Педагогика
УДК: 373.21
кандидат педагогических наук, доцент Зебзеева Валентина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена изучению различных подходов к оценке планируемых результатов освоения содержания дошкольного образования. Введение стандартов дошкольного образования, изменения ценностей дошкольного образования, обращение к личности дошкольника требует уточнения оценочного компонента образования детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются способы оценки планируемых результатов освоения содержания дошкольного образования: педагогическая диагностики, оценка достижений детей, самооценка.
Ключевые слова: оценка, педагогическая диагностика, самооценка, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, целевые ориентиры, содержание дошкольного образования, способы оценки.
Annotation. The article is devoted to the study of different approaches to the evaluation of the planned results of the development of the content of preschool education. The introduction of pre-school education standards, changes in the values of pre-school education, appeal to the personality of the preschooler requires clarification of the estimated component of education of preschool children. The article discusses ways to assess the planned results of the development of the content of pre-school education: pedagogical diagnostics, assessment of children's achievements, self-assessment.
Keywords: assessment, pedagogical diagnostics, self-assessment, preschool education, children of preschool age, target reference points, the maintenance of preschool education, ways of an assessment.
Введение. В современном мире образование выступает как важнейший фактор экономического роста и социальной стабильности общества, поэтому к этой сфере предъявляются особые требования: высокое качество, доступность и эффективность, непрерывность, инновационный характер, соответствие социальным запросам и потребностям граждан.
Современное дошкольное образование характеризуется смещением приоритетов в оценке образования с процесса на результат, усилением субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, предпочтением деятельностно-практического способа обучения, обращением к индивидуализации, учету интересов детей. Образовательную ценность приобретает не только система знаний ребенка, но и способы их получения, стремление учиться, исследовать, познавать, нести ответственность за принятые решения. Содержание дошкольного образования становится многогранным и разнообразным. В связи с этим возникает проблема оценки результатов освоения содержания дошкольного образования.
Цель статьи заключается в выявлении способов оценки планируемых результатов освоения содержания дошкольного образования.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- выделить основные показатели результативности обучения детей дошкольного возраста;
- исследовать особенности самооценки дошкольников, проверить эффективность системы работы по формированию у дошкольников адекватной самооценки;
- подготовить рекомендации по оценке деятельности дошкольников.
Изложение основного материала статьи. Утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет результат дошкольного образования через качество освоения всеми детьми содержания основной образовательной программы. В этом документе требования к результатам освоения Программы обозначены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, социальных и психологических характеристик личности, которыми ребенок должен овладеть на этапе завершения дошкольного образования, такими как: любознательность, инициативность и самостоятельность, способность выбирать себе занятия, участников совместной деятельности, воплощать свои замыслы; способность взаимодействовать со сверстниками и взрослым, договариваться, сопереживать, разрешать конфликты; развитое воображение и способность к фантазии, творчеству; умение подчиняться разным правилам и социальным нормам и т.д.
Однако, как отмечается в ФГОС ДО, целевые ориентиры не должны подвергаться непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей [41.
В рамках личностно-ориентированной парадигмы дошкольного образования личностные изменения, индивидуальность и потребность в дальнейшем развитии становятся основными результатами обучения и воспитания, а знания и умения становятся средством, обеспечивающими это развитие. Такая позиция является центральной в современной парадигме образования. Показателем результативности обучения становятся изменения, происходящие в личности ребенка, в его творческом и отношенческом опыте. При этом значение имеет тот результат, который достигается усилиями самого ребенка. Способность детей использовать полученный в обучении опыт является еще одним показателем успешности обучения [1].
Как отмечают Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.М. Полонский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др. оценка является одним из компонентов любой деятельности. Каждый человек постоянно включается в процесс оценивания окружающего мира, себя и других, и испытывает влияние оценок. На основе оценки окружающих, ребенок учится ориентироваться в мире, изучает свои возможности. Отсутствие оценки замедляет социализацию детей, лишает ребенка возможности корректировать свое поведение [2].
Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили под оценкой понимают процесс установления соответствия хода или результата деятельности с намеченным эталоном. Процедура оценивания сложна и требует умения создавать оценочное высказывание, которое у детей дошкольного возраста находится в стадии формирования [7].
Оценка имеет различные психологические характеристики: отношения превосходства и предпочтения (Н.А. Батурин), потребность в познании своего Я глазами других (К.А. Альбуханова-Славская), установление правильности, адекватности применяемой человеком информации (Дж. Гилфорд), проверка адекватности
способов переработки информации (Дж. Брунер), соотношение результатов действия или процесса со стандартами (Ш.А. Амонашвили).
Как отмечают Н. Тихонова, Г. Любина дети шести-семи лет в своих оценках категоричны и двухмерны. Они дают оценки, используя самые простые слова: «хорошо-плохо, люблю - не люблю» и т.п. Но в соответствии с ФГОС ДО дети дошкольного возраста должны уметь оценивать не только результаты своей деятельности, но и свои, чужие поступки, объяснять свое отношение к поступкам героев литературных произведений.
Выделяются следующие виды оценок: прямая, предвосхищающая, косвенная, опосредствованная; деструктивные, ограничивающие, поддерживающие и конструктивные (Е.А. Царегородцева).
Деструктивные (разрушающие) - критические высказывания о ребенке, о его личностных качествах, поведении, действиях вызывают у ребенка неуверенность в себе, приводят к развитию комплекса неполноценности.
Ограничивающие оценки, например, «Ты сделала неплохо, но могла бы еще лучше», используются для сравнения деятельности детей с некоторым эталоном, который должен быть известен ребенку. Этот вид оценки ограничивает действия ребенка условными рамками и ведет к угасанию инициативности, самостоятельности, снижению эмоционального тонуса и удовлетворению выполненными действиями.
Поддерживающие оценки направлены на поддержку деятельности детей, например: «Мне сегодня понравилось, как ты делала...». Данные оценки способствуют сохранению комфорта, но они не всегда показывают перспективу и тактику развития достижений.
Конструктивный (развивающий) вид оценки показывает детям, в каком направлении необходимо изменять свою деятельность. Например: «Какие замечательные работы! А ты сможешь научить этому других ребят?».
Оценка может осуществляться в процессе педагогической диагностики, оценки деятельности детей в образовательном процессе, через самооценку дошкольников.
Педагогическая диагностика - измерение уровня усвоения детьми образовательной программы, уровня обученности, развитости и воспитанности. Ее результаты указывают на эффективность педагогического процесса, деятельности педагогического коллектива, раскрывают характер продвижений каждого ребенка. Педагогическая диагностика направлена на установление взаимосвязи между особенностями психики ребенка» [3].
Трудности оценки результатов дошкольного образования связаны с тем, что в дошкольном возрасте психические процессы ребенка очень подвижны и пластичны и реальные способности ребенка могут проявляться достаточно поздно. Развитие ребенка определяется условиями, которыми для этого создают взрослые. Поэтому результаты, которые показывает диагностика нельзя назвать достоверными и устойчивыми. В то же время образование дошкольников носит целостный характер, и выделение в образовательном процессе предметов возможно лишь условно, поэтому оценке должны подвергаться не только сами знания, их объем, но и то, каким способом эти знания были ребенком освоены. Всё это усложняет инструментарий, заставляет использовать не только педагогическую, но и психологическую диагностику.
В ФГОС ДО отмечается, что диагностика детского развития может осуществляться только квалифицированными психологами и только с разрешения родителей. При этом результаты диагностики не могут служить основание для оценки деятельности воспитателя и детей.
М.В. Корепанова, Т.Д. Марцинковская разработали комплекс методик, позволяющих целостно рассмотреть личность ребенка, изучить уровень развития самосознания дошкольников, их волевых проявлений, мотивов поведения и деятельности.
Оценка планируемых результатов освоения содержания дошкольного образования осуществляется в процессе непосредственного наблюдения за поведением детей в ходе режимных процессов, занятий разнообразной деятельности детей. Для оптимизации этого процесса в дошкольных организациях разрабатываются карты наблюдений, с помощью которых осуществляется изучение различных проявлений: взаимодействия со сверстниками, развитие игрового сюжета, инициативы, ответственности сформированность игровых действия, умений детей планировать свою деятельность и др. [6].
Самооценка у детей начинает формироваться под воздействием оценок окружающих: родителей, педагогов, сверстников. Сначала дети ориентируются на оценку взрослого, затем начинают оценивать, сравнивая свой результат с образцом, с требованиями к деятельности. Детальность оценки возрастает с возрастом детей. Одновременно возрастают и требования к деятельности и ее результатам.
В младшем дошкольном возрасте ребенок ещё не готов оценивать свои действия и результаты. Оценка взрослого всегда положительная. В среднем дошкольном возрасте анализ работ детей позволяет заметить ошибки, сделанные ребенком. Ребенок учится сознательно выбирать средства и приемы работы, проявлять творчество. Именно эти качества и должны быть отмечены в ходе оценки работ детей в этом возрасте. В старшем дошкольном возрасте в анализе работ можно подчеркнуть, что ребенок справился с поставленной задачей, что удалось выполнить. В старшем возрасте оценку работ могут проводить сами дети. Например, воспитатель предлагает отобрать интересные работы и объяснить, что в этих работах понравилось детям.
В подготовительной группе можно предложить ребенку самому проанализировать свою работу, сравнивая например, с натурой или образцом.
Чтобы ребенок оценил свою работу необходимо помочь ему осознать ошибки, чтобы в будущем он не допускал их. Например, сложив салфетку по диагонали, проверить, поместится ли треугольная салфетка в коробочку соответствующего размера. В процессе анализа работы воспитатель должен помочь ребенку установить связь между действиями и получаемым результатом. Постепенно дети сами приучатся совершать контролирующие действия. Во время работы детей с помощью вопросов педагог не только стимулирует контролирующие действия детей, но и помогает правильно провести эти действия, поясняя способ действия. Например, если правильно поставить кубик на кубик, то башня не упадет. Одновременно ребенок начинает понимать, что надо сделать, чтобы сделать работу лучше, не допустить ошибок.
Успех в любой сфере деятельности во многом зависит от адекватности оценки. Сформировать адекватную оценку сложно. Особенно это показательно для оценки творческих сфер деятельности, где понятие «правильности» условно. Рисование, лепка, танцы детей и другая творческая деятельность вызывают у детей положительные эмоции и удовольствие. Ребенок ждет подкрепления их оценкой взрослого. Оценка
взрослого помогает ребенку понять, что необходимо изменить в своей деятельности, увидеть свои сильные стороны. Оценка становится фактором коррекции деятельности детей.
Чтобы сформировать у детей адекватную самооценку необходимо научить детей сопоставлять результаты выполнения учебной задачи с предлагаемым образцом конечного результата.
В подготовительной к школе группе нами было предпринято исследование сформированности у детей адекватной самооценки. Для этого мы использовали методику диагностики «Лесенка» (автор - В.Г. Щур) и методику определения эмоциональной самооценки (автор - А.В. Захаров).
Мы показывали детям нарисованную лесенку с семью ступеньками и предлагали рассадить всех детей на этой лесенке. При этом объясняли, что на трех верхних ступеньках будут размещаться: умные, добрые, сильные, послушные дети, чем выше, тем лучше дети. На трех нижних ступеньках размещаются плохие дети, чем ниже, тем они хуже. Объясняли, что на средней ступеньке располагаются дети не плохие и не хорошие.
Ребенку предлагали показать и объяснить своё место на ступеньках. Результаты диагностики показали, что выделилось 4 группы детей. Детей с неадекватно завышенной самооценкой оказалось в группе 40%. Они уверенно поставили себя на самую верхнюю ступеньку. Детей с завышенной самооценкой - 30 %. Они ставили себя высокую ступеньку, но объясняли свои действия, называли какие-то свои недостатки, но объясняли их независящими от них причинами. Адекватную самооценку продемонстрировали всего 20% детей. Они объясняли свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Заниженная самооценка оказалась у 10 % детей. Эти дети ставили себя на нижние ступеньки, объясняя свой выбор мнением взрослого или, называя свои отрицательные поступки.
Для определения эмоциональной самооценки детям предъявлялась карточка с изображением ряда из восьми кружков. Предлагалось представить, что ряд кружков - это люди. И ребенок должен был указать, где находится сам ребенок. Дети с завышенной самооценкой указывали на первый круг. Их оказалось 40%. Адекватно воспринимали особенности своего «Я-образа», осознавали свою ценность 30% детей. Они показывали на третий-четвертый круг слева. Заниженную самооценку продемонстрировали 30% детей. Они указывали на круги далее пятого.
Результаты диагностики показывают, что большинство детей в исследуемой группе обладают завышенной самооценкой и, следовательно, не готовы детально сравнивать результат своей деятельности с предъявляемыми к нему требованиями.
Для формирования адекватной самооценки дошкольника мы подобрали комплекс мероприятий, направленных на формирование представлений о качествах личности, умений понимать эмоциональные состояния окружающих людей, свободно общаться со сверстниками и взрослыми [5].
Мы формировали представления о поведении и характере человека. Рассказывали, как проявляются смелость, доброта, отзывчивость, и другие качества: эгоизм, жадность, неряшливость. Просматривали фрагменты фильмов, рассматривали иллюстрации. Обращали внимание на то, как выглядит добрый ребенок, что он делает, какие признаки проявления доброты можно выделить. Учили распознавать и проявления отрицательных черт характера.
Детям предлагались различные ситуации «Помогаем бабушке», «Пишем письмо заболевшему другу», «Играем с малышом». Чтобы познакомить детей со справедливостью, вежливостью предлагали справедливо разделить игрушки между детьми, обыграть ситуацию «попроси вежливо».
Мы предлагали имитировать движения аккуратного, вежливого, доброго человека. Играли в игры, например, «Оцени поступок». Проводили коммуникативные игры, упражнения на сплоченность группы. Мы учили детей делать комплименты, использовали игры, например, «Пожелание», «Доброе слово», «Волшебное зеркало». Играли в подвижные игры «Гусеница», «Дракон» и др. Проводили игры на внимание, например, «Синий-красный», «День-ночь». Когда ведущий поднимает красный флажок, ребенок должен подпрыгнуть, синий - присесть. Организовывали игры, например, «Что неправильно?». Дети находили несоответствия в рассказе. Проводили игры на развитие внимательности. Для этого предлагали детям «карточки с изображением предметов, на которых надо было найти недостающие детали, например, велосипед без педалей чайник без носика.
Мы учили детей проявлять эмоции, адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей. Для этого использовали этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточия, любопытства, раздумья.
Мы старались постоянно подводить детей к оценке поступков детей, предлагали иллюстрации с изображением различных ситуаций, в которых можно проследить поступки детей, связанные с нравственными проявлениями: смелости, внимательности, отзывчивости, доброты, аккуратности и др. Дети должны были дать оценку поступкам детей, объяснить, почему они считают поступок плохим или хорошим.
С целью выявления уровня самооценки у детей после проведенной работы мы организовали контрольный эксперимент, используя те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Количество детей с адекватной самооценкой повысилось на 40 %, тогда как детей с заниженной самооценкой не оказалась. Неадекватно завышенную самооценку продемонстрировали 10% детей, завышенная самооценка осталась у 30% детей.
По методике определения эмоциональной самооценки адекватно воспринимали особенности своего «Я-образа», осознавали свою ценность 70% детей, тогда как детей с завышенной самооценкой и заниженной самооценкой осталось соответственно 20% и 10 % детей.
Проведенная работа способствовала формированию у детей старшего дошкольного возраста адекватной самооценки.
Мы пришли к выводу, что оценка оказывает направляющее воздействие. Под её влиянием у детей формируются уровень притязаний, что, в свою очередь, является сильным корректирующим фактором поведения и деятельности. Переживание ребенком своего успеха или неуспеха побуждает ребенка к деятельности. Педагог, являясь для ребенка непререкаемым авторитетом, с помощью оценки осуществляет регулирующую функцию.
Правильная оценка детских работ способствует поддержанию интереса детей к работе, стремления отразить в ней то, что ценится в работе.
Оценивая деятельность дошкольников необходимо учитывать, что дети не отделяют свою деятельность от своей личности. Поэтому оценку поступка ребенок переносит на себя. Не следует указывать прямо на ошибки детей ходе общей оценки. Луше проанализировать детскую работу в индивидуальной беседе. Оценка
должна даваться действиям и поступкам человека, не затрагивая его личности. Оценка взрослого может подкреплять это смешение, если в оценке звучит обращение к личности: «Сережа, прочему ты не даешь игрушку Оле? Нельзя быть жадиной». Ярлыки, звучащие в словах педагога прочно закрепляются в сознании формирующейся личности и могут стать её неотъемлемой частью. Вместо «навешивания ярлыков» лучше дать малышу возможность исправить поведение и помочь увидеть свои положительные качества. Правильная оценка способствует срабатыванию защитной реакции для нервной системы ребенка и несет в себе функцию самосохранения, защищая восприимчивого малыша от излишнего разочарования, страха, чувства вины, нервного срыва.
Чем старше ребенок, тем более дифференцированной должна быть оценка детской деятельности. Дети должны участвовать в процессе оценки.
Не следует сравнивать детей в процессе оценки, не следует сравнивать работы между собой, выбирая лучшую работу. В каждой работе надо найти, то, чем она отличается, заметить то, что сделал ребенок, что стало его достижением. Оценка может проходить отсроченно. В этом случае, воспитатель может уделить внимание каждому ребенку, показать свой интерес к детским работам, а дети имеют возможность лучше рассмотреть работы товарищей.
Оценка творческих работ проводится с точки зрения решения изобразительных задач. Оценивается их выразительность, оригинальность.
Важно помочь ребенку увидеть ценность выполненной работы. Работы детей могут быть размещены на постоянно действующей выставке. Это стимулирует желание ребенка выполнить работу как можно лучше. А то, что работы на выставках находятся недолго и постоянно меняются, способствует совершенствованию деятельности детей. Персональная выставка работ одного ребенка может выступать одной из форм оценки достижений детей дошкольного возраста. Такая выставка вызывает у ребенка гордость за свои результаты, активизирует творчество детей.
Выводы. Обобщая тему важно отметить, что оценка результатов освоения содержания дошкольного образования требует вдумчивого, внимательного отношения педагога и предполагает его психологическую грамотность и постоянное самосовершенствование.
В современном дошкольном образовании реализуются новые подходы к оценке достижений ребенка. Отбираются виды оценок, обеспечивающие стимулирование самостоятельности, инициативности, оригинальности в разнообразных видов детской деятельности, уверенности в своих силах, устойчивости положительного отношение к себе, открытости внешнему миру.
Литература:
1. Богуславская Т.Н Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования» 2012, № 4. С. 52-63
2. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения: монография / С.Ф. Багаутдинова, Н.Г. Корнещук, Г.Ш. Рубин, А.Н. Старков. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство «Флинта», 2015. - 149 с.
3. Педагогическая диагностика дошкольников / под. ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 64 с.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
5. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) / Т.П. Авдулова, О.В. Гавриченко, Л.А. Григорович и др. - Москва: Владос, 2016. - 321 с.
6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 291 с.
7. Шуритенкова В.А. Обучение старших дошкольников оценке и оценочному высказыванию: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07: Екатеринбург, 2003. - 181 с.
Педагогика
УДК:378.2
доктор педагогических наук, доцент Зиятдинова Юлия Надировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития мотивации магистрантов инженерных направлений подготовки к изучению английского языка. Как правило, на уровне обучения в магистратуре студенты в большей степени сконцентрированы на проведении научных исследований для магистерской диссертации и уделяют мало внимания общеобразовательным дисциплинам, в том числе иностранному языку. В статье показано, что мотивация к изучению английского языка может быть усилена через использование специальных подходов, включающих в себя коммуникативные и студентоцентрированные методики обучения, ориентированные на развитие навыков устного общения и коммуникативную эффективность в отличие от традиционных методик, направленных на развитие правильного произношения, употребления грамматических и синтаксических форм, адекватной стилистики текста. Эффективность данного подхода повышается в случае привлечения к преподаванию носителя языка, а также проведения ряда встреч с иностранными профессорами, что становится возможным благодаря участию университета во всевозможных международных грантовых программах, включая программу Фулбрайта в России и программу Евросоюза Эразмус+. Таким образом, международное сотрудничество университета способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка, в частности, английского.
Ключевые слова: английский язык как иностранный, магистранты, технический вуз, мотивация, коммуникативные и студентоцентрированные методики, носитель языка, программа Фулбрайта в России, Эразмус+.