Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и особенности формирования профессиональной этики PR-специалистов в России'

Актуальные проблемы и особенности формирования профессиональной этики PR-специалистов в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3919
592
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА PR-СПЕЦИАЛИСТОВ / ЭТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В РОССИИ / АССОЦИАЦИИ ПО PR / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ / ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исянова Эльмира Харисовна

Выявлены и представлены актуальные проблемы и особенности формирования профессиональной этики PR. Рассмотрено становление профессиональной этики PR. В статье выявлены теоретико-философские основания этики PR. Исследовано правовое регулирование PR-деятельности, также PR-кодексы как основной элемент PR-этики. Составлен портрет профессионала-специалиста по PR. Определены и последовательно изложены пути решения актуальных проблем в профессиональной этике специалиста по связям с общественностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revealed and presented actual problems and features of formation of professional ethics PR. Сonsidered the establishment of professional ethics PR. The article identified the theoretical and philosophical foundations of ethics of PR. Studied the legal regulation of PR, and PR-codes as a key element of PR-ethics. Compiled portrait professional specialist in PR. Defined and consistently described the ways to solve pressing problems in the professional ethics of professional public relations

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и особенности формирования профессиональной этики PR-специалистов в России»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ PR-СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИИ

Аннотация. Выявлены и представлены актуальные проблемы и особенности формирования профессиональной этики PR. Рассмотрено становление профессиональной этики PR. В статье выявлены теоретико-философские основания этики PR. Исследовано правовое регулирование PR-деятельности, также PR-кодексы как основной элемент PR-этики. Составлен портрет профессионала-специалиста по PR. Определены и последовательно изложены пути решения актуальных проблем в профессиональной этике специалиста по связям с общественностью

Ключевые слова: профессиональная этика PR-специалистов, этика связей с общественностью в России, ассоциации по PR, актуальные проблемы, формирование профессиональной этики, пути решения.

rnm^a byanova ACTUAL PROBLEMS AND FEATURES

OF FORMATION OF PROFESSIONAL ETHICS OF PR-SPECIALISTS IN RUSSIA

Annotation. Revealed and presented actual problems and features offormation of professional ethics PR. ^nsidered the establishment of professional ethics PR. The article identified the theoretical and philosophical foundations of ethics of PR. Studied the legal regulation of PR, and PR-codes as a key element of PR-ethics. Compiled portrait professional specialist in PR. Defined and consistently described the ways to solve pressing problems in the professional ethics of professional public relations

Keywords: professional ethics of PR-specialists, ethics of public relations in Russia, Association of PR, actual problems, formation of professional ethics, solutions.

Изменить восприятие людей и создать новую реальность, вот сегодняшний день PR -специалиста. Неэтичное поведение, полное искажение информации, становится средством манипулирования обществом. Формирование общественного мнения меняет ценности, приоритеты, стирает границы между людьми и странами. Именно правовое регулирование, основанное на профессиональной этике, поможет отличить профессионала своего дела.

В сознании общества сложилось негативное мнение о PR. В дальнейшем последствия для развития профессии могут быть убыточными, если выразится с положительной точки зрения. В России, можно утверждать, что PR молодая и бурно растущая отрасль и для непрерывного совершенствования своих знаний PR-специалистам необходима соответствующая система подготовки.

Разработка профессиональной этики PR сталкивается с рядом трудностей, вопросами, относительно степени участия специалистов-этиков в процессе, проблемы многообразия профессиональных этик.

Этика играет огромную роль в поведении PR-специалистов, и могут быть катастрофические последствия с социальной и экономической точки зрения, если не опираться на высокие моральные качества, которые определяют их профессиональное мастерство.

Признанные авторитеты в области теории и практике PR А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров, которые выдержали два издания и удостоились международного признания (специальная стипендия Гос-

УДК 659 Э.Х. Исянова

© Исянова Э.Х., 2015

департамента США), не предоставляют определения «этики» и «профессиональной этики» в сфере PR, возможно под этими понятиями авторы подразумевали корпоративную философию «полное, развернутое, подробное изложение морально-этических и деловых норм, принципов, кредо, которыми руководствуются сотрудники фирмы или участники проекта», «корпоративная философия устанавливает нравственные и этические приоритеты, которые сотрудники корпорации должны исповедовать и которые определяют и регулируют их повседневную деятельность» [1, с.14,146]. В.В. Ворошилов автор учебника «Современная пресс-служба» в параграфе 1.4. «Право и этика в работе пресс-службы», утверждает важность соблюдения этических норм [2, с.29].

О формировании профессиональной этики PR-специалистов можно сказать, что она создавалась на основе обобщенного опыта самих специалистов в разных областях, скорее даже с отсутствующей теоретической базой, и это привело к неоднозначности мнений не только среди людей, знающих свое дело, но и в обществе. Если выразится коротко, практика стала теорией.

Процессы глобализации меняются и старые, сложившиеся правила относительно того «обобщенного и относительного» ко всем сферам деятельности не подходят. Необходимо решение этических проблем не только специалистов в области этики, но и участие совместно с ними сообществ и профессионалов в деятельности по связям с общественностью.

Актуальный вопрос в этичном поведении PR-специалистов фирмы: основана ли их деятельность на моральных принципах? Первые попытки формулировок по этой теме предпринял Айви Ли с «Декларацией принципов», он настаивал на своевременной и точной информации. Позже появились «принципы Артура Пейджа» (в 1927 г., вице-президент по паблик рилейшнз компании AT&T) [3, с.526]:

— говори правду. Пусть люди знают, что происходит. Обрисуй им точную картину характера компании, ее идеалов и действий;

— докажи это на практике. Восприятие организации общественностью на 90 % определяется тем, что она делает, и на 10 % тем, что она говорит;

— прислушивайся к потребителю. Для успешного служения общественности необходимо понимать ее потребности и интересы. Держи высшее руководство и других служащих в курсе того, какова реакция общественности на продукцию, политику и действия компании.

— думай о завтрашнем дне. Прогнозируй реакцию общественности и избегай действий, вызывающих трудности. Заботься о репутации.

— строй связи с общественностью так, как будто от этого полностью зависит судьба компании. Корпоративные связи - функция менеджмента. Ни одно стратегическое решение не может выполняться до тех пор, пока не будет определено его влияние на связи с внутренней и внешней общественностью. Работник паблик рилейшнз - творец политики, а не просто публицист.

— будь уравновешенным, терпеливым, пребывай в хорошем настроении. Готовь почву для чудес в области связей с общественностью настойчиво, спокойно, обращая внимание на информацию и контакты. В случае возникновения кризиса вы будете к нему готовы, точно зная, что нужно делать для его преодоления.

Следует особо отметить, что, если работодатели просят PR-специалистов выполнить нечто, что выходит за рамки дозволенного, у последних есть определенная сила, заложенная в кодексах профессиональной чести, которая позволяет им отказаться от выполнения работы непрофессиональным образом. Вот почему PR-профессионалы считают весьма благоразумным получить соответствующую квалификацию [4, с.190].

Общественное мнение для PR-профессионалов является, тем самым ориентиром в их работе и той целевой аудиторией, которая может, как принять специалистов по связям с общественностью и выбранные ими инструменты для взаимодействия с обратной положительной реакцией, так и наоборот.

PR-специалист должен быть не только сильной личностью и прирожденным лидером, также ему необходимо владеть основами многих наук, и этика не является исключением. Знать определение понятия «этика» недостаточно для того, чтобы назвать себя профессионалом. Высокий уровень образования одна из составляющих успеха специалиста по связям с общественностью.

При рассмотрении этики PR необходимо учитывать русскую/российскую (славянскую) культуру и историю Руси/России, которая имеет непосредственное влияние на развитие нравственности в сфере связей с общественностью.

Необходимо найти такой подход к этике PR, который бы объединял в себе все моральные принципы, устои, нравственность, ответственность, убеждения, правила, нормы и другое.

В идеальном развитии информированного общества, через взаимодоверие и понимание возможно решение этих проблем. Но для достижения этой цели профессионалам по связям с общественностью предстоит пройти определенный путь и постоянно совершенствовать свои знания.

PR-специалисты не должны бояться осуждения или предубеждения, а должны оспаривать каждое суждение, мнение, даже приговор, объяснять и убеждать, почему они поступили так, а не иначе, почему это правильно, не только для организации, но и для общественности.

Понимание психологии и этики делового общения, и роли этики в деловом общении поможет специалистам по связям с общественностью защищать свои взгляды, принципы, а также грамотно владеть ситуациями (кризисными в том числе).

У PR-специалистов должна быть законодательная основа и правовое регулирование в этой сфере, нормы, принципы, и чем конкретно необходимо руководствоваться для реализации действий в своей работе, а также ограничения инструментов взаимодействия.

В учебном словаре по связям с общественностю есть описания понятий: «право» (авторское, гражданское, избирательное, информационное, права исключительные, конституционное, налоговое, права человека, право на информацию, право собственника, и т.д.), «правовое ограничение», «правоотношение», «правоспособность», «нормы», «кодекс» (корпоративный, морально-этический, моральный и кодекс поведения).

По мнению авторов: «право - это система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством»; «норма - это система представлений, составляющая определенный шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий»; «кодекс - это единый законодательный акт, систематизирующий какую-либо область права и пересматривающий ранее действующее законодательство; совокупность правил, норм, убеждений» [5, с.111, 174, 221].

В книге М.Р. Душкиной «PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология». В первой главе (параграф 1.7) «Законодательные ограничения PR-деятельности и рекламы» гласящее о «фактически на сегодняшний день PR-деятельность в РФ законодательно ограничивается лишь Федеральным законом «О рекламе», принятым Госдумой 22 февраля 2006 г. и одобренным Советом Федерации 3 марта, поэтому его нововведения относятся и к PR».

В учебнике В.В. Ворошилова «Современная пресс-служба» говорится о том, что «специального нормативно-правового акта - закона о связях с общественностью - в России нет. Однако public relations вместе с рекламными и информационными агентствами представляет собой информационную инфраструктуру журналистики и, следовательно, подчиняется требованиям Федерального закона «О средствах массовой информации», правовых документов.

PR-специалисты выступают посредниками между представляемой ими организацией и ее аудиторией. Поэтому профессиональная коммуникация должна осуществляться в рамках закона, быть этичной, соответствовать правилам хорошего вкуса. В основе этих принципов лежат следующие положения:

— полное уважение к правам человека и власти закона;

— критерии, определяющие, что является правильным и неправильным, согласованные и принятые членами организации;

— восприимчивость к культурным нормам и ценностям.

Однозначного мнения относительно принадлежности СО к какому-либо Закону в целом о деятельности в этой области на сегодняшний момент не сложилось.

К профессиональным кодексам в области PR можно отнести, к примеру, Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (принят Генеральной ассамблеей Европейской конфедерации PR (CERP) в Лиссабоне в апреле 1978 г. и дополнен в мае 1989 г.).

К основным регламентирующим документам в PR можно отнести: Российский кодекс профессиональных принципов в области связей с общественностью Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), принят на заседании Исполнительного Совета РАСО 26 сентября 2001 г.; Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью (Хартия 11-ти), принята летом 1997 г.; Хартия «Политические консультанты за честные выборы», принята РАСО летом 1999 г.; Афинский кодекс Международной Ассоциации по связям с общественностью (IPRA), принят Генеральной Ассамблеей IPRA и CERP в Афинах, в мае 1965 и изменен в Тегеране, в апреле 1968 г.; Венецианский кодекс Международной Ассоциации по связям с общественностью (IPRA), принят в Венеции, в мае 1961 г.; CERP: Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс), принят Генеральной ассамблеей Европейской Конфедерации PR в Лиссабоне в апреле 1978 г. и подписан 18 Национальными Ассоциациями (из 15 европейских стран), являющимися институциональными членами CERP; Профессиональная хартия Международного комитета ассоциаций ПР-консультантов ICO (Римская хартия), принят в октябре 1991 г. на заседании ICCO в Риме; Кодекс профессионального поведения Британского института PR, принят 31 декабря 1963 г., пересмотрен в 1985 г., обновлен в 1986 г.; Кодекс профессиональных стандартов Американского общества паблик рилейшнз (PRSA), принят в 1950 г., пересматривался в 1954, 1959, 1963, 1977, 1983, 1988 гг. и др.

В деятельности специалистов по связям с общественностью корпоративные кодексы имеют важное значение и свои правила, которым необходимо следовать, для работы в той или иной организации.

Возьмем Правила деловой этики для сотрудников «Проктер энд Гэмбл», которые действуют во всех странах, имеющих филиалы компании. Здесь прямо говорится, что эти правила в некоторых отношениях выходят за рамки требований законов и отраслевой практики. Но если за нарушение законов сотрудник компании несет личную ответственность исключительно перед государством, законы принявшим, то за нарушение корпоративных норм должностную ответственность перед своей компанией.

Компании, давно существующие на рынке, диктуют свои собственные правила этического поведения. И PR-специалисты могут им следовать, если требования отвечают их принципам, либо найти место работы, соответствующее их профессиональным качествам, нормам, знаниям и т.п.

К идеалистической реальности в сфере PR-деятельности относятся: Римская хартия, Хельсин-ская хартия и Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью Российской ассоциации по связям с общественностью.

Учитывая многообразие Кодексов, Деклараций и т.д., специалистам по связям с обществен -ностью сложно придерживаться единого и однозначного направления.

При этом законодательные и нормативные документы, относящиеся к профессии PR, периодически обновляются и дополняются, что означает их развитие.

Актуальным вопросом остается регулирование PR-деятельности. Получение лицензии на работу в этой сфере имеет огромное значение для профессионалов по СО.

Четко прописанные правила этического поведения, моральные ориентиры помогут придерживаться одного направления в профессии.

Прямой источник информации в четко выраженной последовательной цепочке отражает статус профессии, ее развитие и показывает прогресс. Тенденция роста сферы СО в России набирает свои обороты и движется медленно и постепенно по выбранному специалистами пути, для существования и признания в сегодняшней сложившейся системе.

Итак, можно сделать выводы.

— PR-этика требует к себе пристального внимания со стороны ее разработчиков и специалистов-этиков.

— Демократизация политической жизни и свободное предпринимательство в России находится на стадии развития, в связи с этим востребованность к PR-услугам не является широкомасштабным, а имеет узкоспециализированную направленность.

— Взаимодействие специалистов по СО в своей профессиональной деятельности с другими соприкасающимися профессиями имеет место быть изученным, рассмотренным и разграниченным, для дальнейшей работы в сфере PR без ущерба для профессии.

— При разработке профессиональной этики связей с общественностью необходимо учитывать особенность и специфику российского общества в культурном аспекте.

— Существует проблема, связанная с действиями и выбором между корпоративной философией и государственным регулированием.

— Учебники по связям с общественностью, вводящие в курс теории и практики по специальности должны переиздаваться с учетом изменений в обществе, и начинаться с вводного курса в профессию, студент (аспирант, специалист) должен осознавать социальную ответственность и этическую сторону этой профессии.

В теории этическая система PR может выполнять свою функцию, что касается практики, ей еще далеко до профессионально-нравственного поведения со стороны специалистов этой области.

Специалисты по связям с общественностью принимают непосредственное участие в процессе формирования информационного общества.

PR-инструменты, которые применяют специалисты по СО, также имеют свою этическую основу. Пресс-релиз является неотъемлемой частью, которая, безусловно, может, как помочь в привлечении внимания к клиенту, фирме и т.д., так и разрушить само представление, понимание и значение мероприятия, имиджа и др.

Важно учитывать взаимоотношения со СМИ, количество времени для написания пресс-релиза, обширный словарный запас слов. Неэтично и не профессионально со стороны PR -специалиста позволить себе не внимательно прочитать написанный пресс-релиз.

Однозначного мнения и выявленного конкретного примера, каким должен быть PR-специалист скорее не может быть, если говорить о сегодняшнем дне, так как многогранность этой профессии дает обширное представление кто же это? Как он должен выглядеть этот самый профессионал? Как он строит отношения с близкими людьми? Как он живет, учитывая, что должен знать все и сразу? Но прежде всего, он - это его работа, поступки, действия, фразы, поведение, манера выражаться, мимика, его репутация, связи, отношения, и конечно внешний вид.

Проведенный мной контент-анализ сайтов в сети Интернет, показал, что существует множество порталов, помогающих найти и работу, и сотрудников в сфере PR. При просмотре семи вакансий по запросу «PR-менеджер» (HH), только одна из них опирается приблизительно на функции и задачи PR-специалиста. В основном ошибкой работодателей в поиске сотрудников заключается в приписывании к этой профессии функций рекламы и маркетинга, за неразумно маленькую заработную плату. Сфера PR-деятельности в относительной степени универсальная, но при поиске работодатели ориентируются на комплект «все в одном», который может привести к таким же результатам. Также вместо того, чтобы искать сотрудников по назначению, например, должностные обязанности копирайтера приравнивают к функциям PR-менеджера, предпочитают искать многофункциональных сотрудников.

Профессионалы по СО не выполняют работу маркетологов или рекламистов, они только с ними взаимодействуют. Можно определенно обозначить, что у всех профессиональных направлений своя работа, и работать за других не входит в ракурс их полномочий.

Какими необходимыми качествами обладают профессионалы по связям с общественностью, по мнению Фрэнка Джефкинса и Дэниэла Ядина [4, с.22, 23]?

Спрос на PR-консультантов и PR-менеджеров очень большой. Их часто считают прорицателями и ожидают от них чудес. Однако даже несмотря на большой высокий уровень подготовки, их ум, богатый и разносторонний опыт, они не могут быть экспертами буквально по всем вопросам. Это можно заметить из сравнения с рекламой, поскольку в мире рекламы существует разделение труда, которого в PR почти нет. В связи с этим PR-специалист должен быть достаточно скромным и приспособленным человеком, чтобы согласиться с тем, что в области PR не следует прекращать учиться. Поэтому здесь способности и желания поиска являются критичными. Приведем семь основных качеств, которые характерны для хорошего PR-практика независимо от его образования.

— Способность ладить со всеми людьми - это понимание, терпимость к людям без заигрывания с ними.

— Способность к коммуникации, другими словами, умение объясняться в письменном и устном виде, а также при помощи такого визуального средства, как фотография.

— Способность к организации требует терпеливого планирования.

— Личная целостность, как в профессиональной, так и частной жизни.

— Воображение - способность к творчеству, которое необходимо всегда, занимаешься ли ты составлением фирменного журнала, пишешь ли сценарий для фильма, планируешь ли кампанию или отыскиваешь возможные решения для возникающих проблем.

— Способность к поиску - наличие готового доступа к информации. От PR-специалиста часто ожидают прорицания.

— Способность к исследованиям и анализу результатов PR-кампании».

Объективность со стороны PR-специалиста играет важную роль, так как это определяет сильного лидера, который может здраво оценить сложившуюся ситуацию и мудро прийти к ее разрешению.

На сайте РАСО выложено интересное и познавательное исследование «Выделение ключевых компетенций в процессе подготовки выпускника по направлению «Связи с общественностью и реклама» [6].

Характеристика выборки: Приглашение к участию в исследовании было разослано 150 членам РАСО. В исследовании приняло участие 103 эксперта. Из них 33 % опрошенных были представителями различных бизнес-структур, почти такая же часть опрошенных - 32 % - представители сферы рекламы и СО, поровну разделились эксперты, занятые в государственном секторе и образовании - по 14 % опрошенных соответственно.

В первую очередь эксперты отвечали на вопрос об обязательных компетенциях выпускников по связям с общественностью и рекламе. Нами был предложен ряд универсальных компетенций в аспекте специальности - это умение анализировать, исследовать, планировать, проектировать, принимать решения, обращаться с ПК, знание иностранного языка, нормативной базы специальности, компьютерных и мультимедийных программ и т.д., а также личные качества.

На первое место (от 70 % опрошенных) респонденты поставили следующие компетенции: умение составлять различные виды PR и рекламных документов, знание основ проектной деятельности, личностные качества специалиста, знание и навыки работы с ПК.

На второе место (от 60 %) респонденты поставили следующие компетенции: способность принимать решения в условиях риска и изменений, способность к комплексному и ситуационному анализу процессов.

Наименее нужными (менее 25 %) для выпускника компетенциями эксперты назвали знание нормативно-правовых документов, документооборота и навыки работы с мультимедийными материалами.

Наименее нужными оказались знания нормативно-правовых документов, документооборота и навыки работы с мультимедийными материалами. Следовательно, законодательные ограничения не играют большой роли в деятельности специалистов по СО.

Как профессионал консультант обязан быть честен. Нужно повторять снова и снова: его работа заключается не в том, чтобы обманывать общественность или водить ее за нос. Если консультант заработал такую репутацию, его карьере наступает конец [7, с. 42].

Честность и искренность залог светлого профессионального будущего.

Итак, специалист по СО должен обладать следующими качествами: коммуникабельность; объективность; внимательность; здравомыслие; организованность; трудолюбие; терпеливость; жизнерадостность.

Также он должен быть прирожденным лидером, иметь презентабельную внешность, обладать ораторскими способностями.

Владеть основами психологии, этики делового общения, этикета, журналистики, философии и

т.п.

Желательно знание разговорного иностранного языка.

Это креативно мыслящий человек и имеющий активную жизненную позицию.

PR-специалист должен постоянно развиваться, самосовершенствоваться, а также быть уверенным в себе и в правильности своих поступков.

Таким образом, различия между теорией и практикой в этике PR очевидны, и если теория имеет идеалистический характер, то практика полностью отрицает этические принципы.

— Рассмотрение нарушений в сфере связей с общественностью не является особо актуальным вопросом (вывод из сложившихся на сегодняшний день примеров из практики PR-специалистов).

— Необходимо сознание индивидуальной социальной ответственности, в связи с быстрым развитием мира и изменением мышления общества.

— Не соблюдение этических норм, в дальнейшем равносильно потере доверия к связям с общественностью, следовательно, PR перестанут воспринимать, как профессию.

— Необходимо полное изменение сложившейся этической ситуации, так как она не имеет никакой силы на действия и работу профессионалов в этой сфере.

Профессиональная этика PR, ее становление и специфика является неотъемлемым элементом развития в Российской практике связей с общественностью в современном мире и занимает весьма значимое место. Этика PR представляет собой совокупность понятий, категорий, средств и методов для эффективного осуществления деятельности специалиста по связям с общественностью. Эти основания позволяют предполагать мотивацию, возможности, цели, потребности профессии, и планирование для дальнейшей реализации ее направлений, с учетом особенностей формирования.

В теории становление профессиональной этики PR сталкивается с рядом трудностей, вопросами и проблемами этического характера, позволяющих определить неоднозначное мнение и отношение к профессии в целом. Как показал, проведенный анализ литературы по профилю в выпускной квалификационной работе, разные авторы по-разному определяют для себя этические нормы в области связей с общественностью.

В ходе исследования также было выявлено, что потребность в возникновении этики и теоретико-философские основания этики PR появляются на почве конфликта организаций и профессионалов в этой сфере деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того, чтобы процесс конфликта исчерпал себя, необходима законодательная база и правовое регулирование связей с общественностью, PR-специалисты смогут руководствоваться конкретными правилами в своей работе и смогут координировать ситуацию.

Однако, для предотвращения конфликта в целом, необходимо учитывать ряд морально -этических проблем и ценностных предпочтений в профессиональной этике специалиста по связям с общественностью.

Устойчивая тенденция к росту влияния PR-специалиста информационно на общество, предполагает составление его портрета в относительной степени для построения дальнейших рекомендаций.

В целях решения актуальных вопросов в профессиональной этике специалиста по связям с общественностью предлагаю следующее.

— Внимание по отношению к изучению теории уделять не меньшее, чем к практике.

— Следует разрабатывать этические нормы не в безвременном отрезке, а опираясь на быстрое развитие информационного общества.

— PR-специалистам необходимо стремиться ввести этические основания в PR-практику.

— Сообществам, ассоциациям и профессионалам в сфере PR важно научиться соблюдать ими же написанные правила и поддерживать коллег в возникающих вопросах.

— Развивать в социальных сетях (Интернет) странички, блоги и т.д. для привлечения внимания к проблемам профессиональной этики в связях с общественностью.

Таким образом, предложенная программа по решению вопросов относительно профессиональной этики PR может изменить в лучшую сторону отношение к профессии и качественно повлиять на развитие связей с общественностью в России.

Библиографический список

1. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. - М. : Дело, 2008. - С. 14, 146. ISBN: 978-5-7749-0569-0

2. Ворошилов, В. В. Современная пресс-служба / В. В. Ворошилов. - М. : КНОРУС, 2009. - С. 29. ISBN: 978-5-406-02887-2

3. Королько, В. Г. Основы паблик рилейшнз / В. Г. Королько. - М. : Рефл-бук:Ваклер, 2000. - 526 с. ISBN 587983-093-4 ISBN 966-543-059-9

4. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз [Текст] / Ф. Джефкинс, Д. Ядин ; Пер. с англ. под ред. Б. Л. Еремина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 416 с. С. 22, 23, 190.ISBN: 5-238-00567-9

5. Учебный словарь языка связей с общественностью / Под общ. ред. Л. В. Минаевой. - М. : Медиа; Дрофа, 2010. - VIII, [2], 388, [18] с. С. 111, 174, 221.

6. Российская Ассоциация по связям с общественностью. - М., 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL http://www.raso.ru (дата обращения: 12.02.2015).

7. Бернейс, Э. Пропаганда / Э. Бернейс ; Пер. с англ. - И. Ющенко. - М. : Hippo Publishing, 2010. - С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.