ОПЕНКА ПОВЕДЕНИЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ КРАСНОЯРСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ УТРАТЫ ЗДОРОВЬЯ
Здоровый образ жизни, питание, вредные привычки, физическая активность учащихся хореографического училища, культура здоровьесберегающего поведения.
Характерной особенностью современной цивилизации является наличие огромного числа потенциально опасных факторов, способных создавать угрозу здоровью и жизни людей. Применительно к группе социальных рисков ведущее значение для здоровья населения имеют факторы образа жизни [Рахманин и др., 2003, с. 5—10].
По мнению ведущих ученых, недостаточно изучены как особенности состояния здоровья современной популяции здоровья молодежи, обучающейся в профессиональных училищах и колледжах, так и факторы, его формирующие на этапе профессиональной подготовки [Баранов и др., 2007, с. 352; Гигиенические и медико-социальные..., 2009, с. 26—29; Онищенко, 2008, с. 72—77], в частности в хореографических колледжах, имеющих специфическую программу воспитания и обучения.
Многие исследователи высказывают необходимость формирования здоровьесберегающей компетентности у педагогических кадров, родителей [Бартновская, 2011, с. 33—39; Югова, 2011, с. 213—217], медицинских работников [Формирование..., 2011, с. 82-83].
Различают сохраняющее и разрушающее здоровье поведение. Традиционные параметры здоровьесберегающего образа жизни включают отношение к собственному здоровью, медицинскую активность, отношение к физической культуре и спорту [Здоровье молодежи..., 2007, с. 220]. Нездоровому образу жизни могут способствовать семейные традиции, условия, созданные деятельностью, активностью человека или его окружением. К ним относятся такие факторы риска, как курение, употребление алкоголя, нерациональное питание, гиподинамия [Ефименко, 2007, с. 8—14].
Таким образом, актуальность настоящего исследования вытекает из высокой социальной значимости устранения и снижения рисков для здоровья, связанных с формированием поведенческих реакций и образа жизни как отдельных групп населения, так и популяции в целом; отработкой критериев мониторинга образа жизни для всесторонней оценки факторов среды обитания и образа жизни учащихся; недостаточной осведомленностью родителей, педагогов и медицинских работников об образе жизни учащихся хореографического колледжа для формирования индивидуальных умений и навыков здоровьесохранения.
С учетом вышеизложенного была поставлена цель исследования: выявление особенностей поведения, образа жизни и оценки риска утраты здоровья; обоснованное ориентирование родителей, педагогов, медицинских работников на актуализацию индивидуального здоровьесохранения и поддержание социально мотивированных потребностей быть здоровыми учащихся Красноярского хореографического колледжа.
Объектом исследования являются дети и подростки в возрасте от 11 до 18 лет в количестве 115 чел., в т. ч. 42 представителя мужского пола и 73 — женского — учащиеся хореографического колледжа г. Красноярска. Среди факторов, характеризующих образ жизни учащихся, были оценены наиболее характерные: занятость, вредные привычки, физическая активность, режим питания и другие, влияющие на формирование здоровья. В ходе работы использовались анкетно-опросный и статистический методы, а также методические рекомендации [Гигиеническая оценка..., 2004, с. 13].
Исследования показали, что большинство семей, в которых воспитываются учащиеся, имеют достаточное (45,1 %), хорошее (37,8 %), очень хорошее (13,5 %) материальное положение, плохое — только 1,8 %. Среди опрошенных учащихся собственную комнату имеют 51,4 %, не имеют — 47,8 %. На вопрос, как часто респонденты оправляются на отдых с семьями за границу за последний год, большая часть ответили, что имели такую возможность более 2 раз (45,1 %), 1 раз выезжали на отдых 24,3 % опрошенных, 2 раза — 11,7 % и вообще не выезжали за пределы страны 16,2 %. При опросе исследуемых оказалось, что родители большей части детей имеют собственные автомобили (70,2 %), 28,8 % — не имеют. Таким образом, основной массе учащихся материальное состояние семей обеспечивает хорошее качество жизни и возможность соблюдения правил здорового образа жизни.
В ходе анкетирования респондентам предоставлялась возможность оценить собственное здоровье. Это было актуально в связи с тем, что учащиеся имеют напряженную программу обучения с большой физической нагрузкой и состояние здоровья высоко ценится в овладении специальностью. Основная часть опрошенных (45 %) считают себя здоровыми, причем представители мужского пола более оптимистичны (56,4 %); затруднились при ответе на данный вопрос 40 % учащихся; не удовлетворены состоянием собственного здоровья 18,9 %, среди которых преобладают девочки (29 %).
Неотъемлемым компонентом здорового образа жизни, обеспечивающего сохранение здоровья и высокую трудоспособность, является рациональное питание. Одним из важных факторов, предотвращающих хронические формы болезней органов пищеварения, является правильный режим питания [Блинова, 2010]. В ходе исследования получены данные о частоте приема пищи в сутки респондентов (табл. 1).
Таблица 1
Распределение учащихся по частоте приема пищи в сутки, %
Распределение Частота приема пищи в сутки
4-5 раза 3 раза 1-2 раза как получится
Мальчики 46,1 12,8 12,8 25,6
Девочки 23,6 34,7 16,7 25,0
Всего 31,5 27,0 15,3 25,2
Исходя из полученных данных, можно отметить, что большинство (31,5 %) опрошенных придерживаются 4—5-разового питания. Это дети, для которых организовано питание по типу школы-интерната с постоянным пребыванием в пределах колледжа на временном государственном обеспечении. Однако значительная доля детей питаются, с их слов, как получится (25,2 %). Это связано с тем, что среди учащихся есть дети и подростки, проживающие со своими семьями, а не в общежитии колледжа, соответственно, 4-разовое питание для них не предусмотрено, в отличие от детей, проживающих в общежитии. Поэтому у такой категории детей есть риск недостаточного потребления пищевых веществ.
Одним из важных аспектов здорового образа жизни является организация свободного от учебных занятий времени, которое может использоваться для отдыха, физкультуры и спорта, общественно полезного труда, самообслуживания, дневного и ночного сна. Отношение к физической культуре формируется как в семье, так и в образовательных учреждениях. 27,9 % родителей учащихся ежедневно занимаются физкультурой; несколько раз в неделю — 42,3 %; не занимаются вообще — 16,2 %. Отношение к физической культуре и спорту участников исследования приведены в табл. 2.
Таблица 2
Занятия физической культуры и спортом респондентов
Виды занятий физкультурой и спортом Доля респондентов, %
мальчики девочки всего
Только физическая культура, предусмотренная программой училища 4,5 19,8 24,3
Дополнительные тренировки, из них: 30,6 45,1 75,7
Аэробика, шейпинг 2,5 2,8 2,7
Тренажерный зал 51,3 5,5 21,6
Гимнастика 46,1 56,9 53,1
Игры в футбол, волейбол, хоккей 38,2 18,0 25,0
Оздоровительный бег 12,82 18,06 21,4
Анкетные данные позволили определить, что регулярно занимаются физической культурой и спортом 100 % учащихся. Только физической культурой, обусловленной учебно-тренировочным процессом в хореографическом колледже, занимаются 24,3 % респондентов, дополнительно имеют тренировки 75,7 % учащихся, что значительно выше полученных ранее данных по числу детей общеобразовательных школ края. Из дополнительных видов физической нагрузки мальчики предпочитают посещение тренажерных залов (51,3 %) и групповые игры, такие как футбол, волейбол, хоккей (38,2 %). Девочки предпочитают в большей степени по сравнению с мальчиками оздоровительный бег (18,1 %). Гимнастикой занимаются и девочки, и мальчики со значительным преимуществом девочек (46,1 и 56,9 % соответственно).
Особенности двигательной активности учащихся в зимнее и летнее время представлены в табл. 3.
Таблица 3
Виды физической нагрузки в разные времена года учащихся колледжа
Виды физической нагрузки в разные времена года Доля занимающихся, %
мальчики девочки всего
лето зима лето зима лето зима лето зима
Плавание Плавание 61,5 28,2 76,4 16,7 71,2 20,7
Бег Бег 59,0 20,5 59,7 6,9 59,5 11,7
Катание на яхте Бег на лыжах, коньках 0 46,2 5,6 62,5 3,6 56,8
Большой теннис Хоккей 10,3 7,7 4,2 1,4 6,3 3,6
Следовательно, дополнительная физическая нагрузка не исключена для учащихся со специфическим профессиональным уклоном. Тренировки разных групп мышц при занятиях физической культурой и спортом способствуют адекватному физическому развитию детей и подростков.
Предпочитают пассивный отдых 27 % респондентов: 15,4 % мальчиков летом и 25,6 % зимой; 19,4 % девочек только зимой.
Публикации гигиенистов, педагогов и социологов последних лет свидетельствуют о негативной ситуации с организацией досуга детей: подавляющее большинство учащихся в свободное от занятий в тттколе время предоставлены сами себе и проводят его преимущественно у экранов телевизоров или компьютеров [Гигиенические требования..., 2009, с. 47—52]. Наши исследования свидетельствуют о том, что основная часть опрошенных как в будние, так и выходные дни тратят значительное количество вре-
мени на просмотр телевизора и пользование компьютером. Так, в будние и выходные дни проводят время перед телевизором около 2 часов в сутки соответственно 32,4 и 27,9 % респондентов. Более 4 часов в сутки в выходные дни и в будни у телевизора время проводят 18,9 и 12,6 % респондентов соответственно, остальные — около 1 часа. Воздерживаются от просмотра телевизионных программ в выходные дни 9,9, а в будние - 14,4 % детей.
Не пользуются популярностью игры с игровой приставкой: вообще не играют 81,1 % детей; ежедневно играют только 2,7 %; 2—3 раза и менее в неделю — 16,2 %.
Полученные данные наглядно показывают широкое использование компьютеров в свободное время в исследуемой группе детей и подростков. Не используют компьютеры только 14,5%; более 3 часов в день пользуются компьютером 17%; от 1 до 3 часов— 31,1 %; менее 1 часа — 34,7 % детей и подростков. При этом в воскресные дни категория пользователей «от 1 часа до более 3 часов» возрастает на 10 %. Компьютеры для поисков в Интернете используют 79,3 % учащихся; для игр, просмотра художественных фильмов и мультфильмов — 45,1 %; с целью обучения — 22,5 %; 4,5 % — для других целей.
Таким образом, около половины детей тратят порядка 4 часов в день свободного времени на просмотр телепередач и компьютер, что значительно превышает возрастные нормы, установленные гигиеническими требованиями. Только незначительная часть (19,8 %) отметили прогулки на свежем воздухе.
Также выяснилось, что при использовании компьютера респонденты отмечают следующие симптомы: усталость и жжение в глазах (53,04 %), усталость (44,35 %), беспокойство и нервозность (33 %), боль в области шеи, плеча (32,2 %), мышечные и позвоночные боли (по 29,6 %), боль в области запястья (27,8 %) и общую слабость (26,1 %). Несколько человек отмечают очень частые боли в области плеча, шеи (4,4 %), слабость, усталость и жжение в глазах (по 3,5 %). Следует отметить, что большая часть опрошенных детей и подростков имеют хотя бы общие представления об элементарной профилактике состояний, возникающих при длительном использовании компьютера (57,4 %), но много респондентов не знакомы с профилактическими мероприятиями (42,6 %), причем приблизительно поровну по гендерному признаку.
Исследуемая группа детей имеет вредные привычки. Доля курящих составила лишь 8,1 %, преимущественно мальчики, относящиеся к возрастной группе от 14 до 18 лет (26,9 %). Не курят 87,4 % респондентов. Исследуемая когорта детей, относящаяся ко второй возрастной группе (11—14 лет), в основном не имеют вредной привычки, такой как курение (0,9 %), по сравнению с учащимися других учебных заведений Красноярского края (2,6 %). Среди учащихся в хореографическом колледже подростки в возрасте 14—18 лет в большей степени курят (7,2 %), чем другие учащиеся края (3,7 %; из доклада о санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2003 г.). Доля некурящих в обеих группах преимущественно выражена среди первой и второй возрастных групп (32,4 и 55,8 % соответственно). Не употребляют наркотические и психотропные вещества все респонденты, пробовали единицы (2 чел.). 51,4 % не употребляют пиво и др. алкогольные напитки, в возрастной группе 11— 14 лет — 69,2 %, при этом 33,3 % употребляют только по праздникам.
Сделаем выводы.
1. Подавляющее большинство семей (96,4 %), в которых воспитывается исследуемая группа детей и подростков, имеют достаточное материальное положение, позволяющее обеспечить хорошее качество жизни, навыки здорового образа жизни, получать дополнительные услуги для совершенствования физического развития, сочетать режим учебных занятий с активным отдыхом как зимой, так и летом.
2. Учащиеся Красноярского хореографического колледжа характеризуются высокой двигательной активностью, обусловленной преимущественно учебной программой и за счет дополнительных занятий, что является эффективным средством сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, обязательным условием здорового образа жизни.
3. Образ жизни учащихся хореографического колледжа характеризуется следующими рисками нарушения здоровья: у половины учащихся имеются риски нарушения здоровья в виде снижения остроты зрения и нарушений осанки, у 45 % — возможно развитие алиментарно-зависимой патологии; у 17 % — могут отмечаться высокий уровень тревожности, социального стресса, низкий уровень сопротивляемости социальному стрессу, склонность к агрессии. Среди исследуемой группы детей и подростков распространены вредные привычки, что увеличивает риск утраты здоровья.
4. Родители, педагоги и медицинские работники хореографического колледжа должны быть ориентированы: на изменение досуга у 85,5 % учащихся, имея целью снижение бюджета времени пользования компьютером и просмотра телепередач, замещая их прогулками перед сном, мотивируя и развивая интересы и потребности к изобразительному, фольклорному, музыкальному образованию, домашнему труду, посещению концертов и театральных постановок и др.; обучение воспитанников профилактике утомления, нарушения осанки и зрения при использовании компьютера в виде правильного оборудования рабочего места, посадки (позы) и проведения комплекса упражнений через каждые 15—25 мин в зависимости от возраста; организацию рационального питания для 45 % учащихся; усиление мотивирования воспитанников на отказ от курения, употребления наркотиков и алкоголя, поддержание высокой двигательной активности.
Библиографический список
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности // Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР Медиа, 2007.
2. Бартновская Л.А. Оценка эффективности педагогического обеспечения здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3, т. 1.
3. Блинова Е.Г. Научные основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2010. 69 с.
4. Гигиеническая оценка образа жизни населения на территориях с эколого-гигиеническим неблагополучием: метод, рекомендации / С.В. Куркатов, С.Е. Скударнов, А.П. Михайлуц и др. Красноярск, 2004.
5. Гигиенические и медико-социальные проблемы подготовки учащихся в профессиональных колледжах/ Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, Е.М. Ибрагимова и др.// Гигиена и санитария. 2009. № 2.
6. Гигиенические требования к организации работы школ продленного дня / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, Б.З. Воронова и др. // Гигиена и санитария. 2009. № 2.
7. Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2003 г. Красноярск: ФГУ «Центр госсанэпиднадзора в Красноярском крае», 2004. С. 155.
8. Ефименко С.А. Влияние образа жизни на здоровье // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. № 1.
9. Здоровье молодежи / М.Ю. Абросимова, В.Ю. Альбицкий, Ю.А. Галлямова и др. Казань: Медицина, 2007.
10. Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России // Гигиена и санитария. 2008. № 2.
11. Рахманин Ю.А., Новиков С.М., Румянцев Г.И. Методологические проблемы оценки угроз здоровью человека факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. 2003. № 6.
12. Формирование здорового образа жизни преподавателей как идеология управления образовательной средой вуза / И.П. Артюхов, М.М. Петрова, И.О. Логинова и др. // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. 2011. №4, т. XVIII.
13. Югова Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3, т. 1.