Научная статья на тему 'Стратегия педагогического мониторинга состояния магистерской подготовки в сфере физической культуры и спорта'

Стратегия педагогического мониторинга состояния магистерской подготовки в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТРАТЕГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / BRANCH OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / PEDAGOGICAL MONITORING / MASTER'S TRAINING / RESEARCH STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Эвелина Владимировна, Грец Ирина Антоновна

Статья посвящена описанию авторской концепции педагогического мониторинга, направленного на оценку эффективности подготовки магистрантов в сфере физической культуры и спорта. Определены критерии построения основы исследовательской стратегии, аргументированы принципы формирования выборки, указаны сопутствующие методы исследования. Концептуально-методологическое обоснование выбранной траектории исследования является важным для дальнейшего анализа и интерпретации полученных результатов экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Эвелина Владимировна, Грец Ирина Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of pedagogical monitoring for evaluating the state of masters training in the field of physical culture and sports

The article is devoted to the description of the author's concept of pedagogical monitoring aimed at assessing the effectiveness of training undergraduates in the field of physical culture and sports. Criteria for building the foundation of a research strategy are defined, the principles of sampling are argued, the associated research methods are indicated. The conceptual and methodological substantiation of the chosen research path is important for further analysis and interpretation of the results of experimental work.

Текст научной работы на тему «Стратегия педагогического мониторинга состояния магистерской подготовки в сфере физической культуры и спорта»

REFERENCES

1. Nikitushkin, V.G. (2003), The system for the preparation of a sports reserve, Soviet Sport, Moscow.

2. Ozolin, N.G. (2002), The handbook of the coach, Astrel Publishing House, Moscow.

3. Tumanyan, G.S. (2004), Sports wrestling: theory, methodology, training organization: educational tool, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: Starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2019

УДК 378.14+796.077.5

СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА

Эвелина Владимировна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Антоновна Грец, доктор педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

Статья посвящена описанию авторской концепции педагогического мониторинга, направленного на оценку эффективности подготовки магистрантов в сфере физической культуры и спорта. Определены критерии построения основы исследовательской стратегии, аргументированы принципы формирования выборки, указаны сопутствующие методы исследования. Концептуально-методологическое обоснование выбранной траектории исследования является важным для дальнейшего анализа и интерпретации полученных результатов экспериментальной работы.

Ключевые слова: отрасль физической культуры и спорта, педагогический мониторинг, магистерская подготовка, стратегия проведения исследования.

STRATEGY OF PEDAGOGICAL MONITORING FOR EVALUATING THE STATE OF MASTERS TRAINING IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Evelina Vladimirovna Mukhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Antonovna Gretz, the doctor of pedagogical sciences, professor, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The article is devoted to the description of the author's concept of pedagogical monitoring aimed at assessing the effectiveness of training undergraduates in the field of physical culture and sports. Criteria for building the foundation of a research strategy are defined, the principles of sampling are argued, the associated research methods are indicated. The conceptual and methodological substantiation of the chosen research path is important for further analysis and interpretation of the results of experimental work.

Keywords: branch of physical culture and sports, pedagogical monitoring, master's training, research strategy.

Одной из важных задач любого современного общества является внимание к состоянию высшего образования. От уровня и качества вузовской подготовки специалистов, во многом, зависит эффективное развитие таких социальных сфер как экономика, политика, здравоохранение, наука, образование, культура, физическая культура [4].

Неотъемлемой частью общей системы высшего образования в отрасли физической культуры и спорта можно считать магистерскую подготовку. Она выполняет серьезную социально значимую функцию - подготовку научных и преподавательских кадров, которым в дальнейшем предстоит поддерживать и развивать основы отраслевой образовательной системы. Этой спецификой подчеркнута востребованность исследований, позволяющих оценивать содержание реализации современных магистерских программ, выявлять

существующие сложности, обозначать возможные перспективы развития.

Разделяя мнения современных авторов, занимающихся проблемами высшей школы, считаем, что социальные реалии настоящего требуют переформирования образовательной среды вузов, переосмысления системы организации учебно-образовательного процесса, опыта преподавания и обучения [1, 2].

Цель исследования - рассмотреть концептуально-методологические основы разработки стратегии педагогического мониторинга, направленного на изучение особенностей реализации программ магистерской подготовки в сфере физической культуры и спорта на современном этапе.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-исследовательской литературы, педагогическое наблюдение, многофакторный системный анализ материала.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Одним из обязательных условий эффективной реализации новых исследовательских замыслов в практику образовательного пространства, является педагогический мониторинг, предполагающий комплексное лонгитюдное исследование.

В настоящей статье представлена попытка осветить одну из начальных составляющих педагогического мониторинга - обоснование концептуально-методологических основ экспериментально-исследовательской стратегии, в данном случае, направленную на оценку эффективности подготовки магистрантов в сфере физической культуры и спорта.

На основании цели исследования разработаны программные требования к построению выборки. Критериальными основами программы явились: региональный компонент, статусный (статус вуза), избирательно представительный (магистерский уровень подготовки, который в российской образовательной среде априори является малочисленным), организационно- образовательный (особенности построения учебного процесса в вузах), социальный (специфика магистерского социума). Таким образом, был применен кластерный тип вероятностной выборки, дополненный методом случайной выборки, что позволило в большей степени приблизиться к объективной оценке генеральной совокупности. Объем и состав выборки заранее не фиксировались, а определялись опытным путем в процессе проведения исследования. В соответствии со стратегией исследования предусмотрено проведение анкетирования магистрантов отраслевых российских вузов: РГУФКСМТ (ГЦОЛИФК) (Москва), НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург), ПГАФКСТ (Казань), СГАФКСТ (Смоленск), ВГИФК (Воронеж), а также университетов НИУ «Бел ГУ» (Белгород) и ВГПУ (Воронеж), в которых успешно реализуются программы магистерской подготовки, ориентированные на отрасль физической культуры. Приоритетными линиями исследования определены направления магистерской подготовки 49.04.01 «Физическая культура», 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». Однако для получения наиболее полной информации по ряду общих вопросов, касающихся реализации магистерских программ в сфере физической культуры и спорта, к анкетированию привлечены и магистранты других направлений.

Для проведения опроса разработан комплекс анкет, каждая из которых наполнена конкретным смысловым значением, в соответствии с общей концепцией исследования. Одна из анкет предполагает изучение совокупности социально-профессиональных ожиданий магистрантов от учебно-образовательной деятельности, что является важным для определения направленности их личных интересов и устремлений [3].

Содержание второй анкеты направлено на выявление оценочных суждений магистрантов по определенным критериям, касающимся организации и функционирования социально-образовательного пространства вуза. Перечень критериев оценивания представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии оценивания магистрантами социально-образовательной среды вуза

№ Критерии оценивания

1 Организационное обеспечение учебного процесса

2 Программно-методическое обеспечение учебного процесса

3 Материально-техническое оснащение учебного процесса

4 Рациональное использование предшествующего образовательного компонента

5 Усиление научного компонента в образовательной деятельности

6 Кадровое сопровождение учебного процесса

7 Оптимизация внеурочной деятельности

8 Оптимизация инновационного начала в учебной деятельности

9 Активизация социальной среды магистрантов

10 Поствузовское сопровождение магистрантов

Третья анкета была предназначена для преподавателей, работающих с магистрантами. Специалистам предложено оценивать социально-образовательное пространство вуза, в контексте реализации магистерских программ, по тем же критериям, что и магистрантам. Дополнительно преподаватели имеют возможность охарактеризовать контингент магистрантов, оценивая уровень домагистерской подготовки, профессиональную заинтересованность, системность освоения образовательных программ и степень реализации учащимися возможных резервов магистерского этапа. Кроме того, педагоги оценивают возможные варианты взаимодействия между преподавателями своего вуза, разных вузов, а также опыт сотрудничества с организациями, заинтересованными в новых профессиональных кадрах, которыми могут в дальнейшем стать магистранты. Некоторые респонденты дополняют анкетные ответы личными предложениями по улучшению качества магистерской подготовки в сфере физической культуры и спорта.

Стратегией педагогического мониторинга предусмотрено дополнение результатов анкетного опроса данными, полученными с помощью других исследовательских методов. Для характеристики взглядов, позиций, оценок магистрантов нами были задействованы методы эмпирического исследования - наблюдение, беседа, интервьюирование. Для представления выявленных тенденций в количественном выражении предусмотрено применение аутентичных методов математико-статистической обработки данных. В итоговой оценке результатов исследовательской работы предполагается задействовать классические общетеоретические методы - анализ, синтез, систематизацию, интерпретацию. Обзор данных по результатам комплексного применения всех указанных методов, аналитическая оценка выявленных тенденций заслуживают отдельных тем самостоятельных публикаций, что включено в наши дальнейшие творческие планы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, обоснование концептуально-методологических основ экспериментально-исследовательской стратегии педагогического мониторинга является важным экспериментальным этапом, определяющим траекторию дальнейшего исследовательского движения. Комплексное применение системы общенаучных и специальных методов позволяет получить содержательную и логически структурированную информацию об оценочных суждениях педагогов, магистрантов; специфике реализации магистерской подготовки в различных вузах; общих тенденциях развития магистерского образования в сфере физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение / Г. А. Абросимова // Вестник высшей школы. - 2019. - № 6. - С. 65-69.

2. Лызь, Н.А. Информационно-образовательная деятельность: виды, факторы, риски / Н.А. Лызь, О.Н. Истратова // Педагогика. - 2019. - № 4. - С. 16-24.

3. Мухина, Э.В. Исследование социально-профессиональных ожиданий магистрантов от учебно-образовательной деятельности в процессе магистерской подготовки / Э.В. Мухина // Ученые

записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 218-221.

4. Шигадаева, А.Б. Проблемы государственного управления развитием образования / А.Б. Шигадаева // Социальная педагогика в России. - 2019. - № 1. - С. 3-10.

REFERENCES

1. Abrosimova, G. A. (2019), "New technologies of education in higher education: mixed learning", Bulletin of the higher school, No. 6, pp. 65-69.

2. Lyz, N. A. (2019), "Information and educational activity: types, factors, risks", Pedagogy, No. 4, pp. 16-24.

3. Mukhina, E. V. (2019), "Research of social and professional expectations of undergraduates from educational activities in the process of master's training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 218-221.

4. Shigadaeva, A. B. (2019), "Problems of state management of the development of education", Social pedagogy in Russia, No. 1, pp. 3-10.

Контактная информация: evelina.muhina.sm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2019

УДК 796.015.686

КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ В МИКРО- И

МЕЗОЦИКЛЕ

Татьяна Ивановна Мясникова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Екатеринбург

Аннотация

Для оценки эффективности предыдущего этапа и управления состоянием спортсмена в тренировочном процессе необходимы комплексные показатели, характеризующие уровень его работоспособности. Для спортивной практики требуются прежде всего простые и в тоже время надежные и информативные способы оценки работоспособности. Для обоснования комплексной оценки использовались результаты квалифицированных пловцов-подводников при выполнении нагрузок различной направленности в зонных тестах и показатель «сумма трех пульсов». Выделены критерии комплексной педагогической оценки работоспособности квалифицированных пловцов-подводников, дана характеристика уровней работоспособности. Практическая значимость комплексной педагогической оценки работоспособности заключается в доступности и возможности использования для текущего контроля в микроцикле и этапного контроля в мезоцикле подготовки квалифицированных пловцов-подводников.

Ключевые слова: подводный спорт, плавание в ластах, комплексная педагогическая оценка работоспособности, контроль, зонный тест, сумма трех пульсов.

COMPLEX PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF PERFORMANCE BY QUALIFIED FINSWIMMERS IN MICRO- AND MESOCYCLE

Tatiana Ivanovna Miasnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of physical culture, sport and youth policy, Yekaterinburg

Annotation

The complex indicators characterizing the level of the athlete's performance are necessary to assess the effectiveness of the previous stage and control the condition. The sports practice needed simple reliable and informative methods to assess performance. The results of the qualified finswimmers were used when performing the loads of different zone tests and the indicator "sum of three pulses" for substantiating the complex assessment. The criteria of the complex pedagogical assessment of the working capacity of the qualified finswimmers are allocated; also, the characteristic of the levels of working capacity is given. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.