УДК 616.314:614.23(07.07)
МЕСТО ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
Шашмурина В.Р., Загороднова В.П., Стефанцов Н.М., Федосеев А.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье обсуждаются вопросы возможностей и особенностей внедрения дистанционного обучения врачей стоматологов. Авторы предлагают поэтапное внедрение телекоммуникационных технологий с мониторингом объективных результатов.
Ключевые слова: последипломное образование, усовершенствование врачей стоматологов, дистанционное обучение.
SIGNIFICANCE OF DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN POST- GRADUATE TRAINING OF DENTISTRY DOCTORS
Shashmurina V.R., Zagorodnova V.P., Stefantsov N.M., Fedoseev A.V.
Smolensk State Medical University, 214019, 28. Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. Potentials andfeatures of dentistry doctors' distant training are discussed in the paper. The authors of the paper offer a phased implementation of telecommunication techniques with monitoring of objective results.
Keywords:post-graduate training, dentistry doctors' skills upgrading, distant training.
Изменение требований к качеству услуг в сфере медицинского образования, условий аттестации и аккредитации врачей, получения дополнительных квалификаций требует новых принципов организации образовательного процесса. Текущий год является рубежом между существовавшей системой последипломного образования и новой концепцией непрерывного персонифицированного медицинского образования. Она предусматривает широкое внедрение электронных и дистанционных технологий обучения [8].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» даёт право организациям, осуществляющим образовательную деятельность, применять при реализации программ различного направления подготовки электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Существующие нормативные акты, регулирующие последипломное образование, не ограничивают возможностей их применения [3, 4].
Под электронным обучением понима-
ется организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Целью дистанционного обучения является обеспечение доступности и непрерывности образования, основанное на возможности повышения квалификации непосредственно по месту жительства или временного пребывания обучающихся [5, 6]. Врач получает доступ к сети интернет, к образо-
вательным порталам, к мировым базам данных; развивает навыки работы с компьютером. К преимуществам дистанционного медицинского образования следует отнести снижение стоимости обучения, решение проблемы кадров в вузе, отсутствие проблемы согласования расписаний.
Итогом внедрения дистанционного обучения должна стать возможность непрерывно получать врачом значимые результаты для реализации профессиональных целей, в том числе в промежутках между сертификационными курсами; интенсифицировать использование научного, методического и технического потенциала.
С одной стороны, врач должен минимально быть оторван от своей профессиональной деятельности, с другой стороны, мы должны предложить наиболее гибкую и прозрачную систему накопления необходимого количества зачетных единиц-кредитов, обеспечить необходимый уровень владения практическими навыками. Здесь на первый план выходит модульный принцип организации образования. Необходимо переработать основные профессиональные образовательные программы по специальностям с учетом порядков и стандартов оказания соответствующих видов помощи, представить их в модульном формате. Образовательные программы должны соответствовать клиническим рекомендациям, большую часть из которых предстоит разработать совместно медицинским вузам и профессиональным сообществам.
В этой связи возникает необходимость решения задач различного уровня: от нормативно-методической базы до финансирования оборудования учебных помещений и сетей передачи информации. Несомненно, основная нагрузка ложится на профессорско-преподавательский состав, который должен на первом этапе сам достичь соответствующего уровня подготовки и компетентности в отношении применения дистанционных технологий; разработать дополнительные профессиональные образовательные программы, реализуемые с использованием электронного обучения; создать для них учебные и контрольно-измерительные материалы. Трудоёмкость создания курса с применением дистанционных
технологий значительно выше, чем традиционного очного обучения. При этом повышается актуальность проблем учёта потребностей обучаемого в соответствии с системой менеджмента качества и соблюдения авторского права.
В данном сообщении мы сочли возможным представить свои размышления о готовности врачей-стоматологов к электронному последипломному обучению.
Проведённое в СГМА анкетирование студентов показало, что будущие врачи сознательно готовы к внедрению непрерывного медицинского образования. При выборе формы последипломного обучения 79% студентов остановились на очной форме, 6% на заочной, 2% на очно-заочной с элементами дистанционного обучения. Среди врачей различных специальностей 90% отдают предпочтение очной форме обучения, 9% очно-заочной, 1% очно-заочной форме с элементами дистанционного обучения. Таким образом, большая часть студентов и врачей считают, что медицинское образование должно быть очным [1].
Мотивация - основа профессионального совершенствования. Обсуждение внедрения новых форм обучения на итоговых конференциях, завершающих курсы последипломной подготовки, показало, что на сегодняшний день мотивация дистанционного обучения у большинства врачей-стоматологов бюджетных лечебных организаций изначально невысока и составляет 19%. Выше показатели у врачей-стоматологов частных организаций - 27%, что связано с тем, что на период обучения за ними редко сохраняется заработная плата. Отмечается психологическая настороженность обучающихся в преодолении сложностей работы с электронными ресурсами, наличие изначально формального подхода к процессу обучения, привычка к жесткому контролю со стороны преподавателя, ограниченность эмоциональной стимуляции со стороны модератора.
Обучающиеся из потребителей образовательных услуг превращаются в активных участников формирования своих компетенций - положительный результат. Однако увеличивается трудоёмкость обучения, в каких бы единицах её ни рассматривали.
Кроме того, отчёт (портфолио) предстоит создавать им самим.
Возникает проблема контролируемости обучения со стороны образовательной организации в отношении того, сам врач или кто-то ещё выполняет учебную программу. Применительно к медицине данное явление, особенно в массовом масштабе, приведёт к явно отрицательному результату.
На кафедре стоматологии каждый курс обучения начинается со вступительного тестирования. Стабильным его результатом является низкий средний балл: у 39% «удовлетворительно», у 16% «неудовлетворительно» [9]. Следовательно, лишь половине врачей-стоматологов можно предложить занятия с элементами электронного обучения (предоставления учебных материалов, разбора клинических случаев, оценки уровня освоения материалов).
В стоматологическом сообществе явно прослеживается тенденция деления на тех, кто постоянно самосовершенствуется, и тех, у кого нет возможности или желания посещать мастер-классы, следить за выходом новой специальной литературы. Между тем в период проведения стоматологических конференций, симпозиумов мы видим заполненные залы. Особенно популярны лекции иностранных специалистов, живое общение с коллегами на совместных профессиональных мероприятиях. Модной тенденцией становится «паломничество» стоматологов за знаниями в Германию, Италию, Швейцарию и другие страны. Сокращая практические занятия в рамках последипломного образования, не создаём ли мы тенденцию потери авторитета отечественного образования?
За период обучения на сертификационном курсе врачи готовят аттестационные работы, рефераты, конспекты выступлений по той или иной проблеме. Традиционно защита этих работ даёт повод к обсуждению темы не только в формате «преподаватель -обучающийся», но и среди врачей группы. При этом каждый может поделиться своим уникальным опытом. Общение врачей в группе рассматривается как элемент «командного обучения», зарекомендовавшего себя как эффективная стратегия медицинского образования [10]. Дистанционное
обучение не предполагает данной позитивной составляющей учебного процесса.
Медицинское образование требует усвоения очень большого объёма теоретического и практического материала. Специфика стоматологии как профессии и как образовательного предмета в том, что именно мануальные навыки по значимости преобладают над другими компетенциями. В условиях ежемесячного внедрения в стоматологическую практику десятков новых технологий возникает потребность в постоянном обновлении учебных материалов именно в отношении практической подготовки. Выпустить из учебного заведения «чистого» теоретика непозволительно, по причине высокой ответственности перед людьми, чьи жизни и здоровье будут от него зависеть. Два фактора - объём знаний и необходимость в практике - ставят дистанционное обучение медицинским профессиям, фактически, на грань невозможного.
Далеко не всякую профессию можно успешно освоить дистанционно. Как отмечается в приказе Минобрнауки от 20 января 2014 г. № 22 [7], существует ряд профессий и специальностей, по которым образовательные учреждения не имеют права применять исключительно электронные формы обучения и дистанционные технологии. Такой перечень относится только к среднему образованию и включает лечебное, акушерское и сестринское дело.
На кафедре стоматологии ФПК и ППС в течение года применяется электронное обучение (индивидуальная консультативная работа с обучающимися врачами), а также трансляции симпозиумов, конференций, клинических разборов, проводимых в медицинских и образовательных учреждениях. Следующим этапом внедрения являются телекоммуникационные технологии (чтение лекций, проведение семинаров, клинических разборов в рамках выездных курсов).
Слушателям курсов профессиональной переподготовки, получающим новую квалификацию в области стоматологии, предпочтительнее выбрать очную форму обучения. Практические навыки для осуществле-
программы повышения квалификации по медицинским специальностям могут предусматривать не более 50% учебных часов в виде on-linе обучения (для специалистов, имеющих стаж работы по специальности более 5 лет и высокие показатели первичного тестирования). Образовательные программы профессиональной переподготовки по медицинским специальностям могут предусматривать не более 30% учебных часов в виде on-linе обучения.
При несомненной важности и перспективности электронного обучения следует предусмотреть его поэтапное внедрение с мониторингом объективных результатов, определяемых независимыми комиссиями. Благородная идея создания преемственной и открытой образовательной среды должна быть реализована тактически правильно.
ния профессиональной деятельности невозможно получить, обучаясь дистанционно. Это очень важно, поскольку врачи ответственны за восстановление здоровья и за спасение человеческой жизни.
Таким образом, оптимизация образовательного процесса непрерывного профессионального образования должна базироваться на свободном выборе врачом-специалистом формы, длительности и места подготовки. На наш взгляд, следует дифференцировать выбор метода обучения по возрастным категориям, по стажу работы, статусу врача, месту жительства, исходному уровню знаний. При реализации программ дополнительного профессионального образования использование on-line методов целесообразно для контроля знаний обучающихся и для обучения. Образовательные
Литература
1. Российская Федерация. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Российская Федерация. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 06 мая 2005 г. № 137 [Текст].
3. Российская Федерация. Приказ Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путём обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».
4. Российская Федерация. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
5. Российская Федерация. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий» от 01 марта 2005 г. № 63.
6. Российская Федерация. Приказ Минобрнауки от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
7. Перегонцева, Н.В. Перспективы последипломного образования с точки зрения будущих врачей [Текст] / Н.В. Перегонцева // Вестник СГМА, 2014. - Т. 13, № 3. - С. 119-121.
8. Свистунов, А.А. Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи [Текст] / А.А. Свистунов, Г.Э. Улумбекова, З.З. Балкизов // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2014. - № 1 (15). - С. 21-31.
9. Тестирование как форма оценки профессиональных компетенций врачей-стоматологов на циклах повышения квалификации [Текст] / В.Р. Шашмурина, Г.В. Волченкова, В.П. Загороднова [и др.] // Вестник СГМА, 2013. - Т. 12, № 1. - С. 82-85.
10. Parmelee, D. Team-based learning: а practical guide [Text] / D. Parmelee [et al.] // AMEE Guide № 65.