ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА
АБДУЛАЕВА 3.3.
РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ
Обоснована необходимость определения основных показателей, критериев и пороговых значений экономической безопасности регионов с учетом специфики их состояния и экономическогоразвития.
ABDULAEVA Z.Z.
DEVELOPMENT OF THE OPTIMUM SYSTEMS OF THE ECONOMIC
FACTORS OF SAFETY IN REGION
Necessity of the determination of the main indexes, criterion and пороговых importance of economic safety of region with for specifics of their condition and economic development is motivated.
Ключевые слова: регион, экономическая безопасность, показатели, критерии, пороговые значения.
Keywords: region, economic safety, factors, criteria, пороговые of importance.
Формирование региональной системы экономической безопасности предполагает учет специфических черт экономического развития региона. Во-первых, различаются объекты исследования, т.к. в регионах функционирует сложная динамическая система объектов, принадлежащих различным собственникам, т. е. структура и содержание форм собственности и хозяйствования в регионах неодинаковы. Во-вторых, неодинаковы субъекты исследования, поскольку структура управления экономики региона включает различные уровни влияния, не решен вопрос о разграничении полномочий между центром и регионами. Кроме того, существенные различия в экономическом потенциале регионов обусловливают неравномерность их социально-экономического развития.
Учитывая специфические особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, представляется необходимой специальная проработка системы социально-экономических показателей, основанная на регионально-ориентированном методическом подходе, которая должна обеспечить:
❖ оценку кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере региона;
❖ оценку их влияния на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;
❖ разработку и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона;
❖ определение приоритетов и траекторий социально-экономического развития региона.
Разработка системы критериев и параметров экономической безопасно -сти регионов должна базироваться на использовании следующих общеметодологических признаков:
❖ комплексности (необходимости анализа и учета всех сторон объекта изучения);
❖ системности (учета ряда взаимосвязей и взаимозависимостей);
❖ вариантности (альтернативности), выявления и обоснования нескольких вариантов развития;
❖ безусловного примата экономической безопасности как важного элемента оценки экономики и жизнедеятельности населения в регионе;
❖ выявления и реализации доступных мер по предотвращению угроз экономической безопасности региона.
Оценка положения в регионе должна опираться на набор и анализ критериев экономической безопасности, которые позволяют выявить и качественно оценить грядущие угрозы, а также реализовать комплекс программно-целевых мер по стабилизации экономики.
К принципиальным требованиям системы параметров экономической безопасности регионов относятся:
❖ возможность использования каждого параметра в работе федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации;
❖ совместимость каждого параметра с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;
❖ достаточная степень конкретности и определенности, позволяющая давать однозначную оценку фактическому состоянию экономики страны и региона с позиций обеспечения экономической безопасности;
❖ возможность осуществлять мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз экономической безопасности региона.
Для экономической безопасности региона принципиальными являются пороги показателей - предельные значения, несоблюдение (превышение или достижение) которых приведет к началу разрушительных нерегламентиро-ванных процессов в регионе. Такие индикаторы пороговых ситуаций могут проявляться как отдельно, так и комплексно.
Для всесторонней характеристики причин и последствий кризисных ситуаций в регионе анализ целесообразно проводить по следующим блокам :[3]
1) Производственная сфера - рассчитывается на основе таких индикаторов, как объем ВРП, продукции промышленности и сельского хозяйства на душу населения, фактическое изменение (падение) валового регионального продукта по отношению к предыдущему периоду; изменение промыш-
ленного производства на территории по отношению к базовому периоду; степень износа основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) на территории на конец рассматриваемого периода; доля добывающей и обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции;
2) Занятость населения - текущий уровень официально зарегистрированной безработицы, доля не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу, в общей численности экономически активного населения. Критериальный показатель, пороговое значение - 7%, предкризисное значение -8 %, кризисное - 1 0 %;
3) Инвестиционная безопасность - главным сигналом снижения экономической безопасности региона является уменьшение доли инвестиций в основной капитал в общем объеме ВРП;
4) Научно-техническая сфера - определяются следующие показатели:
❖ в общей численности занятых в науке и научном обслуживании (критериальный показатель - 1%, предкризисное значение - 0,7%, кризисное - 0,5%);
❖ расходы на образование к ВРП, % (критический порог 10%);
❖ внутренние затраты на научные исследования и разработки в процентах к ВРП (критический порог - 2%);
5) Внешнеэкономическая безопасность - на данном этапе развиваются интеграционные процессы региона;
6) Продовольственная сфера - ситуация на рынке продовольствия самым непосредственным образом влияет на социальную обстановку и продовольственную безопасность; серьезной, граничащей с утратой продовольственной безопасности региона и всей страны проблемой является чрезмерный импорт продовольствия.
7) Бюджетная и финансовая сферы - рассчитывается на основе следующих показателей: дефицит консолидированного бюджета республики; отношение расхода бюджета к ВРП в анализируемый период (критериальный показатель, предкризисное значение - 40%, кризисное - 30%); отношение сальдированной прибыли предприятий и организаций, республики к ВРП;
8) Уровень жизни населения - доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума; соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения; отношение среднедушевого дохода и среднего размера пенсии к прожиточному минимуму; расходы на здравоохранение и культуру к ВРП; обеспеченность жильем;
9) Демографические процессы - одним из основных показателей демографической безопасности, апробированных в политике развитых стран, считается коэффициент естественной убыли населения; ситуация остается предкризисной, если она составляет 1 чел. на 1000 чел. населения; при значении этого показателя 7 чел. ситуация приобретает кризисный характер;
10) Правопорядок - безопасность характеризуется следующими показателями: число зарегистрированных преступлений на 100 000 чел. населения
(критериальный показатель, предкризисное значение - 2,5 тыс., кризисное - 3 тыс.)
Интересы экономической безопасности России и ее регионов сегодня, как никогда, требуют объективного и всестороннего мониторинга экономики и общества с использованием индикаторов экономической безопасности, который предполагает, прежде всего, фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов), а также реализацию специально разработанных механизмов противодействия угрозам безопасности и достижения устойчивого состояния экономики.
Пороговые значения показателей экономической безопасности не могут быть универсальными, данными раз и навсегда, они зависят от уровня развития экономики, сложившейся традиции, текущей хозяйственной ситуации и комбинации данных условий. Согласно «Государственной стратегии экономической безопасности РФ» [2] пороговые значения показателей должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона.
Это вполне логично, так как большинство параметров и показателей состояния экономики и социальной сферы страны определяют регионы. При этом предполагается, что состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом. Однако необходимо учитывать, что каждый регион, с одной стороны, оказывает свое позитивное или негативное влияние на экономическую безопасность России в целом, а с другой - имеет свои специфические проблемы собственной экономической безопасности.
С учетом опыта зарубежных стран и рекомендаций ряда отечественных исследователей, для Республики Дагестан и Российской Федерации нами определены следующие пороговые значения, рассчитаны фактические показатели и соотношение фактических и пороговых значений по состоянию на 2008г. (табл. 1) [1].
Для сравнения расчет произведен по Республике Дагестан и Российской Федерации. При этом с целью ориентации республики на достижение среднероссийского уровня пороговые значения по отдельным основным показателям (по объему ВРП, промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения) за пороговые значения для Дагестана приняты средние достигнутые показатели в целом по регионам России. Мы считаем, это вполне обосновано, так как экономическая самодостаточность республики может быть обеспечена лишь при достижении среднего уровня показателей регионов России.
Проведенный анализ показывает, что состояние экономики и социальной сферы Республики Дагестан исключительно сложное и остро нуждается в глубоком анализе и объективной оценке. Как видно из таблицы 1, практически ни по одному показателю пороговые значения не выдерживаются.
Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь спектр показателей находится в пределах своих поро-
говых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб других.
Ввиду широты и многообразия угроз и факторов, влияющих на экономическую безопасность, совершенно очевидна невозможность оценки состояния экономической безопасности по одному показателю вне зависимости от ее уровня. Недопустимо изолированное использование отдельных критериев и показателей оценки экономической безопасности, необходимо комплексное и взаимодополняющее их рассмотрение. При использовании показателей необходимо использовать не одномоментные измерения, а непрерывные динамические ряды, недопустимо ограничиваться чисто статистической констатацией того или иного параметра без анализа реального экономического содержания последствий его изменений.
Таблица 1.
Пороговые значения социально-экономической безопасности и их соот-
ношения с фактическими показателями по РД и РФ (го сост.на 2008г.)
Ед. Поро- Республика Дагестан РФ
из- говое Фак- Соотноше- Фак- Соотноше-
ме- зна- тиче- ние факти- тиче- ние факти-
ре- чение ски ческого и ски ческого и
ния порогового значения порогового значения
1 2 3 4 5 6 7
1. Объем ВРП на душу населения тыс. руб. 241,8 78,3 0,3 241,8 -
2. Объем отгруженных товаров на душу населения тыс. руб. 166,0 10,2 0,06 166,0
3. Объем продукции сельского хозяйства на д. нас. тыс. руб. 18,3 14,9 0,8 18,3
4. Доля добывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции % 25 8,1 0,3 21,3 0,9
5. Доля обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции % 75 68,3 0,9 61,6 0,8
6. Доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции % 25 10,2 0,4 13,9 0,6
7. Валовой сбор зерна на душу населения кг 266 104 0,4 762 -
8. Доля в ВРП валового % 25 40,5 1,6 26,0 1,0
накопления основного
капитала
9. Численность студентов ВУЗов на 10000 населе- чел. 529 435 0,8 529 -
Ед. Поро- Республика Дагестан РФ
из- говое Фак- Соотноше- Фак- Соотноше-
ме- зна- тиче- ние факти- тиче- ние факти-
ре- чение ски ческого и ски ческого и
ния порогового значения порогового значения
ния
10. Численность занятых в науке в общей численности занятых в экономике % 1,0 0,2 0,2 1,1 1,1
11. Внутренние затраты на исследования и разработки к ВРП % 2,0 0,3 15,1 1,2 60,0
12. Расходы консолидированного бюджета на образование к ВРП % 10 6,9 0,7 3,8 0,4
13. Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение к ВРП % 10 2,6 0,3 2,3 0,2
14. Обеспеченность жильем 2 м 22 16,5 0,8 22 1,0
15. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума % 7 10,1 1,4 13,1 1,9
16. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения раз 8 13,1 1,6 16,9 2,1
17. Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму % 250 399,5 1,6 364,7 1,5
18. Отношение среднемесячного размера пенсии к прожит. минимуму % 150 122,5 0,8 122,5 0,8
19. Уровень безработицы к экономически активному населению ( РД-2008г.) % 7 13,4 1,9 6,3 0,9
20. Дефицит консолидированного бюджета (без учета в доходах безвозмездных поступлений) РФ к ВРП % 3,5 16,7 4,8 0,16 0,05
При изучении причинно-следственных связей все показатели экономической безопасности подразделяются на факторные и результативные. Факторные показатели определяют поведение результативного и выступают в качестве причин его изменения. Ввиду теснейшей взаимозависимости и взаимообусловленности социально-экономических явлений одни и те же показатели экономической безопасности могут одновременно являться и фактор-
ными, и результативными, то есть в одно и то же время они находятся под воздействием одних показателей и влияют на другие.
В зависимости от значимости показателей и времени анализа можно привести следующую классификацию показателей экономической безопасности:
1. Общеэкономические (ВВП, объемы производства по отраслям, по важнейшим видам продукции и т.д.);
2. Специфические, отражающие экономическую ситуацию на данном этапе (уровень инфляции, душевое потребление, безработица, миграция населения, смертность и т.д.);
3. Частные, которые являются важными для характеристики конкретной ситуации в стране или в регионе (например, ход сева или уборки урожая, ликвидация стихийного бедствия или крупномасштабной аварии и т.д.).
Оценка, анализ и прогнозирование состояния экономической безопасно -сти региона должны опираться на систему показателей, рассматриваемую как совокупность невзаимозаменяемых количественных и качественных характеристик социально-экономического развития территории. К основным требованиям, которые необходимо соблюдать при формировании системы показателей экономической безопасности региона можно отнести следующие:
1. Система показателей должна быть взаимоувязана в рамках общей методики анализа, допускающей проведение исследований как на федеральном, так и на региональном уровнях.
2. Система показателей должна отвечать перечню основных факторов, влияющих на состояние экономической безопасности, каждый из показателей должен быть связан с оценкой кризисной ситуации в определенной сфере экономической и социальной жизни региона.
3. Перечень используемых показателей должен быть минимален, легко доступен, совместим с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования.
4. Все показатели должны иметь достаточную степень конкретности и определенности, что позволит дать однозначную оценку фактическому состоянию экономики с позиции обеспечения экономической безопасности.
5. Результаты анализа в выбранной системе показателей должны допускать простую и наглядную проверку на непротиворечивость объективной реальности.
6. По возможности не следует включать в систему индикаторов количественно неопределяемые показатели.
На основе используемой в настоящее время в системе государственной статистики совокупности показателей и в соответствии с перечнем наиболее важных факторов, влияющих на состояние экономической безопасности региона, в Республике Дагестан могут использоваться следующие показатели, характеризующие уровень и динамику развития экономики и социальной сферы:
Показатели, характеризующие производство и воспроизводственный процесс:
❖ объем, структура и динамика валового регионального продукта;
❖ общий объем и динамика развития основных отраслей производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.д.);
❖ качество и конкурентоспособность продукции (услуг);
❖ основные показатели и дифференциация по уровню развития производства районов и городов республики.
Показатели, характеризующие природные ресурсы, производственный и инновационный потенциал:
❖ обеспеченность основными природными ресурсами;
❖ соотношение разведки полезных ископаемых и их добычи;
❖ состояние, технический уровень и степень изношенности основных производственных мощностей;
❖ состояние научного и инновационного потенциала.
Показатели демографии, трудовых ресурсов и их использования:
❖ рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения;
❖ удельный вес экономически активного населения в общей численности;
❖ численность, квалификационный уровень и структура трудовых ре -сурсов;
❖ занятость экономически активного населения, ее динамика, уровень безработицы по районам, городам и социальным группам населения.
Показатели уровня и качества жизни:
❖ производство валового регионального продукта на душу населения;
❖ размер денежного дохода на душу населения;
❖ средняя заработная плата работающего;
❖ уровень и динамика прожиточного минимума;
❖ соотношение денежного дохода, средней заработной платы и прожиточного минимума;
❖ уровень дифференциации денежных доходов и заработной платы различных слоев населения по республике, районам и городам;
❖ уровень потребления важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования;
❖ состояние окружающей среды.
Показатели состояния финансово-кредитной системы:
❖ уровень реального дефицита республиканского и муниципальных бюджетов;
❖ уровень цен и темпы инфляции;
❖ уровень внутреннего и внешнего долга;
❖ состояние расчетной дисциплины;
❖ состояние инвестиционной сферы;
❖ состояние и динамика потенциальной налоговой базы по республи-
ке, районам и городам.
Показатели внешнеэкономической деятельности:
❖ объем и структура внешней торговли;
❖ объем и удельный вес вывоза (экспорта) непереработанных видов сырья и природных ресурсов;
❖ объем и удельный вес ввоза (импорта) энергоресурсов, продовольствия и предметов потребления.
Таким образом, учитывая специфику проблем обеспечения региональной экономической безопасности, необходима выработка особой системы параметров и показателей на уровне региона, которая позволит выявить и качественно оценить грядущие угрозы, а также реализовать комплекс программно-целевых мер по стабилизации обстановки.
_Литература_
1. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева 3.3. Проблемы и механизмы обеспечения социально-экономической безопасности РД // Научный доклад. - Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2009.
2. Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения). Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года №608.
3. Экономическая безопасность региона в контексте национальной экономической безопасности РФ: Монография / Под ред. к.т.н., доц. Фирюлиной Н.В. - М.: МГУП. 2003.