Научная статья на тему 'Особенности преподавания на курсах повышения квалификации врачей старших возрастных групп'

Особенности преподавания на курсах повышения квалификации врачей старших возрастных групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / ADDITIONAL TRADE EDUCATION / CONTROLLED FROM DISTANCE EDUCATING / ACCREDITATION OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашмурина В.Р., Волченкова Г.В., Мишутина О.Л., Девликанова Л.И.

У курсантов старших возрастных групп есть личностные и физиологические особенности, часто хронические заболевания (нарушения слуха, внимания), которые надо учитывать при проведении образовательного процесса. На кафедре стоматологии применяется сочетание аудиторных занятий и дистанционного обучения. Несмотря на возраст, курсанты старших возрастных групп успешно осваивают компьютерные технологии и дистанционные формы обучения. По результатам анкетирования слушателей именно дистанционные формы профессионального образования получают положительную оценку курсантов старшего возраста. В настоящее время кафедра стоматологии обладает учебным, научным и клиническим потенциалом для реализации принципов дополнительного профессионального медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шашмурина В.Р., Волченкова Г.В., Мишутина О.Л., Девликанова Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания на курсах повышения квалификации врачей старших возрастных групп»

УДК 612.095

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Шашмурина В.Р., Волченкова Г.В., Мишутина О.Л., Девликанова Л.И.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: У курсантов старших возрастных групп есть личностные и физиологические особенности, часто хронические заболевания (нарушения слуха, внимания), которые надо учитывать при проведении образовательного процесса. На кафедре стоматологии применяется сочетание аудиторных занятий и дистанционного обучения. Несмотря на возраст, курсанты старших возрастных групп успешно осваивают компьютерные технологии и дистанционные формы обучения. По результатам анкетирования слушателей именно дистанционные формы профессионального образования получают положительную оценку курсантов старшего возраста. В настоящее время кафедра стоматологии обладает учебным, научным и клиническим потенциалом для реализации принципов дополнительного профессионального медицинского образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дистанционное обучение, аккредитация специалистов.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ВРАЧЕЙ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Shashmurina V.R., Volchenkova G.V., Mishutina O.L., Devlikanova L.I.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summery: The students of the senior age-related groups have personality and physiological features, often chronic diseases (violations of rumor, attention) that is necessary to be taken into account during realization of educational process. On the department of stomatology of ФДПО combination of audience employments and controlled from distance educating is used. In spite of age, the students of the senior age-related groups master computer technologies and controlled from distance forms of educating successfully. On results the questionnaire of listeners exactly the controlledfrom distance forms of trade education get the positive estimation of students of senior age. Presently the department of stomatology possesses educational, scientific and clinical potential for realization of principles of additional trade medical education.

Key words: additional trade education, controlled from distance educating, accreditation of specialists.

Введение

В настоящее время происходит модернизация системы дополнительного профессионального образования для того, чтобы сделать его непрерывным, инновационным и отвечающим запросам практического здравоохранения [3]. Одним из важнейших изменений явился переход от системы сертификации к системе аккредитации медицинских работников. Быстрое развитие, ускорение обновления информации и ее глобализация, появление множества новых высокотехнологичных методов лечения - все это заставляет врача постоянно повышать свои знания и умения [1, 4, 5]. Аккредитация требует навыков для работы с компьютером, дистанционного обучения, создания портфолио на сайте rosminzdrav.ru.

В настоящее время врачи-стоматологи стараются продолжать трудовую деятельность

в пенсионном возрасте. На кафедру стоматологии ФДПО часто обращаются слушатели для прохождения курсов повышения квалификации в возрасте 70-75 лет. Они активны, имеют большой профессиональный опыт, который передают следующему поколению более молодых коллег, часто им нет замены на рабочих местах в районах, где с их уходом стоматологическая помощь не будет оказываться населению. Не будем скрывать, что и материальные причины заставляют человека работать на пенсии, так как люди хотят сохранить привычный для них образ жизни. Все это заставляет их продолжать обучение, хотя у многих большие проблемы со здоровьем (высокое давление, онкологические заболевания, сердечно-сосудистая патология, заболевания, остеохондроз шейного отдела позвоночника, артриты, варикозное расширение вен).

Преподаватели наблюдают, как они сидят на занятиях, держась за спину, потирая немеющие руки или принимают лекарства в связи с высоким давлением. Конечно в этом возрасте имеет место дефицит внимания, забывчивость, информацию приходится повторять многократно. У многих в связи с профессиональной деятельностью имеются болезни глаз, нарушения слуха, что должны учитывать преподаватели в учебном процессе, используя на слайдах более крупный шрифт, говорить приходится громко, так как часть аудитории тебя не слышит. Пожилые люди, много отработавшие в стоматологии, имеют так называемый «синдром выгорания», когда после напряженной длительной трудовой деятельности они становятся эмоционально лабильными, неадекватно реагирующими на малейшие замечания в свой адрес. Они очень волнуются при проведении всех видов тестирования, решении ситуационных задач, больше других боятся экзаменов и зачетов. Слушатели посещают занятия на различных клинических базах кафедры, перемещаются по городу, что для пожилых людей довольно затруднительно.

Традиционно расписание включает в себя аудиторные занятия в течение 6 академических часов, но в 2017 году на кафедре начала реализоваться новая форма обучения, состоящая из 4-х часовых лекционных или практических занятий и дистанционного обучения на сайте sdo. smolgmu в течение 2-х часов в день, так называемой «электронной поддержки очного обучения».

Цель исследования

Поиск оптимальных методов обучения врачей стоматологических специальностей старших возрастных групп.

Методика

Для реализации цели на кафедре стоматологии ФДПО ФГБОУ ВО СГМУ были поставлены следующие задачи: использование современных методов обучения врачей стоматологических специальностей; модульный формат образовательных программ; создание контрольно-оценочных средств по каждому профессиональному модулю; внедрение дистанционного компонента образования; работа по запросам практического здравоохранения и сохранение преемственности со стоматологическими кафедрами СГМУ.

Преподаватель должен быть особенно внимательным и корректным по отношению к слушателям старших возрастных групп, так как неверная интонация, неправильно истолкованное

замечание может привести у этой категории лиц к появлению «обид» и жалоб на предвзятое отношение к ним, а иногда и к гипертоническому кризу, инфаркту и инсульту. Если преподаватель в процессе проведения семинарского занятия видит, что курсант старшей возрастной группы бледнеет, покрывается холодным потом или краснеет на фоне психоэмоционального напряжения, можно спросить его в первую очередь, чтобы затем он спокойно слушал остальных обучающихся, можно под разными предлогами пояснить, что данного слушателя как «корифея», «знатока стоматологии» спрашивать не будем, уважая его как специалиста.

Как правило, врачи-стоматологи старших возрастных групп имеют богатейший профессиональный опыт, и сотрудник кафедры, обратившийся к ним для информации на практических занятиях об интересных, необычных клинических случаях, получит в их лице прекрасного рассказчика, повысит их самооценку, подчеркнет их нужность и высокую квалификацию. Такой прием позволит преподавателю более живо провести занятие, создав атмосферу единства группы, уважения к старшим, доброжелательности. При проведении занятий нужно учитывать забывчивость, рассеянное внимание этой категории слушателей. Не стоит делать им замечания в резкой форме, если это необходимо, лучше пошутить, привести аналогичный забавный случай из своей практики или литературы, таким образом разрядив обстановку.

Люди старших возрастных групп нуждаются в особом внимании, участии, заботе, а люди старших возрастных групп особенно. Преподаватель кафедры должен проявить по отношению к ним свои лучшие человеческие качества, можно спросить их о самочувствии, о том, как они доехали из района, какие условия проживания в общежитии. Нужно постараться успокоить их и объяснить, что все они благополучно пройдут обучения и кафедра не ставит своей целью поставить им неудовлетворительные оценки на экзаменах.

На кафедре стоматологии ФДПО в системе дополнительной профессиональной подготовки врачей-стоматологов применяются различные формы обучения по повышению их профессиональных компетенций: лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы, деловые и ролевые игры, изучение конкретного случая (кейс-методы), разбор нестандартных клиниче-

ских ситуаций. Особый интерес у слушателей, в том числе и старших возрастных групп, вызывают лекции-дискуссии, семинары по обмену опытом работы, обучение по методике «перевернутый класс». Они способствуют глубокому и детальному усвоению учебного материала, закреплению теоретических знаний, развивают логическое мышление, прививают навыки самостоятельной работы с литературой.

На сайте дистанционного обучения sdo. smolgmu.ru по каждой изучаемой дисциплине, согласно модулям, преподаватели кафедры размещают лекции, методические указания, учебные видеофильмы, рекомендуемую литературу, после изучения материала обучающийся должен пройти тестирование. Программа дистанционного обучения построена таким образом, что преподаватель имеет полную информацию о том, сколько занимался слушатель, какие разделы изучал, как отвечал на вопросы.

Каждому обучающемуся на кафедре предлагается подготовить сообщение по избранной теме с учетом опыта работы и анализа деятельности, в котором они работают. Конечно, у ряда курсантов пожилого возраста это вызывает волнение, но после удачного выступления они ощущают свою востребованность как специалиста, могут подтвердить высокую квалификацию и большой опыт профессиональной деятельности.

Для оценки профессиональной компетентности слушателей применяются различные виды контроля знаний, умений, навыков. Вводный контроль знаний проводится на первом занятии, для выявления исходного уровня знаний слушателей до начала обучения. Текущий контроль проводится в дистанционной форме по завершении изучения конкретной темы или нескольких связанных друг с другом тем.

Существует мнение, что курсанты старших возрастных групп испытывают непреодолимые трудности при освоении дистанционной формы обучения. Опыт работы нашей кафедры опровергает это мнение, напротив, слушатели относятся очень положительно, многие на курсах повышения квалификации осваивают компьютер и становятся уверенными пользователями. Итоговый контроль проводится по окончании программы обучения очно для определения уровня овладения слушателями профессиональными компетенциями. Сотрудниками кафедры разработаны комплексы контрольно-оценочных средств по каждому модулю (тесты, ситуационные зада-

чи, визуализированные задачи), экзаменационные вопросы и билеты по всем стоматологическим специальностям и видам обучения.

Для оценки качества обучения сотрудниками кафедры разработана специальная анкета. Нами было проведено анкетирование 40 слушателей старшей возрастной группы (22 - женщины, 18 -мужчин) для изучения мнения обучающихся. 34 курсанта (85%) отметили, что наиболее интересными формами обучения являются лекции, в том числе и размещенные на сайте sdo.smolgmu. ги, а также практические занятия. Сотрудники кафедры стараются максимально приблизить тематику занятий, форму их проведения к реальной клинической ситуации, с которой может столкнуться практический врач. Интересно, что 6 (15%) слушателей отдают предпочтение решению ситуационных задач, просмотру учебных видеофильмов.

На вопрос, понравились ли Вам дистанционные формы обучения, 39 (97,5%) дали положительный ответ. На вопрос, как они рассматривают обучение на нашей кафедре по разделам: составленное расписание - 36 (90%) оценили на 5 баллов, 4 (10%) на 4 балла, достаточность и качество предоставляемого материала в лекциях и практических занятиях 38 (95%) - 5 баллов, 2 (5%) - 4 балла. Наличие в лекциях новых современных данных 34 слушателя (85%) оценили на 5 баллов, 6 (15%) на 4 балла. В разделе анкеты «Ваши пожелания» слушатели старших возрастных групп написали рекомендации: развивать и совершенствовать дистанционное направление обучения, добавить электронные книги в библиотеку на сайте sdo.smolgmu.ru., отметили такие преимущества, как возможность продолжать обучение в домашних условиях, так как им трудно долго сидеть в аудитории. В анкетах по окончании курса обучения 36 (90%) врачей-стоматологов старших возрастных групп отмечают доброжелательное отношение сотрудников кафедры, хороший уровень преподавания, положительно оценивают возможности дистанционного обучения. Мы проанализировали оценки курсантов по каждому из модулей, средний балл составил 4,3, что свидетельствует о высоком уровне усвоения материала курсантами старших возрастных групп.

Заключение

Таким образом сочетанная методика преподавания, включающая аудиторные занятия и «электронную поддержку электронного обуче-

ния», имеет ряд преимущества у врачей-стоматологов старших возрастных групп.

1) Курсантам не нужно долго находиться в аудиториях, что им достаточно трудно по состоянию здоровья.

2) Слушатели имеют возможность плавно перейти к системе аккредитации, осваивая навыки работы с компьютером и электронными модулями.

3) Врачи-стоматологи имеют возможность скопировать необходимые учебные материалы по специальности и пользоваться ими в дальнейшем.

ЛИТЕРАТУРА

В настоящий момент усилия преподавательского состава кафедры сконцентрированы на разработке дистанционного компонента последипломного образования, что позволяет использовать разные методики, интерактивно контролировать знания обучающихся, моделировать различные практические ситуации. В настоящее время кафедра стоматологии ФДПО обладает учебным, научным и клиническим потенциалом для проведения обучения врачей-стоматологов старших возрастных групп с учетом личностных особенностей, применяя на практике различные формы и методы обучения.

1. Абакаров С.И., Вагнер В.Д., Сорокин Д.В., Абакарова Д.С. Балльно-накопительная система сертификации как фактор совершенствования непрерывного профессионального образования врачей-стоматологов // Институт стоматологии. -2011. - № 4. - С. 14-15.

2. Андреев, А. А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высш. образование в России. - 2012. -№ 10. - С. 107-111.

3. Буянкина Р.Г., Соколова О.Р. Опыт внедрения интернет-технологий дистанционного обучения в подготовке детских стоматологов // Cathedra. - 2016. - № 57. - C. 62 - 65.

4. Ибрагимов Т.И. Совершенствование системы последипломного образования врачей-стоматологов // Маэстро стоматологии. - 2012. - № 1 (45). - С. 10-12.

5. Найговзина Н.Б., Лучинский А.В. Непрерывное профессиональное образование врачей-стоматологов в Российской Федерации // Российская стоматология. -2015. - № 8(3). - С. 48-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.