Научная статья на тему 'Исследование социально-профессиональных ожиданий магистрантов от учебно-образовательной деятельности в процессе магистерской подготовки'

Исследование социально-профессиональных ожиданий магистрантов от учебно-образовательной деятельности в процессе магистерской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАНТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ / UNDERGRADUATES / SOCIAL AND PROFESSIONAL EXPECTATIONS / UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE / OPTIMIZATION OF MASTER''S TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Эвелина Владимировна

Совершенствование процесса магистерской подготовки в сфере физической культуры и спорта является одной из актуальных задач, стоящих в настоящее время перед отраслевыми вузами, осуществляющими образовательную деятельность по практической реализации магистерских программ. Целью научной публикации является обзор исследования социально-профессиональных ожиданий магистрантов вуза физической культуры на начальном этапе освоения программ магистерской подготовки. Полученные результаты, характеризующие совокупность личностных социально-профессиональных ожиданий учащихся, от предстоящей образовательной деятельности, важны для разработки дальнейших конструктивных предложений, касающихся оптимизации магистерской подготовки в формате экспериментального педагогического проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Эвелина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of socio-professional expectations of masters from educational activity in the process of masters training

Improving the process of master's training in the field of physical culture and sports is one of the urgent tasks currently facing the sectoral universities engaged in educational activities for the practical implementation of the master's programs. The purpose of the scientific publication is to review the study of the socio-professional expectations of the undergraduates of the university of physical culture at the initial stage of exploring the master's program training. The results obtained, which characterize the set of personal social and professional expectations of the students from the upcoming educational activities is important for further constructive proposals concerning the optimization of the master's training in the format of the experimental pedagogical design.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-профессиональных ожиданий магистрантов от учебно-образовательной деятельности в процессе магистерской подготовки»

УДК 378.014

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ МАГИСТРАНТОВ ОТ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Эвелина Владимировна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Совершенствование процесса магистерской подготовки в сфере физической культуры и спорта является одной из актуальных задач, стоящих в настоящее время перед отраслевыми вузами, осуществляющими образовательную деятельность по практической реализации магистерских программ. Целью научной публикации является обзор исследования социально-профессиональных ожиданий магистрантов вуза физической культуры на начальном этапе освоения программ магистерской подготовки. Полученные результаты, характеризующие совокупность личностных социально-профессиональных ожиданий учащихся, от предстоящей образовательной деятельности, важны для разработки дальнейших конструктивных предложений, касающихся оптимизации магистерской подготовки в формате экспериментального педагогического проектирования.

Ключевые слова: магистранты, социально-профессиональные ожидания, вузы физической культуры, оптимизация магистерской подготовки.

RESEARCH OF SOCIO-PROFESSIONAL EXPECTATIONS OF MASTERS FROM EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF MASTERS TRAINING

Evelina Vladimirovna Mukhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

Improving the process of master's training in the field of physical culture and sports is one of the urgent tasks currently facing the sectoral universities engaged in educational activities for the practical implementation of the master's programs. The purpose of the scientific publication is to review the study of the socio-professional expectations of the undergraduates of the university of physical culture at the initial stage of exploring the master's program training. The results obtained, which characterize the set of personal social and professional expectations of the students from the upcoming educational activities is important for further constructive proposals concerning the optimization of the master's training in the format of the experimental pedagogical design.

Keywords: undergraduates, social and professional expectations, university of physical culture, optimization of master's training.

Требования, предъявляемые государством к магистерской подготовке, в условиях динамично меняющихся социальных реалий, изменение образовательной парадигмы, в соответствии с положениями Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) нового поколения; непродолжительный срок их практического внедрения, подчеркивают актуальность исследований, направленных на обоснование оптимальных предложений, касающихся совершенствования магистерского образования [2, 5]. Цель работы заключалась в выявлении и аналитической оценке наиболее значимых ожиданий магистрантов вуза физической культуры, связанных с началом освоения программы магистерской подготовки.

Методы исследования: комплексный анализ и синтез нормативно-правовых данных, научно-исследовательской литературы, педагогическое наблюдение, письменный опрос (анкетирование), методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Грамотное планирование структурно-организационного и учебно-методического направлений деятельности магистратур является гарантом эффективности получаемого

профессионального образования [6]. Однако успех в повышении качества магистерской подготовки в вузах станет наиболее значителен, если не только профессорско-преподавательский состав, но и каждый магистрант будет активно включен в работу и лично заинтересован во всех преобразовательных процессах, происходящих в организации [3, 4].

Исследование личностного компонента, а именно совокупности социально-профессиональных ожиданий магистрантов от учебно-образовательной деятельности, крайне важно для понимания направленности дальнейших устремлений учащихся с целью учета этих знаний в процессе разработки конструктивных предложений, касающихся преобразований магистерской подготовки.

На наш взгляд, особенно ценной является информация, касающаяся исследования личностных ожиданий и приоритетов магистрантов в начале процесса обучения. Выявленные ожидания и стремления являются своего рода исследовательским индикатором, обличающим жизненные установки студентов, карьерные стремления, отношение к выбранной профессиональной деятельности.

Для изучения совокупности исходных социально-профессиональных ожиданий магистрантов на базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма проведено экспериментальное исследование. Оно является одним из компонентов комплексной научно-исследовательской деятельности, направленной на оптимизацию деятельности магистратур вузов физической культуры, начатой в 2015 году и продолжающуюся в настоящее время.

В рамках данной публикации представлен анализ выборочных данных (2016, 2017г.) - анкетного опроса 46 магистрантов СГАФКСТ первого года обучения (по направлениям подготовки 49.04.01«Физическая культура», 49.04.03 «Спорт»).

Очевидно, что одним из эффективных методов, применяемых в исследованиях ценностных ориентаций и мнений, является анкетный опрос. С целью проведения анкетирования, в рамках организованного исследования, разработан соответствующий опросный бланк.

Вопросы, предложенные респондентам, условно разделены на шесть блоков. Каждый блок наполнен конкретным смысловым ориентиром, позволяющим более четко и разносторонне рассмотреть спектр социально-профессиональных ожиданий магистрантов от учебно-образовательной деятельности на начальном этапе магистерской подготовки.

Вопросы, представленные в анкете, содержали закрытые и полузакрытый варианты ответов. Полагаем, что применение анкетной процедуры данного типа позволяло предусмотреть все максимально возможные ответные варианты.

Закрытый тип вопросов содержал три варианта ответов, которые отражали триаду положительных, отрицательных и «нейтральных» оценок рассматриваемых смысловых направлений. «Нейтральные» ответы, завуалированные формулировками «возможно», «наверное», «вероятно» характеризовали определенную степень сомнения и неуверенности участников при ответах на предложенные вопросы.

По каждому вопросу, представленных смысловых блоков, респондентам предложен один полузакрытый вариант ответа, который позволял высказаться в свободной форме. Таким образом, отводилось особое внимание оценке индивидуального выражения личной точки зрения участниками анкетирования.

В процессе педагогического наблюдения, интервьюирования, индивидуальных бесед с преподавателями, работающими по программам магистерской подготовки, магистрантами, пилотного анкетирования, нами определен спектр наиболее вероятных социально-профессиональных ожиданий магистрантов от предстоящего учебно-образовательного процесса. Конкретизация вариантов возможных ответов респондентов позволяла минимизировать абстрактность размышлений и помогала в выборе.

Ключевой исследовательской доминантой, в составлении смысловых блоков-ориентиров, было стремление получить объективные ответы на вопросы «Почему?» и «Для чего

сделан выбор в пользу магистратуры?». Респондентам были предложены вопросы, структурированные в следующие смысловые блоки и общее количество положительных ответов (в%) на вопросы, представленные в блоках-ориентирах (таблица 1).

Таблица 1 - Блоки-ориентиры социально-профессиональных ожиданий учащихся на начальном этапе магистерской подготовки_

Номер блока 1 2 3 4 5 6

Название блока Повышение интеллектуального потенциала Престижный социальный статус Совершенствование профессиональной подготовленности Сфера социального общения Социальная необходимость Преимущества специфики обучения

Положительные ответы (%) 75,5% 57,6% 78,8 66,3 53,3 65,2

Из предложенных вариантов социально-профессиональных ожиданий, характерных для начального этапа магистерской подготовки, наиболее популярным стал блок 3. Положительные ответы на вопросы данного блока составили 78,8%, что указывает на приоритет ожиданий магистрантов в направлении совершенствования профессиональной подготовленности. Из четырех предложенных вопросов блока 3 самый высокий процент положительных ответов был получен на вопросы: «Приобретение квалификации магистра является важным для профессионального становления?» (84,8%); «Овладение магистерским образованием позволяет лучше решать профессиональные задачи различной степени сложности?» (84,5%).

Вторым по популярности ориентиром ожиданий магистрантов (75,5% положительных ответов на все вопросы) стал блок 1, что свидетельствует о заинтересованности магистрантов, значительно повысить свой интеллектуальный уровень за период обучения в магистратуре. Преобладающее большинство респондентов (89%) согласилось с тем, что: освоение программ магистерской подготовки дает возможность повысить интеллектуальный потенциал; обучение в магистратуре направлено на формирование осознанной мировоззренческой позиции (65,2%); магистерские образовательные программы ориентированы на целостное восприятие знаний, относящихся к различным сферам социальной деятельности (80,4%).

Третьим по значимости социально-профессиональным приоритетом (66,3%) для магистрантов стало стремление быть включенным в особую сферу социального общения -магистерский социум. Участники анкетирования согласились с тем, что: магистерская среда помогает расширить круг межличностного общения и взаимодействия (67,4%); обучение в магистратуре дает ценный опыт коллективного сотрудничества (67,5%); содержание магистерской подготовки ориентировано на совершенствование способностей к устной и письменной формам коммуникации (76%).

Установлено, что поступление в магистратуру, более чем для половины опрошенных респондентов (53,3%), в определенной степени является социальной необходимостью, которая свидетельствует о важности продолжения процесса обучения в вузе (отсрочка от службы в армии, заинтересованность в общежитии и др.)

Для многих магистрантов (66,5%) оказался важным, учет специфики преимуществ обучения в магистратуре, которые позволяют повысить свой профессиональный уровень в течение относительно быстрого временного периода; овладеть более высокой квалификацией и изменить траекторию профессионального движения; освоить программы магистерской подготовки, являющиеся хорошей системно-теоретической базой для дальнейшей научной деятельности.

На вопросы, относящиеся ко второму блоку, было получено 57,6% положительных ответов, что подчеркнуло степень значимости для учащихся престижного социального

статуса магистратуры, которая с первых лет своего существования определена высшим звеном многоуровневой образовательной системы России [1].

ВЫВОДЫ

Таким образом, изучение и аналитическая оценка совокупности личностных социально-профессиональных ожиданий магистрантов на начальном этапе предстоящей образовательной деятельности крайне важна для понимания социальных запросов, профессиональной направленности, личной мотивации контингента, которому предстоит осваивать магистерские программы. Практическая значимость исследования заключается в том, что грамотный учет содержания личностного компонента в деятельности учащихся позволяет более точно определить главные направления и специфику дальнейшей научно-исследовательской, организационной и практико-методической работы, ориентированной на оптимизацию деятельности магистратур и совершенствование магистерской подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Министерства науки РФ от 13 марта 1992 г. N 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования Российской Федерации» // URL : http://lawru.info/dok/1992/04/28/n1174490.htm (дата обращения 16.12.18).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению магистерской подготовки 49.04.01 «Физическая культура» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 944) // URL : https://cdnimg.rg.ru/pril/146/33/59/48561.pdf (дата обращения 15.01.2019).

3. Захарова, С.М. Социальное партнерство и качество образования / С.М. Захарова // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 119-122.

4. Коноплянский, Д.А. Формирование и развитие конкурентных качеств выпускников вуза / Д.А. Коноплянский // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 4. - С. 23-26.

5. Ксенофонтова, А.Н. Организация инновационной деятельности магистрантов в школах - стажировочных площадках / А.Н. Ксенофонтова // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 1. -С. 20-23.

6. Сенашенко, В.С. Тенденции реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы / В.С. Сенашенко, В. Халин // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - С. 9-22.

REFERENCES

1. The resolution of the Ministry of science of the Russian Federation of March 13, 1992 N 13 "About introduction of multilevel structure of higher education of the Russian Federation", available at: http://lawru.info/dok/1992/04/28/n1174490.htm

2. Federal State Educational Standard of Higher Education for Master's Degree 49.04.01 "Physical culture " (approved by order of the Ministry of education and science of the Russian Federation 19.09.2017г. N944), available at: https://cdnimg.rg.ru/pril/146/33/59/48561.pdf.

3. Zakharova, S.M. (2013), "Social partnership and quality of education", Higher education in Russia, No. 3, pp. 119-122.

4. Konoplyansky, D.A. (2016), "Formation and development of competitive qualities of University graduates", Higher education today, No. 4, pp. 23-26.

5. Ksenofontova, A.N. (2018), "Organization of innovative activity of masters in schools-internship sites", Higher education today, No. 1, pp. 20-23.

6. Senashenko, V.S. (2008), "Trends in the reform of the magistracy in the structure of Russian higher education", Higher education in Russia, No. 3, pp. 9-22.

Контактная информация: evelina.muhina.sm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.