Абдуллаева А.Н.
Разработка и реализация программ по преодолению депрессивности в Республике Дагестан
Создавшееся социально-экономическое положение в стране в последние годы свидетельствует о необходимости разработки теоретических проблем экономической безопасности регионов России, с возможностью последующей их реализации. Что касается Дагестана, то для преодоления кризиса в этом депрессивном регионе недостаточны традиционные ординарные меры федеральных, республиканских и муниципальных органов власти. Необходимо в рамках РД создать комплексный механизм прорыва, использующий как российский, так и республиканский экономический и научно-технический потенциал.
Данный механизм, а также основные направления, в которых следует его производить, предлагается доктором экономических наук, профессором А. Ш. Ахмедуе-вым:
- разработка долгосрочного (на 10 лет) и среднесрочного (на 5 лет) прогнозов социально экономического развития РД, а также районов и городов;
- разработка долгосрочной и среднесрочной концепции (стратегии) социально-экономического развития РД, районов и городов;
- разработка стратегии экономической безопасности РД и механизма ее реализации;
- разработка комплексной программы социально-экономического развития РД на 5 лет и придание ей статуса федеральной целевой программы;
- поэтапное создание в Республике свободной экономической зоны (СЭЗ);
- разработка и использование механизма государственного регулирования экономики и системы управления государственным сектором Республики в условиях поэтапного введения режима СЭЗ.
Несомненно, при разработке и реализации такого рода механизмов возникнут трудности, обусловленные целым рядом причин:
- недопонимание взаимозависимости экономической безопасности каждого региона и всех регионов для обеспечения экономической безопасности страны в целом;
- наличие сепаратистских тенденций в ряде регионов, что, безусловно, тормозит формирование и реализацию единой федеральной политики в области экономической безопасности;
- различные уровни и условия социально-экономического развития регионов.
Постановка и реализация подобных программ по преодолению депрессивности в
Республике, а также освещение их в СМИ позволит оценить органами власти и обществом настоящее и спланировать судьбу Дагестана на будущее. При этом необходимо определить, что будет являться предметом деятельности власти, а именно:
- выявление и мониторинг факторов, влияющих на устойчивое развитие территории в текущей ситуации и перспективе;
- формирование экономической политики в общегосударственной стратегии экономической реформы;
- недопущение дискриминации со стороны федеральных органов по отношению к территории;
- паритетное участие в федеральных программах по развитию регионов, в размещении государственных заказов и т.п.
Вследствие того, что основой обеспечения экономической безопасности России является состояние экономических систем регионов, то по мере снижения роли федерального центра в экономических процессах субъектов, появляется необходимость активизации в решении проблем экономической безопасности самими регионами.
Анализ аналогичных процессов, имевших место в ряде регионов России (Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Москва и др.) дает возможность определить следующие направления этой работы:
- разработку региональных программ, концептуальных документов в области обеспечения экономической безопасности регионов;
- реализацию отдельных проектов, ориентированных на снижение уровня угроз безопасности регионов в отдельных сферах (энергетическая безопасность, продовольственная, техническая и др.);
- разработку организационного обеспечения в области экономической безопасности, в частности, создание Советов экономической безопасности регионов при администрации субъектов РФ.
Эффективность данной работы может быть достигнута только при применении научно-методологического обеспечения.
Опыт в разработке и обоснованию программно-целевых проектов, связанных с обеспечением экономической безопасности, показал, что, прежде всего, необходимо:1
• проведение экспресс-анализа кризисной ситуации с учетом ранжирования субъектов и экономических районов по уровню угроз экономической безопасности;
• наличие комплексности, системности, вариантности при проведении мер по локализации и нейтрализации кризисных ситуаций и определении способности экономики территории в последующем обеспечить устойчивый рост во всех сферах жизнедеятельности;
• соединения интересов территории и центра, которые взаимообусловлены, т.к. территория выступает компонентом всех происходящих социально-экономических процессов, которые с одной стороны, могут угрожать экономической безопасности РФ, а с другой, территория - субъект регулирования со стороны Центра в интересах обеспечения экономической безопасности РФ.
При разработке региональных программ и концепций обеспечения экономической безопасности важно учитывать следующее:
1 Алиев А.И., Ахмедова Э.О. Экономическая безопасность Дагестана - проблемы, решения: учебное пособие. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000 - 144 с.
во-первых, регионы являются неотъемлемой частью единого экономического и правового пространства РФ;
во-вторых, в качестве субъектов Федерации они располагают необходимым потенциалом и имеют возможности и для проведения социально-экономических преобразований, в том числе в порядке законодательной инициативы и эксперимента.
Для продления экономического кризиса и ликвидации угроз экономической безопасности регионов требуется целенаправленная работа по реализации определенных мер и действий во всех сферах экономики. В основу комплексной программы дальнейших социально-экономический преобразований, разработке и реализации конкретных мер и действий органов власти регионов должен быть предложен принцип активной адаптации экономики регионов к новым условиям хозяйствования.
Решение проблем обеспечения экономической безопасности в регионах связано с необходимостью учета особенностей их развития. В отдельных группах регионов угрозы безопасности совпадают, что обуславливает необходимость классификации регионов по уровню и условиям их социально-экономического развития. Данная классификация была осуществлена Госкомстатом РФ в 1995 году. Она разработана в программной системе, построенной на алгоритмах кластер-анализа.1 С некоторыми корректировками возможно ее использование в настоящее время.
К первому классу (средний или высокий по сравнению с другими прожиточный уровень, низкий уровень преступности, невысокий уровень заработной платы, относительно большое число безработных) относятся 49 субъектов Федерации, где лидирующее положение занимает Московская, Смоленская, Тульская, Белгородская области, г. Москва.
Ко второму классу (высокий уровень заработной платы, низкая безработица, крупные неплатежи, высокий уровень преступности) - 1 субъект (Тюменская область).
К третьему классу (высокий прожиточный уровень субъекта, высокий уровень преступности, небольшое число вакансий, большое количество доноров) - 4 субъекта.
К четвертому классу (близок к первому классу, но с низким уровнем заработной платы, образования, высокой безработицей) - 15 субъектов. К этому классу относится и Республика Дагестан.
Данная классификация, по-моему мнению, должна учитываться при разработке региональных программ обеспечения экономической безопасности, анализируя при этом, характерные для каждого субъекта особенности.
При разработке и реализации программных документов, по мнению Ахмедуева А.Ш., исходными должны быть следующие основные положения:
- соблюдение конституции и законодательства РФ и РД;
1 Алиев А.И., Ахмедова Э.О. Экономическая безопасность Дагестана - проблемы, решения: учебное пособие. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000 - 144 с.
- сохранение Дагестана, как неотъемлемой части единого российского экономического пространства и единого российского рынка;
-четкое разграничение полномочий и функций федерального «центра», республиканских органов власти и органов местного самоуправления и их ресурсное обеспечение на каждом уровне;
-завершение разграничения объектов общественной собственности на территории Дагестана на федеральную, республиканскую и муниципальную собственность, законодательное закрепление права собственности каждого уровня;
- определение и законодательное закрепление стабильных взаимоотношение между федеральным и республиканским, а также республиканским и муниципальными бюджетами;
- достижение и последующее обеспечение экономической самодостаточности, экономической независимости и экономической безопасности Республики;
- достижение и поддержание уровня экономического и социального развития Республики не ниже средних показателей по России в целом;
- экономическая обоснованность, обеспеченность ресурсами и реальность намечаемых задач, этапов и конкретных мер.
Разработку прогнозов, концепций и программы следует осуществлять в соответствии с Законом РД «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РД», принятого Народным Собранием РД 26 февраля 1998 года. Законом определены основное содержание, структура, сроки и порядок разработки прогнозов, что облегчает эту сложную задачу.
Нами представлен на рассмотрение соответствующих органов механизм обеспечения экономической безопасности, в целях создания которого предложено принять соответствующее Постановление Правительства «О мерах по созданию механизма реализации государственной стратегии экономической безопасности РФ». В соответствии с данным Постановлением должны быть подготовлены следующие документы:
1. Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по созданию механизма реализации Государственной стратегии экономической безопасности РФ».
2. Доклад о состоянии экономической безопасности РФ и о мерах по ее защите.
3. Проект количественных параметров пороговых значений экономической безопасности.
4. Проект методических подходов к определению пороговых значений и их применению в процессе анализа итогов и разработки прогнозов социально-экономического развития страны и проектов государственного бюджета.
5. Проект порядка проведения экспертизы проектов важнейших нормативных актов и правительственных решений по вопросам экономики с позиции экономической безопасности.
В Постановлении Правительства РФ должно содержаться поручение Минэкономики РФ доработать пороговые значения и методические подходы к их определению
и применением с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утвердить их.
Также предложено включить в данное постановление отдельные пункты, поручающие федеральным органам власти подготовить предложения по преодолению некоторых наиболее острых угроз экономической безопасности страны. В 9-ти предложенных пунктах предоставлены ряд мер, необходимых к реализации, органами исполнительной власти. Проанализировав их можно отметить основные:
- обеспечить постоянный мониторинг факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, анализ причин их возникновения, разработку и осуществление мер по преодолению этих угроз;
- создать в структуре соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации специальные подразделения по проблемам экономической безопасности;
- ежегодно рассматривать предложения по количественным параметрам пороговых значений экономической безопасности;
- при разработке проекта государственного бюджета обеспечить учет требований государственной стратегии экономической безопасности РФ;
- разработать среднесрочный план повышения уровня жизни населения;
- разработать предложения о мерах по восстановлению доверия населения к национальной валюте.
Данный механизм предложен нами в целях создания твердой правовой опоры Федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ для налаживания четкого процесса выявления причин возникновения угроз экономической безопасности страны и разработки мер по преодолению экономических угроз.
В стратегии экономической безопасности РД, представленной Ахмедуевым А.Ш., предложена обязательность оценки опасной экономической зависимости Республики, определены основные цели и направления вывода ее из опасной зоны, показатели и их пороговые значения критической зависимости как всей экономики, так и по отдельным отраслям и сферам жизнеобеспечения. Он считает, что основные цели, задачи и пороговые значения стратегии экономической безопасности должны учитываться при разработке концепции (стратегии), а также комплексной программы социально-экономического развития Республики.
На каждый период для оценки и мониторинга экономической безопасности необходимо определять конкретные показатели и параметры (пороговые значения) состояния экономики, отвечающие современным требованиям экономической безопасности. Такие параметры могут устанавливаться как по группам показателей, так и по отдельным объектам. В зависимости от состояния экономики и актуальности задачи обеспечения экономической безопасности в РД могут использоваться следующие показатели согласно мнению Ахмедуева А.Ш.:
1. Показатели, характеризующие производство и воспроизводственный процесс.
2. Показатели, характеризующие природные ресурсы, производственный и науч-но-технический потенциал.
3. Показатели демографии, трудовых ресурсов и их использования.
4. Показатели уровня и качества жизни.
5. показатели состояния финансово-кредитной системы.
6. Показатели внешнеэкономической деятельности.
По перечисленным выше показателям при определении стратегии экономической безопасности и экономической политики Республики, им предложено, устанавливать максимальные и минимальные абсолютные либо относительные пороговые значения, достижение и поддержание которых обеспечивают экономическую безопасность. Данные параметры, по мнению, Ахмедуева А.Ш., целесообразно разрабатывать и принимать на период до 5 лет.
Также, анализируя научный доклад Ахмедуева А.Ш., необходимо отметить его предложения о разработке комплексной программы социально-экономического развития РД (на период до 5 лет), строящейся на основе вышеизложенной стратегии. Она предусматривает увязанный по ресурсам, источникам финансирования, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-технических, производственных, социально-экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих рациональное размещение производства по регионам Республики, выравнивания их экономического и социального развития, занятость населения, преодоление кризиса, стабилизацию и дальний резкий подъем всех отраслей народного хозяйства и уровня жизни населения.
Однако для проведения всей организационной работы целесообразно создание Совета экономической безопасности субъекта РФ, а там, где он уже образован, необходима серьезная научно-методическая проработка проблем обеспечения его деятельности (это касается и Дагестана). Задачи и направления этого органа представлены Алиевым А.И. и Ахмедовой Э.О. на схеме (см. приложение), где отражены также структуры программы по обеспечению экономической безопасности региона. Ахмедуевым А.Ш. предложено сформировать при Совете Безопасности республики постоянно действующую Межведомственную комиссию по экономической безопасности, утвердить ее состав, определить функции и порядок функционирования. Такая комиссия с широкими полномочиями создания при Совете Безопасности РФ.
Специальные органы обеспечения экономической безопасности, опираясь на республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления и с их участием должны осуществлять деятельность в следующих основных направлениях:
• создание информационной базы о состоянии экономики Республики, осуществление объективного мониторинга и оценке экономических показателей и критериев, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
• разработка комплекса текущих и долговременных мер по подъему экономики Республики до требований экономической безопасности, предотвращению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
• организация и организация деятельности всех звеньев по реализации республиканской стратегии экономической безопасности, комплекса намеченных мер по обеспечению экономической безопасности;
• экспертиза применяемых законодательных и иных нормативно-правовых актов, хозяйственных решений, инвестиционных проектов, программ социально-экономического развития и т.д. с позиции экономической безопасности РД.
Анализируя две предложенные точки зрения на разработку и реализацию программ по обеспечению экономической безопасности необходимо отметить, что в обоих случаях предложено принятие устойчивой нормативно-правовой базы, а также четкого разграничения функций между органами власти «Центра» и регионов, которая бы обеспечивала экономическую безопасность как страны в целом, так и ее субъектов.
Это является, на мой взгляд, главной целью на пути к стабилизации экономического роста, т.к. законодательно определив причины возникновения угроз экономической безопасности страны и пороговые значения состояния экономики будет возможно и осуществить меры по преодолению этих угроз.
Магомедова Ш.М.
Объекты и цели государственного регулирования в условиях рыночной экономики
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).
Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.