Кракашова О.А.
ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ИЗМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ БЮДЖЕТОВ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
С начала 90-х гг. ХХ века в России осуществляется реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), основными целями которого являются перевод его на бездотационное, безубыточное функционирование при обеспечении соблюдения стандартов качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В рамках достижения этих целей в 2004 г. Правительством РФ было принято постановление №441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» [1] об установлении уровня платежей граждан за предоставляемые ЖКУ в размере 100% федерального стандарта их предельной стоимости [2, с. 75]. Реформирование тарифной политики в ЖКХ, направленное на обеспечение финансовой устойчивости предприятий ЖКХ и их конкурентоспо-собности, может привести к существенному росту цен на ЖКУ для потребителей.
Акцентируя внимание на хотя и необходимой, но абстрактной для людей макроэкономической цели реформирова-
ния ЖКХ — снижении нагрузки на бюджеты всех уровней, вне учета последствий принимаемых решений для домохо-зяйств, возникает угроза дальнейшего усиления дифференциации населения России по уровню и качеству жизни.
Необоснованное и резкое повышение цен (тарифов) на ЖКУ может привести к негативным социально-экономическим последствиям в обществе, отрицательно сказаться на населении, бюджетной системе и экономике в целом [2, с.75]. Усовершенствование законодательной базы в области тарифного регулирования в ЖКК с целью обеспечить «достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса» [3, ст.3] продолжается по сей день. Это обусловливает актуальность исследования механизмов взаимодействия и согласования интересов основных субъектов экономических отношений в жилищно-
коммунальном комплексе (ЖКК): федеральных, региональных и местных органов власти, организаций ЖКК и потребителей ЖКУ.
Потребителями услуг ЖКК являются организации промышленности и сферы услуг (как коммерческие, так и некоммерческие) и население. При этом следует отметить, что единственным потребителем жилищных услуг, а в большинстве регионов России и основным потребителем коммунальных услуг является насе-ление1.
Применительно к населению понятие «потребитель» коммунальных услуг трактуется в российском законодательстве весьма неоднозначно.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ [5] потребителями услуг признаются управляющие организации, собственники и граждане-наниматели — пользователи помещений в многоквартирных домах, обязанные производить оплату потребленных услуг или ресурсов. ТСЖ вправе вступать в договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями [6, с. 36].
Согласно [3, п.17 ст.2] «потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоот-ведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных нужд. В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации
1 Например, в отношении услуг по водоснабжению и канализации принимается допущение, что жилой сектор обычно потребляет 65-70% водопроводной воды, поставляемой потребителям, за исключением городов, в которых расположены промышленные предприятия с повышенным во-допотреблением (черная металлургия, нефтепереработка, целлюлозно-бумажная промышленность и т.п.), а также районов интенсивной ирригации, где доля населения может составлять всего 2530% общего водопотребления [4, с. 7-8].
(захоронения) твердых бытовых отходов являются: а) в многоквартирных домах — товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; б) в жилом доме — собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги».
Необходимо отметить, что в соответствии с [3, п. 17 ст. 2] потребителями услуг по утилизации (захоронению) ТБО не могут быть непосредственно ТСЖ, управляющие организации, собственники помещений, поскольку они не осуществляют действия, непосредственно связанные с захоронением отходов. ТБО жилищного сектора по общему правилу вывозятся специализированными организациями на основании договоров, заключаемых с управляющей организацией, ТСЖ или собственниками помещений [6, с.36].
Согласно [7, п.3] «потребитель — гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Вместе с тем, согласно [5, п. 1 ст. 4], отношения по предоставлению гражданам коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством. При этом [5, п. 8 ст. 5] устанавливает, что если содержащиеся в других Федеральных законах нормы, регулирующие жилищные правоотношения, не соответствуют нормам Жилищного кодекса РФ, то применяются положения Жилищного кодекса РФ [6, с.36].
С экономической точки зрения, потребителем ЖКУ целесообразно считать домашним хозяйством группу людей, проживающих в одних и тех же помещениях; обладающих самостоятельностью в принятии решений по распоряжению своими финансовыми и другими ресурсами; объединяющих часть или все свои доходы и накопленное имущество; ведущих совместное потребление определенных видов товаров и услуг, чаще всего жилья и питания1. Это обусловлено тем, что сумма доходов членов домашнего хозяйства составляет единый источник, за счет которого покрываются нужды всех
его членов, включая и тех, кто не имеет индивидуальных доходов [9].
Первым шагом на пути согласования интересов субъектов экономических отношений является построение концептуальной модели финансовых потоков между ними (рис. 1).2
Влияние изменения цен (тарифов) на ЖКУ, оказываемое на бюджеты домашних хозяйств описывается формулой: АЭБдх = АСДХЖКу + ШЛД -
m n (1)
ЖКУ-AT,Н-^Vj-уj - APj, ()
¿=1 j=i
Финансовая помощь на финансирование расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; компен-. .сапия федеральных льгот (в том числе на оплату ЖКУ)
Бюджет субъекта РФ
Субвенции на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; финансирование расходов на предоставление указанных субсидий; финансирование ккомпенсаций федеральным и региональным льготникам
Частичное финансирование инвестиционных программ ОКК; покрытие убытков МУП ЖКХ; дотации Мотньге
га разницу налоги и сборы
в тарифах с предприятий
ЖКК; доход от испол зования муниципальн собственности; часть прибыл МУП после налогообложени
Бюджеты организаций жилищно-коммунального комплекса
Доходы домохозяйств от ЖКК (напр., заработная плата работников организаций ЖКК, дивиденды и т.д.)
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; компенсации льгот (в том числе по оплате ЖКУ); налоговые льготы
Налоги на землю и имущество физических лиц
Рис. 1. Концептуальная модель финансовых потоков между основными субъектами
экономических отношений в ЖКК3
На рис. 1 приняты следующие обозначения: -^ — обязательные платежи;------— возможные платежи; ОКК — организация коммунального комплекса.
1 Автором использовано определение домохозяйства, приведенное в [8].
2 В целях повышения наглядности на рис. 1 опущены промежуточные организации, аккумулирующие и передающие денежные средства между бюджетами основных субъектов экономических отношений в ЖКК (например, банки, почтовые отделения, дирекции единого заказчика и т.п.).
3 Модель разработана автором в результате анализа действующего законодательства РФ.
где АЭБдх — эффект от изменения тарифов на ЖКУ для бюджета домохозяйства; ViЖКУ — объем потребления домохозяйством 1-й ЖКУ (1 = 1,т ); АТ1Н • — изменение тарифа для населения на 1-ю ЖКУ;
— объем потребления домохозяйством у-го товара (продукта или услуги) (у = 1,п ); у у — доля изменения цены на у-й товар (Ру) за счет изменения тарифов на коммунальные услуги для предприятий и на ЖКУ для населения; АTiН • — изменение тарифа для населения на 1-ю ЖКУ; АР — изменение цены на У-й товар (продукт или услугу); АСДХЖКУ —
приращение величины субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, получаемой домохозяйством; АНЛДБ — приращение размера налоговых льгот, связанных с получением этих субсидий1.
Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев эффект от изменения тарифов на ЖКУ для бюджетов до-мохозяйств будет отрицательным.
Определим прирост чистой прибыли предприятия ЖКК от роста тарифов на ЖКУ.
Известно, что чистая прибыль предприятия (ЧП) представляет собой остаток валовой прибыли (ВП) после уплаты налогов (Н). Таким образом, эффект от роста тарифов на ЖКУ для предприятия ЖКК, выражающийся в приросте чистой прибыли предприятия (АЧП), описывается уравнением вида
АЧП = АВП -АН = АД -АЗ -АН, (2) где АВП — прирост валовой прибыли предприятия; АД — прирост дохода предприятия; АЗ — прирост затрат
включаемых в себестои-
АН —
прирост
В некоторых случаях органы местного самоуправления вводят льготы по уплате местных налогов для граждан, получающих субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг. Например, Администрация г. Новочеркасска Ростовской обл. освобождает граждан, получающих субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, от уплаты налога на землю [10].
предприятия мость оказания услуг; величины налоговых выплат.
Рассмотрим влияние роста тарифов на ЖКУ на элементы уравнения (2).
Выражение для прироста затрат организации ЖКК за счет роста тарифов на коммунальные услуги (ресурсы) при условии постоянства объемов потребляемых ресурсов в натуральном выражении аналогично выражению (1) для роста затрат бюджетов домохозяйства и отличается лишь тем, что оно строится относительно роста тарифов на коммунальные услуги для предприятий ( АТ1П ) и объемов
потребляемых ресурсов (Vр ) организацией ЖКК и не учитывает субсидии и налоговые льготы:
т п
АЗ = ^КУ •АТгП + •уу •АРу ,(2.1)
1=1 у=1
где Vi К — объем потребления 1-й коммунальной услуги (ресурса) организацией
ЖКК (1 =1 т — коммунальные услуги, потребленные организацией ЖКК и включенные в себестоимость оказания ее
) АР, -
услуг); 1 — изменение цены на у-й ресурс, потребленный организацией ЖКК и включенный в себестоимость оказания ее
услуг ( у = 1,п ).
При меняющемся объеме потребления ресурсов в натуральном выражении формула (2.1) принимает вид
АЗ = ]Г ((- ■АТ1П +АV ^ ТП)+
+
I (-1 -Г Г АРу +АVР• Рц)
,(2.2)
у=1
где VifУ — объем потребления 1-й коммунальной услуги (ресурса) организацией ЖКК в период времени 1-1 (1 = 1,Т, в данном случае 1=1 месяц); — объем
потребления у-го ресурса в предыдущем периоде; АРу = Ру1 - Рп-1 — изменение
цены на -й ресурс, определяемое как разность между ценами на этот ресурс в текущем и предыдущем периодах;
1=1
АТгП = Т" - Т"_1 ■ — изменение тарифа для предприятий ЖКК на г-ю коммуналь-ную услугу (ресурс), определяемое как разность между тарифами на эту услугу в
тП
текущем и предыдущем периодах; 1 и —
тариф для предприятий ЖКК на г-ю коммунальную услугу (ресурс) в текущем периоде1; Рп — цена у-го ресурса в период времени Г; АУгКУ = V™ - V™ — изменение объема потребления (в натуральном выражении) г-й коммунальной услуги организацией ЖКК в текущем периоде по отношению к предыдущему;
АУр = Ур - Ур-1 — изменение объема
потребления (в натуральном выражении) у-го ресурса организацией ЖКК в текущем периоде по отношению к предыдущему.
Влияние роста тарифов на ЖКУ на доходы предприятия ЖКХ можно описать выражением вида
АД = ±(ПН -АТН +А0НТН)+ я ^ , (2.3)
+ 1(П ■АТП +АОПТП)+АСБ
к=1
где ОН и П" — количество оказанных предприятием ЖКК в период времени I ЖКУ населению (к = 1,т ) и коммунальных услуг предприятиям (к = 1, я) соответственно; АСБ — прирост дотаций из местного бюджета организации ЖКК на покрытие разницы в тарифах, убытков и финансирования инвестиционных программ (частичного или полного).
При АОН < 0 и/или АО" < 0 вторые слагаемые в суммах в правой части (2.3) отражают упущенную выгоду от снижения объемов реализации (в натуральном выражении), а при АПН > 0
и/или АО" > 0 — дополнительную выгоду от увеличения объемов реализации.
1 Здесь и далее индекс t указывает на период времени, в течение которого рассматривается показатель.
Принимая предположение о неизменности ставок всех налогов, уплачиваемых организацией ЖКК, и отсутствии вновь введенных налогов и сборов, получим, что изменение величины налоговых выплат будет обусловлено только изменением тарифов и количества оказываемых услуг (и/или нормативов потребления). Таким образом, изменение величины налоговых выплат организации ЖКК будет состоять из изменений величин выплат двух налогов — налога на прибыль организаций (НП) и налога на добавленную стоимость (НДС):
АН = АНП + АНДС. (2.4)
Подставляя (2.2), (2.3) и (2.4) в (2), получим выражение, характеризующее влияние изменения тарифов на ЖКУ на прирост чистой прибыли организации ЖКК.
Однако выражение (2.3), а следовательно, и (2) являются несколько идеализированными, т. к. не учитывает риск потерь от непогашенной дебиторской задолженности, которая, безусловно, будет расти с ростом тарифов.
Представим приращение дебиторской задолженности организации ЖКК в виде суммы приращения задолженностей домохозяйств ( АДЗдх ) и предприятий
( АДЗП ):
АДЗ = АДЗДХ +АДЗ" =
т я
= ^ о НОН ТН П НО" Т П ' = ^ ПЫ ■ 1 Ы ПЫ ■ 1 м
й=1 к=1
(2.5)
где ПН°Н и ПьНОП — количество услуг, не оплаченных населением и предприятиями соответственно.
Кроме того, согласно законодательству [7, ч. А, п.80], только при задолженности потребителя по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при отсутствии соглашения о погашении задолженности, за-
ключенного между потребителем и лицом (юридическим или индивидуальным предпринимателем), предоставляющим коммунальные услуги, и (или) при невыполнении условия такого соглашения возможно приостановление или ограничение предоставления услуг, причем только через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя. Просроченная задолженность по оплате ЖКУ подлежит взысканию в судебном порядке, а по истечении срока исковой давности дебиторская задолженность подлежит списанию. Потери же предприятия ЖКК, обусловленные несвоевременной оплатой за коммунальные услуги, в случае погашения задолженности до момента приостановления или ограничения их предоставления можно считать покрываемыми за счет пени, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ [5, ч.14 ст. 155].
Однако существуют коммунальные услуги (отопление, холодное водоснабжение и водоотведение), приостановить оказание которых, по крайней мере в многоквартирном доме, невозможно [7, ч. В п.81]. В то же время взыскать задолженность по оплате ЖКУ в судебном порядке, особенно с населения, на практике не всегда представляется возможным. Это обусловлено тем, что в структуре должников доминируют малодоходные группы населения, взыскать долг с которых не удается даже в случае положительного решения суда в силу отсутствия у них ликвидного имущества [11, с.140].
Таким образом, существует риск г непогашения (полного или частичного) дебиторской задолженности, и уравнение (2) с его учетом следует переписать в виде:
АЧП = АВП -АН = АД -АЗ -АН - г• АДЗ . (3)
Принимая во внимание тот факт, что подавляющее большинство предприятий ЖКХ являются МУП и часть своей чистой прибыли перечисляют в местный бюджет, доля АЧП, оставшаяся в распоряжении предприятия, оказывается значительно меньше полученной в (3).
Кроме того, в (3) не учитывается риск возникновения или увеличения кредиторской задолженности предприятий ЖКХ и связанные с этим дополнительные расходы.
Определим эффект от повышения тарифов на ЖКУ для бюджетов различных уровней.
Рассмотрим доходы (взяты со знаком «+») и расходы (взяты со знагком «-») местного бюджета, связанные с ЖКК:
эрЖБХ=ПНЖБХ+ДМ+ СРСДХ+ДЧПЖКХ+СКЛЖКУ-,
-СП -СДХ -НЛДХ -КЛМ -ЗМБО
^11 ЖКХ ^М^ЖКХ 11,1'-МБ 2^1ЖКУ •-'ЖКУ
(4)
где ЭРЖКХ — эффект от реформы ЖКХ для местного бюджета; ПНЖКх — доля налога на прибыль организаций ЖКК, зачисляемая в местный бюджет; ДМ — дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКК, переданных в ведение органов местного самоуправления; СРСдх — субвенции из бюджета
субъекта РФ на финансирование расходов по предоставлению субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативов площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размеров региональных стандартов стоимости ЖКУ и максимально допустимой доли расходов граждан на их оплату в совокупном доходе семьи1; ДЧП ЖКХ — доля чистой прибыли организаций ЖКК, перечисляемая в местный бюджет за пользо-
1 Согласно [12, п. 65] расходы, связанные с предоставлением субсидий, включают в себя расходы непосредственно на предоставление субсидий и расходы на обеспечение их предоставления. Фи-
нансирование расходов органов местного самоуправления (ОМС) на обеспечение предоставления субсидий гражданам осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ в порядке, установленном органами государственной власти субъекта РФ [12, п. 65]. Приняв в (4) предположение о том, что расходы ОМС на обеспечение предоставления субсидий финансируются из бюджетов субъектов РФ в полном объеме, они не отражались ни в доходной, ни в расходной части уравнения.
вание муниципальной собственностью; СКЛЖКУ — субвенции на возмещение льгот по оплате ЖКУ федеральным и региональным льготникам; СП ЖКХ — величина субсидий организациям ЖКК (в том числе на покрытие разницы в тарифах, покрытие убытков, финансирование, по крайней мере, части инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (ОКК)); СДХЖКХ — величина субсидий домохозяйствам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных, исходя из местных тарифов и нормативов потребления ЖКУ и максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе до-мохозяйства1; НЛМЦХ — потери местного бюджета от предоставления льгот по уплате местных налогов гражданам с низким уровнем доходов, получающим субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (например, на землю и/или имущество физических лиц); КЛЖсКУ — компенсация льгот по оплате
ЖКУ; ЗЖКу — затраты на оплату коммунальных услуг организаций, финансируемых из местного бюджета.
Если в (4) перейти от абсолютных значений показателей к их приращениям, то получим выражение для определения эффекта от роста тарифов на ЖКУ (роста доли затрат на предоставление ЖКУ, возмещаемой насе-лением)2 для местного бюджета:
1 Согласно [12, п. 31] установленные ОМС в случаях и порядке, определенных [5, ч.11 ст. 159], местные стандарты стоимости ЖКУ, местные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и местные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи могут применяться вместо всех или вместо отдельных соответствующих региональных стандартов. В случае применения ОМС при расчете субсидий местных стандартов, отличных от установленных органами государственной власти субъекта РФ региональных стандартов, дополнительные расходы на предоставление субсидий финансируются за счет средств местного бюджета [12, п.70].
2 Без учета снижения налога на прибыль органи-
заций, не имеющих отношения к ЖКХ, за счет
АЭРМКкх=АПНЖКх +АЦМ+АСРСДХ+АДЧПЖкх+
+ АСКЛЖКУ -АСПЖКХ -АСДХЖКХ -
Х -АКгМ -АЗМБО
Б ЖКУ ^ЖКУ
(4.1)
Рассмотрим доходы и расходы бюджета субъекта РФ, связанные с ЖКХ:
ЭРЖбКХ = ПНЖБКХ + ДРСДХ + СКЛ
- ЖКХ
- дм - СР - СКЛ - Ф - ЗРБО '
^ СДХ ЖКХ ^ОПС иЖКУ
(5)
где ЭРЖКХ — эффект от реформы ЖКХ для бюджета субъекта РФ; ПНРЖКХ — доля налога на прибыль предприятий ЖКХ, зачисляемая в бюджет субъекта РФ; ДРСцх — дотации субъектам РФ на возмещение расходов по предоставлению населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг (рассчитанные по федеральным нормативам); СКЛФЖКУ — субвенции на возмещение льгот по оплате ЖКУ федеральным льготникам; ФОПС — субвенции на финансирование расходов ОМС на обеспечение предоставления субсидий гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; Зжку — затраты на оплату коммунальных услуг организаций, финансируемых из местного бюджета.
Перейдя в (5) от абсолютных значений показателей к их приращениям, получим выражение для определения эффекта от роста тарифов на ЖКУ (роста доли затрат на предоставление ЖКУ, возмещаемой населением)3 для бюджета субъекта РФ:
АЭРжжкх = АПНжжкх + АЦРсдх + АСКЛжкх --АДМ - АСРсдх - АСКЛжкх - АФопс - АЗ ЖКУ
. (5.1)
роста себестоимости товаров (продуктов и услуг), связанной с ростом тарифов на ЖКУ для предприятий.
3 Без учета снижения налога на прибыль организаций, не имеющих отношения к ЖКХ, за счет роста себестоимости товаров (продуктов и услуг), связанной с ростом тарифов на ЖКУ для предприятий.
Рассмотрим доходы и расходы федерального бюджета, связанные с ЖКХ:
ЭР ЖКХ = ПН ЖКХ + НДСЖКХ — ДРСДХ —
ЖКХ ГФ
ЖКХ /V СДХ ФБО
- СКЛФ - СВ - З
ЖКХ ЖКУ иЖКУ
(6)
где ЭРЖКх — эффект от реформы ЖКХ для федерального бюджета; ПНфЖКХХ — доля налога на прибыль предприятий ЖКХ, зачисляемая в федеральный бюджет; НДСЖКХ — налог на добавленную стоимость, взимаемый с предприятий ЖКХ; СКЛЖКУ - компенсация льгот по оплате ЖКУ федеральным льготникам; СВЖКУ — субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг воен-
1 о ФБО
нослужащим ; ЗЖКУ — затраты на оплату коммунальных услуг организаций, финансируемых из местного бюджета.
Перейдя в (6) от абсолютных значений показателей к их приращениям, получим выражение для определения эффекта от роста тарифов на ЖКУ (роста доли затрат на предоставление ЖКУ, возмещаемой населением)2 для федерального бюджета:
ФБ
АЭР =АПН
ЖКХ ЖКХ
+АНДСЖ
- АДРсдх - АСКЛЖКХ -АСВ
- азфбо
ЖКУ ЖКУ
(6.1)
Полученные уравнения эффектов (1), (3), (4.1), (5.1), (6.1) позволяют перейти к построению экономико-математической модели согласования интересов
1 За счет средств федерального бюджета РФ осуществляется финансирование расходов на предоставление субсидий: гражданам, проживающим в закрытых военных городках; сотрудникам, проходящим военную службу в Федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, сведения о которых не подлежат разглашению; лицам, проходящим военную службу по контракту за пределами РФ в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях указанных федеральных органов исполнительной власти [12, п.51, п. 67].
2 Без учета снижения налога на прибыль организаций, не имеющих отношения к ЖКХ, за счет роста себестоимости товаров (продуктов и услуг), связанного с ростом тарифов на ЖКУ для предприятий.
органов власти (федеральных, региональных и муниципальных), предприятий ЖКХ и домохозяйств.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 26.08.2004г. № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 36. — Ст. 3669.
2. Щепелин В.Тарифная политика в сфере ЖКХ // Экономист. — 2005. — №7. — С.75-80.
3. Федеральный закон РФ от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 1. — Ст. 36; 2005. — № 52 (1). — Ст. 5597.
4. Мартусевич А.П. Доступность услуг городского водоснабжения в ННГ // Семинар на уровне экспертов «Защита прав потребителей и участие общественности при проведении реформ в секторе городского водоснабжения и канализации в ННГ», 4-5 марта 2002 г. — Париж, Франция, 2002. — 31 с.
5. Федеральный закон РФ от 29.12.2004г. №188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 1(1). — Ст. 14.
6. Смолина Л.Ф. Проблемы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. — 2007. — №3. — Ч.1. — С.34-40.
7. Постановление Правительства РФ от 29.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2501.
8. Национальное счетоводство: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.И. Башка-това. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 608 с.
9. Анализ уровня жизни и дифференциации доходов в регионах России при разработке адресных программ соци-
альной помощи населению / И. Колосни-цын, Е. Китова, А. Суринов, Т. Чижелико-ва, С. Шашнов, К. Бэтгл, Ш. Тордж-ман. — М, 2001 [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iet.ru/special/ серга/ regdoh/regdoh. html.
10. Решение городской Думы г. Новочеркасска от 21.10.2005г. № 54 «Об утверждении "Положения о земельном налоге на территории города Новочеркасска"» в ред. решений городской Думы г. Новочеркасска от 30.06.2006г. № 148, от
05.12.2006г. № 201 // Новочеркасские ведомости. — 2005. — №. 43(802). — С. 14.
11. Башмаков И. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги // Вопросы экономики. — 2004. — № 4. — С.136-150.
12. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // Собрание законодательства РФ. — 2005. — №. 51, —Ст. 5547.