УДК 616.31:614.252.1
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ НА ЦИКЛАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
© Шашмурина В.Р., Волченкова Г.В., Загороднова В.П., Мишутина О.Л., Богданова Л.Е.
Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме: В статье рассматривается возможность повышения профессиональных компетенций врачей-стоматологов путем тестирования на разных этапах обучения; изучена проблема последипломного образования с учетом индивидуального подхода в зависимости от профессиональной подготовки, места работы, стажа, квалификационной категории врачей.
Ключевые слова: тест, обучение, компетенция
TESTING AS A FORM OF EVALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STOMATOLOGISTS ON CYCLES OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS
Shashmurina V.R., Volchenkova G.V, Zagorodnova V.P., Mishutina O.L., Bogdanova L.E.
Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28
Summary: The article discusses the possibility of improving of the professional competence of stomatologists by testing at various stages of training; the problem of postgraduate education with the individual approach based on professional training, place of work, experience, qualification category of doctors.
Key words: test, training, competence
Введение
В настоящее время в системе медицинского образования особое внимание уделяется последипломному обучению врачей всех специальностей, в том числе и стоматологических. Послевузовское образование, как известно, включает интернатуру, клиническую ординатуру, аспирантуру, тематические и сертификационные циклы, курсы стажировки и переподготовки специалистов[6].
Совершенствование последипломного образования - процесс динамичный, ориентированный на постоянно меняющиеся требования практического здравоохранения в получении профессионально подготовленных специалистов. В связи с этим главным на сегодняшний день в обучении врачей считается создание новых программ по обновлению знаний, освоению новых методов лечения, приобретению современных технологических навыков и тем самым повышение их компетенций [1, 2].
Основным условием подготовки высококвалифицированных специалистов является интенсификация учебного процесса на основе совершенствования традиционных учебно-методических приемов и внедрения инновационных образовательных технологий. Наиболее обоснованными, с этой точки зрения, являются активные методы обучения с использованием тестирования, технических средств обучения и др. [4]. В этом направлении также недостаточно изучена, но очень важна проблема образования с учетом индивидуального подхода в зависимости от профессиональной подготовки, места работы, стажа, квалификационной категории обучающегося [5].
На кафедре стоматологии ФПК и ППС Смоленской государственной академии, расположенной на базах ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1 и №3», «Детская стоматологическая поликлиника», для оптимизации процесса обучения, создан банк тестов по всем темам, отдельно по терапевтической, хирургической, ортопедической, детской стоматологии и стоматологии общей практики. Тестовые задания составлены в соответствии с квалификационными требованиями к специалисту стоматологического профиля и Унифицированной программой последипломного обучения, утвержденными Минздравом РФ. Основное требование при составлении тестов - простота формулировок и однозначность правильных ответов. Тесты сгруппированы в варианты по 30, 50 и 100 вопросов.
82
Целью исследования явилось повышение эффективности последипломной подготовки врачей-стоматологов путем совершенствования индивидуального подхода к обучению.
Методика
Проводили анализ результатов вступительного, промежуточного и итогового тестирования врачей-стоматологов различного профиля на сертификационных циклах усовершенствования врачей (144 ч.). С сентября 2012 г. по февраль .2013 г. были изучены результаты всех видов тестирования у 143 слушателей восьми циклов, а именно: «Стоматология общей практики» (2 цикла), «Стоматология ортопедическая» (2 цикла), «Стоматология терапевтическая» (2 цикла), «Стоматология детская» (1 цикл), выездной цикл для стоматологов Брянской области всех специализаций.
Вступительные испытания на сегодняшний день являются обязательными (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 г. №705н). Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание, процедуру и форму вступительного испытания.
В исследовании использовали тесты, где на поставленный вопрос необходимо выбрать один или несколько правильных ответов. Время выполнения тестовых заданий ограничивалось до 45 мин. В ходе вступительного испытания врачу предлагалось ответить на 30 вопросов, промежуточного тестового контроля - на 50, итогового - на 100. На каждом этапе слушателю предлагались разные варианты тестов.
Тестовый контроль знаний считался успешным при ответе не менее чем на 70% тестовых заданий. Результат от 70% до 79% засчитывался с оценкой «удовлетворительно», от 80% до 89% -«хорошо», 90% и более - «отлично». Уровень знаний считался высоким при правильном выполнении более 80% заданий, средним - от 70% до 80%, низким - менее 70%. Полученный результат тестового экзамена объявлялся специалисту и заносился в протокол тестирования.
Вступительный и промежуточный тестовый контроль проводился на базе кафедры в письменном варианте. Итоговое тестирование выполнялось в электронном виде в компьютерном классе деканата факультета ФПК и ППС. Тестирование обучающихся позволило исключить влияние негативных факторов на оценку результатов, таких как, предвзятость или настроение преподавателя.
Результаты исследования и их обсуждение
Распределение врачей в зависимости от стоматологической специализации представлено на рисунке.
Рис. Процентное соотношение врачей разных стоматологических специализаций
Как видно из диаграммы, самую многочисленную группу (69 человек - 48%) составили врачи-стоматологи общей практики. Из общего числа тестируемых у 16 врачей (11%) профессиональный стаж составил 5-10 лет, у 37 (26%) - 10-15 лет, у 48 (33%) - от 15 до 20 лет и 42 слушателя (30%) имели стаж свыше 25 лет. Высшую квалификационную категорию имели 26 врачей (18%), первую
категорию имели 44 (31%), вторую - 38 (27%). 24% составили слушатели (35 врачей), не имеющие категорию. Из прошедших испытание 143 врачей 106 (74%) работали в государственных учреждениях, 37 (26%) работали в частных структурах. Результаты тестового контроля отражены в таблице.
Таблица. Результаты вступительного, промежуточного и итогового тестового контроля
ВИД ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГОВЫЙ
Отлично 13 (9%) 40 (28%) 109 (76%)
Хорошо 51 (36%) 63 (44%) 31 (22%)
Удовлетворительно 56 (39%) 33 (23%) 3 (2%)
Неудовлетворительно 23 (16%) 7 (5%) -
СРЕДНИИ БАЛЛ
3,37 3,95 4,74
Из таблицы видно, что результаты предварительного тестирования показали вариабельность уровня подготовки врачей. Высокий уровень был зарегистрирован меньше чем у половины участников исследования (44%). Средний уровень показали 39% респондентов. Достаточно многочисленным оказался показатель (16%) низкого уровня знаний.
Анализ полученных данных показал, что хуже всего слушатели знали ответы на вопросы по организации стоматологической помощи, неотложным состояниям в стоматологии, заболеваниям слизистой рта, имплантологии. Поэтому в ход учебного процесса были своевременно внесены изменения: расширены или сокращены отдельные разделы дисциплин, изменены некоторые темы лекций и семинаров. Также результаты вступительного испытания использовались нами при комплектовании групп обучающихся и имели большое значение для индивидуализации обучения.
Детализация исследования позволила выявить зависимость уровня знаний от профессиональной подготовки специалистов и стажа работы. Врачи, постоянно повышающие свой профессиональный уровень, а также слушатели, имеющие стаж 20 лет и выше, показали самые высокие результаты. Место работы и квалификационная категория стоматологов существенного влияния на результаты тестирования не имели.
Последующие тестовые контроли характеризовались повышением уровня знаний у обучающихся всех специальностей от 74% и 79% (в среднем) на начальном и промежуточном уровне до 87% на итоговом. По нашему мнению это связано с тем, что врачи прослушали лекционный материал, получили знания на семинарских и практических занятиях. Кроме того, выполняя тестовые задания, слушатели видели свои недоработки. Для многих это явилось мощной мотивацией к самостоятельному изучению отдельных вопросов, обращению к специальной литературе.
В то же время мы понимаем, что с помощью тестов нельзя выявить такие качества врачей как умение логически мыслить, аргументировать выбор того или иного метода лечения. Поэтому, наряду с тестированием, мы используем и другие эффективные методы компетентностного обучения: ситуационные задачи, тематические семинары по наиболее актуальным вопросам в стоматологии, видеофильмы. Слушатели циклов выполняют и защищают курсовую работу. В учебном процессе используется мультимедийная техника, а также активно внедряются демонстрационные формы обучения с использованием симуляторов.
Все виды занятий в достаточной степени оснащены учебно-методическими пособиями, в том числе разработанными сотрудниками кафедры. Среди последних: «Применение стекловолоконных штифтов в терапевтической стоматологии», «Особенности лечения пульпита и периодонтита у детей», «Фотодинамическая терапия в стоматологии» и др.
Следует отметить, что применение дистанционных образовательных технологий в обучении медицинским специальностям, особенно стоматологическим, имеет огромную специфику и ограничения [3]. В настоящее время СГМА пока ещё не может предложить врачам для обучения заочно-очных циклов такой вид обучения. Но уже сейчас кафедра активно использует в своей работе различные информационно-компьютерные технологии и формирует банк учебно-методических материалов.
Заключение
Тестирование и анализ полученных данных путем сравнения исходного и итогового уровня знаний позволили повысить профессиональные компетенции врачей-стоматологов, оценить качество образовательного процесса, как в целом, так и отдельных его этапов, разработать план корректирующих и предупреждающих действий, контролировать большой объем учебной информации у большой группы слушателей при относительно небольших затратах времени.
Литература
1. Абакаров С.И., Вагнер В.Д., Сорокин Д.В. Балльно-накопнтельная система сертификации как фактор совершенствования непрерывного профессионального образования врачей-стоматологов // Институт стоматологии. - 2011. - № 4. - С. 14-15.
2. Абакаров С.И. Актуальные вопросы и пути совершенствования последипломного образования специалистов стоматологического профиля в Российской Федерации // Стоматология. - 2006. - №1. - С. 4-7.
3. Ершова И.Г. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации медицинских кадров // Стоматология. - 2008. - № 4. - С. 49-56.
4. Макаров С.И., Сорокин Д.В., Астанина С.Ю. Организация и внедрение технологии модульного обучения в последипломную подготовку врачей-стоматологов // Вест. последипломн. мед. образования. - 2012. -№ 1. - С. 6-8.
5. Сорокин Д.В. Самооценка врачами-стоматологами профессиональной квалификации // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 2011. - № 2. - С. 42-44.
6. Цыглин А.А., Муталова Э.Г., Файзуллина Р.М., Гагина М.М. Формирование профессиональной компетенции в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: материалы межвузовской учебно-методической конференции. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ. - 2012. - 361 с.
Информация об авторах
Шашмурина Виктория Рудольфовна - доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой стоматологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Волченкова Галина Валентиновна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Загороднова Вера Павловна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Мишутина Ольга Леонидовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Богданова Людмила Егоровна - ассистент кафедры стоматологии факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. Email: [email protected]