Научная статья на тему 'Оценка обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры на основе построения баланса спроса и предложения на их услуги'

Оценка обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры на основе построения баланса спроса и предложения на их услуги Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1330
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ПОТРЕБНОСТИ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / SOCIAL INFRASTRUCTURE / REGION / NEEDS / DEMAND / SUPPLY / PROVISION / BALANCE OF INTERESTS / HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сычева Наталья Андреевна

Исследованы статистические показатели обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры. Доказана необходимость создания системы унифицированных показателей обеспеченности. Предложен подход к оценке обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры через соотношение спроса и предложения на их услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF PROVISION OF REGION BY SOCIAL INFRASTRUCTURE ON THE BASE OF CONSTRUCTION OF BALANCE OF DEMAND AND SUPPLY ON ITS SERVICERS

The statistic indicators of provision of regions by social infrastructure are investigated. The necessity of creation of system of unify indicators of provision is proved. The approach to estimate of provision of regions by social infrastructure on the base of correlation of demand and supply on its services is offered.

Текст научной работы на тему «Оценка обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры на основе построения баланса спроса и предложения на их услуги»

Article describes Tula State University Innovative Business Incubator activity in small business enterprises development and supporting innovative business startups before they are stable to make ROI. Problems and perspectives of their business activity are also considered.

Key words: business incubation, small companies, entrepreneurship.

Antsev Vitaliy Yurievich, doctor of technical sciences, professor, manager of department, anzev@tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Chadaev Yury Andreyevich, candidate of mathematics, vice-head of Sciences and Research department, Center of scientific and technological developments realization, director, crpp@tsu.tula.ru., Russia, Tula, Tula State University.

УДК 332.145

ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНА ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ БАЛАНСА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИХ УСЛУГИ

Н.А. Сычева

Исследованы статистические показатели обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры. Доказана необходимость создания системы унифицированных показателей обеспеченности. Предложен подход к оценке обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры через соотношение спроса и предложения на их услуги.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, регион, потребности, спрос, предложение, обеспеченность, баланс интересов, здравоохранение.

Для оценки степени удовлетворения людей в различных экономических благах (ресурсах) традиционно используют понятие «обеспеченность» [2]. Поэтому для понимания того, насколько население той или иной территории удовлетворяет свои потребности в объектах социальной инфраструктуры, ввести в региональный экономический словарь категорию «обеспеченность региона объектами социальной инфраструктуры».

На сегодняшний день в каждой отрасли социальной сферы (здравоохранении, образовании, культуре, физкультуре и социальном обеспечении и др.) сформировался целый арсенал статистических показателей, отражающих те или иные аспекты обеспеченности различных территорий (регионов и муниципальных образований) социальной инфраструктурой. В таблице приведена выборка этих показателей по отрасли «Здравоохранение», полученная автором из источников федеральной и ведомственной статистики [1, 3, 6]. Она показывает, что число показателей варьируется от

двух до шести в зависимости от укрупненного вида социальных объектов. Аналогичная ситуация, связанная с большим набором показателей, характеризующих обеспеченность регионов объектами социальной инфраструктуры, сложилась и в других отраслях социальной сферы.

При этом отраслевые показатели выражены в различных единицах измерения. Например, обеспеченность стационарными учреждениями -числом больничных коек, а амбулаторно-поликлиническими учреждениями - числом их посещений. Доля социальных объектов каждого вида, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии, соответствующим показателем в полной мере отражается только по отрасли «Культура». Эти примеры можно продолжать.

Выборка показателей, отражающих различные аспекты обеспеченности регионов России объектами отрасли «Здравоохранение»

Укрупненные виды объектов Показатели

1. Стационарные учреждения 1. Число больничных учреждений, центров, коек в них

2. Число больничных коек (обеспеченность) на 10 тыс. человек

3. Численность населения на одну больничную койку

4. Оборот койки, человек в год на 1 койку

5. Число дневных стационаров, мест в них

6. Обеспеченность местами в дневных стационарах на 10 тыс. населения

2. Амбулаторно-поликлинические учреждения 1. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену на 10 тыс. населения

2. Среднее число посещений лечебно-профилактического учреждения на 1 жителя

3. Станции скорой медицинской помощи 1. Число станций (отделений) скорой медицинской помощи

2. Оснащение станций (отделений) скорой медицинской помощи автомобилями

4. Дома ребенка 1. Число домов ребенка, количество мест в домах ребенка

5. Санаторно-курортные учреждения 1. Число коек (мест) в санаторно-курортных организациях

2. Число санаторно-курортных организаций

3. Число санаториев для взрослых, пансионатов с лечением, санаториев - профилакториев и детских санаториев

По всей отрасли Доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе государственных (муниципальных) учреждений

Такое разнообразие показателей препятствует межотраслевому и внутриотраслевому сравнению состояния социальных объектов различных отраслей и ставит перед необходимостью разработки системы единообразных, т.е. унифицированных, показателей оценки состояния инфраструктуры различных отраслей социальной сферы. Поэтому следует обратиться к поиску общих точек соприкосновения экономических характеристик разных социальных объектов региона.

Основным связующим звеном между всеми ними являются экономические субъекты, в процессе своей деятельности в той или иной степени принимающие участие в их функционировании. Главным из этих субъектов является потребитель социальных услуг, т.е. население региона, на территории которого расположены эти объекты. Именно он формирует рыночный и нерыночный спрос на социальные услуги (при своих ограниченных финансовых возможностях на потребительские расходы).

В свою очередь, субъектом предложения выступают отраслевые органы федеральной, региональной и муниципальной власти как учредители социальных организаций в зависимости от возложенных на них функций государственного или муниципального управления, финансирующие их деятельность. Социальный интерес органов власти состоит в наиболее полном удовлетворении спроса потребителя, но при ограниченных бюджетных ресурсах, потому что, как справедливо было отмечено Л.Л. Тонышевой и Л.Ю. Бородатовой, социальная инфраструктура работает «.. .на формирование перспективных социальных форм жизнедеятельности и экономический рост территории» [5]. Хозяйствующие субъекты также могут являться субъектом предложения социальных услуг, но реализуемых на более качественно-высоком уровне и для более узкого -платежеспособного сегмента населения. Их экономический интерес сводится к быстрой окупаемости и высокой доходности вкладываемых инвестиций в объекты социальной инфраструктуры, реализуемых в том числе на основе публично-частного партнерства.

Согласование интересов населения и органов власти происходит при достижении баланса спроса и предложения на услуги социальной инфраструктуры. С позиции концепции мотивационного управления экономическими ресурсами [4] структуризация экономических интересов для участников процесса развития объектов социальной инфраструктуры (ОСИ) представлена на рис. 1.

Уровень соотношения объемов спроса и предложения в объектах социальной инфраструктуры показывает уровень отклонения от стопроцентного, соответствующего идеальному, т.е. равновесному значению обеспеченности территории объектами социальной инфраструктуры, и может стать главным параметром, связывающим разные отраслевые характеристики социальной инфраструктуры регионов и их муниципальных образований.

В свою очередь, обеспеченность объектами социальной инфра-

структуры может быть выражена системой соответствующих показателей, которые с позиции потребителей и органов власти должны отвечать трем условиям использования: возможности; безопасности и эффективности.

Первое условие должно описываться характеристикой количества объектов социальной инфраструктуры. Например, для дошкольных образовательных организаций им может выступать показатель обеспеченности местами, рассчитываемый как отношение числа располагаемых мест к числу мест, требующихся для удовлетворения спроса на дошкольные образовательные организации.

Действия носителя интереса

Конкретные формы выражения эко н о мич е ски х интересов

Согласование

экономических

интересов

Время действия интереса

к>

Органы власти всех уровней

Ф ор мир ов ани е достаточного предложения (8) при

ограниченных бюджетных расходах

Потребители (население региона)

Повышение качества жизни населения на основе развития ОСИ Удовлетворение потребностей в ОСИ

г г

Удовлетворение спроса (I)) на ОСИ при ограниченных п отр е б итель ских расходах

>

Бюджетные Потребительские

расходы (Не) расходы (11,,)

Постоянно с момента образования социального объекта

Постоянно в процессе

жизнедеятельности

потребителей

Рис.1. Схема структуризации интересов населения и органов власти региона как основа построения баланса спроса и предложения на объекты социальной инфраструктуры

Два следующих условия можно описать с помощью двух других показателей обеспеченности: уровня потребности объектов социальной инфраструктуры в капитальном ремонте и уровня оснащения материально-технической базы социальных объектов. В качестве первого показателя можно использовать отношение количества социальных объектов, не требующих проведения капитального ремонта к общему количеству этих объектов.

Для расчета обеспеченности по оснащению материально-технической базы необходимо рассчитать интегральный показатель, включающий в себя набор отраслевых показателей для характеристики оснащения социальных объектов отдельными элементами и также сопоставить их с располагаемым количеством объектов. Так, для тех же дошкольных образовательных организаций в качестве таких элементов могут быть приняты музыкальные, физкультурные залы, зимние сады, изоляторы и персональные компьютеры, доступные для использования детьми.

Тогда объект спроса и предложения будет описан с помощью показателей, отражающих количество и качество услуг, оказываемых социальными объектами. Если обеспеченность по объему или качеству оказываемых социальных услуг объектами конкретной отрасли в регионе составила, например, 0,7, то это означает, что для полного удовлетворения потребности населения в этих объектах необходимо повысить их располагаемый ресурс на 30 %.

Система предложенных унифицированных показателей обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, описывающих объект спроса и предложения, представлена на рис.2.

Рис.2. Система показателей обеспеченности объектами социальной инфраструктуры региона с позиции соотношения спроса и предложения на социальные услуги

Введение единообразного подхода к оценке обеспеченности территорий объектами социальной инфраструктуры позволяет выявить уровень диспропорций в развитии различных социальных отраслей, (например, в образовании в целом и здравоохранении в целом) и в рамках укрупненных групп объектов социальной инфраструктуры (например, в дошкольном и общем образовании) и разработать соответствующие мероприятия по их снижению.

Список литературы

1. Здравоохранение в России. 2013: етат.сб./Росстат. М., 2013. 380с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991. 917 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. / Росстат. М., 2014. 900 с.

4. Сычева И.В. О концепции мотивационного управления экономическими ресурсами региона // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып.4. Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 265-269

5. Тонышева Л.Л., Бородатова Л.Ю.Социальная инфраструктура в условиях пространственной трансформации экономики региона // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 4. С. 40-44.

6. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedstat.ru/indicators/ start.do (дата обращения: 20.12.2015).

Сычева Наталья Андреевна, аспирант, sychova15@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

ESTIMATION OF PROVISION OF REGION BY SOCIAL INFRASTRUCTURE ON THE BASE OF CONSTRUCTION OF BALANCE OF DEMAND AND SUPPLY ON ITS

SERVICERS

N.A. Sychova

The statistic indicators of provision of regions by social infrastructure are investigated. The necessity of creation of system of unify indicators of provision is proved. The approach to estimate of provision of regions by social infrastructure on the base of correlation of demand and supply on its services is offered.

Key words: social infrastructure, region, needs, demand, supply, provision, balance of interests, health.

Sychova Natalia Andreevna, post graduate, sychova15@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.