Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА / BRANCH OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / MASTER'S TRAINING / EDUCATIONAL MANAGEMENT / ASSESSMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Эвелина Владимировна, Никулин Игорь Николаевич

В настоящей публикации рассмотрен организационно-управленческий компонент подготовки магистрантов в сфере физической культуры и спорта в контексте развития идей образовательного менеджмента. Представлен авторский подход обоснованного избирательного подбора корректных методов и средств, позволяющий оптимизировать организационно-управленческое звено магистерской подготовки. Охарактеризованы результаты анкетного опроса магистрантов, предоставившие возможность наметить перспективы дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Эвелина Владимировна, Никулин Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT COMPONENT OF MASTER'S PREPARATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

This publication discusses the organizational and managerial component of training the undergraduates in the field of physical education and sports in the context of the development of the educational management ideas. The author’s approach of substantiated selective selection of the correct methods and tools optimizing the organizational and managerial link of master's training is presented. The results of the questionnaire survey of the undergraduates are described, which allowed us to outline the prospects for further research.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бархаев, А.Б. Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия : Психология. Педагогика. - 2010. - Т. 3, № 1. - С. 51-58.

2. Кирьянова, Л.А. Спортивное волонтерское движение в современной России / Л.А. Кирьянова, Л.В. Морозова // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. -2019. - Том 10, № 5 (42). - С. 69-72.

3. Новиков, М.А. История, проблемы и перспективы развития молодежного волонтерства в России / М.А. Новиков // Исторические, филологические, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 6-3. - С. 141-144.

4. Репешко, Е.Е. Волонтерство в России: основные проблемы и способы их решения / Е.Е. Репешко // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 10 (110). - С. 106-109.

5. Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен / Н.В. Тарасова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 46-52.

6. Широбоков, В.Н. Развитие мотивации молодежи как этап организации волонтерской деятельности / В.Н. Широбоков // Международный журнал экспериментального образования. -2014. - № 1-2. - С. 102-104.

REFERENCES

1. Barkhaev, A.B. (2010), "Socio-psychological prerequisites for involving student youth in volunteer activities", Uchenye Zapiski Pedagogical Institute SSU imeni N.G. Chernyshevsky. Series: Psychology. Pedagogy, Vol. 3, No. 1, рр. 51-58.

2. Kiryanova, L.A. and Morozova, L.V. (2019), "Sports volunteer movement in modern Russia", Scientific works of the North-West Institute, RANEPA, Vol. 10, No. 5 (42), рр. 69-72.

3. Novikov, M.A. (2011), "History, problems and prospects of development of youth volunteering in Russia", Historical, philological, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, No. 6-3, рp. 141-144.

4. Repeshko, E.E. (2012), "Volunteering in Russia: the main problems and methods for solving them", Scientific notes of the Russian State Social University, No. 10 (110), рp. 106-109.

5. Tarasova, N.V. (2012), "Volunteering as a historical and pedagogical phenomenon", Pedagogical education in Russia, No. 4, рp. 46-52.

6. Shirobokov, V.N. (2014), "The development of youth motivation as a stage in the organization of volunteer activities", International Journal of Experimental Education, No.1-2, рp. 102-104.

Контактная информация: ludasport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2020

УДК 796.077.5

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА

Эвелина Владимировна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; Игорь Николаевич Никулин, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

В настоящей публикации рассмотрен организационно-управленческий компонент подготовки магистрантов в сфере физической культуры и спорта в контексте развития идей образовательного менеджмента. Представлен авторский подход обоснованного избирательного подбора корректных методов и средств, позволяющий оптимизировать организационно-управленческое звено магистерской подготовки. Охарактеризованы результаты анкетного опроса магистрантов, предоста-

вившие возможность наметить перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: отрасль физической культуры и спорта, магистерская подготовка, образовательный менеджмент, оценка организационно-управленческого компонента.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p293-297

EVALUATION OF THE ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT COMPONENT OF MASTER'S PREPARATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS

Evelina Vladimirovna Mukhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism; Igor Nikolaevich Nikulin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod State National Research University

Abstract

This publication discusses the organizational and managerial component of training the undergraduates in the field of physical education and sports in the context of the development of the educational management ideas. The author's approach of substantiated selective selection of the correct methods and tools optimizing the organizational and managerial link of master's training is presented. The results of the questionnaire survey of the undergraduates are described, which allowed us to outline the prospects for further research.

Keywords: branch of physical culture and sports, master's training, educational management, assessment of the organizational and managerial component.

ВВЕДЕНИЕ

Современный вуз представляет собой специфическое социально-образовательное пространство, главная цель существования которого - подготовка профессионально востребованных специалистов. Это пространство должно иметь оптимальную структуру, быть стратегически скоординированным, находиться в постоянном развитии. Вуз во многом самостоятельно определяет направленность и содержание всех деятельностных процессов в соответствии с приоритетами отраслевых задач, концепцией развития учреждения, спецификой образовательных ступеней.

Рассмотрение организационно-управленческого компонента магистерской подготовки в сфере физической культуры является важным для понимания общей системы функционирования отраслевых магистратур. Проведение оценочных процедур, касающихся организационно-управленческого обеспечения магистерских образовательных программ на настоящем этапе, можно считать обязательным условием для обоснования и последующего внедрения экспериментальных предложений, касающихся системной оптимизации подготовки магистрантов.

Цель исследования - оценить организационно-управленческую составляющую учебно-образовательного процесса в вузах, реализующих магистерские программы, ориентированные на отрасль физической культуры и спорта.

Методы исследования - анализ результатов анкетирования с целью выявления оценочных суждений и целевых установок магистрантов, обобщение и систематизация научно-исследовательского материала.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Организационно-управленческая составляющая является одной из основ в системе образовательного менеджмента вуза. Ее можно считать таковой по следующим причинам. Во-первых, она связывает воедино все стороны социально-образовательного пространства, определяя общую концепцию функционирования и развития вуза. Во-вторых, она поддерживает систему преемственности в осуществлении учебно-воспитательного про-

цесса, соблюдая образовательную иерархичность (бакалавриат, магистратура, аспирантура). В-третьих, объединенный личностный потенциал кадрового состава организации в системе образовательного менеджмента, также важен и для профессионального становления учащихся. Продуктивно-творческая интеллектуальная среда, создаваемая руководством, преподавателями, другими сотрудниками вуза, является благоприятной профессиональной стартовой площадкой для всего коллектива учебного заведения.

В соответствии со спецификой концепции ступенчатой системы российского образования, целесообразен избирательный выбор организационно-управленческих решений для разных уровней обучения. Соответственно, и осуществление магистерской подготовки предполагает особую организацию и управление. Для внесения любых корректив в систему управления магистратуры необходимо четко представлять исходную сущность и механизм ее функционирования.

Организационно-управленческую составляющую подготовки будущих магистров в сфере физической культуры и спорта, существующую на данный момент, можно рассматривать с двух сторон - со стороны тех, кто обучает (профессорско-преподавательский состав), помогает магистрантам (руководство вуза, сотрудники учебного отдела, деканатов, руководители баз практик) и непосредственно со стороны учащихся. Полагаем, что во втором случае осознано оценить организационно-управленческий компонент магистерской подготовки возможно только при наличии определенного опыта, который формируется на завершающем этапе обучения в вузе. Для получения информации об оценочных суждениях и целевых установках учащихся, касающихся организации магистерской подготовки в настоящее время, проведено анкетирование. В данной статье отражены итоги опроса 218 магистрантов второго года обучения (таких вузов, как, РГУФКСМТ, НГУ им. П.Ф. Лесгафта, ПГАФКСТ, СГАФКСТ, ВГИФК, НИУ «Бел ГУ», ВГПУ), занимающихся по образовательным программам, ориентированным на отрасль физической культуры [1]. Для данного контингента была разработана самостоятельная анкета, в содержание которой включено 10 критериев. Оценка выбранных критериев, с нашей точки зрения, давала возможность магистрантам охарактеризовать социально-образовательную среду функционирования магистратуры в своих вузах. Спектр вопросов анкеты предполагал рассмотрение разных сторон магистерской подготовки: организационного обеспечения учебного процесса; программно-методического обеспечения; материально-техническое оснащения; возможности использования предшествующего образовательного опыта учащихся и других компонентов [1]. Вопросы анкеты предусматривали закрытые (положительные, отрицательные и «нейтральные» оценки) варианты ответов и полузакрытый вариант, позволяющий респондентам высказаться самостоятельно.

По выбранному алгоритму исследования, корректность вопросов, характеризующих каждый из десяти критериев, включенных в содержание анкеты, подтверждалась установлением статистических связей - корреляций. Выбор данного метода обусловлен его спецификой, в соответствии с которой появлялась возможность увидеть статистически достоверные количественные меры связи в случаях, соответствия одному фактору несколько значений другого фактора, находящихся в определенных пределах. Выявленная слабая или отрицательная связь между вопросами блока подчеркивала самостоятельность вопросов и давала возможность охарактеризовать несколько вариантов рассматриваемого критерия. Установление тесной корреляционной связи, указывало на возможные варианты укрупнения оценочных компонентов в процессе последующей работы.

Процентные соотношения, полученные по результатам обработки анкеты для магистрантов второго года обучения, подвергнутые логическому анализу в соответствии с практическим инструментарием исследования, позволили увидеть ряд тенденций [2]. В данной публикации, остановимся, в основном, на характеристике показателей, которые взаимосвязаны с организационно-управленческой составляющей подготовки. Установлено, что только 45,4% магистрантов считают организацию магистерской подготовки в

своем вузе достаточно совершенной. Половина опрошенных отмечает целесообразным функционирование единого структурного подразделения вуза «Магистратура». 76,6% респондентов удовлетворены качеством учебных занятий, проводимых преподавателями; 78,4% отметили важность получения дополнительных консультаций по предметам цикла магистерской подготовки; 67,4% указали, что учебное взаимодействие с сотрудниками вуза всегда было продуктивным и интересным; 78,9% отметили важность активного применения Интернет-ресурсов в целях организации эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Только 64,7% опрошенных удовлетворены уровнем организации магистерской среды в своем вузе.

Половина опрошенных (51.4%) отметили практическую пользу и значимость внеурочных мероприятий, проводимых вузом; 58,3% магистрантов принимали личное участие в различных внеурочных мероприятиях. Полагаем, что данные показатели можно считать средними, поскольку значимость личного взаимодействия в магистерской среде в период обучения указали 73,9% опрошенных; 76% респондентов считают коллективное сотрудничество в среде магистрантов эффективным. 69,7% респондентов подчеркнули, что обучение в магистратуре позволило им расширить круг своего профессионального общения. В оценке поствузовской деятельности 69,7% магистрантов отметили, что обучение в магистратуре предоставило возможность более осознанно спланировать траекторию дальнейшей профессиональной деятельности; 67,9% оценили профессионально ори-ентационную работу в вузе как эффективную; 57,8% респондентов считают возможным для себя продолжение профессиональной деятельности в высшей школе.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования позволили подчеркнуть значимость эффективного функционирования организационно-управленческого начала в комплексе магистерской подготовки. Включенность данного компонента в систему образовательного менеджмента во многом определяет генеральную линию практической реализации отраслевых магистерских программ.

Анализ данных анкетного опроса магистрантов помог более четко увидеть приоритетные направления дальнейшего совершенствования качества магистерской подготовки - проектно-модульное построение системы организационного обеспечения, оптимизацию форм внеурочной деятельности, эффективное включение в практику информационно-технологических ресурсов вузов, организацию активной среды социокультурного взаимодействия учащихся.

Полученные данные, расширенные результатами дополнительных исследований по рассматриваемой проблеме, посодействовали формированию основ экспериментальной концепции, направленной на повышение качества магистерской подготовки в сфере физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухина, Э.В. Стратегия педагогического мониторинга состояния магистерской подготовки в сфере физической культуры и спорта / Э.В. Мухина, И.А. Грец // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 230-233.

2. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - Москва : Добросвет, 2001. - 596 с.

REFERENCES

1. Mukhina, E. V. (2019), "Strategy of pedagogical monitoring of the state of master's training in the field of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 230-233.

2. Yadov, V. A. (2001), Strategy of sociological research. Description, explanation, understanding of social reality, Dobrosvet, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.