Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА В ФОРМАТЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА'

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА В ФОРМАТЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ОЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ВЫПУСКНИКИ / КОЛЛЕДЖ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранникова Александра Витальевна

В настоящее время актуальной проблемой профессионального образования в Российской Федерации является качество подготовки обучающихся средних профессиональных образовательных организаций. Дефицит высококвалифицированных работников в условиях быстропрогрессирующих технологий и стремительного развития рынка труда стимулирует работодателей подключиться к вопросу обеспечения качества подготовки будущих специалистов и наладить взаимополезное взаимодействие с колледжами. Свою роль здесь может сыграть процедура проведения демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации, которая предполагает предварительную разработку локальных нормативных актов и материалов, обеспечивающих прозрачность, доступность и объективность оценивания результатов выполняемых обучающимися заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранникова Александра Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF COLLEGE GRADUATES IN THE FORMAT OF A DEMONSTRATION EXAM

Currently, an urgent problem of vocational education in the Russian Federation is the quality of training of students of secondary vocational educational organizations. The shortage of highly qualified workers in the conditions of rapidly progressing technologies and the rapid development of the labor market encourages employers to get involved in the issue of ensuring the quality of training of future specialists and establish mutually beneficial interaction with colleges. The procedure of conducting a demonstration exam within the framework of the state final attestation, which involves the preliminary development of local regulations and materials that ensure transparency, accessibility and objectivity of the evaluation of the results of the tasks performed by students, can play a role here.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА В ФОРМАТЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА»

Научная статья УДК 377.127.6

DOI: 10.25688/2072-9014.2022.60.2.09

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА В ФОРМАТЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Александра Витальевна Баранникова1

1 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия a.barannikova1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5068-6440

Аннотация. В настоящее время актуальной проблемой профессионального образования в Российской Федерации является качество подготовки обучающихся средних профессиональных образовательных организаций. Дефицит высококвалифицированных работников в условиях быстропрогрессирующих технологий и стремительного развития рынка труда стимулирует работодателей подключиться к вопросу обеспечения качества подготовки будущих специалистов и наладить взаимополезное взаимодействие с колледжами. Свою роль здесь может сыграть процедура проведения демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации, которая предполагает предварительную разработку локальных нормативных актов и материалов, обеспечивающих прозрачность, доступность и объективность оценивания результатов выполняемых обучающимися заданий.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация; оценка; профессиональные навыки; выпускники; колледж; демонстрационный экзамен.

© Баранникова А. В., 2022

Original article UDC 377.127.6

DOI: 10.25688/2072-9014.2022.60.2.09

ASSESSMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF COLLEGE GRADUATES IN THE FORMAT OF A DEMONSTRATION EXAM

Aleksandra V. Barannikova1

1 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia a.barannikova1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5068-6440

Abstract. Currently, an urgent problem of vocational education in the Russian Federation is the quality of training of students of secondary vocational educational organizations. The shortage of highly qualified workers in the conditions of rapidly progressing technologies and the rapid development of the labor market encourages employers to get involved in the issue of ensuring the quality of training of future specialists and establish mutually beneficial interaction with colleges. The procedure of conducting a demonstration exam within the framework of the state final attestation, which involves the preliminary development of local regulations and materials that ensure transparency, accessibility and objectivity of the evaluation of the results of the tasks performed by students, can play a role here.

Keywords: state final certification; assessment; professional skills; graduates; college; demonstration exam.

Для цитирования: Баранникова А. В. Оценка профессиональных навыков выпускников колледжа в формате демонстрационного экзамена // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2022. № 2 (60). С. 95-101. DOI: https://doi.org/10.25688/2072-9014.2022.60.2.09

For citation: Barannikova, A. V. (2022). Assessment of professional skills of college graduates in the format of a demonstration exam. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education, 2 (60), 95-101. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2022.60.2.09

Введение

Актуальность демонстрационного экзамена заключается в том, что в современных условиях предъявляются весьма высокие требования к профессиональному уровню работников, важны оценки их квалификации, что непосредственно влияет на конкурентоспособность выпускников.

Ранее, на протяжении нескольких десятилетий, в колледжах (техникумы и ПТУ) итоговая аттестация осуществлялась путем защиты выпускных квалификационных работ, которые пришли на смену квалификационным экзаменам по направлениям специальности. Первоначальный переход к выпускным квалификационным работам для оценки качества подготовки специалистов был связан с необходимостью системной проверки полученных знаний

и готовности будущего специалиста к их практическому применению, что можно было понять из качества разработанного профессионально значимого проекта. Е. И. Калиниченко, Е. А. Лаптева, Е. В. Сорокина, И. М. Чеканин и др. в своих исследованиях, характеризуя возможности квалификационного проекта (дипломной выпускной работы), отмечают, что разработанный студентами-выпускниками проект позволяет оценить:

- уровень систематизации, глубины понимания и готовности использования знаний в практической деятельности;

- качество приобретенных научно-теоретических и практических умений, необходимых в практической деятельности;

- профессионально-личностные установки, ориентации, проявляющиеся в процессе подготовки и защиты проекта в позиционно-смысловых, ценностных, поведенческих и т. п. характеристиках.

Апробация применения и проведения экзамена в новом формате — в рамках государственной итоговой аттестации — начиналась в 26 субъектах Российской Федерации, постепенно расширяясь. Сегодня данный формат итоговой аттестации применяется более чем в 2,6 тыс. образовательных организаций во всех регионах России.

Методы исследования

Основой проведения демонстрационного экзамена среди студентов технического колледжа стали исследовательские материалы европейских, в частности финских, ученых, их практические рекомендации, позволяющие оценить и зафиксировать квалификационные характеристики сотрудников компаний. Результаты такого экзамена служат для представителя работодателя подтверждением уровней компетенций работника (его знаний, умений, опыта), приобретенных за весть период обучения.

Существенным недостатком современной профессиональной подготовки на уровне среднего профессионального образования можно считать явное смещение акцента на повышение теоретической составляющей в содержании образования и снижение практической составляющей. Такая ситуация приводит к тому, что студенты большую часть времени проводят в аудиториях, а компетенции, позволяющие применять полученные теоретические сведения на практике, формируются недостаточно. Однако опыт зарубежных стран, занимающих лидирующие позиции в области среднего профессионального образования, таких как Германия, Финляндия и некоторых других, наглядно демонстрирует, что именно производственная практика под управлением опытного наставника позволяет сформировать необходимые для будущей деятельности профессиональные навыки.

В этом случае социальное сетевое партнерство между образовательными организациями и партнерами-работодателями является перспективным

взаимодействием. Отметим, что сетевым партнерством является взаимодействие образовательных организаций с субъектами внешней среды, которое устойчиво во времени и организационно оформлено по принципу сети. Целью такой формы взаимодействия является не только оказание позитивного влияния на достижение эффективности в подготовке выпускников, которые в итоге обучения соответствовали бы современным профессиональным требованиям рынка труда, но и совместное использование потенциала самой системы профессионального образования, оптимизация использования производственных ресурсов [1].

В исследовании Д. В. Рязанцевой [2] важным направлением взаимодействия образовательной организации с предприятиями определена необходимость привлекать их к решению конкретных профессиональных задач, что положительно может сказаться на готовности будущих специалистов к деятельности. Такая форма осуществления подготовки студентов среднего профессионального образования позволяет обеспечить учет современных требований, предъявляемых работодателями к специалистам среднего звена. Также потенциальные работодатели приглашаются как независимые эксперты, обладающие высокой квалификацией и опытом работы, связанным с реальным сектором экономики, для оценки выполнения студентами задач, максимально приближенных к реальным задачам производства.

Демонстрационный экзамен (ДЭ) проводится на аккредитованной площадке [3]. Ведущие в соответствующей профессиональной деятельности эксперты выдают задания и оценивают их непосредственно в день проведения экзамена. По итогам проведения демонстрационного экзамена участники получают электронный сертификат. Однако ограничения, введенные в период пандемии, внесли определенные коррективы в организацию и проведение демонстрационного экзамена: изменились требования к материально-техническому оснащению площадок. Только в случае, если технические характеристики оборудования и инструментов, указанные в инфраструктурном листе, приложенном к заявке на аккредитацию, позволяют выполнить задание, принимается решение о выдаче аккредитации [4].

Под процедурой, проводимой в виде ДЭ, понимается форма аттестации, осуществляющаяся в рамках государственной итоговой аттестации выпускников, которые проходили обучение в соответствии с требованиями программ (ФГОС СПО, по топ-501) образовательных организаций, реализующих подготовку по программам высшего и среднего профессионального образования. Подобная форма аттестации предполагает:

- воспроизведение условий современных производств для того, чтобы выпускники могли показать приобретенные за время обучения профессиональные умения и навыки;

1 См.: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.2017 № 06-156 «О методических рекомендациях». URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobmauki-rossii-ot-20022017-n-06-156-0-metodicheskikh/ (дата обращения: 03.03.2022).

- осуществление независимой экспертной оценки уровня выполненных заданий, в том числе и приглашенными представителями предприятий;

- верификацию соответствия уровня выполнения заданий и приобретенных знаний, умений и навыков международным требованиям [5].

К. А. Башанова, Т. А. Громова, Е. В. Селюн считают, что проведение демонстрационного экзамена значительно повышает престиж рабочих профессий, способствует развитию профессиональной культуры, а это является очень важной составляющей в профессионально-личностном развитии современного рабочего. Авторы отмечают, что «внедрение модульного обучения дало возможность адаптировать учебные планы специальностей под требования конкретных работодателей» [6].

Результаты исследования

Проведение государственной итоговой аттестации в таком формате, как демонстрационный экзамен, дает возможность оценить качество подготовки кадров, оказывает содействие в решении многих задач в таких сферах, как профессиональное образование и рынок труда, не привлекая при этом какие-либо дополнительные силы и средства.

Переход к итоговой аттестации в такой форме, как демонстрационный экзамен, дает положительные результаты для профессиональных образовательных организаций, поскольку инициализирует:

- объективный анализ содержания и качества реализуемых образовательных программ и соответствия их стандартам;

- объективное представление имеющейся материально-технической базы;

- оценки уровня значимых компетенций педагогического коллектива;

- возможность отметить точки роста и выработать стратегию развития в соответствии с актуальными требованиями международного рынка труда.

Заключение

Современные темпы развития науки и технологий предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов рабочих специальностей, их готовности использовать в работе сложное оборудование, трудиться на современных предприятиях с высоким уровнем цифровизации и технологизации важнейших процессов и быть ответственными в принятии профессионально значимых решений. Анализ итогов проведения оценки профессиональных навыков выпускников колледжа в виде демонстрационного экзамена свидетельствует, что единые требования к деятельности профессиональных организаций в виде профессиональных стандартов, квалификационных рамок в области профессиональной деятельности:

- помогают оценить состояние профессиональной подготовки выпускников профессиональной образовательной организации, что также способствует своевременному обновлению содержания программ теоретического и практического обучения;

- содействуют анализу и конкретизации содержания контрольно-измерительных средств в качественной оценке результатов подготовки будущих специалистов;

- служат подспорьем в повышение качества подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования;

- способствуют удовлетворению профессионально-личностных потребностей не только выпускников, но и их потенциальных работодателей.

Список источников

1. Галковская И. В. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. 2007. № 2. С. 5-14.

2. Ермоленко А. А., Рязанцева Д. В. Основные формы взаимодействия организаций среднего профессионального образования и бизнес-структур в Краснодарском крае // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-vzaimodeystviya-organizatsiy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-i-biznes-struktur-v-krasnodarskom-krae-1 (дата обращения: 28.03.2022).

3. Приказ Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» от 31.01.2019 № 31.01.2019-1 (ред. от 31.05.2019) «Об утверждении Методики организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия» // WorldSkills Russia. URL: https://cdn.dp.worldskills.ru/esatk-prod/public_files/01c04daf-48c9-42cb-b512-5770efb5c4d7-1773c850513848f6c8c408d629961b3ad52da5b5c417727733d20b88 817039c4.pdf (дата обращения: 28.03.2022).

4. Письмо АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» от 24.03.2022 № 1.5/АРПМ-744/2022 «Об упрощении требований к материально-техническому оснащению площадок, претендующих на получение статуса центра проведения демонстрационного экзамена, ввиду складывающейся ситуации в 2022 году» // WorldSkills Russia. URL: https://esat.worldskills.ru/regulations (дата обращения: 28.03.2022).

5. Камалеева А. Р. О внедрении механизма реализации нового образовательного стандарта в интеграции с разработанными профессиональными стандартами // Вестник Томского гос. ун-та. 2018. № 430. С. 144-151. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-vnedrenii-mehanizma-realizatsii-novogo-obrazovatelnogo-standarta-v-integratsii-s-razrabotannymi-professionalnymi-standartami (дата обращения: 17.03.2022).

6. Башанова К. А., Громова Т. А., Селюн Е. В. Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам worldskills в учебный процесс СПО // Решетневские чтения. 2017. № 21-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-demonstratsionnogo-ekzamena-po-standartam-worldskills-v-uchebnyy-protsess-spo (дата обращения: 16.03.2022).

References

1. Galkovskaya, I. V. (2007). Network interaction and social partnership in the municipal educational. The headmaster of the school, 2, 5-14.

2. Ermolenko, A. A., & Ryazantseva, D. V. (2011). The main forms of interaction between organizations of secondary vocational education and business structures in the Krasnodar Territory. Bulletin of the Adygea State University. Series 5: Economics, 4. Retrieved from https://cyberleninka.m/article/n/osnovnye-formy-vzaimodeystviya-organizatsiy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-i-biznes-struktur-v-krasnodarskom-krae-1 (date of application: 16.03.2022).

3. WorldSkills Russia (2019). Order of the Union «Young Professionals (World-skills Russia)» dated 31.01.2019 № 31.01.2019-1 (ed. dated 31.05.2019) «On approval of the Methodology for organizing and conducting a demonstration exam according to Worldskills Russia standards». Retrieved from https://cdn.dp.worldskills.ru/esatk-prod/ public_files/01c04daf-48c9-42cb-b512-5770efb5c4d7-1773c850513848f6c8c408d-629961b3ad52da5b5c417727733d20b88817039c4.pdf (date of application: 16.03.2022).

4. WorldSkills Russia (2022). Letter of ANO «Agency for the Development of Professional Skills (Worldskills Russia)» dated 03.24.2022 № 1.5/ARPM-744/2022 «On simplifying the requirements for the material and technical equipment of sites applying for the status of a demonstration exam center, in view of the current situation in 2022». Retrieved from https://esat.worldskills.ru/regulations (date of application: 16.03.2022).

5. Kamaleeva, A. R. (2018). On the introduction of a mechanism for the implementation of a new educational standard in integration with the developed professional standards. Bulletin of Tomsk State University, 430, 144-151. Retrieved from https://cyberleninka.ru/ article/n/o-vnedrenii-mehanizma-realizatsii-novogo-obrazovatelnogo-standarta-v-integratsii-s-razrabotannymi-professionalnymi-standartami (date of application: 16.03.2022).

6. Bashanova, K. A., Gromova, T. A., & Selyun, E. V. (2017). Introduction of a demonstration exam according to Worldskills standards into the educational process of SPO. Reshetnev readings, 21-2. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-demon-stratsionnogo-ekzamena-po-standartam-worldskills-v-uchebnyy-protsess-spo (date of application: 16.03.2022).

Статья поступила в редакцию: 22.01.2022; The article was submitted: 22.01.2022;

одобрена после рецензирования: 07.03.2022; approved after reviewing: 07.03.2022; принята к публикации: 25.03.2022. accepted for publication: 25.03.2022.

Информация об авторе:

Александра Витальевна Баранникова — аспирант кафедры сравнительной образовательной политики Учебно-научного института сравнительной образовательной политики, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия,

a.barannikova1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5068-6440

Information about author:

Aleksandra V. Barannikova — postgraduate student of the Department of Comparative Educational Policy of the Educational and Scientific Institute of Comparative Educational Policy, RUDN, Moscow, Russia,

a.barannikova1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5068-6440

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.