Научная статья на тему 'Проблемы и механизмы обеспечения экономической безопасности республики Дагестан'

Проблемы и механизмы обеспечения экономической безопасности республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
973
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / МОНИТОРИНГ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедуев А. Ш., Абдулаева З. З.

Раскрыты теоретико-методологические основы экономической безопасности региона России. Обоснованы показатели и пороговые значения экономической безопасности Республики Дагестан. Проведен сравнительный анализ состояния экономической безопасности. Предложены пути совершенствования обеспечения экономической безопасности Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и механизмы обеспечения экономической безопасности республики Дагестан»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 338 П-78

проблемы и механизмы обеспечения экономической безопасности республики дагестан

а. ш. ахмедуев,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Тел.: 8 (822) 62-66-86

з. з. абдулаева,

кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник Тел.: 8 (822) 62-66-86

Институт социально-экономических исследований дагестанского научного центра РАН

34 (91) - 2010

Раскрыты теоретико-методологические основы экономической безопасности региона России. Обоснованы показатели и пороговые значения экономической безопасности Республики Дагестан. Проведен сравнительный анализ состояния экономической безопасности. Предложены пути совершенствования обеспечения экономической безопасности Дагестана.

Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, мониторинг, критерии, показатели, пороговые значения, механизм.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года предусматривают, что меры и механизмы, направленные на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности, должны разрабатываться и реализовы-ваться на федеральном и региональном уровнях [ 1, 2]. Предлагается разрабатывать и определять критерии и количественные параметры (пороговые значения) экономической безопасности не только для страны в целом, но и для каждого ее региона.

Это вполне логично, так как большинство параметров и показателей состояния экономики

и социальной сферы страны определяют регионы. При этом предполагается, что состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

Однако необходимо учитывать, что каждый регион, с одной стороны, оказывает свое позитивное или негативное влияние на экономическую безопасность России в целом, а с другой — имеет свои специфические проблемы собственной экономической безопасности. Именно поэтому становится все более актуальной разработка теоретико-методологических и практических вопросов экономической безопасности регионов России. Эта проблема резко обостряется в связи с мировым финансово-экономическим кризисом и необходимостью ликвидации его последствий. При этом необходимо исходить из взаимозависимости экономической безопасности как отдельного региона, так и всех регионов вместе взятых и экономической безопасности Российской Федерации.

Чрезвычайно остро стоит вопрос об экономической безопасности Республики Дагестан. В пос-

ледние годы экономика Дагестана растет высокими темпами. В 2008 г. по сравнению с 2004 г. объем ВРП вырос в 2,8 раза, продукция промышленности и сельского хозяйства — в 1,9 раз, инвестиции в основной капитал — в 2,7 раза, денежные доходы населения — в 4,8 раза [3].

Однако отставание Дагестана от средних показателей по стране в расчете на душу населения составляет по ВРП в 3,3 раза, продукции промышленности — в 15,2 раза, инвестициям в основной капитал — в 2,2 раза, по среднемесячным денежным доходам населения — в 1,6 раза, среднемесячной начисленной заработной плате — в 2,2 раза. Вместе с тем удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1,5 раза, а численность безработных в процентах к экономически активному населению в 3,2 раза выше общероссийского уровня. По большинству из этих показателей республика отстает также от среднего

уровня СКФО и большинства его регионов.

Как известно, оценка положения в регионе должна опираться на набор и анализ критериев экономической безопасности, которые позволяют выявить и качественно оценить грядущие угрозы, а также реализовать комплекс программно-целевых мер по стабилизации экономики. Очевидно, что критерии имеют свои пороговые значения, за пределами которых экономика функционирует в экстремальном режиме.

С учетом опыта зарубежных стран и рекомендаций ряда отечественных исследователей для Республики Дагестан и Российской Федерации авторами определены следующие пороговые значения, рассчитаны фактические показатели и соотношение фактических и пороговых значений по состоянию на 2008 г. (см. таблицу).

Для сравнения расчет произведен по Республике Дагестан и Российской Федерации. При этом

Пороговые значения экономической безопасности и их соотношение с фактическими показателями по Республике Дагестан и Российской Федерации по состоянию на 2008 г.

Республика Дагестан Российская Федерация

№ п/п Пороговое значение Соотношение Соотношение

Показатель Фактически фактического и порогового значений Фактически фактического и порогового значений

1 Объем ВРП на душу населения, тыс. руб. 241,8 78,3 0,3 241,8 —

2 Объем отгруженных товаров на душу населения, тыс. руб. 166,0 10,2 0,06 166,0 —

3 Объем продукции сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб. 18,3 14,9 0,8 18,3 —

4 Доля добывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции, % 25 8,1 0,3 21,3 0,9

5 Доля обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленной продукции, % 75 68,3 0,9 61,6 0,8

6 Доля машиностроительной и металлообрабатывающей в общем объеме промышленной продукции, % 25 10,2 0,4 13,9 0,6

7 Валовой сбор зерна на душу населения, кг 266 104 0,4 762 —

8 Доля в ВРП валового накопления основного капитала, % 25 40,5 1,6 26,0 1,0

9 Численность студентов вузов на 10 тыс. населения, чел. 529 435 0,8 529 —

10 Численность лиц, занятых в науке в общей численности занятых в экономике, % 1,0 0,2 0,2 1,1 1,1

11 Внутренние затраты на исследования и разработки к ВРП, % 2,0 0,3 15,1 1,2 60,0

12 Расходы консолидированного бюджета на образование к ВРП, % 10 6,9 0,7 3,8 0,4

13 Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение к ВРП, % 10 2,6 0,3 2,3 0,2

14 Обеспеченность жильем, м2 22 16,5 0,8 22,0 1,0

15 Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % 7 10,1 1,4 13,1 1,9

Окончание таблицы

№ п/п Показатель Пороговое значение Республика Дагестан Российская Федерация

Фактически Соотношение фактического и порогового значений Фактически Соотношение фактического и порогового значений

16 Соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения, во сколько раз 8 13,1 1,6 16,9 2,1

17 Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, % 250 300,5 1,2 364,7 1,5

18 Отношение среднемесячного размера пенсии к прожиточному минимуму, % 150 122,5 0,8 122,5 0,8

19 Уровень безработицы к экономически активному населению, % 7 13,4 1,9 6,3 0,9

20 Дефицит консолидированного бюджета (без учета в доходах безвозмездных поступлений) РФ к ВРП, % 3,5 16,7 4,8 0,16 0,05

с целью ориентации республики на достижение среднероссийского уровня пороговые значения по отдельным основным показателям для Дагестана приняты на уровне средних по России.

По объему ВРП, промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения за пороговые значения для Дагестана приняты средние достигнутые показатели в целом по регионам России. По мнению авторов, это вполне обосновано, ведь экономическая самодостаточность республики может быть обеспечена лишь при достижении среднего уровня показателей регионов России. Вместе с тем пороговые значения по остальным качественным показателям уровня развития экономики и социальной сферы, на взгляд авторов, должны быть одинаковыми для регионов и России в целом, что обеспечит единство критериев и параметров, позволит ориентировать все регионы на достижение как собственной экономической безопасности, так и экономической безопасности России.

Проведенный авторами анализ показывает, что состояние экономики и социальной сферы Республики Дагестан исключительно сложное и остро нуждается в глубоком анализе и объективной оценке. Как видно, практически ни по одному показателю пороговые значения не выдерживаются. По показателю объема ВРП на душу населения за пороговое значение экономической безопасности РД нами принят достигнутый средний уровень по регионам России. В 2008 г. он составлял 241,8 тыс. руб., а по РД — 78,3 тыс. руб., т. е. в 3,1 раза меньше. Дагестан по этому показателю отстает от всех регионов СКФО, кроме Кабардино-Балкарской Республики, Республики Ингушетия и Чеченской Республики.

Несмотря на то, что в последние годы общий объем ВРП по республике растет высокими темпами и за 2004—2009 гг. увеличился в 2,8 раза, тем не менее, если принять за пороговое значение средний по российским регионам уровень, то разрыв между пороговым и фактическим показателем сокращается незначительно. Именно поэтому, несмотря на высокие темпы роста по отдельным показателям, в целом экономика республики остается депрессивной, а экономическая безопасность не обеспечена.

Объем промышленной продукции на душу населения в РФ составляет 166,0 тыс. руб. Для Дагестана с учетом все возрастающей численности городского населения (на 01.01.2009 она составляла 1 150 тыс. чел., или 42,4 % от общей численности, в том числе экономически активного населения — примерно 550,0 тыс.) этот уровень промышленной продукции на душу населения, на взгляд авторов, является пороговым. Только при таком объеме промышленного производства можно обеспечить занятость все возрастающего городского населения, преодолеть разгул криминала в городах, обеспечить социальную стабильность в обществе и целостность республики. Именно достижение этого показателя является порогом не только экономической, но и национальной безопасности Республики Дагестан.

За 1999—2008 гг. ежегодный индекс роста объема продукции составлял по промышленности от 106 до 123 %, но при этом он в 2008 г., по расчетам авторов, едва достиг 66 % от уровня 1990 г. При ежегодных темпах прироста, например в 10 %, промышленность Дагестана выйдет на уровень 1990 г. лишь к 2017 г. Чтобы выйти на пороговый

показатель по промышленной продукции на душу населения, необходимо увеличить объем производства примерно в 16,3 раза.

Благодаря природной устойчивости в период системного кризиса сельское хозяйство Дагестана пострадало меньше, чем промышленность. С 1991 по 1998 г. объем производства в сельском хозяйстве снизился на 36 %. С 1999 г. производство росло высокими темпами (102—121 %), и здесь уже достигнут объем валового продукта сельского хозяйства докризисного 1990 г. Тем не менее по отдельным важным видам продукции объемы производства существенно ниже уровня 1990 г. Все еще в глубоком кризисе находится большинство бывших колхозов и совхозов. Несмотря на то, что в сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство вовлечено 26,6 % занятого населения или относительно к общему числу занятых в 2,6 раза больше, чем в России (10,0 %), сельское хозяйство республики не удовлетворяет потребности республики ни по одному виду продукции сельского хозяйства кроме овощей и картофеля. Это привело к полной продовольственной зависимости республики, что при регулярном росте цен на продукты питания представляет реальную угрозу снижения уровня жизни населения республики.

Для обеспечения расширенного воспроизводства народного хозяйства, развития его отраслей на основе современной техники и технологии решающее значение имеют инвестиции в основной капитал. Поэтому накопление капитала и показатель доли в ВРП инвестиций или валового накопления основного капитала представляет собой важную составляющую экономической безопасности. Пороговое значение по этому показателю, с учетом опыта развитых стран, для России принято в 25 %. Нам представляется для Дагестана, учитывая необходимость восстановления и технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства, такое пороговое значение на ближайшую перспективу является минимальным.

В настоящее время по стране фактически доля в ВРП валового накопления основного капитала в целом по РФ составляет чуть более порогового значения — 26,0 %, а по Дагестану — 40,5 %. Такое превышение порогового значения обусловлено небольшим объемом ВРП, но отнюдь не активностью инвестиционной деятельности в республике. Инвестиции в основной капитал Дагестана в расчете на душу населения в последние десятилетия производились в 2—3 раза меньше, чем в среднем по России. По этому показателю Дагестан катастрофически отстает, особенно в последние годы.

Инвестиций в основной капитал Дагестана в расчете на душу населения производилось меньше, чем в России, в 1999 г. — в 5,5 раза, в 2000 г. — в 5,0, в 2001 г. — в 3, в 2002 г. — в 5, в 2005 г. — в 2,7, в 2006 г. — в 2,2, в 2007 г. — в 2,1, в 2008 г. — в 1,9 раза. От среднего показателя по ЮФО отставание составляло по указанным годам в 4,4; 2,3; 1,5; 1,3; 1,3 и 1,2 раза соответственно. Последствия такой инвестиционной политики представляют серьезную угрозу экономической безопасности республики. Фондовооруженность одного жителя Дагестана в 2,4 раза меньше, чем в России, и в 1,4 раза, чем в среднем по ЮФО и одного экономически активного жителя в 2,7 и 1,4 раза соответственно. В этом и состоит основная причина ограниченности экономического потенциала и хронического депрессивного состояния экономики Дагестана.

С этим же связана исключительно серьезная диспропорция между числом рабочих мест и численностью населения в трудоспособном возрасте. Недостаток рабочих мест постоянно приводил к хронической безработице. Еще при социалистической экономике она составляла 16—22 %, а в годы системного кризиса стала массовой и в отдельные годы достигала 30 % экономически активного населения. К концу 2008 г. 173 тыс. человек (13,4 %) экономически активного населения составляли безработные. Особую опасность эта угроза представляет для Дагестана, где безработица носит массовый и хронический характер (в 2007 г. —

20.2 %, в 2008 г. — 13,4 % экономически активного населения). Уровень безработицы в России на 0,7 процентных пункта ниже порогового значения (7 %), а в Дагестане выше на 6,4 процентных пункта, или в 1,9 раза. Такое положение продолжается уже многие десятилетия.

Одним из основных компонентов экономической безопасности и общей интегральной оценки состояния всей экономики является показатель бюджетной самодостаточности региона. В последние годы федеральный бюджет сводился с превышением доходов над расходами. Однако дефицит консолидированного бюджета России за 2008 г. составил 0,16 % к ВВП.

Самым тяжелым и закономерным следствием депрессивной экономики Дагестана является хронический дефицит бюджета и полная финансовая зависимость республики. По Республике Дагестан, по данным на 2008 г., профицит консолидированного бюджета составил 5,6 % к доходам, в которых

38.3 млрд руб. (72,9 %) представляли безвозмездные поступления из федерального бюджета. Следовательно, реальный дефицит бюджета без безвозмез-

- 47

дной помощи федерального бюджета в 2008 г. составлял 16,7 % к ВРП, что превышает допустимый порог экономической безопасности в 4,8 раза.

Дотационными являются также все районные и городские бюджеты республики. Это свидетельствует о полной финансовой зависимости от федерального центра экономики и социальной сферы не только в целом республики, но и всех районов и городов, что для Дагестана представляет реальную и исключительно серьезную угрозу экономической безопасности.

Качество жизни населения — это конечный результат и вместе с тем важнейший показатель состояния экономики и экономической безопасности. Низкий уровень качества жизни населения, депрессивное состояние социальной сферы представляют собой исключительную опасность для нынешних и будущих поколений дагестанцев.

В развитых странах мира принято считать, что если за чертой бедности находится более 7 % населения, то неизбежны негативные демографические последствия, снижение качества человеческого потенциала, усиление социальной напряженности, торможение развития экономики. Поэтому в большинстве стран за пороговое значение экономической безопасности принимается именно такой уровень показателя бедности. Такой же порог в размере 7 % доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, по мнению экспертов, приемлем и для России, ведь ее политика должна быть ориентирована на преодоление бедности и доведение ее до приемлемого минимального уровня. Для Дагестана преодоление бедности — проблема чрезвычайной важности и, по высказанным выше соображениям, порогом экономической безопасности республики должно быть, как и в России, 7 % доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Действительное положение по этому важнейшему показателю качества жизни населения исключительно тревожное и в России, и в Дагестане. По состоянию на 2008 г., 13,1 % населения России имели доходы ниже прожиточного минимума, что в 1,9 раза превышает пороговое значение. В Дагестане на ту же дату, по данным Росстата, 10,1 % населения имели доходы ниже прожиточного минимума, или в 1,4 раза больше порога экономической безопасности.

Не менее острой является для Дагестана проблема повышения общего уровня доходов населения. Среднедушевые доходы населения республики в 2008 г. были в 1,4 раза ниже, чем в среднем по России. Последние годы денежные доходы населения растут

48 -

высокими темпами при относительно небольшом росте размера прожиточного минимума. Поэтому показатель отношения среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, характеризующий средний уровень жизни населения, в республике составляет 399,5 %, при общепринятом пороговом значении 250 %. В худшем положении находятся пенсионеры, у которых средний размер пенсии практически находится на уровне прожиточного минимума, когда его пороговое значение составляет минимум 150 % прожиточного минимума. Низкое качество жизни населения, как отмечалось выше, грозит физической и моральной деградацией граждан, поэтому представляет собой реальную угрозу экономической безопасности республики.

Бедность и низкий уровень жизни еще более усугубляются несправедливым распределением доходов между различными группами населения. Соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения в Дагестане достигает 13,1 раза (в России — 16,9 раза) при общепризнанном пороговом значении — 8 раз. Многие исследователи, занимающиеся проблемами социальной дифференциации населения, признают, что реальные масштабы дифференциации доходов существенно выше, чем это показывает официальная статистика. По оценкам отдельных экономистов, разрыв между доходами 10 % наименее и 10 % наиболее обеспеченных граждан в России достигает 27—30 раз. По мнению авторов, именно такое состояние дифференциации характерно и для Дагестана.

Серьезную угрозу конкурентоспособности экономики, а следовательно, и экономической безопасности представляет низкий уровень развития инновационной сферы. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме в России (5,1 % в 2008 г.) в 5—6 раз ниже, чем в развитых странах, а в Дагестане — в 1,6 раза ниже среднероссийского показателя. Это — закономерное следствие того, что в республике показатели, определяющие состояние инновационной сферы (численность студентов, занятых в науке, затрат на НИОКР, образование и здравоохранение), существенно ниже пороговых значений (см. таблицу). Именно слабость инновационной сферы тормозит модернизацию экономики, снижает конкурентоспособность отраслей и хозяйствующих субъектов, а следовательно, представляет серьезную угрозу экономической безопасности республики.

Проведенный выше анализ показывает сложность и чрезвычайную актуальность создания в республике эффективного механизма обеспечения экономической безопасности. Разумеется, для

этого необходимо задействовать и в полной мере использовать комплексный механизм социально-экономического развития, оптимально сочетающий рыночное и государственное регулирование.

Одним из важных условий устойчивого развития республики и обеспечения ее экономической безопасности является дальнейшее развитие рыночного механизма. Существенную роль в развитии республики и обеспечении ее экономической безопасности должно играть государственное регулирование. Система государственного регулирования строится и функционирует на двух уровнях экономического пространства: на федеральном и региональном. Методы и рычаги государственного регулирования на том и другом уровне во многом схожи и могут быть сведены в три группы: рычаги административного воздействия; методы прямого экономического воздействия; рычаги косвенного экономического регулирования.

Государственное регулирование с использованием всех указанных выше рычагов ввиду депрессивного состояния экономики и социальной сферы для Республики Дагестан играет особую роль. Именно госрегулирование на данном этапе является решающим фактором вывода республики из этого состояния и обеспечения ее экономической безопасности.

Наряду с этим в рамках общего хозяйственного механизма крайне важно сформулировать и задействовать особый механизм обеспечения экономической безопасности республики. Такой механизм представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер государственного воздействия на социально-экономические процессы с целью предотвращения или нейтрализации угроз экономической безопасности.

Механизм обеспечения экономической безопасности, по мнению авторов, должен состоять из следующих взаимосвязанных блоков:

1) информационная база, обеспечивающая объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;

2) комплекс оперативных и долговременных мер по предотвращению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, анализ и оценка результатов их осуществления;

3) организационная структура субъектов обеспечения экономической безопасности и организация их деятельности по реализации намеченного комплекса государственных мер.

Крайне важно в существующих условиях обеспечить мониторинг объективного состояния экономики и социальной сферы, наладить достоверный государственный статистический учет по всему кругу показателей экономической безопасности, создать современную информационно-аналитическую систему постоянного наблюдения за динамикой этих показателей и их пороговых значений. Такая налаженная информационно-аналитическая система и мониторинг должны обеспечивать прогнозирование и своевременное выявление отклонений от пороговых значений, с тем чтобы своевременно принять адекватные меры для предотвращения и нейтрализации угроз экономической безопасности.

На основе итогов мониторинга и результатов прогнозно-аналитической работы необходимо разработать комплекс мер, направленных на преодоление кризисного состояния и устранение опасных отклонений пороговых значений показателей экономической безопасности. Намечаемую систему мер целесообразно принять как государственную республиканскую программу обеспечения экономической безопасности. В зависимости от состояния экономики и сложности задач предотвращения или преодоления угроз программы обеспечения экономической безопасности могут быть оперативными, среднесрочными и долгосрочными. При этом важно, чтобы программы экономической безопасности и намечаемые в них меры обеспечивали реализацию республиканской стратегии и концепции экономической безопасности.

По мнению авторов, в настоящее время для Республики Дагестан исключительно актуально планомерное и системное проведение мер по следующим направлениям.

А. По структурной политике:

• определение приоритетных и перспективных отраслей и сфер производства, обеспечивающих оптимизацию структуры экономики;

• определение «точек роста» и выявление предприятий и организаций, производящих конкурентоспособную продукцию и удовлетворяющих платежеспособный спрос на рынке;

• определение предприятий и организаций, остающихся в государственной или муниципальной собственности или контрольный пакет акций которых должен быть закреплен за государством или муниципальным образованием;

• определение предприятий и организаций, государственная поддержка которых объективно необходима для обеспечения экономической безопасности республики.

- 49

Стабилизация и сбалансированное развитие экономики невозможны без четкой научно обоснованной структурной политики. В ходе осуществления структурной политики необходимо решать задачи сбалансированного развития всех отраслей и сфер экономики, формирования благоприятного инвестиционного климата и предпринимательской среды, перелива финансовых, природных и производственных ресурсов от нежизнеспособных и бесперспективных предприятий, а также стагни-рующих отраслей к эффективным товаропроизводителям и перспективным отраслям.

Всю хозяйственную деятельность в республике нужно развивать в направлении постепенного устранения структурных диспропорций. В экономической стратегии необходимо предусмотреть достижение рациональных пропорций между разведанными и используемыми запасами полезных ископаемых, производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой, развитием производства и его инфраструктуры и т. д. Приоритетным, видимо, должно быть развитие топливно-энергетического и агропромышленного комплексов с целью наиболее полного использования природных ресурсов и обеспечения энергетической и продовольственной безопасности республики.

В целом реализация структурной политики должна обеспечивать и постоянно поддерживать пороговые значения соотношения между добывающей и обрабатывающей промышленностью, а также оптимальную долю машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции.

Б. По социальной политике:

• выявление и оценка угроз в социальной сфере;

• определение приоритетов социальной политики в стратегии экономической безопасности;

• разработка мер по снижению безработицы и уровня бедности, увеличению реальных денежных доходов, повышению уровня жизни населения республики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание механизма регулирования доходов граждан и ограничения имущественной дифференциации населения.

Повышение уровня жизни населения и на этой основе консолидация общества является не только конечной целью социальной политики, но и основой обеспечения ряда важнейших показателей и пороговых значений экономической безопасности. Выше указывалось на серьезные угрозы, имеющие место в социальной сфере Республики Дагестан. Активные государственные меры необходимы

50 -

для резкого повышения общего уровня и качества жизни населения, сведения до минимума дифференциации доходов и заработной платы, снижения безработицы. Все более актуальным становится усиление стимулирующей функции заработной платы, регулирование межотраслевой дифференциации оплаты труда. Особо надо подчеркнуть, что государственные органы, в том числе республиканские, несут всю ответственность за формирование и реализацию социальной политики, следовательно, за нейтрализацию угроз в этой сфере.

Первоочередной задачей, бесспорно, является доведение до пороговых значений показателей доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, отношения среднедушевого дохода и среднемесячного размера пенсии к прожиточному минимуму, уровня безработицы. В. По инвестиционной политике:

• создание благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению отечественных и иностранных инвестиций для развития республики;

• расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов;

• определение перечня производств и объектов, «закрытых» для иностранных инвесторов с точки зрения обеспечения экономической безопасности;

• разработка мер по более активному инвестированию в реальную экономику средств предприятий и сбережений населения;

• создание благоприятного инновационного климата в экономике, разработка и использование форм государственного стимулирования инвестиций в освоение современных технологий, а также поддержки производителей наукоемкой конкурентоспособной продукции. По мнению авторов, с целью улучшения

инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности в настоящее время для Дагестана принципиально важно в дополнение к действующим рыночным механизмам использовать механизм особой экономической зоны. В этом случае предусматривается более активное вовлечение республики в международные хозяйственные связи и инвестиционные процессы, дополнительные финансовые, налоговые и таможенные преференции предприятиям и хозяйственным организациям.

Для создания в республике особой экономической зоны имеются все объективные предпосылки: непосредственные границы с несколькими зарубеж-

ными странами, экономические и транспортные (сухопутные, морские и воздушные) связи с ними и другими государствами, масштабные потенциальные запасы нефти, газа, меди, цинка, гидроэнергетических ресурсов и т. д. Весомым фактором инвестиционной привлекательности Дагестана являются большие резервы квалифицированной дешевой рабочей силы, солидная научная база ДНЦ РАН, НИИ, проектных институтов и вузов, благоприятная и разнообразная природная среда.

Вместе с тем есть факторы, существенно затрудняющие использование преимуществ особой экономической зоны, а именно: социальная нестабильность, высокая преступность, отсутствие законности и правового порядка в хозяйственных взаимоотношениях, слабость государственной власти и недоверие к ней. К этому следует добавить недостаточную развитость социальной, производственной и рыночной инфраструктур, незавершенность экономических реформ.

Из сказанного ясно, что подготовка и формирование особой экономической зоны требуют большой организаторской, экономической и правовой работы. Но какой бы большой и сложной она ни была, эта работа оправдана и крайне важна для вывода экономики Дагестана из прорыва и нейтрализации экономических угроз. Как показывает мировой опыт, в условиях, когда федеральный центр не в состоянии оказывать достаточную помощь и у Дагестана мало своих инвестиционных ресурсов, создание особой экономической зоны является единственной возможностью в кратчайшие сроки вывести экономику на современный уровень развития.

Создание в республике особой экономической зоны целесообразно осуществлять в несколько этапов, по мере создания необходимых условий и накопления позитивного опыта. На первом этапе следует создать на юге Дагестана технико-внедренческую особую экономическую зону. На втором этапе с учетом опыта указанной зоны целесообразно в трех прибрежных районах республики с охватом городов Дербент, Каспийск и Махачкала создать промышленно-производс-твенные особые экономические зоны с таможенными налоговыми и финансовыми льготами. Накопив, таким образом, достаточного опыта и создав необходимые условия, на третьем этапе следует создать по всей республике туристско-рекреационные особые экономические зоны со всеми таможенными, налоговыми и финансовыми преференциями.

Г. По государственному регулированию и управлению:

• выявление внутренних и внешних угроз экономической безопасности республики;

• определение основных показателей (индикаторов), характеризующих состояние и уровень социально-экономического развития республики;

• разработка и установление пороговых значений социально-экономических показателей (индикаторов), позволяющих выявлять и количественно оценить угрозы экономической безопасности республики;

• разработка и внедрение системы мониторинга динамики социально-экономических показателей (индикаторов), характеризующих состояние экономической безопасности;

• определение структуры и объемов компенсационных материально-технических и финансовых ресурсов;

• разработка мер по предотвращению угроз и выходу из опасных зон экономической безопасности;

• разработка и введение системы государственного регулирования социально-экономического развития, обеспечивающей экономическую безопасность республики;

• определение и четкое разграничение функций, прав и ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти по обеспечению экономической безопасности республики;

• экспертиза законодательно-правовых актов и хозяйственных решений с позиций обеспечения экономической безопасности;

• разработка системы управления государственным сектором экономики и определение мер по повышению эффективности использования государственной собственности;

• разработка эффективной бюджетной и налоговой политики, принятие мер по уменьшению и поэтапному устранению дотационности республиканского бюджета и его зависимости от федерального бюджета;

• определение направлений совершенствования межбюджетных отношений, развития налоговой базы и уменьшения дотационности муниципальных бюджетов;

• проведение жесткой антимонопольной политики, осуществление контроля за деятельностью естественных монополий, четкое регулирование затрат, цен и тарифов на их продукцию и услуги.

- 51

Достижение пороговых значений экономической безопасности и вообще успешное функционирование экономики возможны только при компетентном государственном управлении и регулировании всей хозяйственной деятельности в каждом регионе. Оно должно стать одним из важнейших элементов комплексного механизма обеспечения экономической безопасности.

В центре внимания органов власти всех уровней должны быть реализация стратегии экономической безопасности, нейтрализация угроз экономической безопасности, достижение и постоянное поддержание уровня развития всей экономики и основных сфер жизнеобеспечения, гарантирующего экономическую независимость республики и стабильность в обществе. На реализацию принятой стратегии экономической безопасности должны быть ориентированы экономическая политика, организационно-хозяйственная деятельность республиканских и местных органов власти, субъектов хозяйствования, общественных объединений и организаций. Достижение и реализацию стратегических целей необходимо принимать в качестве критерия при оценке законодательных и иных нормативно-правовых актов, республиканского и муниципальных бюджетов, программ социально-экономического развития, инвестиционных проектов и иных хозяйственных решений.

Обеспечение экономической безопасности и реализация стратегии в такой опасной критической ситуации, в которой находится республика, требуют четкой нормативно-правовой базы, представляющей важную составляющую механизма. В первую очередь необходим закон об экономической безопасности Республики Дагестан, который бы оценивал экономическую безопасность как важнейшее условие и материальную основу самостоятельности, а угрозу экономической безопасности как угрозу государственности республики, соответственно определял бы задачи, функции и ответственность органов власти и конкретных должностных лиц за обеспечение экономической самодостаточности и экономической безопасности Дагестана.

Рыночный механизм стимулирования и саморегулирования экономического развития необходимо в полной мере использовать для достижения целей экономической безопасности. Однако необходимо ясно представлять себе, что рынок сам по себе никак не гарантирует экономической безопасности даже тогда, когда достигается бурный рост экономики. Для экономического роста и экономической безопасности важно, чтобы успешно функционировали все хозяйствен-

52 -

ные звенья. Но субъекты рынка преследуют свои собственные интересы и не ставят перед собой задачи защиты интересов граждан, общества, государства. Направить, а если нужно, и подчинить деятельность хозяйственных звеньев и субъектов рынка достижению не только собственных, но и общественных интересов — функция государства, реализуемая путем направленного воздействия на экономические процессы, путем регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Именно обеспечение экономической безопасности и в целом национальной безопасности — важнейшая функция государства.

В обеспечении экономической безопасности Республики Дагестан, как и любого субъекта Федерации, участвуют органы всех уровней власти. Поскольку экономическая безопасность регионов, как выше отмечалось, является условием экономической безопасности Российской Федерации, постольку федеральные органы государственной власти обязаны подключаться к решению экономических проблем регионов, в том числе и Республики Дагестан. К этому их обязывают принятые стратегические документы [1, 2].

Однако надо иметь в виду, что ни один федеральный орган государственной власти не ставит и не решает задачи обеспечения экономической самодостаточности и экономической безопасности отдельного субъекта Федерации. Скорее, наоборот, они, каждый в отдельности и все вместе, все делают для того, чтобы держать на экономической «привязи» все субъекты, в том числе и благополучные. Такая задача не ставится и в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации [1]. В ней справедливо подчеркивается, что возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов представляет серьезную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, но не ставится задача устранения этой реальной угрозы и выравнивания уровня развития регионов.

Из сказанного можно сделать вывод: обеспечение экономической безопасности Республики Дагестан — это функция именно его органов власти. Разумеется, при этом в необходимых случаях для решения сложных вопросов совместного ведения и т. д. подключаются соответствующие федеральные органы власти, властные структуры других субъектов Федерации. Но республиканские и муниципальные органы власти должны в полной мере нести всю ответственность за экономическое положение и экономическую безопасность Республики Дагестан, так как это их важнейшая функция.

Выполнение данной функции требует мобилизации усилий и координации деятельности не только всех органов власти, но и всех хозяйственных звеньев. Для этого необходим профессиональный аппарат, который организовал бы и контролировал реализацию стратегии экономической безопасности. Такое специальное подразделение целесообразно было бы создать при Совете безопасности Республики Дагестан. Наряду с этим при Совете безопасности республики следовало бы сформировать постоянно действующую Межведомственную комиссию по экономической безопасности, утвердить ее состав, определить функции и порядок функционирования. Такая комиссия с широкими полномочиями создана при Совете Безопасности Российской Федерации.

Специальный орган обеспечения экономической безопасности, опираясь на республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления и с их участием, должен осуществлять деятельность в следующих основных направлениях:

• создание информационной базы состояния экономики республики, осуществление объективного мониторинга и оценки экономических показателей и критериев, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

• разработка комплекса текущих и долговременных мер по подъему экономики республики до требований экономической безопасности, предотвращению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

• организация и координация деятельности всех звеньев по реализации республиканс-

кой стратегии экономической безопасности, комплекса намеченных мер по обеспечению экономической безопасности; • экспертиза принимаемых законодательных и иных нормативно-правовых актов, хозяйственных решений, инвестиционных проектов, программ социально-экономического развития и т. д. с позиции экономической безопасности Республики Дагестан. Разработка и использование на практике предлагаемого механизма, по мнению авторов, позволит вывести экономику республики на новый уровень, обеспечит ее сбалансированное развитие, занятость и повышение жизненного уровня населения, выравнивание уровня социально-экономического развития районов, городов и территорий, снимет социальную напряженность, а также многие межнациональные противоречия, решит другие социальные проблемы. При этом Дагестан обеспечит экономическую самодостаточность и экономическую безопасность, станет полноправным субъектом Российской Федерации.

Список литературы

1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): одобрена Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.

3. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 2008 г. Махачкала: Госкомстат РД, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.