Научная статья на тему 'Характеристики региональной депрессивности в рыночной экономике'

Характеристики региональной депрессивности в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ / ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ / "НОВЫЕ ДЕПРЕССИВНЫЕ" РЕГИОНЫ / "NEW DEPRESSIVE" REGIONS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА / PROBLEM REGIONS / DEPRESSIVE REGIONS / SOCIAL AND ECONOMIC INDICATORS OF A DEPRESSED REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адигюзелова Наида Юсуфовна

Статья посвящена изучению региональной депрессивности. Рассмотрены характерные черты региональной депрессивности в Великобритании, Франции, Германии, России. Сформулированы основные признаки депрессивной территории. Рассмотрены количественные критерии отнесения регионов к депрессивным. Предложены критерии отнесения Республики Дагестан к депрессивному и рассмотрена динамика основных показателей регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF REGIONAL DEPRESSION IN THE MARKET ECONOMY

The article is devoted to the study of regional depression. Characteristic features regional depression in Great Britain, France, Germany, Russia are considered. The basic signs of depressive territory are formulated. Quantitative criteria of reference of regions to the depressive are considered. Criteria of reference of Republic Dagestan to depressive are offered and dynamics of the basic indicators of regional development is considered.

Текст научной работы на тему «Характеристики региональной депрессивности в рыночной экономике»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

АДИГЮЗЕЛОВА Н.Ю.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕПРЕССИВНОСТИ В

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Статья посвящена изучению региональной депрессивности. Рассмотрены характерные черты региональной депрессивности в Великобритании, Франции, Германии, России. Сформулированы основные признаки депрессивной территории. Рассмотрены количественные критерии отнесения регионов к депрессивным. Предложены критерии отнесения Республики Дагестан к депрессивному и рассмотрена динамика основных показателей регионального развития.

ADIGYUZELOVA N. т.

CHARACTERISTICS OF REGIONAL DEPRESSION IN THE MARKET

ECONOMY

The article is devoted to the study of regional depression. Characteristic features regional depression in Great Britain, France, Germany, Russia are considered. The basic signs of depressive territory are formulated. Quantitative criteria of reference of regions to the depressive are considered. Criteria of reference of Republic Dagestan to depressive are offered and dynamics of the basic indicators of regional development is considered.

Ключевые слова: проблемные регионы; депрессивные регионы; «новые депрессивные» регионы; социально-экономические показатели депрессивного региона.

Keywords: the problem regions; the depressive regions; «new depressive» regions; social and economic indicators of a depressed region.

Социально-экономическое пространство Российской Федерации разнородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. На территории государства расположено множество территорий, в которых наиболее острыми являются экономические, социальные, демографические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами. Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения [1].

Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-

экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране [2].

Термин «депрессивные регионы» появился в начале прошлого века в Великобритании в период кризиса 1929 г. К депрессивным были отнесены старые промышленные центры, основной отраслью которых была угольная промышленность. К таким территориям были отнесены Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия. Депрессия в этих районах была связана со стадийностью промышленной структуры данных регионов и, как следствие, с трудностью замещения депрессивных отраслей (угледобыча, производство стали) современными (электроника, химия).

В ФРГ депрессия обострилась в районах угольных бассейнов Рура и Саара, железорудных месторождений в Герце и Зигерлянде. Черты региональной депрессии наиболее полно проявились в экономике Рура - крупного индустриального района.

Во Франции к депрессивным промышленным районам относят ряд районов угольных месторождений в бассейне р.Луары, в горах Севены, Аквитании. Быстрый научно-технический прогресс и изменения экономической структуры усилили региональные диспропорции в стране. Под влиянием структурных сдвигов экономика районов, базирующаяся на традиционных отраслях, оказалась неподготовленной к переходу на производство современных товаров потребления [3].

Обобщая изложенные факты, можно утверждать, что одна из основных причин региональной депрессии заключается в выбранной схеме хозяйственного развития конкретной территории. Для всех рассматриваемых регионов характерна однобокая зависимость промышленности от одной или двух отраслей, основу развития которых составили богатые запасы природных ресурсов.

В нашей стране в условиях планового ведения хозяйства, распределения ресурсов по экономическим районам на уровне государства понятие депрессивных регионов не использовалось. Основной причиной депрессии, как правило, является состав и структура кризисных отраслей производства, находящихся на данной территории. Причинами депрессии в значительной части регионов Российской Федерации явились переходные процессы, такие как разгосударствление, приватизация, спад производства, неконкурентоспособность производимой продукции, отставание от НТП, появление новых рынков сбыта и потребителей и другие.

С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов: дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в дореформенный период, а в процессе реформ их положение еще более ухудшилось; новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период поддерживали относительно высокий уровень развития, но в последние годы (в основном в связи с изменением рынка сбыта продукции и условий выхода на рынок) попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода из него [4].

К числу «новых депрессивных» могут быть отнесены не только регионы, оказавшиеся в бедственном положении из-за распада СССР, когда сразу «оборвались» экономические и технологические связи по поставкам сырья или сбыта готовой продукции, но и регионы, которые в силу развернувшихся в реформируемой России политических процессов стали субъектами Российской Федерации. Новые субъекты Федерации, такие как Республика Адыгея, Республика Алтай КЧР, Республика Дагестан и другие, получившие статус субъектов Федерации в перестроечное время, сразу попали в депрессивную ситуацию.

Таким образом, можно сформулировать основные признаки депрессивной территории, к которым можно отнести темпы спада производства, снижение уровня жизни, рост безработицы и др.

Для диагностики депрессивных регионов используются количественные критерии, предложенные разными авторами. Например, С.С. Артоболевским и Г. Вилкенсом предложены социально-экономические показатели для классификации российских регионов или индексы депрессии и их пороговые значения: падение индекса промышленного производства; объем промышленного производства на душу населения; уровень безработицы [5].

Используются и другие критерии отнесения регионов к депрессивным. Например, индекс промышленного производства, уровень безработицы, отношение денежного дохода населения к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Таблица 1.

Основные социально-экономические показатели ЮФО

ВРП на Индекс Инвести- Среднеду- Уровень

душу на- промыш- ции в ос- шевые де- безрабо-

селения, ленного новной ка- нежные до- тицы, %

руб. производства, % питал, млн.руб. ходы населения, руб.

ЮФО 120028,2 94,1 943503 12437 11,6

Республика Адыгея 84249,6 100,8 13569 10468 7,9

Республика Дагестан 78251,7 106,6 100935 13806 13,2

Республика Ингушетия 38109,7 93,8 7958 6400 52,9

Кабардино-Балкарская республика 65737,9 100,7 12054 9582 14,4

Республика Калмыкия 73012,0 110,7 8824 7097 16,6

Карачаево-Черкесская республика 82510,0 109,7 10148 10147 12,2

Республика Северная Осетия-Алания 82417,0 98,8 16700 10096 10,6

Чеченская Республика 53625,1 86,9 34779 35,0

Краснодарский край 157586,0 91,5 358014 13815 7,2

Ставропольский край 101650,4 103,5 78507 11461 8,7

Астраханская область 146614,2 84,3 63091 13023 10,0

Волгоградская область 165811,7 87,4 72847 12593 10,4

Ростовская область 135680,2 86,1 166072 12890 8,4

Источник: Регионы России 2010г. http: // www.gks.ru

На наш взгляд, методологически целесообразно обратиться к рассмотрению динамики таких важных показателей регионального развития, как валовой региональный продукт, индекс промышленного производства, объём инвестиций в основной капитал, уровень безработицы, уровень доходов на душу населения.

Следует отметить, что сравнение данных показателей, характеризующих социально-экономического положение Республики Дагестан в 2009 году, с показателями других регионов Южного федерального округа показывает наличие значительных диспропорций (см. табл. 1).

На региональном уровне обобщающим показателем, характеризующим результаты экономической деятельности, является валовой региональный продукт. Именно ВРП создает информационную базу для построения государственной и внутрирегиональной социально-экономической политики и может выступать в качестве инструмента осуществления конкретных направлений региональной государственной политики (проведение анализа дифференциации уровней социально-экономического развития регионов России, их типологизации с последующей разработкой мер государственного развития).

Таблица 2.

Производство ВРП в ЮФО по видам экономической деятельности _(в процентах к итогу) ___

2006г. 2007г. 2008г.

Всего 100 100 100

в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 13,3 13,6 14,6

рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1 0,1

добыча полезных ископаемых 2,5 1,9 2,7

обрабатывающие производства 16,2 15,9 16,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,8 3,2 4,6

строительство 7,9 9,8 8,1

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных

средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного 17,7 18,3 17,2

пользования

гостиницы и рестораны 1,6 1,7 1,4

транспорт и связь 13,6 12,2 13,3

финансовая деятельность 0,2 0,2 0,2

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7,2 6,9 6,8

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 6,0 6,7 4,6

образование 3,8 3,7 4,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,8 4,6 4,6

представление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,3 1,2 1,4

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат.сб. / Росстат. - М., 2009. - с.365-373.

Важным фактором, влияющим на формирование депрессивных тенденций на территории субъектов ЮФО, является характеристика отраслевой структуры ВРП (см. табл. 2).

Рассматривая отраслевую структуру производства ВРП в Южном Федеральном округе, можно сделать вывод, что его основная часть производится в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, строительстве, транспорте и связи.

В стране наблюдается значительная дифференциация субъектов РФ по величине произведенного ВРП на душу населения. Объединение регионов в федеральные округа несколько сглаживает региональные диспаритеты, но не снимает проблемы чрезмерного отставания отдельных регионов по уровню экономического развития. К примеру, Ростовская область по производству ВРП в пересчете на душу населения в 2007г. занимала 57 место среди субъектов РФ, а Республика Дагестан - 78 место.

Индекс промышленного производства. Республика Дагестан является регионом с достаточно развитой промышленностью. Промышленность представлена почти всеми крупными отраслями производства. Ведущее место в структуре промышленного производства занимают топливно-энергетическая, машиностроительная и пищевая отрасли промышленности.

В 2010 году в Дагестане, по данным Федеральной службы государственной статистики по РД, индекс промышленного производства составил 102,8%. Для текущего года характерно снижение темпов роста промышленного производства. Это обусловлено снижением объемов производства по следующим видам экономической деятельности: производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, обработка древесины и производство изделий из дерева, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и производство кокса, нефтепродуктов.

Среди прочих важнейших проблем актуальной остается преодоление инвестиционного кризиса. Известно, что в 90-е годы в стране произошел подлинный инвестиционный обвал. Так, по итогам 1998 года, инвестиции в основной капитал российских предприятий едва достигали четверти от уровня 1991 года [8].

Анализ итогов исследований, проведенных специалистами Минэкономразвития РФ и других организаций [9], показывает, что сложившееся тяжелое финансово-экономическое положение Дагестана в последнее десятилетие носит затяжной характер. Главными причинами этого эксперты, как правило, называют низкую инвестиционную активность региона и чрезмерную зависимость от федерального бюджетного финансирования. По нашему мнению, главная причина заключается в неэффективном государственном управлении социально-экономической и политической ситуацией на юге страны, политической нестабильности, социально-экономической депрессии республики. Возникла острая необходимость разработки долгосрочной стратегии развития региона, нацеленной на укрепление его социально-

экономического и политического потенциалов. Ее реализация потребует значительных финансовых инвестиций, прежде всего в основной капитал.

В структуре инвестиций в основной капитал преобладают привлечённые бюджетные средства. В целом неблагоприятный инвестиционный климат, снижение объёма инвестиций в основной капитал, малая доля собственных доходов регионального бюджета, низкий уровень кредитоспособности и чрезмерная зависимость инвестиций от бюджетного финансирования характеризуют инвестиционную ситуацию в Республике Дагестан как очень сложную. Объём инвестиций в основной капитал в 2004 году составил 16653 млн. рублей. В 2007г. инвестиции в основной капитал использованы в объёме 60713 млн. рублей, а в 2008г. - 86273 млн. рублей [10].

Привлечение и рациональное использование иностранных инвестиций в экономике региона могли бы в значительной степени способствовать выходу из финансового кризиса в республике. Иностранные инвестиции активизируют конкуренцию в различных сферах бизнеса; способствуют лучшей организации, размещению и восстановлению профилирующих отраслей экономики в регионах; способствуют общей социально-экономической стабильности; стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения; содействуют развитию местной промышленности и т.д.

В то же время иностранные инвестиции не всегда оказываются выгодными для страны, в экономику которой они направляются. Нам представляется, что и в общеэкономическом, и в социальном плане иностранные инвестиции представляют наибольший интерес для принимающей страны в тех случаях, когда они способствуют модернизации хозяйства, реализации продукции более высокой степени сложности и переработки, расширению научно-исследовательской деятельности, совершенствованию методов управления, усилению интеграционных процессов в регионе и т.д.

Тем не менее вызывает сомнение и тот факт, что некоторые авторы [11], исследующие данную проблему, в том числе в региональном аспекте, безоговорочно выступают за максимально возможное привлечение иностранного капитала для нужд регионов. Например, применительно к проблемам Республики Дагестан речь идет не только о конкретных экономических проектах, как, например, эксплуатация месторождений минерально-сырьевых ресурсов, море- и рыбопродуктов, инвестициях в перерабатывающие отрасли, предприятия рекреационного, строительного бизнеса и т.п., но и о международных проектах, имеющих значение не только для страны, региона, но и носящих глобальный характер. Например, проект превращения Каспийского моря в международный узел транспортных коммуникаций. Здесь намечаются серьезные меры преобразования Каспийского морского пути в транзитную магистраль. Разработан проект паромного соединения Махачкалинского международного морского порта с портами среднеазиатских республик, Азербайджана и даже с Ираном, с дальнейшим продолжением маршрута по железнодорожным и автомобильным путям на Ближний Восток и в Южную Азию.

Понятно, что для Республики Дагестан, являющейся приграничным регионом, находящейся в состоянии острого финансово-экономического кризиса и избытка трудоспособного населения, реализация этих проектов, безусловно, сыграла бы позитивную роль.

В настоящее время Дагестану присуща проблема, которая представляет собой серьёзную угрозу для региона. Она заключается в крайней отсталости и депрессивности социально-экономического развития республики, что находит своё подтверждение в низких показателях уровня жизни населения и высоких показателях безработицы среди прочих субъектов Федерации. Как известно, безработица влечёт за собой снижение мотивации к труду, способствует развитию криминальной обстановки, распространению алкоголизма, заставляет граждан отказываться от жизненно важных продуктов питания, что негативно сказывается на здоровье населения.

По уровню безработицы Дагестан в 2008 году занимал 76 место в стране [12]. В 2009г. наблюдается сокращение данного показателя, уровень которого составил 13,2%. Проблема безработицы является сдерживающим фактором экономического роста, препятствует проведению эффективной социально-экономической политики в республике, отрицательно влияет на общественно политическую обстановку в регионе.

По уровню доходов на душу населения Россия, в том числе и Дагестан, отстаёт от ведущих стран в 10-15 раз, в сельском хозяйстве, медицине и образовании - в 20-30 раз и более [13]. По уровню среднедушевых денежных доходов населения Республика Дагестан занимает 78 место в Российской Федерации. Несмотря на увеличение среднедушевых денежных доходов населения, уровень доходов остаётся низким, особенно в таких республиках, как Ингушетия, Калмыкия, Адыгея, Дагестан. Понятно, что на эти деньги прожить невозможно. Но в то же время в некоторых регионах складывается благоприятная ситуация. Так, например, в настоящее время в Республике Дагестан наблюдается не только рост населения, но и настоящий бум строительства жилья. По данным Федеральной службы государственной статистики по РД, в 2008г. при средней цене на первичном рынке жилья 27127 руб. за 1 квадратный метр и среднемесячной заработной плате 7595 руб. было построено и введено в действие 907 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов. Это свидетельствует о том, что у части населения теневые доходы превышают доходы от заработной платы, пенсий и прочих официальных выплат. Для того чтобы сократить теневые доходы, необходимо поднять легальную заработную плату до уровня, обеспечивающего воспроизводство рабочей силы.

В таблице 3 приводятся данные о величине прожиточного минимума по республике, свидетельствующие о низком уровне доходов населения.

Актуальной проблемой современной российской действительности является проблема бедности. Бедность, как социально-экономическое явление, присуща любому обществу, но масштабы её различаются на разных этапах его развития. Данный показатель отражает одно из самых острых противоречий современного социально-экономического развития общества.

Борьба с бедностью является приоритетной задачей государства. По сути, в настоящее время эта борьба не ведётся. Об этом свидетельствуют множество случаев смерти от неоказания своевременной дорогостоящей медицинской помощи, средняя заработная плата части населения ниже прожиточного минимума, отсутствует организация строительства недорого жилья и пр.

Таблица 3.

Величина прожиточного минимума по Республике Дагестан

(в рублях)

2007г. 2008г.

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц

все население 2932,5 3648,1

в том числе:

трудоспособное население 3092,3 3842,4

Пенсионеры 2335,0 2950,0

Дети 2818,3 3477,1

Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов:

среднедушевых денежных доходов 335,7 399,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

среднемесячной номинальной начисленной заработной платы 184,2 232,8

среднего размера назначенных месячных пенсий 118,3 122,5

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

тыс. человек 366,6

в % к общей численности населения 13,8 10,1

Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

Высокий уровень бедности населения республики вызывает необходимость принятия государством срочных мер по преодолению данной проблемы. В самом общем виде можно констатировать, что целью государственного регулирования регионального социально-экономического развития является снижение уровня бедности населения региона. Достижение данной цели определяет необходимость комплексного решения ряда взаимосвязанных задач, в частности сокращения высокого уровня безработицы, повышения занятости, увеличения заработной платы и т.д.

Констатируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: низкие социально-экономические показатели характеризуют регион как депрессивный. Таким образом, основной целью региональной экономической политики должно стать повышение уровня и качества жизни населения, использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионе эффективной социально ориентированной экономики. Это в конечном итоге приведет к выводу региона на траекторию устойчивого социально-экономического развития.

_Литература_

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. - М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2004. - с.317.

2. Там же. - С.327.

3. Семина И.А. Проблема региональной депрессивности: специфично-национальные и типично-характерные черты // http://geoeko.mrsu.ru/2010-1/РРГ/8ешта.рёГ

4. Гаджиев Р.Н. Социально-экономическое развитие депрессивных регионов: концепция, механизм реализации (на примере Республики Дагестан) // http://delist.ru/article/19092007_gadzhievrn/page3.html

5. Артоболевский С.С. Вилкенс Г. Группировка российских регионов с целью территориальной концентрации федеральной поддержки. -http//ieie/ncs/ru/and-and-recon.

6. Османов М.Н. Региональная политика привлечения и использования иностранных инвестиций (на примере Республики Дагестан) // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2002, №6. - С.101.

7. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов РФ в 2002-2004 гг. // Экономика и жизнь, 2004, №2. - С.4.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009: Стат.сб. / Росстат. - М., 2009. - С.928-929.

9. Османов М.Н. Указ.соч. - С.104.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009: Стат.сб. / Росстат. - М., 2009. - С.34-37.

11. Юнусова П.С. Повышение качества жизни населения - основной критерий социализации экономики // Социально-экономические основы формирования гражданского общества в Дагестане. Материалы научно-практической конференции. - Махачкала: ООО «Издательство «Юпитер», 2006.- С.122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.