анализа нравственного сознания с точки зрения зарубежных и отечественных психологов.

Ключевые слова: нравственное сознание, обучающиеся, условия, психика, поведение. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p411-414

MORAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS: PSYCHOLOGICAL ESSENCE AND DEVELOPMENT OPPORTUNITIES

Marina Maratovna Aipova, the senior teacher, Ryazan State University named for S.A. Yesenin

Abstract

Currently, there are many psychological concepts for the study of moral consciousness, but scientists are faced with the inconsistency of this phenomenon. The article identifies the conditions for the development of students' moral consciousness. The analysis of scientific psychological and pedagogical literature, synthesis and generalization. The experiment involved 116 students from universities in the city of Ryazan. The concept of moral consciousness has been clarified; the distribution of students according to the level of development of moral consciousness has been carried out. The features of the analysis of moral consciousness from the point of view of foreign and Russian psychologists are outlined.

Keywords: moral consciousness, students, conditions, psyche, behavior.

Понятие нравственного сознания человека подразумевает разнообразие теоретических подходов к изучению данного феномена. Это связано, с одной стороны, с многообразием психологических концепций, а с другой стороны, с противоречивостью настоящего концепта.

Э. Фромм подходит к проблеме нравственного сознания с точки зрения индивидуальности. Нравственная личность готова к развитию своей самости, к самопознанию, самосозиданию. Ученый отождествляет ответственность за свои поступки со свободой морального выбора. Под нравственным развитием А. Маслоу и его последователи (Ф. Беррон, В. Франкл и др.) понимают результат реализации способностей человека, который соотносит собственные интересы с интересами окружающих в соответствии с принципом гармонии и объективности. Любовь, духовно-нравственные постулаты и творчество являются высшими понятиями.

Л.С. Выготский считал, что сознание выступает решающим для нравственности, если связано с поведением и реализуется в движении. В исследованиях Л.Н. Антилого-вой, В.А. Блюмкина, И.М. Ильичевой, Л.П. Станкевича, Б.М. Теплова, Н.Б. Трофимовой и др. выявлены нравственные качества в структуре сознания. Регулятивная функция нравственного сознания как доминирующая проанализирована в исследованиях И.С. Ко-

на, А.П. Скрипника, С.Г. Якобсона и др. А.Н. Леонтьев обращал внимание на взаимосвязь сознания с общественным сознанием и бытием человека, а также его внутренними отношениями, обусловленными формами трансформации детерминирующих факторов сознания в его внутренние условия и свойства [1, с. 304].

Существенное значение имеет влияние внутренних психических факторов развития на нравственное сознание, которое обусловлено природными задатками, определяемыми созреванием головного мозга, нервной системы, развитием органов чувств. А.А. Гусейнов упоминает о способностях к осознанию нравственных постулатов, уважению к моральным нормам происходящих на определенном этапе природного развития.

Развитие нравственного сознания предполагает социализацию (усвоение накопленного опыта). Онтогенетическое развитие сознания связано с речевым актом, который представлен в виде общения, превращаясь в форму мышления. В совместной деятельности слово и его содержание приобретают общее значение для людей.

Согласно В. Д. Шадрикову, сознание выступает частью психического, причем частью не всегда ведущей и определяющей поведение человека. Сознание - это вторичная генетически более поздняя форма психического, появляющаяся у человека. Для сознания характерно предметное значение, семантическое содержание, носителем которого выступает психическое образование. Психические явления протекают вне контроля сознания [2]. Сознание стимулирует разумное нравственное поведение, выражающееся в эффективной общественной деятельности.

Исследование проблемы сознания с позиции психологии выявляет следующие его характеристики: переживание, познание и отношение. Сознание человека не связано с безличным знанием, сознание - это и отношение. Объединяющим линком значения с действительностью, мотивацией и нравственными ценностями выступает смысл, который выражает пристрастность сознания индивида. Помимо указанных черт сознания, воля оказывает влияние на контроль собственных действий и достижение целей.

К оценочному критерию нравственного сознания следует отнести понятия добра и зла. Е.М. Бабосова подтверждает, что оценочно-императивная характеристика проявляется в качестве основной в нравственном сознании, осуществляя регулирующую роль во взаимоотношениях с окружающими и собственном поведении.

Кроме того, нравственному сознанию присущ отражательный компонент социальной среды, во взаимодействии с которой выявляется отношение человека к окружающим, к нравственным постулатам общества, вырабатывается готовность к самосовершенствованию и созиданию. Нравственные чувства представлены в отношении личности к различным событиям, им сопутствуют и внутренние переживания.

В качестве интегральной характеристики нравственного сознания необходимо проанализировать рефлексию, отличительной чертой которой предстает самопознание. И.С. Кон отмечает, что индивид формирует в процессе переживания новые аргументы, которые могут быть критическими благодаря рефлексии. Образование нравственной рефлексии на определенном онтогенетическом этапе развития личности является началом перехода от эмпирической к теоретической базе нравственного сознания, что указывает на осуществление саморегуляции поведения. Рефлексия побуждает сознание перестраиваться и искать новые основания.

Нравственное сознание предполагает передачу посредством языка и других знаковых систем накопленного нравственного опыта, иными словами, осуществляется коммуникационный процесс. Человек принимает, хранит и использует информацию морального выбора. Таким образом, происходит абстрагирование, выявление главного в сознании личности в ходе усвоения языка и его использования как средства мышления и коммуникации. Антиномия нравственного сознания выражается между такими его особенностями как естественным желанием и совестью, ответственностью, справедливостью, долгом. Мысль о противоречивости чувств и разума является основополагающей в этике И. Кан-

та. Труды философа подтверждают, что личность постоянно противостоит своим наклонностям и душевным порывам, совершая попытку нейтрализовать живую природу. Противоречивость нравственного сознания отображается в книгах мировых классиков: Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Шолохова, Ч. Диккенса, И. Гете, С. Моэ-ма и др.

В ходе исследования нами выявлены и реализованы следующие психолого-педагогические условия развития нравственного сознания личности обучающихся: 1) создание культурно-образовательной среды, способствующей развитию нравственного сознания; 2) воспитание на основе ценностей; 3) учет межпредметных знаний на основе нравственного содержания материала; 4) условия единства педагогических требований.

Методики исследования: анкета, авторская методика «Уровень развития нравственных качеств личности» Т.В. Пивоваровой, И.И. Купцова, М.М. Аиповой, тест по методике М. Рокича, опросник Ю.С. Исмагиловой.

Выборку исследования составили 56 студентов (по 28 студентов в составе экспериментальной и контрольной групп) РГУ им. С. А. Есенина и 60 курсантов (по 30 курсантов в составе экспериментальной и контрольной групп) Академии ФСИН России.

Анализ экспериментальных данных итогового этапа, представленных в таблице указывает на существенное различие уровней сформированности нравственного сознания по каждому показателю в контрольной и экспериментальной группах.

Распределение обучающихся по уровню сформированности компонентов нравственного сознания на итоговом этапе

Критерии Уровень %

КГ ЭГ

Рефлексивно-когнитивный низкий 28,57 3,57

средний 71,43 75

высокий 0 21,43

Эмоционально-мотивационный низкий 32,14 0

средний 67,86 50

высокий 0 50

Социально-перцептивный низкий 14,29 21,43

средний 67,86 67,86

высокий 17,86 10,71

Ценностный низкий 35,71 0

средний 60,71 53,57

высокий 3,57 46,43

Статистическая проверка подтвердила наличие достоверных различий по рефлексивно-когнитивному (при р<0,001), эмоционально-мотивационному (при р<0,001) и ценностному (при р<0,001) компонентам. При этом выявлены позитивные изменения в развитии нравственного сознания обучающихся экспериментальной группы: активизирован процесс «внутреннего движения» личности обучающихся, развития их субъектности и самосознания на основе активного преобразования системы нравственных ценностных ориентаций.

Возможными путями развития нравственного сознания обучающихся мы видим следующие педагогическими технологии:

1) метод беседы (выделение проблемы, постановка вопросов, использование дискуссионного материала);

2) метод дискуссии (доказательство точки зрения, анализ проблем произведения) и

др.

Таким образом, психологическое начало нравственности заключается в осознании человеком нравственных норм, осуществлении потребности следовать данным правилам в жизни. Нравственное сознание регулирует поведение личности с учетом совести, долга, рефлексивности, гуманного отношения к окружающим, ответственного выбора собствен-

ных поступков, основанного на самооценке и анализе. А.В. Брушлинский верно отмечает, что психическое развивается не спонтанно, а в деятельности - в процессе учения и труда, то есть в непрерывном взаимодействии с миром.

Зарубежные психологи создали насыщенный теоретический и практический материал для анализа нравственного сознания, выявив его динамику и особенности этапов развития, определив факторы, оказывающие воздействие на данное развитие. Помимо этого, нравственное сознание не анализируется на основе социальных факторов, а поведение с учетом сознательного компонента. Отечественные ученые придерживаются концепции о сознании как системе межфункциональной взаимосвязи. Освещается переход главных детерминантов сознания в его внутренние нравственные качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1975. - 304 с.

2. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. -Москва : Логос, 1996. - 320 с.

REFERENCES

1. Leontyev, A.N. (1975), Action. Mind. Personality, Politizdat, Moscow.

2. Shadrikov, V.D. (1996), Psychology of action and person 's abilities, Logos, Moscow.

Контактная информация: enigmarina_1@hotmail.com

Статья поступила в редакцию 02.12.2020

УДК 159.9.075

ОЦЕНКА ПСИХОКОРРЕКЦИИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ С ПОЗИЦИИ Р. ФИШЕРА И Я. КОЭНА

Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, Галина Владимировна Пантелеева, кандидат психологических наук, Ольга Юрьевна Куликова, кандидат исторических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В современной мировой науке, особенно в психологических исследованиях, в последние десятилетия ведутся активные споры между сторонниками оценки результатов экспериментов с помощью величин «значимости» Рональда Фишера (1925) и «размера эффекта» Якоба Коэна (1962) -какой из параметров более точно репрезентирует результаты эксперимента? Проведенный нами эксперимент и обработка данных показали, что «размера эффекта» Якоба Коэна более предпочтителен в психологических экспериментах в спорте, так как он более тонко реагирует на оказанное воздействие и расставляет акценты на тех шкалах, которые более подверглись воздействию психотренинга.

Ключевые слова: единоборства, спортивная психология, «значимость» Рональда Фишера, «размера эффекта» Якоба Коэна, статистика в психологии, психотренинг.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p414-418

EVALUATION OF PSYCHOCORRECTION OF SOME PSYCHOLOGICALLY IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITIES OF MARTIAL ARTISTS FROM THE POSITION OF R. FISCHER AND J. COHEN

Igor Anatolyevich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, Galina Vladimi-rovna Panteleeva, the candidate of psychological sciences, Olga Yurievna Kulikova, the can-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.