Научная статья на тему 'Активизация позновательной деятельности врача - интерна'

Активизация позновательной деятельности врача - интерна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАТУРА / INTERNSHIP / СТАНДАРТЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL STANDARDS / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купреева И. В., Мишутина О. Л., Девликанова Л. И., Шашмурина В. Р.

В статье обсуждаются новые направления развития и модернизации учебного процесса в интернатуре по специальности «Стоматология общей практики». Авторами предлагается ряд шагов по повышению качества обучения врачей-интернов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIATION OF COGNITIVE ACTIVITIES OF A MEDICAL INTERN

Key trends of academic modernization and development in accordance with Federal National Educational Standards in «Stomatology of common practice» internship are discussed in the paper. Authors offer to make some steps to improve the quality of training medical interns

Текст научной работы на тему «Активизация позновательной деятельности врача - интерна»

ДИСКУССИЯ

УДК 61(071.1):31+614.252:374.6

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА - ИНТЕРНА

Купреева И.В., Мишутина О.Л., Девликанова Л.И., Шашмурина В.Р.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28

Реферат. В статье обсуждаются новые направления развития и модернизации учебного процесса в интернатуре по специальности «Стоматология общей практики». Авторами предлагается ряд шагов по повышению качества обучения врачей-интернов.

Ключевые слова: интернатура, стандарты обучения, методы обучения, высшее медицинское образование,

ACTIATION OF COGNITIVE ACTIVITIES OF A MEDICAL INTERN

Kupreeva I. V., Mishutina O.L., Devliranova L.I., Shashmurina V.R.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy st., Smolensk, Russia

Abstract. Key trends of academic modernization and development in accordance with Federal National Educational Standards in «Stomatology of common practice» internship are discussed in the paper. Authors offer to make some steps to improve the quality of training medical interns. Key words: internship, educational standards, teaching methods, Higher Medical School.

Модернизация высшего медицинского образования затрагивает в первую очередь проблему обеспечения эффективности и качества подготовки врачей, способных успешно решать задачи в сфере здравоохранения, поставленные в «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года». Сегодня медицинским учреждениям и обществу нужны высококвалифицированные врачи, способные своевременно и компетентно перестраивать направление и содержание своей профессиональной деятельности в связи с потребностью отрасли [1].

Модернизируемая система подготовки врача должна побуждать у него потребность в самостоятельном непрерывном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в течение всей его практической деятельности. Самостоятельность и потребность в овладении качественными медицинскими знаниями и умениями в образовательном процессе формируется через эффективную самообразовательную деятельность, в процессе учебных

занятий и во внеурочное время, что является важной основой развития познавательной активности врача [2].

Для формирования творческого потенциала и активизации познавательной активности на кафедре стоматологии ФПК и ППС особое значение придаётся самостоятельной работе врача-интерна-стоматолога под контролем преподавателя, предусматривающей более глубокое усвоение изучаемого материала, формирование навыков исследовательской работы и ориентирующей врачей-интернов на умение применять теоретические знания на практике. Контролируемая самостоятельная работа врача-интерна-стоматолога состоит из аудиторной (в процессе учебных занятий) и внеаудиторной (внеурочное время) частей.

Аудиторная часть проводится на основе контролируемой преподавателем самостоятельной работы врача-интерна по освоению мануальных навыков с использованием фантомов (муляжей) для отработки практических умений по оказанию стоматологиче-

ДИСКУССИЯ

ской помощи, а также с больным непосредственно в стоматологическом кресле, оформлению медицинской карты стоматологического больного, курации пациентов, семинарских занятий, что позволяет повысить интерес обучающегося к изучению дисциплины, стимулировать его познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности, побуждать врача к самостоятельному получению знаний.

Внеаудиторная часть самостоятельной работы предполагает подготовку реферативных сообщений, презентаций клинических ситуаций по основным вопросам профилактики, диагностики, дифференциальной диагностики, лечению стоматологических заболеваний, что служит дополнением к изучаемому материалу. Темы рефератов утверждаются на методических совещаниях кафедры и касаются актуальных вопросов стоматологии.

Для подготовки реферативных сообщений врачи-интерны-стоматологи используют периодическую литературу научной библиотеки медицинской академии, руководства для практических врачей, монографии, научно-практические журналы, учебно-методические пособия, изданные на кафедре и работают самостоятельно в сети интернет. Контролем этого этапа самостоятельной работы является обсуждение рефератов на семинарских занятиях.

Наиболее актуальной и совершенной формой самостоятельной работы врача последипломной подготовки является клинический разбор тематических больных в виде презентации с использованием современных технических средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор).

Самостоятельная работа врача-интерна включает также подготовку к тестовому контролю знаний, состоящему из 3 этапов: 1 вступительное (предварительное) тестирование; 2 промежуточное тестирование; 3

итоговое тестирование. В случае получения неудовлетворительной оценки (менее 70% правильных ответов) или желания повысить оценку, врачи-интерны имеют возможность дополнительно самостоятельно поработать с тестами и повторно пройти тестирование, но уже по другим вариантам тестов. К концу курса обучения все врачи-интерны имеют положительные оценки компьютерного тестирования. Заключительной формой контроля знаний врача-стоматолога последипломной подготовки является итоговая аттестация, где экзаменуемому выдаётся экзаменационный билет, а также предлагается решение ситуационной задачи.

В перспективе развития организационных форм учебного процесса и активизации познавательной деятельности мы видим увеличение самостоятельной работы врачей последипломной подготовки на основе использования дистанционных технологий обучения. Такая работа будет выполняться по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Именно самостоятельная работа должна явиться главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов, способных осуществлять качественную профилактическую, диагностическую и лечебно-оздоровительную деятельность, обладающих широким научным мировоззрением и профессиональной компетентностью, стимулируя познавательную активность и творческие процессы в их деятельности.

Считаем, что проводимая работа на кафедре позволит более целенаправленно и эффективно подойти к решению проблемы совершенствования самостоятельной деятельности и повышения уровня познавательной активности врачей послевузовского обучения, обеспечивая должное качество их профессиональной подготовки.

Литература

1. Белякова, Н.А. Российская модель последипломного медицинского образования в контексте тенденций развития медицины на рубеже 20-21 вв. [Текст] / Н.А. Белякова // Биомедицинский журнал. - 2012. - № 3. - С. 1-7.

2. Павлов, В.Н. Приоритеты медицинского образования в условиях модернизации здравоохранения [Текст] / Н.А. Павлов // Формирование профессиональной компетентности в рамках ФГОС ВПО: материалы межвузовской учебно-методической конференции. -Уфа: Изд-во БГМУ, 2012. - С. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.