Научная статья на тему 'К выработке критериальных положений эффективных государственных программ субъекта федерации социальной направленности'

К выработке критериальных положений эффективных государственных программ субъекта федерации социальной направленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / GOVERNMENT PROGRAM / BUDGET EXPENSES / PROGRAM AND PURPOSE ORIENTED PLANNING / SOCIAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева Наталья Андреевна

Исследована эволюция содержания государственных программ и объема их финансового обеспечения из расходов федерального бюджета. Выявлены проблемы разработки и реализации государственных программ субъектов федерации социальной направленности. Разработаны критерии создания эффективной государственной программы субъекта федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сычева Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO ELABORATION OF CRITERIONS OF EFFECTIVE GOVERNMENT PROGRAMS OF SOCIAL DIRECTION OF A REGION

The evolution of content of government programs and volume of its financial provision from expenses offederal budget is investigated. The problems of elaboration and realization of government programs of social direction of regions are revealed. The criterions of creation of effective government program of a region are elaborated.

Текст научной работы на тему «К выработке критериальных положений эффективных государственных программ субъекта федерации социальной направленности»

УДК 332.14:338:28:316.334.3

К ВЫРАБОТКЕ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЭФФЕКТИВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Н.А. Сычева

Исследована эволюция содержания государственных программ и объема их финансового обеспечения из расходов федерального бюджета. Выявлены проблемы разработки и реализации государственных программ субъектов федерации социальной направленности. Разработаны критерии создания эффективной государственной программы субъекта федерации.

Ключевые слова: государственная программа, бюджетные расходы, программно-целевое планирование, социальная инфраструктура.

С 2014 года государственные программы занимают центральное место в системе государственного стратегического планирования Российской Федерации, выступая основным инструментом реализации программно-целевого планирования и бюджетирования. Если в документах стратегического планирования в рамках целеполагания и прогнозирования намечены общие цели, задачи, направления развития отраслей социальной сферы, то в государственных программах целевые установки подкреплены конкретными мероприятиями, источниками и объемами финансирования. Более того, в зависимости от анализа изменений экономической, политической, демографической ситуаций происходит их постоянная корректировка, так называемая актуализация. Поэтому на сегодняшний день государственные программы являются наиболее гибким из инструментов стратегического планирования, одновременно осуществляющим мониторинг расходования бюджетных средств.

В соответствии с этим бюджеты всех уровней постепенно начали формироваться в новом «программном» формате на основе государственных (муниципальных) программ. Так, например, на федеральном уровне социальные расходы распределены по 42 госпрограммам в рамках пяти направлений социально-экономического развития страны, содержащим перечень мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, выраженных через определенные показатели, по которым потом идет оценка эффективности и результативности их реализации. Объем финансового обеспечения реализации государственных программ Российской Федерации в 2014 г. составил порядка 97% общего объема расходов федерального бюджета. Тульская область вышла на показатель в 94 % охвата бюджета государственными программами, хотя еще в 2010 г. этот показатель не превышал 12 %. В таблице показана эволюция включения программного обеспечения в расходы федерального бюджета и бюджета субъекта на примере Тульской области.

Эволюция включения программного обеспечения в расходы федерального бюджета России и бюджета субъекта федерации

Уровень планирования 1995 - 2013гг. с 2014 г.

Бюджетные целевые программы Охват бюджета Государ ственные программы Охват бюджета

Российская Федерация - Федеральные целевые программы Российской Федерации - Ведомственные целевые программы Российской Федерации Не более 20% - Государственные программы Российской Федерации (включая действующие федеральные целевые программы) Порядка 97%

Тульская область - Долгосрочные целевые программы субъекта федерации - Ведомственные целевые программы субъекта федерации Не более 15% - Государственные программы субъекта федерации (включая ведомственные целевые программы) Порядка 94%

В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ в декабре 2014 г. было указано, что бюджетные расходы должны отвечать требованиям бережливости, максимальной отдачи, правильного выбора приоритетов и учета текущей экономической ситуации. Учитывая программный характер бюджетов, эти критерии можно вполне отнести и к госпрограммам. Однако для практического применения поставленных требований необходимо обратить внимание на ряд проблем разработки и реализации государственных программ субъектов федерации.

Во-первых, имеет место несогласованность между целями и индикаторами госпрограмм, по которым идет оценка эффективности и результативности их реализации. Так, в подпрограмме «Развитие общего образования» государственной программы «Развитие образования Тульской области» до 2020 г. [1] понятие доступности, заложенное в цели подпрограммы, не отражается в ее целевых индикаторах, несмотря на то, что в анализе содержания проблемы уделено внимание необходимости проведения текущих и капитальных ремонтов зданий школ, а в перечень мероприятий включено строительство новых школ в различных муниципальных образованиях.

Во-вторых, целевые показатели региональных государственных программ разработаны не по всем подотраслям социальной сферы. Например, в государственной программе «Развитие культуры и туризма Тульской области» до 2020 г. в рамках подпрограммы «Сохранение и развитие традиционной народной культуры, промыслов и ремесел» [2] предусмотрена в числе мероприятий грантовая поддержка парков культуры и отдыха муниципальных образований Тульской области, но нет ни одного целевого индикатора,

по которому можно было бы оценить количественный результат такого финансирования. При этом в одноименной государственной программе Российской Федерации в подпрограмме «Наследие» стоят такие целевые показатели как средняя численность посетителей платных мероприятий парков на 1 тыс. чел., площадь парков в расчете на 1 чел. Логично было бы использовать эти показатели и на уровне регионов. Таким образом, имеет место рассогласование государственных и региональных госпрограмм.

В-третьих, на региональном уровне нет данных о состоянии муниципальных объектов социальной инфраструктуры. Включение объектов в региональные государственные программы происходит на основе запроса данных от муниципальных образований. Сверка региональными органами власти получаемой информации с фактическим состоянием объектов иногда показывает искажение их реального состояния объектов. Более того, зачастую именно те объекты, которые стоило бы включить в госпрограмму, остаются незамеченными ввиду отсутствия у руководства социальных бюджетных учреждений мотивации к получению средств из-за непонимания процедуры включения в соответствующую государственную программу.

В-четвертых, отсутствует анализ приоритетности программных мероприятий для региона, что приводит к недостаточному финансированию госпрограмм, а отсюда и софинанисрованию из федерального бюджета, т.е. к так называемому «размазыванию средств», когда заложен принцип «везде по чуть-чуть».

Выявленные проблемы позволили выработать следующие критерии эффективной государственной программы субъекта федерации.

1. Публичность и прозрачность процедуры формирования и реализации государственных программ, когда ясны этапы, процессы, участники и документооборот на каждой стадии жизненного цикла программ.

2. Соответствие уровня финансирования фактическим потребностям развития социальной инфраструктуры, предполагающее наличие хотя бы приблизительных оценочных данных о требуемой сумме финансирования комплекса мероприятий по модернизации каждого объекта социальной инфраструктуры, требующего инвестиционных вложений. Это можно реализовать на основе сбора и накопления данных по инвентаризации всех объектов социальной инфраструктуры в разрезе муниципальных образований у региональных органов власти с учетом физического износа и технического оснащения для принятия обоснованного решения в сравнительном отборе объектов социальной инфраструктуры для включения в государственную программу субъекта федерации.

3. Акцент на профилактике срыва мероприятий государственных программ, предполагающей анализ учета рисков при их включении в государственную программу.

4. Мотивация, компетентность и персональная ответственность управленческого персонала для вхождения руководимых ими бюджетных

организаций социальной сферы в региональные государственные программы.

5. Расстановка приоритетов финансирования госпрограмм, учитывая, что концентрация ресурсов позволяет повысить качество управления госпрограммой: достичь целевых индикаторов и освоить бюджетные средства, а также получить больший уровень софинансирования из федерального бюджета.

6. Учет общественного мнения при актуализации каждого из последующих этапов жизненного цикла государственной программы. Для этого необходимо проведение периодических опросов населения об их мнении по обеспеченности территорий объектами социальной инфраструктуры, как в количественном, так и в качественном срезах. Учитывая, что затраты на такие запросы значительны, можно привлекать студентов региональных вузов, обучающихся по социальному и экономическому направлениям для выполнения ими в последующем на базу собранных материалов курсовых и выпускных квалификационных работ. Такая работа имела место в 2013г. и 2014г. в ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» [3]. Более тысячи опрошенных в качестве болевых точек состояния социальной инфраструктуры назвали детские дошкольные учреждения, станции скорой помощи, парки культуры и отдыха полустационарные объекты социального обслуживания населения.

Внедрение данных положений в практику разработки и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации социальной направленности позволит более прозрачно формировать и более полно концентрировать ресурсы на финансирование программ, учитывая интересы всех заинтересованных сторон, и прежде всего - населения и органов власти. При этом, на наш взгляд, эффективность и результативность реализации государственных программ во многом зависит от качества выполнения первого этапа управления их жизненным циклом - планирования, и только затем от организации и мониторинга уровня их фактического выполнения, дающих основу для актуализации программ в связи с изменяющимися условиями вешней и внутренней среды.

Список литературы

1. Об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие образования Тульской области»: Постановление правительства Тульской области от 19.11.2013 г. № 637.

2. Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие культуры и туризма Тульской области: Постановление правительства Тульской области от 05.11.2013 № 619.

3. Сычева И.В., Сычева Н.А. Стратегическое планирование развития социальной инфраструктуры региона. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 203с.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru

5. Портал Правительства Тульской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tularegion.ru

Сычева Наталья Андреевна, аспирант, sychova15@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

TO ELABORATION OF CRITERTONS OF EFFECTIVE GOVERNMENT PROGRAMS

OF SOCIAL DIRECTION OF A REGION

N.A Sychova

The evolution of content of government programs and volume of its financial provision from expenses offederal budget is investigated. The problems of elaboration and realization of government programs of social direction of regions are revealed. The criterions of creation of effective government program of a region are elaborated.

Key words: government program, budget expenses, program and purpose oriented planning, social infrastructure.

Sychova Natalia Andreevna, graduate student, sychova15@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 336

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ

ЕГО ОЦЕНКИ

Л.И. Шинкарёва, М.Е. Садочков

Рассмотрены подходы к проведению диагностики финансового кризиса и угрозы банкротства предприятия. Рассмотрены система экспресс - диагностики финансового кризиса и система фундаментальной диагностики финансового кризиса. Выделены основные этапы процесса диагностики. Для проведения диагностики финансового состояния предприятия предлагается использовать алгоритм.

Ключевые слова: предприятие, финансовое состояние, диагностика, метод оценки, подход.

Анализ кризисных явлений в экономике предприятий показывает, что главную роль в антикризисном управлении предприятием играет распознавание её кризисного состояния с требуемым уровнем достоверности для своевременного принятия мер по предупреждению и предотвращению кризиса. В связи с этим возникает актуальность проблемы качественной диагностики финансового состояния предприятия, определения причин возникновения кризиса на предприятии и мероприятий по улучшению состояния в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.