Научная статья на тему 'Оценка основных показателей социально-экономической безопасности республики Дагестан'

Оценка основных показателей социально-экономической безопасности республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка основных показателей социально-экономической безопасности республики Дагестан»

Татаева Э.О.

Оценка основных показателей социально-экономической безопасности Республики Дагестан

Следует четко разграничивать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности республики. Внутренние угрозы обусловлены состоянием собственной экономики и социальной сферы, деятельностью или бездеятельностью республиканских и муниципальных органов власти, деформацией экономических отношений внутри республики. Внешние угрозы экономической безопасности Дагестана могут быть связаны с отрицательным влиянием на его экономику внешних факторов, обусловленных экономическим кризисом и политической нестабильностью в России и в отдельных ее регионах, неопределенностью и несовершенством федеративных отношений, недостатками в деятельности центральных органов власти РФ и действующей системы государственного регулирования экономики и т.д.

В настоящее время объективно существуют следующие наиболее серьезные реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности Республики Дагестан, преодоление которых должно быть стержневым элементом экономической стратегии и экономической политики на ближайшие годы и на более отдаленную перспективу.

Наибольшую опасность представляют внутренние угрозы экономической безопасности, обусловленные деградацией экономики и экономическим отставанием Республики Дагестан.

Таковыми являются следующие угрозы:

- отставание экономического и социального развития от средних показателей России и ее регионов;

- низкий уровень жизни населения;

- резкая имущественная дифференциация и высокая доля беднейшего населения;

- высокий уровень хронической безработицы;

- глубокая территориальная дифференциация уровня экономического и социального развития районов и городов;

- деформированная структура экономики, ориентированная на депрессивное сельское хозяйство, сырьевую направленность АПК, слабую промышленность и оборонную продукцию в машиностроении;

- неконкурентоспособность промышленной и сельскохозяйственной продукции;

- неблагоприятный инвестиционный климат и торможение инвестиционной деятельности;

- моральное и физическое устарение основных фондов;

- огромный реальный дефицит республиканского бюджета и полная финансовая зависимость республики от поступлений из федерального Центра;

- криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, ее сращивание с определенными властными структурами;

- слабость и коррумпированность институтов власти.

Угрозу экономической безопасности Дагестана представляют следующие внешние факторы:

- недостаток, противоречивость и отставание законодательных и иных нормативных актов РФ, их неадаптированность к функционированию экономики республики в экстремальных условиях;

- отсутствие механизма реализации прав, полномочий и ответственности властных структур как субъектов Федерации, так и федерального Центра;

- нестабильность и ненадежность правовых основ и отсутствие гарантий планируемой финансовой помощи из федеральных источников;

- разрыв производственно-хозяйственных связей между предприятиями Дагестана и регионов России, а также стран СНГ;

- продовольственная зависимость республики от регионов России и импорта из зарубежных стран;

- энергетическая зависимость от других регионов;

- слабость внешнеэкономических связей;

- социально-политическая нестабильность и неблагоприятный инвестиционный климат на Северном Кавказе.

Для обеспечения экономической безопасности республики и преодоления перечисленных внутренних угроз необходимо разработать республиканскую стратегию и концепцию обеспечения экономической безопасности.

Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности должны определять решение конкретных задач и направления работ по созданию целостной региональной системы экономической безопасности. Эта система в зависимости от состояния и уровня развития экономики и социальной сферы должна предусматривать мероприятия по основным направлениям и сферам жизнедеятельности, определяющим экономическую безопасность региона. По опыту ряда российских регионов такие мероприятия в республике следует разрабатывать по следующим направлениям.

1.По выявлению и предотвращению угроз экономической безопасности региона:

- выявление внутренних и внешних угроз экономической безопасности республики;

- определение основных показателей (индикаторов), характеризующих состояние и уровень социально-экономического развития республики;

- разработка и установление пороговых значений социально-экономических показателей (индикаторов), позволяющих выявлять и количественно оценить угрозы экономической безопасности республики;

- разработка и внедрение системы мониторинга динамики социально-экономических показателей (индикаторов), характеризующих состояние экономической безопасности;

- определение структуры и объемов компенсационных материально-технических и финансовых ресурсов;

- разработка мер по предотвращению угроз и выходу из опасных зон экономической безопасности.

2. По структурной политике в реальном секторе экономики:

- определение приоритетных и перспективных отраслей и сфер производства, обеспечивающих оптимизацию структуры экономики;

- определение «точек роста» и выявление предприятий и организаций, производящих конкурентоспособную продукцию и удовлетворяющих платежеспособный спрос на рынке;

- определение предприятий и организаций, остающихся в государственной или муниципальной собственности или контрольный пакет акций которых должен быть закреплен за государством или муниципальным образованием;

- определение предприятий и организаций, государственная поддержка которых объективно необходима для обеспечения экономической безопасности республики.

3.По формированию инвестиционной привлекательности республики:

- создание благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению отечественных и иностранных инвестиций для развития республики;

- расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов;

- определение перечня производств и объектов, «закрытых» для иностранных инвесторов с точки зрения обеспечения экономической безопасности;

- разработка мер по более активному инвестированию в реальную экономику средств предприятий и сбережений населения;

- разработка форм государственного стимулирования инвестиций в освоение современных технологий, а также поддержки производителей наукоемкой конкурентоспособной продукции.

4. По социальной сфере:

- выявление и оценка угроз в социальной сфере;

- определение приоритетов социальной политики в стратегии экономической безопасности;

- разработка мер по снижению безработицы и уровня бедности, увеличению реальных денежных доходов, повышению уровня жизни населения республики;

- создание механизма регулирования доходов граждан и имущественной дифференциации населения.

5. В области внешнеэкономической деятельности:

- регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов республики и обеспечении ее экономической безопасности;

- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции экономики в мировое хозяйство и вступления России в ВТО;

- дальнейшее развитие экспортного потенциала республики за счет производства конкурентоспособных высокотехнологичных промышленных товаров и качественного экологически чистого продовольствия;

- проведение политики импортозамещения и разумного протекционизма в отношении республиканских товаропроизводителей.

6. По снижению криминализации экономики:

- совершенствование законодательно-нормативной базы в направлении усиления борьбы с криминализацией экономики;

- обследование, оценка и мониторинг динамики «теневой» экономической деятельности;

- определение направлений и конкретных мер по выводу капиталов и производства из «теневой» экономики.

7. По государственному регулированию и управлению:

- разработка и введение системы государственного регулирования социально-экономического развития, обеспечивающей экономическую безопасность республики;

- определение и четкое разграничение функций, прав и ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти по обеспечению экономической безопасности республики;

- экспертиза законодательно-правовых актов и хозяйственных решений с позиций обеспечения экономической безопасности;

- разработка системы управления государственным сектором экономики и определение мер по повышению эффективности использования государственной собственности;

- разработка эффективной бюджетной и налоговой политики, принятие мер по уменьшению и поэтапному устранению дотационности республиканского бюджета и его зависимости от федерального бюджета;

- определение направлений совершенствования межбюджетных отношений, развития налоговой базы и уменьшения дотационности муниципальных бюджетов;

- проведение жесткой антимонопольной политики, осуществление контроля за деятельностью естественных монополий, четкое регулирование затрат, цен и тарифов на их продукцию и услуги.

Исходя из принятой концепции, на каждый период для оценки и мониторинга экономической безопасности необходимо определять конкретные показатели и параметры (пороговые значения) состояния экономики, отвечающие современным требованиям экономической безопасности. Такие параметры могут устанавливаться как по группам показателей, так и по отдельным объектам. В зави-

симости от состояния экономики и актуальности задач обеспечения экономической безопасности в Республике Дагестан могут использоваться следующие показатели, характеризующие уровень и динамику развития экономики и социальной сферы.

1. Показатели, характеризующие производство и воспроизводственный процесс:

- объем, структура и динамика валового регионального продукта;

- общий объем и динамика развития основных отраслей производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.д.);

- качество и конкурентоспособность продукции;

- основные показатели и дифференциация по уровню развития производства районов и городов республики.

2. Показатели, характеризующие природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал:

- обеспеченность основными природными ресурсами;

- соотношение разведки полезных ископаемых и их добычи;

- состояние, технический уровень и степень изношенности основных производственных мощностей;

- состояние научно-технического потенциала.

3. Показатели демографии, трудовых ресурсов и их использования:

- рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения;

- удельный вес экономически активного населения в общей численности;

- численность, квалификационный уровень и структура трудовых ресурсов;

- занятость экономически активного населения, ее динамика, уровень безработицы по районам, городам и социальным группам населения.

4. Показатели уровня и качества жизни:

- производство валового регионального продукта на душу населения;

- размер денежного дохода на душу населения;

- средняя заработная плата работающего;

- уровень и динамика прожиточного минимума;

- соотношение денежного дохода, средней заработной платы и прожиточного минимума;

- уровень дифференциации денежных доходов и заработной платы различных слоев населения по республике, районам и городам;

- уровень потребления важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования;

- состояние окружающей среды.

5. Показатели состояния финансово-кредитной системы:

- уровень реального дефицита республиканского и муниципальных бюджетов;

- уровень цен и темпы инфляции;

- уровень внутреннего и внешнего долга;

- состояние расчетной дисциплины;

- состояние инвестиционной сферы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- состояние и динамика потенциальной налоговой базы по республике, районам и городам.

6. Показатели внешнеэкономической деятельности:

- объем и структура внешней торговли;

- объем и удельный вес вывоза (экспорта) непереработанных видов сырья и природных ресурсов;

- объем и удельный вес ввоза (импорта) энергоресурсов, продовольствия и предметов потребления.

По перечисленным выше показателям или по отдельным важнейшим из них при определении стратегии экономической безопасности и экономической политики республики следует устанавливать максимальные и минимальные абсолютные либо относительные пороговые значения, достижение и поддержание которых обеспечивают экономическую безопасность или выход за пределы которых представляет угрозу экономической безопасности. В настоящее время количественные параметры целесообразно разрабатывать и принимать на период до 2010 года.

По нашему мнению, важнейшими из перечня рекомендуемых показателей, по которым следует установить пороговые значения на период до 2010 г., являются следующие:

- объем валового регионального продукта в расчете на душу населения;

- объем промышленной продукции в расчете на душу населения;

- доля добывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции;

- доля обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции;

- доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции;

- валовый сбор зерна в весе после переработки в расчете на душу населения;

- доля в ВРП инвестиций в основной капитал;

- дефицит бюджета;

- удельный вес задолженности по налоговым платежам в объеме всех поступлений в бюджет;

- доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

- соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения;

- отношение среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму;

- отношение среднемесячного размера пенсии к прожиточному минимуму;

- уровень безработицы в процентах к экономически активному населению (по методологии МОТ);

- доля в ВРП расходов на культуру;

- доля в ВРП расходов на образование;

- доля в ВРП расходов на здравоохранение;

- доля продовольственных товаров, поступивших по импорту, в общем объеме товарных ресурсов.

Из перечисленных показателей нами выделены показатели, определяющие состояние экономики и экономической безопасности Дагестана. С учетом опыта зарубежных стран и рекомендаций ряда отечественных исследователей определены пороговые значения, рассчитаны фактические показатели и соотношение фактических и пороговых значений (см. табл. 1).

Таблица 1

Пороговые значения экономической безопасности

и их соотношения с фактическими показателями по РД и РФ за 2004 г.

Ед. Порого- РД РФ

изм. вое Фактически Соотн. факт. и Фактически Соотн. факт. и

значение порогового порогового значе-

значения ния

1 2 3 4 5 6 7 8

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Объем ВРП на душу населения (2001 г.) тыс. руб. 54,3 14,5 0,27 54,3

2. Объем пром. продукции на душу населения тыс.руб. 47,3 3,0 0,06 47,3

3. Объем продукции сельского хозяйства на д. нас. Тыс. руб. 7,0 5,4 0,77 7,0

4. Доля добывающей пром. в общем объеме пром.прод. % 25 44,3 1,77 31,8 1,27

5. Доля обрабатыв. пром. в общ. объеме пром. прод. % 75 55,7 0,74 68,2 0,9

6. Доля машиностр. и металлообраб. в общ. объеме пром. прод. % 25 13,3 0,53 20,1 0,8

7. Валовой сбор зерна на д. нас. кг 596 143 0,24 596

8. Доля в ВРП (ВВП) инвестиций в основной капитал % 25 17,9 0,72 27,0 1,08

9. Дефицит бюджета (к ВРП, ВВП) % 3 -0,5 +1,4

10. Уд. вес задолженности по налоговым платежам в объеме всех поступлений % 20 12,5 0,63 23,7 1,2

11. Доля населения с ден. доходами ниже прожит. мин. % 7 47,9 6,8 25 3,6

12. Соотнош. дох. 10%> наиболее и 10% наименее обеспеч. населения раз 8 10,5 1,31 14 1,75

13. Отнош. среднедуш. дох. к прожиточ. мини- % 250 127,9 0,51 218 0,87

муму

14. Отнош. среднемес. размера пенсии к прожит. минимуму % 150 100,5 0,67 100 0,67

15. Уровень безработицы к экономич. активн. населению % 7 21,9 3,13 8,55 1,22

Примечание. Составлено на основе статистических данных РФ и РД

Для сравнения расчет произведен по Республике Дагестан и Российской Федерации. При этом с целью ориентации республики на достижение среднероссийского уровня показателей пороговые значения приняты идентичные как для России, так и для Дагестана.

Именно поэтому за пороговые значения по объему ВРП, промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также валового сбора зерна на душу населения для Дагестана приняты средние достигнутые показатели по России. Мы считаем это вполне обоснованным, так как экономическая самодостаточность республики может быть обеспечена лишь при достижении среднего уровня показателей регионов России. Вместе с тем пороговые значения по остальным качественным показателям уровня развития экономики и социальной сферы, на наш взгляд, должны быть одинаковыми для регионов и России в целом, что обеспечит единство критериев и параметров, позволит ориентировать все регионы на достижение как собственной экономической безопасности, так и экономической безопасности России.

Каждый из показателей, а также соотношение фактического и порогового значения по ним требует глубокого анализа состояния экономики и социальной сферы республики. Как видно из таблицы 1, практически по всем показателям Дагестан не укладывается в пороговые значения и существенно отстает от средних данных по России. И это при условии, что по большинству показателей в России также не обеспечена экономическая безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.