УДК 612:796:797.2 DOI 10.14526/01_1111_15
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В КАЧЕСТВЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ С ПОМОЩЬЮ УПРАЖНЕНИЙ-
МОДИФКАТОРОВ
Миннеханов И.Ф. - аспирант Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма, г. Набережные Челны
FUNCTIONAL STATE INDICES USE AS THE EVALUATION CRITERIA OF SWIMMERS' TECHNICAL READINESS WITH THE HELP
OF EXERCISES-MODIFIERS
Minnekhanov I.F. - post-graduate Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Naberezhnye Chelny
e-mail: kzm [email protected]
Ключевые слова: плавание, юноши 10-13 лет, совершенствование техники, педагогический эксперимент.
Аннотация. Анализ разнообразных подходов, направленных на совершенствование техники плавания свидетельствует об актуальности данной проблемы. В статье предлагается концепция повышения результативности на соревнованиях путём применения экспресс-диагностики «D&K-Test» функционального состояния и резервных возможностей организма.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Материалы. В данной статье рассматривается применение в многолетней подготовке пловцов подхода к совершенствованию двигательного навыка, а использование экспресс-диагностики «D&K-Test» функционального состояния и резервных возможностей организма дает объективный анализ нашей методики.
Результаты. Прочно сформированный правильный двигательный навык способствует улучшению результатов в спортивной деятельности пловца; применение экспресс-диагностики «D&K-Test» функционального состояния позволяет увидеть рост функционального состояния организма, а также дает возможность выполнить факторный анализ биоэнергетических показателей, указывающий на их генетическую предопределенность. Применение нашей методики дает возможность исправить неправильно сформированный навык на всех этапах мастерства, а совершенствование техники плавания с помощью упражнений, модифицирующих технику, позволяет значительно повысить способность пловца к длительным нагрузкам, что способствует повышению аэробных и анаэробных показателей спортсмена. Благодаря экспресс-диагностике «D&K-Test» происходит выявление биологического профиля спортсмена, что дает возможность постановки техники с учетом предрасположенности.
Заключение. Экспериментальные данные подтвердили эффективность предложенного направления, реализация которого обусловила улучшение технического мастерства, увеличение показателей функционального состояния организма, а также других показателей, характеризующих рост спортивных результатов пловца. Экспресс-диагностика «D&K-Test» функционального состояния организма дает положительный результат в подготовке пловцов 10-13 лет и выявляет генетическую предрасположенность спортсмена.
Keywords: swimming, 10-13 year-old teen-agers, technique development, pedagogical experiment.
Annotation. Different approaches analysis, directed at swimming technique development, proves the urgency of the problem. The article presents a conception of effectiveness increase during competitions, using "D&K-Test" express-diagnostics of a functional state and the spare capacities of an organism.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.
Materials. The article is about the approach application of the motional skill development in a long-term swimmers training. The use of "D&K-Test" express-diagnostics of afunctional state and the spare capacities of an organism gives an objective analysis of our methodology.
Results. Correctly formed motional skill provides the results improvement in a swimmer's sports activity; "D&K-Test" express-diagnostics of the functional state use helps to see the increase of the functional state of an organism and also gives an opportunity to fulfill bioenergetics indices factor analysis, which demonstrate their genetic predetermination. Our methodology application gives an opportunity to change incorrectly formed skill at all stages of mastery. Swimming technique development with the help of the exercises, modifying the technique, helps to increase a swimmer's ability to fulfill long-term loads and provides the increase of a sportsman's aerobic and anaerobic indices. Owing to "D&K-Test" express-diagnostics there is a biological profile of a sportsman revelation and it gives an opportunity to form a technique, taking into account susceptibility.
Conclusion. The experimental results proved the effectiveness of the offered direction, the realization of which conditioned technical mastery improvement, the increase of functional state indices and other indices characterizing the increase of a swimmer's sport results. "D&K-Test" express-diagnostics of an organism functional state gives a positive result in training 10-13 year-old swimmers and reveals genetic predisposition of a sportsman.
Введение Согласно современным представлениям, прочный фундамент технической подготовки, заложенный в первые годы занятий плаванием, является залогом высокого уровня технического мастерства в будущем и способствует достижению планируемого спортивного результата. Весь многолетний процесс совершенствования техники плавания базируется на закономерностях возрастного развития моторики, обусловливающих формирование
элементов плавательных движений.
Большинство специалистов
сходятся во мнении, что одним из причинных факторов сложившейся ситуации является недостаточно
акцентированное внимание тренеров -преподавателей в отношении технической подготовки юных пловцов.
Изучению вопросов
совершенствования техники плавания посвящено большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов (А.П. Макаренко; В.Б. Иссурин; C.B. Колмогоров; Д.Ф. Мосунов; В.Н. Платонов; R.E. Schleihauf; M. Rejman и др.), однако подавляющее большинство из них выполнено на примере пловцов высокой квалификации. В конечном счете в ныне действующей программе для детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва приводится лишь общее описание
методов формирования и совершенствования двигательного навыка и перечисляются некоторые упражнения для устранения ошибок в технике плавания.
Все вышеизложенное убедительно свидетельствует о необходимости проведения комплекса специальных педагогических рекомендаций и воздействия физическими упражнениями, направленных на развитие уровня технической подготовки пловцов. Использование упражнений, направленных на развитие и повышение уровня технической подготовки, наряду с традиционными средствами позволяет добиваться высоких результатов у спортсменов-пловцов за более короткие сроки подготовки.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать структуру и содержание подготовки пловцов с учетом применения специального комплекса упражнений, модифицирующих технику плавания.
Для достижения цели исследования нами последовательно решались следующие задачи:
1. Разработать методику подготовки пловцов, способствующую повышению эффективности техники плавания на учебно-тренировочном этапе и повышающую рост функциональной подготовленности пловцов за счет экономизации техники.
2. Проверить эффективность данной методики в процессе педагогического эксперимента.
Для реализации вышеперечисленных задач целесообразно использовать предложенный нами специальный комплекс упражнений, модифицирующих технику плавания. Данные упражнения способствуют созданию двигательных предпосылок к повышению
эффективности гребковых движений конечностей в целостных способах плавания. Применять данные упражнения необходимо в рамках времени, выделяемого на техническую подготовку пловцов в зале сухого плавания и на воде.
Комплекс упражнений в зале сухого плавания и на воде делился по этапам совершенствования.
Макроцикл подразделялся на четыре способа плавания: дельфин, кроль на спине, брасс и кроль на груди- и включал в себя 4 месяца подготовки.
Мезоцикл совершенствования одного стиля плавания длился 1 месяц.
Микроцикл делился на 4 этапа подготовки и длился 6 дней:
- упражнения для совершенствования ног и дыхания;
- упражнения для совершенствования рук и дыхания;
- упражнения для совершенствования согласования рук, ног и дыхания;
- упражнения для совершенствования координации движений.
Комплекс упражнений в зале сухого плавания включал по 3 упражнения после разминки; лимит общего времени составлял 17 минут; дозировка на каждое упражнение составляла 5 повторений по 45 секунд; отдых после подхода - 15 секунд, между упражнениями - 1 минута.
Комплекс упражнений на воде также выполнялся сразу после разминки, и лимит общего времени составлял 15 минут. Одно упражнение на начальной стадии обучения дозировалось до 4 минут (проплывание дистанции 200 метров, отдых между отрезками - 1 минута), которые включали в себя объяснение и показ упражнения. За лимит времени, отведенного на упражнения, спортсмены должны были проплыть 600 метров.
На этапе углубленного
совершенствования эти упражнения могли выполняться с маленькими лопатками либо с ластами, задавался также режим проплывания дистанции:
5х50 м - упражнение № 1 в режиме 1 минуты, пульс 26-28 ударов за 10 секунд;
5х50 м - упражнение № 2 в режиме 1 минуты, пульс 26-28 ударов за 10 секунд
5х50 м - упражнение № 3 в режиме 1 минуты, пульс 26-28 ударов за 10 секунд.
Общий объем плавания составлял 750 метров.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научной и методической литературы.
2. Тестирование функциональной подготовленности пловцов:
3. Экспресс-диагностика «D&K -Test» функционального состояния и резервных возможностей организма.
Анаэробная метаболическая
емкость (AHAME) оценивается по ЭКГ покоя с помощью суммы процентных отношений (Rx100%)/(R+S) в отведениях V3R, V1 V2 (V3R %+V1%+V2% = AHAME). Данный показатель определяет способность выполнять нагрузку в анаэробном режиме мощности.
Емкость анаэробной утилизации (анаэробный генотип) (AHAME %) оценивается по анаэробной
метаболической емкости, разделенной на показатель общей метаболической емкости, и позволяет характеризовать анаэробную метаболическую
предрасположенность организма в процентах.
Аэробная метаболическая емкость (AME) оценивается по ДЭКГ покоя с помощью суммы процентных отношений (Rx100%)/(R+S) в отведениях V4, V5, V6 (V4%+V5%+V6% = AME). Данный показатель характеризует способность организма выполнять нагрузку в аэробном режиме мощности.
Емкость аэробной утилизации (аэробный генотип) (AME%) оценивается по емкости аэробной утилизации, разделенной на показатель общей метаболической емкости. Характеризует аэробную метаболическую
предрасположенность организма в процентах.
Общая метаболическая емкость (OME) оценивается по ДЭКГ покоя с помощью суммы процентных отношений (Rx100%)/(R+S) в отведениях V3R V1, V2, V4, V5, V6
(V3R%+V1%+V2%+V4%+V5%+V6% = OME) и характеризует способность выполнять высокий объем работы.
Мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения (МКФ) оценивается по ДЭКГ покоя с помощью
суммы процентных отношений
(dV3Rx100%)/(dV3R+dV3S). Данный показатель характеризует силовые возможности, а также способность выполнять нагрузку в лактатной, максимально интенсивной зоне мощности.
Мощность гликолитического источника энергообеспечения (МГЛ) оценивается по ДЭКГ покоя с помощью суммы процентных отношений
(dV2Rx100%)/(dV2R+dV2S). Данный показатель характеризует скоростную выносливость организма, то есть способность к накоплению максимальных концентраций лактата в крови.
Мощность аэробного источника энергообеспечения (МАИЭО) оценивается по ДЭКГ покоя с помощью суммы процентных отношений
(dV6Rx100%)/(dV6R+dV6S). Данный показатель определяет способность максимального потребления кислорода организмом.
Порог анаэробного обмена ^пано) измеряется по амплитуде R и S в отведениях V6 и V2, находятся величины отношений (Rx100%)/(R+S) в этих отведениях. Данный показатель
характеризует эффективность
использования аэробного источника.
По результатам экспресс-диагностики «D&K - Test» было выявлено четыре биоэнергетических профилей пловцов.
4. Методы статистической обработки данных ( t- критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни).
Для проверки эффективности разработанной нами методики был проведен педагогический эксперимент с участием 30 квалифицированных (3-2-й разряд) пловцов 10-13 лет. Были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 15 человек в каждой. Эксперимент проводился на базе отделения спортивного плавания МАОУ ДОД ДЮСШ «Дельфин» г. Набережные Челны.
Результаты исследования и их обсуждение.
Полученные в ходе нашего исследования данные указывают на тенденцию.
Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма оценивали дважды - до и после педагогического эксперимента.
Отмечен прирост показателей анаэробной метаболической емкости (AHAME) (анаэробных возможностей) на 48,45 % (это показатель, характеризующий улучшение способности выполнять объем физической нагрузки в третьей и пятой зонах интенсивности). Третья зона интенсивности характеризуется
продолжительностью физической
нагрузки со средней интенсивностью, где концентрация лактата достигает 2,5-3,5 ммоль, ЧСС макс. - примерно 160-170 уд/мин. Пятая зона включает интенсивную интервальную тренировку, где высокая интенсивность и концентрация лактата составляют 6-12 ммоль/л и 90-95% от ЧСС макс, примерно 180-190 уд/мин.
Показатель емкости анаэробной утилизации (анаэробный генотип) (AHAME %) повысился на 30,29%.
Показатель аэробной
метаболической емкости (АМЕ), характеризующий способность выполнять физические нагрузки в первой, второй и частично в третьей зонах интенсивности, у пловцов ЭГ повысился на 16,40%.
Емкость аэробной утилизации (аэробный генотип) (AME%) повысилась на 6,78%.
Общая метаболическая емкость (ОМЕ) выступает как показатель, характеризующий уровень
работоспособности организма.
Способность выполнять планируемый
объем физических нагрузок у пловцов повысилась на 7,82%.
Мощность креатинфосфорного источника энергообеспечения (МКФ) детерминирует алактатную составляющую скоростных возможностей организма пловцов и мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения мышечной деятельности спортсменов. У пловцов ЭГ мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения изменилась на 8,54%.
Мощность гликолитического
источника энергообеспечения имеет тенденцию к улучшению: прирост за период эксперимента составил 17,75%.
Мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной
деятельности (МАИЭО) выступает как качественный показатель выполнения физической нагрузки до уровня ПАНО: у пловцов ЭГ она составила 12,56%.
Показатель эффективности
использования аэробного источника энергообеспечения мышечной
деятельности ^ пано), который предопределяет направленность
тренировки в структурных циклах годичного цикла подготовки, показывает экономичность энергетических
субстратов, характеризует
координационные способности, за период эксперимента изменился на 8,25%.
В КГ пловцов также наблюдается изменение изучаемых показателей, но эти изменения незначительны : АНАМЕ составил 6,88%; АНАМЕ % - 6,09%; АМЕ
- 1,30; AME% - 1,41%; ОМЕ - 2,93; МКФ
- 0,77%; МГЛ - 6,35%; МАИЭО - 5,44%; W пано - 1,64%.
Таблица 1
Показатели функциональной подготовленности контрольной и экспериментальной
групп до и после эксперимента
Группа AHAM E AHAM E% AME AME % OM E МК Ф МГ Л МАИЭ О W пан о
до 66,35+ 23,61+ 210,8 72,91 259, 30,9 29,7 58,78+ 64,3
7,08 2,03 9+ + 09+ 7+ 6+ 2,93 4+
11,66 1,9 15,3 1,33 0,70 1,85
кг 9
после 70,92+ 7,22 25,05+ 1,87 213,6 4+ 10,78 73,94 + 1,97 266, 70+ 12,4 7 31,2 1+ 1,00 31,6 5+ 1,46 61,98+ 3,33 65,4 + 1,65
эг
достове рность после экспер. P > 0,05 P > 0,05 P >0,05 P > 0,05 P > 0,05 P > 0,05 P > 0,05 P > 0,05 P > 0,05
до 60,96+ 7,01 22,94+ 1,66 209,6 9+ 8,22 75,72 + 1,68 286, 43+ 12,7 9 32,4 + 1,40 29,6 2+ 0,62 63,99+ 3,17 64,7 1+ 2,12
после 90,53+ 7,56 29,89+ 1,79 244,0 9+ 8,23 80,86 + 2,05 308, 84+ 12,8 7 35,1 79+ 1,88 34,8 8+ 0,77 72,03+ 2,08 65,4 + 1,65
достове рность после экспер. P, 0,05 P > 0,05 P < 0,05 P <0,05 P <0,0 5 P > 0,05 P < 0,05 P <0,05 P < 0,05
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
□ К Г
□ Э Г
АНАМЕ
АМЕ
ОМЕ
МГЛ
W пано
Рисунок. График показателей прироста функционального состояния и резервных
возможностей организма <Ю&К - Test»
Выводы:
1. Установлена эффективность методики, улучшающей технику плавания на учебно-тренировочном этапе и повышающую рост функциональной подготовленности пловцов за счет экономизации.
2. Достоверными значениями корреляции t-Стьюдента, являются аэробная метаболическая емкость (AME),
емкость аэробной утилизации (аэробный генотип) (AME%). Общая метаболическая емкость (OME), Мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности (МАИЭО) и показатель эффективности использования аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности (W пано).
Литература 1. Аикин, В. А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим
элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Аикин. -Омск, 1997. - 47 с.
2. Булгакова, Н. Ж. Зависимость спортивного результата в возрастных группах от показателей физического развития юных пловцов / Н. Ж. Булгакова, А. Р. Воронцов // Теория и практика физической культуры. - 1977. - № 2. - С. 28-32.
3. Вайцехэвский, С. М. О взаимосвязи силовой и технико-тактической подготовки пловцов / С. М. Вайцеховский, М. И. Сайгин, Е. В. Липский // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 3. - С. 5-7.
4. Гильмутдинов, И.Ф. Применение упражнений на основе тренажеров линии «heyvus» в физической подготовке пловцов 13-14 лет /И.Ф. Гильмутдинов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - №2(23). - С.30-38. http ://elibrary .ru/item. asp?id=17847212.
5. Душанин, С. А. Биоэнергетический мониторинг в спорте: новые принципы экспресс -контроля аэробного и анаэробного порога / С. А. Душанин // Основы управления тренировочным процессом : сб. науч. трудов / отв. ред. В. Н. Платонов. - Киев : КГИФК, 1982 - С. 80-88.
6. Душанин, С. А. Система многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно -педагогическом контроле / С. А. Ду шанин. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 24 с.
7. Иссурин, В. Б. Формирование спортивно-технического мастерства в водных, циклических видах спорта : автореф. дис. ...д-ра пед. наук / В. Б. Иссурин. - М., 1987. - 46 с.
8. Карленко, В. П. Использование компьютерной технологии «D&K TEST» в практике подготовки квалифицированных спортсменов / В. П. Карленко, Н. В. Карленко // Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономически преобразований в России : материалы юбилейной науч.-практ. конф., посвященной 70-летию ВНИИФК / Всероссийской научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. - М., 2003. - С. 134-136.
9. Макаренко, Л. П. Подготовка юных пловцов / Л. П. Макаренко. - М.,1974. - 285 с.
10. Платонов, В. Н. Плавание / В. Н. Платонов. - Киев, 2000. - 496 с.
References
1. Aikin V. A., Obshchie zakonomernosti differentsirovannogo obucheniya biomekhanicheskim elementam tekhniki plavaniya v vozraste 7-17 let [General rules of biomechanical elements of the swimming technique differentiated teaching at the age of 7-17], Omsk, 1997, 47 p.
2. Bulgakova N. Z., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 1977, No. 2, pp. 28-32.
3. Vaytsekhovskiy S. M., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 1985, No. 3, pp. 5-7.
4. Gilmutdinov I.F., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoikul'tury isporta, 2012, No.2(23), pp.30-38, available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=17847212.
5. Dushanin S. A., Osnovy upravleniya trenirovochnym protsessom [The basis of training process management], Kiev : Kiev State Institute of Physical Culture, 1982, pp.80-88.
6. Dushanin S. A., Sistema mnogofaktornoi ekspress-diagnostiki funktsional'noi podgotovlennosti sportsmenovpri tekushchem i operativnom vrachebno-pedagogicheskom kontrole [The system of miltifactorial express-diagnostics of sportsmen's functional readiness in case of ongoing and operational medical-pedagogical control, Moscow : Physical culture and sport, 1986, 24 p.
7. Issurin V. B., Formirovanie sportivno-tekhnicheskogo masterstva v vodnykh, tsiklicheskikh vidakh sporta [Sports-technical mastery formation in water, cyclic kinds of sport], Moscow, 1987, 46 p.
8. Karlenko V. P., Fizicheskaya kul'tura i sport v usloviyakh sovremennykh sotsial'no-ekonomicheski preobrazovanii v Rossii [Physical culture and sport in modern social-economic changes in Russia] , materials of the anniversary scientific-practical conference, dedicated to the 70th anniversary of All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture and Sport, Moscow, 2003, pp.134-136.
9. Makarenko L. P., Podgotovka yunykh plovtsov [Young swimmers training], Moscow, 1974, 285 p.
10. Platonov V. N., Plavanie [Swimming], Kiev, 2000, 496 p.
Статья поступила в редакцию: 05.06.2015 г.