Научная статья на тему 'Комплексная педагогическая оценка работоспособности квалифицированных пловцов-подводников в микро- и мезоцикле'

Комплексная педагогическая оценка работоспособности квалифицированных пловцов-подводников в микро- и мезоцикле Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВОДНЫЙ СПОРТ / ПЛАВАНИЕ В ЛАСТАХ / КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ / КОНТРОЛЬ / ЗОННЫЙ ТЕСТ / СУММА ТРЕХ ПУЛЬСОВ / UNDERWATER SPORTS / FINSWIMMING / COMPLEX PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF PERFORMANCE / CONTROL / ZONE TEST / SUM OF THREE PULSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мясникова Татьяна Ивановна

Для оценки эффективности предыдущего этапа и управления состоянием спортсмена в тренировочном процессе необходимы комплексные показатели, характеризующие уровень его работоспособности. Для спортивной практики требуются прежде всего простые и в тоже время надежные и информативные способы оценки работоспособности. Для обоснования комплексной оценки использовались результаты квалифицированных пловцов-подводников при выполнении нагрузок различной направленности в зонных тестах и показатель «сумма трех пульсов». Выделены критерии комплексной педагогической оценки работоспособности квалифицированных пловцов-подводников, дана характеристика уровней работоспособности. Практическая значимость комплексной педагогической оценки работоспособности заключается в доступности и возможности использования для текущего контроля в микроцикле и этапного контроля в мезоцикле подготовки квалифицированных пловцов-подводников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мясникова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex pedagogical assessment of performance by qualified finswimmers in microand mesocycle

The complex indicators characterizing the level of the athlete’s performance are necessary to assess the effectiveness of the previous stage and control the condition. The sports practice needed simple reliable and informative methods to assess performance. The results of the qualified finswimmers were used when performing the loads of different zone tests and the indicator "sum of three pulses" for substantiating the complex assessment. The criteria of the complex pedagogical assessment of the working capacity of the qualified finswimmers are allocated; also, the characteristic of the levels of working capacity is given. The practical importance of the comprehensive pedagogical assessment of performance is the availability and possibility to use it for the control in the training of the qualified finswimmers.

Текст научной работы на тему «Комплексная педагогическая оценка работоспособности квалифицированных пловцов-подводников в микро- и мезоцикле»

записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 218-221.

4. Шигадаева, А.Б. Проблемы государственного управления развитием образования / А.Б. Шигадаева // Социальная педагогика в России. - 2019. - № 1. - С. 3-10.

REFERENCES

1. Abrosimova, G. A. (2019), "New technologies of education in higher education: mixed learning", Bulletin of the higher school, No. 6, pp. 65-69.

2. Lyz, N. A. (2019), "Information and educational activity: types, factors, risks", Pedagogy, No. 4, pp. 16-24.

3. Mukhina, E. V. (2019), "Research of social and professional expectations of undergraduates from educational activities in the process of master's training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 218-221.

4. Shigadaeva, A. B. (2019), "Problems of state management of the development of education", Social pedagogy in Russia, No. 1, pp. 3-10.

Контактная информация: evelina.muhina.sm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.10.2019

УДК 796.015.686

КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ В МИКРО- И

МЕЗОЦИКЛЕ

Татьяна Ивановна Мясникова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Екатеринбург

Аннотация

Для оценки эффективности предыдущего этапа и управления состоянием спортсмена в тренировочном процессе необходимы комплексные показатели, характеризующие уровень его работоспособности. Для спортивной практики требуются прежде всего простые и в тоже время надежные и информативные способы оценки работоспособности. Для обоснования комплексной оценки использовались результаты квалифицированных пловцов-подводников при выполнении нагрузок различной направленности в зонных тестах и показатель «сумма трех пульсов». Выделены критерии комплексной педагогической оценки работоспособности квалифицированных пловцов-подводников, дана характеристика уровней работоспособности. Практическая значимость комплексной педагогической оценки работоспособности заключается в доступности и возможности использования для текущего контроля в микроцикле и этапного контроля в мезоцикле подготовки квалифицированных пловцов-подводников.

Ключевые слова: подводный спорт, плавание в ластах, комплексная педагогическая оценка работоспособности, контроль, зонный тест, сумма трех пульсов.

COMPLEX PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF PERFORMANCE BY QUALIFIED FINSWIMMERS IN MICRO- AND MESOCYCLE

Tatiana Ivanovna Miasnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of

physical culture, sport and youth policy, Yekaterinburg

Annotation

The complex indicators characterizing the level of the athlete's performance are necessary to assess the effectiveness of the previous stage and control the condition. The sports practice needed simple reliable and informative methods to assess performance. The results of the qualified finswimmers were used when performing the loads of different zone tests and the indicator "sum of three pulses" for substantiating the complex assessment. The criteria of the complex pedagogical assessment of the working capacity of the qualified finswimmers are allocated; also, the characteristic of the levels of working capacity is given. The

practical importance of the comprehensive pedagogical assessment of performance is the availability and possibility to use it for the control in the training of the qualified finswimmers.

Keywords: underwater sports, finswimming, complex pedagogical assessment of performance, control, zone test, sum of three pulses.

ВВЕДЕНИЕ

Особенности соревновательной деятельности квалифицированных пловцов-подводников определяют особенности содержания процесса подготовки и методики контроля. Преимущества использования медико-биологического контроля для планирования и управления тренировочным процессом квалифицированных пловцов-подводников неоднократно подтверждены результатами исследований [1, 2, 6, 9]. В тоже время его использование достаточно трудоемко и часто труднодоступно. Кроме того, разрабатываемые современные методики контроля с использованием высокотехнологичного современного оборудования в спортивной практике часто труднодоступны и не всегда достаточно информативны в силу слабого учета специфики соревновательной деятельности [3]. Педагогическая оценка в аспекте доступности более приемлема. В тоже время адекватная педагогическая оценка в процессе подготовки квалифицированных спортсменов должна быть комплексной в силу специфики спортивной деятельности. Особенно актуален поиск информативных методик оперативного контроля в видах спорта, в которых соревновательная деятельность проходит в водной среде.

Тренировочный процесс постоянно воздействует на организм спортсмена, меняя его функциональное состояние и заставляя адаптироваться к физическим нагрузкам. Для достижения оптимального состояния подготовленности спортсмена важно использовать надежные и информативные методы контроля. Комплексная оценка состояния спортсмена может быть получена на основе медико-биологических, педагогических и других показателей.

Поскольку мышечная деятельность циклического характера в плавании в ластах предъявляет особенно высокие требования к сердечно-сосудистой системе, а специальная работоспособность в данной дисциплине подводного спорта четко коррелирует с характеристикой функциональных способностей сердца квалифицированных спортсменов [8], комплексная оценка должна учитывать показатели сердечно-сосудистой системы организма в процессе выполнения специфической нагрузки. Причем для разносторонней оценки важно оценивать реакцию сердечно-сосудистой системы при нагрузках разной направленности.

В отечественной практике «водных» видов спорта не теряет своей актуальности использование зонных тесты и метод измерения и оценки реакции организма на нагрузку по «сумме трех пульсов» для управления тренировочным процессом [2, 4, 5, 7]. При этом описываются лишь некоторые варианты возможных результатов и общая оценка, четкие и исчерпывающие критерии для оценки работоспособности в данных источниках не отражены; отсутствует комплексная оценка, учитывающая результаты выполнения задания и ответные реакции на нагрузку.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В подготовке квалифицированных и высококвалифицированных пловцов-подводников используются зонные тесты со стандартной нагрузкой, количество и длина отрезков определяется в соответствии со специализацией спортсменов. Спортсмены выполняют несколько серий, каждая из которых выполняется с разной интенсивностью: в первой серии

- нагрузка аэробной направленности (ЧСС 26-27 ударов за 10 с); во второй - нагрузка смешанной аэробно-анаэробной направленности (ЧСС 28-29 ударов за 10 с); в третьей серии

- нагрузка анаэробной гликолитической направленности (ЧСС 30 и более ударов за 10 с), некоторые варианты зонных тестов кроме трех серий нагрузок разной интенсивности могут включать также проплывание отрезка с максимальной скоростью. Интервалы отдыха,

как правило, регламентируются заданным режимом, включающим время на проплывание отрезка и время отдыха. После проплывания серии фиксируется ЧСС в ближайшем восстановительном периоде. После выполнения нагрузки в каждой серии ЧСС измеряется три раза в следующие интервалы времени восстановительного периода: 0-10 с (П1), 30-40 с (П2), 60-70 с (П3). Анализ результатов в сериях теста и соответствующая им «сумма трех пульсов» дает информацию о соответствии выполнения нагрузки заданным параметрам направленности воздействии нагрузки на организм спортсмена: 60-70 ударов - аэробная направленность; 70-80 ударов - смешанная зона; 80-90 ударов - анаэробная направленность; свыше 90 ударов - сверхнагрузка (Мясникова, 2016). Показатель «сумма трех пульсов» характеризует степень напряжения сердечно-сосудистой системы в процессе работы.

Многолетний опыт использования зонных тестов с подсчетом ЧСС в восстановительном периоде показал, что наибольшую ценность дает комплексный анализ динамики индивидуальных показателей зонного теста спортсмена в мезоцикле. В тоже время выявлена необходимость разработки и обоснования комплексной оценки, учитывающей динамику результата выполнения нагрузки заданной интенсивности и ответных реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузки разной направленности и интенсивности.

На основе анализа накопленного объема фактической информации выделены девять вариантов сочетаний внешних показателей выполненной нагрузки, выраженной скоростью проплывания отрезков, и внутренних показателей - «сумма трех пульсов», каждому из ко -торых присвоена педагогическая оценка (таблица 1). Оценка определяется по тенденции динамики каждого показателя от предыдущего микроцикла к текущему микроциклу. Принцип присвоения оценок соответствует принципам оценивания в российской системе образования, т.е. 5 - высший балл.

Таблица 1 - Матрица педагогических оценок по результатам динамики выполнения нагрузок и «суммы трех пульсов», балл_

Динамика скорости Динамика «суммы трех пульсов»

проплывания серий увеличение без изменений уменьшение

увеличение 3 4 5

без изменений 2 3 4

уменьшение 1 2 3

Интерпретация каждой оценки включает характеристику уровня работоспособности и функционального состояния, а также оценку эффективности тренировочного процесса в прошедшего этапа подготовки:

- 5 баллов - повышенный уровень работоспособности, функциональное состояние отличное, содержание тренировочного процесса и нагрузки прошедшего этапа обеспечили прирост тренированности спортсмена;

- 4 балла - оптимальная работоспособность, хорошее функциональное состояние, содержание тренировочного процесса и нагрузки соответствуют текущим возможностям спортсмена;

- 3 балла - сниженный уровень работоспособности, удовлетворительное функциональное состояние, содержание тренировочного процесса и нагрузки прошедшего этапа являются для спортсмена пороговыми, в зависимости от задач этапа возможно необходим отдых;

- 2 балла - признаки утомления, неудовлетворительное функциональное состояние, необходимы восстановительные мероприятия, а также коррекция содержания тренировочного процесса и нагрузки;

- 1 балл - признаки переутомления или срыв адаптации, вызванный общим состоянием; необходимо медицинское обследование.

При итоговой оценке прошедшего этапа подготовки необходимо учитывать его задачи и соотносить результаты тестирования с поставленными задачами.

Рассмотрим пример практического использования матрицы для мониторинга работоспособности в мезоцикле по результатам выполнения зонного теста и «суммы трех пульсов» в микроцикле и по окончании мезоцикла, представленные в графической форме.

В рамках текущего контроля в микроцикле для определения педагогической оценки работоспособности анализ результатов зонного теста с подсчетом ЧСС в восстановительном периоде проводится путем сравнения показателей скорости проплывания серии отрезков определенной интенсивности и показателя «сумма трех пульсов» с соответствующими показателями предыдущего микроцикла (рисунок 1).

балл

¡1

® N111 ...... 1

1

микроциклы □ смешанная

В анаэробная гликолитическая, максимальная

Рисунок 1 - Уровни работоспособности квалифицированного пловца-подводника при работе различной

направленности по микроциклам

□ аэробная

Ш анаэробная гиколитическая, субмаксимальная

Комплексная оценка по результатам каждой серии характеризует уровень работоспособности, соответствующий уровень функционального состояния и эффективность подготовки в прошедшем микроцикле по каждой направленности нагрузок (аэробной, смешанной, анаэробной гликолитической субмаксимальной и максимальной интенсивности). Полученные показатели сопоставляются с задачами микроцикла и используются для последующего планирования или корректировки тренировочного процесса. Так, по данным рисунка 1 в микроцикле 1 нагрузка способствовала повышению работоспособности в анаэробной гликолитической зоне нагрузок максимальной интенсивности, а в микроцикле 2 -работоспособности в нагрузке той же направленности субмаксимальной интенсивности.

Для этапного контроля в конце мезоцикла данные анализа результатов зонного теста с подсчетом ЧСС в восстановительном периоде необходимо представить в формате динамики показателей по нагрузкам различной направленности (рисунок 2). 5 -

балл

шик

анаэробная гликолитическая, максимальная

Рисунок 2

аэробная смешанная анаэробная

гиколитическая, субмаксимальная Направленность и интенсивность нагрузки □ 1^2 МКЦ Ш2^3 МКЦ 03^4 МКЦ 04^5 МКЦ

Уровни работоспособности квалифицированного пловца-подводника при работе различной направленности в мезоцикле

Группировка показателя уровня работоспособности по нагрузкам различной направленности позволяет проанализировать эффективности подготовки в мезоцикле. Динамика уровня работоспособности на рисунке 2 указывает, что нагрузки мезоцикла в большей степени были направлены и/или способствовали повышению аэробных

возможностей спортсмена.

ВЫВОДЫ

1. Критериями комплексной педагогической оценки работоспособности квалифицированных пловцов-подводников выступает динамика показателей скорости проплывания серии отрезков с разной интенсивностью и динамика показателя «сумма трех пульсов».

2. Комплексная педагогическая оценка по каждому из девяти выделенных вариантов сочетаний внешних показателей выполненной нагрузки, выраженной скоростью проплывания отрезков, и внутренних показателей - «сумма трех пульсов», характеризует уровень работоспособности, функциональное состояние и эффективность прошедшего этапа подготовки квалифицированных пловцов-подводников.

3. Комплексная педагогическая оценка работоспособности квалифицированных пловцов-подводников может использоваться для текущего контроля в микроцикле и этапного контроля в мезоцикле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Московченко, О.Н. Научные основы управления тренировочным процессом / О.Н. Мос-ковченко // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Подвод. спорт: соврем. состояние и перспективы развития» (Москва, 11-12 сентября 2007 г.). - М., 2009. - С. 134-141.

2. Мясникова, Т.И. Оценка тренированности квалифицированных пловцов-подводников с использованием стандартных нагрузок различной интенсивности / Т.И. Мясникова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в образовательных организациях : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 11 декабря 2015 г.). - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - С. 267-272.

3. Родионов, В.А. Особенности применения параметров индивидуальных скоростных моделей в плавании / В.А. Родионов, Э.К. Инаке // Теория и практика физической культуры. - 2018. -№ 12. - С. 5.

4. Сысоев, И.В. Триатлон. Олимпийская дистанция / И.В. Сысоев, О. Кулиненков. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 304 с. - ISBN 978-5-91657-333-6.

5. Тверяков, И.Л. Методика определения коэффициента восстановления // URL : https://www.swimming.ru (дата обращения 05.09.2015).

6. Теркулов, А.Ф. Система медико-биологического управления тренировочным процессом в плавании в ластах / А.Ф. Теркулов, И.М. Шестаков // Подводный спорт. Современное состояние и перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. специалистов подводного спорта (Красноярск, 8-9 мая 2005 г.). - Красноярск, 2005. - С. 62-65.

7. Усакова, Н.А. Методологические основы применения контрольных тестов для оценки специальной выносливости пловцов / Н.А. Усакова, В.Б. Гилязова // Методологические основы применения контрольных тестов для оценки специальной работоспособности. - М., 1993. - С. 72-79.

8. Шестаков, И.М. Центральная гемодинамика спортсменов, специализирующихся в плавании в ластах / И.М. Шестаков, А.Ф. Теркулов // Подводный спорт. Современное состояние и перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. специалистов подводного спорта (Красноярск, 8-9 мая 2005 г.). - Красноярск, 2005. - С. 147-152.

9. Яковлева, В.П. Спектральный анализ регуляции гемодинамики у пловцов-подводников высокой квалификации в динамике годичного тренировочного цикла / В.П. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 8. - С. 283-290.

REFERENCES

1. Moskovchenko, O.N. (2009), "Scientific bases of management of training process", Supply. sport: lie. state and prospects of development, Moscow, pp. 134-141.

2. Miasnikova, T.I. (2016), "Assessment of training of qualified swimmers-submariners using standard loads of different intensity", Actual problems ofphysical culture and sport in educational organizations, Yekaterinburg, pp. 267-272.

3. Rodionov, V.A. and Inake, E.K. (2018), "Features of application of parameters of individual speed models in swimming", Theory and practice ofphysical culture, No 12, pp. 5.

4. Sysoev, I.V. and Kulinenko O. (2012), Triathlon. Olympic distance, Mann, Ivanov and Ferber, Moscow, 304 p., ISBN 978-5-91657-333-6.

5. Tveryakov, I.L. (2015), "Method of determining the recovery coefficient", available at: https://www.swimming.ru (accessed 05 September 2015).

6. Terkulov, A.F. and Shestakov I. M. (2005), "System of medical and biological control of training process in swimming in flippers", Underwater sport. Current state and prospects of development, Krasnoyarsk, pp. 62-65/

7. Ushakova, N.A. and Gilyazova, V.B. (1993), Methodological foundations of the use of routine tests for evaluation of the special endurance swimmers, Methodological basis for the use of control tests to assess special health, Moscow, 234 p.

8. Shestakov, I.M. and Terkulov, A.F. (2005), "Central hemodynamics of athletes specializing in swimming in flippers", Underwater sport. Current state and prospects of development, Krasnoyarsk, pp. 147-152.

9. Yakovleva, V.P. (2009), "Spectral analysis of hemodynamic regulation in highly qualified submariners in dynamics of annual training cycle", Bulletin of Chelyabinsk state pedagogical University, No 8, pp. 283-290.

Контактная информация: tmyas@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2019

УДК 796.015:61

ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Саргылана Ильинична Неустроева, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск; Айталина Семеновна Гольдерова, доктор медицинских наук, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республиканский центр спортивной подготовки сборных команд РС (Я), Якутск; Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

В статье авторами на основе изучения и дефиниции понятия «молочная кислота» представлены результаты применения дыхательных упражнений в качестве средства восстановления спортсменов после тренировочного процесса. Забор крови у исследуемых спортсменов производился с подушечки пальца рук непосредственно после тренировки и утром следующего дня в покое. Установлено, что использование дыхательных упражнений ускоряет восстановительные процессы в организме.

Ключевые слова: восстановление, молочная кислота, дыхательная гимнастика, тренировочный процесс, лактат, спортсмены.

INFLUENCE OF RESPIRATORY EXERCISES ON RECOVERY OF THE ORGANISM AFTER PHYSICAL LOAD

Sargylana Ilyinichna Neustroeva, the master student, North-Eastern federal university, Yakutsk; Aytalina Semenovna Golderova, the doctor of medical sciences, North-Eastern federal university, National Center of Sports Training of National Teams Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk; Sardaana Ivanovna Kolodeznikova, the candidate of pedagogical sciences, NorthEastern federal university, Yakutsk

Annotation

Based on the study and definition of the term "lactic acid", the authors present the results of the use of breathing exercises as a means of restoring athletes after the training process. Blood sampling of the studied athletes was made from the fingertip immediately after training and in the morning of the next day at rest. It is established that the use of breathing exercises accelerates the recovery processes in the body

Keywords: recovery, breathing exercises, training process, lactate, sportsmen, lactic acid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.