Научная статья на тему 'Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов'

Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1576
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / ATHLETES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / PEDAGOGICAL CONTROL / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумаков Алексей Васильевич, Иваницкий Владимир Владимирович, Захарова Лариса Вячеславовна

В статье рассматривается целесообразность педагогического контроля в системе подготовки спортсменов. Педагогический контроль позволяет не только фиксировать ход педагогической деятельности тренера-педагога на разных этапах подготовки спортсменов, но и прогнозировать спортивный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумаков Алексей Васильевич, Иваницкий Владимир Владимирович, Захарова Лариса Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical control in the system of preparation of athletes

The article examines the appropriateness of pedagogical control in the system of training athletes. Pedagogical control allows not only to fix the course of pedagogical activity of the coach and teacher at different stages of training athletes, but also to predict the sporting result.

Текст научной работы на тему «Педагогический контроль в системе подготовки спортсменов»

Педагогика

УДК 378.146:796.071

доцент Шумаков Алексей Васильевич

Красноярский государственный аграрный университет (г. Красноярск); доцент Иваницкий Владимир Владимирович Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Захарова Лариса Вячеславовна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация. В статье рассматривается целесообразность педагогического контроля в системе подготовки спортсменов. Педагогический контроль позволяет не только фиксировать ход педагогической деятельности тренера-педагога на разных этапах подготовки спортсменов, но и прогнозировать спортивный результат.

Ключевые слова: спортсмены, педагогический контроль, система подготовки.

Annotation. The article examines the appropriateness of pedagogical control in the system of training athletes. Pedagogical control allows not only to fix the course of pedagogical activity of the coach and teacher at different stages of training athletes, but also to predict the sporting result.

Keywords: athletes, pedagogical control, training system.

Введение. В теории и методики физической культуры и спорта уровень физической подготовленности рассматривается с позиций развития физических качеств [13, с. 4]. Определяется степень развития физических качеств с помощью педагогического тестирования. Тестируются физические качества: сила, выносливость, быстрота, гибкость, координационные способности. Кроме того, определяются их сочетания и способности: скоростные, скоростно-силовые, собственно-силовые и т.д. [1, 2, 3, 4, 11, 15, 18 и др.]. Физические качества развиваются с помощью физических упражнений, которые должны быть направлены на повышение тренированности, общей и специальной работоспособности, способствовать формированию приспособительных возможностей организма к условиям мышечной деятельности.

В системе спорта педагогическое тестирование определяется установленными нормами для различных возрастно-половых групп, спортивной квалификации и вида спорта. Критерии оценки физической подготовленности определяются как: «ниже среднего», «среднее», «выше среднего». Вместе с тем, О.Н. Московченко [13, с. 14-17] на большом статистическом материале, рассматривает оценку силовых качеств: статическую силу, собственно-силовые способности, взрывную и динамическую силу в соответствии с возрастными категориями (16-19; 20-29; 30-39; 40-49; 50-59; 60 и более лет), которые оценивает по четырем уровням: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо. Такой подход позволяет осуществлять самоконтроль над уровнем развития физических качеств.

На сенситивные периоды развития физических качеств указывают и другие авторы [7, с. 62; 9; 17, с. 4], которые считают, что при подборе контрольных тестов следует учитывать не только само физическое качество, но и возрастные характеристики.

В.А. Булкин отмечает, что при осуществлении педагогического контроля, особую важность имеет выявление индивидуальных особенностей различных сторон подготовленности спортсменов на разных этапах подготовки [4, с. 36].

По мнению некоторых авторов [5, 8, 12, 15, и др.] своевременный педагогический контроль над уровнем подготовленности спортсменов на этапах подготовки, позволяет вовремя проводить необходимые корректирующие воздействия, направленные на обеспечение максимального соответствия контролируемых показателей их модельным значениям. Для этого педагогический контроль должен осуществляться как на тренировочных занятиях, так и на разных этапах подготовки. Основные требования к организации педагогического контроля сформулированы в исследованиях Василькова А.А. [5], Захаровой Л.В. с соавтор. [10], Зациорского В.М. [11], Московченко О.Н. [15], Холодова Ж.К. с соавтор. [19], где в соответствии с особенностями перманентного, текущего и оперативного состояния, разработаны виды педагогического контроля - этапный, текущий и оперативный.

Как отмечает О.Н. Московченко [16, с. 126-132; 18, с. 57-64] предварительный контроль проводится в начале спортивного сезона. Он предназначен для изучения и оценки исходного уровня физической подготовленности, соответствует ли подготовка спортивной квалификации. Данные такого контроля позволяют уточнить задачи, средства и методы их совершенствования. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного занятия. Данные оперативного контроля позволяют регулировать динамику нагрузки на занятии. То есть осуществлять контроль внешней стороны нагрузки. Текущий контроль проводится для определения реакции организма спортсменов на нагрузку после занятия. Данные текущего состояния служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

Таким образом, из всего выше изложенного следует, что педагогический контроль с использованием анализа результатов контрольных упражнений на этапах предварительного, оперативного и текущего контроля решает задачи не только целенаправленной подготовки спортсменов, но и задачи управления тренировочным процессом.

Формулировка цели статьи. Обосновать значимость педагогического контроля, обусловленного спецификой избранного вида спорта на разных этапах подготовки спортсменов.

Изложение основного материала статьи. Уровень физической подготовленности спортсменов оценивают не только по результатам выступления на соревнованиях, но и по выполнению специфических контрольных упражнений, называемых тестами. В условиях выполнения спортсменами физических нагрузок все большее значение приобретает комплексный контроль, который является одним из основных факторов в подготовке и управлении тренировочным процессом спортсменов. Комплексный контроль включает медико-биологические, психологические и педагогические критерии, позволяющие получить текущую информацию и объективную оценку функционального состояния, состояния двигательных функций и спортивно-технического мастерства на конкретных этапах подготовки.

Этапный, оперативный и текущий педагогический контроль с использованием анализа результатов

специальных упражнений, характеризующих уровень развития физических качеств, позволяет оценить динамику уровня и состояния подготовленности. Зная уровень подготовленности спортсмена, тренер решает задачи управления тренировочным процессом.

Выбор контрольных тестов, характеризующих уровень подготовленности спортсмена, осуществляется с учетом следующих требований. Тест должен быть доступным с целью возможного его применения на разных этапах подготовки, поддаваться количественной оценки для информативности при сопоставлении с результатами тестов на разных этапах контроля, а также с результатом соревновательного упражнения. То есть быть информативным, валидным, надежным и объективным, что согласуется с данными Г. А. Гришиной [6, с. 118].

В нашем эксперименте проанализированы педагогические контрольные тесты, характеризующие уровень развития физических качеств в двух разных по физиологической классификации движений в спорте: циклический вид - подводное плавание в ластах; единоборство - греко-римская борьба. Информативность выбранных тренером тестов определена по коэффициенту корреляции. Перед тренером каждого вида стояла задача, определить тесты, которые приближены к соревновательным условиям и позволяют выявить реальные возможности каждого спортсмена. Результаты, полученные в контрольных упражнениях, сопоставлялись нами с оценкой функциональной подготовленности борцов на основе данных полученных при оценке морфологических и функциональных показателей (Таблица 1).

Таблица 1

Зависимость между параметрами, характеризующими физические качества и контрольными

упражнениями борцов

Общепринятые Специфические контрольные тесты, Коэффициенты Величины

оценочные показатели определяющие уровень развития корреляции достоверности

физических качеств физических качеств борцов

Выносливость, PWC170 Бег на 3000 м (с). 0,86 0,001

Специальная выносливость, бег (6х50м по М. Я. Набатниковой) Сумма спрутов 3-х минутного теста 15 бросков манекена через спину с захватом руки и шеи (с). Вес манекена 35-40 % от веса борца 0,81 0,0001

Скоростно-силовые качества. Бег на 30 м (с) с ходу Приседание с партнером (количество раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с (количество раз). Прыжок в длину с места (см) 0,70 0,65 0,34 0,001 0,05 0,05

Собственно-силовые Сила мышц спины (кг) 0,71 0, 01

способности. Лазание по Сила правой кисти (кг) 0,79 0,001

канату, 4 метра, (с) Сила левой кисти (кг) Подтягивание на перекладине (количество раз) Тяга партнера собственного веса 0,81 0,88 0,80 0,001 0,01 0,001

Гибкость. Наклон туловища вперед (см) Поднимание ног (количество раз) Удержание борцовского моста 0,68 0,95 0,05 0,001

Быстрота движений (и. п. Латентное время простой зрительно-моторной реакции 0,83 0,01

- о. с. упор присев, упор лежа, упор присев, о. с.) (м сек) Теппинг-тест (макс. частота движений, кол-во раз за 10 с) 0,89 0,001

Из анализа таблицы 1 по коэффициенту корреляции легко выбрать информативные контрольные тесты для оценки уровня развития того или иного физического качества борца. Установлена достаточная корреляционная связь между всеми контрольными тестами, характеризующими уровень развития физических качеств с общепринятыми оценочными критериями, что подтверждает их достоверность и надежность [20, 21].

Для оценки формирования техники плавания в ластах в качестве контрольных тестов применялись специальные упражнения: скольжение на груди под водой с отталкиванием от стенки бассейна и без выполнения гребковых движений руками или ногами; ныряние дельфином - упражнение выполняется толчком от бортика бассейна одновременно двумя ногами, спортсмен движется под поверхностью воды на задержке дыхания 15 м., выполняя гребковые движения в ластах ногами дельфином.

В таблицах 2 и 3 представлены корреляционные связи отобранных специфических тестов на подготовительном этапе, которые влияют на результат спортсменов.

Таблица 2

Показатели корреляционной связи, исследуемых показателей с результатами пловцов в ластах

(девушки)

Плавание 50м дельфин в ластах Плавание 200 м. в ластах кролем

Исследуемые показатели Коэффициент корреляции Исследуемые показатели Коэффициент корреляции

Омега-потенциал, 30 - 40мВ. 0,96 Омега-потенциал, 28 - 42мВ. 0,97

Физическое развитие 0,95 Физическое развитие 0,95

Тяговые усилия в воде, при плавании дельфином 0,92 Тяговые усилия в воде, при плавании кролем 0,92

Техника старта 0,92 Техника поворота 0,89

Проба Штанге, с. 0,88 Проба Штанге, с 0,89

Проба Генче, с. 0,86 Проба Генче, с. 0, 85

Подвижность нервных процессов 0,94 Подвижность нервных процессов 0,87

Показатели, психомоторных способностей 0,88 МПК (расчетный коэффициент) 0, 92

Таблица 3

Показатели корреляционной связи исследуемых показателей с результатами пловцов в ластах

(юноши)

Плавание 50м дельфин в ластах Плавание 200м в ластах кролем

Исследуемые Коэффициент Исследуемые Коэффициент

показатели корреляции показатели корреляции

Омега-потенциал, 30 - 40мВ 0,98 Омега-потенциал, 28 - 42мВ 0,97

Физическое развитие 0,96 Физическое развитие 0,95

Тяговые усилия в воде, при 0,94 Тяговые усилия в воде, при 0,94

плавании дельфином плавании кролем

Плавание 50м дельфин в ластах Плавание 200м в ластах кролем

Техника старта 0, 90 Техника поворота 0,92

Проба Штанге, с. 0,90 Проба Штанге, с. 0,86

Проба Генче, с. 0,87 Проба Генче, с. 0, 88

Подвижность нервных 0,85 Подвижность нервных 0,87

процессов процессов

Показатели, психомоторных способностей 0, 85 МПК (расчетный коэффициент) 0,86

Из анализа таблиц 2 и 3 следует, что ведущими факторами, определяющими успешность реализации спортивного результата у пловцов в ластах как у девушек, так и юношей, являются: показатель омегапотенциала - интегральный показатель функционального состояния гомеостатических систем организма (г = 0,98-0,97); физическое развитие (г = 0,96-0,95); тяговые усилия в воде (г = 0,94-0,94); техника старта и поворота (г = 0,90-0,92).

Выводы. Таким образом, контрольные тесты, подобранные в соответствии со спецификой вида спорта, позволяют не только своевременно выявить уровень развития физических качеств, двигательных умений и специфических способностей на определенном этапе подготовки, но получить информацию о функциональном состоянии спортсмена. Такой подход позволяет индивидуализировать уровень физической подготовки, исходя из задач управления подготовкой, осуществлять поэтапный контроль, готовить спортсменов целенаправленно и квалифицировано.

Литература:

1. Александрова Л.И., Московченко, О.Н., Захарова Л.В., Иваницкий В.В. и др. Оптимизация физических нагрузок студенток и спортсменок, проживающих в условиях Сибири, на основе оценки физического состояния // Теория и практика физической культуры, 2011. №7. С. 20-25.

2. Бальсевич В.К., Соха Т. Стратегия многолетней спортивной подготовки олимпийцев // Теория и практика физической культуры, 2011. № 2 С. 66- 68.

3. Ботяев В.Л., Стрельцов В.А., Апокин В.В. Теоретическое обоснование и отбор тестов для оценки способностей спортсменов, специализирующихся в сложнокоординационных видах спорта // Теория и практика физической культуры, 2012. №4. С. 86--89.

4. Булкин В.А. Педагогическая диагностика при управлении тренировочным процессом / В.А. Булкин, Е.Н. Ершова// Педагогические аспекты предсоревновательной подготовки спортсменов: Сб. науч. тр. - Л.: Изд. ЛНИИФКа, 1982. - С. 23-39.

5. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 379 с.

6. Гришина Г.А. Физическая культура. Основы здоровья: Учебное пособие / Г.А. Гришина, Р.Я.

Проходовский, О.Н. Московченко. - Иркутск: ИрГМУ, 2009. - 181 с.

7. Думбай В.Н., Физиологические основы валеологии труда и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Н. Думбай, К.Е. Бугаев - Ростов-на Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. - 128 с.

8. Захарова Л.В. Физическая культура в системе высшего образования: учебное пособие Ч. I: Теоретический аспект / Л.В. Захарова. - Красноярск: Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т., 2009. - 136 с.

9. Захарова Л.В. Физическая культура в системе высшего образования: учебное пособие Ч. II: Практический аспект / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, Д.А. Шубин. - Красноярск: Краснояр. гос. торг.-экон. инт., 2009. - 312 с.

10. Захарова Л.В. Физическая культура: учебник / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, М.Д. Кудрявцев, О.Н. Московченко, Д.А. Шубин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. - 612 с.

11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: 3-е изд. Советский спорт, 2009. - 200 с.

12. Ivanitsky V, Moskovchenko O. Sports Selection-Based Optimisation of Physical Exercise load for Finswimmers // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 8 (2012, 5) - P. 1092-1102.

13. Московченко О.Н. Валеологический подход к развитию физических качеств: Учебно-методическое пособие / О.Н. Московченко, Т.А. Шубина - Красноярск: ИПЦ - КГТУ, 1999. -40 с.

14. Московченко О.Н. Контрольные упражнения для оценки различных сторон подготовленности пловцов-подводников / О.Н. Московченко, В.В. Иваницкий, Е.К. Михайлова // Материалы Международной научно-практической конференции специалистов подводного спорта (5-6 мая 2010, г. Красноярск) под общ. ред. О.Н. Московченко. Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет, 2010. - С. 88-92.

15. Московченко О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: Монография / О.Н. Московченко. - М.: Наука. «Флинта», 2012. 312 с.

16. Московченко О.Н. Подводный спорт и дайвинг: Учебное пособие: Словарь-справочник / сост. О.Н. Московченко, И.А. Толстопятов, А.В. Александров. - Изд. 2-е, перераб. и доп. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 316 с.: ил. КГПУим. В.П. Астафьева, СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, М.: Флинта, М.:Наука.

17. Moskovchenko O.N., Kattcin O.A., Shubin D.A., Zirianova V.I. Healthy life-style: Students' personal behavioral models (the results of the sampling study in Siberian Federal University), 2014. Volume 6, Issue 1, Supplement 1, Article ID: BM-014-14. P. 1-7.

18. Московченко О.Н. Педагогическая деятельность магистра: Учебное пособие / О.Н. Московченко. -Красноярск, 2014: Изд. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева - 148 с.

19. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 408 с.

20. Шумаков А.В. Выделение информативных педагогических тестов для оценки физических качеств борцов греко-римского стиля / А.В. Шумаков, О. Н. Московченко // Материалы междунар. симпозиума «Физическая культура и спорт в системе образования. Здоровьесберегающие технологии». Красноярск: КрасГУ, 2004. С. 42-45.

21. Шумаков А.В. Морфометрические критерии спортивного отбора борцов греко-римского стиля / Физическая культура и спорт в системе образования: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, 23-25 апреля 2010 г. Отв. К.П. Базарин. // А.В. Шумаков., О.Н. Московченко - Красноярск: ИПК СФУ, 2010. С. 110-116.

Педагогика

УДК 7967012.68

старший преподаватель Шумилов Антон Юрьевич

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Кутергин Николай Борисович

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); старший преподаватель Горбатенко Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)

АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ИГРОКОВ МИНИ-ФУТБОЛЬНОЙ

КОМАНДЫ БГТУ ИМ. В. Г. ШУХОВА

Аннотация. В работе представлен анализ разработанной методики, направленной на повышения технико-тактических взаимодействий футболистов на примере сборной команды БГТУ им В.Г. Шухова. Проанализированные данные учебно-тренировочного и соревновательного процесса, вносились изменения, с целью устранения ошибок в тактических построениях игры команды. Проведенный авторами анализ эксперимента выявил, что данные взаимосвязи логичны и соответствуют результатам исследований команд высшей квалификации.

Ключевые слова: мини-футбол, технико-тактическая подготовка, взаимодействия, игроки, футболисты. Annotation. The paper presents an analysis of the developed methodology aimed at enhancing the technical and tactical interactions of football players on the example of the team of the BSTU named after VG. Shukhov. Analyzed data of the training and competition process, changes were made to eliminate mistakes in the tactical constructs of the team's game. The analysis of the experiment carried out by the authors revealed that these interrelations are logical and correspond to the results of studies of teams of higher qualification.

Keywords: mini-football, technical and tactical training, interactions, players, football players.

Введение. В спортивной и научно-методической литературе встречается большое количество работ, посвященных тренировке футболистов в мини-футболе. В основном авторы затрагивают вопросы физическая подготовка футболистов. Многие специалисты подробно описывают техническую и тактическую подготовку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.