Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика образа жизни девушек, учащихся в образовательных учреждениях разного вида'

Сравнительная характеристика образа жизни девушек, учащихся в образовательных учреждениях разного вида Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / РЕЖИМ ДНЯ / РЕЖИМ ПИТАНИЯ / DIET / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА / BEHAVIORAL RISK FACTORS / DAILY ROUTINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Латышевская Н. И., Давыденко Л. А., Новикова А. Н., Беляева Алина Васильевна

Выполнен сравнительный анализ образа жизни девушек учащихся общеобразовательных школ и колледжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF LIFESTYLE OF GIRLS STUDYING AT DIFFERENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A comparative analysis of lifestyle of girls studying at schools and colleges was carried out.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика образа жизни девушек, учащихся в образовательных учреждениях разного вида»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы была проведена сравнительная оценка изменений клеточного звена иммунитета и цитокинового статуса у ВИЧ-инфицированных лиц с ассоциированным туберкулезом и ВИЧ-инфицированных пациентов без туберкулеза после проведения базовой терапии в сочетании с антителами к CD4 и гамма-интерферону человека. Полученные данные свидетельствуют о достоверном восстановлении функциональных резервов мо-нонуклеарных клеток периферической крови, улучшении показателей цитокинового статуса, что говорит об иммуностимулирующем действии антител к CD4 и гамма-интерферону человека у ВИЧ-инфицированных пациентов с туберкулезом легких. Более того, изменения показателей на фоне комбинированной терапии с исследуемым препаратом были более значимыми, чем на фоне базовой терапии. Таким образом, препарат на основе антител к CD4 и гамма-интерферону человека может быть рекомен-

дован для включения в состав комплексной терапии у больных данной категории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эпштейн О. И., ШтаркМ. Б., Дыгай А. М. // РАМН. — 2005. — С. 131—167.

2. Battegay M., Nuesch R, Hirschel B., Kaufmann G. R. // Lancet Infect Dis. — 2006. — Vol. 6. — P 280—287.

3. Havlir D, et al. // N Engl J Med. — 2011. — Oct 20; 365 (16). — Р 1482—1491.

4. WHO. WHO policy on collaborative TB/HIV activities: guidelines for national programmes and other stakeholders. — 2012. — P 10—17.

Контактная информация

Кляусов Андрей Сергеевич — аспирант, ассистент кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии, Волгоградский государственный медицинский университет, e-mail: [email protected]

УДК 577:613.956

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕВУШЕК, УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ВИДА

Н. И. Латышевская, Л. А. Давыденко, А. Н. Новикова, А. В. Беляева

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра общей гигиены и экологии

Выполнен сравнительный анализ образа жизни девушек — учащихся общеобразовательных школ и колледжей.

Ключевые слова: образ жизни, режим дня, режим питания, поведенческие факторы риска.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF LIFESTYLE OF GIRLS STUDYING AT DIFFERENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

N. I. Latyshevskaya, L. A. Davydenko, A. N. Novikova, A. V. Belyaeva

A comparative analysis of lifestyle of girls studying at schools and colleges was carried out.

Key words: lifestyle, daily routine, diet, behavioral risk factors.

Исследования показывают, что в образе жизни населения России, в том числе детей и подростков, превалируют факторы риска на фоне существенного снижения доли проективных факторов [1]. При этом среди подрастающего поколения в последние годы увеличивается распространенность рискованных форм поведения, деформирующих стиль жизни [2].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Научно обосновать дифференцированный подход к формированию здорового образа жизни учащихся девушек в зависимости от вида образовательного учреждения.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие девушки, учащиеся 9-х — 11-х классов общеобразовательных школ (150 человек) и девушки, учащиеся медицинского и технологического колледжей (158 человек). Средний возраст в группах сравнения сопоставим: 15,6 и 16,8 лет соответственно. Все девушки школьницы, коренные жительницы Волгограда, проживали в семьях. Среди учащихся колледжа 31,6 % — приезжие из сельской местности: 21,5 % девушек проживали в общежитии, 10,1 % — на съемных квартирах.

Изучение суточного бюджета времени девушек, организации и характера питания, поведенческих фак-

Выпуск 3 (47). 2013

41

торов риска (курение, употребление психоактивных веществ) проводилось путем анкетирования с использованием анкеты «CINDI», разработанной в рамках международной программы профилактики неинфекционных заболеваний и адаптированной к условиям РФ. Распространенность употребления наркотиков и различных форм полового поведения проводилась по анкете «Отношение молодежи к риску заражения ВИЧ/СПИД/ИППП».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ режима дня девушек показал, что нормальную продолжительность сна имеют: 45,5 % старшеклассниц и 43,0 % девушек-учащихся колледжей (р > 0,05). В суточном бюджете времени продолжительность уроков в школе и колледже была сопоставима: 5,9—7 часов в школе, 5,6—6,7 часов в колледже.

Внешкольная учебная нагрузка — продолжительность выполнения домашнего задания — у большинства девушек (87,3 % школьниц и 68,3 % учащихся колледжей) соответствует гигиеническим требованиям. Однако среди учащихся колледжа оказалось достоверно больше девушек, которые тратят более 3 часов на выполнение домашнего задания (31,7 против 12,7 %, р < 0,001). В режиме дня большинства девушек, в будние дни не зависимо от вида образовательного учреждения, отсутствуют прогулки на свежем воздухе (у 44,5 % школьниц, у 50,0 % учащихся колледжа), в выходные дни таких девушек оказалось значительно меньше(8,5 и 12,7 % соответственно). Только у 25,5 % девушек учащихся школ и 28,4 % учащихся колледжей в будние дни продолжительность прогулок соответствует гигиенической норме (р > 0,05). В выходные дни таких девушек значительно больше, особенно среди учащихся колледжа (63,8 против 54,1 % в школах, р < 0,05). Большинство учащихся девушек предпочитают пассивные варианты досуга: чтение книг и просмотр ТВ (79,7 %), занятие на компьютере (32,8 %) и только 22,1 % девушек выбирают прогулки как вариант отдыха. При этом девушки-школьницы больше времени, в сравнении с учащимися колледжа, проводят у экранов телевизоров. Длительный (более 2 часов) просмотр ТВ передач имеет место у 31,8 % старшеклассниц, 23,5 % учащихся колледжа (р < 0,05) в будние дни.

Анализ организации и характера питания показал, что нарушения режима питания чаще имеют место у девушек, учащихся колледжа. Так, завтрак «каждый день» присутствует у 49,7 % девушек в колледже и 79,0 % в школе (р < 0,001). Среди учащихся колледжа в 2,1 раза больше таких девушек, которые «никогда не завтракают дома». Обедают дома регулярно с частотой «каждый день» 85,2 % школьниц и 49,0 % учащихся колледжей (р < 0,001 ). Девушек, которые «никогда» не обедают, в 4,2 раза больше в колледжах, чем в школах. Большинство девушек не зависимо от вида образовательного учреждения регулярно ужинают дома (88,3

и 70,3 %). Однако среди учащихся колледжей оказалось в 1,8 раза больше девушек, которые «никогда» не ужинают дома, чем среди школьниц. Девушек, которые регулярно имеют 2-й завтрак (питаются в школе и колледже), оказалось 27,4 и 32,2 % соответственно, примерно столько же девушек никогда не питаются в образовательном учреждении (ОУ) (30,6 и 27,2 %).

Результаты изучения продуктовых наборов, используемых в питании девушек, показал недостаточное употребление биологически ценных продуктов питания. В ежедневном рационе питания школьниц достоверно чаще присутствует мясо и мясные продукты (62,1 % против 50,7 %, р < 0,05), сыр и творог (43,1 % против 27,0, р < 0,001). Среди учащихся колледжей в 3 раза больше девушек, в рационе питания которых отсутствуют мясные продукты. В рационе питания девушек редко присутствует молоко: никогда не употребляют цельное молоко 15,3 % школьниц и 28,5 % учащихся колледжей (р < 0,001). Сливочное масло в 1,9 раза чаще присутствует в рационе питания школьниц, чем учащихся колледжей. Фрукты и овощи регулярно употребляют чаще девушки школьницы, чем учащиеся колледжей: в 59,1 % случаев, против 46,2 % (р < 0,05)

Анализ курительного поведения девушек, показал, что среди учащихся школ больше девушек, пробовавших курить и регулярно курящих, чем в колледже. Так, курят «регулярно» с разной частой 23,8 % старшеклассниц и 14,6 % учащихся колледжей (р < 0,05), в том числе 12,0 % школьниц и 8,3 % учащихся колледжей курят ежедневно (р > 0,05).

Анализ употребления алкогольных напитков показал, что большинство девушек, не зависимо от вида ОУ (88,0—92,4 %), пробовали алкогольные напитки. Среди школьниц оказалось в 3,2 раза больше девушек, которые регулярно («каждую неделю») употребляют алкоголь. Однако случаи чрезмерного употребления алкогольных напитков («сильное алкогольное опьянение») отметили 49,9 % девушек в колледжах и

16,8 % в школах от числа пробовавших алкогольные напитки (р < 0,001).

Изучение распространенности поведенческих факторов риска, связанных с употреблением наркотических веществ, показало, что среди учащихся школ в 2,6 раза больше девушек, которые пробовали наркотические вещества. Возраст первой пробы наркотических веществ составил 15,9 лет в школах, 16,0 лет в колледжах. Потребление наркотиков инъекционным путем более характерно для школьниц: в 2,5 % случаев в школах и в 0,4 % случаев в колледжах (р < 0,05). У большинства девушек, из числа пробовавших наркотические вещества, первая проба состоялась в компании друзей (44,4—64,3 %) или школьных товарищей (35,7—55,6 %). Большинство опрошенных в 47,2 % случаев в школе и в 60,7 % — в колледже ответили, что причина, по которой они пробовали наркотики — «интересно все испытать»; в 33,4—39,3 % случаев попробовать наркотические вещества девушек уговори-

42

Выпуск 3 (47). 2013

ли друзья; в 19,4 % — попробовали наркотик для улучшения настроения.

При этом считают, что можно улучшить свое настроение без вреда для здоровья приемом алкоголя

19.9 % и 20,7 % учащихся школ и колледжей. Такой же эффект от приема наркотических веществ ожидают

5.9 % и 3,0 % девушек соответственно. При этом в колледжах в 1,4 раза больше оказалось девушек, которые пробовали улучшить свое настроение с помощью алкоголя. В 2,2—2,7 % случаев учащиеся школ и колледжей пытались улучшить свое настроение с помощью наркотических веществ.

Среда общения учащихся девушек способствует проявлению негативных форм поведения. Так, среди знакомых, друзей, родственников девушек есть лица, с проблемами употребления алкоголя в 30,9— 34,2 % случаев в школах и колледжах (р > 0,05), 15,3 % в школах и в 8,7 % в колледжах — с проблемами употребления наркотиков (р < 0,05).

Анализ распространенности рискованных форм полового поведения девушек показал, что среди учащихся колледжей в 2,2 раза больше девушек, вступавших в интимные отношения. Возраст полового дебюта у девушек двух видов образовательных учреждений не отличался: 16,1 и 16,3 лет. У большего числа девушек, учащихся колледжей, возраст первого полового партнера был старше 20 лет (38,0 против 18,1 %, р < 0,001). Защищенный секс при первом половом контакте имел место у большинства девушек (в 65,2 % случаев в школах, в 70,0 % — в колледжах). Первый половой контакт у 90,7—92,8 % респондентов происходил по взаимному согласию, при этом у 13,8 % школьниц и у 7,5 % учащихся колледжей на фоне употребления алкоголя (р < 0,05). У большинства опрошенных девушек имеют место нерегулярные половые контакты (от числа имевших половые контакты 68,9 % в колледжах, 75,7 % в школах). У 27,7 % — 31,1 % в школах и колледжах имеют место регулярные половые отношения. Для учащихся колледжей характерны более частые половые контакты с частотой «1 раз в неделю» (27,3 % в сравнении 11,9 %), для учащихся школ—более частая смена полового партнера. За период «последние 6 месяцев» двух и более партнеров имели 67,4 % школьниц и 13,3 % девушек, учащихся колледжей, р < 0,001.

Во время последнего полового контакта практиковали незащищенный секс 33,7 % девушек в школах и 26,6 % в колледжах, потому что «не сочли нужным» использовать презерватив, в 20,5—50,2 % случаев — по причине доверия к партнеру.

Изучение отношения подростков к коммерческому сексу показало, что 72,5—77,8 % девушек относятся к коммерческому сексу отрицательно или безразлично 22,2—24,6 %. Девушек, осуждающих женщин, занимающихся коммерческим сексом, значительно больше в колледже (49,4 % против 21,6 % в школе, р < 0,001). Среди учащихся школ в 2,4 раза больше девушек, не определившихся в отношении к женщин, занимающихся коммерческим сексом.

Знают, что такое контрацепция достоверно большее число школьниц, чем девушек в колледжах (92,1 % против 83,0 %, р < 0,001). Большинство респондентов, независимо от вида учебного заведения, ответили, что знают, у кого/где можно приобрести средство защиты, при этом каждая седьмая девушка имеет его при себе. Также большинство девушек (63,2—

63.4 %) ответили, что знают правовые нормы сексуального поведения человека в обществе. Настораживает тот факт, что примерно каждая пятая девушка не знает о существовании таких норм поведения (20,3—23,4 %).

Результаты исследования показали высокую информированность о проблемах профилактики венерических заболеваний, СПИДа (82,1 % в колледжах и

73.7 % в школах, р < 0,05). При этом достаточными считают свои знания по вопросам брака и семьи 70,2 и

75.8 % девушек. Получать информацию или консультации по вопросам профилактики рискованных форм поведения учащиеся школ и колледжей предпочитают при анонимном консультировании — 36,3—17,3 %; в учебном заведении 14,6—19,5 %; в поликлинике 13,3—

15.4 %; в центре планирования семьи 14,1—14,9 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У значительной части учащихся девушек, не зависимо от вида ОУ, выявлены нарушения режима дня, питания, наличие вредных привычек, рискованные формы полового поведения, что свидетельствует о недостаточной эффективности профилактической работы в образовательных учреждениях.

Распространенность курения, потребление психотропных веществ более характерно для девушек, учащихся школ, чем колледжей. Для учащихся колледжей характерны более частые и регулярные половые отношения, для учащихся школ — более частая смена полового партнера.

Выявленные особенности поведенческих факторов риска следует учитывать при разработке программ по воспитанию здорового образа жизни в образовательных учреждениях города.

ЛИТЕРАТУРА

1. Косолапов В. П., Есауленко И. Э., Чесноков П. Е. // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. — 2010. — № 4. — С. 45.

2. Татарова С. П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям: автореф. дис... д-ра социол. наук. — Улан-Удэ, 2007.

Контактная информация

Беляева Алина Васильевна — ассистент кафедры общей гигиены и экологии, Волгоградский государственный медицинский университет, e-mail: [email protected]

Выпуск 3 (47). 2013

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.