УДК 37.0
О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова
Преимущества реализации накопительно-модульной системы повышения квалификации педагогических кадров
В статье обсуждаются возможности реализации новых подходов к современному дополнительному профессионально-педагогическому образованию, рассматриваются вопросы формирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся на основе накопительной системы освоения учебных модулей, анализируется опыт внедрения модульной системы повышения квалификации научно-педагогических кадров.
Ключевые слова: профессиональная переподготовка, повышение квалификации, индивидуальный образовательный маршрут, модульное обучение, накопительная система.
О. А. Koryakovtseva, I. Ju. Tarkhanova
Advantages of Storage-Modular System Realization at Mastering Professional Skills of Pedagogical Staff
In the article possibilities of realization of new approaches to modern further professional and pedagogical education are discussed, questions of formation an individual educational route those who are trained on the basis of a storage system of mastering the educational modules are considered, experience of introducing the modular system of mastering professional skills of scientific and pedagogical workers is analyzed.
Key words: professional retraining, mastering professional skills, an individual educational route, modular training, a storage system.
Участники Педагогической ассамблеи, прошедшей 21-22 января 2010 г. в Санкт-Петербурге на базе РГПУ им. А. И. Герцена, единодушно признали, что обновление качества профессиональной деятельности учителя является важнейшим фактором модернизации и дальнейшего инновационного развития страны и требует решения новых значимых задач. Среди первоочередных задач была названа и задача развития педагогических университетов как крупных исследовательских центров подготовки педагогических кадров, осуществляющих масштабные исследования проблем образования и уровневой системы педагогического образования, которая включает повышение квалификации и переподготовку специалистов для сферы образования, получение дополнительного профессионального образования и 2-го высшего педагогического образования.
Действительно, именно сфера дополнительного профессионального образования имеет сформированные ресурсы для развития творческих способностей людей к самостоятельному пополнению знаний, к непрерывному обучению в течение всей жизни, она в состоянии обеспечивать формирование современного кадрового по-
тенциала, удовлетворяющего постоянно меняющимся требованиям рынка труда.
Задачами профессиональной переподготовки педагогических кадров, на сегодняшний день являются:
- получение дополнительных специальностей по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники, а также технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
- получение новой специализации;
- адаптация к новым экономическим и социальным условиям;
- формирование готовности вести профессиональную деятельность с учетом новых требований и стандартов в системе образования.
В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
© Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю., 2011
Целями повышения квалификации являются, прежде всего, развитие профессиональных мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.
Задачи повышения квалификации:
- развитие профессиональной компетентности;
- изучение и анализ новых нормативно-правовых документов в сфере образовнаия;
- содействие в определении содержания самообразования педагога;
- оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к внедрению инноваций в учебный процесс.
Модернизация системы дополнительного профессионального образования позволит четко обозначить и решить главные проблемы переподготовки педагогических кадров, сформулировать принципы организации современного образовательного процесса и научно обосновать новое содержание образовательных профессиональных программ, образовательных технологий, а также управление образовательным процессом. Вместе с тем, возникают объективные проблемы в организации дополнительного профессионального образования, обусловленные, прежде всего, необходимостью удовлетворения насущных образовательных потребностей, которые связаны с решением конкретных практических задач. В связи с этим, представляется актуальным внедрение накопительно-модульной системы повышения квалификации. Главной целью такого типа обучения должно стать создание мобильной системы, гибкой, быстро реагирующей на потребности сферы образования, ориентированной не только на процесс, а, прежде всего, на результат.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
1. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формулируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того слушатель получает от педагога советы в письменной форме как рационально действовать;
2. Изменяется форма общения преподавателя со слушателем. Оно осуществляется через модули и реализуется, скорее, как процесс позиционного взаимодействия образовательных субъектов;
3. Слушатель работает максимум времени самостоятельно, что позволяет рационально планировать свое время, совершенствует навыки самоменеджмента: целеполагание, самопланирование, самоорганизацию и самоконтроль;
4. Создаются условия для научно-методического сопровождения слушателя в ходе реализации его индивидуального образовательного маршрута.
Использование модульных образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования дает педагогу возможность конструировать индивидуальный образовательный маршрут и программу повышения квалификации с учетом своих интересов и уровня квалификации. Слушатель может выбрать содержание, сроки и режим обучения. Технологичность обеспечивается за счет содержания (наполнения) вариативных модулей, использования интерактивных методов работы со слушателями и возможности построения образовательного маршрута путем комбинации модульных курсов.
Помимо прочего, в накопительной системе есть возможность учета некоторых форм самообразования как компонентов повышения квалификации, это, прежде всего участие с докладами и выступлениями на научно-методических и практических семинарах, конференциях, педагогических чтениях, участие в мастер-классах, «круглых столах» и других формах обмена опытом.
Сегодня большинство специалистов, включая руководителей высшего уровня, признают, что развитие системы профессионального образования взрослых целесообразно вести на базе существующих государственных вузов, имеющих стабильный, высококвалифицированный профессорско-преподавательский персонал и необходимое для ведения образовательного процесса материально-техническое обеспечение. Кроме того, в системе государственной высшей школы под руководством Министерства образования и науки легче наладить систему контроля качества дополнительного профессионального образования. Немаловажным является и то обстоятельство, что реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования на базе государственных вузов позволяет
Преимущества реализации накопительно-модульной системы повышения квалификации педагогических кадров
сочетать узко прагматические, утилитарные требования, предъявляемые профессиональному образованию рынком труда, с сохранением высокого интеллектуального уровня и общегуманитарной направленности получаемых дополнительных знаний.
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров ЯГПУ им. К. Д. Ушинского одним из приоритетных направлений деятельности считает внедрение модульно-накопительной системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
Объем большинства курсов повышения квалификации - 72 часа. Часть курсовой системы представлена в виде учебных модулей от 12 до 36 часов. Такая организация обучения позволит преподавателям ЯГПУ им. К. Д. Ушинского повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет по одному или нескольким выбранным направлениям.
Накопительная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников фиксируется в индивидуальном плане слушателя в форме распределенного освоения модульных образовательных программ. Учет освоенных модульных образовательных программ осуществляется на основе принципа равноценности дополнительного профессионального образования, при котором освоение нескольких образовательных модулей в рамках программы краткосрочного повышения квалификации считается равноценным освоению длительной программы повышения квалификации или равноценным освоению программы профессиональной переподготовки при условии их сопряженности по направлению, содержанию и форме.
Поскольку повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников, индивидуальный план повышения квалификации составляется работником образования на период от 1 до 5 лет.
Для сбалансированного распределения учебного времени в образовательных программах предусмотрены различные формы обучения:
- лекции;
- семинарские и практические занятия;
- лабораторные работы;
- семинары по обмену опытом;
- круглые столы;
- конференции;
- выездные занятия;
- стажировки;
- консультации;
- курсовые, проектные, реферативные и другие учебные работы, включая дистантное (телекоммуникационное) обучение.
Наряду с традиционными средствами обеспечения образовательного процесса - учебное пособие, методические рекомендации, указания и т. п. Сотрудниками кафедры теории и методики профессионального образования ЯГПУ на основе компьютерных технологий подготовлены электронные версии учебных занятий с основным и вспомогательным учебным материалом. По всем направлениям повышения квалификации подготовлены учебно-методические комплексы, которые включают тезисы лекций, опорные тексты из теоретических источников, вопросы, списки литературы, описание ситуаций, модели, образцы деятельности, при этом все учебно-методические материалы имеют практико-ориентированную направленность, разрабатываются под контингент. Учебно-методическая работа на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров носит опережающий характер и направлена на обеспечение перспективных видов учебной деятельности в системе последипломного образования.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации в системе повышения квалификации фиксируются в индивидуальном плане слушателя. По итогам выполнения индивидуального плана повышения квалификации слушателю выдается государственный документ установленного образца:
- удостоверение о повышении квалификации
- для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме
от 72 до 100 часов;
- свидетельство о повышении квалификации
- для лиц, освоивших программу в объеме свыше 100 часов.
Инновационность, являющаяся одним из ключевых векторов развития факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров университета, отражается в растущей содержательной вариативности и уровневой дифференциации реализуемых образовательных программ. Формирование вариантных компонентов образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, при этом является средством
преодоления инерционности традиционных форм повышения квалификации при сохранении единых критериев качества системы дополнительного профессионального образования.
Библиографический список:
1. Виленский, М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе [Текст] / М. Я. Виленский. - М. : Пед. общество России, 2004. - 192 с.
2. Ищенко, Е. Новые подходы к формированию университетской образовательной среды
[Текст] / Е. Ищенко // Высшее образование в России. - 2008. - № 1. - С. 66-70.
3. Ключарев, Г. А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффективность, перспективы [Текст] / Г. А. Ключарев // СОЦИС. - 2010. - № 2. - с. 83-92
4. Мартыненко, О. О., Жукова, Н. В. Управление академической мобильностью в вузах [Текст] / О. О. Мартыненко, Н. В. Жукова // Университетское управление: практика и анализ. -2008.- № 1.- С. 65-75.
5. Садыкова, А. Р. Внеаудиторные формы поисково-творческого обучения педагогов [Текст] / А. Р. Садыкова // Высшее образование в России. - 2010.- № 8-9.- С. 148-151.
Преимущества реализации накопительно-модульной системы повышения квалификации педагогических кадров