УДК 616-053.2:378+614.252
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ
Парменова Л.П.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье приведен анализ эффективности и качества последипломного обучения врачей-педиатров на кафедре педиатрии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Ключевые слова: педиатрия, образовательный процесс, эффективность образовательной деятельности, тестовый контроль, средний балл, анкетирование.
ANALYSIS OF THE QUALITY OF POSTGRADUATE TRAINING AT THE DEPARTMENT OF PEDIATRICS
Parmenova L.P.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. The article presents the analysis of the efficiency and quality of postgraduate training of pediatricians at the Department of Pediatrics for the Doctors' Skills Upgrading Faculty.
Key words: pediatrics, educational process, effectiveness of educational activities, test control, average score questionnaire.
Введение
Приоритетной задачей современного здравоохранения является достижение высокого профессионального уровня медицинских работников. В утвержденной «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года» отмечена потребность в медицинских специалистах «соответствующих новым требованиям к профессиональной деятельности». В этой связи требует своего развития и модернизации система последипломного профессионального медицинского образования (ППМО). Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г.» для доступности качественного образования необходимо «...приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» (из задач ФЦП). Стремительное развитие медицинской науки, сопровождающееся огромным потоком информации, все
возрастающие запросы общества к здравоохранению обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования медицинского образования в стране. Основой современного учебного процесса становится приобретение компетентностей, а не время, затраченное на их получение и освоение дисциплины. Требования к качеству подготовки врачей предусматривают организацию научно-обоснованной системы контроля их обучения в процессе последипломной подготовки [1]. Создание и применение объективных способов оценки формирования у врача профессиональных качеств и навыков дает основание определить степень соответствия между необходимым и реально существующим уровнем профессиональной подготовки врача и разработать конкретные мероприятия по ликвидации выявленного несоответствия.
Одним из направлений поиска методов, способствующих повышению объективности данного контроля, является разработка тестов для оценки знаний [2]. Одним из способов контроля овладения профессио-
нальной деятельности являются ситуационные задания. Ситуационные задачи представляет собой словесную модель клинической ситуации, с которой врачи могут встретиться в своей практической деятельности, или реальный объект изучения (больной), которого надо обследовать, построить диагностическую гипотезу, провести дифференциальную диагностику и выбрать соответствующее лечение.
Целью настоящего исследования является оценка эффективности и качества последипломного обучения врачей специалистов, проходящих повышение квалификации на кафедре педиатрии ФПК и ППС по специальностям «Педиатрия», «Детская кардиология», «Гастроэнтерология» и «Нефрология».
Задачи исследования: провести сравнительный анализ результатов вводного и заключительного тестового контроля, результатов итогового собеседования по ситуационным задачам; изучить удовлетворенность врачей качеством подготовки специалистов на основании анализа результатов анонимного анкетирования практикующих врачей и руководителей лечебных учреждений.
Методика
Исследование проводилось на основании изучения результатов тестирования, итогового собеседования 127 врачей, проходящих повышение квалификации на кафедре педиатрии в 2012-2014 гг., и анализа их анонимного анкетирования. Для диагностики входного уровня знаний предлагаем врачам-курсантам наборы тестов, которые содержат 100 вопросов по анатомии, физиологии, методах исследования, клиническим проявлениям, лечении и профилактике заболеваний органов и систем. Тестовый контроль для входного и поточного контроля составлен методом случайной выборки, проводится на бумажных носителях («Квалификационный тест по педиатрии». Утвержден Министерством здравоохранения и социального развития в 2005 г.). Количество правильных ответов менее 70% -«неудовлетворительно», 70-80% - «удовлетворительно», 80-90% - «хорошо», более 90% - «отлично». Для оценки удовлетво-
ренности качеством подготовки специалистов на кафедре педиатрии использовался метод анкетного опроса. Анонимное анкетирование врачей проводится в конце обучения, включает 7 разделов, позволяющих оценить удовлетворенность качеством подготовки специалистов: рекомендации другим специалистам, обучение на кафедре, основные достоинства в подготовке, основные недостатки, удовлетворенность постановкой занятий, использование на занятиях современного оборудования, учебно-методических пособий, что нового получили и по каким разделам, предложения по улучшению подготовки специалистов.
Результаты исследования
Оценка эффективности обучения на кафедре педиатрии ФПК и ППС проведена на основании анализа результатов входного и заключительного тестового контроля, результатов сертификационного экзамена 127 врачей, проходящих повышение квалификации в 2012-2014 гг. по специальности «Педиатрия» в объеме 144, 216 и 288 часов. Участковых врачей - педиатров было 64 (50%), врачей стационаров 16 (12%), врачей дошкольно-школьных учреждений 26 (20%), руководителей медицинских учреждений 16 (12%), врачей частных медицинских учреждений 6%. 85% врачей - выпускники Смоленской государственной медицинской академии. Средний медицинский стаж составил 25,0+ 9,8 года, минимальный стаж 3 года, максимальный стаж 49 лет. Для контроля и самоконтроля знаний слушателей кафедрой подготовлен и размещен на сайте кафедры банк тестов для входного, промежуточного и итогового контроля и ситуационные задачи для определения необходимого уровня знаний, которым должен владеть специалист - педиатр. Анализ результатов входного тестового контроля, позволяет выяснить, какие вопросы программы и в какой степени уже знакомы курсантам и какие вопросы представляются для врачей наиболее сложными; сформировать группы курсантов с примерно одинаковым уровнем знаний, что способствует эффективности усвоения обучающимися учебного материала и облегчает работу преподавателя. Тесты поточного контроля,
охватывающие вопросы определенных разделов педиатрии, используются перед началом практических занятий и по окончании изучения данного раздела или обширной темы. Цели поточного контроля знаний ориентированы на конкретные задачи проводимого занятия. Получив ответы, преподаватель имеет информацию о готовности курсантов к занятиям, степени усвоения материала, что так же позволяет индивидуализировать обучение. Оценка эффективности обучения на курсах усовершенствования предусматривает так же использование тестов на заключительных его этапах в компьютерном классе факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Входящий уровень знаний по результатам тестирования составил 65,7+11,0%. Неудовлетворительных оценок было 57 (45%), удовлетворительных оценок 26 (20%), хороших - 24 (19%), отличных 20 (16%). Анализ результатов «входящего уровня знаний» показал, что наименьшее количество правильных ответов, касающихся современных методов диагностики и терапии, показали врачи до-школьно - школьных образовательных учреждений; максимальное количество правильных ответов у врачей стационаров. Индекс посещения занятий слушателями составляет 0,93+0,05, пропуски от 3 до 7 дней, как правило, по болезни. Индекс своевременности написания рефератов (1,0) с оценкой «хорошо» - 34% и «отлично» -66%. Средний показатель результатов заключительного тестового контроля составил 95,3+4,3%. Итоговые оценки по результатам экзамена, включающим защиту реферата и решение ситуационных задач, «хорошо» и «отлично» составляют 100%.
Одним из направлений в последипломном образовании является обеспечение соответствия процесса обучения ожиданиям слушателей факультета повышения квалификации. С этой целью в конце обучения проводится анонимное анкетирование обучающихся для получения информации о качестве преподавания и составления плана корректирующих и предупреждающих мероприятий на кафедре. В ходе исследования слушателям было предложено оценить
деятельность кафедры по следующим критериям: квалификация профессорско-преподавательского состава, организация учебно-производственного процесса (качество лекций, практических занятий, зачетов и экзамена, методического обеспечения, качественная однородность слушателей), состоятельность материально-технической базы кафедры и академии. Основные достоинства в подготовке специалистов на кафедре, отмеченные слушателями: практическая значимость полученных теоретических знаний (100%), высокий профессионализм преподавательского состава (100%), представление информации в доступной форме с использованием современных методов и технологий (100%), обучение быстрому и адекватному реагированию в нестандартных клинических ситуациях (98%), развитие способности к постоянному самосовершенствованию (100%). Удовлетворенность постановкой лекций, практических занятий, а также достаточное использование на занятиях современного оборудования, аппаратуры отмечена всеми слушателями. Среди мероприятий по улучшению подготовки специалистов на кафедре педиатрии слушателями было предложено расширить выпуск и переиздание методических пособий по основным разделам педиатрии, увеличить продолжительность обучения на кафедре инфекционных болезней у детей, включить в программу знакомство с законодательной базой в здравоохранении. За период 2012-2014 гг. с учетом пожеланий слушателей сотрудниками кафедры подготовлены и/или переизданы методические и учебные пособия: «Здоровый образ жизни - основа первичной профилактики заболеваний у детей и подростков», часть 1 и 2; «Функциональные нарушения органов пищеварения у детей», «Лечебное питание при заболеваниях органов пищеварения у детей и подростков», «Ситуационные задачи по педиатрии», «Болезни верхних отделов органов пищеварения у детей и подростков». Увеличена продолжительность обучения на кафедре инфекционных болезней у детей на 6 академических часов.
Выводы
1. Использование тестового контроля знаний врачей-курсантов на различных этапах последипломного образования позволяет дать более объективную оценку их знаний и умений, способствует организации их непрерывного обучения в соответствии с профессиональной квалификационной характеристикой.
2. Анонимное анкетирование слушателей
дает возможность оценить качество дополнительного профессионального образования врачей педиатрического профиля с позиции слушателя, проанализировать его в динамике.
3. Исследование выявило высокий уровень удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг на кафедре педиатрии ФПК и ППС ГБОУ ВПО СГМА.
Литература
1. Аполихин, О.И. Российская система последипломного образования: нужны ли перемены? [Текст] / О.И. Аполихин, А.В. Казаченко, Л.А. Ходырева // Экспериментальная и клиническая урология. - 2010. - № 3. - С. 12-15.
2. Шабельская, Н.П. Тестовый контроль знаний в системе послевузовской подготовки [Текст] / Н.П. Шабельская, А.К. Ульянов, В.Н. Ермоленко // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 5 - С. 80-81.