Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА КАК ИНСТРУМЕНТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА КАК ИНСТРУМЕНТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО / DEMONSTRATION EXAM / WORLDSKILLS RUSSIA / COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / QUALITY OF TRAINING OF COLLEGE STUDENTS / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюмов С. С.

В данной статье рассмотрены проблемы внедрения демонстрационного экзамена в структуру подготовки специалистов среднего звена, а также квалифицированных рабочих и служащих в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курдюмов С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS DEMO-EXAM AS A TOOL TO DETERMINE THE LEVEL OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article deals with the problems of introduction of the demonstration exam in the structure of training of middle-level specialists, as well as skilled workers and employees.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА КАК ИНСТРУМЕНТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 377.36 КУРДЮМОВ С.С.

государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса», директор E-mail: tkptis@yandex.ru

UDC 377.36 KURDYUMOV S.S.

State Professional Educational Institution Tula Region «Tula College of Professional Technology and Service», Director

E-mail: tkptis@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА КАК ИНСТРУМЕНТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PROBLEMS DEMO-EXAM AS A TOOL TO DETERMINE THE LEVEL OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES

В данной статье рассмотрены проблемы внедрения демонстрационного экзамена в структуру подготовки специалистов среднего звена, а также квалифицированных рабочих и служащих в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, Ворлдскиллс Россия, компетенции, профессиональное образование, качество подготовки обучающихся СПО.

The article deals with the problems of introduction of the demonstration exam in the structure of training of middle-level specialists, as well as skilled workers and employees.

Keywords: demonstration exam, WorldSkills Russia, competence, professional education, quality of training of College students, problems.

Проблема совершенствования подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих в системе среднего профессионального образования является крайне актуальной в контексте новых требований к уровню подготовки выпускников. Решение этой проблемы в Российской Федерации носит системный характер и опирается не только на опыт российских исследователей и практиков, но и активно внедряется опыт других государств в подготовке высококвалифицированных кадров, включая внедрение новых форм и методов подготовки и оценивания результатов обучения.

9 декабря 2016 года прошла встреча Президента Российской Федерации с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству. По итогам встречи определен перечень поручений Президента Правительству РФ Пр-2582 от 29.12.2016. Одним из важных пунктов указанных поручений является необходимость внедрения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» в качестве формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования. При этом предусматривается, что со временем результаты демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» должны быть приравнены к результатам государственной итоговой аттестации [1].

Почему так важно умение продемонстрировать уровень сформированности компетенции в форме демон-

страционного экзамена? Дело в том, что в настоящее время стандарты ФГОС СПО по ТОП-50 определяют требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих на основе соответствующих профессиональных стандартов. Следовательно, сформированность профессиональных компетенций выпускников на итоговой аттестации должны быть оценены с максимальным учетом требований работодателя соответствующей профессиональной сферы. Понятно, что, любые теоретические знания создают основу для практических умений. Но есть сферы деятельности, где практические умения и опыт ценятся зачастую выше, нежели теоретические. Так, например, практикующий врач-хирург может иметь отличные познания в области теории, но недостаточный опыт проведения хирургических манипуляций. И это создает качественный разрыв, влияющий на профессиональную успешность. Именно поэтому структура образовательной программы, в немалой степени ориентированная на формирование умений и практического опыта, не менее ценна, а может, и более востребована, чем классическая академическая подготовка.

Демонстрационный экзамен - форма аттестационного испытания при государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования или по их части, которое предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности в соответствии

© Курдюмов С.С. © Kurdyumov S.S.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

с лучшими мировыми и национальными практиками с учетом базовых принципов [2]:

1. применение единых оценочных материалов и заданий;

2. единые требования к площадкам проведения демонстрационного экзамена;

3. независимая экспертная оценка выполнения заданий;

4. применение единой информационной системы при проведении демонстрационного экзамена;

5. выдача паспорта компетенций (SkillsPassport). Задание для демонстрационного экзамена - комплексная практическая задача, максимально точно воспроизводящая реальную профессиональную деятельность в режиме реального времени.

ФГОС СПО 4 предполагают подведение итогов обучения в форме демонстрационного экзамена. При этом по профессиям и специальностям ТОП-50 закрепляется модель WorldSkills Russia (WSR), при этом не только оценочные средства разрабатываются экспертами WSR, но и сама процедура оценивания проводится экспертами WorldSkills Russia.

Если отвлечься от требований ФГОС 4, то демэк-замен может быть спланирован учебным заведением за пределами образовательной программы как элемент внешней оценки качества образования (в соответствии со статьей 95 ФЗ «Об образовании в «Российской Федерации»). Эта внешняя оценка формально является добровольной и может проводиться в трех формах: конкурс профессионального мастерства; оценка по методике Ворлдскиллс; сертификация квалификаций.

Внутри образовательной программы демэкзамен также может проводиться в трех формах: промежуточная оценка по дисциплине, практике, МДК (при необходимости); промежуточная аттестация по модулю; государственная итоговая аттестация (собственно требование ФГОС 4).

По специальностям СПО из перечня ТОП-50 государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (ВКР), которая выполняется в форме защиты дипломной работы (проекта) и демэкзамена.

По профессиям СПО из перечня ТОП-50 ГИА проводится в форме защиты ВКР только в виде демэкза-мена. При этом темой ВКР является тема комплекта оценочной документации по компетенции. Тематика ВКР соответствует тематике одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу. Призовые результаты «WorldSkills International» могут быть засчитаны в качестве оценки «отлично» по демэкзамену.

Как было отмечено в пятом базовом принципе проведения демэкзамена, лицам, прошедшим процедуру де-мэкзамена с применением оценочных материалов Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», выдается паспорт компетенций или Скиллс паспорт, подтверждающий полученный результат.

В 2019 году демонстрационный экзамен по программам СПО прошел в 59 регионах РФ по 27 компетенциям. 36 учебных заведений провели демонстрационный экзамен по комплектам оценочной документации (КОД) максимальной сложности. Внедрение демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации в полном масштабе планируется, начиная с 2020 года.

В Тульской области в 2019 году работает 25 центров проведения демонстрационного экзамена, организовано и проведено обучение 189 экспертов WSR. Данная работа проводится в тесном взаимодействии с работодателями.

Независимый характер оценки результатов обучения можно назвать одним из основных достоинств проведения ГИА в формате демонстрационного экзамена. Но, на наш взгляд, при проведении демонстрационного экзамена можно выявить ряд проблем, которые носят системный характер.

Первая проблема - недостаточный уровень оснащения учебных заведений современным высокотехнологичным оборудованием. Наличие в ряде случаев необходимого, но не достаточного уровня оснащения, позволяющего лишь приблизить, но не полностью обеспечить оценку конкретной компетенции.

Так, например, по состоянию на 2019 год по компетенции «Поварское дело» в Тульской области существует 2 центра проведения демонстрационного экзамена (организации, располагающие площадкой для проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, материально-техническое оснащение которой соответствует требованиям Союза «Ворлдскиллс Россия»). Следовательно, только 2 учебных заведения способны принять обучающихся для сдачи демонстрационного экзамена по данной компетенции. Однако при наличии более 200 выпускников по этой компетенции в 2019 году, количество оснащенных рабочих мест для проведения демэкзамена в данных центрах составляет 10 (по 5 на каждый).

Опыт подготовки и внедрения в Тульской области демонстрационного экзамена позволяет нам выделить ряд проблем, затрудняющих переход на новую форму ГИА.

На наш взгляд, первая проблема связана со слишком высокими темпами перехода на процедуру проведения ГИА в данной форме и недостаточной ее научно-методической разработанностью.

Вторая проблема - недостаточная адаптация конкурсных материалов к реализации ГИА в форме демонстрационного экзамена. По мнению ряда исследователей и специалистов-практиков, задания, как правило, лишь воспроизводят задания WorldSkills Russia, при этом отсутствует их адаптация к современным требованиям образовательных программ СПО. При этом может возникнуть несоответствие методического обеспечения подготовки к экзаменам (квалификационным) по профессиональным модулям и к ГИА в форме демонстрационного экзамена. Данная проблема усиливается, в том числе, и несоответствием между

компетенциями WorldSkills Russia и действующей номенклатурой квалификаций на рынке труда.

Третья проблема - недостаточный уровень готовности педагогических кадров к реализации новых форм, методов и технологий подготовки обучающихся в системе среднего профессионального образования, ориентированных на новый качественный уровень сформированности практических навыков и компетенций. Фактически, многие педагогические кадры не в полной мере готовы к подготовке конкурентоспособного специалиста по стрессовым сценариям. Третья проблема неразрывно связана с двумя предыдущими.

Четвертая проблема - низкий уровень психологической готовности выпускников к прохождению процедуры ГИА в форме демонстрационного экзамена. Часто даже высокий уровень практического мастерства в сочетании с низкой стрессоустойчивостью не позволяют продемонстрировать высокие результаты.

Можно выделить и пятую проблему. Бизнесу, так сказать, все равно, по какой форме аттестации получен диплом о профессиональном образовании. Смысл квалификации от этого не меняется. Бизнесу трудно объяснить, чем выпускник, обучившийся по ФГОС 4 лучше, чем выпускник по ФГОС 3+. Работодатель зачастую проявляет слабый интерес к проведению независимой

оценки и конкурсов профессионального мастерства. Законодательство РФ не предусматривает наличие льгот работодателям за создание ученических рабочих мест и организацию практического обучения, так, как это делается в некоторых странах [3]. Это создает проблему «технологического отрыва» между ресурсной базой профессиональных учебных заведений и предприятий, которая еще не скоро будет преодолена.

Несмотря на наличие указанных выше проблем, у руководителей колледжей и в сфере управления образованием есть четкое понимание важности качественной подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций; качественного подхода к организации обучения с включением в структуру подготовки демонстрационного экзамена.

До 2023 года на ГИА в форме демонстрационного экзамена должны последовательно перейти все студенты, обучающиеся по программам среднего профессионального образования из перечня наиболее востребованных профессий [4]. Для реализации поставленных целей потребуется организация и проведение комплекса научных исследований, направленных на преодоление данных противоречий, проработки проблемы на всех уровнях для принятия научно-обоснованных решений.

Библиографический список

1. Перечень поручений Президента Правительству РФ Пр-2582 от 29.12.2016.

2. Распоряжение Министерства просвещения России от 01.04.2019 № Р-42 «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена».

3. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза// Высшее образование в России. 2006. № 6. С.111-120.

4. Портал правительства Тульской области. - Форма доступа: https://tularegion.ru/presscenter/press-release/?ELEMENT_ID=152395 (дата обращения: 19.11.2019).

References

1. List of Presidential instructions to the Government of the Russian Federation PR-2582 of 29.12.2016.

2. The order of the Ministry of education of Russia of 01.04.2019 No. R-42 «About the approval of methodical recommendations about carrying out certification with use of the mechanism of demonstration examination».

3. Oleynikova O., MuravyevaA. Social partnership in the sphere of professional education in the countries of the European Union/ / Higher education in Russia. 2006. No. 6. Pp. 111-120.

4. Portal of the government of the Tula region. - Form of access: https://tularegion.ru/presscenter/press-release/?ELEMENT_ID=152395 (date accessed: 19.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.