Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона (на примере Республики Дагестан)'

Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1092
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулаева З.З.

В статье обоснована необходимость разработки механизма обеспечения экономической безопасности региона. Предложены общая схема формирования и алгоритм действия такого организационно-экономического механизма в Республике Дагестан. Это позволит вывести экономику республики из депрессии, обеспечит занятость и повышение жизненного уровня населения, выравнивание уровня социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона (на примере Республики Дагестан)»

УДК 338

организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона

(на примере Республики дагестан)

з.з. абдулаева,

кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник E-mail: isei@isei.fatal.ru

Институт социально-экономических исследований дагестанского научного центра Российской академии наук

В статье обоснована необходимость разработки механизма обеспечения экономической безопасности региона. Предложены общая схема формирования и алгоритм действия такого организационно-экономического механизма в Республике Дагестан. Это позволит вывести экономику республики из депрессии, обеспечит занятость и повышение жизненного уровня населения, выравнивание уровня социально-экономического развития.

Ключевые слова: регион, экономическая безопасность, стратегия, механизм, государственное регулирование.

Для обеспечения экономической безопасности региона и преодоления существующих угроз, прежде всего необходимо разработать региональную стратегию и концепцию обеспечения экономической безопасности. Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности должны определять решение конкретных задач и направления работ по созданию целостной региональной системы экономической безопасности. Эта система в зависимости от состояния и уровня развития экономики и социальной сферы должна предусматривать мероприятия по основным направлениям и сферам жизнедеятельности, определяющим экономическую безопасность региона. В ней должна быть дана объективная оценка экономической зависимости региона, определены основные цели и направления вывода ее из опасной зоны, пока-

затели и их пороговые значения критической зависимости как всей экономики региона, так и по отдельным отраслям и сферам жизнеобеспечения.

Проведенный анализ показывает сложность и чрезвычайную актуальность создания в регионе эффективного механизма реализации стратегии обеспечения экономической безопасности. Разумеется, что для этого прежде всего необходимо задействовать и в полной мере использовать комплексный механизм социально-экономического развития, оптимально сочетающий рыночное и государственное регулирование.

Одним из важных условий устойчивого развития республики и обеспечения ее экономической безопасности является дальнейшее развитие рыночного механизма. Рыночные механизмы саморегулирования следует развивать и совершенствовать в следующих направлениях:

— дальнейшее углубление институциональных реформ и формирование современной субъектной основы рыночной экономики;

— создание правовой и организационной основы для формирования и полноценного функционирования рынков товаров, труда, финансов, ценных бумаг и др.;

— создание единого экономического пространства и конкурентной среды;

— создание свободной предпринимательской среды и благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства, которые непосредственно реализуются во всех регионах страны. Это подчеркивают все исследователи проблем обеспечения экономической безопасности. Поэтому основную роль в развитии Республики Дагестан и обеспечении ее экономической безопасности должно играть государственное регулирование. Система государственного регулирования строится и функционирует на двух уровнях экономического пространства: на федеральном и региональном. Методы и рычаги государственного регулирования на том и другом уровне имеют минимальные отличия. Они могут быть сведены в три группы:

1) рычаги административного воздействия, включая законодательные и нормативно-правовые акты, систему законов и указов Президента РФ и Республики Дагестан, постановления правительств РФ и Республики Дагестан, стратегии долгосрочного социально-экономического развития, федеральные и республиканские программы социально-экономического развития, государственные заказы, межгосударственные и межрегиональные контракты и договоры и т.д.;

2) методы прямого экономического воздействия, к которым относятся государственные инвестиции в создание и развитие предприятий, организаций, производственной и социальной инфраструктуры, в реализацию мероприятий федеральных и региональных программ, финансовая помощь (дотации, субвенции, трансферты и др.) депрессивным и отсталым регионам, финансирование из государственных целевых фондов, лицензирование, квотирование и др.;

3) рычаги косвенного экономического регулирования, включающие систему федеральных, республиканских и муниципальных налогов, платежи за использование природных ресурсов, регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, льготные государственные кредиты, таможенные льготы, штрафы и санкции и др.

Государственное регулирование с использованием всех указанных рычагов с учетом нынешнего состояния экономики и социальной сферы для Республики Дагестан играет особую роль. Именно госрегулирование на данном этапе является решающим фактором вывода республики из сложной ситуации и обеспечения ее экономической безопасности.

Наряду с этим в рамках общего хозяйственного механизма крайне важно формировать и задействовать особый механизм обеспечения экономической безопасности республики. Такой механизм должен представлять собой систему правовых, экономических и организационных мер государственного воздействия на социально-экономические процессы в целях предотвращения или нейтрализации угроз экономической безопасности.

Общая схема такого организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан представлена на рис. 1.

Представленный механизм обеспечения экономической безопасности предполагает проведение масштабной работы в следующих основных направлениях:

— создание информационной базы, обеспечивающей объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам республики;

— проведение комплекса оперативных и долговременных мер по предотвращению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, анализу и оценке результатов их осуществления;

— формирование организационно-экономических структур — специальных органов, координирующих деятельность по обеспечению экономической безопасности, организация их работы по реализации намеченного комплекса государственных мер.

Крайне важно в существующих условиях обеспечить мониторинг объективного состояния экономики и социальной сферы, наладить достоверный государственный статистический учет по всему кругу показателей экономической безопасности, создать современную информационно-аналитическую систему постоянного наблюдения за динамикой этих показателей и их пороговых значений. Такая налаженная информационно-аналитическая система и мониторинг должны обеспечивать прогнозирование и своевременное выявление отклонений от пороговых значений для того, чтобы своевременно принимать адекватные меры для предотвращения и нейтрализации угроз экономической безопасности. На основе итогов мониторинга и результатов прогнозно-аналитической работы необходимо разработать комплекс мер, направленных на преодоление кризисного состояния и устранение опасных

Рис. 1. Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан

отклонений пороговых значений показателей экономической безопасности.

Намечаемую систему мер целесообразно принять как государственную республиканскую программу обеспечения экономической безопасности. В зависимости от состояния экономики и сложности задач предотвращения или преодоления угроз программы обеспечения экономической безопасности могут быть оперативными, среднесрочными и долгосрочными. При этом важно, чтобы программы экономической безопасности и намечаемые в них меры обеспечивали реализацию республиканской стратегии и концепции экономической безопасности.

Для преодоления существующих и предотвращения возможных угроз прежде всего необходимо разрабатывать и реализовать социально-экономическую политику, направленную на защиту экономики и социальной сферы республики от постоянных колебаний конъюнктуры рынка и негативных последствий рыночной стихии.

Однако, как показывает мировой и отечественный опыт, этого явно недостаточно в современных условиях глобализации, усиления кон-

Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.

Основные стратегические направления и приоритеты этапа социально-экономического развития

н

Анализ состояния и проблем реализации Стратегии социально-экономического развития

н

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу

И

Выбор сценария развития

Определение основных направлений и приоритетов экономической политики

куренции и модернизации всех сфер жизнедеятельности. Необходимо проводить политику управляемого устойчивого развития, ориентированную на долгосрочные цели и приоритеты, осуществлять поиск и реализацию новых направлений и высоких технологий в экономике и социальной сфере.

Именно на прогнозирование и предотвращение угроз экономической безопасности должны быть ориентированы государственные федеральные и региональные текущие, среднесрочные и долгосрочные социально-экономические политики и прежде всего такие, как структурная, промышленная, энергетическая, аграрная, инвестиционная, инновационная, социальная, финансово-кредитная, бюджетная, территориальная, внешнеэкономическая, экологическая политики.

При этом исключительно важно при формировании и реализации экономической политики учитывать решение проблем обеспечения экономической безопасности республики. Общая схема и технология формирования экономической политики Республики Дагестан с учетом требований обеспечения экономической безопасности представлены на рис. 2.

Корректировка и оптимизация выбранного варианта экономической политики с учетом требований экономической безопасности

Рис. 2. Механизм формирования экономической политики Республики Дагестан с учетом требований экономической безопасности

Формализация и принятие среднесрочной экономической политики

По мнению автора, в настоящее время для Республики Дагестан исключительно важно организовать разработку мероприятий по планомерной и системной реализации экономической политики по следующим направлениям:

1) по структурной политике:

— определение приоритетных и перспективных отраслей и сфер производства, обеспечивающих оптимизацию структуры экономики;

— определение «точек роста» и выявление предприятий и организаций, производящих конкурентоспособную продукцию и удовлетворяющих платежеспособный спрос на рынке;

— определение предприятий и организаций, остающихся в государственной или муниципальной собственности или контрольный пакет акций которых должен быть закреплен за государством или муниципальным образованием;

— определение предприятий и организаций, государственная поддержка которых объективно необходима для обеспечения экономической безопасности республики.

Стабилизация и сбалансированное развитие экономики невозможны без четкой научно обоснованной структурной политики. В ходе осуществления структурной политики необходимо решать задачи сбалансированного развития всех отраслей и сфер экономики, формирования благоприятного инвестиционного климата и предпринимательской среды, перелива финансовых, природных и производственных ресурсов от нежизнеспособных и бесперспективных предприятий, а также стагни-рующих отраслей к эффективным товаропроизводителям и перспективным отраслям.

Всю хозяйственную деятельность в республике нужно развивать в направлении постепенного устранения структурных диспропорций. В стратегии экономической безопасности необходимо предусмотреть достижение рациональных пропорций между разведанными и используемыми запасами полезных ископаемых, производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой, развитием производства и его инфраструктуры и т.д. Приоритетным, видимо, должно быть развитие топливно-энергетического и агропромышленного комплексов в целях наиболее полного использования природных ресурсов и обеспечения энергетической и продовольственной безопасности республики.

С позиций более полной занятости населения представляется чрезвычайно актуальным развитие

традиционных для Республики Дагестан легкой промышленности и народных промыслов. С этих же позиций следует подойти к сохранению и дальнейшему развитию трудоемких и наукоемких отраслей машиностроения.

В целом реализация структурной политики должна обеспечивать и постоянно поддерживать пороговые значения соотношения между добывающей и обрабатывающей промышленностью, а также оптимальную долю машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции;

2) по социальной политике:

— выявление и оценка угроз в социальной сфере;

— определение приоритетов социальной политики в стратегии экономической безопасности;

— разработка мер по снижению безработицы и уровня бедности, увеличению реальных денежных доходов, повышению уровня жизни населения республики;

— создание механизма регулирования доходов граждан и ограничения имущественной дифференциации населения.

Повышение уровня жизни населения (и консолидация общества на этой основе) является не только конечной целью социальной политики, но и основой обеспечения ряда важнейших показателей и пороговых значений экономической безопасности. Ранее уже указывалось на серьезные угрозы, имеющие место в социальной сфере Республики Дагестан. Активные государственные меры необходимы для резкого повышения общего уровня и качества жизни населения, сведения до минимума дифференциации доходов и заработной платы, снижения безработицы.

Все более актуальной становится задача по усилению стимулирующей функции заработной платы, регулированию межотраслевой дифференциации оплаты труда. Особо надо подчеркнуть, что государственные органы, в том числе республиканские, должны нести всю ответственность за формирование и реализацию социальной политики, следовательно, за нейтрализацию угроз в этой сфере.

Первоочередной задачей, бесспорно, является преодоление бедности и доведение до пороговых значений показателя отношения среднемесячного размера пенсии к прожиточному минимуму;

3) по инвестиционной политике:

— создание благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности,

привлечению отечественных и иностранных инвестиций для развития республики;

— расширение практики государственно-частного партнерства, совместного (долевого) государственно-частного финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов;

— определение перечня производств и объектов, «закрытых» для иностранных инвесторов, с позиции обеспечения экономической безопасности;

— разработка мер по более активному инвестированию в реальную экономику средств предприятий и сбережений населения;

— создание благоприятного инновационного климата в экономике, разработка и использование форм государственного стимулирования инвестиций в освоение современных технологий, а также поддержка производителей наукоемкой и инновационной конкурентоспособной продукции.

По мнению автора, в целях улучшения инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности в настоящее время для Республики Дагестан принципиально важно в дополнение к действующим рыночным механизмам использовать механизмы особых экономических зон, предусматривающие более активное вовлечение республики в международные хозяйственные связи и инвестиционные процессы, дополнительные финансовые, налоговые и таможенные преференции предприятиям и хозяйственным организациям.

Для создания в республике особых экономических зон имеются все объективные предпосылки: непосредственные границы с несколькими зарубежными странами, экономические и транспортные связи (сухопутные, морские и воздушные) с ними и другими государствами, масштабные потенциальные запасы нефти, газа, меди, цинка, энергетических ресурсов и т.д. Весомым фактором инвестиционной привлекательности Республики Дагестан являются большие резервы квалифицированной дешевой рабочей силы, солидная научная база ДНЦ РАН, НИИ, проектных институтов и вузов, благоприятная и разнообразная природная среда.

Вместе с тем есть факторы, существенно затрудняющие использование преимуществ особых экономических зон. Решающие из них: социальная нестабильность; высокая преступность; отсутствие законности и правового порядка в хозяйственных взаимоотношениях; слабость государственной власти и недоверие к ней. К этому следует добавить недостаточную развитость социальной, производ-

ственной и рыночной инфраструктуры, незавершенность экономических реформ.

Из сказанного ясно, что подготовка и формирование особых экономических зон требуют большой организаторской, экономической, правовой и идеологической работы. Но какой бы большой и сложной она ни была, эта работа оправданна и крайне важна для вывода экономики республики из прорыва и нейтрализации экономических угроз.

Как показывает мировой опыт, в условиях экономического кризиса, когда центр не в состоянии оказать достаточную помощь, а у республики мало своих инвестиционных ресурсов, создание особых экономических зон является реальной возможностью по выводу экономики на современный уровень развития.

Создание в республике особых экономических зон целесообразно осуществлять в несколько этапов по мере создания необходимых условий и накопления позитивного опыта. На первом этапе следует создать на юге Республики Дагестан туристско-рекреационную особую экономическую зону, а на базе махачкалинского торгового порта и махачкалинского аэропорта — портовые особые экономические зоны.

На втором этапе с учетом опыта указанных зон целесообразно в трех прибрежных районах республики с охватом городов Махачкала, Дербент, Каспийск, а также Дербентского, Карабудахкентского и Каякентского районов создать промышленно-производственные особые экономические зоны с таможенными, налоговыми и финансовыми льготами. Накопив, таким образом, достаточного опыта и создав необходимые условия, на третьем этапе следует создать во всей республике туристско-рекреационные особые экономические зоны со всеми таможенными, налоговыми и финансовыми преференциями;

4) по государственному регулированию и управлению:

— выявление и оценка внутренних и внешних угроз экономической безопасности республики;

— определение основных показателей (индикаторов), характеризующих состояние и уровень социально-экономического развития республики;

— разработка и установление пороговых значений социально-экономических показателей (индикаторов), позволяющих выявлять и количественно оценить угрозы экономической безопасности республики;

— определение структуры и объемов компенсационных материально-технических и финансовых ресурсов;

— разработка мер по предотвращению угроз и выходу из опасных зон экономической безопасности;

— разработка и введение системы государственного регулирования социально-экономического развития, обеспечивающей экономическую безопасность республики;

— определение и четкое разграничение функций, прав и ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти по обеспечению экономической безопасности республики;

— экспертиза законодательно-правовых актов и хозяйственных решений с позиций обеспечения экономической безопасности;

— разработка системы управления государственным сектором экономики и определение мер по повышению эффективности использования государственной и муниципальной собственности;

— разработка эффективной бюджетной и налоговой политики, принятие мер по уменьшению и поэтапному устранению дотационности республиканского бюджета и его зависимости от федерального бюджета;

— определение направлений совершенствования межбюджетных отношений, развития налоговой базы и уменьшения дотационности муниципальных бюджетов;

— проведение эффективной антимонопольной политики, осуществление контроля за деятельностью естественных монополий, четкое регулирование затрат, цен и тарифов на их продукцию и услуги.

Достижение пороговых значений экономической безопасности и вообще успешное функционирование экономики возможны только при компетентном государственном управлении и регулировании всей хозяйственной деятельности в республике. Оно должно стать одним из важнейших элементов комплексного механизма обеспечения экономической безопасности.

В центре внимания органов власти всех уровней должны быть реализация стратегии экономической безопасности, нейтрализация угроз экономической безопасности, достижение и постоянное поддержание уровня развития всей экономики и основных сфер жизнеобеспечения, гарантирующего экономическую самодостаточность республики и стабильность в обществе. На реализацию принятой стратегии экономической безопасности

должны быть ориентированы экономическая политика, организационно-хозяйственная деятельность республиканских и местных органов власти, субъектов хозяйствования, общественных объединений и организаций. Достижение и реализацию стратегических целей необходимо принимать в качестве критерия при оценке законодательных и иных нормативно-правовых актов, республиканского и муниципальных бюджетов, программ социально-экономического развития, инвестиционных проектов и иных хозяйственных решений.

Обеспечение экономической безопасности и реализация стратегии в такой опасной критической ситуации, в которой находится республика, требуют четкой нормативно-правовой базы, представляющей важную составляющую механизма. В первую очередь необходим закон об экономической безопасности Республики Дагестан, который бы оценивал экономическую безопасность как важнейшее условие и материальную основу для самостоятельности республики, а угрозу экономической безопасности — как угрозу государственности республики и соответственно определял бы задачи, функции и ответственность органов власти и конкретных должностных лиц за обеспечение экономической самодостаточности и экономической безопасности Республики Дагестан.

Рыночный механизм стимулирования и саморегулирования экономического развития необходимо в полной мере использовать для достижения целей экономической безопасности. Однако необходимо ясно представлять себе, что рынок сам по себе никак не гарантирует экономической безопасности даже тогда, когда достигается бурный рост экономики. Для экономического роста и экономической безопасности важно, чтобы успешно функционировали все хозяйственные звенья. Но субъекты рынка преследуют свои собственные интересы и не ставят перед собой задачу по защите интересов граждан, общества, государства. Направить, а если нужно, и подчинить, деятельность хозяйственных звеньев и субъектов рынка достижению не только собственных, но и общественных интересов — функция государства, реализуемая путем направленного воздействия на экономические процессы и за счет регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Именно обеспечение экономической безопасности и в целом национальной безопасности — важнейшая функция государства. В обеспечении экономической безопасности Республики Дагестан, как

и любого субъекта Федерации, участвуют органы всех уровней власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из стратегии экономической безопасности Республики Дагестан и в увязке со стратегией и законодательными актами РФ необходимо разработать политику обеспечения экономической безопасности республики. За разработку и реализацию политики (как и в целом за обеспечение экономической безопасности) несут ответственность органы государственной власти (рис. 3.)

Поскольку экономическая безопасность регионов, как отмечалось ранее, является условием экономической безопасности Российской Федерации, постольку федеральные органы государственной власти обязаны подключаться к решению экономических проблем регионов, в том числе и Республики Дагестан. К этому их обязывает и принятая Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации.

Однако надо иметь в виду, что ни один федеральный орган государственной власти не ставит и не решает задачу обеспечения экономической самодостаточности и экономической безопасности отдельного субъекта Федерации. Такая задача не ставится и в упомянутой Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. В ней справедливо подчеркивается, что возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов представляет серьезную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, но не ставится задача по устранению этой реальной угрозы и выравниванию уровня развития регионов.

Из сказанного можно сделать вывод: обеспечение экономической безопасности Республики Дагестан — это функция именно его органов власти. Разумеется, при этом в необходимых случаях для решения сложных вопросов совместного ведения и т.д. подключаются соответствующие федеральные органы власти, властные структуры других субъектов Федерации. Но республиканские и муниципальные органы власти должны в полной мере нести всю ответственность за экономическое положение и экономическую безопасность Республики Дагестан, так как это их важнейшая функция.

В структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан нет органа, координирующего деятельность органов власти по обеспечению экономической безопасности республики. В функцию министерств, комитетов, агентств и других органов и служб не входит обязанность по прогнозирова-

Рис. 3. Органы обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан

нию развития, мониторингу и оценке состояния подведомственной сферы с позиций экономической безопасности, а также по предотвращению и преодолению возможных угроз.

Именно отсутствие компетентного функционального органа, ответственного за объективную оценку состояния и долгосрочных перспектив социально-экономического развития с позиций обеспечения экономической безопасности, является одним из основных факторов депрессивного состояния и отставания экономики Дагестана.

Совет безопасности Республики Дагестан в настоящее время только борется с преступностью и не занимается устранением ее экономических и социальных причин, хотя уже общеизвестно, что экономическая безопасность является основным условием и социальной базой стабильности и национальной безопасности и в стране, и в ее регионах.

Нужен специальный орган, который координировал бы деятельность всех органов власти по обеспечению экономической безопасности. В функцию этого органа должно входить:

— определение основных экономических и социальных процессов и тенденций, представляющих угрозу экономической безопасности;

— установление основных критериев и показателей, отражающих эти процессы и тенденции, а также их пороговых значений;

— прогнозирование динамики основных показателей и возможных угроз экономической безопасности в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

— мониторинг и оценка состояния и динамики основных показателей экономической безопасности в сравнении с пороговыми значениями;

— разработка правовых, организационных, экономических и социальных мер по предупреждению и предотвращению возможных, а также по преодолению возникших угроз экономической безопасности;

— информационно-аналитическое сопровождение реализации стратегии и целевых программ по обеспечению экономической безопасности;

— экспертиза принимаемых законодательных и иных нормативно-правовых актов, хозяйственных решений, инвестиционных проектов, программ социально-экономического развития и т.д. с позиции экономической безопасности Республики Дагестан.

Выполнение данных функций требует мобилизации усилий и координации деятельности не только всех органов власти, но и всех хозяйственных звеньев. Для этого необходим профессиональный аппарат, который организовал бы и контролировал реализацию стратегии экономической безопасно-

сти. Такое специальное подразделение целесообразно создать при Совете безопасности Республики Дагестан. Наряду с этим при Совете безопасности республики следовало бы сформировать постоянно действующую межведомственную комиссию по экономической безопасности, утвердить ее состав, определить функции и порядок функционирования. Такая комиссия с широкими полномочиями создана при Совете безопасности Российской Федерации.

Разработка и использование на практике предлагаемого механизма, по мнению автора, позволят вывести экономику республики на новый уровень, обеспечит ее сбалансированное развитие, занятость и повышение жизненного уровня населения, выравнивание уровня социально-экономического развития районов, городов и территорий, снимет социальную напряженность, а также многие межнациональные противоречия, а также решит другие социальные проблемы.

Список литературы

1. Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. Проблемы и механизмы обеспечения социально-экономической безопасности Республики Дагестан: научный доклад. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН. 2010.

2. Официальный сайт Правительства Республики Дагестан. URL: http://www.e-dag.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.