УДК 378.14
ПРОБЛЕМНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА К
ОБУЧЕНИЮ В МАГИСТРАТУРЕ
И.А.Донина, А.В.Казаренко, Б.Г.Шерайзин
PROBLEM-DIAGNOSTIC ANALYSIS OF THE ATTITUDE OF BACHELOR GRADUATES TOWARD
TRAINING IN A MAGISTRACY
I.A.Donina, A.V.Kazarenko, B.G.Sherajzin
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Содержатся результаты решения исследовательских задач, связанных с повышением качества образовательного процесса в магистратуре по направлению «Педагогическое образование», профиль «Образовательный менеджмент». Представлены результаты проблемно-диагностического анализа отношения выпускников бакалавриата к обучению в магистратуре, который позволил определить ожидания студентов, их мотивацию и степень осведомленности о содержании магистерских образовательных программ. Обзор нормативно-правовых, программных документов и проведенное анкетирование показали, что основными проблемами, определяющими отношение выпускников бакалавриата к обучению в магистратуре, являются следующие: непонимание сущности и преимуществ двухуровневой системы высшего образования; отсутствие преемственности в программах бакалавриата и магистратуры разных профилей, отсутствие мотивации студентов старших курсов к продолжению обучения после бакалавриата; недостаточность знаний и информации у студентов-бакалавров о содержании магистерских программ.
Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, современный вуз, бакалавриат, магистратура, отношение к обучению, мотивация, основная образовательная программа, образовательный менеджмент, успешность, карьерный рост
The article explores issues related to improving the quality of Master's degree programme ("Pedagogical education", profile "Educational management"). In this article, the problem-diagnostic analysis of the attitude of bachelor graduates toward training in a magistracy is presented. It allowed us to determine the expectations of students, their motivation and awareness of the content of master's degree programs. Review of normative legal documents and programme documents as well as our questionnaires showed that the main problems that determine the attitude of bachelor graduates toward training in a magistracy are as follows: misunderstanding of nature and advantages of two-stage education system; lack of continuity in programs of undergraduate and graduate programs in different profiles; low motivation to pursue a master's degree after graduation and lack of knowledge and information about the contents of master's programs.
Keywords: educational organization of higher education, modern university, baccalaureate, master's degree programs, attitude to education, motivation, major educational program, higher education management, success, career prospects
Развитие многоуровневой системы высшего образования обусловлено не только мировыми тенденциями, но и рядом государственных и федеральных нормативно-правовых документов, направленных на поиск путей решения проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство, снижения престижа высшего образования, несоответствия качества образовательных услуг изменившимся ожиданиям потребителей, работодателей и т.д.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), «в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» —
подготовка специалиста или магистратура» [ 1].
В соответствии с другим федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяются нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения: для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года; для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет; для получения квалификации (степени) «магистр» — два года [2].
В приказе Минобрнауки «О группе по осуществлению Болонских принципов в России» обозначено, что данный процесс связан с активизацией и координацией работ по вхождению российской системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство, расширением контактов с рабочими группами и иными структурами Совета Европы, ЮНЕСКО и других организаций.
Анализ публикаций по данной проблематике показал, что роль магистратуры ученые видят в том,
что «магистратура обеспечивает более высокую степень специализации и закладывает основы для будущей научной работы» [3].
Также в современных исследованиях активно рассматриваются вопросы, связанные с особенностями учебной мотивации студентов, поступающих в магистратуру (И.А.Игнаткова), проблемами трудоустройства выпускников современных вузов, особенностями и типологией стратегий выхода молодых специалистов на рынок труда (И.В.Зороастрова, А.В.Еремина), проблемами организации работы магистратуры и условиями реализации компетентност-ного формата образовательного процесса (З.В.Брагина, А.Е.Суглобов), обеспечение преемственности «бакалавриат — магистратура» в обучении отдельным предметам (Е.Б.Ястребова). Однако вопросы комплексного решения вопроса обеспечения преемственности между бакалавриатом и магистратурой как двумя уровнями высшего образования не нашли, к сожалению, отражения в современных научных исследованиях.
В материалах международных и федеральных проектов: «Многоуровневая подготовка магистров образовательного менеджмента» (Темпус 3), «Сетевое взаимодействие вузов — партнеров в непрерывном образовании образовательных менеджеров» (Темпус 4) и «Системные инновации в подготовке магистров — образовательных менеджеров» (Федеральный проект) подчеркивается значимость образовательного менеджмента как специфической отрасли управленческих наук, вобравшей в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга и программ многоуровневой подготовки специалистов в области образовательного менеджмента, имеющих междисциплинарный характер и отвечающих международным стандартам [4, 5].
При этом под преемственностью понимается «категория для обозначения универсальных, закономерных и относительно устойчивых связей между предшествующими и последующими состояниями, структурами, степенями саморазвивающихся систем материальной и духовной реальности. Преемственность обеспечивает включение в новое тех элементов содержания прошедшего, которые не утратили своей жизненности в новых условиях и в состоянии способствовать развитию [6].
Преемственность — это «такое соотношение предшествующей и последующей стадий в процессе изменения того или иного объекта, в основе которого лежит сохранение тех или иных частей, свойств, характеристик объекта» [7].
Проведенный анализ документов и современных исследований по проблеме позволил в качестве одного из критериев обеспечения преемственности «бакалариат-магистратура» выделить отношение выпускников бакалавриата к обучению в магистратуре.
Сущность понятия «отношение человека» в концепции В.Н.Мясищева рассматривается как «целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Она выражает
его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [8].
Понимание отношения выпускников бакалавриата к обучению в магистратуре как системы связей личности с различными проявлениями этой действительности позволяет выделить три компонента этой системы: мотивационно-поведенческий компонент, определяющий отношение студента к освоению новых видов деятельности, формируемых в магистратуре через его действия и поступки при осуществлении выбора решения конкретной задачи; эмоциональный компонент, отражающий направленность личности студента на освоение видов деятельности магистра через проявление их настроения, желания и целеустремленности; когнитивный компонент, включающий в себя представления магистрантов о профессиональных видах деятельности (основы которых закладываются в процессе обучения в магистратуре) через совокупность их знаний о ней.
С целью уточнения полученных выводов и выявления отношения выпускников бакалавриата к обучению в магистратуре в 2015 году было проведено интервьюирование и анкетирование студентов выпускных курсов бакалавриата НовГУ имени Ярослава Мудрого, обучающихся по различным направлениям.
Для решения задач проблемно-диагностического анализа были разработаны вопросы анкеты, целью которой является выявление отношения студентов старших курсов Новгородского государственного университета к обучению по магистерской программе «Образовательный менеджмент». Анкета состоит из 27 вопросов и включает в себя четыре смысловых блока. Первый блок вопросов позволил сделать вывод о том, что выборка респондентов достаточно репрезентативна. Результаты других блоков вопросов позволили получить качественные и количественные результаты для проблемно-диагностического анализа. Результаты анкеты представлены в соответствии с рассмотренным ранее понятием «отношение» и выделенными компонентами: мотивационным, эмоциональным и когнитивно-поведенческим.
При выявлении наличия составляющих моти-вационного компонента определялись те стимулы и мотивы, которые движут респондентами при построении своих задач после получения степени бакалавра, взаимосвязью их дальнейших планов с поступлением в магистратуру. 47% студентов основным преимуществом считали тот факт, что магистратура готовит профессионалов, планирующих заниматься научной деятельностью или преподаванием в университете. Для 42% респондентов было важно то, что для практической профессиональной деятельности магистратура дает углубленную специализацию и фундаментальные знания в выбранной области. 13% опрошенных задумываются о том, что магистерский диплом соответствует международным образовательным стандартам. Этот факт позволяет специалистам после обучения в магистратуре продолжить повышать уровень своих знаний за рубежом. 5% респондентов считают, что магистратура значительно об-
Умение применять новые знания на практике
Стремление повышать благосостояние компании Умение работать в команде
Обучаемость
Быстрая адаптация к месту работы
Принятие ответственности за свой труд Соревнование с самим собой, а не с коллегами Не взятие на себя чужой ответственности
33
33
32
27
23
19
10
15
20
25
30
35
Рис. 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Какие профессиональные качества работодатель ценит больше всего
при отборе новых сотрудников?»
Преподавателем в ВУЗе Завучем Директором школы Руководителем отдела обучения персонала Преподавателем в школе Менеджером в любой компании Руководителем отдела кадров Затрудняюсь ответить
22
22
16
16
15
11
12
29
10 15 20 25 30 35
Рис. 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Кем может работать магистр профиля "Образовательный менеджмент?"»
легчает поступление в аспирантуру и сокращает срок обучения в ней.
На следующий вопрос — о том, чем вызвано желание выпускников, после получения диплома о высшем образовании, поступить в магистратуру, выяснилось, что 43% студентов еще не думали о поступлении в магистратуру. Желание 20% опрошенных поступить в магистратуру основано на престижности диплома магистра. 17% выпускников рассчитывают устроиться на конкретное место работы, где степень магистра им необходима, согласно требованиям работодателя. Двенадцати процентам студентов нравится учиться и получать знания, поэтому они хотят продолжить обучение, также были и те студенты (8%), которые прислушались к мнению друзей и родителей и именно поэтому планируют поступать в магистратуру.
Эмоциональный компонент отношения бакалавров к поступлению в магистратуру проявлялся в желании обучаться в магистратуре, основанном на его настроении. Результаты показали, что, по мнению студентов НовГУ, продолжать обучение в магистратуре престижно (47%) и даже очень престижно (10%).
Также был задан вопрос, где респондентам было необходимо отметить, в чем для них выражен карьерный рост при обучении в магистратуре. 35% студентов ответили, что получение новых знаний в магистратуре позволит им быть успешнее при построении карьеры. 25% полагают, что во время обучения в магистратуре повысится их уровень мастерства в выбранной ими области. 21% респондентов стремится освоить специализированные и уникальные умения во время получения степени магистра,
6
0
5
0
5
это даст им определенные преимущества на рынке труда. Для 7% опрошенных обучение в магистратуре необходимо для получения возможности стажироваться в ведущих профильных компаниях.
На вопрос «Как Вы считаете, какие профессиональные качества работодатель ценит больше всего при отборе новых сотрудников?» респондентам предоставлялась возможность множественного выбора ответов (рис. 1).
Под когнитивным компонентом мы понимаем проявление отношения студента к обучению в магистратуре, основанного на совокупности его знаний о ней. Одной из задач проведения опроса студентов старших курсов, являлась — определение восприятия выпускниками НовГУ профессии «руководитель образовательной организации», которая может быть освоена студентами при поступлении на магистерскую программу Института непрерывного педагогического образования НовГУ «Образовательный менеджмент». Большинство опрошенных (77%) считают, что руководитель образовательной организации — это менеджер в сфере образования, человек, который владеет навыками самостоятельной управленческой, проектной, организаторской, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Для 12% респондентов это человек, который анализирует объемы продаж и подготавливает отчеты по результатам анализа для представления вышестоящему должностному лицу. Менеджер в сфере образования — это человек, способный изменять направления профессиональной деятельности в рамках образовательного менеджмента как области знаний и практики, так считают 11% студентов. Кроме вопроса на понимание, кто такой образовательный менеджер, мы были заинтересованы в определении ассоциаций выпускников бакалавриата с теми профессиями, которые, по их мнению, может занять магистр по профилю «образовательный менеджмент». Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов на вопрос «Кем может работать магистр профиля "Образовательный менеджмент?» (рис. 2).
На вопрос «Как вы думаете, какие из ниже перечисленных компетенций являются особо значимыми при обучении по магистерской программе «Образовательный менеджмент»?» респонденты оценивали значимость предложенных компетенций по пятибалльной шкале, где 0 — не имеет ключевого значения, а 5 — является одной из основополагающих компетенций. Результаты ответов на данный вопрос оказались следующими: по мнению опрошенных, менеджеры в сфере образования, прежде всего, должны быть готовы принимать управленческие решения и нести за них ответственность, средняя оценка этой компетенции — 4,03 балла; способность управлять группой и уметь работать в команде была оценена, в среднем, в 3,95 балла; умение демонстрировать понимание ведущих тенденций образовательного менеджмента — 3,88 балла; умение сравнивать зарубежные образовательные системы и проекты, выявляя общее и особенное в их культуре — 3,72 балла; готовность системно использовать полученные знания и умения — 3,67 балла; умение находить нестан-
дартные решения типовых задач и выявлять проблемные ситуации — 3,22 балла. Компетенция владения навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, по мнению опрошенных, наименее важна для менеджера в сфере образования — ее средний показатель равен 2,87.
На основе проведенного анализа выявлены ряд проблем, актуализирующие дальнейшее изучение отношения выпускников бакалавриата к продолжению их обучения в магистратуре. К ним отнесены: проблема принятия студентами двухступенчатой системы образования, связанная с непониманием сущности и преимуществ двухуровневой системы высшего образования; недостаточная мотивация студентов старших курсов к продолжению обучения после бакалавриата (эмоциональная истощенность студентов) в связи с отсутствием преемственности в программах бакалавриата и магистратуры разных профилей; недостаточность знаний и информации у студентов-бакалавров о магистерских программах (направления подготовки, перспективы получения степени магистра).
Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты проблемы и позволяет зафиксировать, с одной стороны, тенденцию усиления мотивационной составляющей в отношении студентов-бакалавров к поступлению в магистратуру, с другой — большую значимость целенапраленной деятельности по продвижению магистерских образовательных программ и, в том числе, информирования студентов-бакалавров. Все вышесказанное ведет к необходимости разработки стратегического плана обеспечения преемственности между образовательными программами разных уровней высшего образования.
1. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012 № 273-Ф3; ред. от 23.03.2015. [Электр. ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 01.12.2015).
2. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», 22.08.1996 № 125-ФЗ; ред. от 01.02.2012. [Электр. ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/500030 (дата обращения 01.12.2015).
3. Ястребова Е.Б. Обеспечение преемственности в обучении иностранным языкам: бакалавриат — магистратура // Вестник МГЛУ. 2015. № 14 (725). С.128-138.
4. Донина И.А., Шерайзина Р.М. Проблемно-диагностический анализ развития школы как некоммерческой общеобразовательной организации // Вестник НовГУ, Сер.: Педагогические науки. 2015. № 5(88). С. 36-40.
5. Александрова М.В., Шерайзина Р.М. Тенденции реформирования педагогического образования в классическом университете // ЧиО. 2011. № 2. С. 8-12.
6. Мендыгалиева А.К. Проблемы преемственности в развитии (Философский аспект) // Вестник ЧГПУ. 2009. № 3. С. 107-118.
7. Орешкина А.К. Формирование педагогических систем высшего педагогического образования в условиях преемственности образовательного процесса непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2007. Т. 5. С. 275-278.
8. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд- во Ленинградского ун- та, 1960. С.147.
References
1. The federal law of the Russian Federation "About education in the Russian Federation", 29.12.2012 No. 273-FZ; edition of 23.03.2015. Available at: http://base .garant.ru/70291362/ (accessed 01.12.2015).
2. Federal law of the Russian Federation "On Higher and Postgraduate Professional Education" (rev. And ext., com. into force on 01.02.2012) [Digital resourse]: The Federal Law of 22.08.1996 № 125-FZ (ed. By 03.12.2011). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121834 (accessed 01.12.2015).
3. Yastrebova E. B. Ensuring continuity in the teaching of foreign languages: bachelor — master. Bulletin of MSLU, 2015, no. 14 (725), pp. 128-138.
4. Donina I.A., Sheraizina R.M. Problem-diagnostic analysis development of schools as a non-profit general education
organization's. Vestnik of NovSU, 2015, no. 5(88), pp. 3640.
5. Alexandrova V.M., Sheraizina R.M. Trends in the reform of teacher education in a classical University. Man and Education, 2011, no. 2, pp. 8-12.
6. Mendygalieva A.K. The problem of continuity in development (Philosophical aspect). Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University, 2009, no. 3, pp. 107-118.
7. Oreshkina A.K. The formation of teaching systems for higher pedagogical education in the conditions of continuity of the educational process of lifelong education. Lifelong Education: continuous education for sustainable development, 2007, vol. 5, pp. 275-278.
8. Myasishchev V.N. Personality and neuroses. Leningrad, Leningrad University Publ., 1960, p. 147.