Научная статья на тему 'Перспективы последипломного образования с точки зрения будущих врачей'

Перспективы последипломного образования с точки зрения будущих врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FORMS OF POSTGRADUATE EDUCATION / ФОРМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / POST-GRADUATE EDUCATION / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / LIFE-LONG TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перегонцева Наталья Владимировна

В исследовании поднимаются вопросы необходимости внедрения новых форм и методов при получении медицинскими работниками непрерывного последипломного образования. С помощью данных социологического опроса обсуждается отношение к этому вопросу студентов-медиков, их представление о длительности, формах и возможности получения дополнительного профессионального образования в современных условиях и перспективах их трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перегонцева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF POSTGRADUATE EDUCATION FROM THE POINT OF VIEW OF FUTURE DOCTORS

He study dicsusses significance of new forms of teaching to train health care workers at the Department of Postgraduate Training. On the basis of the data obtained at a survey of medical students, duration, forms and opprtunity to obtain additional professional education in modern conditions, and their prospects for employment are discussed.

Текст научной работы на тему «Перспективы последипломного образования с точки зрения будущих врачей»

УДК 614.23

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ © Перегонцева Н.В.

Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, Крупской, 28

Резюме: в исследовании поднимаются вопросы необходимости внедрения новых форм и методов при получении медицинскими работниками непрерывного последипломного образования. С помощью данных социологического опроса обсуждается отношение к этому вопросу студентов-медиков, их представление о длительности, формах и возможности получения дополнительного профессионального образования в современных условиях и перспективах их трудовой деятельности.

Ключевые слова: непрерывное последипломное образование, формы последипломного образования, Болонский процесс

PROSPECTS OF POSTGRADUATE EDUCATION FROM THE POINT OF VIEW OF FUTURE

DOCTORS

Peregontceva N.V.

Summary: The study dicsusses significance of new forms of teaching to train health care workers at the Department of Postgraduate Training. On the basis of the data obtained at a survey of medical students, duration, forms and opprtunity to obtain additional professional education in modern conditions, and their prospects for employment are discussed.

Key words: life-long training, post-graduate education, forms of postgraduate education, the Bologna process

Введение

В последние годы модернизация системы образования приобрела широкие масштабы во всех отраслях знаний. Глубокие изменения не обошли стороной и систему образования в здравоохранении. Это касается всех уровней как дипломной, так и последипломной подготовки специалистов. Внедрение новых образовательных программ для студентов медицинских вузов ставит перед собой новые перспективы для их трудовой и творческой деятельности. Но возникают вопросы: все ли студенты после окончания медицинского вуза будут работать врачами, какую специальность они выберут в медицине, готовы ли они постоянно совершенствовать полученные в вузе знания и какие формы последипломного образования, по их мнению, наиболее важны?

Целью нашего исследования было изучения отношения студентов-медиков старших курсов обучения(5-6 курса) к внедрению новых форм непрерывного последипломного образования, изучение их представления о длительности, кратности и возможности получения непрерывного последипломного образования.

Методика

Методом нашего исследования был выбран социологический опрос, который проводился среди студентов-медиков Смоленской государственной медицинской академии. В рандоминизированную выборку входили студенты старших (5 и 6) курсов СГМА различных факультетов: лечебного, педиатрического и стоматологического. Инструментом исследования являлась разработанная специально для изучения данной проблемы анкета, включающая ряд вопросов, касающихся выбора будущей работы студентами и форм получения последипломного образования.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате полученных данных выяснилось, что 4% студентов не собираются работать в медицине после окончания вуза. Среди них в качестве будущей профессии некоторые выбрали работу «бизнесмена», продавца и работника культуры (певец). Остальные студенты, избравшие медицинскую специальность, в 91% случаев считают, что будут работать только в городском ЛПУ, и только 9% учащихся собираются работать в сельской местности.

После окончания вуза 24% опрошенных избрали терапевтические специальности, 12% хирургические, 8% собираются работать кардиологами, 7% акушерами-гинекологами, 5% дерматовенерологами и офтальмологами. Наименьшая доля студентов выбрали узкие врачебные специальности: неврология (3%), травматология (3%), рентгенология (4%), урология (1%), психиатрия (1%) и др., а 12% студентов еще не определились с выбором профессии.

Необходимо отметить, что около 35% студентов предполагает, что их заработная плата после окончания вуза составит от 21-40 тыс. рублей, 33% студентов считают, что их заработок составит 10-20 тыс. рублей. Среди опрошенных 21% студентов указали заработную плату менее 10 тыс. рублей, 4-8% студентов уверены, что будут получать от 40-80 тыс. рублей, а 3% более 81 тыс. рублей.

Для подготовки врачей в России существуют следующие этапы:

1) специализация, включающая прохождение интернатуры или ординатуры по специальности широкого или узкого профиля;

2) усовершенствование - дальнейшее совершенствование профессиональных знаний и навыков: общее усовершенствование, тематическое усовершенствование, курсы стажировки при НИИ и крупных учреждениях здравоохранения.

При опросе студентов оказалось, что в качестве последипломного обучения они изберут интернатуру в 35% случаях, ординатуру в 46% случаях, аспирантуру в 45 случаев, интернатуру и в дальнейшем ординатуру собираются закончить 5% студентов, интернатуру, ординатуру и аспирантуру 10% студентов и 1% студентов указали зарубежный вариант обучения.

Согласно статье 100 ФЗ-323 от 21.11.11 г. «Об основах охраны здоровья граждан» (в редакции 185-ФЗ) лица, получившие медицинское образование могут быть допущены к медицинской деятельности, если они в течение пяти лет работы занимались врачебной деятельностью и прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования в соответствии с полученной специальностью [1]. В случае если такие лица не работали по врачебной специальности в течение пяти лет они должны пройти обучение по первичным программам подготовки специалистов. Эти же положения закреплены и в обязанность работодателя, который должен устанавливать периодичность прохождения специалистами повышения квалификации на протяжении всей трудовой деятельности не реже одного раза в 5 лет. И, следует обратить внимание, на тот факт, что в соответствие с п.8, ст. 79 «Обязанности медицинских организаций» и ст. 77 «Особенности подготовки медицинских работников» (ФЗ №323 от 21.11.11) право на осуществление медицинской деятельности имеют лица с сертификатом специалиста (до 01.01.16). Сертификаты специалистов, выданные до 1.01.16 г. действительны до указанного в них срока. С 1 сентября 2017 г. послевузовское медицинское и фармацевтическое образование может быть получено в ординатуре, аспирантуре и докторантуре (ст.100 «Об основах охраны здоровья граждан») [1]. Поэтому необходимо информировать будущих врачей о возможных изменениях при получении последипломного образования в соответствии с законодательством России.

По результатам исследования, при опросе студентов - медиков выяснилось, что только 71% учащихся знает о необходимости повышения квалификации после окончания вуза один раз в пять лет, в то время как 21% студентов уверены, что должны повышать свою квалификацию один раз в три года, 4% - один раз в десять лет и 4% один раз в год, т.е только две трети опрошенных студентов старших курсов обучения ознакомлены с правовой базой повышения квалификации.

Интересен тот факт, что при выборе формы последипломного обучения 79% студентов остановились на очной форме, 13% на очно - заочной форме, 6% на заочной и 2% на очно-заочной форме с элементами дистанционного обучения. Хочется отметить, что такие же вопросы мы задавали и практическим врачам, проводя очное обучение по программам повышения квалификации в различных регионах страны - Смоленской, Брянской, Новгородской, Калужской и других областях. При этом работники практического здравоохранения более чем в 90% случаях отдают предпочтение при обучении по программам дополнительного профессионального образования очной форме обучения, 9% очно-заочной форме обучения и 1% очно-заочной форме с элементами дистанционного обучения.

При ответе на вопрос: «Сколько лет, по-вашему мнению, необходимо учиться, чтобы стать высокопрофессиональным специалистом?» 48% студентов ответили - «Всю жизнь», 25% - 2 года, 8% - 1 год, 7% - 3 года и 5 лет соответственно, 3- 10 лет и 1% - 4 года, т.е большинство студентов уверено, что необходимо постоянно на протяжении всей жизни совершенствовать свои профессиональные навыки.

Заключение

Данные проведенного исследования немаловажны в свете последних изменений в образовании и создании единого гармонизированного общеевропейского пространства высшего образования, которое составляет так называемый Болонский процесс. С 2003 г. Россия вошла в Болонский процесс официально. Согласно, Болонской декларации [2] системы подготовки медицинских кадров должны работать непрерывно, осуществлять связь с наукой и повышать ее качество. Введение системы зачетных единиц позволит повысить уровень знаний и квалификации специалистов здравоохранения не только в вузах, но в системе последипломного образования. Результаты проведенного опроса показывают, что будущие врачи сознательно готовы к внедрению системы непрерывного медицинского образования (НМО), которое обусловлено быстроменяющимися потоками медицинской информации и потребностями рынка медицинских услуг.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.11. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан». Опубликовано: 23.11.2011 г. в «Российской газете». - Федеральный выпуск №5639. http://russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna Болонская декларация.

2. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 г.

Информация об авторе

Перегонцева Наталья Владимировна - старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: oz-sgma@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.