Научная статья на тему 'Оценка профессионально значимых свойств специалистов по связям с общественностью'

Оценка профессионально значимых свойств специалистов по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL PROPERTIES / EXPERT ASSESSMENT / PROFESSIONAL ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Гульсина Хафизовна

В статье представлены результаты экспертной оценки профессиональных свойств, данной будущими специалистами и практиками в сфере связей с общественностью. Корреляционный анализ выявляет структуру определяемых свойств и дает представление о ценностных установках специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PROPERTIES OF PUBLIC RELATIONS` SPECIALISTS

The article presents the results of expert assessment of professional properties, given by future specialists and practitioners in public relation sphere. Co relational analysis shows the structure of defined characteristics and gives the presentation of specialist's value system.

Текст научной работы на тему «Оценка профессионально значимых свойств специалистов по связям с общественностью»

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев, А. А. Построение тренировочного процесса лыжников-спринтеров массовых разрядов в подготовительном периоде годичного цикла : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Авдеев А.А. - М., 2007. - 140 с.

2. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина : курс лекций и практические занятия : учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. - М. : Советский спорт, 2004. - Ч. 2.

- 360 с.

3. Манжосов, В.П. Лабораторные работы по курсу специализации лыжный спорт : метод. разработки / В.П. Манжосов, Т.И. Раменская ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.]. - 1991. - 44 с.

4. Пестунов, Т.В. Оптимизация тренировочных нагрузок у лыжников-гонщиков на основе учета их индивидуальных конституционных особенностей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Пестунов Т.В. - Хабаровск, 1999. - 182 с.

5. Раменская, Т.И. Техническая подготовка лыжника : учеб. пособие / Т.И. Раменская. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 264 с.

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СВОЙСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Гульсина Хафизовна Муртазина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты экспертной оценки профессиональных свойств, данной будущими специалистами и практиками в сфере связей с общественностью. Корреляционный анализ выявляет структуру определяемых свойств и дает представление о ценностных установках специалистов.

Ключевые слова: профессиональные свойства, экспертная оценка, профессиональная

этика.

THE ASSESSMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PROPERTIES OF PUBLIC RELATIONS' SPECIALISTS

Gulsina Hafizovna Murtazina, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of expert assessment of professional properties, given by future specialists and practitioners in public relation sphere. Co relational analysis shows the structure of defined characteristics and gives the presentation of specialist’s value system.

Key words: professional properties, expert assessment, professional ethics.

ВВЕДЕНИЕ

Современная инфраструктура менеджмента общественных связей формируется профессиональными кадрами. Для успешной реализации практико-ориентированного обучения, являющегося одним из критериев компетентностного подхода, необходимо определить профессионально значимые свойства специалиста.

Специалист по связям с общественностью в сфере массовой физической культуры, рекреации и спорта в соответствии с общей профессиональной и специальной подготовкой может применить полученные знания, умения и навыки для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организаци-

ях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов. Практическая деятельность связана с решением конкретных задач и требует конкретных практических результатов. Многие исследователи склоняются к тому, что связи с общественностью - наука и искусство, включая Э. Бернейза, основоположника американской школы паблик рилейшнз [1, 4, 6]. Не являясь исключительно наукой и искусством, связи с общественностью, тем не менее, включают в себя элементы, присущие искусству и науке. Предполагается, что специалист способен осуществлять следующие виды деятельности: информационно-творческую; социальнопсихологическую; информационно-коммуникационную; информационно-

управленческую; рекламно-информационную; информационно-аналитическую; ин-формационно-референтскую; культурно-просветительскую; организационно-

рекламную; информационно-социологическую; научно-исследовательскую.

Чтобы успешно работать в таком широком диапазоне видов деятельности, необходимо обладать определенными навыками и качествами.

Существующие профессиографические схемы многочисленны и разнообразны. Их содержание и структура зависят от целей изучения профессии, от ее особенностей, а также от теоретического фундамента исследования. В роли экспертов выступили профессионалы и выпускники. Опираясь на свое знание профессии, они должны оценить значение того или иного свойства [5]. Свойства выбираются из опросника типа «Листа Липмана» [2], в который были внесены изменения, соответствующие профессии.

МЕТОДИКА

Количество экспертов, необходимое для получения значимых результатов - не менее 10 человек. Корреляционный анализ позволяет выявить структуру профессионально значимых свойств будущего специалиста. Опрашиваемым предлагаются карточки с описанием тридцати наиболее значимых профессиональных свойств специалиста, первая по значимости заносится в протокол с максимальным баллом, затем подсчитывается средний балл каждого свойства по всей группе экспертов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В экспертизе приняли участие студенты 4, 5 курсов специализации «Связи с общественностью в сфере массовой физической культуры, рекреации и спорта» (п = 24) и практики (п = 10).

В сводном результате экспертных оценок ранжируются оцениваемые свойства (в процентах). Первым по значимости профессиональным свойством, отмеченным студентами, выступает коммуникабельность (способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие, умение быстро найти нужный тон в зависимости от настроения и характера собеседника) - 24,8; вторым - профессиональная компетентность (знания, опыт, кругозор, позволяющие успешно решать профессиональные задачи) -24,5; третьим - креативность (уровень творческой одаренности, способности к творчеству) - 23,7; затем интуиция (способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации или при отсутствии времени на ее осмысление) -22,1; ораторские способности - 20,4; уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) - 20,1; широкий кругозор (знания, выходящие за рамки профессии) - 17,9; аналитичность ума (умение обстоятельно анализировать факты, явления, выделять главное); личная организованность (собранность, умение упорядочить свою деятельность); новаторство (умение отбросить обычные, стандартные методы, ставшие негодными, стремление искать новые, оригинальные решения) - 16,8; предприимчивость (способность к самостоятельным, активным действиям, проявление находчивости, практичности, изобретательности) - 16,7; самостоятельность (способность принимать ответственные решения и действовать по своей

инициативе, без посторонней помощи или руководства); трудолюбие (умение найти привлекательные стороны в любой работе, стремление каждое дело выполнять наилучшим образом) - 16,6; дальновидность, проницательность (способность видеть перспективы своей работы, предвидеть экономические и социальные последствия принимаемых решений) - 16,5; гибкость (мобильность, приспособляемость организаций и лиц, занимающихся экономической деятельностью, к перемене условий; умение, способность быстро изменить способ действий экономического субъекта) - 16,4; энергичность (способность к длительному сохранению высокой активности) - 15,7; выдержанность, уравновешенность (умение владеть своими чувствами, ровность в поведении) - 15,1; рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) - 14,4; настойчивость (упорство в преодолении возникающих трудностей) - 13,1; способность к самообразованию; надежность (единство слова и дела, обязательность в выполнении данных обещаний) - 12,9; волевая устойчивость (устойчивость к внешнему давлению, к условиям, вызывающим волнение); готовность памяти (способность быстро и точно извлекать из памяти нужный материал) - 12,8; терпимость к взглядам и мнениям других - 12,4. Последние по иерархии свойства студенты определили следующим образом: чувство юмора; склонность к риску (способность идти навстречу опасности) - 11,4%; порядочность (честность, правдивость, неспособность к низким, аморальным поступкам) - 10,8%; дисциплинированность (умение повиноваться, в точности исполнять предписания, высокая нормативность поведения) - 10,4%; самокритичность (способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности, критически осмысливать свои действия) - 9%; эмпатия (способность переживать то, что переживают и чувствуют другие).

Практики показали следующие результаты: профессиональная компетентность

- первое по рангу свойство - 25%; затем коммуникабельность - 24,3%; креативность -24,1%; предприимчивость - 23,5%; способность к самообразованию - 22,8%.

Последние по рангу свойства: порядочность - 11,8%; надежность - 10,5%; готовность памяти - 10,1%; эмпатия - 7%; склонность к риску - 6,2%.

ВЫВОДЫ

Результаты экспертизы профессиональных свойств показали, что высокий ранг таких свойств, как профессиональная компетентность, коммуникабельность, креативность, отмечают как студенты, так и профессионалы. К сожалению, свойства, определяющие моральный уровень специалиста, занимают последний ряд списка, что диагностирует невнимание к ценностно-мотивационным проблемам личности и общества.

Рассуждения об этике и этике связей с общественностью, в частности, сводятся, как правило, к вопросам корпоративной, деловой этики, что сужает тему. Этика общественных связей находится в крепкой сцепке с бизнесом, а моральность бизнеса, и не только российского, ставится под сомнение. Вопросы морали многих социальных слоев общества видоизменяются в соответствии с трансформацией общества в целом. Связи с общественностью как технологии имеют несомненный приоритет в формировании общественного мнения и управлении переменами. Опыт последних лет показал, что в условиях складывающейся в России рыночной экономики неэтичное поведение порождает конфликт сущего и должного, а конкурентоспособность специалиста по связям с общественностью оказывается в опасной зависимости от личного выбора средств достижения поставленной цели [4]. Соответственно, в учебном процессе необходимо особое место уделять этике связей с общественностью, нормам профессионального поведения и нормам права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блэк, С. Паблик рилейшенз / С. Блэк. - М. : Изд-во «Сирин», 2003. - 202 с.

2. Дмитриева, М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и

психологии труда / под ред. А.А. Крылова. - Л., 1983. - С. 110-116.

3. Муртазина, Г.Х. Этика связей с общественностью и культура управления : учеб. пособие / Г.Х. Муртазина ; СПбГИЭУ. - СПб., 2005. - С. 5.

4. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г.Г. Почеп-цов. - М. : Рефл-бук ; Ваклер, 2002. - 352 с.

5. Практикум по психологии профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2000. - 448 с.

6. Шишкина, М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина.. - СПб. : СПбГУ, 1999. - 442 с.

ТЕХНОЛОГИЯ РУКОВОДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Елена Михайловна Николаева, соискатель,

Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,

г. Белгород

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии руководства профессиональным развитием студентов педагогического вуза. Раскрыты основные направления и факторы, определяющие эффективность руководства профессиональным развитием студентов в педагогическом вузе. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: руководство; профессиональное развитие; студенты; педагогический

вуз.

THE TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF PEDAGOGIC UNIVERSITIES' STUDENTS PROFESSIONAL DEVELOPMENT Elena Mihajlovna Nikolaeva, competitor,

Alekseevsky Branch of the Belgorod State University,

Belgorod

Annotation

The study presents the results of performed research on development of pedagogic universities' students’ management technology. The basic directions and factors defining the effectiveness of student’s professional development managing technology are shown. The high efficiency of developed technology confirmed by experiments.

Keywords: management; professional development; students; pedagogic university.

Эффективность профессионального развития студентов педагогических вузов определяется правильной постановкой целей образовательного процесса, точным выстраиванием иерархии решаемых задач, рациональным использованием внутренних ресурсов и контролем за образовательным процессом.

В этих условиях совершенствование системы руководства профессиональным развитием студентов приобретает первостепенное значение. Однако практика показывает, что остается нерешенным ряд задач, стоящих перед процессом руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов. К числу основных психо-лого-педагогических причин такого положения дел в этой области относятся:

- неразвитые мотивы у выпускников к поиску новых, наиболее эффективных способов решения педагогических задач;

- отсутствие целевых установок на осуществление педагогической деятельности; недостаточный уровень подготовленности к эффективному осуществлению педагогических действий;

- неуверенность в возможности найти что-то новое, оригинальное в будущей профессиональной деятельности.

Все вышесказанное свидетельствует о низкой эффективности существующей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.