Научная статья на тему 'Стратегия экономической безопасности региона и механизм ее реализации'

Стратегия экономической безопасности региона и механизм ее реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3442
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия экономической безопасности региона и механизм ее реализации»

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

А. Ш. АХМЕДУЕВ,

доктор экономических наук, профессор

З. З. АБДУЛАЕВА,

кандидат экономических наук

Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН

В результате радикальных политических, экономических и социальных трансформаций Россия вступила в новую постиндустриальную эру своего развития. Становление нового облика страны сопровождается острыми политическими и социальными проблемами, обусловленными, прежде всего экономическим положением. Будущее России, ее целостность и, в конечном счете, национальная безопасность определяются состоянием экономики и экономической безопасностью. Именно поэтому научной разработке и организационно-правовому решению проблемы экономической безопасности в последнее время уделяется большое внимание. Утверждены Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, одобрена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по экономической безопасности, определен состав этой комиссии.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) предусматривает, что меры и механизмы, направленные на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности, должны разрабатываться и реализовываться на федеральном и региональном уровнях. Предлагается разрабатывать и определять критерии и количественные параметры (пороговые значения) экономической безопасности не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. По нашему мнению, это вполне логично, так как большинство параметров и показателей состояния экономики и социальной сферы страны определяют регионы.

44 -

Государственная стратегия экономической безопасности предполагает, что состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом. Однако при этом необходимо учитывать, что каждый регион, с одной стороны, оказывает свое позитивное или негативное влияние на экономическую безопасность России в целом, а с другой — имеет свои специфические проблемы собственной экономической безопасности. Именно поэтому становится все более актуальной разработка теоретико-методологических и практических вопросов экономической безопасности регионов России. При этом необходимо прежде всего исходить из взаимозависимости экономической безопасности как отдельного региона, так и всех регионов вместе взятых и экономической безопасности Российской Федерации. Крайне важно определить степень влияния на экономическую безопасность России все возрастающей дифференциации уровня социально-экономического развития регионов.

Чрезвычайно острой является проблема экономической безопасности Республики Дагестан. В последние годы экономика Дагестана растет высокими темпами. В 2006 г. по сравнению с 2000 г. объем ВРП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности и сельского хозяйства — в 1,8 раза, инвестиции в основной капитал — в 2,7 раза, денежные доходы населения — в 4,4 раза,

Однако отставание Дагестана от средних показателей по стране в расчете на душу населения составляет по ВРП в 3,3 раза, по продукции промыш-

ленности — в 15,2 раза, по инвестициям в основной капитал — в 2,2 раза, по среднемесячным денежным доходам населения — в 1,6 раза, по среднемесячной начисленной заработной плате — в 2,2 раза.

Вместе с тем удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1,5 раза, а численность безработных в процентах к экономически активному населению в 3,2 раза выше общероссийского уровня. По большинству из этих показателей республика отстает также от среднего уровня ЮФО и большинства его регионов.

Наряду с отставанием, в экономике республики сложились серьезные диспропорции, которые тормозят развитие. Самая сложная и опасная из них — это несоответствие экономического потенциала республики численности населения. Создание производственного потенциала, мощностей и рабочих мест в Дагестане постоянно отставало от роста численности населения и его экономически активной части. Объем инвестиций в основной капитал Дагестана в расчете на душу населения в последние десятилетия был в 2-3 раза меньше, чем в среднем в России, а в отдельные годы — в 5-5,5 раза меньше. Поэтому производственный потенциал (основные фонды) Дагестана в расчете на одного жителя меньше в 2,5 раза, чем в России, и в 1,4 раза, чем в среднем в регионах ЮФО.

Все это, несомненно, представляет серьезную угрозу экономической безопасности Республики Дагестан.

Для обеспечения экономической безопасности региона и преодоления существующих угроз необходимо разработать региональную стратегию и концепцию обеспечения экономической безопасности. Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности должны определять решение конкретных задач и направления работ по созданию целостной региональной системы экономической безопасности. Эта система в зависимости от состояния и уровня развития экономики и социальной сферы должна предусматривать мероприятия по основным направлениям и сферам жизнедеятельности, определяющим экономическую безопасность региона. В ней должна быть дана объективная оценка экономической зависимости региона, определены основные цели и направления вывода ее из опасной зоны, показатели и их пороговые значения критической зависимости как всей экономики, так и по отдельным отраслям и сферам жизнеобеспечения.

Практика показывает сложность и чрезвычайную актуальность создания в Республике Дагестан эффективного механизма обеспечения экономи-

ческой безопасности. Разумеется, для этого прежде всего необходимо задействовать и в полной мере использовать комплексный механизм социально-экономического развития, оптимально сочетающий рыночное и государственное регулирование.

Одним из важных условий устойчивого развития республики и обеспечения ее экономической безопасности является дальнейшее развитие рыночного механизма. Рыночные механизмы саморегулирования следует развивать и совершенствовать в следующих направлениях:

• дальнейшее углубление институциональных реформ и формирование современной субъектной основы рыночной экономики;

• создание правовой и организационной основы для формирования и полноценного функционирования рынков товаров, труда, финансов, ценных бумаг и т. д.;

• создание единого экономического пространства и конкурентной среды;

• создание свободной предпринимательской среды и благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Существенную роль в стратегии развития республики и обеспечения ее экономической безопасности должно играть государственное регулирование. Система государственного регулирования строится и функционирует на двух уровнях экономического пространства: на федеральном и региональном. Методы и рычаги государственного регулирования на том и другом уровне отличаются несущественно. Они могут быть сведены в три группы:

1) рычаги административного воздействия, включая законодательные и нормативно-правовые акты, система законов и указов Президента РФ и РД, постановления Правительств РФ и РД, федеральные и республиканские программы социально-экономического развития, государственные заказы, межгосударственные и межрегиональные контракты и договоры и т. д.;

2) методы прямого экономического воздействия, к которым относятся государственные инвестиции на создание и развитие предприятий, организаций, производственной и социальной инфраструктуры, на реализацию мероприятий федеральных и региональных целевых программ, финансовая помощь (дотации, субвенции, трансферты и др.) депрессивным и отсталым регионам, финансирование из государственных целевых фондов, лицензирование, квотирование и др.;

3) рычаги косвенного экономического регулирования, включающие систему федеральных, республиканских и муниципальных налогов, платежи за

использование природных ресурсов, регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, льготные государственные кредиты, таможенные льготы, штрафы и санкции и др.

Государственное регулирование с использованием всех указанных выше рычагов ввиду депрессивного состояния экономики и социальной сферы для Республики Дагестан играет особую роль. Именно госрегулирование на данном этапе является решающим фактором вывода республики из этого состояния и обеспечения ее экономической безопасности.

Наряду с этим в рамках общего хозяйственного механизма крайне важно сформулировать и задействовать особый механизм обеспечения экономической безопасности республики. Такой механизм представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер государственного воздействия на социально-экономические процессы с целью предотвращения или нейтрализации угроз экономической безопасности.

Особый механизм обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан может состоять из следующих взаимосвязанных блоков:

• информационная база, обеспечивающая объективный и всесторонний мониторинг состояния экономики и общества с целью выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам региона;

• комплекс оперативных и долговременных мер по предотвращению новых и нейтрализации существующих внутренних и внешних угроз, анализ и оценка результатов их осуществления;

• организационная структура (субъектов) обеспечения экономической безопасности и организация их деятельности по реализации намеченного комплекса государственных мер. Крайне важно в существующих условиях обеспечить мониторинг объективного состояния экономики и социальной сферы, наладить достоверный государственный статистический учет по всему кругу показателей экономической безопасности, создать современную информационно-аналитическую систему постоянного наблюдения за динамикой этих показателей и их пороговых значений. Такая налаженная информационно-аналитическая система и мониторинг должны обеспечивать прогнозирование и своевременное выявление отклонений от пороговых значений, с тем чтобы своевременно принять адекватные меры для предотвращения и нейтрализации угроз экономической безопасности.

46 -

На основе итогов мониторинга и результатов прогнозно-аналитической работы необходимо разработать комплекс мер, направленных на преодоление кризисного состояния и устранение опасных отклонений пороговых значений показателей экономической безопасности. Сформированную систему мер целесообразно принять как государственную республиканскую целевую программу обеспечения экономической безопасности. В зависимости от состояния экономики и сложности задач предотвращения или преодоления угроз целевые программы обеспечения экономической безопасности могут быть оперативными, среднесрочными и долгосрочными. При этом важно, чтобы целевые программы экономической безопасности и намечаемые в них меры обеспечивали реализацию республиканской стратегии и концепции экономической безопасности.

По нашему мнению, в настоящее время для Республики Дагестан исключительно актуально планомерное и системное проведение мер по следующим направлениям.

A. Структурная политика:

• определение приоритетных и перспективных отраслей и сфер производства, обеспечивающих оптимизацию структуры экономики;

• определение «точек роста» и выявление предприятий и организаций, производящих конкурентоспособную продукцию и удовлетворяющих платежеспособный спрос на рынке;

• определение предприятий и организаций, остающихся в государственной или муниципальной собственности или контрольный пакет акций которых должен быть закреплен за государством или муниципальным образованием;

• определение предприятий и организаций, государственная поддержка которых объективно необходима для обеспечения экономической безопасности республики.

Б. Социальная политика:

• выявление и оценка угроз в социальной сфере;

• определение приоритетов социальной политики в стратегии экономической безопасности;

• разработка мер по снижению безработицы и уровня бедности, увеличению реальных денежных доходов, повышению уровня жизни населения республики;

• создание механизма регулирования доходов граждан и ограничения имущественной дифференциации населения.

B. Инвестиционная политика:

• создание благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности,

привлечению отечественных и иностранных инвестиций для развития республики; расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов;

определение перечня производств и объектов, «закрытых» для иностранных инвесторов с точки зрения обеспечения экономической безопасности;

разработка мер по более активному инвестированию в реальную экономику средств предприятий и сбережений населения; создание благоприятного инновационного климата в экономике, разработка и использование форм государственного стимулирования инвестиций в освоение современных технологий, а также поддержки производителей наукоемкой конкурентоспособной продукции. Г. Государственное регулирование и управление: выявление внутренних и внешних угроз экономической безопасности республики; определение основных показателей (индикаторов), характеризующих состояние и уровень социально-экономического развития республики;

разработка и установление пороговых значений социально-экономических показателей (индикаторов), позволяющих выявлять и количественно оценивать угрозы экономической безопасности республики; разработка и внедрение системы мониторинга динамики социально-экономических показателей (индикаторов), характеризующих состояние экономической безопасности; определение структуры и объемов компенсационных материально-технических и финансовых ресурсов;

разработка мер по предотвращению угроз и выходу из опасных зон экономической безопасности;

определение и четкое разграничение функций, прав и ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти по обеспечению экономической безопасности республики;

экспертиза законодательно-правовых актов и хозяйственных решений с позиций обеспечения экономической безопасности; разработка системы управления государственным сектором экономики и определение мер по повышению эффективности использования государственной собственности;

• разработка эффективной бюджетной и налоговой политики, принятие мер по уменьшению и поэтапному устранению дотационности республиканского бюджета и его зависимости от федерального бюджета;

• определение направлений совершенствования межбюджетных отношений, развития налоговой базы и уменьшения дотационности муниципальных бюджетов;

• проведение жесткой антимонопольной политики, осуществление контроля за деятельностью естественных монополий, четкое регулирование затрат, цен и тарифов на их продукцию и услуги.

Достижение пороговых значений экономической безопасности и успешное функционирование экономики вообще возможны только при компетентном государственном управлении и регулировании всей хозяйственной деятельности в каждом регионе. Оно должно стать одним из важнейших элементов комплексного механизма обеспечения экономической безопасности.

В центре внимания органов власти всех уровней должны быть реализация стратегии экономической безопасности, нейтрализация угроз экономической безопасности, достижение и постоянное поддержание уровня развития всей экономики и основных сфер жизнеобеспечения, гарантирующего экономическую независимость республики и стабильность в обществе. На реализацию принятой стратегии экономической безопасности должны быть ориентированы экономическая политика, организационно-хозяйственная деятельность республиканских и местных органов власти, субъектов хозяйствования, общественных объединений и организаций. Достижение и реализацию стратегических целей необходимо принимать в качестве критерия при оценке законодательных и иных нормативно-правовых актов, республиканского и муниципальных бюджетов, программ социально-экономического развития, инвестиционных проектов и иных хозяйственных решений.

Обеспечение экономической безопасности и реализация стратегии в такой опасной критической ситуации, в которой находится республика, требуют четкой нормативно-правовой базы, представляющей важную составляющую механизма. В первую очередь необходим закон об экономической безопасности Республики Дагестан, который бы оценивал экономическую безопасность как важнейшее условие и материальную основу самостоятельности, а угрозу экономической безопасности как угрозу государственности республики, — и, соответственно,

- 47

определял бы задачи, функции и ответственность органов власти и конкретных должностных лиц за обеспечение экономической самодостаточности и экономической безопасности Дагестана.

В обеспечении экономической безопасности Республики Дагестан, как и любого субъекта Федерации, участвуют органы всех уровней власти. Поскольку экономическая безопасность регионов является условием экономической безопасности Российской Федерации, постольку федеральные органы государственной власти должны подключаться к решению экономических проблем регионов, в том числе и Республики Дагестан. К этому их обязывает и принятая Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).

Однако надо иметь в виду, что ни один федеральный орган государственной власти не ставит и не решает задачи обеспечения экономической самостоятельности и экономической безопасности отдельного субъекта Федерации. Такая задача не ставится и в упомянутой Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. В ней справедливо подчеркивается, что возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов представляет серьезную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, но не ставится задача выравнивания уровня развития регионов и устранения этой реальной угрозы.

Из сказанного можно сделать вывод: обеспечение экономической безопасности Республики Дагестан — это функция именно республиканских органов власти. Разумеется, при этом в необходимых случаях для решения сложных вопросов федерального значения, совместного ведения и т. д. подключаются соответствующие федеральные органы власти, властные структуры других субъектов Федерации. Но республиканские и муниципальные органы власти должны в полной мере нести всю ответственность за экономическое положение и экономическую безопасность Республики Дагестан, так как это их важнейшая функция.

Выполнение данной функции требует мобилизации усилий и координации деятельности не только всех органов власти, но и всех хозяйственных звеньев. Для этого необходим профессиональный аппарат, который организовал бы и контролировал реализацию стратегии экономической безопасности. Такое специальное подразделение целесообраз-

но создать при Совете безопасности Республики Дагестан. Наряду с этим, при Совете безопасности республики следовало бы сформировать постоянно действующую Межведомственную комиссию по экономической безопасности, утвердить ее состав, определить функции и порядок функционирования. Такая комиссия с широкими полномочиями создана при Совбезе Российской Федерации.

Специальные органы обеспечения экономической безопасности, опираясь на республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления и с их участием, должны осуществлять деятельность в следующих основных направлениях:

1) создание информационной базы состояния экономики республики, осуществление объективного мониторинга и оценки экономических показателей и критериев, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

2) разработка комплекса текущих и долговременных мер по подъему экономики республики до требований экономической безопасности, предотвращению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3) организация и координация деятельности всех звеньев по реализации республиканской стратегии экономической безопасности, комплекса намеченных мер по обеспечению экономической безопасности;

4) экспертиза принимаемых законодательных и иных нормативно-правовых актов, хозяйственных решений, инвестиционных проектов, программ социально-экономического развития и т. д. с позиции экономической безопасности Республики Дагестан.

Разработка и использование на практике такого механизма в рамках региональной стратегии и концепции обеспечения экономической безопасности, по нашему мнению, позволит вывести экономику региона на новый уровень, обеспечит ее сбалансированное развитие, занятость и повышение жизненного уровня населения, выравнивание уровня социально-экономического развития районов, городов и территорий, а также снимет социальную напряженность, решит другие социальные проблемы. При подобном подходе каждый регион страны сможет обеспечить свою экономическую безопасность и станет гарантом экономической безопасности Российской Федерации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.