Научная статья на тему 'Высшее библиотечное образование на Украине: переход на евростандарты'

Высшее библиотечное образование на Украине: переход на евростандарты Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

210
44
Поделиться
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЗАКОН «О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ» / УКРАИНА / THE LAW «ON HIGHER EDUCATION»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Соляник Алла Анатольевна

Раскрыты особенности реформирования системы подготовки библиотечных кадров в контексте нового закона Украины «О высшем образовании», предложены подходы к размежеванию содержания и структуры образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры по специальности «Книговедение, библиотековедение, библиографоведение». Охарактеризованы особенности двух типов магистерских программ, предложена примерная номенклатура дисциплин для учебных планов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры.

High school library education in Ukraine: the transition to European standards

Features of reforming of library staff training system in the context of the new Law of Ukraine "On Higher Education" (2014) are found out, approaches to the differentiation of the content and structure of bachelor's and master's educational programs and scientific and educational programs for the PhD in "bibliology, library science, bibliography" are offered. Features of substantive content of two types of master's programs education-professional and education-scientific are characterized, an approximate nomenclature of compulsory basic and professionally oriented educational disciplines for the curriculum of undergraduate, graduate, postgraduate is proposed. It is grounded that the main criterion of differentiation of a three-level training of library and information staff is gradual deepening of industrial-technological, managerial, research, psychological and pedagogical professional competencies during education process. Substantive content of the invariant component of bachelor of Library training is revealed, it is oriented towards improving the formation of the specialists of the qualification level of the complex professional competencies of industrial-technological and organizational orientation. It is proved that the training of Master's Administrative Profile is expedient to do within educational and professional program "Management of Library and Information Activities" (90 credits ECTS), and Master's Research Profile within the educational and scientific program "Theory and Methodology of Book Science, Library Science, Bibliography" (120 credits ECTS). Structure and content of educational and scientific training program of the PhD in the scientific specialty "Bibliology, Library Science, Bibliography" are described. The main form of training of specialists of the qualification level is postgraduate study, which curriculum includes two parts scientific and research and educational (30-60 credits ECTS). Required components of the educational training of graduate students are advanced study of a foreign language which will be enough to represent their own scientific results and fully understand foreign scientific sources (12 credits ECTS); study of the basic concepts of the theory of social communication, history and futurology of Book Science, Library Science, Bibliography as a unified scientific specialty (12 credits); mastering methodology and methods of scientific research, pedagogical methods, technologies of knowledge management and business planning of research projects (6 credits ECTS).

Текст научной работы на тему «Высшее библиотечное образование на Украине: переход на евростандарты»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)

УДК 026.06(477)

DOI 10.17223/22220836/17/26

A.A. Соляник

ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УКРАИНЕ: ПЕРЕХОД НА ЕВРОСТАНДАРТЫ

Раскрыты особенности реформирования системы подготовки библиотечных кадров в контексте нового закона Украины «О высшем образовании», предложены подходы к размежеванию содержания и структуры образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры по специальности «Книговедение, библиотековедение, библиографоведение». Охарактеризованы особенности двух типов магистерских программ, предложена примерная номенклатура дисциплин для учебных планов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры.

Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, бакалавриат, магистратура, аспирантура, научно-образовательная программа, закон «О высшем образовании», Украина.

Одним из важнейших условий выхода Украины из системного экономического и социально-политического кризиса является успешное реформирование системы высшего образования. За два последних года данная реформа стабильно наращивает темпы реализации за счет динамично развивающейся нормативно-правовой базы. С 6 сентября 2014 г. вступил в действие новый закон Украины «О высшем образовании» [1], предопределивший основные организационные и содержательные трансформации национальной системы подготовки кадров, в том числе и библиотечно-информационных. С 1 сентября 2015 г. на Украине подготовка кадров высшей квалификации будет осуществляться на таких образовательных уровнях:

• начальный (краткий цикл обучения объемом 90-120 кредитов, получаемая образовательная степень - младший бакалавр);

• первый (объем образовательно-профессиональной программы (ОПП) -180-240 кредитов, получаемая образовательная степень - бакалавр);

• второй (объем ОПП - 90-120 кредитов, получаемая образовательная степень - магистр);

• третий - образовательно-научный уровень (получаемая образовательная степень - доктор философии);

• научный уровень (получаемая образовательная степень - доктор наук). Важной новацией закона является введение двух типов образовательных

магистерских программ - образовательно-профессиональной (или управленческой, объем ОПП - 90 кредитов) и образовательно-научной (или исследовательской, объем ОПП - 120 кредитов). Для выпускников научно-исследовательской программы предусмотрено 30 дополнительных кредитов для подготовки и защиты магистерской диссертации, выполненной на реальной производственной базе потенциального работодателя и посвященной решению актуальной прикладной проблемы совершенствования функционирования современной библиотеки. Еще одной новацией стала возможность поступающих в магистратуру бакалавров свободно выбирать образовательное

направление, и это ставит перед библиотечной магистратурой дополнительные задачи - не только углубления профессиональной специализации будущих магистров, но и переквалификации поступающих на библиотековедческую специальность выпускников бакалавриата с философским, филологическим, педагогическим, документоведческим, историческим и иным гуманитарным образованием.

Решая важнейшую задачу размежевания содержания и структуры подготовки магистров разных типов, вузам необходимо учитывать, что выпускники магистратуры могут продолжить обучение на третьем - образовательно-научном уровне, поступив на конкурсной основе в аспирантуру. Нормативный срок обучения в аспирантуре составляет четыре года, в течение которых аспирант обязан выполнить все требования образовательно-научной программы, определенной высшим учебным заведением для подготовки доктора философии по соответствующей специальности, а также подготовить диссертацию на основе самостоятельно проведенных исследований и защитить ее в специализированном ученом совете вуза. Подготовка докторов философии по государственному заказу осуществляется в аспирантуре исключительно дневной формы обучения.

Важно заметить, что образовательно-научная программа обучения васпирантуре предусматривает две части - научно-исследовательскую и образовательную. Содержание научно-исследовательской программы нацелено на получение аспирантом теоретических знаний, умений, навыков и других компетенций, достаточных для выработки новых идей, решения комплексных проблем в области профессиональной и/или опытно-инновационной деятельности, овладение методологией научной и педагогической деятельности, а также проведение собственного научного исследования, результаты которого имеют научную новизну, теоретическую и практическую значимость. Обязательной составляющей научно-исследовательской программы аспирантуры является подготовка и публикация не менее одной статьи в зарубежном научном издании, которое включено в международную наукометрическую базу Scopus (или другую международную базу, определенную для каждой научной специальности Научно-методическим советом центрального органа исполнительной власти в сфере образования и науки на основании представления соответствующей научно-методической комиссии).

Содержание образовательной составляющей подготовки аспиранта закрепляется в разрабатываемом вузом для каждой научной специальности учебном плане, который определяет перечень и объем учебных дисциплин в кредитах ЕКТС, последовательность их изучения, формы проведения учебных занятий, график учебного процесса, формы текущего и итогового контроля. Успешное выполнение учебного плана аспирантуры является обязательным условием обучения на третьем уровне высшего образования. Все аспиранты, независимо от формы обучения, обязаны во время сессионных периодов посещать аудиторные занятия и проходить все формы текущего и итогового контроля, предусмотренные учебным планом и образовательно-научной программой аспирантуры высшего учебного заведения.

Учебный план подготовки аспиранта предусматривает 30-60 кредитов ЕКТС, распределенных по трем базовым компонентам, в результате усвоения которых аспирант должен:

1) овладеть глубинными профессиональными знаниями, научным и культурным кругозором уровня соискателя ученой степени доктора философии, в частности путем усвоения знаний основных концепций, теоретических и практических проблем, истории развития отрасли науки, современным состоянием развития научной мысли по выбранной специальности (объем этой учебной составляющей - не менее 12 кредитов ЕКТС);

2) приобрести языковые компетенции, достаточные для представления научных результатов на иностранном языке в устной и письменной форме, а также для полного понимания иноязычных научных текстов (объем этой учебной составляющей - не менее 12 кредитов ЕКТС);

3) овладеть универсальными навыками исследователя, в частности методологией и методами научного анализа, устной и письменной презентации результатов исследования, методикой подготовки и проведения учебных занятий (педагогической деятельностью), управления научными проектами и/или написания грантов на финансирование научных исследований и т. д. (объем этойучебной составляющей - не менее 6 кредитов ЕКТС).

Помимо указанных обязательных 30 кредитов ЕКТС, составляющих инвариантную часть учебного плана, подготовка в аспирантуре должна предусматривать наличие перечня дисциплин свободного выбора аспиранта в объеме, который составляет не менее 25% общего количества кредитов ЕКТС, предусмотренных учебным планом. Инвариантную часть дисциплин аспиранты имеют право выбирать по согласованию со своим научным руководителем и с учетом специфики темы диссертационного исследования.

В настоящее время коллегиальные усилия представителей кафедр библиотековедения ведущих вузов Украины, выпускающих библиотечные кадры высшей квалификации, направлены на поиск оптимальных критериев разграничения профессиональных компетенций и содержания образовательных программ подготовки младшего бакалавра, бакалавра, магистра-управленца и магистра-исследователя, доктора философии. Ныне обсуждена и предварительно согласована примерная номенклатура обязательных фундаментальных и профессионально ориентированных учебных дисциплин бакалавриата, что дает возможность выдвигать предложения по содержательному наполнению ОПП магистра-управленца и магистра-исследователя [2]. Так, в цикл фундаментальных дисциплин учебного плана подготовки бакалавра по образовательному направлению 6.020102 «Книговедение, библиотековедение и библиография» решено включить такие курсы: «Документология», «Социальные коммуникации», «Аналитико-синтетическая обработка документа»; в цикл дисциплин профессиональной и практической подготовки: «Книговедение», «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Библиотечное фондоведение», «Информационно-поисковые системы», «Библиотечно-информационный сервис», «Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии», «Электронная библиотека», «Информационное право», «Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности». Вариативная часть подготовки бакалавра, на которую отводится до 50%

учебного времени, формируется вузами с учетом выбираемых студентами профилизаций обучения, а также особенностей будущего места работы и требований регионального рынка труда.

Учитывая содержательное наполнение инвариантной составляющей подготовки бакалавра, сориентированное на углубленное формирование у специалистов данного квалификационного уровня комплекса профессиональных компетенций производственно-технологической направленности, для подготовки магистра управленческого профиля целесообразно предложить образо -вательно-профессиональную программу «Менеджмент библиотечно-инфор-мационной деятельности» (90 кредитов), а для подготовки магистра-исследователя - образовательно-научную программу «Теория и методология книговедения, библиотековедения, библиографоведения» (120 кредитов).

Добротной методологической основой для выбора номенклатуры обяза-тельных фундаментальных и профессионально-ориентированных дисциплин учебных планов названных магистерских программ послужила «Содержательная структура конструктивной модели образовательной программы биб-лиотечно-информационного магистра», предложенная A.B. Соколовым иЮ.Н. Столяровым [3]. Так, для образовательно-профессиональной программы подготовки библиотечного магистра-управленца (90 кредитов) в качестве обязательных фундаментальных предлагаются следующие учебные дисциплины: «Философия информации», «Теория и методология социокультурного проектирования», «Электронная коммуникация»; в цикле дисциплин профессиональной и практической подготовки: «Библиотечная политология», «Библиотечная культурология», «Библиотечная профессиология», «Библиотечная экология».

Для образовательно-научной программы подготовки библиотечного магистра-исследователя (120 кредитов) в качестве обязательных фундаментальных предлагаются такие учебные дисциплины: «Философия науки», «Организация и методика научно-исследовательской работы»; «Педагогика высшей школы»; в цикле дисциплин профессиональной и практической подготовки: «Теория и методология книговедения, библиотековедения, библиографоведения», «Методика преподавания специальных дисциплин», «Библиотечная педагогика и психология», «Коммуникации в науке» [4].

Необходимость сохранения концептуального единства и преемственности в системе подготовки библиотечных кадров разных квалификационных уровней обязывает вузы минимизировать дублирование в содержании учебных планов подготовки магистра-исследователя и доктора философии. С учетом предусмотренной регламентирующими документами необходимости выделить часть учебного времени на углубленное освоение аспирантами иностранного языка (12 кредитов), научной методологии, менеджмента знаний и бизнес-планирования научных проектов (не менее 6 кредитов) важно продумать наполнение цикла фундаментальных дисциплин, направленных на изучение основных концепций теории социальных коммуникаций, истории и футурологии книговедения, библиотековедения, библиографоведения как единой научной специальности (12 кредитов), а также разработать добротную номенклатуру дисциплин по выбору.

В контексте провозглашенного законом Украины «О высшем образовании» главного принципа реформирования отрасли в условиях евроинтегра-ции - принципа академической свободы, который отменяет единые государственные образовательные стандарты, жестко регламентировавшие ранее содержание подготовки кадров, перед вузами стоит сложная задача обеспечить студентам возможность самостоятельного выбора необходимой им ком -бинации из номенклатуры обязательно-выборных и факультативных дисциплин, не снизив при этом качества подготовки конкурентоспособных кадров всех без исключения квалификационных уровней. Эту задачу необходимо решать в тесном сотворчестве научно-педагогического состава профильных вузов и библиотечной общественности, объединяющей лучших представителей ведущих библиотек страны как потенциальных работодателей, крайне заинтересованных в притоке к ним высококвалифицированных кадров.

Литература

1. О высшем образовании: закон Украины от 01.07.2014 № 1556-VII. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1556-18 (дата обращения: 01.02.2015). Заголовок с экрана.

2. Соляник А.А. Проблеми стандартизацп вищо! б1блютечно1 ocbíth в Укра1ш / А. А. Соляник // Б1блютека - вщкритий cbít: зб. матер1ал1в, 10-13 верес. 2014 р. / Укр. 616л. асоц.; [ред-кол.: В. С. Пашковата íh.]. Ки1в, 2014. С. 29-32. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Соколов А.В. Концепция реализации библиотечно-информационной магистратуры в России / А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. 2014. № 11. С. 5-28.

4. Соляник А.А. Яюсть шдготовки б1блютечних фах1вщв у контекст новацш Закону Укра1ни «Про вищу освггу» / А. А. Соляник // Б1блютека - територ1я едносл : всеукр. наук.-практ. конф., 28-28 листоп. 2014 р.: зб. матер1ал1в / Укр. 616л. асоц.; [редкол.: В. С. Пашкова та íh.]. Khib, 2014. С. 30-33. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

SolyanikAllaA. Kharkov state academy of culture (Kharkov, Ukraine). E-mail: alla_solyanik@mail.ru. DOI 10.17223/22220836/17/26

HIGH SCHOOL LIBRARY EDUCATION IN UKRAINE: THE TRANSITION TO EUROPEAN STANDARDS

Key words: Library and Information Education, undergraduate, graduate, postgraduate, research and education program, the law «On Higher Education», Ukraine.

Features of reforming of library staff training system in the context of the new Law of Ukraine "On Higher Education" (2014) are found out, approaches to the differentiation of the content and structure of bachelor's and master's educational programs and scientific and educational programs for the PhD in "bibliology, library science, bibliography" are offered. Features of substantive content of two types of master's programs - education-professional and education-scientific are characterized, an approximate nomenclature of compulsory basic and professionally oriented educational disciplines for the curriculum of undergraduate, graduate, postgraduate is proposed.

It is grounded that the main criterion of differentiation of a three-level training of library and information staff is gradual deepening of industrial-technological, managerial, research, psychological and pedagogical professional competencies during education process. Substantive content of the invariant component of bachelor of Library training is revealed, it is oriented towards improving the formation of the specialists of the qualification level of the complex professional competencies of industrial-technological and organizational orientation. It is proved that the training of Master's Administrative Profile is expedient to do within educational and professional program "Management of Library and Information Activities" (90 credits ECTS), and Master's Research Profile - within the educational and scientific program "Theory and Methodology of Book Science, Library Science, Bibliography" (120 credits ECTS).

Structure and content of educational and scientific training program of the PhD in the scientific specialty "Bibliology, Library Science, Bibliography" are described. The main form of training of specialists of the qualification level is postgraduate study, which curriculum includes two parts - scien-

tific and research and educational (30-60 credits ECTS). Required components of the educational training of graduate students are advanced study of a foreign language which will be enough to represent their own scientific results and fully understand foreign scientific sources (12 credits ECTS); study of the basic concepts of the theory of social communication, history and futurology of Book Science, Library Science, Bibliography as a unified scientific specialty (12 credits); mastering methodology and methods of scientific research, pedagogical methods, technologies of knowledge management and business planning of research projects (6 credits ECTS).

References

1. O vysshem obrazovanii: zakon Ukrainy ot 01.07.2014 № 1556-VII [On Higher Education: Law of Ukraine № 1556-VII of July 1 , 2014]. Available from: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1556-18. (Accessed: 1st February 2015).

2. Solyanik A.A. [Problems of standardization of higher education in the Ukrainian Library]. Biblioteka - vidkritiy svit: zb. materially, 10-13 veres. 2014 r. [Library as an open world: Proc., September 10-13, 2014]. Kiev, 2014, pp. 29-32.

3. Sokolov A.V. The Concept of the Master's Program in Library and Information Science Realization in Russia. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki - Scientific and Technical Libraries, 2014, no. 11, pp. 5-28.

4. Solyanik A.A. [The quality of library professionals innovations in the context of the law of Ukraine "On Higher Education"]. Biblioteka - teritoriya ednosti: vseukr. nauk.-prakt. konf., 28-28 listop. 2014 r.: zb. materialiv [The library as the territory of Unity: Proc. of the All-Ukrainian Scientific-Practical Conference, November 28-28, 2014]. Kiev, 2014, pp. 30-33. (In Ukrainian).