Научная статья на тему 'Подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута в последипломном образовании (на примере стоматологических специальностей)'

Подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута в последипломном образовании (на примере стоматологических специальностей) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА / DESIGN / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / PREPAREDNESS TO THE DESIGN OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетман Наталья Александровна, Зырянов Борис Николаевич

Представлены результаты исследования, проводимого в центре последипломного образования со слушателями курсов тематического усовершенствования по стоматологическим специальностям. Использована технология проектирования индивидуального образовательного маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гетман Наталья Александровна, Зырянов Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study conducted at the center of post-graduate education with students of thematic advanced training in dental specialties. It describes the technology used for the design of an individual educational route.

Текст научной работы на тему «Подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута в последипломном образовании (на примере стоматологических специальностей)»

УДК 378.147:616.31

ББКРббр ГСНТИ 14.37.27 Код ВАК 13.00.08

Гетман Наталья Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Омская государственная медицинская академия; 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12; e-mail: [email protected].

Зырянов Борис Николаевич,

доктор медицинских наук, профессор, кафедра стоматологии последипломного образования, Омская государственная медицинская академия; 644043, г. Омск, ул. Некрасова, 5, к. 225.

ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(НА ПРИМЕРЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектирование; индивидуальный образовательный маршрут; готовность к проектированию индивидуального образовательного маршрута.

АННОТАЦИЯ. Представлены результаты исследования, проводимого в центре последипломного образования со слушателями курсов тематического усовершенствования по стоматологическим специальностям. Использована технология проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Getman Natalia Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of the Chair of Pedagogy and Psychology, Omsk State Medical Academy, Omsk, Russia.

Zyryanov Boris Nikolayevich,

Doctor of Medicine, Professor of Department of Stomatology of Post-graduate Education, Omsk State Medical Academy, Omsk, Russia.

APPROACHES TO THE DESIGN OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE IN POST-GRADUATE EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF DENTAL SPECIALTIES)

KEY WORDS: design; individual educational route; preparedness to the design of an individual educational route.

ABSTRACT. The article presents the results of a study conducted at the center of post-graduate education with students of thematic advanced training in dental specialties. It describes the technology used for the design of an individual educational route.

В современных условиях стремление специалиста к совершенствованию профессиональных компетенций ставит перед образовательными организациями задачу оптимизации учебного процесса с учетом как отечественных традиций, так и принципов, разработанных и апробированных международным сообществом. К сожалению, врачи часто не имеют полного представления о новых формах повышения квалификации, не владеют в совершенстве навыками работы с компьютером и информационными ресурсами, и самое главное, у них отсутствует внутренняя мотивация к повышению профессионального уровня. Уже никого не надо убеждать в необходимости последипломной подготовки специалистов. Неоспоримым является и тот факт, что, покидая стены медицинского вуза, врач информирован о тех методах лечения и том наборе лекарственных средств, которые использовались в медицине на момент его обучения. Однако уже через один-два года эти знания устаревают, их недостаточно для врачебной деятельности на уровне высокой профессиональной компетентности. Врачу, если он действительно хочет быть профессионалом, необходимо вернуться к учебе. Центр повышения квалифи-

кации и профессиональной переподготовки специалистов (ЦПК и ППС) Омской государственной медицинской академии осуществляет деятельность по двум основным направлениям: дополнительному профессиональному обучению (повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов) и послевузовскому обучению (интернатура и ординатура). На циклах дополнительного профессионального образования (тематического усовершенствования, общего усовершенствования, профессиональной переподготовки) организовано обучение врачей более чем по 8о специальностям. Последипломное медицинское образование - одна из основополагающих систем формирования актуальных знаний и умений в использовании новейших медицинских технологий, реализации принципа непрерывности профессионального образования, приоритетными направлениями которого являются формирование системы непрерывного образования специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием на основе единого информационного и научно-методического пространства; внедрение и использование в образовательном процессе инновационных практико-ориентированных (си-

© Гетман Н. А., Зырянов Б. Н., 2014

муляционных) технологий; развитие информационно-коммуникационной среды в учреждении; постоянное динамическое изменение системы менеджмента качества.

После окончания учебного заведения профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей жизни. В настоящее время существует большое количество видов последипломной подготовки врачей. Варианты подготовки постоянно модифицируются, совершенствуются, претерпевают изменения вследствие того, что система последипломного образования является очень динамичной и развивающейся.

Ориентация данной системы на лично-стно-профессиональное становление специалиста потребовала значительных изменений в структуре, содержании и технологиях подготовки слушателей. Обучающийся становится субъектом учебной и профессиональной деятельности, изменяется система отношений в педагогическом процессе, используются новые критерии оценки его результативности.

Данный подход рассматривается как реализация принципа свободы личности в образовательном процессе в смысле выбора ею приоритетов, образовательных маршрутов, формирования собственного, личностного восприятия изучаемого содержания. Роль преподавателя заключается в создании условий для самостоятельного обучения, побуждения профессиональной активности. Это вызывает необходимость динамичной структуры учебных дисциплин и динамичных форм организации учебного процесса [1; 5; 6]. Обучение по индивидуальному образовательному маршруту наиболее полно отвечает данным требованиям. В последние годы исследования по проблеме индивидуализации обучения в профессиональной школе значительно актуализировались [1; з; 4].

Индивидуализация предполагает реализацию ресурса свободы, поле выбора для каждого с учетом интересов личности. Самое главное здесь - необходимая адаптация учебного процесса к каждому обучающемуся. Для обеспечения индивидуализированной подготовки специалистов у каждого в процессе обучения должна быть возможность выбора. Только в таком случае он сможет превратиться из управляемого объекта обучения в субъект управления своей собственной образовательной деятельностью. Одним из условий индивидуализации современного образовательного процесса в вузе и последипломном образовании выступает образовательный маршрут [5].

Изучение теоретических источников показало, что классификация образователь-

ных маршрутов, подходы к их проектированию разработаны преимущественно для слушателей педагогических специальностей [5; 6; 8]. Подготовка преподавателей к проектировочной деятельности осуществляется в рамках изучения педагогических и психологических дисциплин. Однако мы провели исследование готовности к проектированию слушателей последипломного образования стоматологических специальностей, которые не имеют достаточных знаний и навыков проектирования образовательных маршрутов. Следовательно, переход к обучению по индивидуальному образовательному маршруту для таких слушателей возможен только при наличии специальной подготовки к проектировочной деятельности.

Таким образом, для получения слушателями последипломного образования по стоматологическим специальностям навыков проектирования индивидуальных образовательных маршрутов необходимо дополнительно провести обучающий семинар с содержанием и описанием процесса подготовки данного слушателя к проектировочной профессионально-образовательной деятельности. Такая подготовка может быть осуществлена в рамках специального обучающего семинара «Проектирование индивидуального образовательного маршрута слушателя стоматологических специальностей в системе последипломного образования». Обучение по индивидуальному образовательному маршруту позволит слушателю не только получать в индивидуальном порядке знания, умения и овладеть компетенциями в соответствии с его потребностями и способностями, но и даст ему возможность для самоопределения, проявления субъективной позиции в процессе получения образования, проявления высокой степени ответственности за свой выбор, а значит, достижения высокого уровня знаний.

Целью обучающего семинара, по нашему мнению, будет овладение слушателями стоматологических специальностей в системе последипломного образования умениями и компетенцией проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Достижение цели приведет в результате к тому, что слушатели будут знать сущность образовательного маршрута, типы маршрутов, принципы отбора содержания образовательного маршрута, овладеют умениями самостоятельного проектирования образовательного маршрута, выстроенного в соответствии с личными мотивами получения последипломного образования.

Нормативная продолжительность семинара - 8 часов. Данный семинар предназначен для слушателей стоматологических специальностей в системе последипломного

образования. Он проводится в течение двух недель во внеучебное время (по 4 часа в неделю) в каждом или последующих циклах обучения. Материал семинара может послужить основой для дисциплины по выбору с одноименным названием. Программа семинара отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому применению знаний в профессиональной деятельности, направлена на повышение общей культуры обучающихся [2; з; 6].

Освоение слушателями основ проектирования индивидуальных образовательных маршрутов происходит в процессе работы, организуемой с использованием современных педагогических технологий (проектного обучения, информационно-коммуникационных технологий). При проведении занятий используются как традиционные формы работы со слушателями, такие как лекционные занятия, решение кейсов [1; 4], так и деловые игры, проводится разбор конкретных ситуаций, просмотр мультимедиапрезента-ций с их последующим обсуждением.

Семинар является практико-ориенти-рованным - на основании полученных знаний и сформированных практических навыков слушатели должны составить собственный образовательный маршрут, реализуемый в ходе дальнейшего обучения в ходе последипломного образования в вузе.

Так как данный семинар не является учебной дисциплиной, то в качестве критерия оценки результатов следует использовать разработанный слушателем индивидуальный образовательный маршрут. Обучающий семинар предназначен для слушателей, не имеющих педагогических и психологических знаний, которые могли бы послужить основой для изучения новых понятий.

При включении семинара в программу тематического усовершенствования по специальности в качестве дисциплины по выбору текущий контроль знаний и умений слушателей проводится на основании самоанализа и рефлексии в ходе выполнения заданий, содержащихся в учебных элементах модуля.

Программа семинара предполагает обучение по модульно-блочной технологии [7], что позволяет слушателю свободно выбрать индивидуальную траекторию обучения, повышает его ответственность за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с источником учебной информации. Многоуровневый подход в заданиях влияет на становление у слушателя учебной самостоятельности, связанной с умением оценить уровень своих знаний. Представленная организация практико-ориентированных заданий направлена на развитие творческого мышле-

ния слушателя и способности самостоятельно решать реальные задачи, иными словами, позволяет слушателю становиться технологом собственной образовательной деятельности, что является одним из важных требований к современному специалисту.

Семинар «Проектирование индивидуального образовательного маршрута слушателя стоматологических специальностей в системе последипломного образования» представляет собой модульную программу, состоящую из трех модулей, каждый из которых является самостоятельным, независимым информационным блоком, включающим совокупность учебных элементов.

Модуль 1. Сущность и структура образовательного маршрута.

Модуль 2. Варианты индивидуальных образовательных маршрутов.

Модуль 3. Проектирование индивидуального образовательного маршрута слушателя.

При изучении модуля «Сущность и структура образовательного маршрута» слушатели получат знания о таких педагогических понятиях, как «индивидуализация», «образовательная траектория», «образовательный маршрут». Также в этом модуле представлена информация об учебной документации, сопровождающей учебный процесс (учебный план, рабочая программа, график учебного процесса, календарно-тематический план и т. д.).

При изучении второго модуля, «Варианты индивидуальных образовательных маршрутов», слушатели овладевают теоретическими знаниями о различных типах индивидуальных образовательных маршрутов. Слушатели на основании собственных мотивов обучения выбирают (или предлагают) тип образовательного маршрута.

В третий модуль - «Проектирование индивидуального образовательного маршрута слушателя стоматологических специальностей в системе последипломного образования» - включена информация о принципах проектирования маршрута, об условиях обучения по индивидуальному образовательному маршруту, об этапах проектирования маршрута. При изучении этого модуля слушатели получат практические навыки проектирования образовательного маршрута.

Успешность проектирования слушателями индивидуальных образовательных маршрутов может быть обусловлена их включением в непосредственную проектную деятельность как содержательно, так и технологически.

Критерии достижения цели данного семинара представлены в таблице.

Таблица.

Готовность слушателя к проектированию индивидуального образовательного маршрута

Критерии Показатели Баллы

1 2 3 4 5

Мотивационный - хотел бы учиться по индивидуальному образовательному маршруту; - осознает необходимость и возможность обучения по индивидуальному образовательному маршруту

Когнитивный знает: - что такое индивидуальный образовательный маршрут; - классификацию индивидуальных образовательных маршрутов; - как строится индивидуальный образовательный маршрут (этапы проектирования, отбор содержания индивидуального образовательного маршрута); - как проектируется индивидуальный образовательный маршрут (знание сущности проектирования, принципов, условий, этапов)

Технологический умеет: - определять собственные приоритеты при получении образования (тип индивидуального образовательного маршрута); - работать с имеющейся учебной документацией (учебным планом, графиком учебного процесса и т. д.); - прогнозировать результаты обучения по индивидуальному образовательному маршруту

Рефлексивный умеет проводить самоанализ достижений и препятствий, анализ собственной деятельности

В качестве первых выводов о возможности реализации данного семинара можно отметить, что сложные преобразования, происходящие в современном обществе, определяют и новые условия, в которых придется работать специалисту - выпускнику высшего учебного заведения. Поэтому перед высшей школой и последипломным образованием стоят сложные задачи подготовки и переподготовки специалиста с квалификацией высокого уровня. Это возможно при ориентации учебного процесса на интересы и запросы слушателей, их образовательные потребности. В соответствии с этим в профессиональной подготовке специалиста на первый план выдвигается понятие «индивидуализация». Именно индивидуализация образования предполагает учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; включение слушателей в процесс целеполагания и планирования своей образовательной деятельности. Слушатель понимает, что сам несет ответственность за свое образование, за качество знаний и за его результат, тем самым меняется отноше-

ние к процессу обучения, что активизирует слушателя в развитии профессиональных компетенций.

В заключение следует отметить, что слушатели стоматологических специальностей в системе последипломного образования обладают высокой степенью мотивации к проектировочной деятельности (это показало диагностическое исследование). Поскольку профессиональная подготовка слушателей стоматологических специальностей в системе последипломного образования характеризуется невозможностью ознакомиться с основами проектировочной деятельности в процессе изучения педагогических и психологических дисциплин, возникает необходимость специальной подготовки слушателей к проектированию.

Разработанный проект обучающего семинара «Проектирование индивидуального образовательного маршрута слушателя стоматологических специальностей в системе последипломного образования» сделает процесс подготовки слушателей последипломного образования по стоматологическим специальностям к проектированию маршрута более эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гетман H.A., Котенко Е. Н. Проектирование индивидуального образовательного маршрута в последипломном образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск : НП «СибАК», 2014. № 40. С. 78-87.

2. Зырянов Б. Н. Преемственность доднпломного и последипломного образования по стоматологическим специальностям // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2010. № 3. С. 93~94-

3. Зырянов Б. Н., Приходина Т. Я., Бочкарёва Л. П. Состояние и перспективы последипломного образования по специальности «стоматология терапевтическая» // Омский науч. вестн. Омск, 2005. С. 192-194.

4. Лернер П. С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества // Изв. Акад. пед. и социальных наук. М., 2008. Вып. 12.

5. Логинова Ю. Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библ. журнала «Методист». 2006. № 9. С. 4-7.

6. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе. URL: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrinl.htm (дата обращения: 18.09.2014).

7. Суртаева Н. Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве : моногр. Омск : БОУДПО «ИРООО», 2009.

Статью рекомендует д-р пед. наук, доц. Н. И. Чуркина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.