Научная статья на тему 'Концептуальная модель информационноправового взаимодействия основных субъектов экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации'

Концептуальная модель информационноправового взаимодействия основных субъектов экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель информационноправового взаимодействия основных субъектов экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации»

Тендерный анализ рынка труда приводит к выводу о том, что существует явно выраженная тенденция формирования специфического рынка жекжой рабочей силы, анализ которого необходим на всех уровнях агрегирования информации.

Завершить приведенный анализ можно цитатой известного специалиста по российскому рынку труда Р.Капелюшникова: «Гендерная дифференциация без -работицы в странах с переходной экономикой не укладывается в какую-то общую модель. В одних, как и в России, отмечается более высокая безработица среди мужчин, в других - среди женщин. Но в любом случае эти различия оказываются менее глубокими, чем в большинстве развитых стран. Наиболее вероятное объяснение заключается в традиционно высоком уровне экономической активности женской рабочей силы, который десятилетиями поддерживался в бывших социалистических экономиках. Наличие у женщин опыта трудовой деятельности, мало уступающего по продолжительности опыту мужчин, делает их позиции на рынке труда более прочными»[5].

ЛИТЕРАТУРА 1. Баскаков В.Н., Баскакова М.Е. Тендерные проблемы введения накопительной системы // О пен-

сиях для мужчин и женщин (социальные аспекты пенсионной реформы). М., 1998. С. 36-45.

2. Женщины в обществе: реальность, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1991.

3. Захарова Я., Посадская , Римашевская Н. Как мы решаем женский вопрос // Коммунист. 1989. № 4.

4. Калабихина Е.И. Тендерный фактор воспроизводства человеческого капитала//Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1998.№5.

5. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

6. Мезенцева Е. Женщины в сфере занятости и на рынке труда: некоторые итоги «десятилетия реформ» // Агентство Социальной Информации -www.asi.org.ru

7. Римашевская Н.М. Тендер и экономический переход в России // Тендерные аспекты социальной трансформации.М.,1996. С.29.

8. Социально-экономические исследования благосостояния, образа и уровня жизни населения города. М., 1992. С. 126-135.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Соч. 2-е изд.

О.А. КРАКАШОВА,

доцент кафедры государственного и муниципального управления и экономической теории Южно-Российского государственного технического университета (НПИ)

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Необоснованное и резкое повышение цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) может привести к негативным социально-экономическим последствиям в обществе, отрицательно сказаться на населении, бюджетной сис-теме и экономике в целом [1, с.75]. Это обусловливает актуальность исследования механизмов взаимодействия и согласования интересов основных субъектов экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК): федеральных, региональных и местных органов власти, организаций ЖКК, организаций промышленности и сферы услуг (поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса) и домашних хозяйств как конечных потребителей ЖКУ.

Ввиду специфики объекта исследования (ЖКК) взаимодействие указанных субъектов регламентирует действующее законодательство, определяя актуальность создания концептуальной модели информаци-

онно-правового взаимодействия основных субъектов экономических отношений в ЖКК. Необходимо отметить, что в настоящее время существуют различные точки зрения относительно того, что собой представляют организации коммунального комплекса, и кем конкретно являются потребители их услуг.

Согласно [2, п.1 ст.2] организацией коммунального комплекса (ОКК) является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, во-доотведения и очистки сточных вод, и (или) эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (ТБО).

Понятие «потребитель» комму нальных услуг трактуется в российском законодательстве весьма неоднозначно. В соответствии с Жилищным кодек-

сом РФ [5] потребителями услуг признаются управляющие организации, собственники и граждане-наниматели - пользователи помещений в многоквартирных домах, обязанные производить оплату потребленных услуг или ресурсов. ТСЖ вправе вступать в договорные отношения с ресурс ос набжающи-ми организациями [3, с.36].

Согласно [2, п. 17 ст.2] «потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по во-доотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных нужд. В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются: а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и ус -луги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквар-тарном доме, или непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги».

Необходимо отметить, что в соответствии с [2, п. 17 ст. 2] потребителями услуг по утилизации (захоронению) ТБО не могут быть непосредственно ТСЖ,

управляющие организации, собственники помещений, поскольку они не осуществляют действия, непосредственно связанные с захоронением отходов. ТБО жилищного сектора по общему правилу вывозятся специализированными организациями на основании договоров, заключаемых с управляющей организацией, ТСЖ или собственниками помещений [3, с.36].

Согласно [4, п.3] «потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Вместе с тем согласно [5, п. 1 ст. 4] отношения по предоставлению гражданам коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством. При этом [5, п. 8 ст. 5] устанавливает, что если содержащиеся в других Федеральных законах нормы, регулирующие жилищные правоотношения, не соответствуют нормам ЖК РФ, то применяются положения ЖК РФ [3, с.36].

С экономической точки зрения, под потребителем целесообразно понимать домашнее хозяйство. Механизм взаимодействия органов государственной власти, ОКК и домохозяйств определяется действующими нормативно-правовыми актами (федеральными, региональными и местными). При этом приоритет имеют федеральные нормативно-правовые акты, ос -новными из которых являются [2, 4-14 и др.].

В результате анализа законодательства РФ построена концептуальная модель информационно-правового взаимодействия основных субъектов экономических отношений в ЖКК, представленная на рисунке, где в целях повышения наглядности опущены промежуточные организации (банки, почтамты, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ЖК и т.д.) и приняты следующие обозначения:

> - нормативно-правовое взаимодействие

- информационное взаимодействие

1 - предельные индексы максимально возможного

изменения установленных тарифов на товары и услуги ОКК с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги ОКК [2, п.1 ч.2 ст.4; 9, ст.1 ч.3]; предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии [9, ч.1 ст.2; 10, ч. 1 ст.5]; предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы из -менения размера платы граждан за коммунальные услуги [9, ч.2 ст.6]; размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда и собственников жилых помещений [9, ст. 6]; полномочия в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с [2, ч.1 ст.4];

2 - предельные индексы максимально возможного

изменения тарифов на товары и услуги ОКК с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги ОКК по муниципальным образованиям (в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок) [2, п.1 ч.3 ст.4; 9 ч.3 ст.1]; региональные стандарты социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг населением для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [12]; величины прожиточного минимума для различных категорий населения; полномочия в соответствии с [2, ч.4 ст.4; 9, ч3 ст.1];

3 - предельные индексы изменения размера платы

граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги [9, ч.2 ст.6]; размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда и собственников жилых помещений [9, ст.6]; полномочия в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с [2, ч 1 ст.4];

4 - федеральные льготы (в том числе по оплате

ЖКУ) для различных категорий граждан; ставка налога на доходы физических лиц [7]; правовое регулирование взаимоотношений домохозяйств с органами государственной власти и ОКК [4-5, 7, 11 и др.];

5 - ставки федеральных налогов с юридических лиц

и налоговые льготы [7];

6 - региональные льготы (в том числе по оплате

ЖКУ) для различных категорий граждан; величины прожиточного минимума для различных категорий населения; тарифы на товары и услуги ОКК, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки

сточных вод, объектов утилизации (захоронения) ТБО, в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территории нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта РФ, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% товаров и услуг этой ОКК [2, ч.5 ст.4; 9, ч.3 ст.1]; тарифы на тепловую энергию, за ис-ключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии [10, п.4 ч.1 ст.6; 9, п1 ст.2];

7 - тарифы на товары и услуги ОКК в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта РФ, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ ОКК [2, п.4 ч.4 ст.4; 9, ч.3 ст.1]; осуществляют полномочия в соответствии с [2, ч.4 ст.4; 9 ч.3 ст.1]; тарифы на товары и услуги ОКК, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) ТБО, в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территории нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта РФ, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% товаров и услуг этой ОКК [2, ч.5 ст.4; 9, ч.3 ст.1]; предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии [9 п.1 ст. 2; 10, ч.1 ст.5]; тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в

режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии [9, п. 1 ст. 2; 10, п.4 ч. 1 ст.6]; осуществляют полномочия в соответствии с [2, ч.5 ст.4; 9, ч.3 ст. 1]; ставки региональных налогов и сборов с юридических лиц и льготы по их уплате [7];

8 - местные стандарты социальной нормы площади и

нормативов потребления коммунальных услуг населением для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг1 [12]; размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения государственного и муниципального жилого фонда и размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом [5, ч.3 ст. 156]; ставки местных налогов и сборов с физических лиц (налогов на землю и имущество физических лиц) и льготы по их уплате [7]; решение о предоставлении субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг [12]; местные льготы (в том числе по оплате ЖКУ) для различных категорий граждан; норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма [5, ст.50];

9 - тарифы на товары и услуги ОКК и надбавки к

тарифам на товары и услуги ОКК в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы ОКК на подключение [2, п.7 ч.2 ст.5; 9, п.4 ст. 1]; осуществление полномочий в соответствии с [2, ст.5; 9, п.4 ст. 1, п. 1 ст. 4]; ставки местных налогов и сборов с юридических лиц и льготы по их уплате [7];

10 - ставки федеральных налогов и сборов с юриди-

ческих лиц [7];

11 - ставки региональных налогов и сборов с юриди-

ческих лиц; тарифы на ЖКУ для предприятий [7];

12 - ставки федеральных налогов и сборов с юриди-

ческих лиц [7]; тарифы на ЖКУ для предприятий [9];

13 - статистические данные, в том числе отражаю-

щие ход реформы ЖКХ и необходимые для определения величины финансовой помощи регионам на финансирование затрат на предоставление субсидий по оплате жилого помещения и комму нальных услуг, компенсации льгот (в том числе по оплате ЖКУ) федеральным и региональным льготникам;

1 Согласно [12] органы местного самоуправжния могут устанавливать местные стандарты социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг населением для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при услэвии финансирования связанных с этим дополнительных расходов из местного бюджета.

14 - статистические данные, в том числе необходи-

мые для расчета финансовой потребности для компенсации затрат на предоставление субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации льгот (в том числе по оплате ЖКУ) федеральным и региональным льготникам;

15 - обращения за предоставлением субсидий по оп-

лате жилого помещения и коммунальных услуг [12], а также льгот по уплате местных налогов;

16 - отчет о выполнении производственных и инве-

стиционных программ ОКК;

17 - отчет о выполнении производственных и инве-

стиционных программ ОКК; предоставление налоговой и статистической отчетности юридических лиц;

18 - бухгалтерская и статистическая отчетность юри-

дических лиц;

19 - счета на оплату ЖКУ;

20 - показания индивидуальных приборов учета;

21 - счета на оплату коммунальных услуг, потреб-

ленных организацией;

22 - показания приборов учета; цены предложения

ресурсов;

23 - цены предложения потребительских товаров и

услуг.

Необходимо отметить, что в соответствии с [8] органы государственной власти субъектов РФ могут делегировать свои полномочия, в том числе по установлению тарифов на ЖКУ органам местного самоуправления.

Концептуальная модель информационно-правового взаимодействия основных субъектов экономических отношений в ЖКК, представленная на рисунке, позволяет перейти к построению моделей (как концептуальных, так и экономико-математических) финансовых потоков между ними, что является необходимым этапом в процессе разработки экономико-математических моделей согласования интересов указанных экономических субъектов и оценки влияния тарифной политики в ЖКК на достижение их целей. Актуальность разработки таких моделей обусловлена необходимостью согласования экономических решений, принимаемых на микро-, мезо- и макроуровнях.

ЛИТЕРАТУРА Щепелин В. Тарифная политика в сфере ЖКХ // Экономист. 2005. №7. С.75-80. Федеральный закон РФ от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // Собрание законодательства РФ. 2005. №1. Ст. 36; 2005. № 52(1). Ст. 5597.

Смолина Л.Ф. Проблемы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. №3. 4.1. С. 34-40. Постановление Правительства РФ от 29.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» // Собрание законодательства РФ. 2006. №23. Ст. 2501.

Федеральный закон РФ от 29.12.2004г. №188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2005. № 1(1). Ст. 14.

Бюджетный кодекс РФ //Собрание кодексов РФ. Официальные тексты: В 3 т. М, 2006. Т. 3. 18 БК РФ.

Налоговый кодекс РФ //Собрание кодексов РФ. Официальные тексты: В 3 т. М, 2006. Т. 3. 19 НКРФ.

Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

Федеральный закон РФ от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. №1. Ст. 36; 2005. № 52(1). Ст. 5597.

Федеральный закон РФ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» // Собрание законодательства

РФ. 1995. №16. Ст. 1316; 2003. №13. Ст. 1180; 2003. №28. Ст. 2894; 2004. №35. Ст. 3607; 2005. № 52(1). Ст. 5597. Постановление Правительства РФ от 26.08.2004г. №441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» // Собрание законодательства РФ. 2004. №36. Ст. 3669.

Постановление Правительства РФ от 14.12.2005г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2005. №51. Ст. 5547. Постановление Правительства РФ от 17.02.2004г. №89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» // Собрание законодательства РФ. 2004. №8. Ст. 671. Постановление Правительства РФ от 13.06.2006г. №373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» // Собрание законодательства РФ. 2006. №25. Ст. 2733.

И.В. СОЛОВЬЕВА, государственный таможенный инспектор Южного таможенного управления

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)

Взрыв интереса к проблемам управления рис -ками в последние два десятилетия в нашей стране обусловлен радикальными преобразованиями политической и экономической сфер государства.

В развитых странах, как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, на построение эффективно функционирующей системы управления рисками (далее - СУР) ушло несколько десятков лет. В результате удалось сократить время таможенного оформления без потери качества таможенного контроля, создать благоприятные условия для увеличения товаропотока, обеспечить собираемость таможенных платежей в полном объеме и вывести импортные товары из нелегального сектора экономики в легальный. Российская таможенная служба находится лишь в начале этого нелегкого пути.

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов таможенной службы [2] основная цель СУР заключается в «создании современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей

осуществление эффективного таможенного контроля исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы».

Под системой управления таможенными рисками понимают систематический контроль за законным осуществлением и применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающий разработку и практическую реализацию мер по комплексной оценке, управлению рисками, а также эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.