УДК 378.046.4:616.31 ББК Ч440+Р66р
ГСНТИ 14.35.01; 14.07.05
Код ВАК 13.00.01
Гетман Наталья Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Омский государственный медицинский университет; 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, к. 357; e-mail: [email protected]
Зырянов Борис Николаевич,
доктор медицинских наук, профессор, кафедра стоматологии, Омский государственный медицинский университет;
644099, г. Омск, ул. П. Некрасова, д. 5, к. 226; e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАФЕДРЫ СТОМАТОЛОГИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧАМИ-СТОМАТОЛОГАМИ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общественно-профессиональная оценка деятельности кафедры; педагогическая компетенция; качество образования.
АННОТАЦИЯ. Анализируются роль общественно-профессиональной оценки деятельности кафедры стоматологии последипломного образования как условия совершенствования образовательного процесса, оптимальной реализации компетентностного подхода в медицинском вузе. Рассматриваются варианты определения качества образовательной деятельности кафедры последипломного образования (на примере повышения квалификации врачей-стоматологов). Предлагаются пути использования общественно-профессиональной оценки в практике, соотносимые с общими задачами модернизации российского образования и позволяющие более полно оценить качество образовательных услуг: качество работы и квалификационные характеристики каждого преподавателя, отношение слушателей внутри учебной группы, отношение друг к другу, внутренний психологический климат, который располагает к творчеству и лучшему усвоению учебного материала, наличие индивидуального образовательного маршрута обучающегося врача-стоматолога. Рассматриваются изменения требований к деятельности кафедры, которые связаны с такими факторами, как продвижение информационных и инновационных технологий в образовательный процесс системы высшего образования для создания продуктов нового поколения, расширение спектра внебюджетных образовательных услуг.
Getman Natalia Aleksandrovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Omsk State Medical University, Omsk. Zyryanov Boris Nikolayevich,
Doctor of Medicine, Professor of Department of Dentistry, Omsk State Medical University, Omsk.
ASSESSMENT OF EDUCATIONAL SERVICES OF DEPARTMENT OF DENTISTRY OF FURTHER EDUCATION BY DENTISTS AS A STIMULATING FACTOR FOR HIGHER EFFECTIVENESS OF MEDICAL TREATMENT
KEY WORDS: socio-professional assessment of Department activity; pedagogical competence; quality of education.
ABSTRACT. The article analyzes the role of public and professional evaluation of the activity of the Department of Dentistry of Further Education as a condition for improving the educational process and optimal implementation of competence approach in a medical higher school. The authors regard various ways of assessing the quality of the educational activities of the Department of Postgraduate Education (based on advanced training of dentists). The article suggests various ways of realization of the socio-professional assessment in practical activity, correlated with the overall objectives of modernization of the Russian education and providing a possibility to better evaluate the quality of educational services: quality of pedagogical work and qualifications of each individual teacher; interrelations of dentists in the study group, attitude to each other, inner psychological climate that stimulates creativity and better assimilation of educational material; presence of an individual educational route of each trainee-dentist. The article also analyzes the changes in the requirements to the activity of the department which are related to many factors, such as the introduction of information and innovative technologies in the educational process of higher education to create next-generation products and expanding the range of extra educational services.
Ос
V-Ус
основой для реализации стратегических задач обновления высшей школы, повышения качества образования и внедрения стратегии «Образование 2020» является реализация Болонской декларации. В русле современной образовательной политики при принятии Федерального Закона «Об
образовании в РФ» в 2012 году образование рассматривается как позитивный результат развития, приводящий к удовлетворению актуальных потребностей основных потребителей образовательных услуг, а именно - государства, общества и семьи, представляющих интересы всех обучающихся.
© Гетман Н. А., Зырянов Б. Н., 2015
Одним из новых направлений оценки качества образования в нашей стране стала общественно-профессиональная аккредитация. Закон РФ «Об образовании в РФ» дополнен ст. 33.2 «Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций», п. 41 которой устанавливает: «Образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации» [9].
Оценка соответствия качества образовательной деятельности вуза в целом и кафедры в частности требованиям государственных стандартов осуществляется с помощью Государственной аккредитации и аттестации. Оценку деятельности кафедры могут дать как слушатели (обучающиеся), состоящие из студентов, интернов, ординаторов и врачей профилирующих специальностей, проходящих повышение квалификации, так и работодатели, представители научных сообществ и различных профессиональных организаций. Вследствие этого возникла необходимость создания и реализации системы независимой профессиональной оценки деятельности кафедры, а конкретно - кафедры стоматологии Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ЦПК и ППС) [12].
Результаты проведения общественно-профессиональной оценки работы кафедры после выполнения определенной формальной процедуры, связанной с оценкой и анализом ее деятельности, показывают, что кафедра стоматологии последипломного образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный медицинский университет» занимает высокие позиции среди аналогичных кафедр российских вузов, а выпускники данной кафедры пользуются большим спросом на рынке труда, что указывает на высокое качество образования [1; 12].
Любая аккредитация в образовании -это оценка качества основных образовательных программ. Помимо уже известной, хотя и постоянно модернизирующейся государственной аккредитации, законом «Об
образовании в РФ» введены понятия профессионально-общественной и общественной аккредитации. Первая оценивает, соответствуют ли программы потребностям рынка труда. Вторая (общественная аккредитация) для образовательного сообщества, работодателей, органов власти является еще одним из оснований для выводов об успешности образовательных программ [9].
Рассматривая заинтересованных субъектов в общественно-профессиональной оценке работы кафедры, необходимо сказать в первую очередь о слушателях последипломного образования, в частности, о врачах-стоматологах, проходящих усовершенствование или профессиональную переподготовку по стоматологическим специальностям. Выбирая специальность или курс повышения квалификации для получения качественного образования и последующего более высокооплачиваемого трудоустройства в соответствии с уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры, слушатель (врач-стоматолог) заинтересован в получении независимой, объективной информации о кафедре [7].
Другая категория субъектов - это работодатели и инвесторы, которые заинтересованы в высококлассных выпускниках, а также инвесторы, которые заинтересованы в объективной информации о тех структурах, тех научных школах, в которые можно без рисков делать вложения [3]. И не менее важный субъект - общество, которое является опосредованным потребителем образовательных услуг вуза в общем и кафедры в частности.
В России был создан совет в 2003 г. общественно-профессиональной аккредитации, в 2005 году был создан Координационный совет по общественно-профессиональной аккредитации [4].
Разберем отличительные особенности общественно-профессиональной аккредитации, которые сводятся к следующему:
- два вида аккредитации имеют принципиально различные цели - если цель государственной аккредитации состоит в установлении соответствия деятельности минимальным требованиям, то назначение общественно-профессиональной - выявление лучших практик, значительных достижений;
- добровольность участия - общественно-профессиональная аккредитация является добровольной, в отличие от государственной аккредитации, которую каждый вуз обязан проходить раз в пять лет; вуз вправе самостоятельно определять как целесообразность прохождения общественно-профессиональной аккредитации, так и пере-
чень выносимых на аккредитацию программ;
- ориентированность на образовательные программы - институциональная организация образовательного учреждения является характерной чертой государственной аккредитации, в отличие от общественно-профессиональной, направленной в первую очередь на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ;
- многосубъектность проведения оценки - в отличие от комиссии по аккредита-ционной экспертизе, формируемой Рособр-надзором, в состав комиссии по общественно-профессиональной аккредитации могут включаться не только представители аккре-дитационных агентств, но и врачи-стоматологи, работодатели, зарубежные аккреди-тационные органы (страны СНГ);
- технология проведения оценки - решение о государственной аккредитации вуза и отдельных программ во многом основывается на жестких количественных критериях (например, процент остепененности профессорско-преподавательского состава, объем выполненных научно-исследовательских работ, доля слушателей в лице врачей-стоматологов, успешно прошедших тестирование и пр.) [10].
Используя имеющийся опыт аккредитации вузов, мы базируемся на получении качественных оценок работы, анализе содержания образовательной программы, опросе потребителей образовательных услуг, то есть врачей-стоматологов, получающих последипломное образование.
Профессионально-общественная аккредитация представляет собой независимую оценку и признание качества и уровня подготовки слушателей в рамках образовательных программ дополнительного профессионального образования. Целью профессионально-общественной аккредитации является повышение качества образования, формирование его культуры на основе критериев профессионально-общественной аккредитации, утвержденных Медицинской Лигой России, и компилированных с европейскими стандартами качества в образовательных учреждениях, реализующих подготовку медицинских и фармацевтических кадров [13].
Результаты общественно-профессиональной оценки отражаются в первую очередь на репутации образовательной программы ЦПК и ППС.
Обзор особенностей проведения общественно-профессиональной аккредитации позволяет сделать вывод о ее соответствии задачам модернизации российского образования и переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
В соответствии с ними ЦПК и ППС вуза регулярно проводит самообследование обучающихся врачей-стоматологов для оценки собственной деятельности и сопоставления с другими образовательными учреждениями и информирует потенциальных потребителей образовательных услуг кафедр стоматологии ПДО о результатах своей деятельности, планах, инновациях [5].
Рассматривая основные черты модели современного высшего образования, заключающиеся в определении приоритетных направлений развития, ценностей и целей образования, оценке качества образовательных услуг, повышении уровня открытости образования, создании благоприятного имиджа образовательного учреждения в местном сообществе, роста влияния рейтинговой оценки качества образовательных услуг со стороны общественности; в становлении компетентностного подхода как основы содержания образования и форм организации образовательного процесса (закрепление его в федеральных государственных образовательных стандартах); в становлении системы непрерывного образования; в изменении роли преподавателя в высшей школе (становление общественного статуса преподавателя как «решателя системных педагогических проблем», «проектировщика педагогической действительности» в рамках интегрированной образовательной среды), можно определить перспективную цель развития образовательного учреждения [1].
Достижение этой цели возможно при создании системы внешней независимой общественной оценки профессиональных квалификаций, развитии кафедральной системы методической работы, развитии систем как кафедрального контроля качества образования, так и внешнего. Данный процесс проходит непрерывно, в неразрывной связи с переходом одного состояния в другое, т. е. континуитивно [6].
Для реализации общественно-профессиональной оценки качества образовательных услуг кафедрой стоматологии ЦПК и ППС как фактор повышения эффективности ее деятельности предложен метод анкетирования. Так, в Омском государственном медицинском университете центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки слушателей (ЦПК и ППС) совместно с отделом системы менеджмента и качества разработали для обучающихся слушателей, в том числе и для врачей-стоматологов, обучающихся на кафедре стоматологии ПДО, анкету [11; 12].
Анкета заполняется врачом-стоматологом анонимно и оценивается по десятибалльной шкале: один балл - полная не-
удовлетворенность, десять баллов - полная удовлетворенность. Анкета содержит ряд вопросов: оценка врачом-стоматологом качества подачи знаний позволяет оценить уровень чтения лекций, качество проведения практических занятий, качество теоретических и практических знаний, полученных в рамках цикла повышения квалификации, их полезность для дальнейшей практической деятельности врача-стоматолога. Также ответы на вопросы позволяют оценить качество обеспечения техническими средствами обучения, библиотечно-ин-формационным ресурсом, отношение слушателей к ЦПК и ППС, к заведующему кафедрой, к преподавателю. Такая анкета позволяет оценить качество образовательных услуг, способствуя его росту.
Для дальнейшего совершенствования анкеты и более полной оценки качества образовательных услуг мы предлагаем ввести критерии:
- качество работы каждого преподавателя (его остепененность, квалификационный уровень);
- отношение слушателей внутри учебной группы, отношение друг к другу (внутренний психологический климат, который располагает к творчеству и лучшему усвоению учебного материала);
- наличие индивидуального образовательного маршрута обучающегося врача-стоматолога [2].
Окончание учебного заведения не является для профессионала окончанием обучения, профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей жизни. Большое количество последипломной подготовки врачей и вариантов ее получения создает на рынке образовательных услуг определенную конкуренцию, так как привлечение средств в вуз является достаточно важным показателем его эффективности. Варианты подготовки постоянно модифицируются, совершенствуются, претерпевают изменения вследствие того, что система последипломного образования является динамичной и развивающейся.
Ориентация данной системы на лично-стно-профессиональное становление специалиста потребовала значительных изменений в структуре, содержании и технологиях подготовки слушателей. Обучающийся становится субъектом учебной и профессиональной деятельности, изменяется система отношений в педагогическом процес-
се, используются новые критерии оценки его результативности [2].
Таким образом, анкета выполняет функции обратной связи врача-стоматолога и обучающего специалиста (преподавателя), играет роль общественно-профессиональной оценки образовательной деятельности специалистов кафедры и способствует оптимальной реализации компетентностного подхода, что повышает качество предоставляемых платных образовательных услуг.
При постоянном использовании анкеты, позволяющей выявлять качество образовательного процесса в ходе повышения квалификации, мы получаем следующие результаты:
- повышается ответственность руководителей кафедры, преподавательского состава, слушателей программы дополнительного профессионального образования в реализации его как общественно значимого блага, выполнении социальных функций образования, государственных и общественных требований к результатам последипломного образования;
- работодателям, потребителям образовательных услуг предоставляется актуальная и объективная информация об уровне и качестве подготовки по конкретным образовательным программам кафедры;
- формируется рейтинг образовательных организаций (кафедр), реализующих программы дополнительного профессионального стоматологического образования с целью рассмотрения при распределении государственного и внебюджетного заказа на подготовку специалистов соответствующего уровня;
- приводится содержание и структура профессионального образования в соответствии с потребностями в образовательных услугах, которые в дальнейшем используются в профессиональной деятельности [10].
Четкость и прозрачность критериев, устанавливаемых профессиональным сообществом, неформальный характер оценки, ее комплексный и разносторонний характер позволяют сделать вывод о ее востребованности. Вместе с тем, вероятно, что общественно-профессиональная оценка будет дифференцировать не только кафедры одного вуза и их программы по качеству предоставляемых услуг, но и подобные кафедры других вузов, конкурирующие на рынке образовательных услуг по качеству деятельности и признания выдаваемых документов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гетман Н. А. Условия развития психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 56-59.
2. Гетман Н. А., Зырянов Б. Н. Подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута в последипломном образовании (на примере стоматологических специальностей) // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 80-84.
3. Мотова Г. Н., Наводнов В. Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. М. : Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования: Федеральный Закон от 08.11.2010 № 293-ФЗ.
5. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в области техники и технологий. Критерии и процедура аккредитации образовательных программ первого цикла. URL: http://ac-raee.ru/files/criteria/Criteria_FC-08-04-08.pdf.
6. Показатели и критерии общественной аккредитации // Приложение к положению об общественной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров. URL: http://auro08.org/accreditation/criteria.doc.
7. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 г.№499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
8. РИА. URL: http://ria.ru/society/20131028/973188988.html#ixzz367FFTHss.
9. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
10. URL: http://mlross.ru/ Медицинская лига России.
11. URL: kstu.kz>wp-content/uploads/2012/12/Efficiency-o.
12. URL: omsk-osma.ru.
13. URL: science-education.ru>pdf/2014/6/1413.pdf.
LITERATURE
1. Getman N. A. Usloviya razvitiya psikhologo-pedagogicheskoy kompetentnosti prepodavatelya medi-tsinskogo vuza // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 2. S. 56-59.
2. Getman N. A., Zyryanov B. N. Podkhody k proektirovaniyu individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta v poslediplomnom obrazovanii (na primere stomatologicheskikh spetsial'nostey) // Pedagogi-cheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 2. S. 80-84.
3. Motova G. N., Navodnov V. G. Ekspertiza kachestva obrazovaniya: evropeyskiy podkhod. M. : Natsio-nal'noe akkreditatsionnoe agentstvo v sfere obrazovaniya, 2008.
4. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s so-vershenstvovaniem kontrol'no-nadzornykh funktsiy i optimizatsiey predostavleniya gosudarstvennykh us-lug v sfere obrazovaniya: Federal'nyy Zakon ot 08.11.2010 № 293-FZ.
5. Obshchestvenno-professional'naya akkreditatsiya obrazovatel'nykh programm v oblasti tekhniki i tekh-nologiy. Kriterii i protsedura akkreditatsii obrazovatel'nykh programm pervogo tsikla. URL: http://ac-raee.ru/files/criteria/Criteria_FC-08-04-08.pdf.
6. Pokazateli i kriterii obshchestvennoy akkreditatsii // Prilozhenie k polozheniyu ob obshchestven-noy ak-kreditatsii obrazovatel'nykh uchrezhdeniy vysshego professional'nogo obrazovaniya, osushchestv-lyayushchikh podgotovku yuridicheskikh kadrov. URL: http://auro08.org/accreditation/criteria.doc.
7. Prikaz Minobrnauki RF ot 01.07.2013 g.№499 «Ob utverzhdenii poryadka organizatsii i osushche-stvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam».
8. RIA. URL: http://ria.ru/society/20131028/973188988.html#ixzz367FFTHss.
9. Federal'nyy zakon RF ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii.
10. URL: http://mlross.ru/ Meditsinskaya liga Rossii.
11. URL: kstu.kz>wp-content/uploads/2012/12/Efficiency-o.
12. URL: omsk-osma.ru.
13. URL: science-education.ru>pdf/2014/6/1413.pdf.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.